Разное

Какие идеи воспитания прошли испытание временем: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Содержание

Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина

Статья посвящена раскрытию основных идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина. Отмечается, что в основе их педагогического наследия лежит основной принцип педагогической антропологии, заключающийся в необходимости получения всестороннего знания о человеке воспитывающем и воспитуемом, учёте общественно-политических условий окружающей жизни

Ключевые слова: педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке.

В начале XIX века в российском обществе отчётливо прослеживались постоянное ожидание реформ, недовольство и вспышки неповиновения крепостного крестьянства, рабочих, возмущение режимом военных поселений, которые затронули широкие слои жителей России. Отечественная война 1812 года, готовящееся декабрьское вооружённое восстание с особой остротой отразились на просвещенной молодёжи, а также наиболее решительной и пылкой части российского офицерства. Многие из офицеров прошли в юном возрасте великое испытание Отечественной войны 1812 года. Молодые дворяне, старшему из которых, Трубецкому, исполнилось всего 27 лет, выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили проекты широкого образования народа, при этом поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав («Конституция» С. П. Трубецкого). Декабристы, как пишет историк советского периода С. С. Волк, «благодаря своему мировоззрению и большим талантам, наряду с Радищевым и Пушкиным, стоят у истоков русской демократической культуры» [1, с.3].

Народному образованию они всегда уделяли большое внимание. Почти во всех дошедших до нас программных документах декабристов просвещение почиталось как «вернейший сподвижник в борьбе противу зол» [2, с.57]. Просвещение рассматривалось декабристами в тесной связи со всеми проблемами государственного устройства России. Будучи образованнейшими людьми своего времени, они считали, что учить и воспитывать народ — значит способствовать преобразованию общества на лучших, более справедливых общественных началах. В основу программных документов декабристами был положен принцип педагогической антропологии, заключавшийся в том, что для успешного обучения граждан страны необходимо всеобъемлющее знание о человеке воспитуемом абсолютно во всех отношениях. Они обращали внимание на то, что при организации процесса воспитания и обучения необходимо учитывать закономерности развития человека и условия, в которых организуется педагогический процесс. По их мнению, человек не может отрываться от конкретных общественно-экономических условий жизни.

Просвещение в России, особенно широких народных масс, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами, что отвечало идеологическим установкам крепостников, по мнению которых, «обучение грамоте всего народа принесло бы более вреда, нежели пользы» [4, с.49].

С начала XIX века всё более важную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Заметную роль в становлении частных учебных заведений сыграли декабристы. Ф. П. Глинка, Ф. Н. Толстой, С. П. Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. С 1818 по 1822гг. было открыто четыре таких училища в Петербурге. Тогда же в квартировавших в северной столице полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы потом создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 года [14]. Б. М. Бим-Бад отмечал, что в педагогико-антропологической интерпретации нуждаются отношения между личностью и государством, между общественным и частным образованием. С этой точки зрения взгляды декабристов на воспитание формировались в связи с общим развитием их мировоззрения и политической деятельности. Как и А. Н. Радищев, они полагали, что в воспитании настоящих сынов отечества играет огромную роль их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием и невежеством. Декабрист Д. И. Завалишин писал, что «они [декабристы] впервые начали изучать результаты чужого опыта и мышления не для удовлетворения знания из любопытства или тщеславного желания блистать им, но чтобы отыскать в них приложение к настоящим требованиям, разрешению насущных вопросов» [5, с. 120]. Одним из таких «насущных вопросов» было просвещение.

Декабристы считали основной задачей просвещения гражданское воспитание, то есть осознание членами общества всех своих прав и обязанностей. Они подходили к вопросам образования и воспитания с позиций педагогической антропологии. П. И. Пестель в своей работе «Практические начала политической экономии» писал: «Мы подразумеваем под словом просвещение образование ума и сердца, развитие наших нравственных и физических способностей… Культурность человека есть следствие его воспитания, в особенности физического, которое имеет большое влияние на воспитание нравственное» [13, с.107]. Декабристы хорошо понимали, что царизм не заинтересован в просвещении, поскольку крепостничество держится на невежестве широких масс. Поэтому дворянские революционеры ратовали за организацию частных, вольных школ, в которых обучение не зависело бы от произвола государственной администрации и было бы свободно от влияния официальной и церковной идеологии. В Уставе Союза Благоденствия отмечалось, что «воспитание юношества входит также в непременную цель Союза Благоденствия… Вообще в воспитании юношества особенное прилагает старание к возбуждению в нем любви ко всему добродетельному, полезному и изящному и презрение ко всему порочному и низкому, дабы сильное влечение страстей всегда было останавляемо строгими, но справедливыми напоминаниями образованного рассудка и совести» [13, с.105–106].

Следует отметить, что декабристы отдавали предпочтение общественному воспитанию, потому что оно «уничтожает все посторонние титулы, все причуды знатности исчезают, а при всяком остаётся одно только звание человека» [8,с.135]. Согласно «Русской правде» в новом государстве должны быть упразднены сословные различия, и все граждане получат одинаковые политические и гражданские права. Одним из таких прав является право на воспитание детей, и новое государство должно будет заботиться о том, чтобы все дети учились, причём образование должно быть всеобщим и доступным для всех граждан. «Русская правда» намечала всеобщую ликвидацию неграмотности. В «Конституции» Н. М. Муравьёва было прямо записано, что «не обучившиеся в течение 15–20 лет грамоте лишаются гражданства» [6, с.50].

Применяя антропологический принцип, дворянские революционеры –декабристы разрабатывали содержание нового образования. Новое воспитание должно быть по своему содержанию патриотическим, народным и иметь своей целью воспитание человека, обладающего гражданскими добродетелями, любящего свой народ и отдающего все свои силы процветанию родины. Декабристы понимали, что отсутствие такого воспитания приведёт общество к разобщённости и безнравственности. Они подчёркивали, что любовь к отечеству и патриотизм как источник могущества любого народа должны с детства наполнять человеческие сердца. Осознавая роль родного языка в передаче культурных ценностей, как способа включения человека в человеческое сообщество, декабристы требовали «отечественного воспитания», проводимого на русском языке. Они всегда боролись со стремлением поручать воспитание подрастающего поколения иноземным учителям, потому что учитель, «который призван воспитывать патриотизм, любовь к народу должен ненавидеть пустое иноземное влияние, которое приводит к духовному порабощению, к забвению своей национальной гордости» [3, с.57].

C конца XVIII века французы-эмигранты наводнили Россию и часто поступали в дворянские семьи преподавателями языка, танцев и хороших манер. Среди них были и образованные люди, а были и такие, которые становились гувернёрами, чтобы заработать на жизнь. После Отечественной войны 1812 года их пополнили французские и других наций военнопленные.

В периодической печати того времени не редкостью стала критика увлечений иностранным воспитанием в дворянских семьях и частных пансионах. Засилье иностранного (преимущественно французского) домашнего и пансионного воспитания привело, в частности к тому, что дети дворян, воспитанные в неуважении ко всему русскому, в том числе и к русской науке, крайне редко посвящали ей жизнь. Дворянин мог служить лишь по военной или гражданской части. О редчайшем случае, когда дворянин поступил в Дерптский университет, на отделение русского языка и словесности, рассказал Н. М. Карамзин в статье «Феномен». Среди дворян этот поступок молодого человека прослыл необычным.

Недовольство иностранным воспитанием усиливалось тем, что оно не знакомило и не могло знакомить ни с русским языком и литературой, ни с русской историей и географией. В родной стране воспитанники почти не умели говорить по-русски. Это недовольство — одна из причин разработки русской системы воспитания, потребность в которой ощущалась давно.

Член Союза Благоденствия Н. И. Кутузов писал: «Язык заключает в себе всё то, что соединяет человека с обществом: самые малейшие его оттенки сильно говорят сердцу патриота и чужды рабу иноземного. Язык сближает чувства людей, совокупляет понятия воедино, рождает благородное соревнование, дает силы. Народы для знаменитости и могущества должны заботиться о господстве языка природного. Незнание богатства языка своего и пренебрежение оным есть знак самого грубого невежества» [3, с.59].

Декабристы считали истинным только такое воспитание, которое служит формированию высокого долга перед родиной. Большое внимание уделялось изучению отечественной истории, потому что именно в ней декабристы видели средство гражданского и политического воспитания. Они были уверены, что именно отечественная история — источник антропологических знаний — даст не только объяснение прошлому, поможет установить исторические закономерности, но и даст советы в решении ежедневных политических вопросов. Именно история должна была способствовать пробуждению у молодёжи чувства национальной гордости и революционного сознания. В Уставе Союза Благоденствия отмечалось: «Союз всеми силами попирает невежество и, обращая умы к полезным знаниям, особенно к познанию Отечества, старается водворить истинное просвещение» [13, с.106]. Декабристами неоднократно подчёркивалось, что для того, чтобы человек мог стать равноправным членом общества, ему необходимо получить умственное воспитание в детстве. Но основным источником получения знаний они считали личные наблюдения учащегося под умелым руководством хорошего преподавателя, который направляет внимание ученика на близкие и понятные ему предметы. С этой целью предлагалось вводить в школах наглядное преподавание, которое стимулирует самостоятельную умственную деятельность ученика.

Свои идеи о воспитании и образовании народа декабристы пытались воплотить в жизнь, находясь на поселении в Сибири и Забайкалье. Они не только открывали школы, но и создавали учебные пособия, вели пропагандистскую деятельность.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников. По словам Д. И. Завалишина, декабристы на поселении «обязаны были примером доказать уважение к труду и изучать ремёсла не для того только, чтобы иметь себе…обеспечение на случай превратностей судьбы, но и ещё более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что ещё одно в другом может находить поддержку и почерпать силу» [5,с. 269–270].

Братья Н. и М. Бестужевы при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского Завода были инициаторами трудового обучения детей.

Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. Они воспитывали своих учеников, основываясь на основных положениях педагогической антропологии, в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

А. С. Пушкин (1799 -1837) — один из последователей взглядов декабристов на проблемы воспитания. Являясь русским национальным поэтом, творцом современного русского языка, литературным критиком, историком, мыслителем, он получил традиционное для своего времени дворянское воспитание: сначала «курс» домашнего воспитания под руководством французских гувернёров и гувернанток. Позднее он жаловался на серьёзные недостатки своего «проклятого воспитания», которое отрывало его от родного языка и жизни народа. Рядом с будущим поэтом в детстве были и простые русские люди: крепостной крестьянин, дядька Никита Козлов, и великолепная сказительница, няня Арина Родионовна, привившая любовь ребёнку к сказкам, сокровищнице народного творчества. Личность поэта оказывала и оказывает неоценимое влияние на воспитание подрастающего поколения, его произведения служат источником формирования внутренней культуры не только подрастающих поколений, но и взрослых людей. Творчество А. С. Пушкина даёт нам понимание человека, прожитое и пережитое им — это богатый источник педагогической антропологии.

А. С. Пушкину повезло, потому что последующее воспитание и образование он получил в Царскосельском лицее. З.И Равкин писал: «Пушкин закончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником (из общего числа 29-ти лицеистов его выпуска). Но при таких, более чем скромных, внешних показателях, он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и всестороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасном сердце» [11, с. 85]. Для формирования гражданственности поэта важную роль сыграли патриотический подъём в российском обществе, вызванный войной против армии Наполеона, личная дружба с участниками Отечественной войны, общение с выдающимися писателями, участниками войны 1812 года.

Учитывая своеобразие русского исторического процесса, испытав на себе и благотворное, и негативное влияние дворянского семейного и общественного воспитания, Пушкин ратовал за то, чтобы воспитание юношества в России было глубоко национальным, основывалось на лучших традициях русского народа. Неоднократно поэт высказывался против того, чтобы воспитание русских детей вверялось иностранцам, отличавшимся педагогическим невежеством и испорченностью нравов. Эти мысли носили антропологический характер.

В повести «Капитанская дочка» эта мысль рассматривается на примере воспитания юного Петра Гринева. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец нанял ему гувернёра-француза Бопре. «Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая этого слова» [10, с. 230]. Учитель оказался пьяницей и волокитой. Его заслугой было то, что он не мешал мальчику «заниматься своим делом»: предаваться ребячьим забавам. До шестнадцати лет Петруша рос недорослем, как и все дворянские дети, живущие в деревне: гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Пожалуй, самое «глубокое» воспитание Петр Гринёв получил от бывшего стременного Савельича, которому был отдан с пятилетнего возраста и который был пожалован ему в дядьки «за трезвое поведение». «Под его надзором на двенадцатом году» выучился Петруша «русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» [10, с.230]. Домашняя среда и воспитание способствовали формированию доброго нрава у юноши, и позволили в дальнейшем проявить себя истинным гражданином и патриотом своей родины.

Духовное воспитание молодёжи А. С. Пушкин не мыслил без формирования у неё русского национального идеала, без связи образования с жизнью простого народа.

В сентябре 1826 года Бенкендорф написал А. С.  Пушкину письмо, в котором говорилось о том, что Его императорскому величеству благоугодно, чтобы поэт занялся вопросами воспитания юношества. Было понятно, что распоряжение носило характер «политического экзамена». А. С. Пушкин был поставлен в двойственное положение: с одной стороны, он понимал, что необходимо было высказать точку зрения, угодную царю, а с другой, он был убеждён, что «не надобно же пропускать такого случая, чтобы сделать добро». Это было подтверждением мысли о том, что А. С. Пушкин не расставался с надеждой влиять на царское правительство, а значит, поэту приходилось изыскивать компромиссные формы выражения своих мыслей, дабы вызвать сочувствие Николая I в вопросах воспитания, да и мысли приходилось отбирать очень тщательно.

В записке А. С. Пушкина «О народном воспитании» прослеживаются взгляды декабристов на воспитание. Он отмечал, что «воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла» [9,с.43]. Пушкин выступал против домашнего воспитания, подчёркивая что оно является самым «недостаточным и безнравственным, при этом воспитании «ребёнок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истиной чести» [9,с. 44]. А. С. Пушкин считал, что его должно было заменить хорошее общественное воспитание. При этом он предлагал отменить телесные наказания, потому что «слишком жестокое воспитание делает из них (людей) палачей» [9, с.47]. Иными словами, А. С. Пушкиным был проведён антропологический анализ вопросов воспитания своего времени.

По мнению А. С. Пушкина, историю необходимо преподавать по Карамзину, внимательно изучая его «Историю государства Российского», особенно это важно для молодых дворян, «готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшении государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве» [9, с.48]. А. С. Пушкин высоко ценил «Историю государства Российского Н. М. Карамзина, которая для русских людей, по его мнению, явилась настоящим открытием. «Древняя Россия найдена Карамзиным как Америка Коломбом», — писал он [9, с.412]. Настаивая на усилении исторического образования, играющего исключительно важную роль в воспитании юношества, А.  С. Пушкин говорил: «Россия слишком мало известна русским» [9, с.413].

Поскольку записка «О народном воспитании» носила заказной характер, А. С. Пушкин лишь незначительно опирался на мысли декабристов о воспитании и иллюстрировал их отвлечёнными примерами. Но при серьёзном анализе статьи можно сделать вывод о том, что взгляды А. С. Пушкина и декабристов на воспитание совпадали.

Записка «О народном воспитании» — документ большой сложности, потому что в нём переплелись, с одной стороны, глубокие убеждения автора, а с другой, — соображения тактики в исключительно трудных и самому поэту неясных условиях.

Одним из основных моментов в воспитании А. С. Пушкин считал изучение родного русского языка. Он и сам был неутомимым пропагандистом русского литературного языка и русской классической литературы. Он призывал «глаголом жечь сердца людей». Он был глубоко убеждён, что «чтение — вот лучшее учение». Поэт обращал внимание на то, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным. А. С. Пушкин утверждал, что русский язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у «московской просвирни». Поэт и сам многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок, ибо понимал, что именно в них хранится историческое прошлое народа и они составляют настоящую основу народного воспитания.

А. С. Пушкин выступал против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку. Он с сарказмом отзывался о тех «образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки.

А. С. Пушкин считал, что реформы, начатые Петром I, следует продолжать и поддерживать, потому что они служили интересам воспитания народных масс. Он писал о Петре I: «Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но пристальный. Он возвысил Феофана, одобрил Котеевича, но невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын колмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконопасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться» [11, с.102]. Поэт считал, что успех образования и воспитания в России в значительной степени — следствие Полтавской битвы, победы России в Северной войне.

А. С. Пушкин неоднократно называл «свой поэтический голос» эхом русского народа, потому что во взгляде поэта на жизнь, во всём складе его миросозерцания впервые обозначился духовный облик русского человека. В. О. Ключевский в статье «Памяти А. С. Пушкина» писал: «…он (Пушкин) видел народность писателя не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в особом образе мыслей и чувствований, принадлежащем исключительно какому-нибудь народу, в его особенной физиономии, создавшейся физическими и нравственными условиями его жизни и отражающейся в его поэзии. Вот эта физиономия русского народа с его образом мыслей и чувствований и отразилась образно и внятно в поэзии Пушкина. Это, как и сама эта поэзия, народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на всё человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примирительный» [7, с.67]. Исходя из такой характеристики русского народа, А. С. Пушкин излагал свои педагогические взгляды как в художественных, так и в публицистических произведениях.

Итак, следует обратить внимание на то, что и декабристы, и А. С. Пушкин были сторонниками общественного воспитания. Они критиковали домашнее воспитание под руководством заграничных «учителей», не имеющих в большинстве своём никакого отношения ни к образованию, ни к воспитанию.

Основным тезисом педагогической концепции декабристов, в след за ними и А.  С. Пушкина являлась доступность образования для выходцев из любых слоёв общества, в том числе и простого народа. Примером для них служила политика Петра I в области народного образования.

Основными чертами воспитания и декабристы, и А. С. Пушкин считали гражданское и патриотическое воспитание как источник могущества любого народа, изучение родного русского языка, родной истории и географии как средство формирования у молодого поколения чувства национальной гордости, а также трудовое воспитание как средство всестороннего развития молодёжи.

Декабристы и А. С. Пушкин в своих педагогических произведениях обратили внимание на необходимость всесторонних знаний о человеке, подвергающемуся процессу воспитания, участвующему в процессе воспитания как воспитуемый и воспитывающий. Им принадлежат идеи учёта социально-экономических условий жизни в обеспечении педагогического процесса.

Литература:

1.                 Волк С. С., Исторические взгляды декабристов. М.,1958

2.                  Горбачевский И. И. Записки, М., 1925

3.                 Декабристы и Сибирь. Отв.ред. Копылов А. Н., Изд-во «Наука», 1977

4.                 Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения, кн.I. Сиб., 1825

5.                 Завалишин Д. И. Записки декабриста. М., 1905

6.                 Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли, Изд-во Ленинградского университета, 1978

7.                 Ключевский В. О. Памяти А. С. Пушкина //Народное образование № 5, 2009

8.                 Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля, Изд-во Ленинградского университета, 1955

9.                 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т., т.7, Критика и публицистика, Изд-во «Наука», 1964

10.             Пушкин А. С. Соч. в 3-х томах, М.:Художественная литература, 1987, т.3

11.             Пушкин А. С. Избранное. Профиздат, 1993

12.             Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817гг. ): Историко-педагогический очерк, М., 1999

13.             Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986

14.             http://www.profile–edu.ru / Школа и педагогика России первой половины XIX в.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, воспитание, декабрист, педагогическая антропология, Россия, воспитание юношества, русский язык, народное воспитание, Отечественная война, домашнее воспитание.

Круглый стол «Проблемы воспитания и образования детей от рождения до школы в России»

На педагогическом факультете Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова прошел круглый стол «Проблемы воспитания и образования детей от рождения до школы в России» и Программы ЮНЕСКО «Образование для всех». В нем приняли участие ведущие специалисты по дошкольному образованию.

Открыла круглый стол доктор педагогиче­ских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования Тамара Семеновна Комарова. Она обозначила наиболее актуальные проблемы современного дошкольного образования, которые предстояло обсудить участникам круглого стола. В последнее время этому сегменту образования уделяется значительное внимание. В системе дошкольного образования происходят значительные изменения: разрабатываются и апробируются новые программы, методики, вводятся новые технологии, в то же время сделать предстоит еще очень много – одна из главных проблем – снижение уровня здоровья дошкольников.

Доктор педагогиче­ских наук, профессор, академик-секретарь отделения педагогики и методики дошкольного и младшего школьного образования МАНПО, ректор Института развития образовательных технологий Галина Павловна Новикова в своем выступлении отметила:

– Сейчас стоит вопрос о создании вариативных программ, которые будут направлены в первую очередь, на сохранение психиче­ского и физического здоровья детей. Один из наиболее актуальных вопросов – взаимо­дейст­вие с семьей, обучение воспитанию именно самих родителей, потому что все идет от них. Психические расстройства и проблемы возникают у детей из-за неблагополучной обстановки в семье. В связи с этим программы сейчас будут пересматриваться и основными формами организации образовательного процесса будут являться партнерская деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность.

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО Оксана Семеновна Ушакова говорила о роли русского языка в воспитании дошкольников:

– Когда мы интересуемся у учителей начальных классов, какие проблемы их прежде всего волнуют, когда они принимают детей из дошкольных учреждений, они в первую очередь называют проблему развития речи. Проблема и понятие культуры речи включает языковую и коммуникативную компетенцию. Под языковой компетенцией мы понимаем такой уровень речевого развития, который позволяет человеку свободно пользоваться языком в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Пользуясь языком как средством общения, дошкольник, затем учащийся, студент, член общества входит в языковой коллектив, отождествляет себя с ним, осваивает формы социального взаимодействия, перенимает опыт поколений, вбирает человече­скую культуру. Не случайно ученые говорят, что процесс социализации был бы абсолютно невозможен без языка. И поэтому развитие речи и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развивающего образования.

Теоретическим фундаментом обучения родному языку является представление о закономерностях речевого развития дошкольников, которые выдвинуты в трудах известных психологов. Основное положение – речь ребенка развивается в ходе генераризации, то есть обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной языковой активности. Язык и речь представляют собой своеобразный узел, в котором сплетаются линии психического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Ведущим принципом и направлением обучения родному языку является формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений, для саморазвития речи, придает речи творческий характер. Исследования, проведенные в нашей лаборатории, доказали, что стержнем развития языковой способности является семантический компонент.

У нас создана программа обучения родному языку. Речевой уровень детей, которые по ней занимаются, достаточно высок. Наши исследования показали, что для того, чтобы сформировать у детей высокую культуру речи, развить точность словоупотребления, нужна специальная работа. Мнение, что не нужно занятий по развитию речи, достаточно лишь воспитателю общаться с детьми в свободной деятельности, ошибочно. Если так подходить к развитию речи, то высокого уровня развития речи мы не добьемся.

Еще одна очень важная проблема – преемст­венность работы по развитию речи начальной школы и дошкольного учреждения. Ее не совсем правильно понимают. Учителя идут в дет­ский сад, воспитатели в школу, посещают занятия друг друга.

Это необходимо, но самое главное в преемственности – единые теоретические подходы. Когда они будут соблюдаться, тогда уже обучение языку будет представлено совершенно в другой системе.

Кандидат педагогических наук, доцент Марина Николаевна Братухина отметила, что детей важно воспитывать на этно-народном компоненте, устном народном творчестве. Бывает, старшие дошкольники отказываются от колыбельных песен, говорят: «Я уже большой, мне не нужны колыбельные». В этом случае важно правильно подать колыбельные, привить к ним любовь.

Ознакомление с разными жанрами народного творчества способствует пониманию родного языка. В произведениях народного творчества запечатлелась душа народа, традиции, моральные устои. А у нас им зачастую не уделяется должного внимания, это ведет к тому, что забываются народные традиции, народная мудрость. Русский язык богатый, тонкий, в нем много образных выражений. Например, моя бабушка в детстве в ситуациях, когда я что-то не так делала, укоряла меня: «Ну ты февраль!» Я долго думала, почему она так говорит.

Оказывается, февраль – месяц неполный. Выражение очень емкое, необидное. Используя его можно, не обидев человека, дать ему направление развития, указать ошибки.

Светлана Ивановна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогиче­ского университета им. М. А. Шолохова, рассказала об опыте Европы, где при поддержке Евросоюза разработана принципиально новая инициатива, новая модель дошкольного образовательного учреждения, где дети с раннего возраста изучают кроме родного еще один или два языка. Язык в любой европейской стране не может быть один, дети должны знать несколько языка, чтобы в будущем иметь возможность свободно передвигаться и общаться, работать в любой европейской стране.

В Австрии при поддержке Евросоюза были открыты первые подобные учреждения. Идет активная подготовка кадров для работы в них. Позиция Евросоюза такова: европеец должен хорошо знать, как минимум, три языка для того, чтобы комфортно чувствовать себя в современном мире.

Очень важную тему – здоровья детей – подня­ла Эмма Яковлевна Степаненкова, кандидат педагогических наук, профессор факультета дошкольного воспитания МПГУ. Заботиться о здоровье нужно с раннего детства. У нас, к сожалению, большое число детей рождается с проблемами здоровья. Известная ученая Апкар разработала шкалу, которая перевернула взгляд на здоровье подрастающего поколения. Апкар включила в нее 12 пунктов, по которым можно определить состояние физиологической зрелости ребенка, обеспечивающей его готовность к внеутробному сущест­вованию. У нас считается нормальным, если ребенок появляется на свет с 8 показателями. 10 показателей по нашей статистике почти никто не достигает, а 12 – почти исключено. Мы привыкли рассматривать состояние здоровья нашего поколения по росту и по весу. Анализ этих показателей говорит, что они сегодня не информативны. Недавно в Книгу рекордов Гиннесса обратилась женщина, которая родила ребенка весом 6,5 кг. Она считала, что это рекорд.

Но физиологическая зрелость его оказалась 4,5 из 12, поэтому в Книгу рекордов Гиннесса ребенка не внесли.

Главный мануальный терапевт Минздрава России, руководитель Центра мануальной терапии Минздрава РФ Анатолий Болеславович Ситель первым стал говорить о том, что сегодня нужно обратить особое внимание на физическое воспитание детей от рождения до семи лет, когда закладываются все функции организма, формируется двигательный опыт. Новорожденные дети имеют предпосылки к заболеваниям, которые вызываются непропорциональным развитием организма – одна нога короче другой, одно плечо выше другого. Объясняется это целым рядом факторов – прежде всего, физиологическим и психологическим состоянием мамы. Основы здоровья закладываются задолго до рождения ребенка. Это значит, что каждая будущая мама должна знать, что ее здоровье – это здоровье ее детей.

Долгое время в нашей стране относились к физическому воспитанию как к одному из средств военизированной подготовки. Так сложилось исторически. Однако подготовка к службе в армии – это нечто другое, чем развитие здорового гармонично развитого человека.

У нас военизированная подготовка начинается с детского сада. Мы обучаем детей механическим движениям, не учим их осознавать свое тело, понимать и ваять его. Наука не стоит на месте. Все включенные в физическое воспитание виды движения сегодня рассматриваются иначе. Но, к сожалению, многие педагоги по физическому воспитанию не знакомы с инновационным подходом к движениям. Во всех наших программах написано: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. И мы считаем, что это приоритет. Мы должны понять, что движения строятся таким образом, что каждое предыдущее движение подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к освоению последующего. Первым движением является движение руки – хватание, метание. На базе руки развивается ползание, которое, к сожалению, упускается педагогами, которые считают, что это не очень важный этап – пошел ребенок и ладно. Но это значит, что ребенок перешагнул через этаж, упустил этап развития.

Без этого сложные движения у него не сформируются. Затем идет ходьба, бег, прыжок.

Мы не учим детей овладевать всеми этими движениями правильно. У нас дети неправильно ходят, бегают и т. д. При подготовке занятий преподавателям необходимо учитывать все инновационные технологии, которые помогут ребенку вырасти здоровым.

Тамара Семеновна Комарова заметила, что сохранение здоровья детей – проблема очень важная, на что указывают и международные документы. Вместе с тем нет ни одной области, где бы ни было такого рьяного бега за инновациями, как физкультура. Зачастую это делается практически в один момент – пришло в голову, осенила какая-то идея – например, нужно проводить гимнастические упражнения сразу после дневного сна, не поднимаясь с постели – и тут же это новшество вводится. При этом не учитывается, что в постели нельзя делать гимнастику, так как подъем после сна должен быть постепенный. Или, например, в одной методической разработке встретилось указание проводить занятие по физкультуре 45 минут, а у нас ведь время дозировано в соответствии с возрастом. По 45 минут ни в одной группе занятия не проводятся.

Ольга Анатольевна Соломенникова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования (Московской области) рассказала о новых стандартах дошкольного образования:

– В январе этого года были введены новые образовательные стандарты для начального образования. Вышли стандарты и для дошкольного образования. Их предстоит изучить. Насколько они соответствуют времени, покажет практика. В соответствии с новыми нормативами будут оцениваться и программы дошкольного образования.

В условиях вариативности ни одна программа не может быть основной, базовой. Другое дело, что педагоги могут оценивать какую-то программу высоко, отдавать ей предпочтение.

Ирина Федоровна Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального школьного возраста Педагогической академии последипломного образования, заметила, что важнейшей проблемой дошкольного воспитания является взаимодействие, общение взрослого с ребенком. Нужно раскрыть понятия «общение» и «взаимодейст­вие». Взаимодействие и общение – есть сложная, отражательная деятельность человека. В детском саду и дома ребенок может вести себя совершенно по-разному. Изменить себя – значит изменить кого-то еще. Если я что-то изменю в своем поведении, значит, я изменю другого. В нашем институте повышения квалификации есть курс – «Формирование профессионального самосознания» – важнейший фактор взаимодействия педагога с детьми.

Подводя итоги круглого стола, Анна Викторовна Антонова, доктор педагогиче­ских наук, профессор, декан педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, еще раз затронула тему программ дошкольного воспитания, ведь от того, по какой программе будет работать ДОУ, во многом зависит успешность развития детей. Любая программа должна пройти научную апробацию, только после этого можно говорить, что научные, фундаментальные основы программы выдержали испытания.

Испытание временем прошла Программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная под руководством Тамары Семеновны Комаровой. Она содержит много преемственных позиций, которые должны оставаться в классическом дошкольном образовании и в то же время постоянно дополняться лучшими апробированными инновационными технологиями. Программа воспитания и обучения в детском саду имеет очень серьезное методическое обеспечение. Мы даем воспитателям дошкольного учреждения пособия, по которым они могут творчески работать. Данная программа – программа развития личности ребенка и подготовки-дошкольника к будущей жизни.

предметов, выдержавших испытание временем

Моему сыну только что исполнилось десять! Трудно поверить, что он «двузначный», и все прошло так быстро, как все говорили. Оглядываясь назад, я понимаю, что накопил опыт в отношении того, что работает, а что нет. Это касается и детских подарков, и гаджетов, упрощающих жизнь. Я хотел отпраздновать эту веху, составив список самых продуманных подарков, которые я нашел за эти годы, которые могли бы действительно пригодиться молодым родителям. В этот список не входят обычные товары для детей, такие как салфетки для отрыжки, детские салфетки, детские бутылочки, сумки для подгузников или детали молокоотсоса. Вместо этого я попытался предложить инсайдерские подарки от родителей, которые были там, вещи, которые я обнаружил по пути, которые я все равно подарил бы другим новым мамам или папам сегодня, чтобы облегчить их жизнь. Эти подарки направлены на то, чтобы помочь успокоить беспокойного ребенка, помочь родителям понять своих младенцев или помочь всем получить несколько часов дополнительного сна. Итак, если вы собираетесь на вечеринку в честь рождения ребенка, я надеюсь, что этот список поможет вам найти продуманный и полезный подарок!

Обратите внимание, что я не получаю никакой компенсации, если вы решите приобрести любой из этих подарков.

Журнал беременности: ежедневное руководство по здоровой и счастливой беременности А. Кристин Харрис, доктор философии

Существует множество версий журналов о беременности. Мне понравился этот, потому что он предлагает интересные и забавные факты о том, как развивается ваш ребенок ЕЖЕДНЕВНО, а также места, где молодая мама может написать свой собственный опыт и воспоминания. Продуманный подарок для будущих мам. Найдите журнал беременности на Amazon.

Беременность, роды и новорожденный Книга Пенни Симкин, Джанет Уолли Р.Н., Энн Кепплер Р.Н., Джанель Дарем и Эйприл Болдинг

Я давно рекомендовал эту книгу в качестве подарка будущим родителям. Этот ресурс, созданный 5 экспертами, прошедшими подготовку в области физиотерапии, ухода за больными, родовспоможения, услуг доулы, грудного вскармливания и социальной работы, наполнен отличной, основанной на фактических данных информацией. Вместо того, чтобы пугать новых родителей всеми вещами, которые могут пойти не так в течение этого времени, эта книга фокусируется на нормальных процессах, естественных вариациях и способах их мониторинга. Затем он затрагивает сложности, но делает это таким образом, чтобы читатель был как можно сильнее. Он не обновлялся с 2018 года, но основан на фактических данных и по-прежнему является отличным ресурсом. Найдите беременность, роды и новорожденных на Amazon.

Детские сделки: Шпаргалка по реестру вашего ребенка, Дениз Филдс

Эта книга (обновленная в 2021 году!) — отличный подарок будущим родителям, которые решают, какие детские товары им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны и где их найти по самой доступной цене. Найдите детские предложения на Amazon.

Книга «Самый счастливый ребенок в округе», Харви Карп, доктор медицины

В этой книге Харви Карпа рассказывается о пяти «С», которые помогают успокоить младенцев, когда они безутешно плачут. Мы все были там, и это просто худшее. Эти пять стратегий работают почти каждый раз. Поверьте мне, этот практичный подарок будет продолжаться. Найдите «Самый счастливый ребенок в округе» на Amazon.

Чудесные недели

Приложение, которое отслеживает десять основных изменений мозга, или «скачков», через которые проходит ребенок в течение первых 20 месяцев жизни. Я нашел это невероятно полезным для понимания того, почему мой ребенок вдруг стал более суетливым — эти изменения в поведении часто коррелировали с периодами, когда он узнавал что-то новое, и его мозг «прыгал». С их веб-сайта: «С каждым скачком происходит резкое изменение в умственном развитии вашего ребенка, которое влияет не только на его настроение, но и на его здоровье, интеллект, режим сна и «три С» (плач, цепляние и раздражительность)». Одна из моих лучших рекомендаций. Доступен в виде книги или приложения. Найдите Wonder Weeks на сайте Wonder Weeks.

От нуля до пяти: 70 важных советов для родителей, основанных на науке (и том, что я уже узнал) Книга Трейси Катчлоу

Я обнаружил эту книгу, когда моему сыну исполнилось пять лет. Я был поражен тем, насколько хорошо он собрал многие советы и приемы, которым я научился в первые годы своего воспитания, в одном удобном для чтения и кратком ресурсе. Отличный подарок для молодых родителей. Найдите от нуля до пяти на Amazon.

Подключаемый диммер для ламп Lutron Electronics

Не знаю, как я это обнаружил, но это спасало жизнь во время ночных кормлений и смены подгузников. Это маленькое устройство позволяет вам немного приподнять свет — достаточно, чтобы видеть вашего ребенка, подгузники и салфетки, — но недостаточно, чтобы полностью разбудить вас или вашего ребенка. Также брали это с собой в поездки, везде, где нам нужно было менять подгузники поздно ночью. Отличный, практичный подарок. Найдите подключаемый диммер лампы Lutron Electronics на Amazon.

Sleep Sheep (дорожная версия)

Это хорошо известный подарок новоиспеченным родителям. Этот маленький уютный компаньон можно прикрепить к детскому автокреслу. Он действует как звуковая машина, проигрывая различные успокаивающие звуки, такие как шум дождя, сердцебиение, волны — все это помогает малышу заснуть. А крепкий сон малыша – крепкий сон родителей. Найдите путешествие Sleep Sheep на Amazon.

Мама Крюк

Что-то такое до боли простое оказалось невероятно полезным. В то время как этот конкретный предмет продается как «маминый крючок», крючки для коляски могут быть любыми большими карабинами. Просто прикрепите его к детской коляске, чтобы перевозить различные предметы, такие как сумки из продуктового магазина, сумка для подгузников и т. д. Это имеет смысл. Найдите крючок для мамы на Amazon.

Подгузник Tranquility TopLiner Booster Pad Medium Вкладыши для подгузников

Мне посчастливилось найти эти вкладыши — они помещаются в подгузник вашего ребенка и помогают ему оставаться сухим всю ночь. Определенно помогает свести к минимуму необходимость смены постельного белья на ночь. Найдите вкладыши Tranquility на Amazon.

Сосулька Фрида для носа

Мне посчастливилось найти эти вкладыши — они помещаются в подгузник вашего ребенка и помогают ему оставаться сухим всю ночь. Определенно помогает свести к минимуму необходимость смены постельного белья на ночь. Найдите вкладыши для подгузников среднего размера Tranquility TopLiner Booster Pad на Amazon.

Люди всегда косятся на меня, когда я предлагаю этот драгоценный камень. Тем не менее, синие шприцы, которые вы получаете в больнице для очистки носа вашего ребенка, не работают и наполовину так же хорошо, как этот. Да, вы обеспечиваете всасывание, но фильтры предотвращают его попадание обратно в трубу (обещаю). Младенцы сильно перегружены, и лишенные сна родители будут благодарны вам, когда этот предмет поможет их ребенку дышать и снова заснуть. Найдите Nose Frida Snot Sucker на Amazon.

Я надеюсь, что этот список поможет вам найти правильный подарок для новых родителей в вашей жизни!

Что такое воспитание привязанности | Наука, стоящая за

Воспитание привязанностью — это практика воспитания детей, основанная на хорошо известной теории привязанности, которая была доказана во многих научных исследованиях. Но доказано ли наукой само воспитание привязанностью? В этой статье мы рассмотрим, что должны знать новые родители, которые хотят принять эту практику воспитания, прежде чем принять Привязанность Воспитание во всей ее полноте.

Что такое приложение

В психологии развития привязанность относится к связи или связи, сформированной между ребенком и основным опекуном, обычно матерью, но в равной степени может быть отцом или другими опекунами.

Для младенцев, привязанность к опекуну проистекает из биологического инстинкта оставаться как можно ближе к опекуну в целях безопасности и выживания.

Теория привязанности

Теория привязанности — первоначально разработана психиатром и психологом Джоном Боулби (19 лет).69), а позже расширены и классифицированы психологом развития Мэри Эйнсворт.

В соответствии с теорией привязанности Эйнсворт и Боулби, маленькие дети формируют различные модели привязанности в раннем детстве в зависимости от того, как родители реагируют на потребности детей. Различные стили привязанности связаны с разными результатами у детей.

Существует четыре разных стиля привязанности: надежная, избегающая, сопротивляющаяся, и неорганизованная привязанность ​1​ , последние три являются ненадежными привязанностями.

Ученые-эволюционисты во всем мире считают, что из всех стилей привязанности между младенцем и родителем надежная привязанность является наилучшей.

Когда родитель очень чувствителен и реагирует на потребности своего ребенка, он становится фигурой надежной привязанности и убежищем. Ребенок чувствует себя в безопасности и уверенно исследует с безопасной базы. Они выходят в мир, зная, что всегда могут отступить на свою безопасную базу ​2​ .

Доказано, что надежная привязанность ребенка связана со многими положительными результатами ​3​ , такими как лучшая регуляция эмоций ​4​ и когнитивное развитие ​5​ .

 Надежно привязанные дети меньше плачут, больше сотрудничают, больше наслаждаются обществом матери, , и имеют меньше поведенческих проблем . Когда эти дети вырастают, их эмоциональное развитие, как правило, лучше ​6​ . Они также на счастливее и на здоровее 7 .

Поэтому, если вы поговорите с психологом или психиатром о воспитании привязанностью, они, скорее всего, согласятся, что это наилучший подход к воспитанию.

Они имеют в виду стиль воспитания  , который может привести к здоровой безопасной привязанности .

Чтобы добиться сильной привязанности, лицо, осуществляющее уход, проявляет более высокий уровень эмоциональной чувствительности и эмоционального отклика на потребности своего ребенка.

Однако, если вы поговорите с родителями, которые следили за «движением родителей за привязанность », термин «воспитание привязанности» означает нечто иное, не совсем другое, но на другом уровне — крайнем уровне.

Чтобы получить дополнительную помощь по успокоению истерик, ознакомьтесь с этим пошаговым руководством. 1993) использовал в своей книге. В своей книге «Родительская привязанность» Сирс использовал теорию привязанности как основу этого «нового» стиля воспитания.

Sears’ Привязанность Воспитание в общих чертах определяется восемью принципами ​8​ :

  1. Подготовка к беременности, родам и воспитанию детей
  2. Кормите с любовью и уважением
  3. Отвечайте деликатно
  4. Обеспечьте 1 заботливое прикосновение 9 сон, физический и эмоциональный
  5. Обеспечивать постоянный и любящий уход
  6. Практикуйте позитивную дисциплину
  7. Стремитесь к балансу в личной и семейной жизни

На первый взгляд, эти 8 принципов действительно имеют научные исследования, доказывающие, что они связаны с надежной привязанностью. Так что они не спорные.

Проблемы возникают из-за конкретных советов, предписанных для этих принципов в книге Сирса.

Критики воспитания привязанности отмечают, что эти методы нереалистичны и экстремальны.

Им также не хватает обширных рецензируемых научных исследований, подтверждающих их эффективность, когда родители воспитывают своих детей таким образом.

Например, Sears поощряет длительное грудное вскармливание ребенка после младенчества до тех пор, пока ребенок не решит прекратить.

Хотя исследования показали преимущества грудного вскармливания, большинство из них проводилось на младенцах, которых кормили грудью только в возрасте от 3 до 9 месяцев, а не «столько, сколько ребенок хочет» ​9–11​ .

Многие работающие матери не смогут так активно кормить грудью, когда вернутся на работу, если только их работодатели не поддержат их и не предоставят им для этого место и время.

К сожалению, большинство работодателей, особенно рабочих, таковыми не являются. Это просто непрактично, и научно не доказано, что это выгодно.

Другим примером является ношение детских слингов, поощряемое в AP. Исследования показывают, что чувствительные родители, которые используют чуткое воспитание и оказывают эмоциональную поддержку, помогая детям регулировать свои негативные эмоции, могут сформировать с ними тесную привязанность. Таким образом, постоянный контакт, обеспечиваемый слингом, не является необходимым для формирования надежной привязанности ​12​ .

Sears также пропагандирует совместный сон или совместное использование одной кровати.

Тесный физический контакт дает много преимуществ для ребенка, на чем основан совет по совместному сну. Однако руководство, выпущенное Американской академией педиатрии, рекомендует детям спать в одной комнате с родителями, но не в одной кровати, чтобы предотвратить СВДС (синдром внезапной детской смерти) ​13​ .

Возможно, самым разрушительным утверждением Сировской версии воспитания привязанности является то, что если ребенок не встречает родительской отзывчивости, то у него разовьется реактивное расстройство привязанности (РППР), психическое состояние, описываемое как явно нарушенное и несоответствующее развитию социальное родство в маленькие дети.

На самом деле РРП является результатом серьезной физической и эмоциональной депривации, часто испытываемой детьми, находящимися в специализированных учреждениях, такими как сироты в румынских детских домах ​14​ .

Эти дети выросли без какого-либо физического или эмоционального контакта с людьми в течение ​15​ лет.

Их РРП не были результатом того, что работающие матери не могли кормить грудью по команде, пока им не исполнилось 5 ​16​ .

Таким образом, преувеличение результатов исследования RAD, чтобы доказать ценность этой крайней формы стилей привязанности родителей, значительно подрывает доверие к ним.

Действительно ли воспитание привязанности вызывает споры?

К сожалению, такое общее название было придумано и спутано с настоящей теорией привязанности, которая сыграла монументальную роль в нашем понимании развития ребенка.

Давайте попробуем прояснить некоторую путаницу.

Теория привязанности сама по себе не является предписанным набором правил и не вызывает споров. Стиль воспитания, описанный теорией привязанности, выдержал испытание временем.

Во всем мире многие психологи и психиатры неоднократно проводили исследования и эксперименты на людях, и были получены аналогичные результаты.

Большинство людей смущает следующие моменты:

  • Теория привязанности не вызывает споров. Практика воспитания привязанности, предписанная во имя теории привязанности, это.
  • Теория привязанности — это не свод правил.
  • Хотя первоначальная концепция Боулби была вдохновлена ​​привязанностью к животным, теория привязанности, которую мы знаем сегодня, была разработана Эйнсворт благодаря тщательному наблюдению за человеческими младенцами в Уганде. Эта модель была проверена во многих исследованиях на людях по всему миру.
  • Стиль воспитания, основанный на теории привязанности, был первоначально разработан в 1960-х годах, а не на новой теории воспитания, созданной Sears.

Тогда плохо ли воспитывать привязанность?

Теория привязанности утверждает, что когда основной опекун постоянно и надлежащим образом реагирует и чувствителен к потребностям своего ребенка в раннем возрасте, развивается надежная привязанность .

Привязанность Воспитание, отстаиваемое доктором Сирсом в его книге, однако, не отражает научный взгляд на привязанность. Никакие более поздние исследования не показывают, что рекомендуемые методы представляют собой адекватную степень отзывчивости лица, осуществляющего уход.

Важно, чтобы привязанные родители принимали крайности просто так, крайности.

Цель формирования здоровой привязанности состоит в том, чтобы наши дети развивали с нами безопасные отношения. Для этого не нужны крайние меры. Умеренность, здравый смысл и учет ваших собственных обстоятельств должны использоваться, чтобы вести сбалансированную жизнь и наилучшим образом использовать опыт привязанности.

Таким образом, даже если вы не носите ребенка или не имеете телесного контакта круглосуточно, или вы не спите с ним в одной постели, до тех пор, пока вы отзывчивы и чувствительны к их эмоциональным потребности последовательно, безопасная привязанность все еще будет формироваться.

Вы все еще достаточно хороший родитель ​17​ . Ваш ребенок все еще может расти счастливым и здоровым. У вас все еще будут близкие отношения. Крепкая связь останется на всю жизнь.

Это все, что имеет значение.

Ссылки

  1. 1.

    Ван Росмален Л., Ван дер Веер Р., Ван дер Хорст Ф. ПРОЦЕДУРА СТРАННОЙ СИТУАЦИИ Эйнсворта: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА. J Hist Behav Sci . Опубликовано в Интернете 19 мая 2015 г .: 261–284. дои: 10.1002/jhbs.21729

  2. 2.

    Kennedy JH, Kennedy CE. Теория привязанности: значение для школьной психологии. Психол Схс . Опубликовано в Интернете 2004: 247-259. doi:10.1002/pits.10153

  3. 3.

    Бретертон И. Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1992: 759-775. дои: 10.1037/0012-1649.28.5.759

  4. 4.

    Шор Дж.Р., Шор А.Н. Современная теория привязанности: центральная роль регуляции аффекта в развитии и лечении. Clin Soc Work J . Опубликовано в Интернете 8 сентября 2007 г .: 9-20. doi: 10.1007/s10615-007-0111-7

  5. 5.

    Бергман К., Саркар П., Гловер В., О’Коннор Т.Г. Материнский пренатальный кортизол и когнитивное развитие младенцев: сдерживание привязанностью младенца к матери. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в июне 2010 г .: 1026–1032. doi:10.1016/j.biopsych.2010.01.002

  6. 6.

    Бретертон И. Теория привязанности: ретроспектива и перспектива. Монографии Общества исследований детского развития . Опубликовано в Интернете 1985: 3. дои: 10.2307/3333824

  7. 7.

    Боулби Дж. Надежная база . Основные книги; 2008 г. https://www.google.com/books/edition/A_Secure_Base/465cNtjRJeAC?hl=en&gbpv=0

  8. 8.

    Приложение Воспитание I. Восемь принципов API воспитания. Международная организация родительского контроля вложений API. .

  9. 9.

    Turck D. Материнское обеспечение: les bénéfices pour la santé de l’enfant et de sa mère. Педиатрический архив . Опубликовано в Интернете в декабре 2005 г.: S145-S165. doi:10.1016/j.arcped.2005.10.006

  10. 10.

    Heinig MJ, Dewey KG. Преимущества грудного вскармливания для здоровья младенцев: критический обзор. Nutr Res Rev . Опубликовано в Интернете, январь 1996 г .: 89–110. doi:10.1079/nrr19960007

  11. 11.

    McCrory C, Murray A. Влияние грудного вскармливания на развитие нервной системы в младенчестве. Здоровье матери и ребенка J . Опубликовано в Интернете 8 ноября 2012 г .: 1680–1688. дои: 10.1007/s10995-012-1182-9

  12. 12.

    Landry SH, Smith KE, Swank PR. Отзывчивое воспитание: создание ранних основ социальных, коммуникативных навыков и навыков самостоятельного решения проблем. Психология развития . Опубликовано в Интернете в июле 2006 г .: 627–642. дои: 10.1037/0012-1649.42.4.627

  13. 13.

    DEVITT M. AAP расширяет рекомендации по СВДС и другим смертям, связанным со сном. Семейный врач . 2012;85(9):918-923. https://www.aafp.org/afp/2012/0501/p918.html

  14. 14.

    Зеана Ч., Смайк А. Т., Кога С. Ф., Карлсон Э. Привязанность к детям из интернатов и общин в Румынии. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г.: 1015-1028. doi:10.1111/j.1467-8624.2005.00894.x

  15. 15.

    Хорнор Г. Реактивное расстройство привязанности. Журнал педиатрического здравоохранения . Опубликовано в Интернете в июле 2008 г .: 234–239. doi:10.1016/j.pedhc.2007.07.003

  16. 16.

    Смит ПК. Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, практика и доказательства, * Вивьен Прайор и Даня Глейзер, * Лондон, издательство Jessica Kingsley, 2006 г., стр. 288, ISBN 1-84310-245-5, 19.99. Британский журнал социальной работы . Опубликовано в Интернете 13 марта 2006 г .: 363–364.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *