Колыбель-Кабай — «Алтай-тур»
При рождении ребенка в алтайской семье малышу делают колыбель из дерева, кожи и войлока. Колыбель должен делать таай (дядя по линии матери).
Прежде чем положить ребенка в колыбель, сначала туда кладут маленького ягненка, козленка или щенка, а потом убирают и кладут ребенка. Этого животного берегут, он должен прожить до старости лет и умереть своей смертью.Это символизирует путь ребенка, чтобы прожил долгую жизнь. Человек, который завязал пуповину ребенку при рождении считается крестной матерью или крестным отцом.
Оформление пуповины несет определенную информацию о ребенке. Если это пуповина мальчика, то она должна быть трехугольной или четырехугольной формы. Туда вкладывают наконечник стрелы. Если это девочка, то вместе с пуповиной вкладывают одну пуговицу с золотой нитью, и зашивают в кожаный мешочек в форме полукруга. И украшают алтайскими национальными орнаментами, бусами и старинными монетами. Такую разукрашенную пуповину подвешивают над колыбелью младенца.
Красный тальник (табылгы). В древней легенде алтайского народа это дерево считается, священной. Такой плеткой пользовались шаманы для изгнания злых духов и еще подвешивают коготь медведя. Плетка и коготь медведя служат как оберег от злых духов, от сглаза и от порчи. Внутри колыбели делается самотек из лиственницы, который имеет овальную форму. На самотек укладывают волосы, отстриженные с хвоста яка. Как известно, волос яка имеет водооталкивающее свойство, поэтому ребенок остается сухим.
По подвешенным над колыбелью пуповинам можно определить, сколько мальчиков и девочек выросло в этой колыбели. Например, если мать ребенка приглашена на праздник, она снимает с колыбели пуповины и подвешивает на правый бок национального костюма. Во время прохождения праздника можно различать женщину от девушки.
Колыбель выполнена из дерева и кожи. Весь ее внешний вид говорит о том, что пользовались ею долго и не одно поколение. Цвет говорит, что она долгое время стояла в аиле. Обычно, это происходит когда вещь стоит на дыму. Кожаные веревки — подвески тоже изрядно отполировались, даже поблескивают. Сама конструкция овальной формы и по размерам совпадает с метрикой малыша до пяти-шести месяцев. После этого возраста ребенок научится сидеть и ходить, и колыбель ему больше не нужна. Колыбель – это хранитель семейных традиций, так как она передавалась из поколения в поколение. По древнему поверью, колыбель нельзя жечь, ломать или удлинять. Считается, что этим можно укоротить жизнь ребенка.
Обычно её изготавливают из легко гнущегося, молодого гибкого дерева (ива, береза), из которого вырезают лист необходимых размеров, помещают в воду, затем сгибают в форме хомута, накладывая на жесткий горячий кусок железа. Получается основание колыбели.
Данный вид колыбели распространяется по всей юго – западной Сибири. Так как кочевник за 12 месяцев менял 4 раза стойбища: летнее, зимнее, осеннее и весеннее ему было очень удобно переезжать с малышом на лошадях. Никто не может точно сказать, когда он появился, но ясно то, что это одно из гениальных изобретений кочевых народов. Нашим предкам-кочевникам нужна была такая колыбель, с которой можно было легко и быстро отправиться в дорогу. Мать малыша по дороге, не сойдя с лошади, могла покормить не развязывая. В дно колыбели (вот посмотрите, пожалуйста) чуть ниже спины малыша вставлялась поперечная дощечка для стока мочи. Постоянную колыбель не выбрасывали, за исключением случаев, когда в ней умер ребенок. Новую колыбель сначала очищали можжевельником – арчыном. На период кочевья или же просто по необходимости удобная конструкция и легкий вес колыбели позволяла легко использовать её в трудных условиях жизни тюрков.