Содержание
Фотоконкурс «Лето и малыш» — KP.RU
Комсомольская правдаРезультаты поиска
ФотоконкурсыИнтересное
Владимир ЗЕНКОВ
1 июля 2019 8:30
Авторы лучших по результатам голосования пользователей фотографий получат призы от редакции
Авторы лучших по результатам голосования пользователей фотографий получат призы от редакцииФото: Иван ПРОХОРОВ
Лето! Пора отпусков, каникул и самых ярких фотографий на фоне природы! Наверняка вы уже сделали несколько кадров вашего малыша на даче или в деревне у бабушки? А, может, организовали для него целую фотосессию?
ПРАВИЛА КОНКУРСА
ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА
Твояаптека.рф – сервис, который ежедневно упрощает жизнь тысяч людей. Сайт позволяет сделать предварительный заказ аптечных товаров в аптеках-партнерах.
NO_TITLE
Твояаптека.рф заботится о своих пользователях и работает лишь с проверенными партнерами.
Все об аптеке вы можете узнать в instagram.
Информацию также можно получить на сайте www.tvoyaapteka.ru и по телефону: 8-800-100-000- 3.
NO_TITLE
Партнер конкурса — научно-практический центр клинической неврологии «Клевер», специализирующийся на патологии речи и коррекции отклонений в психоневрологическом развитии детей, а также на решении проблем, связанных с поведением. Прием пациентов ведут узкие специалисты — невролог, невролог-эпилептолог, педиатр, нефролог, ортопед, детский психиатр, мануальный терапевт, травматолог, логопед, специалист по кинезиотейпингу.
Центр располагает двумя отделениями по адресам: ул. Комсомольская, 96 и ул. Воронежская, 49.
С инстаграмом центра можно ознакомиться, перейдя по ссылке Kleverkhv27
Информацию можно получить на сайте www.klever27.ru и по телефонам: 8 (4212) 78-21-21 и 94-21-21.
Додо Пицца — сеть пиццерий №1 в России. Средняя скорость доставки 34 минуты.
NO_TITLE
500 пиццерий в 12 странах. Дружелюбный сервис, качественная продукция, множество выгодных акций, большой ассортимент пицц, закусок, десертов.
Заказывай на сайте dodopizza.ru или в приложении. Адрес: Краснореченская 46а, тел: 88003330060.
В кинокомплексах Хабаровск и Атмосфера — есть все необходимое для проведения незабываемого праздника. Мы оборудовали специальные комнаты Дня Рождения, где удобно организовать детское торжество. Здесь можно накрыть стол, зажечь свечи на праздничном торте, поиграть с аниматором или провести подвижные конкурсы.
NO_TITLE
В центрах работает полноценная кухня, со специализированным детским меню. Детям будет весело, а родителям удобно! Подробности на сайте.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Хабаровская редакция «Комсомольская правда», 680000 г.Хабаровск, Уссурийский бульвар, 9А, 4 этаж. Телефоны: 8 (4212) 782-603 (редакция), 8 (4212) 782-602 (служба рекламы), 8 (4212) 782-602 (служба продвижения и распространения), доб. 131
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Редакция «КП-Хабаровск» подвела итоги фотоконкурса «Лето и малыш»
Комсомольская правдаРезультаты поиска
ОбществоИнтересное
Петр САМСОНОВ
2 августа 2019 9:25
Победителей определили путем народного голосования
Редакция «КП-Хабаровск» подвела итоги фотоконкурса «Лето и малыш»Фото: Борис КОКУРИН
В течение месяца на сайте «КП» — Хабаровск» шел фотоконкурс «Лето и малыш». За это время в нашу редакцию было прислано 32 фотографии детей! Конкуренция разгорелась совсем недетская, по накалу ее можно сравнить только со спортивными играми.
Но конкурс есть конкурс: должен быть победитель.
Первое место разделили между собой Дамир и Алла Деккер, набравшие равное количество голосов – по 543 голоса.
Редакция «КП-Хабаровск» подвела итоги фотоконкурса «Лето и малыш»Фото: Борис КОКУРИН
Второе место досталось Ярославу Савченко. За него проголосовало 375 человек.
Тройку лидеров замыкает Гондурова Катя, набравшая 317 «лайков».
Приз зрительских симпатий достается Давиденко Алене, за которую проголосовало 294 человека и Вощинскому Богдану, он набрал 285 голосов.
Редакция «КП» — Хабаровск» благодарит всех участников фотоконкурса «Лето и малыш» и поздравляет победителей! Тем, кто не вышел в финал, напоминаем: сколько бы голосов не набрали ваши дети, мы знаем, что для вас они самые прекрасные на свете!
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Хабаровская редакция «Комсомольская правда», 680000 г.Хабаровск, Уссурийский бульвар, 9А, 4 этаж.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Эпилог: Советская молодежь 1953–1956 и последующие годы | Последнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и зарождение зрелого социализма
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г.)История России и славянСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Фюрст, Джулиан, «Эпилог: советская молодежь 1953–1956 годов и позже», Последнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализма ( Oxford , 2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2011 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г.)История России и славянСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г. )История России и славянСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Резюме
В этой главе подробно рассматриваются годы, которые сняли завесу молчания с позднего сталинизма — не потому, что поздний сталинизм стал явным предметом многих дискуссий, а скорее потому, что жизнь и культура 1953–1956 годов стали видимыми (и слышно) то, что долгие годы росло под тяжелым одеялом позднесталинской власти. Беглый взгляд за пределы 1956 года дает представление о том, что происходило с советской молодежной культурой — как официальной, так и неофициальной. История духовного упадка комсомола и подъема неформальных молодежных культур перемежается различными, в конечном счете, безрезультатными попытками оживить советский молодежный проект. Комсомол, официальная советская молодежная культура и сам Советский Союз внезапно прекратили свое существование в 1919 году.91. И все же заключительные наблюдения этой книги напоминают читателю о том любопытном факте, что последняя глава в истории советской молодежи еще не закончилась.
Ключевые слова: Советский Союз, молодежная культура, молодежь, сталинизм, комсомол, культура, советский молодежный проект
Тема
История России и славян, Современная история (1700-1945) Современная история (после 1945 г.) Социальная и культурная историяКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеПоследнее советское поколение | История
Каждый вечер советские армейские машины бороздили белые песчаные пляжи на побережье советской Литвы, на западной границе СССР. Местные жители знали, что ночью на пляж нельзя ходить, так как оставлять следы на идеально разгребенном песке можно было, привлечете внимание советских пограничников. Но когда солдаты ушли в 6 утра, пляжи обещали сокровища для детей, желающих их найти.
Этими сокровищами были потерянные в море предметы – корабельный канат, банки из-под кока-колы и даже пластмассовые игрушки, выброшенные на берег из капиталистических стран. Советским детям, собирая эти бесполезные, но красочные предметы с их легким запахом «другого» мира, предлагалось им взглянуть на то, что скрывается за железным занавесом.
Сигита Краняускене, 50-летний социолог и старший научный сотрудник Клайпедского университета в Литве, вспоминает, как в детстве собирала такие «сокровища» и интересовалась, как жили жители Запада. «Я пыталась представить, как шведы жили по другую сторону Балтийского моря, — говорит она.
«Никто не ожидал скорого распада Советского Союза. Мы выросли за железным занавесом, готовясь стать обычными и покорными советскими гражданами», — добавляет она.
Но он рухнул. Тридцать лет назад, 26 декабря 1991 года, Советский Союз, частью которого была Литва, распался. Внезапно поколение, выросшее при коммунизме, вступало во взрослую жизнь в новом независимом капиталистическом государстве.
Социологи, такие как Сигита, и историки не пришли к соглашению о названии для определения этого поколения, родившегося в конце 19 века.60-х и 70-х годов, но использовались «Последнее советское поколение», «Переходное поколение» и «Пороговое поколение».
«Хотя единого термина не существует, исследователи выбирают прилагательные, отражающие кардинальные изменения», — объясняет Сигита, чьи исследования сосредоточены на этом поколении, которое охватило две социальные и политические системы.
Сигита Краняускене играет на литовском народном инструменте канкле в советской школьной форме [Предоставлено Сигитой Краняускене]Иностранная жевательная резинка
В 1980-е годы 1 мая литовская столица Вильнюс украшалась советскими флагами. Плакаты советских лидеров Владимира Ленина и Леонида Брежнева висели на государственных зданиях, а в местных цветочных магазинах были выставлены ведра с красными гвоздиками, когда лидеры Коммунистической партии и простые граждане собрались, чтобы посмотреть парад в честь Международного дня трудящихся на Ленинском проспекте (проспект Ленина).
Даля Кедавичене вспоминает, как в 10-летнем возрасте участвовала в параде с барабаном Pioneer. «Я гордился тем, что шел впереди парада», — сказал 49-й— объясняет отставной начальник отдела по предупреждению преступности Министерства внутренних дел Литвы.
«Мое детство было счастливым, мне не с чем было сравнивать», — говорит она через Zoom из своего дома в Вильнюсе. «Было событие, когда моя мама привозила из командировок иностранную жевательную резинку.
«У нас не было большого выбора еды, и я помню длинные очереди за бананами или книгами», — добавляет она, глядя вдаль, вспоминая свое детство.
Отец Далии был электриком, а мать высокопоставленным чиновником в Министерстве внутренних дел. Хотя ее мать была членом Коммунистической партии, она никогда не прививала дочери коммунистические ценности.
«Моя мама рано разочаровалась в коммунистических идеалах. Между официальной версией и действиями руководства была резкая разница», — говорит Далия, добавляя: «Она научила меня человеческим ценностям: честности, уважению, предупредительности и любви к другим людям».
Мандарины летом
Для тех детей, которые были воспитаны, чтобы стать членами Коммунистической партии, было несколько вариантов. С семи до девяти лет они могли присоединиться к «Маленьким октябристам». Члены будут носить значок со звездой рубинового цвета с детским портретом Ленина. Девятилетние дети могли перейти в организацию юных пионеров, где им давали красный шейный платок, который они могли носить со школьной формой. В возрасте от 14 до 28 лет молодые люди могли вступить во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, широко известный как комсомол.
Дмитрий Денисюк, 55-летний актер Русского драматического театра Литвы, был активным пионером. Он посещал парады, соревнования по маршам, проводил время в пионерских летних лагерях. «Я гордился тем, что был пионером, и из советской детской литературы я узнал, что хороший пионер прилежный, честный и уважает взрослых», — говорит он, переключаясь между литовским и русским языками, когда говорит по скайпу из тускло освещенной комнаты в свою квартиру в Вильнюсе после недели премьерных показов нового сезона.
«Я вызвался убирать школу после уроков, собирал старые газеты на переработку и помогал пожилым дамам переходить улицу», — вспоминает он.
Из-за активного участия Дмитрия в коммунистических молодежных группах, когда ему было 15 лет, школа отправила его в пионерский летний лагерь в Нордхаузене под Эрфуртом в Восточной Германии.
Типичный пионерский летний лагерь с домиками, актовым залом, столовой, прачечной и спортивной площадкой. Хотя государство строило пионерские лагеря по всему Советскому Союзу, провести две недели в международном лагере было честью, которая была дозволена лишь избранной группе молодежи.
Дмитрий был одним из 20 литовских студентов, отправленных в лагерь Нордхаузен. Там он познакомился с молодежью из Италии, Франции, Польши, Болгарии, Голландии, Греции и других стран. «Это был 1982 год, год проведения 12-го чемпионата мира по футболу, и мы организовали в лагере собственный турнир, — вспоминает он.
Он вспоминает, как во время экскурсий по Эрфурту и Берлину был сбит с толку при виде пестрых товаров в магазинах и булочек в кофейнях.
«В наших розничных магазинах запаха не было, а в продуктовых магазинах был другой, более землистый запах картофеля, капусты, свеклы или моркови. Я был удивлен, увидев апельсины и мандарины в магазине летом в Германии. Мы смогли купить эти фрукты только в декабре в Литве. Я помню, как наслаждался его цитрусовым ароматом, смешанным со сладким запахом жевательной резинки», — говорит Дмитрий.
В молодежном лагере школьники из разных стран обменялись футболками и сувенирами. «Нам нечего было предложить, кроме наших комсомольских значков [маленьких металлических значков красного флага с портретом Ленина в центре], карманных календарей и открыток с изображениями Вильнюса, Москвы или Кремля», — вспоминает он. «Я задавался вопросом, если мы выиграли Вторую мировую войну, то почему у нас так мало хороших вещей по сравнению с другими коммунистическими или западными странами».
Дмитрий говорит, что в Литве ситуация была лучше, чем в Украине, откуда родом его отец, и в России, откуда родом его мать, но не так богато и красочно, как жизнь в Восточной Германии. Его родители переехали в Литву, спасаясь от голода и экономических трудностей после Второй мировой войны. Его мать работала няней, а отец был солдатом Советской армии.
«Во время летних каникул мы гостили у моей бабушки в деревне под Псковом. Мои родители упаковали пакеты с сахаром, бобовыми и стеклянными банками, наполненными маслом, погруженными в соленую воду. В деревенском магазине были только спички, хлеб и водка», — вспоминает он.
«В детстве ты не думаешь о качестве своей еды и одежды: мама дает тебе кашу, ты надеваешь штаны и идешь в садик», — говорит он.
Дмитрий Денисюк в детстве был активным участником коммунистических молодежных лагерей и помнит, как встречал детей из некоммунистических стран в одном из таких лагерей и был удивлен их нестандартными вещами [Фото Дмитрия Денисюка]Мир без цвета
«Я все время удивлялся, почему западный мир такой красочный», — говорит 48-летний Аудрюс Лелкайтис, независимый журналист, ведущий радиопередачи «Возрождение цивилизации» на Национальном литовском радио. Раз в неделю, по субботам, Аудрюс спрашивает у прохожих, что они думают о текущем событии или социальной проблеме, а затем приглашает экспертов для анализа волнующего вопроса.
В подростковом возрасте Одриус любил смотреть пиратские западные фильмы, скопированные на видеокассеты. Новые фильмы пользовались большим спросом, и дети раздавали их по кругу. «Казалось, что весь мир живет в духе Рождества, а мы жили в сарае цвета хаки», — говорит он.
Его отец был инженером, а мать — химиком. Оба были католиками и соблюдали религиозные праздники дома, так как посещение церкви было рискованным. Хотя они не поддерживали коммунизм, Аудрюс говорит, что они никогда открыто не выражали своего несогласия с ним и вели «обычную, конформистскую жизнь советских граждан».
«Вряд ли кто-то относился к советским пионерским и комсомольским обрядам как к значимым. Последнее советское поколение понимало разницу между официальным доменом и частной жизнью. Они были свидетелями конформизма своих родителей», — объясняет Ирена Сутинене, научный сотрудник Института социологии Литовского центра социальных исследований.
Она говорит, что в то время как их родители были более консервативны и озабочены обеспечением своих семей в условиях дефицита экономики, последнее советское поколение имело больше возможностей путешествовать, имело доступ к более широкому спектру информации и было более либеральным.
Подростком журналист Аудрюс Лелкайтис смотрел пиратские видео с Запада и недоумевал, почему оно такое красочное [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]Мультфильмы, жвачка и смерть Брежнева
Родился в эпоху снижения уровня жизни поскольку Брежнев руководил увеличением расходов на оборону и аэрокосмическую промышленность за счет таких отраслей, как здравоохранение и сельское хозяйство, последнее советское поколение испытывало нехватку продуктов питания и предметов домашнего обихода.
Одинаковая школьная форма, одинаковая одежда и предметы быта создавали ограниченный, но знакомый мир для детей Литвы и всего Советского Союза. Советские школьницы носили коричневые платья с белыми кружевными воротничками, а мальчики — темно-синие костюмы. Учебный год начался 1 сентября, и все ученики открыли одинаковые учебники.
Литовские дети играли в игрушки, произведенные тремя советскими литовскими игрушечными компаниями, входившими в состав конгломерата Неринга, или привезенные в розничные магазины Литвы из других советских республик. Там были зеленые и желтые пластмассовые грузовики, моргающие куклы, издававшие плач, или фигурки диких животных, сделанные из резины.
«Игрушек было не так много, и я помню, как делала ластики из разноцветных шлепанцев, найденных на берегу», — говорит Сигита.
Импортные чехлы от жевательной резинки считались коллекционной редкостью. У некоторых детей были тетради с наклеенными обертками: желтые «Сочные фрукты», улыбающийся Дональд Дак или «Розовая пантера».
Упрощенные и идентичные советские жилые дома создали безликие жилые микрорайоны, такие как Пилайте в Вильнюсе [Фото предоставлено Паулюсом Лилейкисом] этажные кирпичные дома, названные в честь первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, которые стремились обеспечить семьи современными квартирами в 1960-е годы.
В конце каждого вечера с 20:30 «по всей стране дети пропадали с детских площадок, чтобы посмотреть мультики», — говорит Ирена.
Литовцы могли смотреть по телевизору три канала, два из которых транслировались из Москвы на русском языке.
Но 10 ноября 1982 года мультфильмов по телевизору не было. Вместо этого национальные вещатели из Москвы и Вильнюса прервали регулярные передачи после смерти Генерального секретаря Брежнева, который был у руля Советского Союза 18 лет. Последнее советское поколение выросло, глядя на его портрет на стенах своего класса, слушая его новогодние речи и наблюдая, как он машет рукой во время военных парадов с кремлевского балкона в вечерних новостях.
«Когда мой отец сказал мне о своей смерти, это меня потрясло. Он был для меня бессмертным», — вспоминает Аудриус.
Далия, которая говорит, что почти не обращала внимания на коммунистическую пропаганду, была удивлена своей реакцией. «Не знаю почему, но я плакала, когда узнала о его смерти», — говорит она.
Скульптура Иосифа Сталина, как и многие другие памятники советским лидерам, была отправлена на хранение во время движения за независимость Литвы [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]Изучать историю заново, заново изобретать традиции и жить без денег республики в составе СССР, Литва провозгласила независимость от Советского Союза 11 марта 19 г.90.
В первые годы независимости Литвы советские учреждения были преобразованы, полиция заменила милицию в советском стиле, а церкви, которые использовались в качестве складских помещений или спортивных залов, вновь приняли верующих.
Пока воссозданный Центральный банк Литвы готовился к введению национальной валюты — лита, российский рубль заменили на красочные талоны, напечатанные на некачественной бумаге с изображением диких животных Литвы. Люди прозвали talonai «vagnorkes» в честь премьер-министра Литвы Гедиминаса Вагнорюса, дважды возглавлявшего правительство в переходный период в XIX веке.90-е.
Горожане убрали с площадей советские памятники, а историки занялись переписыванием учебников истории. Прежде чем стать полицейским, Далия изучала историю в Вильнюсском университете. Пока старые учебники убирали с полок библиотеки, у учеников их не осталось, вспоминает она. «Наши профессора учили по своим заметкам, а мы делали копии, — говорит она.
Газеты изменили свои названия. Ежедневная газета «Komjaunimo Tiesa» («Правда Косомольска») стала «Lietuvos Rytas» («Литовское утро»), образовательный журнал «Tarybinis Mokytojas» («Советский учитель») стал «Tevynes Sviesa» («Свет Родины»), а районная газета «Ленино Велиава» («Знамя Ленина») стала Сирвинта.
В книжных магазинах были представлены запрещенные в советское время произведения, в том числе такие шедевры, как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и «1984» Джорджа Оруэлла.
«Мы чувствовали себя немного потерянными, — говорит Сигита. «Мы привыкли к тому, что кто-то говорит нам, кто прав, а кто виноват. Теперь нам нужно было усвоить новую информацию и сделать выбор».
Последнему советскому поколению пришлось не только заново изучать историю, но и заново изобретать традиции. В течение 70 лет атеисты, следуя марксистскому взгляду «религия — опиум народа», вели войну с религиозными практиками в государстве. Научный атеизм, официальный термин для философского мировоззрения коммунистической партии, создал церемонии, которые заменили религиозные. Празднование Нового года заменило Рождество. День Конституции 7 октября, День Революции 7 ноября, День Победы 9 мая.и Международный день трудящихся 1 мая.
«Я не знала, что такое Рождество или Пасха, — говорит Далия. «В нашем доме мы праздновали только Новый год и дни рождения».
Бананы и апельсины в советское время в Литве были редкостью. После обретения независимости в его магазины, рынки и прилавки поступили самые разные товары, такие как этот на Аллее Лайсвес в городе Каунас в 1994 году [любезно предоставлено Паулюсом Лилейкисом]Знакомство с диким Западом
, официальные нормы и структурные условия жизни были очень четкими. Последнее советское поколение с его свободой вынуждено было сделать правильный выбор в меняющемся обществе», — объясняет Ирена.
Хотя многие наслаждались этими новыми свободами и возможностями, у них также было чувство незащищенности. С крахом централизованной экономики пришли неизвестные явления, такие как безработица и нехватка предметов первой необходимости. Это, в сочетании с тем фактом, что независимой Литве пришлось создать новую правоохранительную систему, включая полицию, суды и тюрьмы, а также принять новые законы взамен старого советского, создали идеальные условия для процветания преступности.
«Преступность в Литве резко ухудшилась, и она сохранялась в течение следующих 10 лет, пока наша полиция и судебная система не окрепли», — объясняет Артурас Кедавичюс, бывший генеральный директор Литовского центра экстренного реагирования, который обрабатывает экстренные и кризисные вызовы, который также работал офицером полиции в независимой литовской полиции.
«Когда российская армия уходила из Литвы, солдаты продавали все: газ, оборудование, металл, оружие. В советское время у мирных жителей было минимальное количество оружия, но когда советская армия ушла из страны, оружие можно было купить на рынке», — добавляет Артурас.
По данным Департамента статистики Литвы, рост преступности начался в 1988 году. Количество зарегистрированных преступлений в Литве увеличилось с 21 300 до 31 300 за один год. В 2000 г. полиция зарегистрировала в Литве более 82 300 преступлений. Многие преступные группировки и отдельные лица начали торговлю металлом, газом и сырьем, полученным от государственных заводов, колхозов или имущества Коммунистической партии, которое находилось в процессе перехода в частную собственность. Некоторые новые «бизнесмены» даже снимали с улиц крышки канализационных люков, переплавляли их и продавали как металл.
Первые годы свободы в Литве были отмечены не только новыми возможностями, но и экономическими вызовами. Пасхальные покупки на рынке Кальварию в Вильнюсе, 1994 год [Фото Паулюса Лилейкиса] Дорогие автомобили с тонированными стеклами стали новым явлением на дорогах страны. Жильцы начали устанавливать двойные входные двери, и хор автомобильных сигнализаций часто служил саундтреком к плохому ночному сну.
«В советское время молодежь либо училась в торговом училище, либо продолжала обучение в университете, — объясняет Ирена. «В переходный период некоторые начали бизнес вместо того, чтобы продолжить свое образование».
Но эти новые предприятия часто становились объектами рэкета со стороны организованных преступных групп.
Отчеты Департамента статистики Литвы показывают, что пик запугивания и убийств со стороны организованных преступных группировок пришелся на 1994 и 1995 годы, когда полиция в стране с населением около трех миллионов человек зафиксировала более 500 убийств в каждый из этих лет.
Артурас говорит, что большинство деловых людей подвергались запугиванию и насилию со стороны организованных преступных групп. «Владельцы бизнеса, которые отказывались платить за «крышу» рэкетиров, получали предупреждение: преступные группировки сжигали, портили или конфисковывали их имущество. Если бы владельцы бизнеса продолжали отказываться от оплаты, то рэкетиры избивали бы их, а их семьям поступали угрозы. Самые упрямые бизнесмены были застрелены или взорваны в своих машинах».
«Лучше иметь свободу»
Ирена считает, что последнее советское поколение были сформированы экономическими и политическими изменениями, которые они пережили, а не их воспитанием советской эпохи.
«Движение за независимость Литвы совпало с началом взрослой жизни нашего поколения. Мы чувствовали, что у нас есть безграничные возможности и энергия для достижения этой цели», — говорит Далия. Она считает, что взросление в Советском Союзе научило ее сотрудничать, поддерживать других и иметь менее индивидуальный подход к жизни и отношениям.
В переходные годы Дмитрий, выходец из семьи русскоязычного этнического меньшинства, говорит, что испытывал не страх, а надежду и волнение по поводу открытых границ и доступа к международной литературе и искусству.