Разное

Постановка р: Постановка звука «Р»: с чего начать

Содержание

Постановка твердого звука Р

При артикуляции твердого звука Р

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
  6. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  7. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.

Наиболее распространенные ошибки.

1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.


2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом.
3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию в детском саду.

Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.



Игра «Лошадки»

Краткое описание
Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…» Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный (звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

Выработка вибрации кончика языка.

Для вибрации необходимы следующие упражнения:
1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.

2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.

Постановка звука [р] в игровой форме.

Конспект логопедического занятия Постановка звука Р

ЦЕЛИ: закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; учить правильно произносить звук [р] с механической помощью; продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных; развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением трактора и машины; набор геометрически фигур, предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных «Зоопарк»; счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент
Логопед: Тебе предстоит сложная задача – добраться до нашего рабочего места. Представь, что это остров, через который нам нужно перейти. Для этого нужно ответить на несколько вопросов, за каждый ответ – сделай шаг.

Логопед: как называется все, что мы слышим вокруг от разных предметов?
Ребенок: это неречевые звуки.

Логопед: как называется то, что произносят люди?
Ребенок: это речевые звуки.

Логопед: как делятся все речевые звуки?
Ребенок: все речевые звуки делятся на гласные и согласные.

Логопед: как мы определяем гласные звуки?
Ребенок: гласные звуки можно пропеть, воздушная струя не встречает преграды.

Логопед: каким цветом обозначаются гласные звуки?
Ребенок: гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед: как определяются согласные звуки?
Ребенок: согласные звуки нельзя пропеть и воздушная струя встречает преграду.

Логопед: как делятся согласные звуки?
Ребенок: согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Логопед: каким цветом обозначаются мягкие и твердые согласные звуки.
Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, твердые согласные звуки – синим.

Сообщение темы занятия.
Логопед: Какой ты молодец! Ответил на все вопросы и добрался до нашего рабочего места. А кто нас тут встречает? Сегодня я тебя познакомлю с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, сможете друг другу помочь!

Логопедическая зарядка

  1. Общее расслабление

Давай приготовимся к нашему путешествию. Немного отдохнём и расслабимся. Представь, как будто мы с силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

  1. Самомассаж лица и шеи.

Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.


Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

А теперь нужно хорошо размять и подготовить язычок. Давай покажем щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чистим зубы», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи «Парус», «Жучок».

Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Упражнение «Маляр».

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Упражнение «Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Упражнение «Индюк».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение «Барабанщики».
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Развитие фонематического восприятия:

Логопед: Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа Зу-су-зу Ты-ды-ты Ка-ка-га Жи-ши-жи

Ребенок: повторяет ряд слогов.

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

Логопед: отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит: Та-та-татата, тата-та-та-тата-та.


Физкультминутка
Логопед: давай мы с тобой выложим букву Р из мазайки, которая очень нравится нашему щеночку.
Ребенок: выкладывает из них букву Р.

Логопед: щенку так нравится играть в песочке, давай и мы поиграем, напиши, пожалуйста на песке букву Р.

Графический диктант:
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.

Логопед: Что получается?
Ребенок: Трактор.


Логопед: Дорисуем колёса.

Активизация словаря прилагательных.
Логопед: Какой бывает трактор?
Ребенок: подбирает признаки (быстрый, грязный, новый, красный, красивый, большой).

Логопед. Давайте немного погуляем вместе со щенком. Посмотрите-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажите щенку, как работает трактор, а я помогу нашей волшебной палочкой. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

А немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помогите ему, подайте только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. Щенок вам покажет.

Логопед поочередно предлагает ребенку детали – геометрические фигуры и проговаривает ряд слов: рукав, корка, вилка, ребро, банка, марка, мотор, белка, отвёртка, гараж, борт, пулька, парта, полка, норка, норма, топор. Дети берут деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].

Отремонтировал водитель машину и завел. Давайте покажем щенку, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помогите ему запомнить дорогу. Для этого назовите картинку и запомните символ на обратной стороне каждой из них.

Картинки выложены в виде дорожки, после называния каждой дети переворачивают картинку и видят соответствующий символ.

Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.) Помогите ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажите и назовите это животное.

Перед детьми картинки: заяц, обезьяна, лев, олень.

Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.

Дети выкладывают изображение клетки  из счетных палочек.

Рад лев новой клетке и довольно рычит. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Ходит щенок по зоопарку, рассматривает разных животных. Постоял около … (льва), посмотрел на … (лису), увидел … (зайца), остановился рядом с … (оленем), подошел к … (медведю), подумал о … (волке), посмеялся над … (обезьяной).

(Логопед выкладывает соответствующие картинки. ) Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, чей хвост? У зайца? У волка? У льва? У оленя? У обезьяны?

Дети отвечают.

Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги вспомнить ему обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

Дети по символу вспоминают картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы они могли проверить правильность ответа.

Щенок по дорожке вернулся домой, а наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Как располагаются губы, зубы и язычок?

1. Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, звонкий, твердый- мягкий.
3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.

Стадирование рака

Стадирование — это процесс определения количества рака в организме человека и его локализации. Так врач определяет стадию рака у человека.

Зачем необходимо определение стадии рака?

При большинстве видов рака врачам необходимо знать, сколько раковых образований и где они находятся (среди прочего), чтобы определить наилучшие варианты лечения. Например, лучшим лечением рака на ранней стадии может быть хирургическое вмешательство или лучевая терапия, в то время как рак на более поздних стадиях может потребовать лечения, которое затрагивает все части тела, например, химиотерапии, таргетной медикаментозной терапии или иммунотерапии.

Конечно, стадия рака — не единственный фактор, который используется для принятия решения о том, какое лечение лучше. Иногда рак на разных стадиях можно лечить одинаково, или рак на одной стадии можно лечить по-разному. Многие факторы определяют наилучшие варианты лечения для каждого человека.

Стадию рака также можно использовать для предсказания его вероятного течения, а также вероятности успешного лечения. Хотя ситуация у каждого человека разная, рак одного и того же типа и стадии, как правило, имеет схожие перспективы.

Стадия рака также позволяет врачам описать степень рака, когда они обсуждают друг с другом рак человека.

Не все виды рака имеют стадию. Например, лейкемия представляет собой рак клеток крови и, следовательно, к моменту обнаружения обычно распространяется по всему телу. Большинство типов лейкозов не имеют стадии, как раковые образования, образующие опухоли.

Обследования и тесты для определения стадии рака

Для определения стадии рака можно использовать различные виды обследований и тестов.

  • В зависимости от того, где находится рак, медицинский осмотр может дать некоторое представление о степени распространенности рака.
  • Визуализирующие исследования , такие как рентген, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование и ПЭТ-сканирование, также могут дать информацию о том, в какой степени и где находится рак в организме.
  • Эндоскопические исследования иногда используются для выявления рака. Для этих исследований эндоскоп, представляющий собой тонкую трубку с подсветкой (обычно с небольшой видеокамерой на конце), вводится внутрь тела для выявления рака.
  • Биопсия часто требуется для подтверждения диагноза рака. Биопсия также может быть необходима, чтобы выяснить, ощущается ли уплотнение при осмотре или что-то, что видно на визуализирующем тесте в другой части тела, действительно связано с распространением рака. Во время биопсии врач удаляет опухоль или кусочки опухоли для изучения в лаборатории. Некоторые биопсии делаются во время операции. Но биопсию также можно проводить с помощью тонкой полой иглы или эндоскопа. Дополнительные сведения о биопсии см. в разделе Тестирование образцов биопсии и цитологии на наличие рака.
  • Лабораторные анализы раковых клеток (из биопсии или хирургического вмешательства) и анализы крови также могут использоваться для определения стадии некоторых видов рака.

Стадия рака может быть установлена ​​в разное время.

Как правило, стадия рака определяется при первом диагнозе, до того, как будет назначено какое-либо лечение. Но в некоторых случаях после начала лечения он ставится снова.

Клиническая стадия

Клиническая стадия представляет собой оценку распространенности рака на основании результатов медицинского осмотра, визуализирующих исследований (рентгеновских снимков, компьютерной томографии и т. д.), эндоскопических исследований и любых биопсий до начала лечения. Для некоторых видов рака результаты других тестов, таких как анализы крови, также используются для клинической стадии.

Клиническая стадия часто является ключевой частью выбора наилучших вариантов лечения. Его также можно использовать, пытаясь понять, каким может быть прогноз (прогноз) человека. Например, показатели выживаемости для большинства видов рака в основном зависят от стадии на момент постановки диагноза (см. ниже).

Патологическая стадия

Если операция по удалению рака является первым лечением, врачи также могут определить патологическую стадию (также называемую хирургической стадией ). Патологическая стадия зависит от результатов обследований и анализов, проведенных до операции, а также от того, что стало известно о раке во время операции.

Иногда патологическая стадия отличается от клинической (например, если хирургия показывает, что рак распространился больше, чем было видно при визуализирующих исследованиях). Патологическая стадия дает более точную информацию, которую можно использовать для определения того, какие другие методы лечения могут потребоваться, а также для прогнозирования реакции на лечение и результатов (прогноз).

Стадирование после неоадъювантной терапии (или посттерапии)

При некоторых видах рака сначала может быть проведено лечение, отличное от хирургического (например, химиотерапия, таргетная медикаментозная терапия или лучевая терапия). Цель может состоять в том, чтобы попытаться уменьшить опухоль перед операцией (в этом случае лечение называется неоадъювантной терапией ), или это может быть сделано в качестве основного лечения, если неясно, будет ли операция вариантом.

Стадирование может быть проведено после этого первого лечения, чтобы помочь измерить реакцию рака на лечение. Это можно сделать так же, как клиническое стадирование (если операция еще не проводилась), что может помочь определить, какой тип операции следует выполнить. Или это можно сделать после операции (так же, как и при патологическом стадировании), что может дать более точную информацию.

Стадирование рецидива или повторного лечения

Стадирование также может быть проведено снова в какой-то момент, если рак возвращается (рецидивирует) или прогрессирует (растет или распространяется, не исчезнув полностью). Эта информация может быть использована для принятия решений о дальнейшем лечении.

Изменяет ли повторная постановка рака первоначальную стадию?

Когда рак снова стадируется после первоначального стадирования, его иногда называют повторным стадированием . Часто те же тесты, которые проводились при первом диагностировании рака (такие как физикальное обследование, визуализирующие исследования, эндоскопические исследования, биопсия и, возможно, хирургическое вмешательство), проводятся повторно.

При любом типе перестадирования новая классификация этапов добавляется к исходному этапу, но не заменяет его . Стадия, назначенная при постановке диагноза, по-прежнему является наиболее важной при обсуждении статистических данных, таких как показатели выживаемости (описанные ниже).

Однако с практической точки зрения не всегда так важна стадия, назначенная раку, как уверенность в том, что все понимают, как далеко распространился рак и что это означает в будущем. Например, если у человека диагностирован рак II стадии, который впоследствии распространился на другие части тела, он (и даже его лечащий врач) может теперь описать это как рак «стадии IV», даже если это технически не точно. Самое главное, чтобы все понимали, что рак распространился, и что эта информация используется для принятия решений о лечении в будущем.

Что входит в стадию: Система TNM

Существуют различные типы систем, используемых для определения стадии рака, но наиболее распространенной и полезной системой стадирования для большинства типов рака является система TNM .

Американский объединенный комитет по раку (AJCC) и Международный союз по борьбе с раком (UICC) поддерживают систему классификации TNM, которая позволяет врачам определять стадии многих различных типов рака на основе определенных общих стандартов.

В системе TNM общая стадия определяется после того, как раку присваивается буква или номер для описания категорий опухоли (T), узла (N) и метастазов (M).

  • T описывает исходную (первичную)
    опухоль
    .
  • N указывает, распространился ли рак на близлежащие лимфатические узлы .
  • M указывает, распространился ли рак ( с метастазами ) в отдаленные части тела

Первичная опухоль (категория Т)

При попытке определить, сколько и где рак находится в организме, врачи в первую очередь смотрят на первичную (основную) опухоль , где и начался рак. Размер опухоли, ее расположение и то, проросла ли она в близлежащие области, могут иметь значение. Врачи также проверяют наличие других близлежащих опухолей.

Категории T может быть присвоена буква или цифра:

  • TX означает отсутствие информации о первичной опухоли или ее невозможность измерения.
  • T0 означает отсутствие признаков первичной опухоли (она не может быть обнаружена).
  • Тис означает, что раковые клетки растут только в том слое клеток, где они появились, не прорастая в более глубокие слои. Его также можно назвать in situ раком или предраковым состоянием.
  • Число после T (например, T1, T2, T3 или T4) может описывать размер опухоли и/или степень распространения на близлежащие структуры. Чем выше число Т, тем больше опухоль и/или больше она проросла в близлежащие ткани.

Лимфатические узлы (N категория)

Обычно проверяют лимфатические узлы вблизи первичной опухоли, чтобы выяснить, распространился ли на них рак. Лимфатические узлы представляют собой небольшие бобовидные скопления иммунных клеток. Многие виды рака часто распространяются на близлежащие лимфатические узлы, прежде чем они достигнут других частей тела.

Категория N может быть обозначена буквой или цифрой:

  • NX означает отсутствие информации о близлежащих лимфатических узлах или невозможность их оценки.
  • N0 означает, что в близлежащих лимфатических узлах нет рака.
  • Число после N (например, N1, N2 или N3) может описывать размер, расположение и/или количество близлежащих лимфатических узлов, пораженных раком. Чем выше число N, тем больше рак распространяется на близлежащие лимфатические узлы.

Метастазы (категория M)

Врачи могут также осмотреть другие части тела, чтобы увидеть, распространился ли рак. Распространение рака на части тела, расположенные далеко от первичной опухоли, известно как метастазы .

Категории M присваивается номер:

  • M0 означает, что отдаленное распространение рака не обнаружено.
  • M1 означает, что рак распространился на отдаленные органы или ткани.

Каждый тип рака имеет свою собственную версию категорий TNM, поэтому буквы и цифры не означают одно и то же для каждого типа рака. Например, для некоторых видов рака категории Т описывают размер основной опухоли, в то время как для других они описывают, насколько глубоко опухоль проросла в орган, в котором она возникла, или проросла ли опухоль в близлежащие структуры (независимо от его размер).

Для некоторых типов рака категории TNM могут также иметь подкатегории. Они отмечены строчными буквами после категории. Например, T3a или T3b.

Некоторые типы рака могут иметь меньше вариантов категорий, чем другие типы рака. Например, некоторые виды рака могут не иметь категории N3.

Другие обозначения, которые могут быть частью TNM

Каждая из категорий T, N и M может быть написана со строчной буквой перед ней, показывая, является ли это клинической или патологической классификацией:

  • Клиническая стадия отмечена буквой «с» (например, сТ1)
  • Стадия патологии отмечена буквой «р» (например, pN2)

Для стадирования, которое проводится после лечения или после рецидива/прогрессирования рака, перед категорией может быть указана еще одна строчная буква:

  • ” можно использовать перед категорией (например, ycT1 или ypT2)
  • Для рака, стадия которого изменена после рецидива или прогрессирования рака, перед категорией может использоваться буква «r» (например, rcT1 или rpT2)

Другие факторы, влияющие на стадию рака

Для некоторых видов рака не только значения T, N и M определяют стадию. Некоторые другие факторы, которые могут быть приняты во внимание, включают:

Степень: Для большинства видов рака степень является мерой того, насколько ненормально раковые клетки выглядят под микроскопом. Это также называется дифференциацией. Степень может быть важна, потому что рак с более аномально выглядящими клетками имеет тенденцию расти и распространяться быстрее.

Степени обычно присваивается номер, причем более низкие номера (например, G1) используются для рака более низкой степени.

  • В низкозлокачественных (хорошо дифференцированных) раках раковые клетки выглядят довольно нормально. В целом, эти виды рака имеют тенденцию к медленному росту и часто имеют лучший прогноз.
  • В высокозлокачественных (плохо дифференцированных) раковых клетках раковые клетки выглядят более аномальными. Рак высокой степени злокачественности часто имеет тенденцию к быстрому росту, поэтому может потребоваться другое лечение, чем рак низкой степени злокачественности.

Даже если степень не влияет на стадию рака, она все же может повлиять на перспективы и/или лечение человека.

Тип клетки: Рак в некоторых частях тела может начинаться в разных типах клеток. Поскольку тип раковой клетки может повлиять на лечение и прогноз, он может быть фактором при определении стадии. Например, рак пищевода в основном представляет собой либо плоскоклеточный рак, либо аденокарциному. Плоскоклеточный рак пищевода отличается от аденокарциномы пищевода стадией.

Местоположение опухоли: Для некоторых видов рака основное расположение опухоли влияет на прогноз и учитывается при стадировании. Стадия рака пищевода, например, зависит от того, начинается ли рак в верхней, средней или нижней трети пищевода.

Уровни в крови t онкомаркеры: При некоторых видах рака уровни определенных веществ в крови (называемых онкомаркерами или биомаркерами) могут влиять на стадию рака. Например, при раке предстательной железы при назначении стадии учитывается уровень простатспецифического антигена (ПСА) в крови.

Результаты тестов на раковые клетки: Для некоторых видов рака лабораторные анализы, проводимые на раковых клетках, являются важной частью определения стадии. Например, при раке молочной железы на стадию может влиять наличие на раковых клетках белков, называемых рецепторами гормонов.

Возраст человека: Для некоторых видов рака, таких как рак щитовидной железы, возраст человека на момент постановки диагноза может повлиять на прогноз, поэтому он учитывается при назначении стадии.

Назначение общего этапа (группировка этапов)

После определения значений T, N и M (и любых других факторов, влияющих на этап) они объединяются для назначения общего этапа.

Стадия большинства видов рака обозначается римской цифрой от I (1) до IV (4). Рак I стадии менее запущен и часто имеет лучший прогноз (прогноз). Рак более высоких стадий обычно распространяется дальше (или имеет другие важные особенности), поэтому может потребоваться более интенсивное (или иное) лечение. Иногда этапы также подразделяются с использованием заглавных букв (например, этап III может быть подразделен на этапы IIIA и IIIB).

Некоторые виды рака также имеют стадию 0, которую часто называют карциномой in situ. Это означает, что рак все еще находится только в том слое клеток, где он впервые появился, и он не распространился дальше.

Другие системы стадирования

Не все виды рака стадируются с использованием системы TNM. Например:

  • Системы стадирования, отличные от системы TNM, часто используются для лимфом Ходжкина и неходжкинских лимфом, а также для некоторых других видов рака.
  • Международная федерация гинекологов и акушеров (FIGO) разработала систему стадирования рака женских репродуктивных органов. Этапы TNM точно соответствуют этапам FIGO, что позволяет довольно легко преобразовать этапы между этими двумя системами.
  • Для большинства видов рака в головном мозге или вокруг него нет формальной системы стадирования, поскольку эти виды рака обычно не распространяются на лимфатические узлы или другие части тела.

Как стадия рака может повлиять на прогноз человека

Наряду с типом рака, стадия рака является одним из наиболее важных факторов, когда врачи пытаются определить прогноз (прогноз) человека.

Стадии и выживаемость

Для многих видов рака прогноз часто выражается в виде выживаемости. Это процент людей с определенным типом и стадией рака, которые все еще живы определенное время (обычно 5 лет) после постановки диагноза. Например, если 5-летняя выживаемость для определенного типа и стадии рака составляет 80%, это означает, что 80 из 100 человек с этим типом и стадией рака все еще будут живы через 5 лет.

Показатели выживаемости не могут точно сказать, что произойдет с конкретным человеком, потому что на прогноз могут влиять и многие другие факторы (см. ниже). Но они могут дать врачам и пациентам общее представление о том, насколько вероятно, что лечение будет успешным.

Показатели выживаемости почти всегда зависят от стадии рака на момент постановки диагноза. Эти цифры не применимы, если позже рак переустанавливается. Например, 5-летняя выживаемость при раке, первоначально диагностированном как стадия II, а затем распространившемся на другую часть тела, не обязательно такая же, как при раке, первоначально диагностированном как рак стадии IV (поскольку он уже распространился на другую часть тела при первом диагнозе).

Это важно понимать, потому что информация на наших страницах, посвященная статистике выживаемости, относится к стадии, когда рак был впервые диагностирован.

Другие факторы также могут влиять на прогноз

Также важно понимать, что, хотя стадия рака важна, многие другие факторы также могут влиять на прогноз человека. В зависимости от типа рака другие важные прогностические факторы могут включать: 

  • Возраст человека и общее состояние здоровья
  • Имеют ли раковые клетки изменения в определенных генах, хромосомах или белках
  • Как рак реагирует на лечение

Если у вас есть вопросы о показателях выживаемости и о том, как на них может повлиять стадия вашего рака или другие факторы, обязательно поговорите со своей командой по лечению рака.

Определение стадии рака может быть сложным

Врачи постоянно узнают больше о раке, о том, как он растет и распространяется, и о том, как лучше всего его лечить. Со временем некоторые из этих результатов добавляются в системы стадирования различных видов рака, что помогает сделать их более точными и ценными как для врачей, так и для пациентов.

В то же время добавление этих новых результатов часто делает системы стадирования более сложными, чем они были в прошлом, что может затруднить их понимание людьми.

Если вы не уверены в стадии вашего рака или в том, что это может означать для вас, попросите своего врача объяснить это вам так, как вы понимаете.

Стадии рака | Cancer Research UK

На этой странице рассказывается о стадиях рака. Есть информация о

Какая постановка рака составляет

Почему стация важна

Типы систем постановки

Система постановки TNM

СИСТЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ

Карцинома in situ

Связанная информация 9000

Какой рак.

способ описания размера рака и того, насколько далеко он вырос. Когда врачи впервые диагностируют рак, они проводят тесты, чтобы:

  • проверить, насколько велик рак
  • распространился ли он на окружающие ткани
  •  распространился ли он на другие части тела

Стадия рака иногда может включать степень рака. Это описывает, насколько раковая клетка похожа на нормальную клетку.

Почему важно определение стадии

Определение стадии важно, потому что это помогает вашей лечащей бригаде узнать, какое лечение вам нужно.

Врачи могут порекомендовать местное лечение, такое как хирургическое вмешательство или лучевая терапия, если у вас рак только в одном месте. Этого может быть достаточно, чтобы полностью избавиться от рака. Местное лечение относится только к области тела.

Но вам может понадобиться лечение, которое распространяется по всему телу , если ваш рак распространился. Это называется системным лечением и включает:

  • химиотерапию
  • гормональная терапия
  • таргетные противораковые препараты
  • иммунотерапия

Вы можете узнать больше о различных видах лечения рака.

Распространение рака в лимфатические узлы

Иногда врачи не уверены, распространился ли рак на другие части тела или нет. Поэтому они ищут раковые клетки в лимфатических узлах рядом с опухолью.

Раковые клетки в этих узлах являются признаком того, что рак начал распространяться. Это часто называют положительными лимфатическими узлами. Это означает, что клетки отделились от первоначального рака и попали в лимфатические узлы. Но не всегда можно сказать, ушли ли они куда-нибудь еще.

Адъювантное лечение 

Адъювантное лечение означает проведение лечения в дополнение к основному лечению первичной опухоли. Врачи предлагают адъювантное лечение, если у вас есть раковые клетки в лимфатических узлах. Примером этого является химиотерапия после операции.

Целью адъювантной терапии является уничтожение любых раковых клеток, отделившихся от первичной опухоли.

Типы систем стадирования

Существует 2 основных типа систем стадирования рака. Это система TNM и система счисления.

Системы означают, что:

  • у врачей есть общий язык для описания размера и распространения рака
  • врача могут сравнивать результаты лечения между исследованиями
  • различных больниц и клиник имеют стандартные руководства по лечению

Некоторые виды рака крови или рака лимфатической системы имеют свои собственные системы стадирования.

Система стадирования TNM

Система стадирования TNM означает опухоль, узел, метастаз.

  • T описывает размер опухоли
  • N описывает наличие раковых клеток в лимфатических узлах
  • M описывает, распространился ли рак на другую часть тела

Система использует буквы и цифры для описания рака.

T относится к размеру рака и тому, насколько далеко он распространился в близлежащие ткани – может быть 1, 2, 3 или 4, где 1 – маленький, а 4 – большой

N относится к тому, является ли рак распространился на лимфатические узлы – может быть от 0 (нет лимфатических узлов, содержащих раковые клетки) до 3 (много лимфатических узлов, содержащих раковые клетки)

M относится к тому, распространился ли рак на другую часть тела – это может быть либо 0 (рак не распространился), либо 1 (рак распространился)

Так, например, небольшой рак, который распространился на лимфатические узлы, но не на другие части тела, может быть T2 N1 M0. Или более запущенный рак, который распространился, может быть T4 N3 M1.

Иногда врачи используют буквы a, b или c для дальнейшего разделения категорий. Например, рак легкого стадии M1a – это рак, распространившийся на другое легкое. Рак легких на стадии M1b распространился на другую часть тела. Рак легкого на стадии M1c распространился более чем на одну часть тела.

Буква p иногда используется перед буквами TNM. Например, рТ4. Это означает патологическую стадию. Это означает, что врачи основывали стадирование на исследовании раковых клеток в лаборатории после операции по удалению рака.

Буква c иногда используется перед буквами TNM. Например, сТ2. Это означает клиническую стадию. Это означает, что стадия основывается на том, что врач знает о раке до операции. Врачи могут просматривать результаты ваших анализов и использовать клиническую информацию, полученную при вашем обследовании.

Системы нумерации стадий

Системы нумерации стадий используют систему TNM для разделения рака на стадии. Большинство видов рака имеют 4 стадии, пронумерованные от 1 до 4. Врачи часто записывают стадии римскими цифрами. Таким образом, они могут записать стадию 4 как стадию IV.

Вот краткое изложение того, что означают стадии для большинства видов рака:

Стадия 1 обычно означает, что рак небольшой и находится внутри органа, в котором он начался

Стадия 2 обычно означает, что опухоль больше, чем на стадии 1, но рак еще не начал распространяться на окружающие ткани. Иногда стадия 2 означает, что раковые клетки распространились в лимфатические узлы рядом с опухолью. Это зависит от конкретного типа рака.

Стадия 3  обычно означает, что рак больше. Возможно, он начал распространяться на окружающие ткани, и в соседних лимфатических узлах есть раковые клетки.

Стадия 4  означает, что рак распространился с того места, где он начался, на другой орган тела. Например, в печень или легкие. Его также называют вторичным или метастатическим раком 9.0005

Иногда врачи используют буквы A, B или C для дальнейшего разделения числовых категорий. Например, рак шейки матки 3Б стадии.

Карцинома in situ

Карцинома in situ иногда называется раком стадии 0 или «неоплазмой in situ». Это означает, что в области тела есть группа аномальных клеток. Клетки могут переродиться в рак в какое-то время в будущем. Изменения в клетках называются дисплазией. Количество аномальных клеток слишком мало, чтобы образовалась опухоль.

Некоторые врачи или исследователи называют эти изменения клеток «предраковыми изменениями» или «неинвазивным раком». Но многие участки карциномы in situ никогда не перерастут в рак. Поэтому некоторые врачи считают эти термины неточными и не используют их.

Поскольку эти области аномальных клеток все еще настолько малы, что их обычно не обнаруживают, если только их не легко заметить, например, в коже. Карцинома in situ во внутреннем органе обычно слишком мала, чтобы ее можно было обнаружить при сканировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *