Разное

Потешки пестушки игры с пальчиками для детей раннего возраста: Потешки,пестушки для раннего возраста | Занимательные факты (младшая группа) на тему:

Содержание

Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста


Несколько лет назад вопрос раннего развития ребенка не был настолько популярным и интересовал в большей степени специалистов. Сейчас родители понимают необходимость развития ребенка на ранних этапах воспитания. Одной из таких форм работы является развитие мелкой моторики пальчиков рук. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальчиков рук и формированием речи ребенка.

На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Ребенок только родился — и уже осуществляет хватательные движения, то есть сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

С рождения до трех месяцев взрослый согревает ручки малыша, делает легкий массаж пальчиков, кисти. За тем он сам осуществляет рефлекторные движения – хватает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С четырех до шести месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки. С шести месяцев поднимает игрушку, рассматривает её, перекладывает. С семи месяцев взрослый  играет с ребенком в «ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки – матрешку, складывать кубики.

Для развития мелкой моторики маленьким пальчикам нужна работа, что-то мять, перебирать, рвать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции. Тут большой простор для фантазии: рвать и мять бумагу, салфетки, тесто, завинчивать и развинчивать пробки, перебирать пуговицы, складывать предметы в посуду, игры с песком и водой.

Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике.  На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки.

Детям нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры под стишки. Самым маленьким массируем каждый пальчик, напевая потешки про пальчики, про сороку-ворону, про белку на тележке.

Когда малыш сам может выполнять действия пальчиками, пришло время поиграть с ним в пальчиковые игры.

Походим пальчиками:

«По дороженьке-дорожке

быстро пробегут две ножки».

Покормим птичек:

«Петушок, петушок

золотой гребешок

выгляни в окошко

дам тебе горошку».

Изображаем паучков:

«Паучки идут, паутинку плетут».

Изображаем солнышко:

«Утро красное пришло

солнце ясное взошло

стали лучики светить

малых деток веселить.

Прилетели тучки

спрятались лучики».

Пальчики разгибаются по одному, а потом сжимаются в кулачок.

Превращаемся в кошечку:

«Поцарапаем немножко

не ребята мы, а кошки».

Чтобы хорошо развивалась речь малыша, чтобы он не капризничал и не плакал, нужно, как можно больше разговаривать с ребенком. Необходимо называть свои действия, когда укладываем спать, поднимаем, одеваем, причесываем, умываем малыша.

 В это время очень хорошо произносить разные потешки, прибаутки, песенки. Они достаточно просты по содержанию и легко запоминаются ребенком. И он с удовольствием их повторяет.

Сначала взрослый все движения выполняет сам. Если ребенок ещё маленький, то взрослый может взять руку малыша и помочь ему. Показать. Как выполнить то или иное действие.

Ребенку для полноценного развития просто необходимо общение с взрослыми. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста он был окружен любовью, теплотой и заботой. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие.  Очень важен телесный контакт: необходимо брать малыша на руки, за ручки, гладить по головке.

Можно использовать «усыплялки», «будилки», «хлопалки». Это потешки, прибаутки, которые успокоят ребенка, или, наоборот, будут побуждать к активной деятельности. Незатейливые по содержанию, простые по форме, они и забавляют ребенка, и обучают его.

Например, укладывая ребенка спать, можно проговаривать такую «усыплялку»:

«Баю-бай, баю-бай

Ты, собачка не лай

Белолапка, не скули

Мою детку не буди».

Одновременно можно делать мягкий массаж кистей и пальцев рук, поглаживать плечи ребенка.

Просыпаться можно с такой «будилкой»:

«Встало солнце

Встало солнце ту-ру-ру

Рано встало поутру

Пальчики, вы просыпайтесь,

И за дело принимайтесь.

Надо пальчики размять,

Будем маме помогать».

Занимаясь с детьми раннего возраста нужно помнить три правила.

Первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы.

Третье: пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже пять минут будет вполне достаточно.

Таким образом, у тех детей, с которыми ежедневно играют в пальчиковые игры, делают массаж кисти, проводят занятия по овладению навыками речи, ускоряется её развитие на четыре-пять недель уже к концу второго года жизни, по сравнению с другими детьми. А значит, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Литература:

  1. «Дошкольное воспитание». №5, 2005.
  2. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика». Москва, 2006.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Москва, 1994.

Играем с пальчиками

Малыш уже в первые недели после рождения делает открытие, что его руки – замечательный, подвижный «инструмент». Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка. Он забавляет себя своими ручками: подносит их к лицу, опускает, снова подносит к лицу. Ребёнок знакомится со своим телом – разглядывает, ощупывает его. Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук ребёнка способствуют не только его физическому развитию, но также и умственному.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, развивают психику, речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. В России известны многие старинные забавы с пальчиками. Одна из них – «Полетушки» – описана в словаре В.И. Даля: все дети садятся вокруг стола и кладут на стол по пальчику. Водящий начинает игру, называет какую-нибудь птицу или летучее насекомое, а назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает на стол. Дети делают то же. Если кто-то прозевает, не успеет поднять/опустить палец или «полетит» тогда, когда водящий, обманывая, называет вещь или нелетучее животное, это считается ошибкой и за неё проигравший даёт залог. Уникальным средством для развития подвижности и гибкости пальцев, кистей рук ребёнка являются ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Благодаря очень увлекательным пальчиковым играм вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка.

Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы:

  • игровой фольклор – прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;
  • игры с правилами для детей постарше.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (см. Приложение, например, игру «Маленький паук»).

Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая – мышку).

Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга (см. Приложение, например, игру «Гроза»). Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом – бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д. (см. Приложение, например, игру «Петушок»).

  • Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки – сгибания и разгибания пальчиков (см. Приложение, например, игру «Наши пальчики»).
  • Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии (см. Приложение) имеется немало направленных на это упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.
  • Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
  • Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), так как объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не замечать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.
  • Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.
  • Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.

В Приложении предложены задания на развитие не только первых трёх пальцев (социальная зона руки), и так активных в быту, в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца (которые часто остаются без внимания): «Слон», «Козочка», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Наши пальчики», «Радуга».

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник»), в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Осьминоги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчиками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость), что облегчает приобретение навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).

Игры с пальчиками – это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!

 

 

Приложение

Песни для пальчикового воспроизведения для OT — The OT Toolbox

В этом посте выделены песни для пальчикового воспроизведения как отличный инструмент для развития. Важным навыком в развитии ребенка является умение пользоваться пальцами по отдельности и вместе. Когда вы держите карандаш, берете хлопья, пуговицу, молнию или режете ножницами, вы используете два или три пальца, а остальные прячете! При печати на клавиатуре все ваши пальцы и большие пальцы должны двигаться индивидуально, но в то же время, чтобы печатать эффективно. Обратите внимание на то, что делают ваши руки и пальцы за день, и вы удивитесь!

ПЕСНИ ДЛЯ ИГРЫ ПАЛЬЦАМИ

Развитие навыков пальцев необходимо в дошкольном возрасте, однако игра начинается с младенцев! Прочтите эту статью на The OT Toolbox о Baby Play.

Есть много способов поощрения развития мелкой моторики, но один из моих любимых, которому не уделяется достаточного внимания (конечно, на мой взгляд), — это песенки, играемые пальцами! Я все время устраиваю эти глупые пальчиковые игры со своими дошкольниками во время их ОТ или с любыми другими моими учениками, которые хотят повеселиться.

Они даже не заметят, что развивают важные моторные навыки, играя эти рифмы для игры пальцами. Давайте разберем навыки, используемые в самой популярной песне для игры пальцами: Pat-A-Cake.

Пальчиковые песни и развитие мелкой моторики

Это классическая игра на пальцах с рифмованием для изолирования большого и указательного пальцев! Термин «изоляция пальцев» будет встречаться в этой статье несколько раз, так почему же это важно?

Когда дети рождаются, их пальцы двигаются как единое целое, а одна рука имеет тенденцию копировать друг друга! Тело младенца можно рассматривать как одну движущуюся часть по сравнению с движением по мере нашего развития, которое представляет собой сложную систему движущихся частей. Чтобы развивать навыки с возрастом, важно научиться изолировать движения рук и пальцев друг от друга.

Упражнения, в которых руки используются для выполнения двигательных задач, определения последовательности движений и ловких игр, включают в себя и другие навыки мелкой моторики, в том числе:

  • Разгибание запястья
  • Разведение сторон кисти
  • Противопоставление пальцев
  • Развитие свода стопы
  • Планирование моторики
  • Сила рук

Вы понимаете, почему песенки для игры пальцами способствуют развитию ребенка!

Песенка для пальчикового пирога

Во-первых, моторный план движения. Добавьте навыки моторного планирования и двусторонней координации, чередуя движения рук по коленям и хлопки в ладоши, повторяя слова:

  • Хлебопекарня,    
  • Испеките мне торт как можно быстрее.
  • Свернуть. ( прокатывать руки одну по другой )
  • И погладить. ( похлопывание рук по коленям )
  • И отметьте это буквой B. (Изоляция указательного пальца, чтобы нарисовать букву B пальцем )
  • Поместите это в духовку для Малыша и меня! ( вытягивание обеих рук вперед )

Существует множество способов развития мелкой моторики с помощью игры в дополнение к этим песенкам с играми для пальцев. Проверьте этот пост на Hands on Preschool Activity

ГДЕ ТУМБКИН Пальчиковая песенка для дошкольников

Где пальчик? | песни для детей | Пой вместе с Тоби 

В этом видео очень хорошо объясняются движения этой простой, легкой в ​​освоении рифмованной песни, играемой пальцами. Песня начинается примерно на отметке одна минута тридцать (1:30) секунд.

Пальчиковые песенки для развития мелкой моторики

Конечно, развитие мелкой моторики происходит не только за счет песенок и рифмовок, вот статья о развитии мелкой моторики.

Интерактивная песенка FIVE LITTLE DUCKS для игры пальцами

Вот песня для игры пальцами, в которой отдельные и сплоченные движения пальцев действительно сияют. Это видео демонстрирует движения рук, пальцев и рук, которые нужно использовать во время пения. Я считаю, что лучше всего спеть своему ребенку, как только вы выучите песню, вместо того, чтобы проигрывать для него видео. Обязательно покажите ребенку, как это делается, делая это вместе с ним! Это относится ко всем дошкольным песням и играм пальцами, которыми мы делимся.

Пять утят | Детские песенки и потешки | Научитесь считать утят

Пока вы смотрите видео и изучаете движения, обратите внимание:

  • Изоляция пальцев во время счета,
  • Сплоченное движение для «кря, кря, кря»
  • Покачивание пальцами, как утки ковылять

Есть много книг, написанных, чтобы соответствовать этой песне. Вот один из них, к которому я обычно стремлюсь: Five Little Ducks. Это «интерактивный» с маленькими дверцами на странице, которые требуют щипцов, чтобы открыть. Это еще один способ поощрения важных навыков мелкой моторики!

Дополнительные материалы для мелкой моторики для дошкольников

Если вы ищете больше интерактивных книг для развития мелкой моторики, OT Toolbox поможет вам!

Изучаем книги через игру: 50 упражнений для развития пальцев и рук

СЪЕМНЫЙ ПАУЧОК забавная игра пальцами для дошкольников

Эта игра с пальцами для дошкольников — безусловно, мой любимый способ улучшить изоляцию пальцев и двигательные модели у сопротивляющихся детей. В видео ниже посмотрите, как двигаются запястья, шевелят пальцами и многое другое во время взаимодействия с известной песней!

Крошечный паук | Детские стишки из класса Кэти

Многие дети младшего возраста, особенно дети с задержкой мелкой моторики, не могут спланировать движения паучка вверх по носику, как показано на видео. Однако они будут приспосабливаться и создавать свой собственный образ, используя движение только двух или трех пальцев, в то время как остальные будут спрятаны. Этот паттерн является строительным блоком для зрелых захватов. Иногда я учу паука соприкасаться указательным и большим пальцами по кругу, а не в форме буквы L, как в видео. Эта адаптация может быть менее запутанной для некоторых. Посмотрите, что делает вашего ребенка наиболее успешным!

Стимулирование развития детей с помощью стишков:

Стимулирование развития детей с помощью стишков и песенок, играемых пальцами

OPEN AND SHUT THEM, играя пальцами, напевая стишок Я меняю им подгузники.

Я знал воспитательницу детского сада, которая использовала его, чтобы перевести своих учеников на ковровое время. Эта песенка для игры пальцами полезна для многих целей, а не только для развития мелкой моторики и рифмовки. Это идеальное дополнение к этому списку. Есть много разных версий этой песни, которые вы можете найти в Интернете, но вот видео, которое наглядно демонстрирует множество различных действий, которые могут выполнять руки и пальцы!

Песня «Открой, закрой их»| Круговые песни для детей | Jack Hartmann Nursery Rhymes

Вы заметили изоляцию мизинца? Как насчет движения двух пальцев, когда остальные спрятаны? Это продвинутые движения, которые мотивируют и веселят!

Вы, наверное, заметили, что все эти дошкольные песенки, играемые пальцами, повторяются. Это идеально подходит для расширения возможностей для практики и изучения нового навыка. Они объединяют движения обеих рук и пальцев в определенной последовательности, которая учит и улучшает моторное планирование. Кроме того, пение песен, таких как эти знакомые дошкольным детям стишки для игры на пальцах, в группе или один на один развивает социальные навыки и может установить взаимопонимание друг с другом. Это беспроигрышный метод обучения важным навыкам.

Если вы заинтересованы в развитии мелкой моторики, ознакомьтесь со следующими ресурсами из набора инструментов OT:

Используйте эти наборы для мелкой моторики в качестве практических наборов для развития мелкой моторики, силы, ловкости и манипулирования. Дети ОБОЖАЮТ эти наборы для мелкой моторики за их мотивацию. Терапевты любят их, потому что это свежие и интересные способы работы над щипком, захватом, навыками манипулирования и многим другим. Попробуйте некоторые из этих тематических терапевтических наборов:

  • Осенний набор для мелкой моторики
  • Зимний набор для мелкой моторики
  • Весенний набор для мелкой моторики
  • Летний набор для мелкой моторики
  • Тематический набор для мелкой моторики «Лягушки и жабы»
  • Буквы! Набор мелкой моторики
  • Набор мелкой моторики на тему космоса
  • Набор мелкой моторики на День святого Валентина
  • Набор мелкой моторики на тему пингвина
  • Набор мелкой моторики на тему снеговика
Осенний набор мелкой моторики Зимний набор мелкой моторикиВесенний набор мелкой моторикиЛетний набор мелкой моторикиТыквенный набор мелкой моторикиКосмос Комплект для мелкой моторики

Сидней Торсон, OTR/L, новый эрготерапевт, работающий в школьной терапии. Ее опыт работы в
связан с человеческим развитием и семейными исследованиями, и она увлечена тем, что
обеспечивает индивидуальное и значимое лечение для каждого ребенка и их семьи. Сидни также является
детским писателем и иллюстратором и всегда работает над новыми интересными проектами.

Пальчиковые игры для малышей – Мои самые первые детские стишки – Ravensburger Foreign Rights

HomeBooks Настольные книги

Пальчиковые игры для малышей – Мои самые первые детские стишки

Моника Нойбахер-Фессер / Фольксгут

минишаги: Fingerspiele für Klitzekleine

Посмотреть все книги серии

  • 10 популярных детских стишков вдохновят вас на самые первые игры пальцами.

  • Популярные стишки вдохновляют родителей и детей на совместные игры
  • Краткие инструкции по пальчиковым играм
  • Пальчиковые игры развивают моторику и овладение языком

20 стр. 9 месяцев + 16,7 х 16,7 см 7,99 евро ноябрь 2022 г. Настольная книга 978-3-473-30273-4 • С мягкой обложкой.

Содержание

Хлопайте, щекочите, шевелите пальчиками: эти десять популярных детских песенок вдохновляют родителей и детей на совместные игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *