Разное

Кризис возраста у детей: Детские возрастные кризисы. Как пережить?【 Консультация психолога 】

Содержание

Возрастные кризисы. Кризисы у детей до 7 лет

Детство — время активного развития, а значит и прохождения возрастных кризисов. Разберемся в главных кризисах ребенка от года до 7 лет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Мария Кунах

Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Доверие и не доверие миру складывается у человека в первый год жизни. Многие взрослые предпочитают прятаться от мира за семью замками и везде видят подвох. Почему они такими стали и какие условия должны быть у младенца для формирования доверия.

🟥 Выготский предложил идею: вся жизнь ребенка состоит из чередования стабильных периодов и кризисов. Кризис означает, что перед ребенком стоят задачи, но нет достаточных возможностей их решить. Стабильный период означает, что у ребенка уже есть возможности решать свои возрастные задачи.

🔻 Кризис новорожденности. Кризис вхождения в мир сменяется стабильным периодом младенчества, который заканчивается примерно в год.

🔻 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Для этого нужно уметь ходить: он активно пытается, но еще не может. Кризис закончится, когда ребенок сделает первые шаги и начнется стабильный период оттачивания мастерства. Умение ходить меняет самосознание ребенка, он ощущает свою отдельность от мамы, по-другому видит мир и себя в нем. Стабильный период длится от одного года до трех лет.

☝️ Совет родителям от Выготского: стоит поощрять попытки тоддлера быть независимым, везде бегать и изучать мир. Это неудобно в бытовом плане, за его безопасностью нужно следить. Но именно активное изучение мира и себя выведет малыша на следующий этап развития.

🟦 Эриксон считал, что кризис — это ситуация разрешения внутреннего конфликта, когда человек делает выбор.

🔹 Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру. Этот выбор зависит от родителей и окружающей среды. Если родители ограничивают его желание везде ползать, все трогать, то ребенок делает вывод, что мир опасный.

☝️ Совет родителям от Эриксона: Обеспечьте младенцу безопасную, но разнообразную среду, которую ребенок будет изучать. Будьте рядом, но не ограничивайте. Так сформируется его базовое доверие миру, которое сохранится на всю жизнь.

Один из ярких кризисов в жизни ребенка называется кризисом трех лет. Ребенок становится еще более самостоятельным и при любом удобном случае заявляет: «Я сам!», даже если самому ему это сделать еще не под силу. Почему так происходит и как справится с соблазном все сделать за него? Узнаем мнения Выготского и Эриксона.

✳️ Выготский

«Я сам!». Задача трехлетнего ребенка — ощутить еще большую степень независимости от мамы, попробовать свои силы везде: самому есть, самому одеться, самому спуститься по лестнице и т.д.

🙅 «Нет!». Другая важная задача — научиться говорить «нет». Ребенок может отказываться даже от того, чего хочет — он тренирует новый навык. Этот этап негативизма связан с развитием психики и потребностью научиться отделять желания мамы и папы от своих собственных.

🤚 «Мое!». Обычно в этом возрасте ребенок начинает ходить в детский сад, где тренируется отстаивать свои границы и интересы.

☝️ Совет родителям от Выготского: Нельзя научить самостоятельности, ее можно только предоставить. Давайте ребенку возможность попробовать сделать самому и поверить в свои силы. Закладывайте больше времени на сборы, чтобы малыш мог одеваться сам. Привлекайте к складыванию игрушек, даже если сами сделаете это в три раза быстрее.

🚹 Эриксон

От 1 года до 3 лет случается кризис автономии. Если до года ребенок слит в одно целое с мамой, то после года он чувствует себя вполне отдельной личностью.

🔹 Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения.

💪 Автономия: «Я могу сам! Я как папа! Я такой классный!».

😣 Стыд: «У меня не получается так, как у мамы. Я такой неумеха!».
🙄 Сомнения: «А получится ли у меня когда-нибудь вообще? Могу ли я?».

☝️ Совет родителям от Эриксона: Чем больше вы поощряете самостоятельность ребенка и внушаете ему веру в себя, тем скорее он перейдет на следующий этап развития. Не стыдите ребенка за его неаккуратность или медлительность, чтобы не сформировать у маленького человека неуверенность в себе длиной на всю жизнь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тема раннего развития стала модной среди молодых родителей несколько лет назад после выхода книги Ибуки Масару «После трех уже поздно». Новое веяние быстро подхватили авторы развивающих карточек, производители игрушек и владельцы детских клубов. Попробуем разобраться, есть ли во всем этом смысл?

👶 По классификации Выготского, ребенок готов сделать что-то новое тогда, когда его психика дозрела до этого. Он активно тренирует новый навык и, если все успешно, то переходит на следующий этап.

🔚 Мы приводили в пример годовалого ребенка: умение ходить для него еще не доступно, но уже в зоне ближайшего развития. А вот лазать по канату и складывать буквы в слова еще пока в зоне отдаленного развития.

👨‍👩‍👦 Родителям важно знать задачи и навыки каждого возраста и предлагать ребенку их осваивать вовремя — не слишком опережая время и не затормаживая. Пытаться идти немного на опережение, но не давать слишком сложные задания. Учить складывать пирамидку в 4 месяца еще рано, а в 3 года ребенку такое занятие уже не интересно.

🔡 Не имеет смысла в два года учить иностранный язык, находясь в родной стране и родной языковой среде.

Это зона отдаленного развития. Психика ребенка станет готова учить второй язык в младших классах школы, когда в достаточной мере разовьются когнитивные способности (внимание, память, мышление) и усидчивость.

🤡 Языковые «развивашки» для малышей один-два раза в неделю — это не более чем развлечение для детей и бизнес, который строится на родительской тревожности.

👎 Двухлетний ребенок может выучить иностранные слова благодаря ресурсу памяти, но не может их применять осознанно.

👍 Другое дело, если ребенок при переезде попадает в новую языковую среду, впитывает ее и начинает разговаривать на неродном для себя языке.

Что бывает с теми, кто не прошел сквозь кризис самоопределения в дошкольном возрасте, как уроки из детства влияют на жизнь взрослых? Будем искать ответы вместе.

Но сначала мы кратко обрисуем особенности детсадовского возраста, опираясь на классификацию Выготского, и узнаем, какие фразы взрослых приводят в будущем к проблемам.

💎 Взгляд Выготского

Стабильный период длится с 3 до 7 лет, ребенок продолжает тренироваться решать задачи «Я сам!», «Нет!» и «Мое». А еще он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции. Бывает, что родители произносят фразы, которые оказывают ребенку «медвежью услугу».

Вот пример стоп-фраз 👇

🧨 «Не трогай, ты не умеешь, сломаешь. Я сделаю». «Да ничего ты еще не понимаешь, ты еще маленький. Делай, как я скажу». Это приводит к неуверенности в себе и собственной никчемности, выученной беспомощности. Вырастая во взрослого такой человек будет перекладывать ответственность за свою жизнь на других и постоянно ожидать помощи. Часто он долго живет с родителями, не может принять решения без их советов и в целом отделиться от родителей.

🧨 «Мне не интересно, что ты не хочешь. Я сказал — надо!». «Мне тут твои капризы не нужны! Ну-ка марш!».
Эти фразы переламывают ребенка, он не учится заявлять о своих желаниях. Будучи взрослым ему будет сложно сказать «нет», он будет стараться быть для всех удобным в ущерб себе. Он не слышит своих желаний, не знает чего хочет.

🧨 «Дай мальчику (какому-то незнакомому) свои игрушки. Ему тоже хочется. Нельзя жадничать». Так взрослые нарушают границы ребенка и он не учится отстаивать свои интересы, подрывается его самооценка. И на все детство или жизнь остается самоощущение: «Любой может прийти, все отнять и я не в силах дать отпор».

Продолжаем говорить о развитии ребенка в дошкольном возрасте.

🧿 Взгляд Эриксона

В возрасте 4–5 лет у ребенка возникает новый кризис, новый

выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.

🕺 Инициатива — «я проявляюсь в чем-то». Ребенок чувствует, что может быть в центре внимания среди сверстников. Может сам с кем-то познакомиться на детской площадке и пойти с ним играть.

🙋‍♀️ Проявления инициативы и закрепление чувства успешности приводят к ощущению: «Я есть!», «Я классный!».

😨 Ребенок в детском саду перед всеми рассказал стишок. А мама потом отметила, что другая девочка рассказала стихотворение громче и веселее. Если родители позволяют себе подобные сравнения, ругают ребенка за попытки проявить себя, высмеивают его, не поддерживают его инициативы, то он вырастает 👇

▪️ с ощущением вины: «Я какой-то не такой, со мной что-то не так»;
▪️ с заниженной самооценкой: «Другие лучше меня, я тут вообще самозванец»;

▪️ без желания проявляться в какой-либо деятельности, человек становится безинициативным: «Я не буду ничего делать. Тогда меня не будут оценивать. Я не буду виноватым».

Почему в школу идут с 7 лет? А некоторых ведут в 1 класс в 6 лет. Давайте разберемся, есть ли разница в психическом развитии между детьми 6 и 7 лет, и как выражается готовность ребенка к школе.

По классификации Выготского, кризис 7 лет случается у кого-то в 6,5 лет, а у кого-то ближе к 8.

Как проявляется кризис 7 лет?

🤩 У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности: он яснее мыслит и излагает свои идеи, он начинает все схватывать на лету, может волевым усилием сосредотачиваться подолгу над кропотливой работой.

😤 Он уже научился различать свои эмоции и понимает, что с ним происходит, знает как действовать. Он знает, чего хочет.

📌 Это все признаки случившегося кризиса 7 лет и перехода на следующий этап зрелости.

📝 Именно поэтому в нашей стране, да и во многих других, школьные классические уроки за партой начинаются после 7 лет. До этого возраста основная потребность ребенка — играть, активно двигаться.

Как понять, что в школу еще рано?

❗️ Часто бывает такое, что детей отправляют в школу ориентируясь на возраст от рождения, а не на психическую зрелость. Это ошибка.

🆘 Учеба в первом классе не пойдет на пользу тому ребенку, у кого кризис 7 лет еще не случился и он все еще по уровню психического развития находится в дошкольном возрасте. Ему все еще требуются активные игры, а не уроки за партой. Учеба в школе, к которой он не готов, приведет к переутомлению, неврозам и конфликтам дома.

🆎 Готовность к школе выявляет психолог и нейропсихолог.

📌 В школу идут, потому что случился этот кризис и вместе с ним скачок в развитии, открылись новые возможности.

Встречайте Венеру. Это выдуманный персонаж, который делится своими историями из жизни. На ее примере проще разобраться в теме.

История Венеры 🚌

В один прекрасный весенний день пятилетняя Венера с бабушкой ехали на автобусе. Солнце светило так радостно и ярко, что девочка захотела спеть свою любимую песню. И она громко на весь автобус затянула: «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая пальма, оранжевый верблюд…». Пассажиры заулыбались, а бабушка зашипела: «Что ты разоралась? Тише ты! Нашлась тут певица, тоже мне. Людям мешаешь». Венера помнит, как ей стало стыдно, хоть сквозь землю провались, а до нужной остановки еще ехать и ехать, и никуда не деться. И все смотрят на нее, как ей казалось, с осуждением.

Подумайте, к чему в итоге привел Венеру такой жизненный опыт?

Давайте проанализируем историю из детства Венеры и выясним, к чему ее привел тот опыт.

👨‍👩‍👧 Когда Венера была маленькой, ее родители и бабушка души в ней не чаяли и заботились как умели, даже гиперопекали. Старались, чтобы все у Венеры все было «как надо» и «как у всех». Бабушка была из поколения, которое считало, что лучше не выделяться и не привлекать к себе внимания.

🚌 После того случая в автобусе Венере было страшно отвечать в школе у доски, быть в центре внимания. Она боялась ударить лицом в грязь и ей не хотелось снова испытывать стыд. Поэтому она так и не пошла в театральный кружок.

Венера выросла с ощущением, что она 👇

🔴 Какая-то не такая, что ей как будто чего-то не хватает, чтобы быть активной, инициативной, смелой, яркой;

🟠 Недостойна работать в компании ее мечты, потому что есть другие гораздо более умные и квалифицированные кандидаты, а ей не стоит даже отправлять резюме;

🟡 Ничего не решает, так как есть более мудрые и опытные люди, которые скажут ей, как поступить.

Если у вас есть дети или внуки, вспомните, как проходили перечисленные кризисы у ваших детей или внуков. Что было самым сложным для вас?

курс Level One

Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽

подробнее о курсе

Возрастной кризис – это особенности психологического развития ребенка в разные периоды жизни

Детские возрастные кризисы — закономерная особенность развития человека. Их острота зависит от личности ребенка, его характера, здоровья и окружения. Родителям стоит проявить максимум понимания и терпения, тогда революционные перемены пройдут наиболее безболезненно, а в семье наступят мир и взаимопонимание. Также ребенку надо дать возможность пройти кризис, а не зависнуть «по дороге». Иначе последствия подавления эмоций окажутся плачевными и труднокорректируемыми.

Что такое возрастной кризис

Часто родители путают капризы, непривычное или асоциальное поведение, конфликты со сверстниками и окружающими взрослыми, максимализм с возрастными кризисами. Эти сложности легче проживутся и родителями, и ребенком, если понимать первопричины происходящего. Главное — принять, что не бывает взросления и развития детей без революционных перемен, отвержения очевидного, протеста и привлечения внимания.

Кризисные периоды у каждого ребенка индивидуальны и неповторимы. Специалисты обращают внимание родителей на пиковые периоды взросления — кризис новорожденности, первый год жизни, 3 года, 7 лет и самый стрессовый возраст — подростковый.

Как заметить кризис

Кризисные пики наступают постепенно, их границы размыты. Промежутки между кризисами дают некую психологическую передышку и родителям, и ребенку, помогают опять сблизиться и наладить контакт. Проявления детских возрастных кризисов трудно не заметить — ребенок отдаляется, стремится расширить свои горизонты и нарушает все установленные ранее правила.


Для взрослых может стать полной неожиданностью то, что недавно покладистая и послушная дочка превратилась в неуправляемого ребенка, добивающегося всеми силами удовлетворения своих потребностей. А всегда осторожный и рассудительный сын вдруг кричит и требует, не желает договариваться и прислушиваться.

Кризис новорожденности

Появление нового члена семьи — уже стрессовая ситуация для всех. С первых дней не совсем понятно, как теперь жить, как понять друг друга и привлечь внимание.

За первые месяцы жизни ребенок проходит огромный путь адаптации к окружающему миру. Материнское тело было теплым домиком, защищающим от внешнего мира. Теперь же надо показать взрослым, когда проголодался, холодно или жарко, мокрый или хочется пить.

Сначала это язык крика, постепенно вариации взаимодействия расширяются — у малыша появляется улыбка, гуление, агуканье. Ребенок сразу замечает реакцию на свои звуки и расширяет их диапазон. Чаще берите ребенка на руки, укачивайте, ласкайте, делайте массаж — это заряд тепла и любви на всю жизнь.

Кризис первого года жизни

Самостоятельное познание окружающего мира — главное проявление кризиса, наступающего, когда малыш начинает уверенно самостоятельно передвигаться. Ребенок понимает: если встать на ноги, то можно больше достать руками, если пройти несколько шагов, то можно взять то, что раньше было далеко.

Мама занимается не только своим малышом, у нее есть другие дела. Следствие — надо придумать новые способы привлечь ее внимание. Главные навыки, приобретаемые к первому году жизни — доверие к окружающему миру и самостоятельность. От родителей требуется больше давать свободы и, в то же время, неусыпно и мягко контролировать малыша.

Кризис 3 лет

Первый острый возрастной кризис у детей наступает в 3 года. Ребенок становится неуправляемым, доказывая, что он самостоятельная, свободная личность. Активизируются негативизм, протест, упрямство, своеволие.

Родителям важно не демонстрировать свою силу, а проявить смекалку и хитрость. Например, если ребенок делает все наперекор, то, в свою очередь, давать ему нелогичные указания. В обед не приглашать к столу, а говорить, что кушать не надо или перед сном попросить не закрывать глаза.

В этом возрасте малыш добивается первой автономии. Когда детский возрастной кризис пройдет, родители получат вполне самостоятельного, умеющего принимать свои первые решения ребенка.

Кризис 7 лет

Самое важное, что происходит в этом возрасте — меняется социальный статус ребенка. Бывший малыш становится полноценным членом общества, в котором надо уметь взаимодействовать с окружающими.


На фоне нового окружения, строгих школьных правил и требований у многих детей возникают неврозы, повышается тревожность, появляется усталость. Чаще всего это случается у дошкольников, отставших в физическом и психологическом плане от сверстников. Родителям не стоит строго наказывать школьника за плохое поведение или оценки. Надо тщательно регулировать дополнительную нагрузку.

Подростковый кризис

Ускоренный физический рост и половое созревание провоцируют у подростков неустойчивое настроение, агрессивность, несдержанность. На первое место выходит стремление к независимости от мнения и решений взрослых. Зачастую подростки начинают пробовать запрещенные вещества, ведут половую жизнь, втягиваются в криминал.

Подростковый кризис завершает этап взросления, следующие переломные моменты будут уже во взрослой жизни. Родителям нужно проявить максимум терпения и такта по отношению к подросшему ребенку, прислушиваться к его мнению и уважать решения. Подростковый максимализм и вспыльчивость постепенно сойдут на нет и мир в семье восторжествует.

Проблемный выход из кризиса

Развитие ребенка невозможно без сложностей и преодолений. Если не давать взрослеющему человеку возможности выплеснуть эмоции, покричать, поспорить и с боем отстоять свои права, то все это может вылиться в сильнейший невроз с печальными последствиями. Невысказанность и задавленность обернется агрессией, асоциальным поведением и желанием мстить окружающим. Продуктивнее набраться терпения, на что-то закрыть глаза и «включить» родительскую мудрость.

Кроме того, проживая с детьми их возрастные кризисы, родители получают шанс преодолеть свои застарелые психологические проблемы. Возможно, это будет больно и сложно, но таким образом можно заново оказаться в спорных ситуациях и прожить их немного по-другому.

Ребенку любого возраста и в кризисные времена, и в обычные прежде всего необходима любовь, вера в его силы и защита от неприятностей. Только в этом случае детские возрастные кризисы переживаются не так остро, и будут только на пользу.

Как кризис влияет на развитие в среднем детстве

В этой статье вы прочтете о том, как кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве.

Изменения и кризис

Изменения и кризис могут влиять на развитие разными способами. Хотя некоторые воздействия являются негативными, поскольку они нарушают способность детей чувствовать себя в безопасности и безопасно исследовать мир, изменения также могут предоставить детям возможность расти по мере их адаптации к новым ситуациям.

Многие факторы в жизни отдельного ребенка, такие как доступ к материальным и психологическим ресурсам, играют роль в том, как кризис на самом деле влияет на развитие.

Ниже приведены некоторые способы, которыми кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве, которые мы рассмотрели на предыдущем шаге.

1. Язык и эмоции

Столкнувшись с кризисом, детям может быть трудно понять свои собственные чувства или эффективно рассказать о своих потребностях и переживаниях.

Времена перехода часто связаны со сложными и меняющимися эмоциями. Например, закрытие школы, переезд семьи или изменение распорядка могут вызвать у детей чувство замешательства, неуверенности или беспокойства.

Маленькие дети могут казаться незатронутыми или ничего не подозревающими, в то время как дети старшего возраста могут выражать тревогу или гнев. В разные моменты у детей могут быть разные чувства: грусть по поводу прощания с друзьями может смениться волнением перед исследованием нового места или составлением нового расписания.

Разные эмоции одновременно

Дети могут выражать разные эмоции одновременно и могут быть перегружены и не понимать многие вещи, которые они чувствуют.

Дети могут быть не в состоянии передать эти сложные чувства и могут выражать свои потребности невербально и косвенно.

Это может проявляться в виде изменений в ежедневном режиме сна, питания и ухода за телом, замкнутости или эмоциональных и поведенческих всплесках, таких как плач или «разваливание» в неожиданное время.

Ночное недержание мочи и другие физические регрессии являются признаком дистресса и не должны наказываться; вместо этого взрослые должны следить за эмоциональными и поведенческими изменениями, проявляя постоянную и чуткую заботу и поддержку.

2. Регулярные возможности поговорить

Регулярные возможности поговорить могут помочь детям конструктивно обрабатывать чувства, продолжая развивать речь, самосознание и навыки самовыражения.

Взрослые могут рассказывать о своих чувствах, задавать вопросы и помогать детям определять новые или сложные эмоции. Называние чувств может быть полезным инструментом для детей, переживающих перемены или утрату. У детей может возникнуть беспокойство или любопытство по поводу кризиса/ситуации, и они могут задавать частые вопросы, чтобы лучше понять ее.

Если вы будете слушать детей и делиться соответствующей их возрасту информацией, это будет способствовать развитию детей, а также их пониманию ситуации, что может уменьшить неуверенность или страх.

Забота о других

Во время кризиса или переходного периода у детей могут возникнуть трудности с отношением к опыту других. Одно и то же событие может повлиять на каждого ребенка, семью или сообщество по-разному.

Маленькие дети, как правило, сосредотачиваются на своих непосредственных обстоятельствах и могут испытывать трудности с тем, чтобы представить или сопереживать другим, у которых другой опыт. Дети старшего возраста более склонны думать о других и сопереживать им.

Упражнение в оценке перспективы

Взрослые могут способствовать росту в этой области, практикуя принятие точки зрения: обсудите различные обстоятельства и предложите детям исследовать, каково это быть «в чьей-то шкуре».

Кроме того, дети старшего возраста могут рассматривать кризис как возможность помочь своему сообществу. У детей в возрасте 7–9 лет растут способности и понимание того, как они могут внести свой вклад в благоустройство своего дома или района. Поиск способов помочь другим во время кризиса может дать старшим детям чувство цели.

3. Мышление и понимание

Во время кризиса или перехода у детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или запоминанием информации. Они могут отвлекаться и с трудом выполнять школьные задания или выполнять другие обязанности.

Детям может потребоваться больше времени и поддержка взрослых, чем обычно, для выполнения повседневных задач, и им могут быть полезны визуальные напоминания, такие как письменные расписания или контрольные списки.

Это изменение также дает детям возможность расширить свое мышление и понимание. Дети могут задавать «большие вопросы» и говорить о событии или будущем так, как это может быть или нет, реалистично или точно.

Построение понимания мира

Разговоры могут помочь детям лучше понять мир и поддержать развитие абстрактного мышления.

Например, объяснение, почему школы закрыты или сколько времени осталось до их открытия (например, рисование или использование календаря, чтобы отметить течение времени), может развить у детей способность думать о причинно-следственных связях или думать о будущее.

4. Отношения и игра

Наконец, отношения и игра могут быть изменены кризисом или переходным периодом. Если дети не могут общаться со сверстниками, они могут чувствовать себя изолированными или одинокими. У них могут быть ограниченные возможности практиковать социальные навыки, такие как чередование, сотрудничество и переговоры со сверстниками.

Чувство неуверенности может привести к неуверенности в изучении новых вещей. С другой стороны, дети могут хотеть играть в игры, быть физически активными и общаться с опекунами или братьями и сестрами радостными и забавными способами.

Дети часто используют воображаемую игру, чтобы исследовать и проигрывать свои чувства и переживания. Взрослые могут способствовать здоровому развитию, продолжая ежедневно играть и строить отношения с детьми.

Если вы хотите узнать больше о том, как справиться с изменениями, ознакомьтесь с полным онлайн-курсом от LEGO Foundation ниже.

Кризис среднего возраста: признаки, причины и советы по преодолению

Что такое кризис среднего возраста?

Середина жизни происходит примерно в возрасте от 40 до 60 лет, плюс-минус несколько лет. Одно распространенное мнение об этом этапе жизни состоит в том, что вы должны ожидать столкновение с внутренними потрясениями по поводу вашей личности, жизненного выбора и смертности — другими словами, кризис среднего возраста.

Психоаналитик Эллиот Жак ввел термин «кризис среднего возраста» в 1960-х годах. Жак отметил, что пациенты в возрасте от 30 до 30 лет, казалось, переживали депрессивный период и внезапные изменения образа жизни, когда они сталкивались с идеей собственной смертности. Широко распространилась идея о том, что кризис среднего возраста является биологической неизбежностью. В настоящее время это обычно ассоциируется со стереотипами о мужчинах средних лет, которые покупают модные автомобили или расторгают браки, чтобы вернуть себе чувство молодости.

Некоторые исследования показывают снижение удовлетворенности жизнью и счастья по мере того, как люди достигают среднего возраста. Но важно отметить, что падение счастья не всегда велико. И, согласно некоторым исследованиям, удовлетворенность жизнью у людей повышается по мере того, как они достигают среднего возраста, а затем снижается по мере того, как они достигают более поздних лет. Таким образом, для многих людей термин «кризис» не является подходящим термином для описания их опыта среднего возраста. Согласно исследованиям, только от 10 до 20 процентов взрослых утверждают, что пережили кризис среднего возраста.

Хотя идея о том, что кризис среднего возраста является неизбежной реальностью, не имеет большого веса, некоторые из нас действительно сталкиваются с новыми стрессорами в эти годы. Вы можете начать сожалеть о своей карьере и чувствовать себя в ловушке своих финансовых решений, беспокоиться об ухудшении своих физических способностей или беспокоиться о целях, которые вы упустили.

Некоторые люди также замечают изменение или увеличение обязанностей по мере достижения ими среднего возраста. Например, вы можете начать заботиться о стареющем родителе или смириться с тем, что ваши дети становятся более независимыми.

В зависимости от ваших обстоятельств и мировоззрения это может быть напряженным и запутанным временем. Но средний возраст также может быть временем роста, стабильности и радости. Изучение признаков и причин кризиса среднего возраста может помочь вам определить способы справиться с распространенными стрессорами, которые приходят в этот период вашей жизни, и найти способы двигаться вперед и процветать.

Поговорите с лицензированным терапевтом

Крупнейшая в мире служба терапии. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.

Получите скидку 20%

Раскрытие партнерской информации

Признаки кризиса среднего возраста

Тяжесть симптомов кризиса среднего возраста может варьироваться от человека к человеку. Пол также может играть роль в развитии кризиса среднего возраста. Женщины могут с большей вероятностью пройти через период саморефлексии, поскольку они переходят от заботы о потребностях других к заботе о своих собственных потребностях. Мужчины, с другой стороны, могут с большей вероятностью чувствовать, что их прошлые решения ограничивают их будущие возможности.

Вот некоторые признаки, на которые стоит обратить внимание:

Глубокая печаль и сожаление . Возможно, вы размышляете об упущенных возможностях в отношениях или работе. Это приводит к глубокому недовольству настоящим и склонности упускать из виду хорошие стороны своей жизни.

Беспокойство и мечтательность . Вы можете чувствовать скуку или усталость от своей повседневной рутины, будь то рабочий график или другие обязанности. Возможно, вы начинаете мечтать о том, какой была бы жизнь, если бы вы выбрали другую карьеру или женились на другом партнере. Желание перемен может помешать вам сосредоточиться на том, что вас ждет.

Раздражительность . Ощущение, что ваши прошлые решения загнали вас в угол или ограничили ваш потенциал, может привести к внезапным приступам гнева. Вас может раздражать ваш супруг, стареющие родители или самые близкие друзья из-за мелких нарушений.

Ностальгия . Вместо того чтобы сосредоточиться на положительных моментах настоящего, вы начинаете идеализировать свой прошлый образ жизни. Может быть, вы вспоминаете, каким спортивным вы были раньше или каким широким был ваш круг общения в колледже.

Импульсивное и снисходительное поведение . Вы можете начать делать большие покупки или увеличить употребление алкоголя и наркотиков, чтобы справиться с чувством неудовлетворенности. Некоторые люди начинают больше баловаться едой, переедать от скуки или стресса. Ни одно из этих поведений не удовлетворяет вас полностью, но они могут иметь последствия для здоровья.

Изменения полового влечения . Некоторые люди испытывают всплеск сексуального влечения, в то время как у других снижается интерес к сексу. Вы можете развлекаться мыслями о неверности или участвовать в измене, поскольку у вас есть сомнения относительно ваших нынешних отношений. Мысли о свиданиях с кем-то моложе могут быть связаны с вашей собственной неуверенностью в отношении старения.

[Читать: Лучший секс с возрастом]

Изменения в амбициях . Вы можете внезапно почувствовать желание что-то изменить в своей жизни, например, переехать в новый район, купить новый дом или занять более высокое положение на работе. Это может быть попыткой исправить то, что вы теперь воспринимаете как «плохие прошлые решения». С другой стороны, вы можете чувствовать себя менее мотивированными для достижения других целей, поскольку начинаете сомневаться в цели своей жизни.

Некоторые из этих признаков легко принять за симптомы депрессии. Знание различий может помочь вам решить проблему.

90 153 Признаки появляются в середине взрослой жизни
Депрессия и кризис среднего возраста
Депрессия Кризис среднего возраста
Диагностируемое расстройство настроения с установленным перечнем диагностических критериев Не признанное медицинское или психиатрическое заболевание
Симптомы могут возникать у людей любого возраста, включая подростков и пожилых людей
Часто вызывается сочетанием биологических, психологических и социальных факторов Вызвано переоценкой человеком собственной жизни с возрастом
Симптомы могут быть более стойкими или тяжелыми Чувство неудовлетворенности может приходить и уходить в среднем возрасте
Лечение может включать медикаментозное лечение, терапию и изменение образа жизни Симптомы могут исчезнуть, когда вы обретете чувство покоя в направлении своей жизни

[Читать: Симптомы депрессии и предупреждающие знаки]

Причины кризиса среднего возраста

Представление о кризисе среднего возраста может быть частично или в основном сформировано культурными представлениями. Стоит иметь в виду, что не все культуры придерживаются концепции кризиса среднего возраста или даже среднего возраста.

Западное общество, тем не менее, склонно изображать физическое старение в негативном свете, прославляя при этом молодость. Чрезмерный акцент на старости и сниженных физических способностях может сделать старение пугающей перспективой. И нетрудно найти продукты, обещающие уменьшить «неприглядные» морщины и седые волосы, подразумевая, что с возрастом вы становитесь менее привлекательным.

Негативное отношение к старению может вызвать у вас чувство отчаяния или падение самооценки по мере того, как вы достигаете среднего возраста. Возможно, вы почувствуете необходимость переоценить свой жизненный прогресс или рассматривать этот период времени просто как переход к старости.

Конечно, очень конкретные факторы стресса или неудачи во взрослой жизни также могут усугубить или спровоцировать то, что вы можете назвать кризисом среднего возраста. Эти стрессоры могут включать изменения в вашем физическом здоровье, социальных отношениях, карьере или финансах.

Физические изменения

Возможно, вы уже не так бодры, как раньше. Вы даже можете быть более восприимчивы к болезням или у вас может быть диагностировано такое состояние, как высокое кровяное давление. Эти физические изменения могут вызвать у вас уныние или страх перед будущим.

У женщин наступает менопауза, сопровождающаяся различными симптомами, такими как приливы, изменения настроения и проблемы со сном. Все это может способствовать увеличению общего стресса.

У мужчин может наблюдаться постепенное снижение уровня тестостерона по мере старения старше 30 или 40 лет. Однако такие факторы, как болезнь, злоупотребление алкоголем, побочные эффекты лекарств и увеличение жировых отложений, также могут снизить уровень тестостерона. Низкий уровень тестостерона может привести к неприятным симптомам, таким как депрессия, низкое половое влечение, эректильная дисфункция и проблемы со сном.

Изменение семейной динамики

В среднем возрасте многие родители испытывают синдром опустевшего гнезда — чувство горя, связанное с тем, что их дети покидают дом. Вы можете испытать одиночество или чувство пустоты, когда переоцените свою роль родителя и сосредоточитесь на себе.

У вас могут также измениться отношения с родителями. Принятие на себя роли опекуна для стареющих родителей может быть физически и эмоционально напряженным. И смерть родителя может быть невероятно душераздирающей.

Развод — еще одно событие, которое может способствовать бурному среднему возрасту. Разлука с давним партнером может привести к противоречивым эмоциям, таким как печаль, гнев и замешательство. Если у вас есть дети, развод также может осложнить вашу семейную динамику.

Смена карьеры

Опрос, проведенный компанией Indeed в 2019 году, показал, что в среднем люди, меняющие профессию, делают это в возрасте 39 лет. Многие люди жонглируют новыми рабочими обязанностями, когда они входят в средний возраст. Если вы не поменяете карьеру, вы можете занять более высокие должности на своей нынешней работе. Даже если эти должности предлагают более высокую заработную плату, они будут сопряжены с новыми обязанностями, которые увеличат ваш стресс.

Другие люди среднего возраста обнаруживают, что их карьера стабилизируется. Повторение ваших повседневных задач может способствовать неудовлетворенности на рабочем месте.

Изменения в финансовом положении

Многие из вышеупомянутых событий могут повлиять на вашу финансовую стабильность. Возможно, вам придется потратить больше денег, поскольку вы заботитесь о своих родителях. Или, возможно, смена карьеры требует от вас сокращения расходов. Потеря работы и внезапные изменения на рынке труда также могут вызвать финансовые затруднения в то время, когда вы чувствуете, что должны быть в большей безопасности.

Если у вас есть взрослые дети, которые испытывают финансовые трудности, вы можете столкнуться с дополнительным стрессом. Исследования показывают, что родители среднего возраста испытывают повышенную тревогу и депрессивное настроение, когда экономическое будущее их детей оказывается под угрозой.

Невзгоды детства как фактор риска

Определенные детские переживания могут увеличить риск последствий для здоровья, даже когда вы достигнете совершеннолетия. Эти факторы здоровья могут затем сделать ваш средний возраст более напряженным, способствуя ощущению кризиса.

Например, переживание смерти родителя в детстве может увеличить вероятность депрессии в дальнейшей жизни. Взросление в бедности может увеличить риск хронического стресса и сердечных заболеваний во взрослом возрасте. Плохое обращение со стороны ваших родителей или наблюдение за тем, как они переживают развод, могут иметь аналогичные негативные последствия.

Однако эти последствия не высечены на камне. Различные стратегии выживания могут помочь вам справляться со стрессорами среднего возраста, а также увидеть часто негативную интерпретацию обществом прошлого процесса старения.

Как справиться с кризисом среднего возраста Совет 1: Примите перемены

С возрастом перемены неизбежны, и примирение с ними жизненно важно для получения удовлетворения в середине взрослой жизни. Адаптивный подход к жизни поможет вам приспособиться к изменениям и развить эмоциональную устойчивость.

Признайте свои чувства . Подавление эмоций может привести к нездоровым стратегиям выживания и усилить стресс. Вместо того, чтобы хоронить свои чувства, найдите способы их обработать. Чувствуете ли вы разочарование и смущение из-за развода или стресс из-за финансов, подумайте о том, чтобы записать свои чувства в дневник или воспользоваться набором инструментов эмоционального интеллекта HelpGuide. Доверенный друг также может служить выходом для эмоций.

Определите и примите обстоятельства, которые находятся вне вашего контроля . Если вы чувствуете стресс из-за ситуации, спросите себя, можете ли вы что-нибудь сделать, чтобы изменить ее. Примите свои ограничения и постарайтесь сузить свое внимание к вещам, которые находятся в пределах вашего контроля. Например, вместо того, чтобы зацикливаться на том, что ваши дети становятся более самостоятельными и уезжают из дома, подумайте, как расширить свой круг общения.

[Читать: Выжить в трудные времена, укрепляя устойчивость]

Легкость в новых ситуациях . Легко чувствовать себя подавленным большими переменами и новыми ролями. Найдите время, чтобы наметить путь вперед и разбить большие проблемы на маленькие шаги. Возможно, вы вступаете в роль опекуна стареющего отца. Начните с составления списка задач, с которыми ему срочно нужна помощь. Как только вы освоитесь с этими задачами, вы можете постепенно расширять свой список.

Совет 2. Сохраняйте целеустремленность

Такие ситуации, как развод, потеря работы или пустое гнездо, могут заставить вас искать целеустремленность, когда вы достигнете среднего возраста. Может возникнуть соблазн сделать вывод, что ваши лучшие годы позади. Однако это мнение не обязательно должно быть правдой. Используйте следующие предложения, чтобы найти смысл в среднем возрасте и за его пределами.

Попробуйте что-нибудь новое . Поэкспериментируйте с новым хобби, таким как фотография или писательское творчество. Или бросьте себе вызов на уроке иностранного языка. Это поможет держать ваш мозг в тонусе, расширить круг общения и придаст вашей жизни новую цель. Вам не нужно ограничивать себя опытом развития навыков. Изучение новых мест также может быть полезным использованием вашего времени. Подумайте о посещении местных парков и художественных выставок или запланируйте более длительные поездки за границу.

Задействовать старые интересы . Найдите время, чтобы подумать о прошлых интересах и забытых увлечениях. Возможно, вы захотите вернуться к актерскому мастерству, рисованию, боулингу или другому занятию, которое вам раньше нравилось. Это хороший способ развить целеустремленность, повысить самооценку и завести новых друзей.

Участие в общественной деятельности . Волонтерство — это способ придать своей жизни смысл, увеличить счастье и улучшить психическое здоровье, когда вы вступаете в средний возраст. Ищите важные для вас дела и возможности применить свои навыки с пользой. Вы можете стать наставником в молодежной программе, например, помочь с оформлением декораций для местного спектакля или организовать культурный фестиваль.

Совет 3. Отдайте предпочтение заботе о себе

Средний возраст, скорее всего, принесет изменения в ваше тело, привычки сна и отношение к еде. Возможно, вам труднее засыпать или бегать в одном темпе. Вместо того, чтобы чувствовать себя обескураженными этими изменениями, важно посвятить немного больше времени развитию и поддержанию здоровых привычек. Никогда не поздно воспользоваться следующими советами.

Установите реалистичные цели упражнений . Если вы никогда не были очень активным человеком, начните медленно и постепенно увеличивайте интенсивность тренировок. Вам не придется бороться с прошлыми травмами от спорта, и это может быть большим преимуществом. Если вы были спортсменом в молодости, не забывайте ставить перед собой реалистичные цели и ожидания. Не привыкайте сравнивать свои нынешние способности с прошлыми способностями. Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы пожинать плоды физических упражнений:

  • Улучшает когнитивные функции.
  • Снижает риск тревоги и депрессии.
  • Улучшает сон.
  • Помогает сбросить вес или контролировать его.
  • Снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа и некоторых видов рака.
  • Замедляет потерю плотности костной ткани.
  • Укрепляет мышцы.

[Читайте: Как начать заниматься спортом и придерживаться его]

Пересмотрите свой рацион . Когда вы вступаете в средний возраст, как никогда важно заменить вредные привычки в еде более здоровыми альтернативами. Замените рафинированные углеводы цельнозерновыми продуктами, а также фруктами и овощами, которые содержат большое количество клетчатки. Ищите здоровые источники кальция и белка для поддержания крепких костей и мышц. Будьте внимательны к своим отношениям с едой. Даже взрослые люди среднего возраста могут бороться с такими проблемами, как эмоциональное питание в ответ на стресс и расстройства пищевого поведения в ответ на плохое представление о своем теле.

Выспитесь . Состояние здоровья, гормональные изменения и ежедневные стрессовые факторы могут затруднить получение рекомендуемых семи-девяти часов сна каждую ночь. Но это не должно останавливать вас от попыток. Держите свою спальню темной, прохладной и тихой. Поэкспериментируйте с ритуалами перед сном, например, почитайте книгу или примите расслабляющую ванну. Запишите, что кажется вам наиболее подходящим.

Совет 4. Скорректируйте свое восприятие среднего возраста и старения

Если вы сосредоточитесь исключительно на негативах, вы найдете множество причин быть несчастливыми в среднем возрасте. Но помните, что каждый этап жизни имеет свою долю взлетов и падений. Используйте следующие стратегии, чтобы переключить свое внимание на положительные аспекты среднего возраста.

Практика благодарности . Есть ли аспекты вашей жизни, которые вы считаете само собой разумеющимися? Найдите время, чтобы оценить людей в своей жизни и обстоятельства, в которых вы оказались. Составьте список того, за что вы благодарны — долголетие ваших родителей, рост ваших детей, стабильную работу, финансовую независимость.

[Читать: Благодарность: польза и как ее применять]

Посмотрите на свои достижения . Для некоторых людей средний возраст — это время размышлений об упущенных возможностях. Противодействуйте этим мыслям, составив список своих достижений. Подумайте о препятствиях, которые вы преодолели, о наградах, которые вы получили, или о положительном влиянии, которое вы оказали на других. Думайте о мудрых решениях, которые вы приняли, и о действиях, которые вы предприняли, а не о своих сожалениях.

Спросите себя: «Как я вырос?» Исследования показывают, что многие люди среднего возраста считают себя более решительными, ответственными и независимыми, чем молодые люди. Кроме того, самосознание имеет тенденцию к снижению с возрастом. Потратьте время, чтобы оценить свой рост, признавая при этом, что еще есть возможности для совершенствования.

Превратить неудачи в возможности для роста . Считаете ли вы себя переживающим кризис среднего возраста или нет, во взрослой жизни вы столкнетесь со всевозможными неудачами. Однако, если рассматривать неудачи в оптимистическом свете, они могут стать возможностью для обучения и роста. Если вы чувствуете, что ваша карьера зашла в тупик, бросьте себе вызов, чтобы развить навыки, которые вы сможете использовать на новой работе или в качестве волонтера. Если вы разочарованы увеличением талии, подумайте об этом как о мотивации для новых и захватывающих форм физической активности.

Как помочь человеку, переживающему кризис среднего возраста

Наблюдать, как супруг или партнер переживает кризис среднего возраста, может быть непросто. Вы можете задаться вопросом, сыграли ли вы свою роль в их несчастье. Или вы можете начать опасаться, что ваши отношения в опасности, поскольку ваш партнер переоценивает свой жизненный выбор.

В конце концов, ваш партнер сам отвечает за свои эмоции и поступки в это непростое время. Однако вы можете использовать следующие шаги, чтобы предложить поддержку.

Слушай, не оценивая . Ваш партнер может захотеть выразить недовольство упущенными возможностями или высказать свое недовольство изменениями в семейных ролях или финансах. Будьте активным слушателем, но не чувствуйте себя обязанным решать их проблемы за них. Не преуменьшайте их проблемы и не давайте советов в форме утверждений типа «Тебе следует…», например: «Тебе следует просто больше заниматься спортом».

Будьте восприимчивы к возможным изменениям в ваших отношениях . Возможно, ваш партнер захочет попробовать что-то новое в спальне, чтобы оживить его интерес к сексу. Или, может быть, они хотят принять финансовое решение, которое может повлиять на остальных членов семьи. Работайте с ними, чтобы найти компромиссы, удобные для вас обоих.

Следите за признаками депрессии . Кризис среднего возраста и депрессия имеют некоторые общие симптомы, в том числе трудности с концентрацией внимания, бессонницу, раздражительность и безрассудное поведение. Если симптомы сохраняются и появляются каждый день, скорее всего, это депрессия.

[Читать: Помощь человеку с депрессией]

Проводите больше времени вместе . Когда это возможно, попробуйте присоединиться к своему партнеру, поскольку он прививает привычки заботиться о себе. Возможно, вы решите вместе покататься на велосипеде или поработать над более здоровым питанием. Вы также можете присоединиться к ним в изучении новых увлечений, но если они хотят заниматься этими делами в одиночку, уважительно относитесь к их пространству.

Подтвердите успех и выразите признательность . Сообщите партнеру, что вы гордитесь его достижениями, и укажите конкретные причины, по которым вы его цените. Может быть, они преуспевают в работе или справляются со своими новыми обязанностями по уходу с изяществом и юмором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *