Содержание
Ребенок ЗПР в детском саду, личный опыт. Отправлять ли ребенка в коррекционный сад
Существуют разные мнения насчет ребенка ЗПР в детском саду. Для родителей встает вопрос, отправлять ли его в коррекционное или обычное детское образовательное учреждение. Считается, что задержка психического развития является легким отклонением, так как симптомы у многих выражены достаточно слабо, если ей не сопутствуют вторичные диагнозы. Наибольшую трудность у таких детей вызывает лишь социальная адаптация в коллективе с другими детьми. Как правило, умственное развитие у них находится в пределах нормы, и учебная программа более или менее усваивается. Могут возникнуть проблемы с навыками самообслуживания и опрятности, но, глядя на других, они постепенно усваивают их. Мое мнение, что детей с несущественной задержкой психики лучше отдавать в обычный детский сад, где есть пример нормотипичного поведения.
Когда речь идет о ребенке ЗПР с дополнительными диагнозами (СДВГ, речевые патологии, ДЦП и другие двигательные нарушения, вторичное снижение интеллекта и т. д.), я советую задуматься о коррекционном садике. Для этого есть много причин: во-первых, сопутствующие отклонения сильно накладывают отпечаток на разные сферы развития малыша, а не только на момент адаптации и вливания в коллектив; во-вторых, в таких учреждениях работают специалисты, создана благоприятная обучающая и развивающая среда, составляются индивидуальные образовательные маршруты под каждого воспитанника. По сути, сложному ребенку с ЗПР проще адаптироваться и хотя бы частично преодолеть свои недуги до школы именно в упрощенной среде, где он не будет чувствовать себя «белой вороной».
Моя дочка Аня является ребенком с ЗПР и сопутствующими диагнозами, т.е. наш вариант как раз менее благоприятный по прогнозам. У нее официально установлены СДВГ, ОНР (сейчас уже 3 степени), нарушения двигательной сферы, которые выражаются в недоразвитии мелкой моторики, слабой координации, атаксии (на данный момент уже в остаточном виде), особенности эмоционально-волевой сферы. Попросту говоря, она не потянет обычный сад, где бегают еще 25-30 детей с нормотипичный развитием, а педагоги не имеют опыта работы с особятами. Я выбрала коррекционный сад. Мы попали в группу для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), где есть дети с нарушениями психики, речи, гиперактивностью и дефицитом внимания, ДЦП, умственной отсталостью и т.д. Почему я не побоялась такой «компании» и выбрала детский сад для детей с ЗПР, а не обычную или логогруппу?
Содержание
- Ребенок ЗПР в детском саду в обычной группе
- Группа ЗПР в детском саду, отдавать ли туда ребенка
- Плюсы нахождения ребенка ЗПР в саду в группе коррекции
Ребенок ЗПР в детском саду в обычной группе
Изначально нам дали место в обычном саду прямо во дворе, около нашего дома. Я обрадовалась и тешила себя мыслью, что Аня обязательно освоится в группе и скоро подтянется за обычными ребятишками и в речи, и в поведении, и даже в своих умелках по самообслуживанию. Как же я была разочарована, когда пришла к заведующей и посетила группу, в которую мы получили путевку…
Детей по списку 35 человек, регулярно посещают ДОУ 20-22 ребенка. Учитывая то, что у Ани СДВГ и ее вниманием сложно завладеть даже при индивидуальном взаимодействии, я сразу поняла, что в данных условиях она будет «залипать» в свой мирок где-то в уголке или же, напротив, под общую шумиху начнет скакать без остановки, не вникая в суть происходящего. Какой ребенок будет приходить домой вечером?
Заведующая честно сказала, что персонал не умеет работать с такими детьми. Они не могут создать под нее индивидуальную программу, а общую она по своей возрастной категории, увы, пока не тянет. Такой разрыв с другими детьми негативно скажется на ее психическом состоянии. К тому же, дети быстро поймут ее инаковатость и могут обижать. Она не умеет постоять за себя, потому что агрессия ей хоть и свойственна, но направляет она ее в пространство или на себя, а не на живого человека. Скорее всего, Аня стала бы изгоем, над неумелостью которой все потешались изо дня в день.
Касаемо программы обучения – здесь тоже есть нюансы. Раньше ребенка с отставанием в развитии можно было поместить в младшую возрастную группу. Сейчас это запрещено, и время от времени ходят комиссии из Комитета Образования с проверками. Такой вариант был сразу исключен. На момент поступления в д/с Ане было 5 лет. Программа для ее ровесников предполагала совершенно другой уровень развития и темп активности на занятиях. Она бы не выдержала такой ритм, хотя уже умела читать и считать. Но на тот момент совершенно неразвитая мелкая моторика не позволила бы ей проходить многие уроки по лепке, рисованию, оригами и т.д. Да и внимание, которое дефектно по всем параметрам, выбило бы ее из общего режима. Не забываем, что поведение у ЗПРок инфантильное, а восприятие окружающей действительности слишком однобоко и плоско. Она бы попросту потерялась.
Речевые проблемы тоже наложили свой отпечаток. В 5 дети вовсю говорят сложными предложениями, Аня же с трудом формировала простое высказывание, так как ОНР – это многостороннее нарушение речевого развития. Обычный логопед в обычном саду не умеет работать со сложными патологиями. Ей нужен был логопед-дефектолог, который правит фонетическую, фонематическую, лексическую и грамматическую стороны речи в целом. Думаю, я не ошиблась, предположив, что Аня будет только нервничать, агрессировать и замыкаться в собственных эмоциях, если попадет в подобные условия на целый день.
Я знаю истории, когда дети приходили в обычный сад, а через несколько месяцев происходил нервный срыв на почве невозможности полноценного включения в детский социум. При переходе в коррекционный сад состояние ребенка налаживалось.
Есть и еще один существенный минус для ребенка ЗПР в обычном саду – отношение других родителей. Если ваш малыш сильно отличается от нормотипичных, проявляет негативные аспекты поведения, часто дерется, показывает плохой пример, родители будут показывать недовольство вам, писать жалобы на имя заведующей и даже требовать вашего перевода в другой сад. Думаю, такая нервотрепка не нужна ни вам, ни ребенку. Моральный прессинг от большинства все равно подрывает вашу уверенность, независимо от того, что сегодня программа любого ДОУ нацелена на толерантную и популярную ныне инклюзию.
Имейте в виду, что многие воспитатели не смогут даже нормально накормить особенного ребенка, если у него пока не выработаны навыки самообслуживания и нет речи. Они боятся таких детей, их реакций, потребностей, потому что не обучены общению с ними. Один ваш ребенок будет отвлекать ее от толпы из 20-30 человек, соответственно, кроме внутреннего раздражения ваш малыш ничего не получит, по крайней мере, это отношения 80-90% обычных воспитателей и нянь. Мы можем требовать, ругаться, доказывать, но факт останется фактом – ребенку некомфортно там, где его не понимают и сторонятся или, того хуже, унижают и игнорируют.
Группа ЗПР в детском саду, отдавать ли туда ребенка
Я уже сказала, что мы посещаем примерно такую группу – у нас «сборная солянка». Скажу честно, сначала я боялась, что Аня переймет многие негативные поведенческие реакции у других особят, которые только усугубят положение и вызовут откат в развитии. Я ошибалась. Да, некоторые манеры она копируют, но, согласитесь, разве в обычном ДОУ дети не учатся плеваться, браниться, толкаться и дергать друг друга за косы? У нас нет деток с аутизмом, где поведенческие проблемы стоят более остро (эти дети помещены в отдельную группу), потому максимум чему дочка научилась от других «отставашек» – плеваться, иной раз толкаться и топать ногами.
Плюсов от двухлетнего посещения коррекционного садика я вижу намного больше и могу их подробно описать.
Плюсы нахождения ребенка ЗПР в саду в группе коррекции
В первую очередь стоит отметить малое количество детей в группе. По списку у нас зачислены 10 человек (больше по закону нельзя). Из них регулярно посещают сад от 3 до 6 ребятишек. Я еще ни разу не наблюдала полной загрузки! На такую группу выделяются два воспитателя посменно, нянечка, логопед (почти всегда на группе), часто присутствующий психолог и массажист (не во всех садиках).
При такой посещаемости каждый ребенок получает максимальное количество индивидуального внимания, как от воспитателей, так и от профильных педагогов. Аня ежедневно занимается с логопедом, психологом, а также с воспитателями, которые тоже имеют соответствующую квалификацию. У них составлен график дополнительных занятий: музыка, логоритмика, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, социально-бытовая адаптация и формирование коммуникативных навыков. Все эти занятия проводятся ежедневно. Дети не бездельничают и не слоняются сами по себе. Внимания много, и оно качественное! Их поэтапно знакомят с окружающим миром, помогают формировать интерес к самостоятельной и коллективной игре, развивают их словесную регуляцию. Опытные педагоги применяют разные терапии: арт, песочную, сказкотерапию и т.д.
Хочется отметить, что для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательно-воспитательный маршрут, который учитывает недостатки конкретного чада. Детей не подгоняют под общий стандарт, а стараются обучать в том ритме, который они могут принять на данный момент. Здесь учитываются все способности каждого воспитанника!
Педагоги заинтересованы в развитии детей, потому что каждый ученик коррекционный группы, попавший затем в обычную школу – это их заслуга и плюс не только для садика, но и для них лично. У нас даже праздничные концерты всегда проводятся с учетом всех особенностей детишек.
Кстати, благодаря малой наполняемости групп дети болеют очень редко. Анюта за два года болела раза три, и то совсем недолго и без осложнений. Согласитесь, это большой плюс для детей, у которых время на реабилитацию ограничено. Такой режим способствует посещению дополнительных занятий у других спецов на регулярной основе.
Особым деткам воспитатели и нянечки тщательно прививают навыки опрятности. Анюта научилась аккуратно кушать и пользовать не только ложкой, но и вилкой. Дома мне не удавалось это сделать, как я ни старалась.
Чем меньше детей, тем проще им найти между собой общий язык, тем меньше конфликтов. Нет лишнего шума, который отвлекает, утомляет и выматывает нервную систему, и без того склонную к чрезмерному истощению. Почти у всех особят есть отклонения во внимании, потому более спокойная атмосфера помогает исключить импульсивность, раздражительность от избытка звуковых и зрительных стимулов извне.
В нашей группе большинство деток – «пограничники» или перспективные дошкольники, которые к начальной или средней школе выйдут в норму (максимально к ней приблизятся). Здесь нет «монстров» (как родители часто воображают) и тяжелых умственно отсталых детей. Чаще это детишки с проблемным поведением. слабой речью, двигательными расстройствами, но вполне обучаемые по адаптированной программе. Они учатся в своем ритме, соблюдается строгий режим труда и отдыха, педагоги тщательно отслеживают состояние каждого ребенка.
Есть индивидуальные занятия (логопед, психолог, дефектолог, массажист), есть групповые (музыка, логоритмика, развитие мелкой моторики и т.д.).
По сути, деятельность ребенка систематизируется, а в подходе к решению вопросов коррекции мы видим плановую методичность. Эти два базиса при помощи активной позиции родителей делают свое дело – ребенок чаще всего восстанавливается к начальной школе и идет в обычный класс.
Под активностью родителей я подразумеваю их участие в ежедневном выполнении заданий, которые выдают в саду в рабочих тетрадях, а также в постоянном непрерывном контакте с педагогами. Важно держать руку на пульсе и сообщать обо всех изменения в любой сфере развития ребенка. На выходные дают больший объем упражнений, но их надо делать!
Путь ребенка из сада компенсирующего вида открыт в обычную школу. Зря вы считаете, что его обязательно отправят в коррекцию для УО. Даже комиссия не может этого сделать принудительно. На ребенке не ставится клеймо. Тем более при заметных улучшениях вас могут перевести в логогруппу или в обычное ДОУ.
Мне нравится результат пребывания Ани в саду для детей с ЗПР, потому что ей комфортно в этой среде. Здесь она проявляет свой потенциал и не ощущает давления, превосходства, унижений от сверстников. Я вижу регулярные скачки в развитии. Думаю, отдай я ее в обычный сад, где она бы сидела в углу, ничего не понимая и не успевая, мы бы получили больше шансов на билет в школу 8 вида для умственно отсталых.
Не стоит сразу паниковать, если ребенок первые недели плохо себя ведет, наблюдается откат в развитии. Полным ходом идет адаптация. У нас этот этап прошел быстро, потому что дочка хотела в сад.
Я не утверждаю, что в каждом коррекционном д/с хороший, внимательный персонал и дружелюбная атмосфера. Нам повезло, мы попали именно в такой. В любом случае стоит попробовать, чтобы сделать выводы и принимать дальнейшее решение. Уйти в обычный или организовать частные уроки с платными специалистами дома вы всегда успеете!
Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Общий или коррекционный сад? Инклюзивное образование в России
Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Виды коррекционных детских садов
Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).
Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.
В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.
Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.
Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.
Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.
Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.
В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.
Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.
В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.
Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.
Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.
Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.
В коррекционные сады VIII вида для детей с диагнозом «Умственная отсталость» принимают детей 4-8 лет с неосложнённой формой интеллектуальной недостаточности. Основная деятельность специалистов направлена на развитие нарушенных функций с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и подготовку к обучению в специальной коррекционной школе.
Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.
Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.
В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.
Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.
Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.
Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.
Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.
Инклюзивное образование в России
Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС законодательно обеспечивают право любого человека на образование, независимо от его физических, психических и интеллектуальных особенностей и возможностей.
Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.
Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:
- нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
- занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.
Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:
- воспитателей, не готовых работать с многочисленной детской группой, в составе которой может оказаться один или несколько детей с ограниченными возможностями;
- родителей здоровых детей, не желающих понимать проблемы чужого особенного ребенка, и их детей, отказывающихся общаться в группе с «не таким, как все».
Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем.
В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.
Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.
Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.
Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!
Педагогическая кинезиология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями
Проблема | БИО веб-конф. Том 26, 2020 Первая международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физического воспитания и инновации в спорте» (ФЕС 2020) | |
---|---|---|
Номер статьи | 00050 | |
Количество страниц) | 3 | |
ДОИ | https://doi. org/10.1051/bioconf/20202600050 | |
Опубликовано онлайн | 06 ноября 2020 г. |
БИО Сеть конференций 26 , 00050 (2020)
Педагогическая кинезиология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями
Инна Лукьянова 1 * , Надежда Лошакова
2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 65 «Ласточка», 141021, г. Мытищи, Россия
3 Российская академия медико-социальной реабилитации, 119634, Москва, Россия
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети ГСУ имеют проблемы с общением, развитием, трудности в совместной работе со сверстниками. Использование комплекса кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками эффективно для развития связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
1 Введение
Нарушения речи связаны с недоразвитием психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти и др.). Это провоцирует проблемы связной речи [6]. Нарушения речи, моторики, неуравновешенность, двигательная возбудимость нарушают социально-коммуникативную функцию, у детей возникают трудности в совместной деятельности со сверстниками [1, 5].
В коррекционной работе с детьми ГСУ используются кинезиологические методы. Педагогическая кинезиология определяется как наука об умственном развитии и физическом восстановлении посредством двигательных упражнений. Они приводят к созданию новых нервных путей и улучшают межполушарное взаимодействие. К сожалению, фундаментальных исследований по их использованию в коррекции дошкольников с ГСУ нет. Причем чаще всего они относятся к нетрадиционным методам воздействия [7].
Связь между движениями человека и мышлением была замечена еще в древности. Начало ХХ века знаменательно формированием целого направления в исследованиях, связанных с действием мышц и использованием выявленных закономерностей в диагностике коррекционно-развивающих кинезиологических воздействий (врачи супруги Кендалл, врач-остеопат Дж. Гудхарт и др.). .). Во второй половине XX века П. Деннисон разработал «гимнастику для мозга». В основе метода лежит естественная и действенная возможность развития психических процессов посредством движений.
В отечественной науке такие видные ученые, как И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, И. П. Павлов, А. Р. Лурия и др. указывали на взаимообусловленность развития механизмов психической и двигательной деятельности. Сегодня популярны виды образовательной кинезиологии. Они используют взаимосвязь мышечного тонуса с психоэмоциональным состоянием человека и уровнем стресса, формулируют методы коррекционного воздействия в рамках психокоррекции и телесно-ориентированной терапии [2]. Учебная кинезиология создавалась на основе практических разработок. Он активизирует работу системы «тело-интеллект», способствует сбалансированному развитию полушарий головного мозга [4].
2 Материалы и методы
Целью организованного эмпирического исследования явилась проверка эффективности экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста с ГСУ 3 по развитию связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе с использованием кинезиологических методов.
Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении среди 10 детей дошкольного возраста с ОНР 3 ступени (5 девочек и 5 мальчиков). В рамках исследования была тщательно изучена медицинская документация (данные анамнеза) и проанализированы результаты осмотра и заключение невролога (неврологический статус) детей (И. Ю. Левченко). Межличностные отношения в детском коллективе изучались в старшей дошкольной логопедической группе, где обучаются эти 10 детей с ГСУ 3 степени и 7 дошкольников с другими нарушениями речевого развития. Есть 8 девочек и 9мальчики в группе.
Для выполнения задач эмпирического исследования были выбраны следующие средства диагностики:
Исследование связной речи детей (В. П. Глухов). Цель — комплексное обследование связной речи детей с ОНД (III уровень речевого развития).
Социометрия «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский). Цель: определить предпочтительные выборы и их взаимность. Речь и знания ребенка, его способность ориентироваться в окружающей действительности. Они провоцируют разнообразные эмоционально-личностные реакции, а также зависят от складывающихся отношений со сверстниками [3].
3 Результаты и обсуждение
Полное обследование связной речи детей показало, что у большинства дошкольников низкий (40%) или недостаточный (40%) уровень сформированности связной речи. Остальные обследованные дошкольники с диагнозом ГСУ 3 имели очень низкий уровень формирования связной речи (20%). Среднего и высокого уровней не наблюдалось.
Для дошкольников с речевыми нарушениями статус в социальной группе определяется также степенью нарушения речи, умением объясниться для организации общей игры или деятельности. Большинство (80%) детей дошкольного возраста с ГСУ 3 уровня были запущены. У них есть 2-3 варианта ответа от других детей в группе. Остальные (20%) были изгоями с 1 выбором. В то же время у детей без диагноза ГСУ 3 есть 4 варианта выбора (57%). Дети с ГСУ минимально общаются со сверстниками и не пользуются популярностью. При равных внешних условиях дети дошкольной группы предпочитали принимать в игру детей без диагноза ГСУ. Дошкольники с 3 уровнем ОГУ часто играют в одиночку или их приглашают в общие игры и занятия на второстепенные, неинтересные, пассивные роли.
Коррекция проводилась 4 месяца. Всего было проведено 18 занятий. Каждый из детей экспериментальной группы посещал не менее 15 занятий. В систему кинезиологических методик входят упражнения 3-х групп: упражнения, пересекающие среднюю линию тела, упражнения, растягивающие мышцы тела, упражнения, повышающие энергетику тела и дальнейшую мотивацию, а также дополнительные специальные упражнения на развитие связной речи.
Каждое занятие включает несколько упражнений из всех 3-х групп и групп кинезиологических упражнений на развитие связной речи в разном порядке и сочетании. Урок длится 15-20 минут.
Упражнения выполнялись в первой половине дня; систематически, 3 раза в неделю по понедельникам, средам, пятницам; упражнения проводились в дружеской обстановке; от детей требовалось точное выполнение движений и приемов.
В основу работы положены принципы специальной психологической помощи.
Эффективность системы подтверждается изменением распределения детей дошкольного возраста с ГСУ 3 по уровням связного речевого развития.
До использования комплекса кинезиологических упражнений в коррекционной работе у большинства дошкольников отмечался низкий уровень связной речи (80%).
После применения кинезиологических упражнений в коррекционной работе у 50% детей выявлен средний уровень развития связной речи, только у 10% низкий и у 40% недостаточный уровень развития связной речи.
Динамика изменения социометрического статуса дошкольников с 3 уровнем ГСУ среди остальных детей в группе показывает переход части детей в более привилегированный социометрический статус. Изменения пока не очень значительны. Для формирования иного внутригруппового взаимодействия требуется больше времени. Диагностика зафиксировала только тенденцию, а не конечный результат.
4 Выводы
Система оказала положительное влияние на речь детей. Они стали делиться впечатлениями от занятий, рассказывать о них родителям. Далее эти дети могли четко сформулировать содержание урока в сочетании с частичным показом упражнений, которые в то же время логически укладывались в общую схему рассказа. Родители отмечали большую организованность и творческую раскованность детей. Дети стали умнее и любознательнее. Педагоги заметили, что дети с ГСУ 3 уровня стали менее раздражительными, а в дошкольной группе практически исчезли взаимные недовольства и обиды.
Педагоги и родители отмечают изменение отношения детей в дошкольной группе, более позитивное и равноправное восприятие детей другими дошкольниками в группе. Свободная игра стала охватывать большинство детей группы. В перехвате учителя для общей организации игры необходимости нет.
Дети стали больше рассказывать родителям об игровых ситуациях, находках, интересных персонажах, доработанных самими детьми. Дошкольники с 3 уровнем ГСУ стали взаимодействовать друг с другом, а также с другими детьми. Общая психологическая обстановка в группе становится спокойнее, дети становятся более активными, заинтересованными, внимательными друг к другу и к воспитателям.
Таким образом, кинезиологические упражнения в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ГСУ 3 эффективны для развития связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.
Каталожные номера
- У.В. Глузман, С.А. Городилова, Н.Н. Шешукова, И.В. Андрусева, Л.А. Гутерман, Перспективы науки и образования, 4(46), 383-397 (2020) [Google ученый]
- Н. А. Киятова, Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVI международной конференции. научно-практическая конференция («МКНО», М., 3(16), 52-57, 2018) [Google ученый]
- В КАЧЕСТВЕ. Кузнецов, З.М. Кузнецова, Российский журнал физической культуры и спорта, 14(4), 5-7 (2019) [Google ученый]
- т. е. Лукьянова, Е.А. Сигида, С.Н. Утенкова, Реабилитация детей и подростков, 2(34), 36-40 (2018) [Google ученый]
- Э.С. Люсова, Специальное образование, XII, 95-99 (2016) [Google ученый]
- Н. В. Ростовская, Молодой ученый, 20, 80-83 (2018) [Google ученый]
- Л. А. Ступак, И.С. Огородова, А.А. Челышева, С.А. Кимяева, Актуальные проблемы педагогики: материалы VII международной конференции. научная конференция (Чита, апрель 2016 г.) (Издательство «Молодой ученый», Чита, 120-123, 2016 г.) [Google ученый]
Услуги раннего вмешательства | Texas Health and Human Services
У вас есть вопросы о том, как растет или развивается ваш ребенок в возрасте до 3 лет?
Найдите местную программу в вашем районе или позвоните в офис омбудсмена HHS по телефону 877-787-8999, выберите язык, затем выберите Вариант 3.
Посетите страницу поиска ECI Бесплатное приложение CDC
Что такое ECI?
Вмешательство в раннем детстве (ECI) — это программа штата Техас по здравоохранению и социальным услугам для семей с детьми от рождения до 3 лет, с задержкой развития, инвалидностью или определенными медицинскими диагнозами, которые могут повлиять на развитие. Услуги ECI поддерживают семьи, когда они узнают, как помочь своим детям расти и учиться.
Кто может получить помощь?
ECI обслуживает детей от рождения до 36 месяцев с задержкой развития или инвалидностью.
Как мой ребенок имеет право на получение услуг?
Чтобы иметь право на получение услуг раннего вмешательства, ваш ребенок должен соответствовать одному из следующих трех критериев:
Медицински диагностированное заболевание
Если у вашего ребенка диагностировано медицинское заболевание, которое может вызвать задержку развития, и он нуждается в услугах, он или она будет иметь право на услуги ECI. HHS имеет список диагнозов, которые являются медицинскими. Медицинские документы должны быть предоставлены для подтверждения диагноза.
Нарушение слуха или зрения
Ребенок с нарушением слуха или зрения согласно определению Техасского агентства по образованию (TEA) имеет право на ECI. Это определяется командой, в которую входят сертифицированные сотрудники вашего местного независимого школьного округа.
Задержка развития
Ребенок с задержкой развития не менее 25 процентов в одной или нескольких областях развития — социально-эмоциональном, адаптивном/самопомощи, общении, моторике или познании — имеет право на получение услуг экстренного вмешательства. Если единственной задержкой является развитие выразительной речи, то для первоначальной квалификации задержка должна составлять 33%.
Ваш ребенок будет обследован для выяснения характера и степени его или ее способностей и сильных сторон, задержек или трудностей.
Если вашему ребенку больше 3 лет, он может иметь право на получение услуг от вашего местного школьного округа. Техасское агентство по образованию может предоставить вам информацию об услугах специального образования. Направление на оценку можно получить, связавшись с директором специального образования вашего местного школьного округа.
Как определяются службы?
Ваш ребенок оценивается с использованием одобренного штатом инструмента оценки для определения права на получение помощи. Если ваш ребенок имеет право на получение услуг, команда определяет сильные стороны и потребности вашего ребенка в каждом из повседневных дел вашей семьи.
На основе результатов анализа и оценки ваша команда разрабатывает план обслуживания, также известный как Индивидуальный план обслуживания семьи (IFSP). В соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) оценки, оценки и IFSP предоставляются родителям бесплатно.
Как предоставляются услуги?
- Семейные услуги : Услуги основаны на потребностях и проблемах каждой семьи и ребенка. Специалисты ECI и члены семьи включают занятия в распорядок дня, чтобы способствовать развитию ребенка.
- Знакомые места : Хотя большинство услуг раннего вмешательства предоставляется дома, они могут предоставляться в других местах, куда ребенок регулярно ходит, например, в детский сад, парк, библиотеку или другое общественное учреждение.
- Ведение дела : Координаторы услуг помогают семьям получить доступ к услугам, ресурсам и поддержке, которые необходимы им для поддержки развития их ребенка, и получить их. Поддержка включает в себя помощь ребенку и семье в переходе к специальным образовательным услугам или другим вариантам, в зависимости от обстоятельств, для детей, покидающих ECI в возрасте 3 лет. ECI обеспечивает всестороннее ведение дел для всех членов семьи ребенка, поскольку их потребности связаны с ростом и развитием зачисленного ребенка.
- Планирование следующих шагов : Услуги ECI заканчиваются, когда ребенку исполняется 3 года. Задолго до этого времени команда ECI, включая семью, принимает решение о следующих шагах. Дети могут перейти в государственную школу, дошкольное учреждение, Head Start, детские сады или другие общественные мероприятия и программы, или они могут остаться дома со своей семьей. Для детей, которые нуждаются в дополнительных интервенционных услугах, целью является плавный переход без пробелов в обслуживании.
Кто предоставляет услуги?
Группа лицензированных или сертифицированных поставщиков услуг оценивает ребенка, планирует и предоставляет услуги. В команду может входить:
- Специалисты раннего вмешательства
- Речевые и языковые патологи
- Физиотерапевты и эрготерапевты
- Психологи
- Дипломированные медсестры
- Диетологи
- Социальные работники
- Советники
Где предоставляются услуги?
Провайдеры ECI работают с детьми и семьями там, где они живут, учатся и играют. Услуги предоставляются на дому и в сообществе, включая детские сады, продуктовые магазины, парки и рестораны.
Как найти мою программу ECI
Вы можете найти программу ECI в вашем районе с помощью инструмента поиска программ ECI.
Как оплатить услуги?
ECI просит семьи, которые могут себе это позволить, участвовать в стоимости услуг. Это называется семейной долей расходов. Сумма, которую семья платит за услуги, определяется с использованием скользящей шкалы и зависит от размера и дохода семьи после допустимых вычетов. Ни одному ребенку или семье не будет отказано из-за неплатежеспособности.
Следующие услуги предоставляются бесплатно:
- Оценка и оценка
- Управление делами
- Разработка IFSP
- Услуги письменного и устного перевода, включая язык жестов
Эти первоначальные услуги помогают определить сильные стороны и потребности вашего ребенка, а также найти ресурсы для удовлетворения этих потребностей. Вас попросят дать разрешение на выставление счетов за эти услуги вашей страховке или страховке вашего ребенка.