Разное

Как учить с детьми стихи: 5 лучших способов быстро выучить стих с ребенком

Содержание

5 лучших способов быстро выучить стих с ребенком

Стихи – идеальные «помощники» для развития речи, памяти, кругозора и художественного вкуса ребенка. Но и тут не все так просто: почему-то одни дети учат стихи быстро и с удовольствием, а для других это целая проблема. Как ни странно все зависит от возраста, особенностей развития речи, темперамента и других факторов.

Психологи утверждают, что ребенок легко запомнит строки из незамысловатого стихотворения, если призовет в помощь образное мышление и ассоциативную память. Звучит нелегко? Мы расскажем, как быстро выучить стих с помощью простых методик. Большой плюс в том, что стихотворения, выученные таким образом запоминаются надолго!

ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

Самый благоприятный возраст для целенаправленного разучивания стихов – это 4-5 лет, когда память развивается очень быстро. Именно в этом возрасте дети начинают осознанно запоминать тексты наизусть.

Есть несколько правил, чтобы быстро выучить стих и не отбить у ребенка охоту.

При подборе стихотворений важно учитывать возраст ребенка и его литературный вкус, а именно какие произведения больше нравятся малышу.

Если же желания нет, пусть заколдованное стихотворение будет паролем от волшебного сундучка с сюрпризом! Лучше конечно выбирать классиков.

Впервые, когда ребенок слышит стихотворение оно должно произвести на него сильное впечатление, для этого нужно читать эмоционально и с выражением, иногда даже с интригой, поэтому лучше знать это произведение наизусть.

СЛУХОВОЙ СПОСОБ 

Это способ чаще остальных используется и помогает легко выучить стих. Идеален он для детей с аудиальной (звуковой) памятью.

1. Читаете стихотворение, а ребенка предварительно просите включить свой «магнитофончик» для записи.

2. Потом вместе повторяете какой-то отрывок – выбирайте 2-3 строки, которые будут объединены рифмой. У ребенка именно на рифму будет слухоречевая опора.

3. После ребенок сам проговаривает.

4. Затем проговариваете этот отрывок вы.

ПАНТОМИМА В ПОМОЩЬ!

Вы наверняка обращали внимание, что дети очень любят изображать животных, их повадки. Часто можно увидеть, как мальчики изображают отважных героев, а девочки — принцесс.

Во многих забавах, в которые ребятишки играют в детском саду или в группе раннего развития, они изображают не только живые существа, но и явления природы.

Представлять что-то с помощью движений детям нравится. Так давайте используем эту возможность для того, чтобы выучить стих!

Этапы изучения стихотворения (или текста в прозе)

1. Внимательно прочитайте текст вместе с ребенком.

2. Вместе разбейте его на логические куски. Если ребенок мал, то такой отрывок должен включать одну строку, а для более старших детей — 2—4 строки.

3. Выберите в каждом куске 1—2 слова, которые можно показать. Пусть малыш сначала сам попробует придумать, как именно он изобразит это слово. Но и помощь взрослого здесь вполне допустима.

4. Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок показывает движениями ключевые фразы.

5. Малыш вместе со взрослым рассказывает стихотворение, при этом карапуз изображает движения.

6. Ребенок сам старается вспомнить слова и рассказать стихотворение с минимальной помощью взрослого.

7. Ребенок старается продекламировать стихотворение без движений.

Например, попробуйте выучить потешку «Ерши»:

На пруду — камыши, 
Расплескались там ерши. 
Круг — постарше, 
Круг — помладше 
Круг — совсем малыши!

  • Берем первую строчку: «На пруду камыши». Здесь можно показать движения руками снизу вверх, как бы изображая, какой камыш высокий.
  • «Расплескались там ерши» — можно показать движения руками, как будто ими бьют по воде, а последнее слово «ерши» изобразить с помощью растопыренных вверх пальцев, показывая какой ерш колючий.
  • «Круг постарше…» — это продемонстрируйте с помощью рук, соединенных в круг: большой — руки круглые, но не сходятся, «помладше» — круг меньшего размера, руки сходятся, «совсем малыши» — надо обнять себя и присесть.

Когда ребенок и взрослый подбирают образы и движения, происходит очень важный процесс: малыш узнает много нового. Знал ли он, что камыш — это высокая трава? И что ерш колючий? Кроха познает мир, расширяет кругозор. Займитесь совместным творчеством, пофантазируйте вместе с ребенком, придумывая движения, и процесс заучивания стихотворения станет гораздо привлекательнее для малыша.

Эта методика подходит для детей, начиная с 3 лет. Не стоит беспокоиться, что ребенок на празднике или на уроке начнет показывать все движения. Они сохранятся у малыша на уровне подсознания и помогают ему вспомнить текст в волнительной для него ситуации.

Не требуйте от карапуза в первый же раз рассказать стихотворение без запинки. Даже если кроха продолжает забывать слова, отложите разучивание. Через 2—3 часа повторите 4—7 этапы. На следующее утро повторите снова. И так, пока ребенок не расскажет стихотворение самостоятельно и без явных движений. Происходят заминки? Пусть еще несколько раз расскажет с движениями. Вы можете обнаружить, что малыш, запинавшийся вечером, утром замечательно все продекламирует. А все благодаря волшебной работе долговременной памяти!

КАТУШКА ПАМЯТИ

Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков. Им важно совместить запоминание и двигательный акт.

1. Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.

2. Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.

3. Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.

ПРОСТЫЕ РИСУНКИ

Автор этой методики — Л. А. Валуева дает простые рекомендации, как быстро выучить стих. Педагог предлагает призвать на помощь при запоминании стихотворений любой сложности карандаш, ручку, фломастеры, краски и бумагу.

Суть методики — почти та же, что и в описанной выше, только ключевые понятия ребенок не показывает движениями, а рисует.

Этапы заучивания — те же, а на этапе рисования картинок важно, чтобы малыш проявил фантазию, сам выбрал символ, который обозначит то или иное понятие. Если ребенок затрудняется, взрослый может ему помочь, не навязывая собственного мнения.

Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой. Если у малыша хорошо развито абстрактное мышление, он может нарисовать не совсем понятные вам композиции, состоящие из фигур и линий. Не стоит требовать конкретизации. Главное — чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, опираясь на созданные им образы.

На финальном этапе запоминания картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил собственные образы, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение. Д

ля примера возьмем все ту же потешку «Ерши».

На каждую строчку там можно нарисовать по изображению — в зависимости от того, насколько трудно ребенок запоминает.

  • Пруд, к примеру, вполне можно изобразить в виде овала с волнами внутри, и камыш тоже рисовать несложно — длинные вертикальные линии с метелками на концах. Первая картинка готова.
  • Строчку «Расплескались там ерши» можно изобразить в виде колючего ершика, от которого летят брызги.
  • Остальные две строчки нарисовать совсем просто: три постепенно уменьшающихся круга с изображением рыбок — большой, средней и маленькой на каждом из кругов.

Если ребенок хорошо запомнил слова, только нарисовав круги, не стоит его дополнительно заставлять рисовать еще и рыбок. Этого будет достаточно. Данная методика подходит детям, начиная с 3 лет, но пока ребенок не научится хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый, советуясь с малышом. С 4—4,5 лет ребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.

ВКЛЮЧАЕМ ЛОГИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ

Логическая память – редкость для ребенка дошкольного возраста и даже для младшего школьного возраста. Но все же такое случается. В данном случае используется опора запоминания на смысловые связи. Если развивать такую память, ребенку будет легче даваться все обучение.

  • После первого знакомства со стихотворением читаем снова первые строчки. Делаем остановку и просим ребенка своими словами рассказать, что было дальше.
  • В определенный момент останавливаете ребенка и читаете еще строчку. И снова просите его продолжить рассказ по стихотворению.
  • Затем читаете 1 четверостишие. Просите ребенка максимально точно воспроизвести, что рассказал автор (словами автора) о событии, явлении.

ДЕЛАЙТЕ ВЫБОР!

Чтобы быстро и легко выучить стих с ребенком, из предложенных методик выберете ту, которая наиболее соответствует темпераменту вашего ребенка. К примеру, методика «пантомима» подходит для активных детей, которые больше любят прыгать, чем рисовать.

А методика «рисование»  больше подойдет малышам поспокойнее.

После применения одной из выбранных методик вы заметите, насколько легко стало карапузу изображать и находить образы, и с какой уверенностью он теперь рассказывает выученный стишок. Со временем ребенок будет подсознательно создавать себе образы уже без движений и рисования — в уме, и заучивание любого текста наизусть будет даваться ему с легкостью!

Читайте також
30 віршів про Україну, які легко вивчити дітям

Поезія для дошкільнят і молодших школярів

24.02.2020 1080310 20

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКАЗКИ

Кем вырастут наши сыновья, читая народные сказки про Иванушек-дурачков и Емель? Дочери, если в детстве они мечтают о судьбе Золушки или Белоснежки?

18.09.2017 1769 0

Казка як інструмент педагога

Майстер-клас Олени Петрушкевич, казкотерапевта, психолога

21.11.2018 23508 0

Почему нам важно научиться рассказывать сказки

В основе развития лежит мифотворчество. Если не придумать и не рассказать качественную историю, развития не будет. Это касается и цивилизации, и компании, и отд

10.02.2020 1099 0

Гарні вірші про природу для дітей від 3 до 10 років

Віршики зібрані для дітей різних вікових груп – короткі варіанти для дошкільнят, а також вірші для учнів початкових класів

03.04.2020 612237 8

11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение

Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.

Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.

1. Найдите непонятные слова

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.

Часто встречаются слова, которые для вас знакомы, а для ребёнка могут быть непонятны. Например, «посошок», «на антресоли», «перинка», «резьба», «в неволе», «покров», «в белой круче», «молвит», «величаво» и прочие.

Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

2. Увеличивайте объём постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.

3. Визуализируйте стихотворение

Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.

Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.

4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!

Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.

Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.

6. Поиграйте в театр

Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку можно не просто читать, а ещё и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Или поиграйте в такой вариант «крокодила», когда все слова стихотворения надо показать жестами!

7. Используйте диктофон

Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.

8. Разрежьте стихотворения на строчки

Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.

9. Повторяйте выученное

Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь.

Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.

10. Делайте перерывы

Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.

11. Никакого насилия

Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.

Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (ClassicVector)

Обучение детей поэзии

Я большой поклонник обучения детей поэзии. Читайте дальше, чтобы узнать, почему, и узнать о восьми шагах, которым нужно следовать при обучении поэзии!


Зачем мне учить поэзию?

  • Заучивание и чтение стихов укрепляет уверенность.

  • Стихи дают детям простой способ запомнить урок или ценность.
  • Стихи вдохновляют нас.
  • Стихи выражают эмоции и идеи в лирических фразах, которые часто легко запомнить.
  • Стихи дают возможность наладить связи в различных областях детской учебной программы.
  • Стихи можно использовать для обучения грамматике и лексике.


Восемь шагов для обучения детей поэзии

Я знаю по собственному опыту, что найти подходящие стихи для детей может быть трудной задачей.

Помимо поиска подходящего стихотворения, само обучение также может быть для вас немного пугающим. Многих из нас не учили поэзии в детстве. (Я не был.) Но мы все еще можем получать удовольствие от обучения детей поэзии и учить ее сами!

Есть несколько основных шагов, которым вы можете следовать, чтобы вам было удобно учить детей поэзии, а ученикам получить от этого максимальную пользу.

1. Прочитайте стихотворение вслух.

Попросите учащихся послушать, как вы будете читать стихотворение вслух. Если это сложное стихотворение, вы можете дать им некоторую справочную информацию, прежде чем начать.

2. Найдите и дайте определение словам, которые учащиеся не знают.

Спросите у учащихся слова, с которыми они не знакомы. Затем попросите учащихся написать определение каждого слова на своих листах. Вы можете попросить учащегося поискать слова в словаре или подготовить определения заранее.

3. Прочтите стихотворение еще раз вслух.

Повторное прослушивание стихотворения поможет учащимся понять его.

Прежде чем вы это сделаете, вы можете попросить учащихся прослушать что-то конкретное. Вы можете спросить: «Как автор этого стихотворения относится к цветам? Откуда вы знаете?»

4. Перескажите стихотворение.

На этом этапе вы попросите учащихся пересказать стихотворение своими словами.

Это может быть очень полезно, когда вы учите старших школьников более сложным стихотворениям. Но даже с младшими учениками важно знать, что они понимают общую идею стихотворения.

Будет полезно, если вы придете на занятие с подготовленным конспектом, который учащиеся смогут скопировать.

5. Обсудите стихотворение.

Самое время задать им ключевые вопросы о стихотворении и его персонажах. Вы можете попросить их выбрать одно слово для описания главного героя стихотворения. Мне нравится просить студентов поддержать свои ответы, используя язык или информацию из стихотворения.

Например, если они говорят, что главный герой властен, они должны быть в состоянии привести примеры из стихотворения, где главный герой действительно властен.

6. Спросите учащихся об их опыте.

Попросите учащихся связать это стихотворение со своей жизнью. Вы можете сказать: «Опишите случай, когда вы чувствовали себя так же беззаботно, как поэт».

Это также хорошее время, чтобы установить связи с другими частями учебной программы ребенка. Вы можете сказать: «Это стихотворение не напоминает вам кого-нибудь из литературных персонажей, о которых мы читали?»

7. Выучите стихотворение наизусть.

Если вы учите длинное стихотворение, разбейте его на более мелкие части и назначьте учащимся выполнимые части для запоминания.

Ежедневно читайте часть стихотворения всей группой. Это действительно помогает укоренить стихотворение в сознании ребенка.

8. Прочтите стихотворение.

Возможно, вы захотите, чтобы учащиеся прочитали стихотворение перед всем классом или, возможно, на сольном концерте, на который вы приглашаете родителей или других учащихся. Ура!


Бесплатный план урока

Не стесняйтесь использовать этот бесплатный план урока поэзии, который я написал для стихотворения «Колумб».

Уроки сочинения стихов для детей – Poetry4kids.

com Кенна Несбитта

Есть много разных способов писать стихи, а также множество приемов, которым вы можете научиться, чтобы улучшить свои навыки письма. Вот многие из уроков написания стихов для детей, которые я создал, чтобы помочь вам стать лучшим поэтом, в том числе о том, как писать забавные стихи, поэтический ритм, поэтические формы и другие стили стиха, а также планы уроков для учителей и видеоуроки. .

Как писать смешные стихи

  • Глава 1: Написание стихов
  • Глава 2: Как рифмовать
  • Глава 3: Выбор темы
  • Глава 4: Сделать это забавным
  • Глава 5: Типы забавных стихов

Ритм в поэзии

  1. Основы
  2. Вы можете сканировать, мужчина
  3. Я Ягненок
  4. Оки Доки, вот хорек
  5. Больше двух футов

Поэтические формы

Поэтическая «форма» – это набор правил написания стихотворения определенного типа. Эти правила могут включать в себя количество строк или слогов в стихотворении, расположение рифм и так далее. Вот уроки для написания нескольких распространенных поэтических форм.

  • Как написать акростих
  • Как создать поэзию на корешке книги
  • Как написать поэму синквейн
  • Как написать клерихью
  • Как написать конкретное стихотворение или стихотворение «Форма»
  • Как написать стихотворение Diamante
  • Как создать «Найденное стихотворение»
  • Как написать стихотворение вольным стихом
  • Как написать хайку
  • Как написать лимерик
  • Как написать сонет
  • Как написать стихотворение танка

Другие поэтические стили

Есть много разных стилей стихов. Это не «поэтические формы», потому что они обычно не имеют жестких правил относительно длины, количества слогов и т. д., но они настолько распространены, что многие известные детские поэты написали подобные стихи.

  • Как написать стихотворение-аллитерацию
  • Как написать стихотворение-извинение
  • Как написать «обратное» стихотворение
  • Как написать преувеличенную поэму
  • Как написать стихотворение «Список любимых вещей»
  • Как написать забавную поэму-эпитафию
  • Как написать смешное стихотворение-список
  • Как написать традиционную потешку «Мама-гусыня»
  • Как написать разбитую детскую песенку
  • Как написать стихотворение «Я не могу написать стихотворение»
  • Как написать звукоподражательное стихотворение
  • Как написать стихотворение о противоположном дне
  • Как написать стихотворение «Игра с едой»
  • Как написать повторяющееся стихотворение
  • Как писать рифмы-загадки
  • Как написать стихотворение ко Дню святого Валентина «Розы красные»
  • Как написать пародию на глупую песню
  • Как написать скороговорку

Чтение стихов

  • Как провести поэтическую вечеринку с открытым микрофоном
  • Как читать стихотворение как эксперт

Другие уроки сочинения стихов

  • Опиши небо — поэтическое творчество
  • Вызов чувств в стихотворении
  • Пять способов преодолеть писательский кризис
  • Как начать журнал поэзии
  • «Вынужденные рифмы» и как их избежать
  • Это мне не подходит
  • Двадцать забавных письменных подсказок для детей

Планы уроков поэзии для учителей

  • План урока аллитерации и ассонанса
  • План урока звукоподражания поэзии
  • План урока поэзии персонификации
  • План урока по схемам рифм
  • План урока по сравнениям и метафорам

Видео уроки поэзии

  • Удивительные акростихи – видео-урок написания стихов
  • Как рифмовать – Видео урок написания стихов

Словари поэзии и списки рифмованных слов

Читая эти уроки, вы можете встретить незнакомые слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *