Содержание
Что такое пестушки и потешки
Пестушки — это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Потешки — это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.
Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки и потешки — тексты, примеры.
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
* * *
Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
* * *
Когда ребёнок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!
* * *
Когда ребёнок учится ходить:
— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
* * *
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
* * *
Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
* * *
Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
* * *
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.
* * *
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,
* * *
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!
* * *
Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
* * *
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.
* * *
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
* * *
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
* * *
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.
* * *
Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
* * *
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет…», «Лебеди летели, лебеди летели…» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота…»
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. ..»
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.
Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец…» Постепенно приходит пора сказок.
По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин
Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Потешки и прибаутки
Тема: Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.
Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Проверка готовности к уроку.
Сейчас у нас урок литературного чтения!
Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.
Поднимите руку, кто готов к уроку.
Б) Эмоциональный настрой.
День сегодня расчудесный
И урок наш интересный.
Потому что на уроке собрались ученики.
Эти дети не простые
А учёные большие.
Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.
В мир чудеснейших познаний
В мир открытий, испытаний
Всех нас манит, как магнит.
Я желаю вам успеха и удачи на пути,
Знания новые найти!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Речевая разминка.
-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?
( с речевой разминки)
Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га-га-га!» — пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:
Поздней осенью медведь Это правда или нет?
2. Работа над скороговоркой
Хоть куда у хрюшек хор!
В нём Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.
3. Беседа
-Какой раздел мы начали изучать?
— С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)
-Что сейчас произнесли? (скороговорку)
-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)
— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.
Как она называется?( Устное народное творчество)
На доске: Устное народное творчество.
-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами. )
— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)
-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)
— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.
— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.
— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.
1. Узнаем: …
2. Научимся: …
3. Будем учиться: …
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с потешками
-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?
(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)
-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)
Потешка -жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.
Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.
2. Чтение потешек (с. 20)
— Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?
-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?
3. Чтение потешек на слайде
1. Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.
2. Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ – топ!
Глазками коза
Хлоп – хлоп!
Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.
Физминутку
Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
4. Знакомство с прибаутками
Прибаутка – маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»
5. Чтение прибауток (с. 21)
Работа в парах
-Разыграйте с другом прибаутку.
6. Чтение прибауток на слайде
Вывод: прибаутки — маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет.
V.Рефлексия. Оценка работы.
-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я попробую…
Меня удивило…
VI.Домашнее задание: придумать потешку.
Эван-Мур | Образовательные ресурсы, электронные книги и рабочие тетради для школы и дома: Литературные карманы: Детские стишки, классы K-1
Ошибка проверки
Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в литературных карманах, начальной школе. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио. Подробнее ниже
$17,99 (USD)
Кол-во:
Классы 4-6 K-1 Классы 2-3 Классы 2-3
Репродукции для учителя, печатная версия
Репродукции для учителя, электронная книга
6 0 9 0 обзор с) | Добавьте свой обзорSKU: 2700
- Описание
- Вопросы и ответы AMP
- Спецификации
Описание
EMC Номер: 2700
Подсчет страниц: 9615
Странство. 0043 EAN: 9781557998194
Literature Pockets, Nursery Rhymes, Classes K-1 содержит все необходимое, чтобы оживить 12 знакомых стишков с помощью увлекательных и захватывающих проектов.
Каждый карман содержит:
- иллюстрированную копию потешки
- художественное задание
- задание на понимание
- шаблон очаровательной обложки навыки чтения и математики0006
Двенадцать детских стишков:
- Птичка
- Маленькая Мисс Маффет
- Моя Черная Курица
- Джек и Джилл a0
- Маленькая Бо Пип 90
- Pease Porridge
- Rub-a-Dub-Dub
- Sing a Song of Sixpence
- To Market, To Market
- One, Two, Buckle My Shoe
- Diddle, Diddle Dumpling Этот ресурс содержит поддержку учителя
- 900 страницы, воспроизводимые страницы учащихся и ключ ответа.
- Шалтай-Болтай
- Маленькая мисс Маффет
- Хикори Дикори Док
- Маленький Бо Пип
- Идет дождь, льет
- Мерцание, мерцание
- Пять утят
- Баа, Баа, Черная овца
учебные материалы
Жак Картье Рабочие листы понимания
Отправляйтесь в прошлое, в эпоху исследований, чтобы узнать о жизни и достижениях Жака Картье.
4 страницы 3 — 5учебные материалы
Пакет понимания Первой мировой войны
Сочетайте материалы для чтения и обществознания с набором отрывков для чтения времен Первой мировой войны и соответствующими наборами вопросов для печати.
1 страница 5 — 6учебные материалы
Напиши об этом! Набор «Рождественский конструктор предложений»
Пишите вокруг рождественской елки с помощью рабочих листов для составления рождественских предложений для начинающих писателей.
1 страница Кучебные материалы
Промышленная революция — рабочие листы для понимания прочитанного
Объедините чтение, письмо и американскую историю с отрывком о промышленной революции, вопросами и дополнительными заданиями.
11 страниц 4 — 6учебные материалы
Джон Кэбот Чтение Отрывка — Понимание
Откройте для себя известных исследователей, таких как Джон Кэбот, с помощью заданий на понимание прочитанного, которые можно распечатать.
учебные материалы
Открытые и закрытые слоговые радужные головоломки
Потренируйтесь определять открытые и закрытые слоги с помощью радужного сопоставления.
6 страниц К — 1учебные материалы
Список слов S-Blends
Вводите и исследуйте слова, содержащие начальную s-бленду, используя список s-блендов слов.
1 страница 1 — 2учебные материалы
Список для изучения слов — Двойные согласные слова
Знакомство и изучение двойных букв в словах с помощью списка из 50 слов, содержащих двойные буквы.
Questions & Answers
Products specifications
Series Literature Pockets Grade Grade K Grade Grade 1 Format Book Клиенты, которые купили этот товар, также купили
2730
Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в Literature Pockets, Primary. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио.
2733
Расширьте связь литературы с искусством и писательской деятельностью в Literature Pockets, Primary. Книги содержат конкретные по содержанию проекты для чтения, письма и искусства. Проекты отображаются в удобных для изготовления бумажных кармашках, образуя комплексное портфолио.
3328
Учебные центры — это мотивирующий способ для студентов практиковать важные навыки. Занятия в центрах акустики Take It to Your Seat укрепляют фонетические навыки с помощью полноцветных центров, содержащих указания, карточки с заданиями и бланки для записей.
5004
Учебные центры — это мотивирующий способ для студентов практиковать важные навыки. Занятия в научных центрах Take It to Your Seat укрепляют научные навыки с помощью полноцветных центров, содержащих указания, карточки с заданиями и бланки для записей.
Файлы cookie помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Узнать больше
Nutty Nursery Rhymes — Упражнение на рифмование
PDF | 3 страницы | Оценки: 1 — 2
Набор из восьми карточек с детскими стишками, модифицированных для разговорной деятельности.
Используйте эти карточки как забавное занятие со стихами.
Карточки предназначены для использования в небольших группах. Распечатайте несколько наборов карточек на картоне, чтобы каждая группа могла одновременно работать над одним и тем же стихотворением.
Этот обучающий материал включает инструкции и измененные версии следующих стихотворений/песен:
В раскрывающемся меню выберите цветную или черно-белую версию.
Узнайте больше о занятиях по говорению и аудированию в нашем блоге 10 упражнений для развития навыков говорения и аудирования.