Содержание
Аутизм можно предотвратить, если начать уже в 9 месяцев
Новое исследование20 сентября 2021 года журнал JAMA Pediatrics опубликовал совместное исследование ученых Великобритании и Австралии, о котором сообщили крупнейшие мировые СМИ и научно-популярные ресурсы.
Исследование посвящено раннему терапевтическому вмешательству при риске аутизма у маленьких детей. Ряд мировых СМИ называет это исследование прорывным.
Дело в том, что если более ранние работы на эту тему давали смешанные результаты и, как правило, в них участвовали дети постарше, то нынешнее исследование продемонстрировало значительный эффект терапевтической работы с детьми в возрасте от 9 до 14 месяцев, которым диагноз еще не поставлен.
Как правило, в США и Европе дети диагностируются на предмет расстройств нейроразвития не ранее 3 лет. В России до недавнего времени ребенка направляли к психиатру – только этот специалист в нашей стране ставит диагноз аутизм – в возрасте 4 лет.
Говоря о ранней диагностике и ранних вмешательствах, специалисты, как правило, имели в виду возраст до 5, в крайнем случае, до 4 лет.
Между тем, как сообщают авторы нового исследования, «терапии, которые начинаются до того, как ребенку исполнилось 2 года, как только проявились первые признаки нетипичного поведения, могут иметь гораздо более значительный позитивный эффект, так как в первые 2 года жизни мозг развивается очень быстро».
Первоначальный период в 2 года – это окно возможностей, которое очень важно использовать.
В чем же состояло исследование?
Два научных центра в городах Перт и Мельбурн (Австралия) набрали 103 маленьких участника в возрасте от 9 до 14 месяцев. Все эти дети демонстрировали ранние признаки аутизма, такие как отсутствие спонтанного глазного контакта с другим человеком, отсутствие указательного жеста, отсутствие имитации поведения взрослых, отсутствие реакции на свое имя. Ребенка включали в исследование, если по крайней мере три из указанных признаков были для него характерны.
Детей поделили на две группы, одна из которых получала терапию в течение пяти месяцев, а другая – лишь обычные визиты к врачам.
Терапия состояла из десяти сеансов совместной работы специалистов и родителей. В ее основу была положена iBASIS-VIPP, интерактивная видеосистема для продвижения позитивного родительства.
Специалисты инструктировали родителей, как взаимодействовать с ребенком для того, чтобы развивать у него социальные навыки, перенося акцент его интересов с предметов на окружающих его людей и взаимодействие с ними.
Родителям объяснили два важнейших правила общения с малышом. Первое заключается в том, что взаимодействовать с ребенком необходимо даже тогда, когда с ним невозможно установить глазной контакт. Второе предписывает играть с ребенком таким образом, который бы способствовал развитию его социальных навыков.
Сеансы игры записывались на видео, а затем анализировались специалистом, который на основании увиденного помогал родителям улучшить взаимодействие с ребенком.
По дизайну исследование являлось одинарным слепым. По понятным причинам ни специалисты, работавшие с парами родитель-ребенок, ни сами родители не могли быть «ослеплены», так как они принимали участие в терапии. А вот эксперты, оценивающие результаты, не знали, кто из детей проходил терапию, а кто нет.
Детей проверяли несколько раз: через 6 месяцев после предварительной оценки, через 12 и через 24 месяца. Участники экспериментальной группы в основном демонстрировали лучшие результаты с точки зрения социального взаимодействия, чем дети контрольной группы.
В возрасте трех лет малыши обеих групп исследования прошли диагностику. Диагноз аутизм получили 20% детей из контрольной группы и только 7% из экспериментальной.
Несмотря на то, что работа недостаточна масштабна (всего 103 участника), она имеет огромное значение для аутистического сообщества. Впервые было продемонстрировано, что с высокой вероятностью аутизм можно предотвратить, если вмешаться в развитие ребенка в тот критический период, когда мозг максимально пластичен и определенные черты поведения поддаются коррекции.
Интересно, что вслед за этой работой было опубликовано исследование ученых Калифорнийского университета в Дэвисе, которое еще раз продемонстрировало, что уже у 9-месячного ребенка можно наблюдать хорошо выраженный прогностический признак аутизма. Это тенденция к необычным способам смотреть на предметы и взаимодействовать с ними: подносить близко к глазам, скашивать глаза при взгляде на предмет, вращать предмет и наблюдать за его вращением.
Разумеется, что исследование терапевтического вмешательства необходимо провести на более масштабных выборках, однако уже сегодня можно сделать из него важный практический вывод:
совершенно необходимо наличие концепции группы риска по аутизму, с которой были бы знакомы те специалисты, которые наблюдают за ребенком на первоначальном этапе его жизни, а именно, педиатры.
Именно педиатр должен оценивать развитие малыша, информировать родителей о признаках нарушения нейроразвития и при необходимости вносить такого пациента в группу риска, принадлежность к которой давала бы ему и его родителям доступ к раннему вмешательству.
Как обстоит с этим дело в нашей стране, рассказывает президент АНО «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень.
Важная роль педиатраЕкатерина Мень. Фото: Фото: autismchallenge.ru– В 2015 году я была членом Общественного совета при Минздраве и уже тогда артикулировала необходимость выделения группы риска по аутизму. Это очень важная концепция, которую необходимо сделать официальной.
Должна быть такая пациентская группа в организации здравоохранения. К сожалению, пока что этого не произошло, хотя определенные сдвиги наметились.
Сегодня количество детей младше двух лет (например, в возрасте года) на приеме у психиатра увеличилось. Отчасти это произошло благодаря приказу министерства здравоохранения «О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом министерства здравоохранения российской федерации от 10 августа 2017 г.» от 13 июня 2019 года.
В то же время нельзя сказать, что скрининг малышей на предмет расстройств нейроразвития стал обычным делом.
Без участия педиатра невозможно сформировать раннюю группу риска по аутизму, поэтому официально она у нас не существует.
В США и в ряде европейских стран скринингом маленьких детей на аутизм занимаются педиатры, а наши детские врачи не имеют инструментов скрининга (за исключением тех редких мест, где эти скрининги предоставлены профильными НКО, но это не делает их обязательными), а даже если бы имели, за 12 минут, отпущенных на прием, они просто не могли бы отследить признаки нарушения нейроразвития.
Есть и определенное сопротивление педиатрического сообщества. Многие педиатры изумляются тому, что нейроразвитие ребенка – это вопрос к ним. Часто они отвечают: это не наша проблема, мы взвешиваем, измеряем и лечим детские инфекции, рекомендуем молочные смеси и организуем прикорм, а остальное – дело узких специалистов.
В то же время есть и обратный, прогрессивный тренд. Ряд педиатров осознает необходимость разбираться с рисками нарушения нейроразвития, так как родители маленьких детей все чаще задают им такие вопросы.
Центр проблем аутизма сотрудничает с рядом профильных профессиональных организаций, типа Союза педиатров России или Ассоциации педиатров России. На своих конференциях они открывают секции по аутизму, где я неоднократно выступала с докладами на тему роли специалистов-непсихиатров в диагностике детей с аутизмом и их лечении.
Мы приглашаем врачей-педиатров на свою ежегодную московскую конференцию «Аутизм. Вызовы и решения». Докладам зарубежных коллег о междисциплинарных моделях клинической помощи детям с РАС мы традиционно отводим много времени на конференции. Несколько лет назад мы создали по этой проблеме целое направление «PROаут», один из проектов которого начали реализовывать в этом году.
Постепенно возникают небольшие локальные инициативы. В национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей запущен проект по аутизму, пока трудно оценить его эффективность, но важно, что он осуществляется в поле педиатрической клиники.
Несколько лет назад ЦПА организовал лекцию профессора Гарвардской медицинской школы Маргарет Бауман, легендарного врача, создавшего в Штатах и Канаде модель междисциплинарной медицинской помощи детям с РАС. НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН проводит проекты по междисциплинарной коммуникации психиатров и педиатров. Есть ряд частных клиник, которые занимаются комплексной диагностикой маленьких детей, но эти проекты остаются разрозненными.
Фонд «Выход» создает информационные материалы для педиатров и других специалистов, разъясняющие ранние признаки аутизма и то, как нужно взаимодействовать с родителями такого ребенка. Это очень полезная работа, но одним информированием ситуацию не изменишь.
Как сказал профессор школы общественного здравоохранения Мичиганского университета Виктор Стречер, «уже более 50 лет известно, что само информирование не меняет поведения».
В феврале 2021 года я участвовала в конгрессе педиатров, и многие докладчики из регионов говорили о том, что они понимают необходимость своего участия в раннем скрининге на выявление возможных нарушений нейроразвития, но за то время, которое официально отпущено на прием, этого просто невозможно сделать.
Это вопрос к организации здравоохранения даже в большей степени, чем к компетенциям педиатров.
В прошлом году я выступала в Совете Федерации, где говорила, в том числе, об этой проблеме. Отклик был очень большой. То, что это очень серьезный вопрос, понимают и руководители клиник, и страховщики, и специалисты по законотворчеству.
Необходимо преодолеть ряд внутренних барьеров, чтобы работа педиатров, неврологов и других непсихиатрических специалистов включала в себя скрининг на ранние признаки аутизма и немедленное реагирование на минимально подозрительные данные.
Что такое «раннее вмешательство»?Фото: RODNAE Productions/PexelsСегодня, говоря о раннем вмешательстве, мы имеем в виду детей до четырех лет. Между тем, есть много работ, говорящих о том, что ряд признаков аутизма можно наблюдать у детей до года, а кроме того, нам известно, что риск аутизма повышен у братьев и сестер детей с аутизмом. В ряде стран за такими детьми наблюдают с трех месяцев и при признаках нарушений нейроразвития с ними начинают работать.
В России это тоже происходит. Среди семей, с которыми мы общаемся и сотрудничаем, есть такие, в которых старший ребенок имеет тяжелую форму аутизма, а младший гораздо более легкую форму, например, синдром Аспергера. Это говорит о том, что в аутизме присутствует генетический компонент, однако раннее вмешательство, которое было обеспечено тем, что родители осознавали риски, значительно улучшает прогноз второго ребенка.
Ключевая находка нового исследования заключается в том, что уже на раннем этапе развития, когда ребенку всего девять месяцев, специалисты в срочном порядке повышают компетенции родителей, обучая их приемам взаимодействия с ребенком, которые позитивно влияют на его развитие.
Чрезвычайно важное следствие, вытекающее из работы ученых, – это то, что меняется сама концепция раннего вмешательства. Одно дело, начать его почти в четыре года, и совсем другое, когда ребенку девять месяцев. В первый год жизни скорость развития ребенка такова, что шестимесячный младенец кардинальным образом отличается от годовалого.
Специалисты-практики, работающие с аутичными детьми и их семьями, конечно, знали из опыта, что чем раньше начать вмешательство, тем более оптимистичен прогноз будущего такого ребенка. Однако речь шла всегда о детях, которым диагноз уже поставлен, но не о превенции.
Теперь в наших руках есть доказательство реальной возможности превенции, если начать работу с группой риска до года. Исследование продемонстрировало, что у большей части этих детей аутизм не развился.
На сегодняшний день наука накопила большой массив данных о факторах, способствующих аутизму, и их тоже нужно отслеживать и учитывать. У ребенка может быть отягощенная родовая история, например, инфекции у матери во время беременности, применение парацетамола, или больших доз антибиотиков, диабет или аутоиммунное заболевание у матери, пожилой возраст отца.
Кроме того, большая работа ведется по определению биомаркеров аутизма в крови или моче ребенка и на сканах мозга.
Таким образом, возраст ребенка, когда его можно отнести к группе риска, спускается до нуля. И ранее вмешательство – это уже не 3–4 года. В этом нет ничего страшного, потому что гораздо лучше перестраховаться и держать развитие ребенка с самого начала под контролем, чтобы вмешаться в него, как только мы заметим какие-то признаки нарушения.
Необходимы новые клинические рекомендацииФото: Jonathan Borba: PexelsНе так давно вышли новые клинические рекомендации по аутизму, которые написала Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. Это группа молодых прогрессивных детских психиатров, сотрудничающих с фондом «Выход».
Их все хвалят за то, что рекомендации опираются на научную доказательную базу, однако в них педиатрам отводится очень скромная роль. Нет там и идеи выделения группы риска, нет концепции превенции аутизма у совсем маленьких детей.
Все это надо совершенствовать и приводить в соответствие с российской реальностью и практической традицией. Их нельзя просто копировать, например, с американских, так как очень многое зависит от контекста.
В США каждого ребенка при рождении тестируют на 44 метаболических нарушения, а у нас – всего на 4, а здесь тоже может скрываться риск расстройства нейроразвития. У них вопросами раннего скрининга занимаются педиатры, а у нас – нет.
В результате одни и те же клинические рекомендации вставляются в разный контекст: в одном случае ребенок уже протестирован и обследован до официальной постановки диагноза, а в другом – ему поставил диагноз психиатр, и непонятно, обнаружили ли какие-то метаболические или прочие нарушения специалисты до направления ребенка к психиатру.
Когда в американских рекомендациях говорится о том, что аутичному ребенку при отсутствии эпилептических приступов не нужно делать электроэнцефалограмму, имеется в виду, что она уже сделана до постановки диагноза несколько раз, а в России это не является нормальной практикой.
В идеале в рекомендации необходимо ввести также дифференциальную диагностику на сопутствующие аутизму заболевания.
причины, симптомы, признаки, формы, диагностика, лечение у детей и взрослых
Первые проявления аутизма у детей
Классификация
Что провоцирует аутизм
Симптомы
Диагностика
Лечение
Прогноз
Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.
Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.
Первые проявления аутизма у детей раннего возраста
Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста.
К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.
В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.
Классификация аутизма
Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.
Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.
Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.
Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.
Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.
К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.
Что провоцирует заболевание
К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.
Сегодня синдром аутизма считается полиэтиологическим заболеванием, а значит, на его развитие могут повлиять несколько факторов. Но в первую очередь это:
- Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
- Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
- Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.
На развитие аутизма никак не влияют прививки, что было доказано проведенными опытами и исследованиями. Поэтому этот фактор следует полностью исключить из списка причин, он относится к категории мифов.
Симптомы аутизма
Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.
Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.
К другим проявлениям болезни можно отнести:
- снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
- явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
- проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
- тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.
Часто такой аутизм называют еще социализированным, и если родители начнут своевременную коррекцию поведения и проведут тщательную реабилитацию, то никаких больших проблем у ребенка, когда он вырастет, не возникнет.
У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.
Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.
Диагностика заболевания
К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.
Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.
Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.
Лечение аутизма
К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.
Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение. Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.
Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.
Прогноз и профилактика
Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.
При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.
Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.
Автор статьи:
Новиков Владимир Сергеевич
психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
отзывы оставить отзыв
Клиника
м. Фрунзенская
Отзывы
Услуги
- Название
- Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4000
- Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)3000
Статьи о здоровье
Все статьиАллергологГастроэнтерологГематологГинекологДерматологИммунологИнфекционистКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологМассажНеврологНефрологОзонотерапияОнкологОфтальмологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологТерапевтТравматологТрихологУЗИ (ультразвуковое исследование)УрологФизиотерапевтФлебологФункциональная диагностика и ЭКГХирургЭндокринологДругие специалисты
Специализация врачаАллергологАндрологАнестезиологВызов врача на домГастроэнтерологГематологГинекологГрудное вскармливаниеДерматологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гематологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский ЛОРДетский мануальный терапевтДетский массажДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский остеопатДетский офтальмологДетский психиатрДетский пульмонолог Детский ревматологДетский травматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКабинет головной болиКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологМануальный терапевтНаркологНеврологНефрологОнкологОперационный блокОстеопатОтделение педиатрии м. ПолянкаОфтальмологОфтальмохирургПедиатрПланирование беременностиПодологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологРепродуктологРефлексотерапевтСомнологСтоматологТелемедицина в «Поликлинике.ру»ТерапевтТравматолог-ортопедТрихологУрологФизиотерапевтФлебологХирургЭндокринологЭстетическая гинекологияКлиникам. Смоленскаям. Таганскаям. Улица 1905 годам. Красные Воротам. АвтозаводскаяАптекам. Полянкам. Сухаревскаям. ул. Академика Янгелям. Фрунзенскаяг. Зеленоград
Баско Марина Владиславовна
психотерапевт
отзывы Записаться на прием
Клиника
м. Сухаревская
Сорокин Максим Владимирович
психотерапевт
отзывы Записаться на прием
Клиника
м. Фрунзенская
Ранние признаки аутизма у детей раннего возраста |Autism Awareness Australia
HomeПонимание аутизмаSignsChildren
Выявление ранних признаков аутизма у маленьких детей может быть затруднено, если вы не специалист по аутизму.
Многие из этих признаков характерны для всех детей младшего возраста, но чаще наблюдаются у детей с аутизмом.
Здесь мы перечислили некоторые распространенные признаки аутизма. Если у вашего ребенка наблюдаются некоторые из них, пора обратиться к квалифицированному специалисту.
Мы также перечисляем типичные этапы развития, которые можно использовать в качестве ориентира для оценки развития ребенка. Если есть какие-либо опасения по поводу развития ребенка или потеря каких-либо навыков в любом возрасте, как можно скорее обратитесь к врачу.
Для получения более подробной информации о признаках у детей, нажмите здесь , чтобы посетить наш специальный ресурс Аутизм: что дальше?
«Когда моему сыну было 18 месяцев, подруга привела к нам домой своего 9-месячного малыша. Мне было так весело с ребенком; между нами было постоянное общение. Я понял, что это совершенно отсутствует с моим собственным маленьким мальчиком».
Знаки у малышей
Ожидаемые этапы развития:
12 месяцев
- Внимательно наблюдает за лицами, реагирует на выражение эмоций других людей звуки и слова, подносит руку ко рту
- Произносит отдельные слова, такие как «дада», повторяет звуки или жесты для привлечения внимания
- Поворачивает голову в направлении звука, реагирует на свое имя
- Давит на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности; поднимает голову и грудь, когда лежит на животе
- Улыбается на голос матери или основного воспитателя, предпочитает их всем остальным
- Может сесть без посторонней помощи, может подтянуться, чтобы встать, ходит, держась за мебель
- Машет на прощание -пока’ и указывает на предметы
24 месяца
- Ходит один, с поддержкой может передвигаться по лестнице и мебели, носит и тянет игрушки во время ходьбы
- В возрасте от 15 до 18 месяцев говорит несколько отдельных слов; к 24 месяцам использует простые фразы
- Подражает поведению других, волнуется в обществе других детей
36 месяцев
- Использует предложения из 4-5 слов, понимает большинство предложений и инструкций
- Подражает взрослым и товарищам по играм, открыто выражает привязанность, легко отделяется от родителей
- Сортирует предметы по форме и цвету
- Притворяется
- Хорошо лазает, бегает, пинает мяч, преодолевает лестницы без посторонней помощи
Обратитесь к врачу, если:
К 12 месяцам ваш ребенок
- Не обращает внимания на новые лица или пугается их
- Не улыбается, не следит глазами за движущимся объектом
- с трудом подносит предметы ко рту
- не говорит
- не поворачивает голову в поисках звука и, кажется, не реагирует на громкие звуки
- не давит на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Не проявляет привязанности к основному опекуну, не любит, когда его обнимают
- Не ползает, не может стоять, когда его поддерживают
- Не использует жесты, например, машет рукой или указывает пальцем
К 24 месяцам ваш ребенок
- Не может ходить к 18 месяцам или ходит только на носочках, не может толкать игрушку на колесиках
- Не говорит; не имитирует действия, не может выполнять простые инструкции
- Похоже, что не знает функции обычного предмета домашнего обихода, такого как телефон, к 15 месяцам
К 36 месяцам ваш ребенок
- Очень ограниченная речь, не использует короткие фразы, с трудом понимает простые инструкции манипулирование мелкими предметами
- Мало интересуется «воображаемой» игрой
- Часто падает, с трудом передвигается по лестнице
Общие признаки РАС у дошкольников
У некоторых детей признаки аутизма могут не проявляться полностью до тех пор, пока они не достигнут дошкольного (или даже школьного) возраста, когда разрыв в развитии между ними и их сверстниками внезапно становится более выраженным.
В дополнение к признакам для младенцев / детей ясельного возраста, вот некоторые из наиболее распространенных способов, которыми РАС может проявляться у ребенка дошкольного возраста.
Настораживающие признаки социальной коммуникации
- Ребенок обычно не указывает на других и не делится своими наблюдениями или опытом с другими
- Ребенок склонен не смотреть прямо на других людей в социальном плане. Это иногда называют отсутствием зрительного контакта
- Может быть отсутствие речи или необычные речевые модели, такие как повторение слов и фраз (эхолалия), отказ от использования «я», «мне» и «ты». , или перестановка этих
местоимений - Необычные реакции на других людей. Ребенок может не проявлять желания, чтобы его обнимали, сильно отдавать предпочтение знакомым людям и может показаться, что он относится к людям скорее как к объектам
чем источник утешения - Может показаться, что ребенок избегает социальных ситуаций, предпочитая одиночество
- Ограниченное развитие игровой деятельности, особенно игры с воображением
- Может быть постоянный плач или необычное отсутствие плача
Поведенческие тревожные сигналы
- У ребенка часто отмечаются повторяющиеся движения, такие как рукопожатия или взмахи руками, продолжительное раскачивание или вращение предметов
- У многих детей развивается навязчивый интерес к определенным игрушкам или предметам, при этом игнорируя другие вещи
- Ребенок может проявлять крайнее сопротивление изменениям в распорядке дня и/или окружающей среде
- Ребенок может быть устойчивым к твердой пище или может не принимать разнообразную пищу в своем рационе
- Часто возникают трудности с приучением к туалету
- у ребенка могут быть проблемы со сном
- Ребенка могут сильно беспокоить определенные шумы и/или оживленные общественные места, такие как торговые центры
«Она была так далеко от нас, что нам было трудно ее заинтересовать. Нам пришлось бы произнести ее имя по меньшей мере шесть раз, прежде чем она нас узнала бы, часто глядя в пространство, словно в трансе. Мы приписали это проблемам со слухом, но результаты тестов показали обратное».
Признаки РАС у детей младшего школьного возраста
У детей часто диагностируют аутизм, когда они приходят в школу, когда их социальное общение и поведенческие характеристики отличают их развитие от сверстников.
- Проблемы с разговором, возможно, доминирование в разговорах на любимую тему и неумение чередоваться.
- Неспособность интерпретировать невербальное общение сверстников и взрослых.
- Необычные речевые обороты, монотонный тон или старомодная манера говорить.
- Стремление к уединению и нахождение с другими очень напряженными и утомительными , отсутствие широты интересов
- Иногда наблюдаются необычные физические движения, такие как прикосновения, укусы, раскачивание или щелканье пальцами
- Наличие сенсорных проблем, либо обострение, либо отсутствие обоняния, осязания, вкуса, звука и зрения
- Необходимость следовать распорядку, чтобы чувствовать себя в безопасности, становится очень расстроенным, когда ожидаемый распорядок меняется введите возраст подростка
«Действительно не знал, пока школьный консультант не предложил нам обследовать ребенка».
Инструменты для скрининга и учебные пособия
Есть несколько отличных инструментов для скрининга и учебных пособий, которые помогут родителям и опекунам определить ранние признаки аутизма. Ниже приведены некоторые из них, которые мы настоятельно рекомендуем. Пожалуйста, имейте в виду, что они являются всего лишь инструментами скрининга, а не диагнозом.
Раннее выявление аутизма — ASDetect
Это бесплатное приложение, которое позволяет родителям и опекунам оценивать социальное внимание и коммуникативное поведение своих детей в возрасте до 2,5 лет (от 11 до 30 месяцев).
Это видео-приложение для самооценки основано на всестороннем тщательном исследовании мирового уровня, проведенном в Исследовательском центре аутизма Ольги Теннисон
Приложение помогает родителям и опекунам пройти каждую оценку, используя видео и вопросы, а также действия, которые вы можете выполнять со своим ребенком. После того, как вы завершите оценку, вы получите на экране результат «низкой» или «высокой» вероятности аутизма, а также подробное официальное электронное письмо с результатами оценки. Подробнее asdetect.org/
Учебное пособие по ранним признакам аутизма Институт Кеннеди Кригера
Это бесплатное 9-минутное видеоучебное пособие по поведенческим признакам РАС у годовалых детей. Учебное пособие состоит из шести видеоклипов, сравнивающих малышей, у которых нет признаков РАС, с малышами, у которых проявляются ранние признаки РАС.
Каждое видео сопровождается голосом за кадром, объясняющим, как конкретное поведение ребенка на экране свидетельствует либо о РАС, либо о типичном развитии ребенка.
Наверх
Признаки аутизма | Симптомы аутизма у малышей | Симптомы аутизма у младенцев
Как диагностируется РАС?
Диагноз РАС ставится, когда у ребенка нарушена коммуникация, социальное взаимодействие и повторяющееся поведение.
Нарушение коммуникации
У них может быть задержка речевых и языковых навыков; или они начинают говорить рано, но с необычным языковым развитием, со странной интонацией (как ребенок, говорящий по-американски, в семье, говорящей на мандаринском диалекте), или одержимы определенными темами. Они также не умеют начинать разговор с людьми.
Нарушение навыков социального взаимодействия и игры
Они могут не обращать внимания на окружающих и не смотреть в глаза. Чаще всего им интересно играть в одиночку, с конкретными вещами, которые их интересуют, такими как поезда (читайте о поездах, играйте с поездами и все о поездах). Им может быть интересно играть со сверстниками, но они не знают, как это сделать. Поэтому они становятся разрушительными, шумными или могут бить других, чтобы привлечь их внимание. Им не хватает воображения в игре, они зацикливаются на определенных сценах и испытывают трудности с притворством или ролевой игрой.
Стереотипное поведение и шаблоны поведения
У них есть специфическое повторяющееся поведение, такое как бег по кругу, выстраивание вещей в ряды, вращение или прыжки с места, особенно когда они не заняты, скучают, несчастны или расстроены. Они могут стать привычными в рутине, такой как определенные места, маршруты и расписания. Поэтому они могут плохо адаптироваться к изменениям в окружающей среде или расписании. Они также могут быть чувствительны к определенным раздражителям, таким как звук, зациклены на определенных текстурах и нетерпимы к прикосновениям. Образовательная или поведенческая терапия развивает у аутичного ребенка социальные и языковые навыки посредством четко структурированного и индивидуального обучения.
Источник: https://www.sgh.com.sg/patient-care/conditions-treatments/autistic-spectrum-disorder-child
Вернуться к началу
Расстройство аутистического спектра (РАС) обычно проявляется в первые годы жизни жизни. Ранняя оценка и вмешательство имеют решающее значение для долгосрочного успеха ребенка.
Некоторые ранние предупреждающие знаки включают:
– Отсутствие социальной улыбки в возрасте 6 месяцев и отсутствие фраз из двух слов в возрасте 24 месяцев
– Плохой зрительный контакт
– Отсутствие демонстрации предметов или общих интересов
– Необычная привязанность к одной конкретной игрушке или предмету
– Отсутствие реакции на звуки, голоса или имя
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, версия 5 (DSM 5), у детей с аутизмом наблюдаются некоторые избытки или дефициты в 3 основных домена:
Социальные
У некоторых детей может наблюдаться дефицит социально-эмоциональной взаимности, они могут демонстрировать ненормальный социальный подход и неспособность к нормальному обмену мнениями, снижение общих интересов или даже полное отсутствие инициативы. Они также могут испытывать трудности в развитии и поддержании отношений, начиная от трудностей с адаптацией поведения к различным социальным ситуациям и заканчивая очевидным отсутствием интереса к людям.0003
Вербальное и невербальное общение
Что касается дефицита коммуникативного поведения, вы можете заметить неестественный зрительный контакт и язык тела, дефицит понимания и использования невербального общения, полное отсутствие выражения лица или жестов .
Поведение и интерес
Наконец, при нарушении поведения и интереса можно заметить повторяющуюся речь, двигательные движения и/или использование предметов. Также может быть чрезмерная зацикленность на рутине и сильная привязанность или озабоченность необычными объектами и действиями, ритуализированными моделями вербального или невербального поведения или чрезмерным сопротивлением изменениям.
Некоторые дети также могут быть гипер- или гипореактивны к сенсорным данным или необычному интересу к сенсорным аспектам окружающей среды, таким как безразличие к боли/теплу/холоду, неблагоприятная реакция на определенные звуки или текстуры, увлечение светом или вращающимися объектами и скоро.
Как указано в DSM 5, симптомы в совокупности ограничивают и нарушают повседневную деятельность.
Симптомы аутизма у младенцевПризнаки РАС в возрасте 12 месяцев / 1 года
- Редко реагируют на звуки, голоса или имя
- Отсутствие зрительного контакта
- Отсутствие демонстрации предметов или обмена интересами
- Отсутствие имитации
- Редкое указание на предметы
- Ограниченный диапазон выражений лица или жестов
- 4 Симптомы аутизма
- 4 90 у малышей
Признаки РАС в возрасте 18 месяцев / 1,5 года- Нет фраз из двух слов
- Низкий интерес к сверстникам
- Низкая любознательность в обучении, трудно привлечь их внимание или заинтересовать их
- Отображение повторяющихся действий, например. выстраивание предметов в ряд
- Небольшой интерес к играм или редкое участие в «воображаемых» играх
Признаки РАС в возрасте 24 месяцев / 2 лет- Задержка развития речи или нетипичная 9026
- Немедленная или отсроченная эхолалия
- Низкий интерес к играм, обычным для малышей
- Демонстрация необычного или стереотипного поведения
- Проявлять необычные реакции на внешний вид, запах, вкус, внешний вид, ощущения или звуки
Вернуться к началу
Американская академия педиатрии рекомендует проводить скрининг общего развития детей с использованием стандартизированных, проверенных инструментов по телефону 9, 18. и 30 месяцев и для аутизм в 18 и 24 месяца или всякий раз, когда у родителей или воспитателей есть проблемы. Спросите врача вашего ребенка о скрининге развития вашего ребенка.
Возьмите это с собой и говорите с лечащим врачом вашего ребенка при каждом посещении детского учреждения об этапах, которых достиг ваш ребенок, и о том, чего ожидать дальше.
В возрасте 18 месяцев вашему ребенку необходимо пройти скрининг общего развития и скрининг на аутизм, как это рекомендовано для всех детей Американской академией педиатрии. Спросите врача о скрининге развития вашего ребенка.
Вехи развития: 18 месяцев
Предыдущий
Следующий
Социальный/эмоциональный
- Любит передавать вещи другим в качестве игры0027
- Демонстрирует привязанность к знакомым людям
- Играет в простые игры, например, кормит куклу
- Может цепляться за воспитателей в новых ситуациях
- Очки, чтобы показать другим что-то интересное
- Говорит несколько отдельных слов
- Говорит и качает головой «нет»
- Очки, чтобы показать кому-то, чего он хочет
Когнитивный (обучение, мышление, решение проблем)
- Знает, для чего нужны обычные вещи; например, телефон, щетка, ложка
- Указывает, чтобы привлечь внимание других
- Проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке, делая вид, что кормит
- Указывает на одну часть тела
- Самостоятельно пишет
- Может следить за 1- пошаговые словесные команды без каких-либо жестов; например, садится, когда вы говорите «сесть»
Движение/физическое развитие
- Ходит в одиночку
- Может подниматься по ступенькам и бегать
- Тянет игрушки во время ходьбы
- Может помочь раздеться
- Пьет из чашки
- Ест ложкой
Действуйте заранее, если вас беспокоит то, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует или двигается , или если ваш ребенок:
- Пропускает вехи
- Не указывает, чтобы показать вещи другим
- Не может ходить
- Не знает, что такое знакомые вещи для
- Не копирует других
- Не знает не выучить новые слова
- Не говорит как минимум 6 слов
- Не замечает и не возражает, когда опекун уходит или возвращается
- Теряет навыки, которые у него когда-то были
Раннее вмешательство имеет значение!
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития, и попросите пройти скрининг развития.
Источник: CDC (2021)
Вернуться к началу
В возрасте 2 лет вашему ребенку необходимо пройти обследование общего развития и обследование на аутизм в соответствии с рекомендациями Американской академии педиатрии для всех детей. Спросите врача о скрининге развития вашего ребенка.
вехи развития: 2 года
Предыдущий
Следующая
Social/Emotional
- Копии другие, особенно взрослые и старшие дети
- . вызывающее поведение (делает то, что ему велят не делать)
- Играет в основном рядом с другими детьми, но начинает включать других детей, например, в игры погони
Язык/Общение
- Указывает на предметы или изображения, когда их называют
- Знает имена знакомых людей и частей тела
- Говорит предложения из 2-4 слов
- Выполняет простые инструкции
- Повторяет слова в разговоре
- Указывает на предметы в книге
Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
- Находит предметы, даже спрятанные под двумя или тремя крышками
- Начинает сортировать фигуры и цвета
- Собирает предложения и рифмы в знакомых книгах
- Играет в простые игры-выдумки
- Строит башни из 4 и более блоков
- Может использовать одну руку больше, чем другую
- Выполняет двухэтапные инструкции например, «Поднимите обувь и положите ее в шкаф».
- Называет предметы из книжки с картинками, например кошку, птицу или собаку
Движение/физическое развитие
- Стоит на цыпочках
- Бьет мяч ногой
- Начинает бегать
- Забирается на мебель и спускается с нее без посторонней помощи
- Ходит вверх и вниз по лестнице, держась за руки обеспокоены тем, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует или двигается, или если ваш ребенок:
- не использует фразы из двух слов (например, «пить молоко»)
- не знает, что делать с обычными вещами, такими как щетка, телефон, вилка, ложка
- Не копирует слова и действия
- Не следует простым инструкциям
- Неуверенно ходит
- Теряет навыки, которыми когда-то владела
Раннее вмешательство — ключ!
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития, и попросите пройти скрининг развития.
Источник: CDC (2021)
Вернуться к началу
То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Вехи развития — это то, что большинство детей может делать к определенному возрасту. Проверьте вехи, которых достиг ваш ребенок к концу 3 лет, заполнив контрольный список ниже.
. для плачущего друга - Понимает понятия «мой», «его» или «ее»
- Демонстрирует широкий спектр эмоций
- Легко расстается с мамой и папой
- Может расстраиваться из-за серьезных изменений в распорядке дня
- Самостоятельно одевается и раздевается
Язык/Общение
- Выполняет инструкции в 2 или 3 шага
- Может называть самые знакомые вещи
- » и «под»
- Говорит имя, возраст и пол
- Называет друга
- Говорит такие слова, как «я», «мне», «мы» и «ты» и некоторые формы множественного числа (автомобили, собаки, кошки)
- Говорит достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди могли понять большую часть времени
- Поддерживает разговор, используя 2–3 предложения
Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
Движение/физическое развитие
- Хорошо лазает
- Легко бегает на трехколесном велосипеде
- 9036
- Ходит вверх и вниз по лестнице, поставив одну ногу на каждую ступеньку
Действуйте заранее, если вас беспокоит то, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует или двигается, или если ваш ребенок:
- Часто падает или у него проблемы с лестницей
- Течет слюни или очень неразборчиво говорит
- Не может работать с простыми игрушками (такими как доски для прищепок, простые пазлы, вращающаяся ручка)
- Не говорит предложениями
- Не понимает простых инструкций
- Не играет притворяется или притворяется
- Не хочет играть с другими детьми или с игрушками
- Не смотрит в глаза
- Теряет навыки, которые у него когда-то были
Раннее вмешательство является ключевым!
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития, и попросите пройти скрининг развития.