Разное

Мелкая моторика рук у детей 4 5 лет: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: игры, задания, подборка упражнений

Вот и настало то время, когда ваш малыш из маленького непоседы превратился в будущего первоклассника. Он уже многое знает и умеет. Однако, для того чтобы учёба в школе была в удовольствие, а не в тягость, чтобы ваш ребёнок с лёгкостью усваивал материал, нужно, в первую очередь, обратить внимание на развитие мелкой моторики рук.  

Аудио-версия статьи «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Содержание

Как развивать мелкую моторику

Графические задания

  • Обведи по контуру
  • Продолжи ряд
  • Соедини по точкам 
  • Сделай штриховку
  • Дорисуй картинку
  • Повтори по клеткам
  • Графический диктант

Игры с мелкими предметами 

  • Игры с крупами 
  • Игры с прищепками 
  • Игры с пластилином 
  • Игры с бумагой 

Пальчиковые игры

  • Стихи
  • Пальчиковый театр
  • Театр теней

Советы для мам

Мелкая моторика – это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами: умение правильно держать ручку, закрашивать, не выходя за края, штриховать, обводить и т. д. Но такой навык необходим не только для того, чтобы красиво выводить буквы, но и для развития речи и мышления. Он благоприятно влияет на всестороннее развитие познавательных процессов детей.  

Мы подобрали для вас самые разные задания для развития мелкой моторики рук. Выберите те, которые могут быть интересны именно вашему ребёнку. Возможно, он с большим удовольствием будет обводить персонажей из любимых сказок и мультфильмов или с радостью повозится с «мамиными» крупами. Ведь любое упражнение будет эффективным только тогда, когда будет выполняться с желанием.  

Как развивать мелкую моторику

Развивать детские пальчики и кисти рук прекрасно помогает рисование, игра на музыкальных инструментах, любой вид рукоделия: вышивание, вязание или выжигание. Благоприятные условия для совершенствования навыков вполне легко создаются и при выполнении домашних дел. Можно попросить ребёнка почистить мандаринку, открыть дверь ключом, поточить карандаш или позвать его лепить пельмени.  

Но наиболее эффективны будут специальные упражнения, которые совершенствуют точность и координацию движений. Различают три направления: 

  • графические задания. При выполнении графических упражнений будущий первоклассник тренирует чёткость, совершенствует свой глазомер, улучшает произвольное внимание. Он также развивает свою фантазию и воображение. Вместе с тем стимулируются и речевые навыки. 
  • игры с мелкими предметами. Движения детских пальчиков активизируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Для таких занятий не нужно приобретать специальные развивающие игрушки и пособия. Всё, что необходимо, чтобы увлечь вашего непоседу, скорее всего, найдётся у вас дома.  
  • пальчиковые игры. Ребята, повторяя движения взрослых, стимулируют мелкую моторику рук. Так совершенствуется ловкость и гибкость, движения становятся менее скованными, ребёнок учится концентрировать внимание на одном виде деятельности.  

Графические задания

Выполнение заданий на совершенствование графических навыков начинают с более простых упражнений, постепенно повышая сложность. Дошкольнику крайне важно научиться основным приёмам действия: проводить черту слева направо и сверху вниз, уметь штриховать ровно, не входя за край, вести линии различной толщины и формы. 

Именно графические умения станут прекрасным подспорьем на школьных уроках, ведь большое количество заданий направлено на работу с письмом.

Обведи по контуру

Одно из первых заданий, прекрасно тренирующее детские пальчики – обведение линий по контуру. Пунктиры служат хорошим помощником для дошкольника. Ведя по ним карандаш, можно слегка замедлить скорость рисования, изменить силу нажатия. При этом картинка не испортится, и интерес ребёнка сохранится до конца.

Приступаем к упражнениям: помоги динозаврам добраться до яиц, ракетам до планет, а приборам до стола.

Как только у ребёнка будут неплохо получаться всевозможные прямые, зигзаги и волны, можно приступать к картинкам. Изгибы на изображениях помогут потренировать руку для того, чтобы в дальнейшем приступить к письму.

Задание – обведи рисунок по пунктирным линиям и раскрась его.

Скачать 9 упражнений

Продолжи ряд

Графическое упражнение, в котором необходимо продолжить заданную закономерность с помощью пунктирных линий. Учит ребёнка быть внимательным и сосредоточенным. 

Задание: поставь карандаш на точку и не спеша дорисуй узоры. 

Скачать задания

Соедини по точкам

Рисование по точкам – одно из любимых занятий будущих первоклассников. Здесь уже нет помощников в виде пунктиров. Ребёнку нужно будет самому вести линию от одной точки к другой. Упражнения такого типа тренируют координацию движений, а также проверяют и закрепляют навыки счёта.  

Интересно узнать, кто скрывается на картинке? Тогда скорей отвечай на вопрос и соединяй цифры от 1 до 20, чтобы узнать ответ. 

Скачать 8 картинок

Сделай штриховку

Один из видов графического задания – штриховка. Не только отлично развивает мелкую моторику рук, но и помогает научиться правильно держать ручку, развивает аккуратность, усидчивость и логическое мышление. Дошкольник действует по определённым правилам, концентрирует своё внимание на задании. В этом упражнении детям нужно заштриховать изображения аккуратно, не выходя за границы. 

Скачать 12 картинок

Дорисуй картинку

Ориентироваться на листе бумаги – навык, который необходим для поступления в школу. Развить это умение хорошо помогают задания на рисование узоров, дорисовка изображений по клеточкам. При их выполнении совершенствуется как координация движений, мелкая моторика, так и зрительное восприятие и пространственное мышление. 

Скачать 9 картинок

Повтори по клеткам

В этом подразделе собраны несложные узоры, орнаменты и изображения, нанесённые на листе в клеточку. Дошкольнику нужно повторить их. Это отличные упражнения на логику, внимательность и глазомер. 

Как и в предыдущем задании, понадобится тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы в случае ошибки, можно было легко всё исправить. Чтобы облегчить процесс выполнения упражнений, можно использовать листы с крупной клеткой. Если у ребёнка будут возникать затруднения, помогите ему. И обязательно похвалите за старания. 

Скачать 9 листов

Графический диктант

Предлагаем вам занимательные упражнения, которые также отлично развивают графические навыки будущего первоклассника. Выполняя задания, описанные в этом разделе, ребёнок совершенствует внимание и усидчивость, воображение и сообразительность.  

На каждом листе – стихотворение о задуманном предмете, сам графический диктант и изображение того, что должно получиться в итоге. Это задание можно выполнять в двух вариантах: предложить дошкольнику повторить графическое изображение по образцу или дать выполнить работу на слух – взрослый диктует по порядку количество клеточек и их направления, ребёнок изображает это на листе бумаги.   

Скачать 5 упражнений

Игры с мелкими предметами

Уделяя развитию мелкой моторики рук ребёнка, помните про простые и доступные материалы, которые есть у вас дома. Ведь координация движений, точность и ловкость пальчиков прекрасно развивается не только в ходе выполнения специальных графических упражнений, но и в процессе игр с крупами, прищепками и другими мелкими предметами. 

Игры с крупами

Перебирание крупы – занятие увлекательное, но детям с 6 до 7 лет уже не достаточно просто возиться с ней. Они любят проводить эксперименты, вживаться в роли, создавать картины.

Поэтому, занимаясь с мелким материалом, не забывайте придумывать разнообразные сюжеты и истории. 

Рыбаки и рыбки 

Спрячьте в таз с крупой несколько магнитов. Дайте ребёнку в руки удочку. Это может быть магнит, привязанный к верёвке или ложка из нержавеющей стали. Задача будущего первоклассника – выловить всю «рыбу». Игру можно усложнить, сделав её на время.   

Угадай, что здесь

Возьмите несколько непрозрачных пакетиков. В каждый из них разложите разные виды круп: рис, гречку, горох, фасоль, пшено и т.д. Предложите ребёнку на ощупь узнать, что именно спрятано в мешочках. 

Рисунки и аппликации 

Для работы приготовьте картон, простой карандаш, клей и крупу. Предложите ребёнку изобразить рисунок карандашом. Затем нужно каждую линию намазать клеем и посыпать крупой. 

Так, с помощью гречки можно сделать дорожки, в качестве снега использовать рис, пшеном закрасить солнышко и т.д. 

Игры с прищепками

Как использовать прищепки для развития мелкой моторики? Помимо прямого назначения их активно применяют на занятиях по математике. Вполне можно объединить два вида упражнений и попросить ребёнка сосчитать примеры, а ответ «записать» с помощью прищепок, прицепив в окошко нужное количество.

Интересным вариантом станет создание всевозможных моделей роботов или динозавров, которые можно трансформировать как угодно. Такое упражнение отлично тренирует воображение ребёнка, развивает его конструкторские навыки.

Игры с пластилином

Лепка способствует развитию усидчивости, художественного вкуса, тренирует пальчики ребёнка. Один из видов занятий – пластилинография. Это картины, которые создаются на картоне путём размазывания мягкого пластилина. 

Пластилин – это настоящая кладезь для фантазии и игры воображения. С помощью него можно создавать забавные фигурки, придумывать целые сюжетные линии. Оживлять любимых героев сказок и мультфильмов. 

Игры с бумагой

Объёмная аппликация «Божья коровка» 
1. Из цветной бумаги вырезаем 2 круга красного цвета и один чёрный полуовал.
2.  Готовим несколько чёрных «горошин» и приклеиваем их на красные заготовки. 
3. Один круг клеим рядом с полуовалом, второй сгибаем пополам и приклеиваем посередине первого.
4. Дополняем божью коровку глазками и усиками.
5. Объёмная аппликация готова. 

Оригами «Самолёт
1. Понадобится прямоугольный лист бумаги. Складываем его вдоль.
2. Загибаем уголки прямоугольника к середине.
3. Затем весь лист складываем вдвое так, чтобы маленький уголок чуть выходил за край. Это нос будущего самолёта.
4. Разворачиваем лист
5. Подгибаем уголок. Переворачиваем заготовку обратно.
6. Начинаем делать «крылья»: с другой стороны от «носа» загибаем края.

7. Сгибаем углы к центральной линии.
8. Загибаем заготовку по линии центра. «Носовая часть» готова.
9. Будущее крыло визуально делим на три части.
10. Сгибаем лист по нижней намеченной линии.
11. Поделка готова.

Пальчиковые игры

К пальчиковым играм относится постановка стихов, историй, сказок при помощи рук. В ходе занятий дети стимулируют развитие мелкой моторики, развивают гибкость и подвижность пальчиков. Такая инсценировка историй увлекательна и всегда вызывает живой интерес. 

Пальчиковые игры достаточно просты, но в то же время дают ребёнку хорошо потренировать кисти рук. Здесь требуется умение перестраивать одну позицию в другую, напрягать и расслаблять мышцы. 

«Игла и напёрсток» 

Вышивает, шьёт иголка. 
Пальцу колко, пальцу больно, 
(Одна из ладоней открыта, другой изображаем, что держим иглу. Она «шьёт» и прикасается к пальчикам первой руки) 
А напёрсток 
В тот же миг 
К (имя ребёнка) на пальчик 
Прыг! 
(Изображаем, что надеваем напёрсток) 
Говорит иголке: 
– Шей! 
А колоться ты не смей. 
(Продолжаем шить, а затем грозим пальчиком иголке, чтобы та больше не кололась) 

«Кот-повар» 

Падал снег на порог, 
(Поднимаем ладони и затем медленно их опускаем) 
Кот испёк себе пирог, 
(Изображаем, что месим тесто) 
А пока лепил и пёк, 
Ручейком пирог утёк. 
(Перебираем пальчиками) 
Пирожки себе пеки 
Не из снега, а муки. 
(Снова начинаем месить тесто) 

Пальчиковый театр

Эта игра на пальчиках по нраву и малышам и ребятам постарше.

Постановка знакомых сказок или историй собственного сочинения тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, даёт возможность самовыражаться и обогащает словарный запас ребёнка. 

В нашей предыдущей статье вы узнаете, как сделать пальчиковый театр своими руками, как правильно в него играть, сможете скачать шаблоны и выкройки. 

Театр теней

Для того чтобы посмотреть завораживающий спектакль из света и тени, не обязательно идти в театр. Необычное представление можно устроить дома возле простой настольной лампы. 

Удивите ребёнка ползающим по стене маленьким крабиком или пробегающей мимо собакой. А затем предоставьте изобразить это будущему ученику.  

Советы для мам

Чтобы занятия проходили наиболее эффективно, предлагаем воспользоваться несколькими простыми правилами:

1. Подбирайте те материалы, которые будут интересны именно вашему ребёнку. Не заставляйте его заниматься, если он этого не хочет. Дождитесь момента, когда будущий первоклассник будет в хорошем настроении.

2. Делайте все упражнения по принципу: от простого к сложному. Дождитесь, когда ребёнок начнёт уверенно брать карандаш в руку, и только затем совершенствуйте этот навык.

3. Как и перед любой полноценной тренировкой важно сначала провести небольшую разминку. Сделайте гимнастику для пальчиков и затем переходите к основным упражнениям.

4. Занимайтесь не слишком долго, чтобы ребёнок не успел утомиться, но регулярно.

5. Следите за осанкой ребёнка и хорошим освещением в комнате.

Планомерные и регулярные занятия по развитию мелкой моторики – ключ к успеху. Проводя упражнения, направленные на ловкость пальчиков и координацию движений, вы разовьёте интеллектуальные способности ребёнка и сможете подготовить будущего первоклассника к школьной жизни. 

игры для самых крохотных ручек

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

48185 просмотров

15 сентября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми. А затем начинается этап сенсорного развития. В это время совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих его предметов. И чем больше интересных вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.

Мама, я готов!

После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки — к примеру, учится брать ложку. К 8 месяцам осваивает щипковый захват двумя пальцами. Мама может помочь малышу развить мелкую моторику — а значит, и поспособствовать развитию его речи. Ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.

Массаж для маленьких пальчиков

Если малышу еще рано осваивать премудрости пальчиковой гимнастики, мама может делать ему массаж ладошек и пальцев. И массировать можно не руками, а специальными массажными маленькими мячиками-«ежиками». Такие продаются в ортопедических магазинах. А еще лучше — делать массаж при помощи грецких орехов. Как же делается такой массаж? Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.

Игры на развитие мелкой моторики

Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка. Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.
На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.

«Ёжик»

Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?».

На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».

Игра «Разбуди соседей»

Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:

  • «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
  • «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
  • «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).

Проделывается для каждой ручки.

Игра «Апельсин»

  • «Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
  • «Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
  • «Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
  • «Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
  • «Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Ищем клад

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.

Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.

Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.

Рисуем манкой

Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.

Сортируем зернышки

В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.

Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.

Пластилин, пастель, фломастер

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия.

Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.

Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.

У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.

С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.

Важно

Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Мелкая моторика (раскрашивание, вырезание, бисероплетение, лего, рисование)

Дошкольные вехи

(раскрашивание, вырезание, бисероплетение, лего, рисование)

«Мелкая моторика» относится к движениям, которые мы делаем с помощью мелких мышц рук. Дети начинают использовать свои руки с самого рождения, чтобы исследовать свое тело и окружающий мир. Их мелкая моторика развивается по мере того, как все их тело начинает двигаться и становится более устойчивым. Они также учатся делать больше вещей руками по мере улучшения своих когнитивных и социальных/эмоциональных навыков.

Ниже приведены некоторые типичные этапы развития мелкой моторики. После каждой возрастной группы вы можете найти несколько «красных флажков», которые могут указывать на проблему.

В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок будет:

  • Построить башню из 9-10 маленьких блоков
  • Используйте пластилин для изготовления шариков, змей, печенья и т. д.
  • Создавайте вещи с большими соединительными блоками, такими как Megablocks или Duplo 9.0018
  • Самостоятельно нарисовать круг
  • Скопировать крестик (+)
  • Имитировать рисование квадрата
  • Начните держать мелок или карандаш зрелой хваткой (как взрослый)
  • Разрезать лист бумаги
  • Начать резку по прямой линии
  • Кнопки управления
  • Сама надевает большую часть одежды, но может понадобиться помощь с рубашками и куртками
  • Хорошо питаться ложкой и вилкой

Настораживающие признаки развития мелкой моторики (4 года)

Если вы заметите некоторые из следующих особенностей вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 4 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения.

например, трудотерапевт.

  • Его движения кажутся шаткими или скованными
  • Ее руки и кисти кажутся очень слабыми
  • Она не может разрезать лист бумаги ножницами
  • Он не может скопировать крестик (+)
  • Она не умеет самостоятельно рисовать круг и прямые линии
  • Она не может нанизывать на шнурок бусины диаметром 1/2 дюйма
  • Он плохо пользуется вилкой и ложкой
  • Она не может сама надеть штаны, свободные носки и обувь

В возрасте от 4 до 5 лет ваш ребенок будет:

  • Начните постоянно использовать одну руку для выполнения задач на мелкую моторику
  • Отрежьте по прямой линии ножницами
  • Начните резать по изогнутой линии, как по кругу
  • Нарисовать крест сама (+)
  • Копировать квадрат
  • Начните рисовать диагональные линии, как в треугольнике
  • Начать раскрашивать линии рисунка
  • Начать рисовать узнаваемые картинки
  • Создавайте вещи с меньшими соединительными блоками, такими как Duplo или Lego
  • .
  • Надел одежду сам, но может понадобиться помощь с застежками, такими как пуговицы/молнии
  • Начните намазывать масло или резать мягкие продукты небольшим столовым ножом (под присмотром)
  • Начните учиться печатать заглавные буквы

Настораживающие признаки развития мелкой моторики (5 лет)

Если вы заметили у своего ребенка некоторые из следующих особенностей к тому времени, когда ему исполнилось 5 лет, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения. например, трудотерапевт.

  • Его движения кажутся шаткими или скованными
  • Ее руки и кисти кажутся очень слабыми
  • Он не может резать по прямой
  • Она не держит мелки или карандаши большим и указательным пальцами
  • Не умеет рисовать круг, квадрат и крест (+)
  • Она не может сама надеть рубашки, брюки, носки и обувь (с некоторой помощью застежек)
  • Он не может хорошо есть ложкой и вилкой

Если вы беспокоитесь о своем ребенке в любом возрасте, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы поговорить со специалистом. Вы также можете в любое время обратиться в наш центр.

Подробный список этапов развития мелкой моторики: от 0 до 6 лет

  • Поделиться
  • Электронная почта

В раннем детстве дети развивают свои навыки мелкой моторики по вполне предсказуемой схеме.

Мелкая моторика включает в себя управление мышцами рук и пальцев, языком, глазами и пальцами ног.

Примерами развития мелкой моторики являются вырезание, одевание и сборка пазлов.

Вот исчерпывающий контрольный список для развития мелкой моторики от рождения до шести лет.

Помните, что все дети индивидуальны и развиваются в своем собственном темпе. Используйте эти вехи только как приблизительное руководство.

От 0 до 12 месяцев

Вехи первого года обучения разделены на две части.

От 0 до 6 месяцев :

Основные этапы развития мелкой моторики в возрасте от 0 до 6 месяцев:

  • Следит глазами за движущимися свисающими игрушками
  • Сжимает и разжимает руки несколько мгновений, но еще не может скоординировать руки и глаза

От 6 до 12 месяцев :

Вехи мелкой моторики от 6 до 12 месяцев:

  • Движения головой и глазами, чтобы следить за движениями и объектами одной рукой
  • Держит бутылку
  • Использует всю руку для ладонного захвата
  • Передаёт предметы из одной руки в другую
  • Берёт предметы в рот
  • Бросает игрушку, но не может её положить
  • Берет игрушки из контейнера и протягивает вам что-то, но с трудом отпускает
  • Держит ложку, пытаясь поесть
  • Переворачивает предметы в руках
  • Тыкает в мелкие предметы указательным пальцем
  • Захватывает веревку
  • Начинает использовать клешневой захват при поднятии предметов (большой и один палец)
  • Соединяет руки и хлопает ими

9 лет

Ниже приводится разбивка навыков мелкой моторики для детей от 1 до 2 лет:

  • Берет мелкие предметы щипцовым захватом (большой и кончик указательного пальцев) любой рукой
  • Использует обе руки, но может отдавать предпочтение одной
  • Держит предметы треножной хваткой и стучит друг о друга, издавая звук
  • Держит мелки ладонной хваткой (всей рукой)
  • Комбинирует движения, например, держит что-то и поворачивает
  • Строит башню из 3 блоков
  • Вставляет 5 штифтов в доску
  • Собирает пазл из двух частей
  • Устанавливает 4 кольца на игрушку-складчик
  • Переворачивает страницы книги (по 2 или 3 за раз)
  • Указывает на картинки указательным пальцем, в книжках с картинками
  • Рисунки представляют собой неконтролируемые каракули и точки (каракули туда и сюда)
  • Держит мелки и карандаши в любой руке, а иногда и в обеих руках
  • Бросает маленький мячик
  • Рисует и делает штрихи движениями всей руки
  • Завинчивает крышку на контейнер, отвинчивает ее и поворачивает ручки
  • Снимает еду с обертки
  • Снимает обувь и пытается надеть ее веревка

От 2 до 3 лет

Мелкая моторика для 2-летних детей:

  • Постоянно использует одну предпочтительную руку при выполнении действий
  • Нанизывает 4 большие бусины на нитку
  • книга за раз
  • Строит башню примерно из 7 или 8 блоков и мосты
  • Отрезает бумагу ножницами
  • Держит мелки большим и указательным пальцами, с улучшенным захватом на штативе
  • Рисует круглые, вертикальные и горизонтальные линии
  • Имитирует буквы T и V
  • Начинает двигать запястьем во время рисования
  • Рисует точки, линии и круглые формы/штрихи
  • Манипулирует пластилином – сжимает, раскатывает, тянет и растирает его
  • Попытки одеться и раздеться

3–4 года

Большинство детей в возрасте 3–4 лет развивают следующие навыки мелкой моторики:

  • Строит башню из 9 или 10 блоков
  • Начинает строить трехкубовые мосты по модели
  • Нитки большие бусины на шнурке
  • Забивает гвозди и вставляет колышки в доску
  • Работает с пластилином и глиной – раскатывает, делает шарики, змейки, печенье и т. д.
  • Копирует круги и кресты
  • Копирует буквы V, H и Т
  • Держит карандаш около острия, между первыми двумя пальцами и большим пальцем, и использует его с хорошим контролем
  • В основном использует предпочтительную руку
  • Рисует человека с головой и одним или двумя другими чертами лица
  • Любит рисовать на мольберте с большими кистями
  • Порезы тупоконечными ножницами

От 4 до 5 лет

Вехи мелкой моторики для детей от 4 до 5 лет:

  • Использует пальцы отдельно
  • Строит 10 более сложных башен больше кубиков, с мостами из 3-х блоков
  • Режет по прямой линии
  • Рисует некоторые основные фигуры – круги, квадраты и треугольники
  • Копирует кресты и буквы V, H, T и O голова, туловище, ноги и обычно руки и пальцы
  • Рисует дом
  • Открывает и закрывает краны для мытья рук
  • Наносит зубную пасту на зубную щетку обеими руками
  • Лучший контроль при одевании

от 5 до 6 лет

Нормальное развитие мелкой моторики у 5-летних детей включает следующие навыки:

  • Берет мелкие предметы и держит их в руках
  • Построение 3 шагов из 6 кубиков или 4 шагов из 10 кубиков, когда показано
  • Вырезает простые фигуры
  • Рисует основные формы, включая ромбы
  • Копирует имя
  • Копирует цифры от 1 до 5
  • Копирует буквы V, T, H, O, X, L, A, C, U и Y
  • Пишет несколько писем спонтанно
  • Держит карандаш взрослой рукой и уверенно рисует и пишет мелками, карандашами и кистями
  • Рисует человека с головой, туловищем, руками, ногами и чертами лица
  • Рисует другие изображения, например, дом с деталями (дверь, крыша, окна и т. д.)
  • Раскрашивает аккуратно и в пределах линий
  • Установил леворукость или праворукость
  • Вырезает, склеивает и склеивает материалы
  • Считает пальцы одной руки указательным пальцем другой
  • Нитки и шнурки для обуви
  • Шнурки (вышиванки) с шерстью и толстой иглой

Читайте о важности развития мелкой моторики в раннем детстве, а также о некоторых простых занятиях по развитию мелкой моторики.

Вы также можете предложить простые игрушки для мелкой моторики, которые помогут улучшить мелкую моторику.

Эта таблица этапов развития мелкой моторики представляет собой сводку из следующих источников:

Hendrick, H. 1990. Total Learning: Development Curriculum for the Little Child. Третье издание. Издательство Macmillan Publishing Company: Нью-Йорк.

Питерс, М. 2007. Язык и готовность к школе. Мец Пресс: Welgemoed.

Шеридан, М. 1997. От рождения до пяти лет: прогресс в развитии детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *