Разное

Произвольность поведения у дошкольников: Формирование произвольного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование произвольного поведения у детей дошкольного возраста

Литвинова Е.Е. Формирование произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 01.01.2023).

Заказ № 58091


 

Любой человек, в том числе и ребенок, имеет возможность осмысленно управлять и держать под контролем свое поведение. Но этому нужно учить ребенка.

По мнению Е.О. Смирновой понятие произвольности связано с волей человека:

  1. Случайноевоздействие задается взрослым, а ребенокимеет возможностьбрать на себяили же не брать на себя его.
  2. Произвольное действие опосредованно, его формирование требует введения определенных средств.
  3. Произвольность складывается методом тренировок [2].

Из исследования Е.О. Смирновой следует, что волевое воздействие нацелено вовне, на вещь внешнего мира, а случайное воздействие нацелено в себя, на способы овладения собственным поведением.

Формирование способности к произвольным действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами. Собственно, произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо [7]. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых.

Взрослые умело ставят ребёнка перед потребностью одолевать всевозможные, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Он овладевает умением держать под контролем собственную позу, к примеру, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует педагог. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, — ребёнок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения.

Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений [6].

Так же контролирование собственного поведения связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. В дошкольном возрасте они еще не сформированы, поэтому ему сложно управлять поведением [5]. Для того, чтобы ускорить процесс становления необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Детям в дошкольном возрасте непросто научиться понимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого. Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением.

Сознательное управление поведением лишь только начинает складываться в дошкольном детстве. Произвольные действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. К концу дошкольного возраста ребёнок приобретает способность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого-либо поощрения со стороны взрослых или сверстников.

На этой основе возникает соподчинение мотивов [3]. Есть всевозможные способы формирования произвольности поведения у детей.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Через игровую деятельность происходит формирование различных сторон личности дошкольника, в том числе и произвольность поведения.

Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что игровая деятельность выполняет решающую роль в формировании произвольного поведения. В игре ребенок выполняет две неразрывные функции: 1) выполняет свою роль; 2) регулирует своё поведение [1].

Основные качества игры заключается в том, что она воздействует на развитие потребностно-мотивационной сферы ребенка. В случае если в младшем и среднем дошкольном возрасте детям проще понять правила ролевой игры, то в старшем дошкольном возрасте легче понять игры с правилом, например, в играх с правилами наиболее успешно осуществляется осознание своего, а не ролевого поведения. Мотивом и средством для поступков ребенка служит правило.

Умение управлять собой – сложный процесс, которому ребенок сможет научиться только вместе со взрослым, который является одновременно и организатором, и участником игры, в этом и состоит развивающий эффект игр с правилами [8]. Соблюдение правил в процессе игры может помочь ребенку держать под контролем собственные действия. Дети не нарушают правил в этой игре, и отсюда происходит становление его произвольности.

Но в этой игре критерии для дошкольника уточняются со стороны взрослого или же другого ребенка, и это не считается произвольным поведением, но те свойства, которые вырабатываются у дошкольника в игре, постепенно переносятся на повседневную жизнь. И ребенок начинает в жизни поступать так же, как было установлено правилами в игровой деятельности [8].

В этапе подготовки к обучению в школе очень важно формирование у дошкольников произвольности в поведении. Высидеть на уроке, заставить себя выполнять упражнения в школе, делать домашнее задание самостоятельно — все это требует от детей контроля и умения управлять собственным поведением.

Ребенок должен быть способен к началу школьного изучения ориентировать собственные мотивы на выполнение конкретного учебного действия, уметь выбирать задания, которые надо выполнить первыми, т.е. устанавливать приоритет в том или ином действии.

Становление произвольности — важное условие учебной деятельности будущего первоклассника. В случае если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный этап жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.

Ребенка надо завлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки. Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.

Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее. В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств [4].

В старшем дошкольном возрасте требуются тщательные исследования, а затем формирование мотивов произвольного поведения дошкольников. Это хорошо осуществляется в совместной деятельности со взрослыми.

Общению со взрослыми принадлежит значимая роль развития у дошкольника произвольной саморегуляции. В свою очередь, общение строится на развитой речевой деятельности детей. Но одно владение речевыми умениями не является фактором хорошо сформированной произвольности. Это лишь помогает продвинуть данный процесс к совершенству.

Некоторые дети хороши в общении, но не умеют контролировать свои действия. Однако, навыки речевого общения помогут ребенку в беседе со взрослым обсудить свои поступки, понять значимость произвольности и саморегуляции и, соответственно, научиться управлять и контролировать поведение.

Предлагая ряд упражнений, взрослый ориентирует ребенка на развитие у него произвольности. Задача упражнений — добиться, чтобы ребенок мог долгое время придерживаться конкретного для данной ситуации правила. В упражнениях должны быть установки на становление самоконтроля его поведения. Особенно будет хорошо, если ребенок в конце занятия будет способен сравнить действия и результат с образцом выполнения упражнения. Действенным средством для становления произвольности поведения детей считаются специально разработанные занятия. Задача этих занятий — составление внеситуативно — личностной формы общения со взрослыми. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что именно такое общение наиболее успешно влияет на обучение детей произвольной регуляции поведением.

В процессе внеситуативно-личностного общения, например, с родителями или воспитателем в детском саду, ребенок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий [9].

Становление произвольности прививает у ребенка способности к саморегуляции поведения. Изучения научных работ последних лет подтверждают, что развитая саморегуляция поможет дошкольнику придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, планировать свои действия на будущее, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности. В процессе саморегуляции важно уделять умению ребенка управлять своими эмоциями. В школе он сможет благодаря этому хорошо налаживать контакты с другими детьми, взрослыми и учителями [4].

Ребёнок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. В процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, педагог), который помогает ребенку осознавать поставленные задачи. Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.

Поэтому развитие саморегуляции и произвольности очень важно в дошкольный период детства.

 

Литература:

 

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. М.: Владос, 2008. 280 с.
  3. Бокова Я. А., Быкова С. С. Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2016. Т. 28. С. 118–120.
  4. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого- педагогические технологии в работе с дошкольниками: монография. М.: Перо, 2015. 208 с.
  5. Психологический словарь / под. ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1998. 440 с.
  6. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru
  7. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Легчакова О.А., Курчина В. В. Пути формирования произвольного поведения // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №3. С. 47-49.
  9. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Смирнова Е.О., Гударева О.В. // Вопр. психологии. 2004. №1. С. 90-101.

Развитие произвольности поведения у дошкольников

 Произвольностью является способность управления своими действиями, умение контролировать своё поведение. Это значит не только следовать заданным правилам, но также и отказ выполнять что-либо запрещенное или нежелательное.

 

К первым произвольным действиям, которые формируют родители у детей, относятся — умение правильно сидеть, правильно держать ложку. Очень важно формирование произвольности поведения у дошкольников в период подготовки к обучению в школе. Ребенок должен быть способен к началу школьного обучения направлять свои мотивы на выполнение определенного учебного действия, уметь выбирать задания, которые нужно выполнять первыми, т. е. устанавливать приоритет в том или ином действии.

Развитие произвольности — залог и необходимое условие учебной деятельности будущего первоклассника. Если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный период жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.

Эффективным средством для развития произвольности поведения детей являются специально разработанные занятия. Цель таких занятий — формирование общения внеситуативно-личностной формы с взрослыми. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что именно такое общение наиболее успешно влияет на обучение детей произвольной регуляции поведением. В процессе внеситуативно-личностного общения, например, с родителями или воспитателем в детском саду, ребенок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий.

Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но одними словами поведение ребенка не исправишь. Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность. Говорить с ребенком надо, но делать это надо доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности. Такое общение, включенное в определенную деятельность, помогает ребенку осознать свое поведение. В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества — самостоятельность и осознанность, которые являются предпосылками произвольности.

Неоценимым помощником формирования произвольности поведения у детей является игра с правилами. Через конкретные правила, дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение. Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности поведения. Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста. В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. Эти правила дают развитие своеобразным регуляторам действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.

Так же развитию произвольности способствуют занятия продуктивными видами деятельности. С их помощью дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т.е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.

Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее. В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его довести задуманную работу до конечного результата, что ведет к формированию произвольных качеств.

Формирование мотивов произвольного поведения дошкольников хорошо осуществляется и в совместной деятельности со взрослыми.

Представляя ребенку ряд упражнений, взрослый целенаправленно ориентирует ребенка на развитие у него произвольности наряду с саморегуляцией поведения. Цель занятий — добиться, чтобы ребенок мог долгое время придерживаться конкретного для данной ситуации правила.

В упражнениях должны быть установки на развитие самоконтроля за собственным поведением. Особенно будет хорошо, если ребенок в конце занятия будет способен сравнить действия и результат с образцом выполнения упражнения.

Саморегуляция — это не отдельно развиваемая черта личности ребенка, а структурный компонент произвольности поведения. То есть, развитие произвольности прививает малышу навыки саморегуляции поведения, что поможет дошкольнику придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, планировать свои действия на будущее, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности.

Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

 

Меньшее подражание произвольным действиям — специфический предвестник развития черство-бесчувственных черт в раннем детстве

. 2020 июль; 61 (7): 818-825.

doi: 10.1111/jcpp.13182. Epub 2020 5 января.

Николас Дж. Вагнер 1 , Ребекка Уоллер 2 , Меган Флом 1 , Сэмюэл Ронфард 3 , Сьюзен Фенстермахер 4 , Кимберли Саудино 1

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет, Бостон, Массачусетс, США.
  • 2 Факультет психологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
  • 3 Факультет психологии, Университет Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
  • 4 Факультет психологических наук, Университет Вермонта, Берлингтон, штат Вирджиния, США.
  • PMID: 31
  • 8
  • PMCID: PMC7335314
  • DOI: 10.1111/jcpp.13182

Бесплатная статья ЧВК

Николас Дж. Вагнер и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2020 июль

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 июль; 61 (7): 818-825.

doi: 10.1111/jcpp.13182. Epub 2020 5 января.

Авторы

Николас Дж. Вагнер 1 , Ребекка Уоллер 2 , Меган Флом 1 , Сэмюэл Ронфард 3 , Сьюзен Фенстермахер 4 , Кимберли Саудино 1

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет, Бостон, Массачусетс, США.
  • 2 Факультет психологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
  • 3 Факультет психологии, Университет Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
  • 4 Факультет психологических наук, Университет Вермонта, Берлингтон, штат Вирджиния, США.
  • PMID: 31
  • 8
  • PMCID: PMC7335314
  • DOI: 10.1111/jcpp.13182

Абстрактный

Задача: Бессердечно-неэмоциональные (CU) черты в раннем детстве объясняют неоднородность проблем поведения и связаны с повышенным риском более поздних диагнозов деструктивных расстройств поведения в детстве и антисоциального поведения во взрослой жизни. Новые исследования указывают на нарушения аффилиативных процессов в этиологии признаков CU. В текущем исследовании проверяется, является ли имитация преднамеренных действий, не имеющих функционального значения, — поведение, которое поддерживает приобретение социальных условностей и аффилиативных связей, — специфическим предвестником развития черт CU в раннем детстве.

Методы: Данные были получены из продольного исследования 628 близнецов с участием 628 детей (возраст 2 года: 47% девочек; возраст 3 года: 44,9% девочек) с наблюдениями за произвольной (т. и оппозиционно-вызывающее (ODD) поведение в возрасте 2 и 3 лет.

Результаты: Более низкая произвольная имитация в возрасте 2 лет, но не инструментальная имитация, была связана с увеличением признаков CU от 2 до 3 лет (β = -0,10, p = 0,02).

Выводы: Эти результаты устанавливают ранние социальные и аффилиативные процессы в этиологии черт CU, подчеркивая, что новые персонализированные стратегии лечения и вмешательства для черт CU могут выиграть от нацеливания на эти процессы, чтобы помочь уменьшить черты CU и риск постоянных проблем поведения у детей.

Ключевые слова: Проблемы с поведением; бессердечно-бесчувственные черты; психопатология развития; социальное поведение.

© 2020 Ассоциация психического здоровья детей и подростков.

Заявление о конфликте интересов

Заявление о конфликте интересов: Конфликты не заявлены.

Цифры

Рисунок 1.

Демонстрация задачи скворечника.…

Рисунок 1.

Демонстрация задачи скворечника. Задача началась, когда тестер (а) скрутил…

Фигура 1.

Демонстрация задачи скворечника. Задача началась, когда испытатель (а) закрутил штифт и вытащил его с левой стороны скворечника (инструментальный). Затем испытуемый (б) открыл дверь (инструментальный) и (в) достал игрушечную птичку, издавая звуки и прыгающие движения вместе с птицей, прежде чем поместить ее в скворечник (произвольно).

Рисунок 2.

Демонстрация ловушки…

Рисунок 2.

Демонстрация задачи с ловушкой. Задача началась с тестера (а)…

Фигура 2.

Демонстрация задачи с ловушкой. Задание началось с того, что испытуемый (а) поместил в пробирку хлопушку. Тестирующий (b) взял крекер палкой (инструментальный вариант) и сказал «раз, два, три» или постучал палочкой по столу (произвольный вариант).

Рисунок 3. Модель траектории, показывающая значительную продольную…

Рисунок 3. Модель пути, показывающая значительную продольную связь между подражанием в возрасте 2 лет и CU…

Рисунок 3. Модель пути, показывающая значительную продольную связь между подражанием в возрасте 2 лет и чертами CU в возрасте 3 лет.

Примечание: модельные ковариаты (раса, пол, образование родителей, ODD в возрасте 2 лет, признаки CU в возрасте 2 лет) были исключены из рисунка; cov(ζ ODD ζ CU ), b = 0,963, β = 0,400, p 90 cov(ζ ODD ζ CU ), b = 0,01, β = 0,12, p 90,194; ODD = оппозиционно-вызывающее поведение; CU = бессердечный-бесчувственный.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Когнитивная и аффективная эмпатия у детей с проблемами поведения: аддитивные и интерактивные эффекты бессердечно-неэмоциональных черт и симптомов расстройств аутистического спектра.

    Пасалич Д.С., Даддс М.Р., Хоуз Д.Дж. Пасалич Д.С. и соавт. Психиатрия рез. 2014 30 ноября; 219(3):625-30. doi: 10.1016/j.psychres.2014.06.025. Epub 2014 24 июня. Психиатрия рез. 2014. PMID: 25015711

  • Бездушные и неэмоциональные черты у детей с деструктивным расстройством поведения: предикторы траекторий развития и подростковых результатов.

    Муратори П., Лохман Дж. Э., Манфреди А., Милоне А., Ночентини А., Пизано С., Маси Г. Муратори П. и др. Психиатрия рез. 2016 28 февраля; 236:35-41. doi: 10.1016/j.psychres.2016.01.003. Epub 2016 6 января. Психиатрия рез. 2016. PMID: 26791396

  • Бессердечно-бесчувственные черты детей смягчают связь между их позитивными отношениями с родителями в дошкольном возрасте и экстернализацией поведенческих проблем в раннем школьном возрасте.

    Кочанска Г., Ким С., Болдт Л.Дж., Юн Д.Е. Кочанская Г. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2013 ноябрь; 54 (11): 1251-60. doi: 10.1111/jcpp.12084. Epub 2013 3 мая. J Детская психологическая психиатрия. 2013. PMID: 23639120 Бесплатная статья ЧВК.

  • Бездушно-бесчувственные черты как конструкт перекрестных расстройств.

    Herpers PC, Rommelse NN, Bons DM, Buitelaar JK, Scheepers FE. Herpers PC и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012 декабрь;47(12):2045-64. doi: 10.1007/s00127-012-0513-x. Epub 2012 9 мая. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012. PMID: 22570257 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Расстройства поведения и развитие эмпатии.

    Фрик П.Дж., Кемп, ЕС. Фрик П.Дж. и др. Annu Rev Clin Psychol. 2021 7 мая; 17: 391-416. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-081219-105809. Epub 2020 8 декабря. Annu Rev Clin Psychol. 2021. PMID: 332 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • MH062375/MH/NIMH NIH HHS/США
  • F31 Mh214590/MH/NIMH NIH HHS/США
  • HD068435/HD/NICHD NIH HHS/США
  • R01 HD068435/HD/NICHD NIH HHS/США
  • R01 MH062375/MH/NIMH NIH HHS/США

Как дети, играя с другими, могут выявить их риск антиобщественного поведения | The Brink

Если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь. Родители могут помочь закрепить поведение, которое они хотят видеть, например, смеяться, когда их дети ведут себя игриво, чтобы способствовать социальному поведению. Фото skynesher/iStock

Когнитивное развитие

Психологи BU определяют игровые черты, которые могут предостеречь от будущего агрессивного и антиобщественного поведения

10 апреля 2020 г.

Твиттер Фейсбук

Вы когда-нибудь задумывались, может ли поведение вашего ребенка показать, как его личность может развиваться в будущем? И не указывает ли их кажущееся отсутствие угрызений совести из-за того, что они чертят маркером на кофейном столике, что-то более зловещее?

Психологи Бостонского университета Николас Вагнер и Кимберли Саудино говорят, что раннее проявление бессердечно-бесчувственного поведения (CU), такого как отсутствие вины и отсутствие эмпатии, предсказывает риск развития у ребенка стойкого антиобщественного поведения и агрессии в более позднем возрасте. Но как определить раннее поведение CU у малышей? В исследовании, опубликованном в Psychological Medicine , они исследовали раннее развитие поведения CU, наблюдая за сотнями маленьких детей, играющих в игры в социальном контексте, и обнаружили, что бесстрашие и низкий интерес к социальным связям могут быть предупреждающими знаками того, что поведение CU может быть впереди.

Участников исследования — 227 пар близнецов из Проекта близнецов Бостонского университета — попросили дважды посетить лабораторию, один раз, когда им было 3 года, и еще раз, когда им было 5 лет. Во время каждого сеанса исследователи наблюдали, как малыши занимаются различные задания, в том числе сортировка бусинок и игра в змейку, в то же время общаясь со своими родителями и научными сотрудниками. Степень, в которой дети демонстрировали поведенческий страх в социальных ситуациях и их желание взаимодействовать с окружающими людьми, была закодирована и наблюдалась исследовательской группой Вагнера и Саудино.

Их выводы? Дети, которые демонстрировали менее боязливое поведение и низкий интерес к социальному взаимодействию на первом сеансе, с большей вероятностью демонстрировали поведение CU (невиновность и отсутствие эмпатии) на втором сеансе. Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, они также обнаружили, что дети с самым высоким уровнем поведения CU также, как правило, испытывают более жесткое воспитание — возможно, потому, что эти дети не реагируют на наказание так же, как дети без черт CU, говорят исследователи.

«Вы можете представить сценарий, в котором родитель просит ребенка что-то сделать, ребенок отвечает «нет» и ведет себя вызывающе и агрессивно, родитель встречает это с еще большей агрессией и неповиновением, и все просто выходит из-под контроля», — говорит Вагнер. , доцент кафедры психологии и наук о мозге BU College of Arts & Sciences. Наказания, как правило, менее эффективны для бесстрашных детей, добавляет он: «У них нет страха перед наказанием [и оно] с меньшей вероятностью изменит их поведение».

По словам Вагнера, сосредоточение внимания на поощрении желаемого поведения может быть более эффективным для детей с чертами CU. С этой целью он рекомендует учить родителей тому, как поощрять принадлежность. Обсуждая эмоции со своими детьми, поощряя зрительный контакт и обращая внимание на мысли и чувства других, родители могут способствовать развитию ценных навыков межличностного общения. «Это определенно не универсальный подход, когда дело доходит до вмешательства, и именно для этого этот тип работы полезен», — говорит он.

Вагнер и Саудино продолжили свое исследование ранних факторов риска, лежащих в основе поведения CU, во втором исследовании, опубликованном в Journal of Child Psychology and Psychiatry , в котором изучалась имитация как форма социальных связей у малышей с чертами CU. Ключевая сила обоих исследований, по словам Вагнера и Саудино, заключается в том, что они включали прямое наблюдение за поведением детей, а не полагались на отчеты родителей и анкеты.

«Многие исследования в моей области основывались на оценке родителями как детского поведения, так и проблем с поведением ребенка», — говорит Саудино, профессор психологии и наук о мозге BU College of Arts & Sciences. «Что мы пытались сделать в обоих этих исследованиях, так это использовать широкий спектр лабораторных объективных показателей поведения, на которое мы смотрели».

Для наблюдения за имитацией экспериментаторы продемонстрировали задание, например, протолкнуть крекер через трубку, приговаривая: «Удар, удар, удар!» Затем они попросили малышей выполнить ту же задачу, чтобы увидеть, будут ли они имитировать только инструментальные действия, такие как толкание хлопушки, или они будут имитировать также произвольные действия — «удар, удар, удар!» — также. Они обнаружили, что дети с большим количеством признаков КР имитировали инструментальные действия, необходимые для выполнения задания, но склонны пропускать произвольные.

«Одна из основных причин, по которой дети имитируют произвольные [действия], заключается в установлении социальных связей», — говорит Вагнер. Однако, по его словам, дети, подверженные риску крапивницы, «по-видимому, меньше озабочены установлением социальных связей с окружающими их людьми».

Тем не менее, если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь. Вместо этого обратите внимание на повторяющиеся паттерны и свидетельства устойчивых черт характера, а не на отдельные модели поведения. Родители могут снизить риск БК, придумывая глупые игры или дурачась со своими детьми. Подкрепление поведения, которое они хотят видеть, например, смех, когда их дети ведут себя игриво, также может способствовать развитию социального поведения.

«В обоих этих исследованиях наша цель не в том, чтобы напугать людей», — подчеркивает Вагнер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *