Разное

Как научить малыша самостоятельно есть ложкой: Как научить ребёнка есть ложкой и в каком возрасте лучше начинать

Как научить ребёнка есть ложкой и в каком возрасте лучше начинать

Обычно родители кормят детей с ложки не из умиления, а из практических соображений: так быстрее и чище. Педиатр Ольга Кулакова объясняет, в каком возрасте ребенок сам может справиться с едой ложкой и вилкой и можно ли как-то ускорить этот процесс.

Вопрос. Дочке уже 1,5 года, а у нее никак не получается самостоятельно есть ложкой. К какому возрасту ребенок должен научиться пользоваться столовыми приборами? И есть ли способы его научить?

Ответ. Первое знакомство ребенка с ложкой начинается еще на первом году жизни и совпадает по времени с началом введения прикорма. В 6–7 месяцев ребенок может начать проявлять интерес к ложке как к предмету. Это повод купить еще одну детскую ложечку и положить её рядом с тарелкой. Пусть ребенок вертит ее в руках, рассматривает и пробует использовать по назначению.

В возрасте примерно 9 месяцев ребенок может начать самостоятельно брать ложку в руки. Но это не значит, что он сможет зачерпывать пищу и подносить ее ко рту. Скорее это про то, что ребенок пытается скопировать движения взрослых.

Полноценно ложку ребенок обычно осваивает примерно к полутора годам. Но и здесь важно помнить, что все очень индивидуально. Кто-то уже в год отлично орудует ложкой, а кого-то и в два года все еще кормят родители. И переживать, что ребенку больше года, а он все еще только учится и у него не получается, не стоит.

Ни в коем случае не нужно принуждать детей осваивать эту науку. Агрессивное обучение может вызвать обратную реакцию: ребенок больше не захочет брать в руки столовые приборы.

Как научить ребенка пользоваться ложкой:

  • Посадите его за общий стол, пусть он наблюдает за тем, как едят члены семьи.
  • Не докармливайте ребенка насильно. Позвольте ему есть руками. Кашу и суп он так есть не сможет — ему придется попробовать освоить ложку.
  • Чаще играйте с ним в сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок кормит свои игрушки с ложки.

В этом возрасте ребенок активно копирует поведение своих близких, и важно, чтобы он видел, как вся семья ест столовыми приборами.

Пользоваться вилкой дети учатся примерно к трем годам: в этом возрасте они уже понимают, что вилка — острый предмет и ею можно пораниться.

Обращайте внимание, как ребенок захватывает столовые приборы:

  • В 1–2 года он держит ложку в кулаке посередине ручки.
  • К двум годам — ближе к широкой спинке.
  • С трех лет он может начинать удерживать ложку уже тремя пальцами: большим, указательным и средним.

Рано или поздно ребенок самостоятельно возьмет ложку и вилку как положено

Детям отведены большие временные интервалы для приобретения тех или иных навыков развития. Например, одни дети могут научиться ходить в 9 месяцев, а другие — к полутора годам, и то и то будет нормой. Та же история и со столовыми приборами: один ребенок может ими заинтересоваться в 7–8 месяцев, другой — в 9 месяцев или уже после года.

Все это варианты нормы.

Однако к двум годам ребенок в норме должен взять ложку и попытаться есть самостоятельно. Это не значит, что он съест весь суп в тарелке, но хотя бы несколько ложек он должен суметь донести до рта.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Подготовила стажер Анастасия Широкова. Фото на обложке: Shutterstock / FotoDuets

Как научить ребенка есть самостоятельно

Ложечку за маму, ложечку за папу – так приговаривает, наверное, любой любящий родитель во время кормления своего малыша. Однако введение прикорма и подобное кормление лишь промежуточный шаг в развитии ребенка: от грудного вскармливания до полноценного самостоятельного питания.

Как сделать, чтобы процесс обучения еды «самому» прошел как можно проще и легче?

Этому научится каждый

Самое главное и основное правило, когда маленький ребенок учится правильно пользоваться ложкой, тарелкой, чашкой, бутылочкой, вилкой и ножом, – набраться максимум терпения. Поймите: криком, спешкой или раздражением вы никак не поможете малышу. Наоборот, для него процесс замедлится, а при постоянной ругани со стороны родителей даже может развиться чуть ли не рефлекс – питание для него будет автоматически означать скандал, что, конечно же, не способствует развитию здорового аппетита и соответственно всего организма. Согласитесь, в конце концов, в какой-то момент абсолютно все люди осваивают премудрости самостоятельного питания – как, например, умение пользоваться горшком или сон в отдельной кроватке вдали от мамы с папой. Потому просто аккуратно убирайте кухню или столовой после очередного «урока», стирайте одежду и ребенка – и продолжайте все сначала спустя несколько часов…

Когда же начинать обучение, в каком возрасте? Здесь все строго индивидуально. Некоторые дети уже к 7-8 месяцам готовы, другие в 1,5-2 года настойчиво просят, чтобы их покормили с ложечки. Но обычно в среднем в районе года развитие маленького человечка уже позволяет уверенно пробовать держать ту же ложку и направлять ее себе в рот. Заставлять это делать вряд ли стоит, но если малыш напротив проявляет инициативу, тянется схватить ее самому, чтобы зачерпнуть каши из тарелки, облизать, «покормить» маму, препятствовать, конечно, не стоит – такой интерес только в плюс, он может в заметной мере помочь вам. Поэтому следите за своим ребенком – он сам лучший индикатор, когда пора начинать!

Как организовать непосредственно обучение?

Чтобы ребенок быстрее и с меньшим количеством проблем научился есть сам, стоит усвоить ряд определенных правил и приемов, примерный перечень которых включает такие моменты:

Познакомьте с ложкой малыша как можно раньше, даже еще до введения прикорма. Этот предмет должен быть ему знакомым: лучше, чтобы он повертел им в руках, как погремушкой или кубиком, попробовал на ощупь и на вкус, постучал им – в общем, полностью освоил и привык. Тогда она не испугает его и не вызовет отторжения ни в момент отлучения от маминой груди, ни потом, когда нужно будет орудовать ею самостоятельно.

Купите пластмассовую посуду. Можно пользоваться и стандартной: металлической, керамической или подарочной серебряной. Но для совсем маленького ребенка она не очень подходят: такие ложки и тарелки могут показаться неприятными на ощупь, холодными, твердыми для нежных десен, тяжелыми. Важно, чтобы пластик был небьющийся, пищевой и без вредных красителей – об этом расскажут сертификаты качества у продавца.

Выберите детский набор. Подобная посуда максимально приспособлена для маленького ребенка: у ложки специальный хват под детские пальчики, у тарелки высокие края (а иногда даже присоски, чтобы ее нельзя было опрокинуть со стола!), кружка имеет две ручки, а вилка и нож не острые, чтобы не пораниться. Ну, и конечно, такая посуда обычно сделана яркой, с привлекательными узорами и рисунками, чтобы заинтересовать чадо.

Подготовьте место. Ни у одного ребенка не получается донести суп или пюре из тарелки до рта целыми ни с первого, ни со второго, ни даже с десятого раза. Поэтому будьте готовы, что поначалу они будут буквально везде! И место для кормления лучше сразу подготовить к последующей уборке: застелите стол, детский стул и пол клеенкой, уберите все ценное и боящееся влаги, отодвиньтесь от обоев, захватите набор салфеток.

Подготовьте ребенка. Во время подобных «уроков» пачкается, конечно, и сам малыш. Поэтому обязателен как минимум слюнявчик или фартучек – и чем он больше, тем лучше. Иногда в продаже встречаются особые клеенчатые курточки для обучения самостоятельному питанию, но если в комнате тепло, можно обойтись без одежды, оставив трусики или подгузник. Ребенка все-таки помыть легче, чем каждый день стирать его вещи.

Выберите момент. Хотя родители должны стараться приучать свое чадо к определенному распорядку дня, заставлять есть, когда у него нет желания, не стоит.

Особенно это критично для обучения пользования посудой. Если ребенок не голоден, он не будет всерьез воспринимать этот процесс: он для него станет или игрой, или просто вызовет негативную реакцию. Потому учите тогда, когда он реально хочет есть, не болеет и готов к новому.

Покажите пример. Возьмите ложку, зачерпните ею еду, поднесите ко рту малыша или собственному, комментируя каждое свое действие (даже если малыш еще не говорит). Затем предложите ребенку попробовать повторить все это самому. Очень приветствуется поддержка: помогите его пальчикам обхватить и удержать ложку, направьте детскую ручку к его рту – и спустя десяток-другой-третий повторений он поймет, что от него хотят.

Обратите внимание на еду. Для первых попыток она должна нравиться малышу и быть в меру жидкой (но не слишком, суп разольется). Также не накладывайте полную тарелку, добавляя части порции постепенно, – так и ребенку проще зачерпнуть, и риск расплескать меньше, и сама еда будет теплой (процесс обучения может затянуться).

И еще: готовьте с запасом, чтобы малыш, «потеряв» часть питания, наверняка не остался голодным.

Пресекайте игры. Поиграть с ложкой можно было во время знакомства, но не сейчас – ребенок должен усвоить это правило железно. Потому мягко, но очень настойчиво останавливайте, когда он пытается опрокинуть ложку, плюхнуть ею по супу, разлить все на пол или запустить в маму с папой. А еще следите, когда он наестся, чтобы остановить обучение – именно в этот момент еда для него может превратиться в игру, а он сам закапризничать.

Докармливайте. В первое время нет ничего страшного в том, что ребенок бросил начатое прямо посреди процесса. Он мог устать, потерять интерес, если у него не получилось что-то, испугаться пролитой на себя еды или того, что он ею подавился или поперхнулся. Поэтому про запас держите «свою» ложку рядом, чтобы можно было закончить прием пищи по старинке, кормя его сами.

Создайте ритуал. Чтобы малыш относился к правилам питания серьезно, превращайте еду в ритуал. Для этого можно украшать еду (выкладывать в тарелке из нее, например, смешные рожицы), собирать всю семью за обеденным столом, вместе накрывать и убирать со стола (в том числе пролитое) – это повысит уровень ответственности ребенка за свои действия. И, конечно, приучите мыть руки перед едой и вытирать рот после.

Обсудите обучение с семьей. Все, кто имеет допуск к кормлению малыша (мама, папа, бабушки с дедушками, старшие братья и сестры), обязательно должны быть в курсе происходящего обучения. Иначе в какой-то момент ребенок попросту начнет лениться: ведь зачем учиться есть самому с мамой, если та же любимая бабушка и так накормит его с ложечки сама, не требуя от него повторения сложных процедур?

Не торопите события. Начинайте с ложки, а вот с чашкой, вилкой и ножом можно повременить. Так, чашку выдавайте, когда малыш освоил бутылочку (показав, как надо прислонять ее к губам и поддерживая ее в первое время, чтобы он не захлебнулся), вилка доступна к 1,5-2 годам (при этом нужно обратить внимание на оба способа ее использования: и подхват гарнира, и накалывание кусочков еды), а нож – уже после 2-3 лет.

Не навязывайте правила. Помните: ваша конечная цель – чтобы ребенок ел сам. А вот как он будет это делать, в принципе неважно: главное, чтобы было чисто и сухо вокруг. Потому если ему удобнее держать ложку немного иначе, чем вы показали, это не имеет значения. Тем более не заставляйте есть правой рукой – даже если он правша (про левшу и говорить нечего), он сам определит, как ему сподручнее расправляться с этими приборами.

Хвалите! Для маленького человечка очень важно слышать высокую оценку своей деятельности. Потому любое его достижение в вопросе обучения самостоятельному питанию должно отмечаться и поощряться. Конечно, перехваливать не стоит, но радость мамы с папой от того, что он научился держать ложку и не пролил ничего на пол, поднимут его самооценку и заставят еще активнее осваивать премудрости этого дела.

Отходите в сторону. По мере успехов в процессе обучения важно начать постепенно давать ребенку все больше и больше самостоятельности. И это нужно делать постепенно. Сначала вы держите его ручку с ложкой, потом помогаете только в сложных или критических ситуациях, затем лишь сидите рядом во время еды, а уже годам к 3-4 вообще следите за всем процессом одним глазом, занимаясь на кухне своими делами. Ведь он уже ест сам!

И напоследок об этикете. Согласитесь, совсем маленькому ребенку без толку объяснять, как нужно себя вести за столом в приличном обществе, почему нельзя есть руками, ковыряться в еде, выплевывать прожеванное и отрыгивать, зачем нужно желать окружающим приятного аппетита и т.п. Все это станет более-менее актуальным к 2-3 годам, когда малыш уже адекватно воспринимает сказанное родителями. Но это ни в коем случае не означает, что в более раннем возрасте нельзя уделять этому внимания! Произносите эти правила, аккуратно корите, когда он сделал что-то не так, и, конечно, подавайте собственный пример. Глядя на вас, ребенок быстрее освоит необходимые нормы поведения!

Как сделать вашего малыша экспертом в Spoon and Fork

Health

.

Первоначально опубликовано:

flickr / Jessica Lucia

Дать малышу вилку или ложку — все равно что дать кисть Джексону Поллоку. Необычайно весело наблюдать за тем, как они его используют, но это невероятно грязно. Сходства немного исчезают, когда вы понимаете, что просто не сможете избавиться от стены, покрытой овсянкой, за несколько миллионов долларов. Если только вы не знаете каких-то очень странных коллекционеров. В таком случае поздравляю!

И хотя вы можете просто дать малышу ложку и тарелку с кашой и сидеть сложа руки, чтобы позабавиться, существует гораздо более взвешенный способ заставить вашего ребенка пользоваться посудой менее современным способом.

flickr / Quinn Dombrowski

Начать рано

Вполне вероятно, что ваш ребенок уже знаком с игрой с посудой. В конце концов, вы, вероятно, издавали звуки самолетов еще до того, как они могли есть твердую пищу. Так что ложка не должна быть для них чем-то новым. Хотя может возникнуть некоторая путаница, когда они узнают, что должны издавать собственные звуки пропеллера.

Хитрость заключается в том, чтобы переложить ложку (и вы действительно хотите начать с ложки) из своей руки в чужую. По большей части это может начать происходить примерно в то время, когда они разобрались с закусками, которые едят руками. Это потому, что в основе использования посуды лежит концепция перемещения еды со стола в рот. Это также касается сильного клешневого захвата. Это может произойти в возрасте 6 месяцев.

Выберите инструменты

Для этого вам понадобится пара хороших ложек и несколько нескользящих «тарелок», чтобы еда оставалась на столе, а не под ним.

Ложки должны быть достаточно маленькими, чтобы поместиться в рот вашего ребенка. Они также должны быть достаточно удобными для захвата и достаточно легкими, чтобы их можно было поднимать без особых усилий. Хотя имейте в виду, что легкое взвешивание может означать «бросание».

Ищите посуду с липким силиконовым дном. Или вы можете дойти до столовой посуды с присосками, чтобы вдвойне убедиться, что ничего не движется, кроме еды. И это, вероятно, не нужно говорить, но избегайте этих фталатов, пока вы этим занимаетесь.

flickr / Visa Kopu

Head To Chow Town

Самое лучшее в обучении вашего ребенка тому, как есть с помощью посуды, это то, что у него есть возможность тренироваться 3 раза в день. И у вас есть 3 раза в день, чтобы испытать радость быть целью йогурта. Вот как вы собираетесь это сделать.

Еда

Главное не употреблять ничего слишком жидкого (супы) или булочки (горох). Вы хотите практиковаться с едой, которая хорошо прилипает к ложке. Думайте о продуктах по консистенции пудинга и овсянки.

Из рук в руки

Начальная тренировка с ложкой в ​​буквальном смысле довольно практична. Когда они возьмут ложку в свои руки, вы захотите положить свою на их. Затем помогите им зачерпнуть еду из миски и направить ее в рот. Возможно, вам придется сделать это несколько раз, прежде чем они освоятся. Вроде того, как ты познакомился с пивным бонгом.

flickr / Owen and Aki

Poppa Two Spoons

Как только у вашего ребенка появятся собственные ложка и миска, он сможет тратить больше времени на то, чтобы брать еду везде, кроме рта. Это совершенно нормально. Так как они работают, чтобы прийти к пониманию с ложкой, вы будете время от времени налетать с личинкой из своей собственной миски и ложки. Таким образом, вы можете быть уверены, что что-то действительно проникает внутрь них.

По мере того, как их ловкость и способность прицеливаться будут улучшаться, вы сможете убрать вторую ложку и миску. Как бы далеко. Не в раковине, потому что это сводит вашего партнера с ума.

Вилка

Как только ваш ребенок научился бросать ложку, как мастер, пришло время вилки быть с ним. Процесс будет немного проще, но потребует замены продуктов. Здесь вы будете искать колющие виттлы. Хорошо подойдут кусочки куриных наггетсов. Круглые вещи, которые могут легко ускользнуть, просто приведут к разочарованию.

Последние советы

Вспомните еще раз о Джексоне Поллоке. Поймите, что этот процесс обучения кормлению будет чертовски запутанным. Вы должны смириться с этим, а если нет, то какое-то время жизнь будет довольно тяжелой.

Но вы должны помнить, что раздавливание и запуск еды — это часть вашего маленького гения, который понимает, как все устроено. Сделайте это весело. Затем ищите этого сборщика еды на стене, чтобы сделать его прибыльным.

Эта статья была первоначально опубликована

Как научить малыша есть самостоятельно

Самостоятельное кормление требует не только практики, но и времени. В то время как большинство детей способны к самостоятельному кормлению из ложки в 13 месяцев, другим может потребоваться немного больше времени, что совершенно естественно. Важно дать им время и пространство, чтобы утолить свое любопытство, прежде чем они научатся есть сами.

Еда ложкой требует определенных навыков для малыша и большого разочарования для матери, поскольку это может быть одним грязным делом. Поедание крошечными пальчиками обычно является первым признаком того, что они хотят есть самостоятельно. Когда это произойдет, пришло время познакомить их с ложкой с помощью этих быстрых советов, которые помогут вам запустить привычку.

1. Играйте с малышом

Играя с посудой и ложками, делая вид, что готовите и едите, это хороший способ познакомить малыша с процессом еды. Увидев вас, ваш малыш начнет вам подражать. Когда, наконец, вы столкнетесь с едой ложкой, это создаст для вас меньше беспорядка и стрессовой ситуации.

2. Дайте им собственную ложку во время кормления

Начиная с 6 месяцев дети начинают интересоваться ложками до того, как они смогут начать самостоятельное кормление с ложки примерно в 13 месяцев. На этом этапе кормления вы чаще всего обнаружите, что они хватаются за ложку, пока вы их кормите. Удовлетворите их любопытство, дав им свои собственные. Это помогает им ассоциировать ложку с едой, и, хотя они не смогут даже зачерпнуть ложку еды из миски, они научатся класть ложку в рот. Со своей стороны, вы могли бы направить их руки к миске, окунуть ложку в нее совсем немного для вкуса и положить ее им в рот. Это должно дать им понять это.

3. Правильный выбор ложки

Выбор ложки очень важен в процессе обучения малыша есть ложкой. Если дать им ложку, которая слишком тяжелая или слишком тонкая, чтобы ее можно было ухватить, это только усложнит задачу. Лучше всего подходят пластиковые ложки с мягким кончиком, так как их легко держать и они мягкие на деснах. Есть некоторые ложки, которые даже сгибаются в нужное положение, когда их кладут в рот, чтобы вашему малышу было легко есть из них.

4. Выбирайте правильные продукты для кормления с ложки

Такие продукты, как сливки, йогурт, пудинги, картофельное пюре и фарш, являются идеальным выбором продуктов, которые лучше всего работают, когда вы проводите этот эксперимент с самостоятельным кормлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *