Содержание
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Страница 1 из 2
Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»
Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой
Annotation:The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст
Key words: intellectual development, intelligence, preschool age
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.
В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.
Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию.
Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры.
Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.
Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей
Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества.
Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, школьном — учение.«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО | Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа):
Борошко А.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №42 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.
Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.
Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов.
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?
1. Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).
2. Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще нужно обращаться к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.
Также можно играть в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а взрослый соглашается или нет.
Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова — действия», «Расскажи — что ты будешь делать, если…». Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют у детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.
3. Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных.
От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.
Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Литература:
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.
2. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М., 2001.
3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. — М., 1996.
4. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//
5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.
Когнитивное развитие: дошкольное | Virtual Lab School
Задачи
- Определить типичные вехи когнитивного развития в дошкольном возрасте.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
- Демонстрировать ожидания, соответствующие уровню развития.
Учиться
Знать
В дошкольном возрасте с мышлением детей происходят удивительные изменения. Их память становится сильнее, а это значит, что они часто помнят удивительные детали. Они могут делиться своими идеями новыми и интересными способами. Их воображение становится основным средством для игры и обучения. Они начинают сравнивать, сопоставлять, систематизировать, анализировать и придумывать все более и более сложные способы решения задач, что помогает их математическим навыкам и научному мышлению становиться более изощренными. На этом уроке будут освещены вехи познавательного развития дошкольников.
Вехи
Наблюдать за тем, как развиваются мыслительные способности детей дошкольного возраста по мере того, как они сталкиваются с новыми людьми, местами и идеями, очень увлекательно. На приведенной ниже диаграмме показано когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дети достигают этих вех; каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из других курсов, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления детей дошкольного возраста. Вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания для создания взаимодействий, опыта и среды, которые поддерживают обучение и развитие дошкольников.
Вехи когнитивного развития
Возраст 3 года
- Играет в притворство с куклами, животными и людьми мелок
- Переворачивает книжные страницы по одной
Возраст 4
- Понимает идею счета
- Начинает понимать концепцию времени
- Помнит части истории
- Понимает понятия «одинаковый» и «другой»
- Рисует человека с двумя-четырьмя частями тела
Возраст 5 лет
- Считает десять или более предметов
- Может нарисовать человека с не менее чем шестью частями тела
- Может печатать некоторые буквы или цифры.
- Копирует треугольник и другие геометрические фигуры. Вехи развития. http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf
У вас есть возможность помочь детям учиться и раскрывать свой потенциал. Наряду с семейным педиатром воспитатели дошкольных учреждений должны знать основные этапы развития детей. Вехи развития помогают взрослым понять и распознать типичный возраст и этапы развития детей. Вехи не являются жесткими правилами, определяющими, когда и как должен развиваться ребенок, вместо этого они указывают, когда следует ожидать появления определенных когнитивных, моторных, языковых и социально-эмоциональных навыков и поведения. Вы можете использовать свои знания об этих вехах для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в вашем классе.
Когнитивное развитие — уникальный процесс, индивидуальный для каждого ребенка. Семья может задаваться вопросом о когнитивном развитии своего ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Воспользуйтесь возможностью, чтобы сначала поучиться у семьи, а затем рассмотрите возможность предоставления дополнительной информации о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. Веб-сайт Kids Included Together, https://www.kit.org/, может быть для вас ценным ресурсом, равно как и информация о вехах развития и раннем развитии, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http://www. .cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В приведенной ниже таблице также показаны возможные тревожные признаки для детей дошкольного возраста:
Возможные предупреждающие знаки для детей дошкольного возраста
3 года
- Не умеет играть с простыми игрушками (такими как доски для колышков, простые головоломки, вращение ручки)
- Не играет в притворство или притворяется
- Не понимает простых инструкций
4 года
- Проблемы с каракулями
- Не проявляет интереса к интерактивным играм или притворству
- Не выполняет команды, состоящие из трех частей
- Не понимает понятия «одинаковый» и «другой»
5 лет
- Не отвечает на людей или отвечает только поверхностно
- Не может сказать, что правда, а что выдумка
- Не играет в различные игры и занятия
- Не может назвать первое и последнее имя
- Не рисует
Если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите со своим инструктором, инструктором или администратором , чтобы провести мозговой штурм и обсудить с родителями свои наблюдения. Эти разговоры могут быть трудными, но они могут иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Под руководством вашего тренера и администратора программы вы можете поделиться с семьями информацией о типичном развитии ребенка и дать им знать, что вы готовы поговорить. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь вам начать разговор о своих проблемах.
В конечном счете, если семьи беспокоятся о развитии своего ребенка, они должны обсудить свои проблемы с педиатром ребенка. Педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка на дополнительные обследования и специализированные услуги. Семьи также должны связаться с местным школьным округом (для детей старше 3 лет). Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка. Это может помочь ребенку получить необходимые ему услуги и помощь.
Приведенное ниже видео, разработанное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, предлагает советы по выявлению предполагаемых задержек развития и принятию соответствующих мер.
http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html
Детские шаги: изучите знаки. Act Early Centers for Disease Control and Prevention http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html
См.
Точно так же, как тело ребенка растет в дошкольном возрасте, растет и его мозг. Вы увидите серьезные изменения в мыслительных навыках ребенка в возрасте от 3 до 5 лет. Посмотрите это видео, чтобы узнать о вехах в дошкольном возрасте.
Видео недоступноПосмотрите диапазон когнитивного развития в дошкольном возрасте.Выполните
Понимание этих этапов поможет вам узнать, какие виды обучения следует планировать в вашем классе. Основываясь на своих знаниях о развитии, вы можете планировать сложные, но достижимые для каждого ребенка занятия. Помните, что вехи — это маркеры, которые позволяют нам понять, что ребенок растет здоровым образом. Эти маркеры не являются пороговыми значениями или «тестами», которые должен пройти ребенок. Как воспитатель дошкольного учреждения, сделайте следующее, чтобы поддержать развитие и обучение детей:
- Установите цели обучения для отдельных детей.
- Прочтите как можно больше об этапах развития, особенно о возрасте детей, которым вы помогаете.
- Таблицы основных этапов развития для справки.
- Признайте, что дети нуждаются в различных видах поддержки от вас, когда они проходят этапы развития.
- Предоставьте ряд интересных материалов, которые пробудят интерес дошкольников и позволят исследовать их на практике.
- Обеспечьте ряд книг, подходящих для развития и культурно разнообразных.
- Находите обучающие моменты для поощрения обучения и развития.
- Регулярно наблюдайте за детьми и документируйте их прогресс, чтобы определить, где они находятся в развитии, чтобы вы могли поддерживать и развивать их новые навыки.
- Помните, что дети уникальны и прогрессируют с разной скоростью, и что одна область развития может занять больше времени, чем другие области.
Проконсультируйтесь со своим администратором, инструктором или инструктором, если вы чувствуете, что вас беспокоит развитие ребенка.
Исследовать
Наблюдение за детьми может помочь вам увидеть, на каком этапе развития они находятся, что важно при планировании обучения для них. Завершите задание «Наблюдение за этапами развития» . Поделитесь своими наблюдениями со своим тренером, тренером или администратором.
Стадии наблюдения за развитием
Подумайте, какие вехи развития были достигнуты или нуждаются в поддержке, когда вы наблюдаете за дошкольниками
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Подать заявление
Важно понимать и помнить вехи развития. Вы можете скачать плакат «Вехи» и использовать его в качестве справочника в своей работе. Вы также можете поделиться этим ресурсом с семьями.
Вехи когнитивного развития: дошкольное образование
Вехи когнитивного развития от 3 до 5 лет
Глоссарий
- Когнитивные навыки:
- Умственные навыки или поведение, которые помогают детям получать информацию, решать проблемы, рассуждать и делать выводы
- Задержка развития:
- Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки; задержки могут возникать в любой области развития
- Вехи развития:
- Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте
- Скрининг развития:
- Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие
- Обучаемые моменты:
- Спонтанные моменты, когда вы следите за интересами детей и помогаете им учиться; вы можете заметить ребенка, строящего высокую башню, и сказать: «Вы строите высокую синюю башню. Давайте посчитаем, сколько блоков вы использовали»
Продемонстрировать
Закончите это утверждение: Вехи развития — это…значительно отличаются для каждого ребенка.
инструмент, который вы можете использовать для мониторинга здорового развития.
одинаковы для каждого ребенка.
Чего из перечисленного нельзя ожидать от 5-летнего ребенка?Считать десять или более объектов
Базовые навыки сложения и вычитания
Может печатать некоторые цифры или буквы
Начал понимать понятие времени
Что делать, если вы считаете, что ребенок не достигает определенных этапов развития?Спросите у родителей, курили ли они или пили во время беременности.
Позвоните педиатру ребенка.
Продолжайте вести дела в обычном режиме, пока не будет получено направление на специальное обучение.
Сначала поговорите со своим администратором, инструктором или тренером, а затем поговорите с семьей о том, как вы можете работать вместе, чтобы помочь ребенку достичь важных целей.
Ссылки и ресурсы
Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2013). Этапы развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/
Центр обучения и знаний в раннем детстве. https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/
Эйлин Аллен, К., и Эдвардс Каудери, Г. (2014 г.). Исключительный ребенок: включение в дошкольное образование (8-е изд.). Издательство Уодсворт.
Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. (н.д.). https://www.naeyc.org/
От нуля до трех. (2021). https://www.zerotothree.org/
Как способствовать когнитивному развитию в дошкольных учреждениях
Когнитивное развитие дошкольников сосредоточено на обработке информации, такой как принятие решений, внимание, память, языковые способности, обучение и навыки восприятия. Мозг вашего ребенка быстро развивается и требует много размышлений и исследований. Один из лучших способов способствовать когнитивному развитию ваших дошкольников — игра и познавательная деятельность.
Игра и когнитивное развитие в раннем детстве
Игра является не только жизненно важным компонентом когнитивного развития в раннем детстве, но и позволяет родителям взаимодействовать со своими детьми. Выстраивая нежные и любящие отношения со своим ребенком, вы закладываете основу и поддерживаете его развитие и обучение.
Играя, вы можете повысить когнитивные способности вашего дошкольника и поддержать его когнитивное развитие. Дети учатся на практике, конкретно, поэтому много игр и взаимодействия — лучшие методы обучения. Предложите ребенку использовать свое воображение и креативность для решения задач.
Пока дошкольники играют и используют свое воображение, они генерируют идеи. Они используют свои творческие способности, чтобы найти различные решения для решения проблемы. Чем больше ваш ребенок играет, тем больше он проверяет свои пределы, исследует проблемы и оттачивает свои навыки принятия решений. Благодаря социальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками они начинают развивать свои языковые навыки.
Узнайте больше о когнитивном развитии у малышей, что такое когнитивное развитие и что такое когнитивные навыки?
Как способствовать когнитивному развитию дошкольников
Как мы уже отмечали выше, дошкольники лучше всего учатся в игре, особенно в игре под руководством ребенка. Однако все виды игр, даже игры под руководством взрослых, полезны. Когда дети играют, они исследуют, думают, создают, экспериментируют, узнают, как все работает, и решают проблемы. На самом деле, детям нужно много неструктурированных игр, которые помогают обрести уверенность и устойчивость. Благодаря этому опыту и взаимодействию с другими они учатся делиться, сотрудничать, разрешать конфликты, вести переговоры и заводить друзей.
Советы по поощрению когнитивного развития ваших дошкольников
- Учитывать ошибки . Маленькие дети обязаны делать ошибки; так они учатся. Естественно, мы хотим что-то исправить; однако жизненно важно дать им возможность совершать ошибки.
- Отмечайте их успехи.
- Поощряйте принятие решений , позволяя дошкольнику выбирать, например, «что он хочет есть», «что надеть» или «во что он хочет играть».
- Engage и отлично проводят время, играя вместе.
- Помогите им научиться дружбе, взаимопониманию и сочувствию , пригласив их поиграть с другими. Попробуйте эти простые социально-эмоциональные упражнения для дошкольников
- Вдохновите их попробовать что-то новое или найти другие решения.
- Пригласите вашего ребенка помочь с простыми делами. Маленькие дети этого возраста любят подражать взрослым и «помогать». Развивайте их самостоятельность и уверенность, привлекая их к выполнению соответствующих возрасту домашних дел.
- Младшие дошкольники могут помочь со стиркой, сопоставив носки, рассортировав одежду по типу или цвету и убрав игрушки и кубики.
- В то время как старшие дошкольники могут помогать на кухне, готовя простые закуски, помогая накрывать на стол, убирая посуду и поливая растения. Помните, что в этом возрасте вам нужно будет скорректировать свои ожидания и проявить гибкость. Это не о совершенстве.
- Поддержите решение проблем , дав им время разобраться и не торопясь с решением.
- Поговорите со своим дошкольником , чтобы улучшить его языковые навыки. Задавайте вопросы во время игры, например: «Что будет дальше?»
- Используйте интересы вашего ребенка , чтобы расширить его рост и развитие; например, если вы видите, что ваш дошкольник увлекается китами, найдите дополнительные ресурсы, такие как книги, поделки, игры или экскурсии (посетите аквариум), которые поддерживают этот интерес.
Вехи когнитивного развития дошкольников
По мере того, как ваш ребенок приближается к дошкольному возрасту (3-5 лет), его когнитивные способности развиваются дальше. Поначалу их концентрация внимания коротка, и они могут не решить головоломку или высидеть всю игру. Однако к тому времени, когда они пойдут в детский сад, они должны быть в состоянии решить головоломку, сыграть в полную игру и начать изучать тонкое искусство честной игры, проигрыша и победы.
Независимо от того, посещает ли ваш ребенок дошкольное учреждение или просто играет дома, во время подготовки к детскому саду улучшаются языковые навыки, улучшается общая моторика, развиваются социальные навыки и расширяется осведомленность об окружающем мире. Хотя они могут не до конца понимать разницу между реальным и притворным, они лучше приспособлены для наблюдения и анализа своего окружения.
Дети похожи на маленькие губки, и на этом этапе роста они постоянно учатся. Всегда наблюдаю, исследую и задаю вопросы. Ваш дошкольник, скорее всего, задаст много вопросов, особенно «Почему?» вопросы. Они могут начать задавать деликатные вопросы о смерти: «Откуда берутся дети?» или расстраивающие новости, которые они видят или слышат.
Хотите узнать, как будет развиваться когнитивное развитие дошкольников в ближайшие несколько лет?
Перед поступлением в детский сад вы можете ожидать, что они будут в состоянии:
- Баланс на бревне или доске.
- Учитывайте пол.
- Поднимитесь по лестнице.
- Понимать понятия времени, такие как «прошлое», «настоящее» и «будущее».
- Сосчитай 10+ вещей.
- Разрежьте бумагу ножницами.
- Танцуй и пой песню.
- Делайте сальто.
- Нарисуйте человека с 4+ частями тела.
- Одевайтесь и раздевайтесь сами.
- Выскажите, что, по их мнению, произойдет дальше в истории.
- Хоп, иначе они могут пропустить.
- Пнуть или бросить мяч.
- Знать предметы повседневного обихода, такие как деньги или еда.
- Подружитесь.
- Назовите 4+ цвета.
- Переговоры о вещах, которые они хотят
- Играйте в настольные игры.
- Вспомнить части истории.
- Назовите адрес и номер телефона.
- Узнавать и писать свое имя.
- Покататься на трехколесном велосипеде.
- Бегать, прыгать или галопом.
- Общайтесь и играйте с другими.
- Качели на качелях.
- Расскажите историю, используя свое воображение.
- Ходьба по кругу или по прямой.
- Идите вниз и вверх по лестнице.
- Напишите или скопируйте цифры, буквы или фигуры.
Познавательные занятия для дошкольников
Как родитель, вы можете помочь улучшить когнитивное обучение вашего ребенка, организовав веселые и игровые познавательные занятия. Никакой структурированной повестки дня или плана урока не требуется. Просто достаточно времени, чтобы играть в одиночку и с другими, расширяя свой опыт.
Игры с идеями для развития когнитивных функций:
ЗАГАДКИПодходящие для возраста головоломки развивают концентрацию, память, навыки решения проблем и критического мышления. Кроме того, головоломки могут усилить сортировку по цвету, типу или форме. Выбор головоломки, концентрация на этом действии и его завершение помогают поддерживать когнитивный контроль.
КАРТОЧНЫЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИЛИ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫПростые карточные, сопоставляющие или настольные игры, такие как «Старая дева», «Давай, лови рыбу», «Комбинирующая игра» или «Лоток и лестницы», учат детей следовать указаниям, делитесь, по очереди и решать проблемы. По мере того, как ваш дошкольник будет осваивать эти игры, вы можете ввести больше игр со сложными стратегиями, например, шашки. Кроме того, когда ваш ребенок сталкивается с проблемой во время игры, это проверяет его суждения, рассуждения и способность находить решение.
ДРУГИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Когда вы отсутствовали, а настольные или карточные игры вам не подходят, попробуйте такие игры, как «Я шпион». Как насчет того, чтобы провести день в парке? Физические игры — прекрасный способ вовлечься. Попробуйте такие игры, как «Прятки», «Красный свет, зеленый свет» или «Саймон говорит». Если ваш дошкольник освоил «Саймон говорит», добавьте поворот и предложите ему сделать противоположное тому, что «Саймон говорит». Дети, складывающие деревянные кубики или играющие с ними, начинают понимать, что они шире, короче, выше, выше, длиннее, тяжелее и т. д. По мере того, как дети продвигаются по этапам игры с кубиками, вы увидите, что их блочные конструкции становятся более детализированными и сложными.
Найдите больше идей для игры с кубиками с помощью этих простых заданий с кубиками для малышей и дошкольников
КОНСТРУКТИВНАЯ ИГРА
Хотя конструктивная игра часто включает кубики, конструктивная игра предполагает экспериментирование с различными материалами и подходами к строительству. Дошкольники учатся планировать и оценивать свои действия методом проб и ошибок. Пробовать новые методы и модифицировать их при необходимости — это лучшее решение проблем. Узнайте, как творческая и конструктивная игра работает лучше всего, когда вы…
ПЕНИЕ, РИФМИРОВАНИЕ И ИГРА ПАЛЬЦАМИ
Простые песни, включающие рифмы и действия, помогают развивать когнитивные навыки; например, «Песня Азбуки» помогает им запомнить алфавит. «Я маленький чайник» или «Голова и плечи» помогают им научиться следовать указаниям. В некоторых песнях представлены числовые концепции, такие как «5 маленьких уток» или «5 обезьян, прыгающих на кровати».
ЧТЕНИЕ
Ежедневное чтение имеет решающее значение для когнитивного развития дошкольников. Воспитывайте любовь к книгам, заглянув в местную библиотеку или книжный магазин, чтобы найти детские сказки.
ШУТКИ
В этом возрасте у дошкольников начинает развиваться чувство юмора. Найдите книгу с анекдотами или заинтересуйте их, попросив их рассказать вам несколько анекдотов.
РАССКАЗЫВАНИЕ
Поощряйте рассказывание историй, попеременно добавляя части к истории или прося их закончить ту, которую вы начали. Включите эти простые и эффективные языковые упражнения для дошкольников в свою повседневную игру.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
Пригласите дошкольника помочь вам на кухне. Они могут начать изучать полезные ингредиенты, измерять и следовать указаниям. Глядя на рецепт, они могут понять направление фото, развивая навыки чтения и языка. Начните с простых рецептов, таких как «Муравьи на бревне» или «Пицца с рогаликами».
ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ
Прогулки на свежем воздухе не только способствуют развитию крупной моторики, но и развивают когнитивные навыки. Природа предоставляет потрясающую научную лабораторию для дошкольников. Отправляйтесь на прогулку, создайте поднос или заведите дневник природы. Ознакомьтесь с другими мероприятиями на свежем воздухе для детей.
ЛАБИРИНТЫ И ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ
Вы можете построить полосу препятствий или лабиринт из простых предметов домашнего обихода. Возьмите моток малярного скотча и создайте лабиринт на полу (сначала проверьте), патио или подъездной дорожке, чтобы ваш дошкольник мог сориентироваться. Они могут управлять своими машинами, мячами или телами через лабиринт, используя свои когнитивные способности. Устройте полосу препятствий внутри или снаружи, используя столы, стулья, большие ящики или гигантские блоки.
ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ РОЛЕВАЯ ИГРА
Многих дошкольников от природы тянет воображать, что они играют. Это идеальный способ развивать свои творческие навыки и воображение. Скорее всего, вы обнаружите, что ваш ребенок притворяется кем-то воображаемым, например, пиратом, супергероем или принцессой. Однако они также могут разыгрывать знакомые роли, такие как покупка продуктов, уборка дома или поход к врачу.
- Запрыгивайте и играйте, но пусть ваш ребенок идет впереди. Имейте в виду, что вам, возможно, придется приспособиться к творческому процессу вашего ребенка.
- Воображаемая игра может быть простой или сложной в зависимости от вашего желания. Время от времени добавляйте основные реквизиты для переодевания, такие как старые шляпы, кошельки или обувь. Нужна корона, меч или волшебная палочка? Вовлеките детей и попробуйте сделать поделки из рулонов бумажных полотенец или плотной бумаги.
- Постройте форт из гигантских блоков или накройте стол и стулья одеялом.
- У дошкольника закончились идеи? Не стесняйтесь предлагать новый сценарий притворной игры. Это может быть основано на реальных действиях, таких как покупки, уход за ребенком, животным или кем-то больным.