Разное

Раннее развитие детей до 1 года методики: Раннее развитие детей с рождения до года: методики

Содержание

Методики раннего развития ребенка. Популярные методики раннего развития детей

Дорогие родители, папы и мамы! Ни для кого не секрет, что большинство любящих родителей (в первую очередь, конечно же, мамочек) стремятся с раннего возраста полноценно развивать своё чадо. Когда оно подрастёт, тогда уже можно довериться профессионалам. Но о последнем как-нибудь в другой раз. В нашей статье речь пойдёт о том, как правильно развивать ребёнка в домашних условиях, какие методики раннего развития лучше всего использовать. Их существует великое множество (про каждую можно написать отдельную книгу). Но мы рассмотрим самые популярные методики раннего развития ребенка, которые уже успели зарекомендовать себя среди родителей и педагогов:

  • Система Марии Монтессори;
  • Кубики Зайцева;
  • Система Никитиных;
  • Метод Гленна Домана;
  • Система, разработанная Сесиль Лупан.

В статье мы постараемся охарактеризовать каждую из них, рассказать об их плюсах и минусах. Пойдём по порядку. Однако сначала небольшой совет: какую бы методику раннего развития вы не выберете для своего чада, начинать заниматься лучше всего в следующий возрастной промежуток (полтора-три года). Почему? Многие ученые пришли к выводу, что именно в этом возрасте у человека наступает пик развития умственных способностей (а также способностей к различным видам творчества). И ваши занятия принесут малышу огромную пользу. Ну а теперь приступаем.

Методика раннего развития по системе Марии Монтессори

Начнем с самой популярной методики раннего развития, разработанной педагогом Марией Монтессори. В чем конкретно она заключается? Всё в ней зависит от выбора именно ребёнка, а не родителя и не педагога. Что же касается родителей, то у них задача заключается в следующем: чтобы ребёнок полноценно развивался, надо организовать соответствующие условия для этого. Организовать пространство, где он живет так, чтобы ему было легко быть как бы «взрослым» в маленьком мире. Девиз данного обучения «Помоги мне сделать это самому». И здесь очень пригодятся специальные материалы – специальные коврики для гимнастики, различный сенсорный материал, предметы для изучения формы и многое другое. Необходимо использовать специальные пособия. С их помощью ребёнок сможет выучить различные цвета, формы, величины, поймёт, как устроен окружающий мир. Однако данное обучение имеет и довольно значительный недостаток: в ней отсутствуют игры (ролевые и спонтанные). А ведь они играют далеко не последнюю роль в развитии ребёнка. Да и не для всех детей данная методика подойдёт. Её можно использовать только в том случае, если ваш ребёнок вдумчивый, усидчивый, может подолгу сосредотачиваться на чём-либо одном.

Обучение по методике раннего развития Зайцева

Теперь поговорим о кубиках Зайцева. Они предназначены для обучения ребёнка чтению (приблизительно с двух лет). Также данная популярная методика раннего развития используется и в лечебных целях: её часто используют при работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, различными психоневрологическими проблемами, а ещё с аутистами. При обучении используются кубики, а также различные таблицы и музыкальные записи. Последние нужны для следующего: под них дети пропевают части слов. Если вы будете использовать данную систему, у вашего ребёнка улучшится речь, он запомнит много слов, разовьется способность к логическому мышлению, сформируется способность к концентрации и работе самостоятельно. Однако некоторые считают, что такая система обучения потом мешает детям учиться в школе (они с трудом осваивают морфемный и фонетический разборы слова).

Методика раннего развития семьи Никитиных

Переходим к системе Никитиных. Она состоит из различных спортивных и развивающих упражнений. Расположены они следующим образом: от более простого к более сложному упражнению. Основным правилом этой популярной методики раннего развития ребенка является – дети занимаются столько, сколько хотят, а родители не мешают им и не помогают. И делать за ребёнка ничего не надо. Пусть ошибается, иначе ничему не научится. Если вы видите, что ребёнку сложно выполнить какое-либо задание, то временно отложите его, вернётесь позже. Спорту в этой методике уделяется особое внимание. Закаливание, ежедневная зарядка и в доме должно быть оборудовано место для спорта. Благодаря данной популярной методике раннего развития, ваше чадо научится правильно организовывать своё время, вырастет закалённым, у него будет отлично развита спортивная подготовка. Но (к сожалению) данная методика не предусматривает индивидуального подхода к каждому ребёнку, развитию речи и сюжетно-ролевым играм в ней уделяется катастрофически мало внимания. А творчество в данной системе исключено совсем.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика предназначена для обучения детей с заболеваниями нервной системы. Покажите ребёнку карточку с изображением и названием какого-либо предмета (это надо сделать примерно 1-2 секунды). Ребёнок запомнит всё на подсознательном уровне. Впоследствии он сможет заучить и гораздо больший объём информации. Но не переборщите: от избытка информации дети устают, начнут капризничать, потеряют интерес к учёбе.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Последняя популярная методика раннего развития ребенка придумана и разработана Сесиль Лупан. Главное в ней следующее: основной акцент делается на интересе ребёнка к окружающему миру. Ребёнок должен сам хотеть получать необходимые знания. Автор основывается на своём личном опыте (работе с собственными детьми). Налицо индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также данная методика раннего развития никаких специальных пособий не предусматривает. Для обучения родители могут использовать всё, что попадётся им под руку. Но вот с чем некоторые не согласны, так это с тем, что Сесиль Лупан рекомендует обучать ребенка плаванию практически с самого рождения. Но здесь решайте сами.

Выбирайте именно ту методику раннего развития, которая близка вашему ребёнку. Ориентируйтесь только на него, не на себя. Хорошие результаты не замедлят себя ждать.

Поделиться советом с друзьями

Раннее развитие детей. Из каких методик выбирать?

Сегодня родители стремятся развивать своих детей практически с пеленок. И не удивительно, куда не посмотри – сплошные развивающие центры, онлайн и офлайн-курсы, приложения, методики, книжки и многое другое. Желание «успеть до 3 лет» приводит к стрессу не только родителей, но и детей. Но действительно ли все это нужно маленькому человеку и как выбрать лучшие методики раннего развития для своего чада? В статье отвечаем на эти вопросы и разбираемся, что такое раннее развитие, для чего оно нужно и какие способы для этого есть.

Проще говоря, это подготовка ребенка к эффективному усвоению знаний и навыков сначала в детском саду, потом в школе. Сюда можно отнести развитие мышления, воображения, тренировку внимания, памяти и речи, а также раннее обучение чтению.

Ранним, считается развитие, когда родители начинают заниматься с ребенком от рождения до 3–4 лет. И здесь важно выбрать именно те способы, которые будут комфортны и родителям и малышу. Потому что не у всех родителей есть на это свободное время и не все направления откликаются детям.

Начнем с методик. Нужны ли они вообще и какая из них лучшая? Сегодня популярностью пользуются следующие: Монтессори, Никитиных, Зайцева, Вальдорфская, Лупан и другие.

Если ставить целью вырастить из ребенка гения, то на методики раннего развития возлагать надежды не стоит. Если бы существовала такая программа, благодаря которой из детей получались нобелевские лауреаты, то о ней уже давно стало бы широко известно.

Но, если ваша задача – вырастить из чада всестороннее развитую и гармоничную личность, то интересные и разнообразные занятия будут вам в помощь. Только заставлять ребенка и придерживаться строгих принципов в этом случае не стоит.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Подходит для детей от 3 лет.

В основе подхода лежит идея самообразования ребенка. Маме и папе нужно наблюдать и подмечать, что ребенку интересно и создавать условия, чтобы он сам развивался в этом направлении. Малышу дается свобода выбора, и он может сам находить себе занятия по душе. Зачастую в таких условиях детей не нужно заставлять учиться, они искренне заинтересованы в деятельности и занимаются с удовольствием.

Плюсы:
  • Развивается внимательность, наблюдательность, самостоятельность и дисциплина.
  • Тренируется мелкая моторика рук.
  • Развивается логика и аналитическое мышление.
Минусы:
  • На занятиях практически не уделяется внимание развитию творческих способностей и эмоционального интеллекта.
  • Нет сюжетно-ролевых игр, которые так необходимы для развития интеллекта ребенка.
  • Детям, которые занимаются по этой методике тяжелее привыкать к детскому саду и школе, так как в группах нет таких строгих правил и дисциплины.

Методика Никитиных

Рассчитана на детей от 2 до 17 лет.

Основным принципом методики является свобода творчества. Здесь можно сочетать спорт и другие виды деятельности и заниматься столько, сколько хочешь. Причем спорту уделяется очень большое внимание: обязательные составляющие методики – зарядка и закаливание с самого рождения. Родителям нужно лишь помогать ребенку, но ни в коем случае не заставлять. Детям должно быть интересно все, что они делают, тогда занятия будут приносить результат.

Плюсы:
  • Методика хорошо подходит для домашнего обучения. Каждый родитель может ее освоить и заниматься со своим ребенком дома.
  • Ребенок развивается умственно и физически.
  • Система помогает привыкнуть к грамотному распределению времени в течении дня и тайм-менеджменту.
Минусы:
  • Нет индивидуального подхода к ребенку.
  • Мало внимания уделяется развитию творческих способностей и речи.
  • Методы закаливания подойдут далеко не каждому ребенку: обливание холодной водой, пробежки босиком по снегу.

Методика Николая Зайцева

Подходит для детей с рождения и до 10 лет.

Методика Зайцева у всех на слуху благодаря своей популярности среди способов обучения чтению. Для этого используются специальные кубики со складами (согласная + гласная), которые написаны на гранях. Родители с детьми играют с кубиками и учат их читать.

Плюсы:
  • Ребенок быстро учится читать.
  • Развивается зрительная память.
  • Дети учатся мыслить творчески.
Минусы:
  • Мало внимания уделяется развитию моторики рук.
  • Нет работы со звуком.
  • Родитель должен обязательно участвовать в обучении, чтобы ребенок все делал правильно.

Вальдорфская система

Подходит ребятам 6 – 17 лет.

По принципам данной методики у ребенка должно быть детство. Не стоит его нагружать обучением чтению и письму до 7 – 8 лет, а стоит уделять внимание творческому развитию. Ребенок играет с природными материалами: веточками, соломой, шишками, желудями и учится придумывать и творит. Методика не предполагает использования гаджетов и интернета, благодаря чему у детей хорошо развивается воображение, критическое мышление и творческие способности.

Плюсы:
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей личности.
  • Педагог является для ребенка другом. Хотите узнать хорошо это или плохо?
  • У ребенка развивается творческое мышление, которое в дальнейшем помогает ему легче осваивать точные науки.
  • Дети учатся работать в команде и креативно мыслить, также как на курсе Soft Skills в онлайн-школе Kidskey.
  • И так же, как и в Kidskey, детям не ставят оценок, благодаря чему они максимально сосредоточены на процессе, а не на получении высокого балла. Именно глубокая вовлеченность на занятиях быстрее приводит к результату.
Минусы:
  • Эта методика больше подходит, как дополнительная к основному обучению, потому что знаний, которые получает ребенок, недостаточно для поступления в вузы.
  • Некоторые родители считают, что условия воспитания и развития по этой методике слишком мягкие и не готовят ребенка к реальной жизни и учебе со сложностями и препятствиями.

Методика Сесиль Лупан

Для детей от 0 до 5 лет.

Предполагает тесное общение между родителями и ребенком, где акцент делается не на опеке, а именно на внимании. Внимание – это не просто забота о базовых потребностях ребенка, а познавательное общение и помощь в развитии творческих способностей и талантов малыша.

Плюсы:
  • Ребенок одновременно развивается умственно, физически и эмоционально.
  • Учится адекватно воспринимать себя и окружающий мир.
  • Учится и развивается через органы чувств, свои ощущения.
Минусы:
  • У родителей должно быть очень много свободного времени, чем мало кто может похвастаться в современных реалиях.
  • Родители должны иметь желание, терпение и хорошее настроение, чтобы качественно развивать ребенка.
  • Придется самостоятельно выстраивать систему и придерживаться ее, чтобы занятия давали результат.

Как видите, у каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но, пожалуй, главный недостаток в том, что развитие ребенка полностью ложится на родительские плечи. А здесь нужно иметь не только свободное время, фантазию и желание, но и уметь ребенка заинтересовать, вовлечь в процесс. Так как по рассказам родителей наших учеников, есть такие дети, перед которыми как бы мамы не «плясали с бубнами», они не хотят заниматься с ними и все. И ситуация меняется только тогда, когда к делу подключается человек со стороны. В нашем случае – профессиональный педагог. А еще когда занятия проходят онлайн в формате игры, многих вообще не оторвать. Тот случай, когда гаджеты используются во благо.

В заключении хотим ответить на вопрос, который мы затрагивали в начале статьи: нужны ли вообще методики раннего развития детей или можно оставить ребенка в покое до детского сада или школы? Мнение педагогов онлайн-школы Kidskey – однозначно нужны! Но занятия должны быть комфортны и родителям, и ребенку.

Развить творческое мышление, научиться читать, писать и подготовиться к школе ваш ребенок сможет на онлайн-курсах в Kidskey. Занятия подходят на нашей собственной платформе для детей от 4 лет, а первый урок абсолютно бесплатный.

Давайте растить будущих гениев вместе!

Раннее развитие | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ

Первые три года подготовили почву для успеха на всю жизнь.

В первые месяцы и годы жизни архитектура мозга строится с беспрецедентной скоростью в ответ на взращивание раннего опыта. Заботливые взрослые имеют прекрасную возможность воспитывать в детях чувство доверия и безопасности, что помогает малышам обрести чувство собственного достоинства и стать уверенными исследователями.

Исследования показывают, что для обеспечения хорошего старта в жизни всем младенцам и детям ясельного возраста необходимо крепкое здоровье, крепкие семьи и положительный опыт раннего обучения.

Перейти к:

Раннее развитие детей во многом зависит от психического здоровья взрослых, которые о них заботятся.

Почему это важно

Оптимальное развитие ребенка, в том числе в перинатальный период, основано на ощущении безопасности, защищенности и любви.

Основные опекуны должны быть способны настроиться, постоянно удовлетворять потребности своего ребенка и развивать здоровую привязанность, хотя эти отношения часто зависят от собственного психического здоровья и благополучия опекунов.

Здоровое развитие не всегда ясно для младенцев и малышей. Раннее выявление и вмешательство для детей с задержкой развития или инвалидностью может улучшить когнитивные и социальные навыки, привести к более высоким достижениям и большей независимости, а также способствовать компетентности и благополучию семьи.

В цифрах

Раннее выявление и вмешательство более эффективно и менее затратно.

16-18%

Приблизительно от 16% до 18% детей имеют инвалидность или задержку развития.

Младенцы и дети ясельного возраста, подвергшиеся жестокому обращению, в шесть раз чаще, чем население в целом, имеют задержку развития.

1 из 3

1 из 3 младенцев и детей ясельного возраста, которым были оказаны услуги раннего вмешательства, впоследствии не проявляли инвалидности и не нуждались в специальном обучении в дошкольных учреждениях.

Источник: ZERO TO THREE (8 февраля 2010 г.). Воплощая надежду в реальность: раннее вмешательство для младенцев и детей ясельного возраста с ограниченными возможностями.

Наука говорит нам, что ранний опыт действительно имеет значение, а связи, которые у нас есть с опекунами в нашей жизни, действительно меняют то, как мы видим и понимаем мир. ZERO TO THREE занимает уникальное место в ландшафте раннего детства. Мы ориентируемся на относительно небольшой возрастной диапазон, но наш охват широк — от семьи до политик и всех условий обслуживания, которые касаются жизни младенцев. Говоря о потребностях младенцев, мы не оставляем камня на камне.

Бренда Джонс Харден, доктор философии

Политики должны понимать критические ранние годы.

Примите меры для детей

Наше влияние

Мы используем доказательную базу для разработки ресурсов раннего развития для родителей, специалистов и политиков.

Благодаря регулярным возможностям профессионального развития и нашему журналу ZERO TO THREE Journal мы предоставляем специалистам в области раннего детства последние исследования в области науки о раннем развитии. Наша команда экспертов работает над повышением осведомленности родителей и поставщиков услуг раннего вмешательства, а также выступает за расширение этих услуг для удовлетворения всех нуждающихся детей.

У нас есть обширная библиотека ресурсов для раннего развития, в том числе наш последний подкаст The Earlyest, в котором основное внимание уделяется роли опекунов и психического здоровья младенцев в раннем развитии.

Связанные ресурсы

Жаждете последних новостей в области развития детей младшего возраста?

Ознакомьтесь с нашей библиотекой Journal с возможностью зарабатывать кредиты непрерывного образования (CEU) только за чтение. Или станьте участником ZERO TO THREE, чтобы получить бесплатный доступ ко всем Журнал статей.

изучить последний выпуск

Развитие мозга — сначала самое главное

С рождения до 5 лет мозг ребенка развивается больше, чем в любой другой период жизни. А раннее развитие мозга оказывает длительное влияние на способность ребенка учиться и преуспевать в школе и жизни. Качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни — положительное или отрицательное — помогает формировать развитие его мозга.

Посмотрите наше видео о развитии мозга в раннем детстве:

90% роста мозга происходит до детского сада

При рождении средний мозг ребенка составляет примерно четверть размера среднего мозга взрослого человека. Невероятно, но за первый год он удваивается. К 3 годам он продолжает увеличиваться примерно до 80% размера взрослого человека, а к 5 годам — почти до 90%.

Мозг — это командный центр человеческого тела. Новорожденный ребенок имеет все клетки мозга (нейроны), которые будут у него до конца жизни, но на самом деле именно связи между этими клетками заставляют мозг работать. Мозговые связи позволяют нам двигаться, думать, общаться и делать практически все. Ранние детские годы имеют решающее значение для установления этих связей. Каждую секунду создается не менее миллиона новых нейронных соединений (синапсов), больше, чем когда-либо в жизни.

Различные области мозга отвечают за различные способности, такие как движение, речь и эмоции, и развиваются с разной скоростью. Развитие мозга строится само на себе, поскольку связи в конечном итоге связываются друг с другом более сложным образом. Это позволяет ребенку двигаться, говорить и думать более сложными способами.

Ранние годы — лучшая возможность для детского мозга развить связи, необходимые ему, чтобы стать здоровым, способным и успешным взрослым. Связи, необходимые для многих важных способностей более высокого уровня, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем и общение, формируются в эти ранние годы — или не формируются. Эти важные мозговые связи гораздо труднее сформировать в более позднем возрасте.

Как строятся мозговые связи

С самого рождения у детей формируются мозговые связи через повседневный опыт. Они формируются благодаря позитивному взаимодействию со своими родителями и опекунами, а также благодаря использованию своих чувств для взаимодействия с миром. Ежедневный опыт маленького ребенка определяет, какие мозговые связи развиваются, а какие остаются на всю жизнь. Количество и качество заботы, стимуляции и взаимодействия, которые они получают в первые годы жизни, имеют большое значение.

Забота, отзывчивые отношения

Отношения ребенка со взрослыми в его жизни оказывают наибольшее влияние на развитие его мозга. Любящие отношения с отзывчивыми, надежными взрослыми необходимы для здорового развития ребенка. Эти отношения начинаются дома, с родителями и семьей, но также включают воспитателей, учителей и других членов сообщества.

С самого рождения маленькие дети приглашают на общение со своими родителями и другими взрослыми опекунами. Младенцы делают это, воркуя, улыбаясь и плача. Малыши сообщают о своих потребностях и интересах более непосредственно. Каждое из этих маленьких приглашений дает воспитателю возможность откликнуться на потребности ребенка. Этот процесс «подать и вернуть» является фундаментальным для работы мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *