Разное

Потешка детская 2 класс: Придумать потешки про щенка задиристого, спящего, игривого

Русские народные песни, потешки и прибаутки. Находим образные слова и выражения.

Литературное чтение _____.09.2020

Тема: Русские народные песни, потешки и прибаутки. Находим образные слова и выражения.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, находить рифму, образные слона и выражения, уметь выразительно читать тексты русских песен, потешек и прибауток; учиться находить образные слова и выраже­нии, использовать их в своей речи.

Оборудование: открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хо-мюмской росписью; карточки с песнями; учебники, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Речевая разминка

  • Прослушайте текст. Как вы думаете, что это? (Колыбельная.}

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

  • Прочитайте самостоятельно.

  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

  • Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

  • На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Прочи­тать только русские буквы.)

  • Расшифруем, что здесь написано.

(Дети читают, учитель записывает ниже «Устное народное творчество».)

  • Это название раздела учебника, произведения в котором мы изучаем. Кто из вас догадался, какие произведения мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

  • Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.

    )

  1. Работа по теме урока

Беседа

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого наро­да есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы. Сегодня мы поговорим о русских народных песнях.

  • Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную из­устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героиче­ские, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом на­родного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она ста-новила и укрепляла его нравственный облик, была его историче­ской памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и по­читанием отцов и дедов».

  • Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

Чтение песен о солнышке, весне

  • Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

  • Весна-красна,

На чем пришла? —

На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке. —

А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

  • Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

  • Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

  • Найдите и прочитайте образные слова и выражения в этих песнях. (Солнышко-ведрышко, веточка зеленая, березка ку­черявая и т. п.)

Работа по учебнику. Знакомство с песнями

(Учитель включает аудиозапись, электронное приложение к учебнику.)

  • Откройте учебник на с.

  • Прочитайте песни, выдерживая темп, интонацию.

  • Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

  • Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

Работа с иллюстрациями

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди соби­рались в больших комнатах — мастерских — за длинными стола­ми. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При jтом пели песни.

Работа в тетради с печатной основой

Физкультминутка

  • Ребята, для чего создавались народные песни?

Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселить­ся. Так родились веселые народные песенки — потешки и приба­утки. Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселить­ся». Детские песни называют пестушками.

  • Прочитайте тексты на с. учебника самостоятельно.

  • Какие слова помогают вам представить петушка? Ка­кой он?

  • Обсудите с другом, какой текст — потешка, какой — приба­утка. (Ответы детей.)

  • Прочитайте определения, данные в учебнике.

  • Расскажите, чем потешка отличается от прибаутки.

  • Прочитайте песенки-прибаутки на с. . Кто ведет в них диалог? (Дети читают самостоятельно, затем разыгрывают диалог в парах.)

  • Чтение потешек

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается: —

Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

  • Чтение прибауток

— Чух, чух, дятел,

Дома ли Яков?

— Нет дома Якова,

В город уехал.

Сам на лошадке —

В новенькой шапке.

Жена на баране —

В новом сарафане.

Детки на кошках —

В новых сапожках.

Павушка летала,

Перышки роняла. –

Кому эти перышки?

— Родимому Вовушке.

— На что ему перышки?

— Шапочку пушить.

— На что шапочка?

— Дедушке дарить.

Дадим Вове каши

В красной чаше,

Хлеба краюшку,

Меда кадушку,

Пышки, лепешки,

Куриные ножки.

  1. Рефлексия

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел,..

  1. Подведение итогов урока

  • С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?

  • В какие времена пели эти песни?

  • Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2013-2024 "Living Translation"