Разное

Потешки 2 класс: Что такое пестушки и потешки

Содержание

Что такое пестушки и потешки

Пестушки — это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки — это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками.  Пестушка и потешка – это  жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и  стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки — тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

* * *

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

* * *

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

* * *

Когда ребёнок учится ходить:

— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

* * *

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

* * *

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

* * *

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

* * *

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

* * *

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

* * *

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!

* * *

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

* * *

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.

* * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

* * *

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

— Ладушки, ладушки!
— Где были? 
— У бабушки.
— Что ели? 
— Кашку.
— Что пили? 
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

* * *

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.

* * *

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

* * *

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет…», «Лебеди летели, лебеди летели…» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота…»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. ..»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец…» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Потешки и прибаутки

Тема: Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б) Эмоциональный настрой.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га-га-га!» — пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

2. Работа над скороговоркой

Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

3. Беседа

-Какой раздел мы начали изучать?

— С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)

-Что сейчас произнесли? (скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами. )

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1. Узнаем: …

2. Научимся: …

3. Будем учиться: …

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)

-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Потешка -жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

2. Чтение потешек (с. 20)

Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

3. Чтение потешек на слайде

1. Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Козонька бодатая

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками коза

Топ – топ!

Глазками коза

Хлоп – хлоп!

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Физминутку

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок

Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с прибаутками

Прибаутка маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

5. Чтение прибауток (с. 21)

Работа в парах

-Разыграйте с другом прибаутку.

6. Чтение прибауток на слайде

Вывод: прибаутки — маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет.

V.Рефлексия. Оценка работы.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я попробую…

Меня удивило…

VI.Домашнее задание: придумать потешку.

Эван-Мур | Образовательные ресурсы, электронные книги и рабочие тетради для школы и дома: Литературные карманы: Детские стишки, классы K-1

Ошибка проверки

    org/BreadcrumbList»>
  • Дом /
  • Чтение /
  • Литературные карманы: Детские стишки, классы K-1 — Репродукции для учителей, печать

Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в литературных карманах, начальной школе. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио. Подробнее ниже

$17,99 (USD)

Кол-во:

Классы 4-6 K-1 Классы 2-3 Классы 2-3

Репродукции для учителя, печатная версия

Репродукции для учителя, электронная книга

6 0 9 0 обзор с) | Добавьте свой обзор

SKU: 2700

  • Описание
  • Вопросы и ответы AMP
  • Спецификации

Описание

EMC Номер: 2700

Подсчет страниц: 9615

Странство. 0043 EAN: 9781557998194

Literature Pockets, Nursery Rhymes, Classes K-1 содержит все необходимое, чтобы оживить 12 знакомых стишков с помощью увлекательных и захватывающих проектов.

Каждый карман содержит:

  • иллюстрированную копию потешки
  • художественное задание
  • задание на понимание
  • шаблон очаровательной обложки
  • навыки чтения и математики0006

Двенадцать детских стишков:

  • Птичка
  • Маленькая Мисс Маффет
  • Моя Черная Курица
  • Джек и Джилл
  • a0
  • Маленькая Бо Пип 90
  • Pease Porridge
  • Rub-a-Dub-Dub
  • Sing a Song of Sixpence
  • To Market, To Market
  • One, Two, Buckle My Shoe
  • Diddle, Diddle Dumpling Этот ресурс содержит поддержку учителя
      900 страницы, воспроизводимые страницы учащихся и ключ ответа.

      Questions & Answers

      Products specifications

      Series Literature Pockets
      Grade Grade K
      Grade Grade 1
      Format Book

      Клиенты, которые купили этот товар, также купили

      2730

      Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в Literature Pockets, Primary. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио.

      2733

      Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в Literature Pockets, Primary. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио.

      3328

      Учебные центры — это мотивирующий способ для студентов практиковать важные навыки. Занятия в центрах акустики Take It to Your Seat укрепляют фонетические навыки с помощью полноцветных центров, содержащих указания, карточки с заданиями и бланки для записей.

      5004

      Учебные центры — это мотивирующий способ для студентов практиковать важные навыки. Занятия в научных центрах Take It to Your Seat укрепляют научные навыки с помощью полноцветных центров, содержащих указания, карточки с заданиями и бланки для записей.

      Файлы cookie помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.

      Узнать больше

      Nutty Nursery Rhymes — Упражнение на рифмование

      PDF | 3 страницы | Оценки: 1 — 2

      Набор из восьми карточек с детскими стишками, модифицированных для разговорной деятельности.

      Используйте эти карточки как забавное занятие со стихами.

      Карточки предназначены для использования в небольших группах. Распечатайте несколько наборов карточек на картоне, чтобы каждая группа могла одновременно работать над одним и тем же стихотворением.

      Этот обучающий материал включает инструкции и измененные версии следующих стихотворений/песен:

      • Шалтай-Болтай
      • Маленькая мисс Маффет
      • Хикори Дикори Док
      • Маленький Бо Пип
      • Идет дождь, льет
      • Мерцание, мерцание
      • Пять утят
      • Баа, Баа, Черная овца

      В раскрывающемся меню выберите цветную или черно-белую версию.

      Узнайте больше о занятиях по говорению и аудированию в нашем блоге 10 упражнений для развития навыков говорения и аудирования.

      • учебные материалы

        Жак Картье Рабочие листы понимания

        Отправляйтесь в прошлое, в эпоху исследований, чтобы узнать о жизни и достижениях Жака Картье.

        4 страницы 3 — 5
      • учебные материалы

        Пакет понимания Первой мировой войны

        Сочетайте материалы для чтения и обществознания с набором отрывков для чтения времен Первой мировой войны и соответствующими наборами вопросов для печати.

        1 страница 5 — 6
      • учебные материалы

        Напиши об этом! Набор «Рождественский конструктор предложений»

        Пишите вокруг рождественской елки с помощью рабочих листов для составления рождественских предложений для начинающих писателей.

        1 страница К
      • учебные материалы

        Промышленная революция — рабочие листы для понимания прочитанного

        Объедините чтение, письмо и американскую историю с отрывком о промышленной революции, вопросами и дополнительными заданиями.

        11 страниц 4 — 6
      • учебные материалы

        Джон Кэбот Чтение Отрывка — Понимание

        Откройте для себя известных исследователей, таких как Джон Кэбот, с помощью заданий на понимание прочитанного, которые можно распечатать.

        4 страницы 3 — 5
      • учебные материалы

        Открытые и закрытые слоговые радужные головоломки

        Потренируйтесь определять открытые и закрытые слоги с помощью радужного сопоставления.

        6 страниц К — 1
      • учебные материалы

        Список слов S-Blends

        Вводите и исследуйте слова, содержащие начальную s-бленду, используя список s-блендов слов.

        1 страница 1 — 2
      • учебные материалы

        Список для изучения слов — Двойные согласные слова

        Знакомство и изучение двойных букв в словах с помощью списка из 50 слов, содержащих двойные буквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *