Содержание
Крестить умершего, возможно ли это?
Главная
› Статьи
› Крестить умершего, возможно ли это?
Сакральный ритуал крещения может быть проведен для каждого, кто изъявит добровольное желание вступить в христианскую веру. После проведенного таинства человек становится членом Церкви и отныне может участвовать во всех обрядах, которые проводятся согласно церемониалу. Однако главное значение крещения в том, что, приобщившись к вере, человек обретает возможность после смерти вступить в новую, небесную жизнь. Он отрекается от дьявола и его деяний и получает шанс на спасение. Однако, что делать, если при жизни человек не успел стать христианином и умер некрещенным?
Впервые подобные мысли возникли во времена распространения нового вероучения. Люди, прежде исповедавшие язычество, задавались вопросом о том, смогут ли они, приняв веру, после смерти воссоединиться со своими близкими, которые ушли из жизни в далеком прошлом. Дано ли душам некрещенных попасть на Небеса и спастись от мук ада, если врата райских обителей открыты только для последователей Христа? Так и возникло крещение умерших – один из самых древних и в то же время противоречивых ритуалов.
Христианские истоки крещения покойных
Впервые возможность крещения умершего человека была описана в 1-м Послании апостола Павла Коринфянам. Существует мнение, что такая традиция возникла в ортодоксальных общинах, и применялся обряд вплоть до V века нашей эры. Многочисленные подтверждения можно найти и в упоминаниях о Гиппонском соборе, который прошел в 419 году. Именно тогда древний обычай отменили, постановив, что над усопшими не стоит проводить ни крещения, ни евхаристии.
Однако известные строки из послания апостола Павла многие трактуют неоднозначно. Некоторые верят, что в нем действительно идет речь об обряде крещения, который проводился над телами и местами погребения умерших, а другие придерживаются мнения о том, что в нем приводится метафоричное обозначение страданий праведников.
Свидетельства из «Повести временных лет»
Заметки о посмертном крещении встречаются и в другом древнем источнике — «Повести временных лет». Она появилась гораздо позже, но сохранила свидетельства о религиозных ритуалах, которые проводились с покойными. Согласно тексту летописи, князь Ярослав Мудрый был крайне обеспокоен судьбой своих родственников, которые не приняли крещение. Он приказал выкопать останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и провести над ними все положенные обряды. Крещение проходило в киевском храме Богородицы Десятинной, где впоследствии и были вновь погребены представители княжеского рода.
Крещение за умерших
Существует и иной взгляд на текст Послания апостола Павла. Мормонская церковь – одна из ветвей христианства – расценивает приведенный в нем отрывок о крещении умерших как свидетельство того, что даже после смерти души усопших внимают живым и могут проникнуться святым словом. Основывается такая идея на том, что духам умерших проповедовал Христос, а после получения проповеди следует таинство крещения. Таким образом, у мормонов существует понятие «заместительного» крещения, когда ритуал совершают над живым человеком, но он распространяется и на умершего. Дальнейшее решение о принятии или непринятии новой веры принимает сам дух преставившегося.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней во многом расходится с другими течениями христианской веры. Идеи мормонов нередко вызывали неоднозначный отклик представителей других вероисповеданий. Например, резкой критике подверглось решение посмертно крестить таких исторических личностей как Христофор Колумб, Адольф Гитлер, Анна Франк, а также американских отцов-основателей. Тем не менее ритуал был проведен.
Как относится современная христианская церковь к крещению умерших?
Среди наиболее крупных христианских конфессий подобные идеи отклика не находят. Несмотря на глобальные различия во взглядах католиков, протестантов и христиан, в данном вопросе они едины и верят, что решение о посмертном существовании человека выносится по делам его при жизни. Если за отведенный срок на земле человек не принимает крещение, провести святое таинство после его смерти будет уже невозможно.
Кроме того, прохождение через торжественную церемонию в храме – вовсе необязательное условие для вступления в райские обители. В христианском учении встречаются примеры, когда люди приходили ко спасению до крещения или и вовсе без него. Стоит вспомнить библейскую историю о разбойнике на кресте, которая приводится в Евангелии от Луки. Гораздо более важным является не проведение церковного ритуала, а чистота души, мыслей и поступков, а также искренность обещаний, данных Господу.
Возможно вам будет интересно:
Могила Игната Буйницкого: тройное погребение основателя белорусского театра
В начале ХХ века национальное искусство в Беларуси переживало свой подъем. Представители литературного мира стали писать произведения на белорусском языке, народные песни и танцы с успехом исполнялись на сцене.
Читать подробнее >>>
Установка памятника на кладбище и благоустройство участка: подробная инструкция
К оформлению места захоронения обычно приступают после смены временного надгробия на постоянный памятник. Сразу после погребения проводить работы не рекомендуется, ведь грунту необходимо принять свою окончательную форму и стать прочным основанием для будущих надмогильных конструкций.
Читать подробнее >>>
Можно ли отпевать некрещёного? — Вопросы и Ответы
Начнем с того – а зачем свекровь хочет его отпевать?
Понимает ли она, понимаете ли Вы, что отпевание – не магический обряд, не пропуск в Рай, не процедура, предполагающая непременное отпущение грехов и прощение усопшего?
Отпевание – это прощание, проводы души в тот мир, где она встречается с Богом. Отпевая умершего, мы молимся о благоприятном для усопшего ответе на Страшном Судище — о помиловании и водворении в Раю. Но о прощении и благостном упокоении кого мы просим в чине Отпевания? Усопшего Раба Божиего. Именно душу раба Божиего просим мы упокоить со душами праведников.
Кто такой раб Божий? Это христианин, стремящийся исполнять волю Божию. Не просто признающий существование Христа, но последователь Его, человек, целью жизни которого является единение со Христом.
Был ли Ваш муж христианином? Нет. Как ни горько говорить об этом, но несмотря на его посещение храмов, отстаивание служб и т.д. христианином он не был. На пороге сердца он Христа, возможно, уже держал, но в само сердце свое не впустил. Почему я делаю такие выводы? Потому что он не крестился, а сам Христос сказал:
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5)
Для Вашего мужа слова Христа не стали руководством к действию. У него было огромное количество времени с тех пор, как поверил он в Него (25 лет!), но к послушанию он так и не пришел. Он не крестился. Не захотел соединить себя с Церковью Христовой. Не захотел сделать тот самый важный шаг, который и сделал бы его христианином, открыв ему Спасение.
Увы, но:
«Кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус» (св. Кирилл Иерусалимский).
«Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас» (Свт. Димитрий Ростовский).
«Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения» (Свт. Амвросий Медиоланский).
Именно поэтому отпевание некрещеных бессмысленно. Просить за нехристианина, называя его христианином, рабом Божиим, коим он не являлся, столь же нелепо, как просить за мужчину, называя его женщиной. От того, что человека назовут тем, кем он не является, суть его не изменится. Еще раз повторю – в самом чине Отпевания (в тексте молитв) мы просим за христианина.
То есть в отказе отпевать тех, кто крещен не был, нет никакого отторжения умершего, пренебрежения и т.д. Напротив, это — проявление здравого смысла и уважения к воле усопшего.
Отсюда еще одно следствие: если человек, зная, что умерший не был крещен, организовывает его отпевание, он совершает грех.
Во-первых, он обманывает. Нарушает заповедь о лжи.
Во-вторых, он идет против свободной воли самого человека, вынуждая его, уже неспособного сопротивляться, участвовать в обряде, право на который он получил бы лишь крещением, от которого сознательно воздерживался. Нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. Можно сколько угодно рассуждать о том, что вот теперь он точно не отказался бы креститься, но это всего лишь слова, ничем не подкрепленные. Волю уже умершего человека знает только Господь. Было ли покаяние в момент смерти, нам неведанное, — знает Господь.
И Его святая воля на то, какой судьба будет у усопшего.Ну и в‑третьих, такой человек идет против Божией воли. Сам Бог дал человеку свободу, а заказывающий незаконное по церковным правилам отпевание, и эту свободу нарушает, и, вдобавок, напрямую воле Божией противится.
Так что стоит оставить все мысли об этом неблагочестивом, греховном поступке.
Да, отпевание — важный обряд в посмертии христианина. Но хотя мы просим при этом о прощении грехов усопшего, само по себе отпевание не влияет на посмертную участь человека – её определяет его собственный выбор. То есть отпевание не является условием спасения души. Не надо зацикливаться на нём.
Лучше сосредоточиться на том, что Вы можете многое сделать для души Вашего супруга. Во-первых, поминайте его келейно – молясь дома или в храме, но «про себя». Во-вторых, творите дела милосердия ради него.
Самое главное, что можно сделать для усопшего, — это самим жить добродетельной духовной жизнью. Если Вы сами будете жить с Богом, то и молитвы Вашей чистой души могут быть полезными Вашему близкому. «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» (преподобный Серафим Саровский). Только Господь ведает судьбами. У Бога все живы. И верующей женой может муж неверующий (или маловерный) спастись. Будьте с Богом, и да сохранит Он Вас от соблазнов маловерия и отчаяния!
Есть ли такая вещь, как крещение для мертвых? (1 Коринфянам 15:29)
В 1 Коринфянам 15:29 Павел заявляет: «Если же воскресения нет, то что будут делать крестившиеся для мертвых? Если мертвые вовсе не воскресают, то зачем за них крестятся?» Из этого отрывка Писания можно предположить, что Павел утверждал существование крещения для мертвых. Концепция крещения за умерших не согласуется с теологией Павла; поэтому, почему Павел вообще упоминает об этом? Существует ли на самом деле крещение за мертвых?
Есть ли крещение мертвых?
Эту концепцию трудно понять, поскольку она не соответствует Библии, и многие комментаторы Библии не уверены в точном значении крещения за умерших. Общее мнение о крещении за умерших состоит в том, что считается, что живой человек может быть крещен вместо умершего любимого человека, чтобы умерший обрел спасение.
Заявление живого человека о исповедании веры умершего человека должно означать, что умерший человек был «крещен» и, в конечном счете, «спасен». Происхождение этой концепции, кажется, началось с языческих практик Древней Греции. К сожалению, эта концепция до сих пор преподается среди культов, таких как Церковь Святых последних дней, ранее известная как мормонизм.
Нельзя обойти стороной тот факт, что Павел упоминает концепцию крещения за умерших в своем знаменитом рассуждении о воскресении Христа (1 Коринфянам 15:1-58). Павел не утверждает это ошибочное убеждение, а скорее указывает на это убеждение в связи со своей общей главной темой — воскресением Христа.
Коринфская церковь практиковала крещение за умерших, хотя это и не совсем библейская практика. Спасение можно получить только по вере во Христа, когда человек еще жив (Ефесянам 2:8-9). ; Римлянам 3:28). После того, как человек скончался, второго шанса не будет.
Всем нам дана одна жизнь, и каждый из нас должен лично выбрать, примем мы Иисуса как своего Спасителя или нет. Вера в Иисуса — это личное решение, которое каждый человек должен принять сам. Точно так же, как вы не можете поверить в Иисуса за меня, я не могу поверить в Иисуса за вас.
Многим христианам тяжело осознавать, что многие из их близких не поверили в Иисуса, но мы не можем поверить за них. Каждый человек должен свободно поверить в Иисуса самостоятельно. Мы можем молиться о том, чтобы наши близкие познали Христа, но мы не можем заставить их принять Его и не можем поверить за них.
Точно так же после смерти человека мы не можем пройти «крещение за умерших», чтобы обеспечить спасение умершему близкому человеку. Если неверующий умрет, он не попадет к Богу на небеса. Из-за наших грехов каждый человек, который не верит в Иисуса для спасения, после смерти попадет в ад.
Когда человек умирает, мы ничего не можем сделать, чтобы гарантировать ему спасение. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим близким, которые не являются верующими, — это молиться за них и продолжать проповедовать им Евангелие.
Концепция крещения для мертвых не соответствует Библии, и Павел не поддерживает эту идею, упоминая ее в этом отрывке Писания. Павел не одобряет практику «крещения за мертвых»; скорее, он связывает это с воскресением.
Другими словами, Павел говорит: «Зачем кому-то креститься для мертвых, если Христос не воскрес?» Павел использовал это ложное убеждение, которое практиковали коринфяне, указывая на более важную проблему, а именно на его речь о воскресении.
Существуют ли современные практики?
Как упоминалось ранее, Церковь Святых последних дней все еще практикует крещение за умерших. Они основывают эту практику на неправильном толковании слов Павла в 1 Коринфянам 15:29. Это неудивительно, поскольку Церковь Святых последних дней одобряет многие практики, не имеющие ни библейских доказательств, ни библейских оснований.
Церковь Святых последних дней — это культ, и верующие должны воздерживаться от практик, применяемых в этом культе, таких как идея крещения за умерших. Крещение за умерших не соответствует действительности, поскольку Библия никогда не говорит нам, что люди могут креститься за умерших.
Как бы ни хотелось многим верующим спасти своих потерянных близких, которые скончались, мы просто не можем. Каждый человек должен принять свое собственное решение, пока он жив, собирается ли он доверять Иисусу для спасения или нет.
Печально осознавать, что многие из наших близких ушли из жизни, не доверившись Иисусу, но сейчас мы ничего не можем сделать, чтобы помочь им обрести спасение. Бог полон милости и любви; однако Он также свят, праведен и истинен. «Ибо Господь праведен, Он любит правду; праведник увидит лице его» (Пс. 11:7).
Бог дал каждому из нас шанс обрести спасение, поверив в Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы чрез Него спасти мир» (Иоанна 3:16-17).
Он желает спасения всем людям, включая ваших близких (1 Тимофею 2:4). Поскольку Бог свободно показал нам, что мы должны делать, чтобы унаследовать спасение, мы все должны обратиться к Богу и принять Его безвозмездный дар спасения, поверив в Иисуса.
Почему это важно?
Как только мы умрем, у нас не будет второго шанса. Никто не сможет участвовать в крещении за умерших за нас после того, как мы умрем, потому что крещение за умерших не спасет человека.
Крещение за умерших преподается в рамках нескольких ложных верований, что означает, что эта практика не должна практиковаться среди верующих. Нет спасения, если только отдельный человек лично не поверит в Иисуса, поверив, что Он умер за их грехи, был погребен и воскрес.
Теперь, братья и сестры, я хочу напомнить вам о Евангелии, которое я проповедовал вам, которое вы приняли и на котором вы стоите. Этим евангелием вы спасены, если твердо держитесь слова, которое я проповедовал вам. В противном случае вы поверили напрасно. Ибо то, что я принял, я передал вам как первостепенное: что Христос умер за грехи наши, по Писанию, что Он был погребен, что Он воскрес в третий день, по Писанию (1 Коринфянам 15:1- 4).
Для дальнейшего чтения:
Что такое крещение верующего?
Какова цель крещения в христианской жизни?
Что такое традиция крещения?
Был ли Иисус бесчувственным, когда сказал: «Пусть мертвые погребают мертвых»?
Что означает фраза «Иисус плакал» перед лицом смерти?
Фото: © iStock/Getty Images Plus/FMNG
Вивиан Брикер любит Иисуса, изучает Слово Божье и помогает другим в их хождении со Христом. Она получила степень бакалавра гуманитарных наук и степень магистра христианского служения с глубоким академическим акцентом на богословие. Ее любимые занятия — проводить время с семьей и друзьями, читать и проводить время на свежем воздухе. Когда она не пишет, она пускается в другие приключения.
Что Павел имеет в виду под «крещением за умерших»?
Ближе к середине своего великого размышления о воскресении апостол Павел останавливается, чтобы спросить своих читателей: «Что люди имеют в виду, когда крестятся от имени мертвых? Если мертвые вовсе не воскресают, то для чего крестятся за них» (1 Кор. 15:29)? Стих можно также перевести так: «Почему крестящиеся для мертвых делают это? То есть, если мертвые вовсе не воскресают, то почему они [некоторые коринфяне] крестятся для мертвых?»
Фраза «крещение за умерших» настолько неясна и сбивает с толку, ее значение настолько неопределенно, а разнообразие толкований настолько многочисленно, что кажется мудрым сказать, что кажется невозможным узнать, что означает эта фраза. Учитывая трудности, некоторые задаются вопросом, почему мы вообще должны заниматься расследованием. Но крещение за умерших имеет значение как потому, что мормоны придают ему исключительное значение, так и потому, что Павел использует его для защиты грядущего воскресения верующих.
Самое простое прочтение текста состоит в том, что некоторые коринфские христиане крестились вместо тех, кто уже умер, ища духовной пользы. Однако проблема с этим представлением двоякая. Во-первых, в Библии, ранней церкви или языческих религиях нет прецедента крещения за умерших. Никто не знает, кто это сделал и какую духовную пользу они искали. Во-вторых, представление о том, что христиане крестят ради тех, кто умер, оскорбляет наше богословие. Звучит как магический сакраментализм. Кажется, что это противоречит оправданию только верой.
Чтобы избежать этих проблем, некоторые ученые предположили, что ключевые термины Павла имеют редкие или переносные значения. Во-первых, они говорят, что «крещение» метафорично, как в выражении Петра «крещение огнем». Во-вторых, они говорят, что «за» не означает «от имени». В-третьих, они говорят, что «мертвые» — это духовно мертвые или умирающие, а не физически мертвые. Тем не менее текст не дает нам повода искать метафорические значения.
Ученые всех мастей сходятся во мнении, что наиболее вероятным является простой смысл, хотя никто точно не знает, что делали коринфяне.Вопрос напоминает обсуждение авторства Послания к Евреям. Над этим вопросом работало столько ученых, что кто-то наверняка предложил подходящего автора. Но поскольку мы страдаем незнанием ключевых моментов, мы вынуждены строить догадки.
Даже если ученый догадывается правильно, он все равно догадывается; тот, кто прав, не может наслаждаться этим. Тем не менее, даже если уверенность ускользает от нас, мы можем узнать важные вещи. Мы можем никогда не узнать имя автора Послания к Евреям, но мы знаем, каким человеком он был. Точно так же мы, возможно, никогда не узнаем точно, почему коринфяне крестились для умерших, но мы можем знать, что точка зрения мормонов ложна.
Два принципа должны руководить нами. Во-первых, мы устанавливаем то, что знаем, и работаем исходя из этого. Во-вторых, наши выводы должны соответствовать контексту 1 Коринфянам и согласовываться с теологией Павла.
Начиная с контекста, Павел слышал, как некоторые коринфские христиане отрицают будущее телесное воскресение верующих. Учитывая, насколько неотъемлемой частью воскресения Иисуса является Евангелие, апостол спрашивает: «Как некоторые из вас могут говорить, что нет воскресения мертвых?» (15:1–12). В свете союза Христа и верующих, если кто-то отрицает воскресение христиан, он отрицает и воскресение Христа.
Если мертвые христиане не воскресли, то и Христос тоже. А если Христос не воскрес, то евангелие Павла ложно, наша вера тщетна, и мы все еще блуждаем во грехе. Но, продолжает Павел, Христос воскрес , так что все, кто соединен с Ним, имеют жизнь воскресения. Он воскрес как начаток из мертвых (15:12–28).
На этом богословский аргумент Павла в пользу воскресения верующих заканчивается. Следующий раздел, начиная с нашего стиха, добавляет ряд ad hoc 9.0048 аргументов за воскрешение. Тема Павла заключается в том, что и его практика, и практика коринфян согласуются с верой в воскресение мертвых. Значение практики Павла ясно: если нет воскресения, спрашивает он, почему он каждый час сталкивается с опасностью? Почему он должен ежедневно рисковать смертью? В таких жертвах нет пользы без воскресения. Действительно, было бы лучше «есть и пить, потому что завтра мы умрем» (15:30–32).
Два выводаДва вывода. Во-первых, точно так же, как жертвы Павла предполагают воскресение, так и практика крещения за умерших у коринфян предполагает воскресение. Во-вторых, поскольку в 1 Коринфянам 15 говорится о воскресении мертвых, а не о спасении, мормоны вырывают этот отрывок из контекста.
Кроме того, поскольку Павел не упрекает коринфян за их практику, тогда их крещение за умерших было безвредным или, в худшем случае, незначительным оскорблением. Если бы крещение за умерших действительно извратило евангелие, он осудил бы его, как осуждает в письме другие грехи.
Взгляд мормонов подрывает ЕвангелиеЭтих выводов достаточно, чтобы опровергнуть точку зрения мормонов на крещение за умерших. Что бы ни означало крещение за умерших, практика мормонов не может быть правильной, поскольку она игнорирует библейский контекст и подрывает библейское Евангелие. Мормонское крещение за умерших — это доверенное лицо, совершающее крещение для умершего человека, который не слышал мормонского «Евангелия» при жизни.
Джозеф Смит ввел эту практику в 1840 году в ответ на озабоченность своих последователей судьбой предков, умерших некрещеными. Сегодня эти крещения также совершаются как акт любви к неродственным людям, выбранным из генеалогических записей в мормонских архивах.
Согласно учению мормонов, эта практика дает мертвым возможность искать спасения через систему праведных дел. Мормоны открыто учат спасению добрыми делами. Крещение за умерших является частью этой системы.
Как и некоторые христиане, мормоны задаются вопросом о судьбе тех, кто умер до времен Христа. В то время как христиане интересуются теми, кто упускает евангелие его искупления, мормоны боятся упустить его учения о пути праведной жизни.
Кроме того, мормоны заявляют, что крещение Смита за умерших восстановило утраченную апостольскую практику — что-то, якобы лежащее в основе учения Иисуса после воскресения. Согласно мормонам, врата ада не помешают спасению мертвых, для которых это крещение необходимо. «Достойные» мормоны с особыми храмовыми привилегиями служат доверенными лицами, проходя крещение в бассейне, созданном по образцу бронзового моря храма Соломона.
Практика мормонов противоречит Евангелию. Евангелия и Деяния провозглашают, что учение Иисуса после воскресения было сосредоточено на Его Царстве, ветхозаветном свидетельстве о нем и поручении воспитывать учеников по всему миру. Если бы коринфяне практиковали то, что делают мормоны, Павел не мог бы этого допустить, поскольку это противоречит Евангелию.
Что это значит?Тем не менее остается вопрос правильного толкования крещения за умерших. Признаюсь, что я не ближе к уверенности, чем кто-либо, я думаю, что было бы разумно принять этот отрывок за чистую монету: кажется, что некий коринфянин крестился от имени людей — возможно, членов семьи или друзей, которые умерли.