Содержание
Обучение чтению по методике Домана
Автор admin На чтение 4 мин Просмотров 537 Опубликовано
Содержание
Если вы хотите легко научить малыша читать, сделать это можно с помощью методики Глена Домана. Причем, чем
раньше вы начнете обучение чтению, тем плодотворнее оно будет. По методике Домана обучение чтению происходит быстрее и легче, если учить ребенка читать не складывая звуки в слоги, а слоги в слова, а читать слово целиком. Ведь маленький ребенок не имеет представления о том, что слово состоит из букв, знаковое определение буквы для него ничего не значит. А вот слова малыш слышит с самого рождения. Так, по методике Домана, малыша следует сначала научить читать слова целиком, а в дальнейшем объяснить ему, что слова состоят из букв.
Для обучения чтению по методике Домана, родителям необходимо заготовить карточки со словами. Чем больше будет карточек, тем лучше.
Первый этап обучения чтению
На первом этапе обучения используйте карточки с простыми и понятными ребенку словами, такими, как «мама», «папа», «баба», «кот», «мяч». Лучше, если сначала слова будут состоять из 3-4 букв. В первый день покажите ребенку всего лишь пять карточек. Демонстрируя карточку, просто назовите слово, которое на ней написано. Рассматривать карточку рекомендуется 1-2 секунды. Итак, в первый день проводите три коротеньких занятия, показывая все те же карточки. На второй день показываете малышу пять уже изученных карточек, а также добавляете пять новых карточек. Таким образом, вы проводите шесть занятий по 10 -15 секунд.
В третий день к изученному материалу добавляете еще пять новых карточек, а на четвертый еще пять. Занимайтесь по тому же принципу: сначала изученный материал, потом не раньше, чем через полчаса –новый материал. На каждом занятии рассматриваете по пять карточек, итого 12 занятий в день, на которые вы потратите в день не более трех минут.
Второй этап обучения чтению
После того, как малыш усвоит материал, усложните задачу. Приготовьте еще 20 новых карточек с более сложными словами, т.е. с большим количеством букв, но знакомые и понятные малышу. Проводите занятия также по 10-15 секунд, постепенно заменяя изученные слова новыми. Глен Доман советовал заменять по одной карточке, после того, как вы показывали ее ребенку в течении семи дней, и так далее. Также Доман рекомендовал не тестировать ребенка раньше времени, так как это может отбить у малыша желание заниматься. Не забывайте, что дошкольник способен воспринимать обучение только в игровой форме. Если же вы превратите все в учебный процесс, то ребенку может это быстро наскучить. Стоит также придерживаться того, что каждая карточка показывается в течении 1-2 секунд, и не больше 15 секунд за занятие.
Третий этап обучения чтению
На третьем этапе обучения можно вводить карточки с простыми, понятными малышу глаголами: «идет», «стоит», «лежит». В комплект карточек введите одно существительное, например «кошка». Так, ваш малыш сможет читать уже простые предложения: «кошка идет». Принцип обучения тот же, каждый день вы добавляете по пять новых карточек, а освоив 20 слов, начинаете постепенно заменять их на новые. Обучаясь, таким образом, ребенок постепенно поймет принцип сложения букв в слова, и тогда он сможет самостоятельно, без помощи карточек читать новые слова. Не заставляйте ребенка читать слова, читайте их сами, а ребенок по –прежнему смотрит и слушает. На этом этапе занятия могут быть более продолжительными, но главное прекращать занятия необходимо прежде, чем оно наскучит малышу. Ребенок должен заниматься с удовольствием, ждать занятия с нетерпением. В таком случае, результаты не заставят себя долго ждать.
На сайте http://readik.ru вы можете ознакомиться с другими методиками обучения детей чтению.
Карточки Домана. Как я легко научила ребенка читать до 2 лет
Главная
- Наследственность или среда?
- Мозг ребенка
- Иностранные языки
- Физическое развитие
- Как развить интеллект
и способности ребенка? - Методика Домана
- О сайте
- Используемая литература
МЫ ВКОНТАКТЕ
Как с помощью карточек Домана я легко научила ребенка читать до 2 лет.
Когда мне впервые попалась статья в журнале о «Чтении с пеленок», то захотелось быстрее перелистнуть ее. Зачем это нужно? Моя дочка тогда только родилась, я ничего не слышала о раннем развитии, и ничего более нелепого, чем учить ребенка читать в таком возрасте, я не представляла…. Спустя 4 месяца после рождения дочери, моя подруга передала мне книгу «После трех уже поздно» Масару Ибука.
После чего я впервые задумалась о том, что на мозг ребенка можно оказывать значительное влияние именно в период его активного роста, а мозг ребенка достигает 80% от взрослого к 3 годам.Я заинтересовалась нейрофизиологией и, вспомнив старую рекламу о методике Домана, решила приобрести комплект «Чтение с пеленок» и «Математика» от компании «Умница».
Наши занятия по карточкам Домана
Сначала речь пойдет о карточках Домана обучающих чтению, хотя карточки Домана по математике у нас тоже вызвали большой интерес, но это тема для отдельной статьи.
Я решила, что вряд ли научу ребенка читать в таком возрасте, будем заниматься просто для общего развития. Ничего плохого в том, чтобы показывать 3 раза в день по 25 секунд карточки, я не нашла. Ребенок итак по 100 раз в день тычет пальчиком в книжки, картинки, различные предметы, и любая мама объясняет, что это. Не очень понятно мнение противников методики Домана: чем отличается показ карточек с картинками от обычных книжек, если ребенок с удовольствием смотрит и требует еще, и чем перегружается ребенок за 25 секунд)). Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: «Не лишайте ребенка детства!», почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Они просто высказывают свое отношение к процессу обучения.
Попробуйте заставить маленького ребенка что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно.
Карточки Домана для обучения чтению и развитие памяти
Первое время я решила не проверять знания своей дочери, мне было достаточно того, что она заинтересованно смотрит на карточки, сколько бы я их ни показывала, и никогда не отворачивается, пока я сама не перестану их демонстрировать. Марине было 5 месяцев и 2 дня, когда мы начали заниматься по методике Домана. Пока ребенок не говорил и не давал себя проверять, было непонятно, есть ли какой результат, да я особо и не рассчитывала на него, но так как занятия приносили нам обеим огромную радость, мы продолжали заниматься.
Моему удивлению не было предела, когда в 1 год и 7 месяцев Марина показала, что понимает все слова, которые я ей показываю. Она плохо говорила, но я ее прекрасно понимала: на слове «лошадка» она цокала язычком, на карточке со словом «корова» говорила «мууу», где «крокодил» — Гена, «волк» — «ууууу», рука, нога, нос- все части тела она показывала на себе и т.д.. Долгое время мне казалось, что она просто запоминает написанные слова на карточках и не сможет прочитать что-то новое. Но сам факт того, что она может запомнить такое колоссальное количество слов, для меня было еще более удивительным: какой прекрасный тренажер для развития памяти! Чуть позже двух лет, когда Марина начала немного говорить, я смогла убедиться в том, что смысл чтения ей давно понятен, она могла ставить неправильно ударение, но четко читала незнакомые ей слова.
Как научить ребенка читать по карточкам Домана
Чтобы научить читать по методике Домана нужно:
- 3 раза в день Вашему малышу демонстрировать и озвучивать 25 карточек с различными словами (5 комплектов по 5 слов) примерно по 1 секунде, что в среднем занимает 25 секунд.
- Перерыв между занятиями должен составлять от получаса до 8 часов (это связано с особенностями мозга, в результате научных исследований были выявлены наилучшие условия для повтора запоминаемой информации).
- Каждый день 5 старых карточек менять на 5 новых. Каждое слово должно быть продемонстрировано не более 15 раз в течение 5 дней, т.е. максимум 3 раза в день, чтобы не наскучить ребенку.
Дополнительно мы показывали карточки Домана по энциклопедическим знаниям для расширения кругозора, тренировки навыка чтения и общего развития ребенка.
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние…»
Л.Н Толстой
С какого возраста начинать заниматься по карточкам Домана?
Когда мы разговариваем с новорожденным, то развиваем его слуховой аппарат. Ту же самую информацию мы можем сообщать ему и в визуальной форме, используя для этого соответствующие карточки или видеоматериалы. Глядя на них, он будет развивать свою систему зрительного восприятия. Гленн Доман рекомендует начинать занятия с самого рождения. Но, учитывая особенности зрения младенцев, специалисты рекомендуют начинать занятия с 3-4 месяцев.
ВИДЕО карточки Домана можно демонстрировать малышу не более 15 минут в день.
Последовательность обучения чтению по карточкам Домана
- Отдельные слова
- Словосочетания
- Простые предложения
- Распространенные предложения
- Книги
Методика Домана
Зачем ребенка в столь раннем возрасте учить читать по карточкам Домана, если все дети когда-нибудь все равно научатся читать?
Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном
Доманом посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно
отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых.
Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали, что ребенок,
отстающий в умственном развитии, может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.
Когда же эту методику опробовали на здоровых детях, результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь вдвое быстрее! Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень.
Даже тогда, в 1965 году, там находились сотни детей в возрасте двух-трех лет, кого еще вчера считали умственно отсталыми, имевших серьезные мозговые травмы, которые, занимаясь по методике Гленна Домана, догоняли и перегоняли сверстников в интеллектуальном развитии: умели в 2-3 года читать и полностью понимать прочитанное, писать, считать, а также в физическом развитии: по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей, выполняли сложные гимнастические упражнения.
Результативность методики Гленна Домана подтверждена временем. Уже более шестидесяти лет малыши во всем мире развиваются при помощи
красочных карточек Домана и своими успехами доказывают ее эффективность.
В США и Европе методика Домана, основанная на демонстрации карточек (там это называется flash-cards), пользуется огромной популярностью. В России о Гленне Домане узнали сравнительно недавно, и его система сразу стала одной из самых востребованных среди продвинутых родителей. Я была очень удивлена, узнав, что многие Нобелевские лауреаты сегодня из числа тех, с кем занимались по методике Гленна Домана.
Как научить ребенка читать по ВИДЕО карточкам Домана
Поскольку я увидела результат, нам хотелось продолжать дальше. Но когда дело дошло до словосочетаний и предложений, расклеивать карточки по стенам стало очень утомительным занятием, занимающим у меня по вечерам массу времени. Я знала, что для любого малыша то, что двигается и мелькает, всегда представляет больший интерес, и я решила изготавливать ВИДЕО карточки Домана по методике Гленна Домана и выкладывать их в интернет для тех занятых мам, у которых нет времени на подготовку к занятиям, но есть огромное желание развивать своего ребенка.
Полный видеокурс «Как научить ребенка читать по методике Гленна Домана» 1 этап «Слова» состоящий из 60 видеоуроков Вы можете скачать здесь бесплатно.
Ваш малыш легко и с удовольствием научится читать, расширит свой кругозор, разовьет интеллект и память!
Елена Разницына
Программа развития интеллекта
Бесплатный видеокурс
Как научить ребенка читать
по методике Гленна Домана
0 — 3 года
1 этап «Отдельные слова»
60 видеоуроков
ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО
Пять способов, которыми метод Домана произвел революцию в обучении чтению — Официальный веб-сайт Doman International®
Автор Noah Doman
Обучение детей с особыми потребностями чтению по методу Гленна Домана:
Пять способов, которыми метод Домана произвел революцию в обучении чтению особые потребности. Дети с особыми потребностями часто испытывают трудности с чтением, математикой, выполнением инструкций и речью. Гленн Доман более 50 лет назад понял, что дети с аутизмом, церебральным параличом, трисомией 21, СДВ/СДВГ и другими особыми потребностями часто не умеют читать в школе. Вместо того, чтобы внедрять новые методы, разработанные специально для обучения детей чтению, предполагалось, что эти дети терпят неудачу из-за своих проблем с обучением, и школьная система часто разочаровывалась в них.
Гленн Доман не согласен с тем, что некоторые дети «необучаемы». В 1964 году он написал «Как научить ребенка читать» — знаменательную книгу, которая научила родителей тому, как научить своих детей читать. Хотя эта книга была написана в первую очередь для родителей нейротипичных детей, Гленн объясняет, что он узнал о потенциале маленьких детей, когда увидел трехлетнего мальчика Томми с поврежденным мозгом, который читал ему вслух. Он понял, что дети (особенно дети с особыми потребностями) гораздо более способны, чем приписывала им система образования.
Он разработал систему обучения чтению, которая идеально подходит для детей, особенно для детей с трудностями в обучении. Что делает Метод Гленна Домана в обучении чтению таким особенным? В методе есть несколько важных элементов:
Метод Гленна Домана включает в себя обучение слов на карточках: трудности чтения. Во-первых, от детей не требовалось читать вслух — большая трудность для детей с проблемами речи. Подавляющее большинство детей с особыми потребностями имеют трудности с речью, поэтому требование, чтобы они читали вслух, делает чтение более трудным и пугающим для них. Пассивное обучение детей чтению слов по мере того, как взрослый читает их вслух, делает процесс обучения более легким и расслабленным.
Этот метод делает упор на короткие учебные занятия, проводимые часто: Многим детям не нравится сидеть в течение длительного периода времени во время обучения, особенно гиперактивным детям, которые легко отвлекаются! Этот метод делает сеансы короткими (менее 10 секунд), но достаточно частыми в течение дня, чтобы дети могли научиться читать. Часто слова показываются до 15 раз в день. Эта высокая частота помогает детям научиться читать, но занятия достаточно короткие, чтобы им нравились занятия.
Метод фокусируется на радостном обучении: Программа чтения Гленна разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Слова, которые ребенок учится читать, основаны на его любимых вещах — именах членов семьи, любимых блюдах, любимых занятиях, самых любимых животных и местах! Кто бы не хотел учиться, если это основано на их любимых вещах? Этот метод также позволяет избежать тестирования, что дети часто ненавидят. Благодаря персонализации программы и уменьшению факторов стресса (таких как чтение вслух и тестирование) ребенок получает больше удовольствия от программы и заинтересованности в ней!
Гленн Доман понял, что большой размер шрифта необходим: Увеличив размер шрифта и набрав его жирным шрифтом, детям с нарушениями зрения было легче научиться читать. Очень часто у детей с особыми потребностями плохое зрение и трудности с чтением мелкого шрифта. Увеличение размера слов устранило эту проблему и облегчило чтение!
Текст и картинки разделены: Гленн Доман отметил, что авторы детских книг из лучших побуждений часто размещают текст и картинки на одной странице, и что в школе слова-видимки часто сочетаются с картинками. Проблема в том, что изображения отвлекают ребенка от текста. Разделение текста и изображений имело решающее значение для того, чтобы помочь детям научиться сосредотачиваться на тексте и научиться его читать.
Есть много причин, по которым программа чтения Гленна Домана стала выдающимся достижением в раннем чтении и грамотности. Эти пять преимуществ метода Гленна Домана являются одними из многих причин, по которым эта программа идеально подходит для детей, пытающихся научиться читать. Кроме того, это позволяет родителям обучать своих маленьких детей еще до того, как они достигнут школьного возраста. Это может привести к серьезным изменениям в развитии ребенка с особыми потребностями и оказать долгосрочное влияние на образование и будущее этого ребенка.
Ной Доман
5 распространенных ошибок, которые родители совершают в своей программе чтения Doman Method™ — Официальный веб-сайт Doman International®
Автор Ноа Доман
Иногда родители расстраиваются, потому что не понимают, почему их программа чтения по методу Домана™ не проходит успешно. Они задают вопросы типа:
“
Почему моему ребенку скучно на некоторых занятиях? ”или
“
Почему мой ребенок сначала любил читать, но теперь сопротивляется программе? ”или
“
Почему мой ребенок больше не смотрит на прочитанные слова? Что я делаю не так? »Давайте посмотрим, сможем ли мы ответить на некоторые из этих вопросов. Вот пять наиболее распространенных ошибок, которые допускают родители, обучая своего ребенка программе чтения по методу Домана™:
Занятие по программе чтения по методу Домана обычно длится всего 5 слов, что является количеством слов в категории. Максимальное количество слов, которые должны быть показаны на одном сеансе, составляет 10 слов. Детям нравится учиться на коротких, быстрых занятиях. Когда ребенок сидит в течение минуты, когда вы проходите через многие категории, это может показаться вам коротким сеансом, но для детей минута кажется вечностью! Покажите 5-10 слов, а затем сделайте перерыв хотя бы на 5 минут, прежде чем сесть за следующий сеанс.
Вы должны показывать каждую карточку со словом только в течение 1 секунды. Если вы заставляете ребенка смотреть на карточку со словами более секунды, это утомит вашего ребенка и, вероятно, разрушит его удовольствие от программы. Быстро покажите слово на секунду и перейдите к следующей карточке — детям нужно только быстро взглянуть на слова, чтобы выучить их. Опять же, заставить их смотреть на слова дольше секунды — верный способ свести их с ума! Если вы показываете 5 слов за сеанс, то обычный сеанс должен длиться всего пять секунд!
Самый эффективный способ обучения чтению слов определенной категории — переместить карточку с задней части набора на переднюю. На обратной стороне каждой карточки со словами вы должны написать слово маленькими буквами, чтобы вы могли видеть с обратной стороны, какое следующее слово вы собираетесь показать. Переместите карточку с обратной стороны набора на переднюю и скажите ребенку следующее слово. Это позволит вам быстро показывать слова, продолжая наблюдать за ребенком, пока вы произносите слова.
Передняя часть считывающей карты
Оборотная сторона карточки для чтения
Многим родителям кажется здравым смыслом указывать на слова, когда они показаны. Но указание на слова замедляет процесс обучения чтению и удлиняет занятия. Мы не хотим учить вашего ребенка читать медленно! Не указывайте на слова — просто покажите каждую карточку и прочитайте ее вслух вашему ребенку.
Хотите посмотреть, как правильно научить ребенка чтению? Посмотрите это видео, в котором Спенсер Доман показывает, как:
Категория слов должна показываться не более 3 раз в день в течение пяти дней. Как правило, команда Doman International никогда не рекомендует показывать категорию больше, чем это. Родители часто не создают достаточного количества новых материалов заранее, поэтому они просматривают одни и те же категории слишком много раз (более пяти дней).