Содержание
Родить ребенка и забыть про сон на три года • Пчела
Спит как младенец. Наверное, любая мама хоть раз задумывалась о смысле этой фразы и задавалась вопросом: «Почему мой младенец не спит как младенец?» Долгие укачивания, частые ночные пробуждения, сон только в движущейся коляске — лишь несколько пунктов бесконечного списка маминых развлечений, связанных с детским сном. Старшее поколение советует забыть про сон на ближайшие три года. Неужели это единственный выход — терпеть и ждать заветных трех лет? Педиатр и перинатальный психолог Полина Кизино категорически против «мамских терпелок».
— Полина, давайте сразу ответим на основной вопрос нашей беседы: молодая мама может полноценно спать?
— Да, это возможно. Конечно, спать так, как до родов, не получится. Но высыпать свою норму сна, добирая недостаток днем, вполне возможно. И нужно. А для этого важно, чтобы спал ребенок.
— У вас большой опыт в работе по налаживанию детского сна. Подобно пирамиде потребностей Маслоу, в своей работе вы используете пирамиду сна. Расскажите, что лежит в основе здорового детского сна.
— Да, пирамида — самый наглядный пример. В основании лежит режим. Соблюдение времени бодрствования по возрасту гарантирует, что ребенок не будет перевозбужден к тому моменту, когда придет пора ложиться спать. А значит, засыпание пройдет легче и быстрее.
Следующее колечко — гигиена сна. Согласитесь, даже взрослому человеку сложно заснуть в ярко освещенном помещении, слишком шумном и душном. Затемнение, невысокая температура (18–21 °С) и достаточная влажность (50–60%) — основные составляющие комфортного сна.
Следующим уровнем идут ритуалы на сон. Изо дня в день повторяющиеся действия, которые как бы говорят малышу, что пора спать. Например, принял ванну, переоделся в пижаму, посмотрел в окно, послушал колыбельную.
Четвертое колечко — ассоциации на сон. Действия, которые выполняет малыш и без которых не может заснуть или продолжить спать. Самые сильные и устойчивые ассоциации — это грудь и укачивание. Если эти ассоциации ведут к частым ночным пробуждениям, их нужно убирать.
Вишенка на торте — самостоятельное засыпание. Чтобы к нему прийти, нужно, чтобы все предыдущие условия выполнялись.
Но пирамида не будет работать, если мама уставшая. Поэтому ее стержень — мамин ресурс. Прежде чем приступать к работе над детским сном, мама должна отдохнуть, наполниться силой. Работу над сном лучше не начинать совсем, чем начать и бросить, потому что у мамы не хватило сил довести ее до конца.
— Когда мы говорим о ритме, а когда — о режиме? Или это взаимозаменяемые понятия?
Полина Кизино, педиатр и перинатальный психолог, мама двоих детей— Когда у малышей больше двух дневных снов, мы говорим о ритме — смене времени бодрствования и сна. Говорить о привязке ко времени здесь сложно: ребенок чуть дольше поспал, чуть позже проснулся, бодрствование и сон сместились. А если бодрствование было активным, малыш мог захотеть спать раньше привычного. Режим — это уже какая-то привязка ко времени, он появляется при сокращении числа дневных снов до двух. Здесь уже более-менее фиксированные подъем и отбой. Но и режим — это не расписанный по минутам распорядок дня, а лишь ориентиры.
— Когда можно переходить к самостоятельному засыпанию? Насколько мама или папа участвуют в процессе?
— Когда налажены режим, гигиена сна, ритуалы на сон, нет негативных ассоциаций. Если придерживаться терминологии, то самостоятельное засыпание — это когда ребенок ложится в кроватку, родители желают ему спокойной ночи, выключают свет и выходят за дверь. А малыш при этом не плачет, остается в кроватке и засыпает. Но если вам комфортно сидеть рядом с малышом, пока он не заснул, и вас это не напрягает, то какая разница — называется ли это самостоятельным засыпанием или нет. Вряд ли вам будет лучше в ситуации, когда ребенок плачет и зовет маму, а мама, вся сжавшись, стоит под дверью, не смея зайти?
— Итак, молодая мама с месячным малышом читает эту статью. У ребенка время бодрствования еще очень короткое, поэтому нет разделения еда/сон. Когда этой маме начинать работу со сном малыша? И с чего?
— Первые два месяца — время, когда мама и младенец знакомятся друг с другом. Мама постепенно узнает, как малыш реагирует на разные раздражители (голод, грязный подгузник, усталость). Наблюдая за своим ребенком, мать выделяет те признаки усталости, с помощью которых ребенок ей сообщает: «Я хочу спать». Постепенно она заметит, что время бодрствования увеличится. И уже сможет сдвинуть более активное взаимодействие на время после пробуждения, а ближе ко сну — помогать ребенку затормозиться, настроиться на сон.
— А если малышу уже месяцев шесть, и у него уже сформировались устойчивые ассоциации? Что делать в этом случае?
— В ассоциациях на сон, в принципе, нет ничего плохого. Они становятся негативными, когда ведут к частым пробуждениям или когда маме становится сложно их повторять. Например, мать привыкла качать ребенка, но он подрос и прибавил в весе, теперь качать его уже тяжело. В моей практике был случай, когда мама качала ребенка в автолюльке на фитболе. Не получится просто убрать ассоциацию и ждать, что ребенок с пониманием к этому отнесется. Нельзя просто что-то убрать, ничего не дав взамен. Поэтому сначала вводим новую нейтральную ассоциацию наравне с ведущей. Например, ребенок теребит игрушку-комфортер. И только после того, как новая ассоциация сформируется, начинаем постепенно убирать ведущую.
Повторю, не ждите, что малыш спокойно воспримет такую замену. Конечно, он будет протестовать. Но мягкая настойчивость мамы поможет ребенку уйти от негативной ассоциации и укрепит его сон.
— И вот малышу исполнилось три года, а он по-прежнему уходит в сон с истерикой и просыпается по ночам. Мама надеялась, что всё само наладится, но нет. Что делать?
— Честно ответить себе на вопрос: какая мне выгода от плохого сна ребенка. Если к трем годам ребенок не засыпает самостоятельно, спит в родительской постели или часто просыпается по ночам, значит, мама получает от этого какую-то выгоду.
Например, женщине пора выходить на работу, а она не хочет. И проблемы со сном позволяют ей отодвинуть выход из декрета. Или испортились отношения с мужем. Тогда присутствие ребенка в родительской постели позволяет избежать супружеской близости. Или мама просто не может пожаловаться, что она устает с ребенком. А когда она говорит, что малыш часто просыпается и вообще плохо спит по ночам, то создает повод, чтобы ее пожалели.
Поэтому, прежде чем работать над детским сном, разберитесь в себе. С трехлетним ребенком уже можно договориться, ему можно объяснить, что теперь он спит в своей кроватке, например.
— Можете назвать самые распространенные причины сбоя налаженного режима?
— Скачки роста. До полутора лет у детей порядка десяти скачков роста, когда ухудшается сон. Освоение нового навыка: если ребенок недостаточно отработал навык днем, он может продолжить его отработку ночью. Переутомление: пропустили время сна или вообще отказались по каким-то причинам от сна, получили проблемы. Плохое самочувствие. Чрезмерные эмоции, как негативные, так и позитивные. Что касается таких причин, как фазы луны или смена погоды, то я предпочитаю искать причины в физическом или психологическом состоянии ребенка.
— К счастью, сейчас жизнь молодой мамы не ограничена детской площадкой и ближайшим магазином. Она может встречаться с подругами, посещать выставки и даже ездить на работу вместе с ребенком. Что вы скажете о сне в машине? Это зло или допустимо, если не злоупотреблять?
— Сразу скажу: автокресло создано для безопасной поездки малыша из пункта А в пункт В. Оно не приспособлено для сна. Ребенок там находится в несколько сгруппированном положении, которое спасет его в случае аварии. Спать в таком положении нежелательно. Конечно, мама может планировать поездки на детский сон, если они не частые. И следить, чтобы сон в машине не превратился в ассоциацию, когда ребенок спит только в движущейся машине.
Что следует учитывать – Потенциальные затраты на обучение сну – ОСНОВА
Как работает обучение сну?
С так называемой «бихевиористской» точки зрения, методы приучения ко сну воздействуют либо на вознаграждение, либо на поощрение желательного поведения (например, с помощью ритуалов отхода ко сну, чтобы помочь младенцам понять, что пора спать), либо не вознаграждают нежелательное поведение. поведение (игнорирование детского плача по ночам). Поскольку бодрствующий ребенок, который не беспокоит своих родителей, обычно не считается проблемой, неудивительно, что многие из наиболее «эффективных» методов обучения сну сосредоточены на управлении плачем детей, а не на их сне как таковом. (Лечение поведенческого сна и ночной плач у младенцев: вызов статус-кво. Бланден и др., 2011 г.) В эту категорию попадают методы «угасания», в том числе «Выплакаться» и «Контролируемый плач» (также называемые «Контролируемое утешение»).
Хотя с бихевиористской точки зрения мы можем понять, почему и как работают эти методы (т. е. они уменьшают нарушения сна у младенцев у родителей), существуют альтернативные точки зрения, которые делают картину менее ясной.
- Методы «угасания» требуют, чтобы и родители, и дети разорвали связь между плачем и последовательной реакцией родителей. Это означает разрыв связи (отзывчивого ухода), которая возникла для обеспечения выживания младенцев (Parsons et al 2010; Feldman 2011; Blunden et al 2011), которая возникла для обеспечения выживания младенцев, что кажется детям неправильным (поэтому они протестуют) и большинству родителей кажется неправильным (поэтому это кажется травмирующим).
Практически ни одно исследование не изучало процессы, происходящие в мозге и телах младенцев во время приучения ко сну, поэтому у нас нет возможности узнать, спит ли на самом деле не плачущий младенец или ребенок, который находится в так называемом состоянии сна. «диссоциативное» состояние (означающее, что ребенок «замкнулся» в ответ на стресс, вызванный тем, что его оставили в одиночестве без реакции опекуна, и поведенчески / неврологически «отключился»). Если ребенок, который стал тихим после обучения сну, действительно спит, является ли его сон «нормальным» или он отличается от сна детей, которые не прошли этот процесс? Исследования в этой области выявили общий недостаток информации о долгосрочных последствиях вмешательств по обучению сну.
Хотя мы очень мало знаем о физических и эмоциональных последствиях тренировки сна, следует учитывать некоторые потенциальные последствия.
Влияние тренировки сна на риск СВДС и грудное вскармливание
Целью большинства тренировок сна является улучшение сна у родителей и снижение ночных пробуждений (или плача) младенцев (при условии улучшения сна младенцев). Важно признать два потенциально важных последствия искусственного ускорения процессов развития сна младенцев.
- Поощрение младенцев, особенно в возрасте до 6 месяцев, спать дольше и быстрее, чем это нормально для их стадии развития, может подвергнуть их повышенному риску СВДС. Необычно продолжительный или глубокий сон, от которого уязвимый ребенок не может легко проснуться, был связан с повышенным риском СВДС.
- Приучение ко сну в конечном итоге приводит к тому, что младенцев оставляют спать самостоятельно. Действительно, возможность «успокоиться» в одиночестве является центральным аспектом многих техник тренировки сна. Исследование факторов риска СВДС показало, что, когда дети в возрасте до 6 месяцев спят одни, у них значительно повышается вероятность СВДС по сравнению с теми, кто спит в одной комнате с родителями как в дневное, так и в ночное время. (Карпентер и др., 2004; Блэр и др., 2006)
- Долгий ночной сон снижает возможности грудного вскармливания. Некоторые режимы обучения сну подчеркивают, что кормление и сон должны быть разделены. Ночные кормления важны как для начала, так и для поддержания грудного вскармливания, поскольку они оказывают гораздо большее влияние на гормоны, необходимые для поддержания выработки грудного молока. Хотя большинство кормлений может смещаться на дневное время, если их не происходит ночью, это может подавлять физиологию материнской лактации, вызывая сокращение выработки молока (Nikolopoulou & St Robert-James 2003). Помимо других последствий раннего отнятия от груди для здоровья младенцев, раннее прекращение грудного вскармливания также является фактором, повышающим риск СВДС.li>
Неизвестный эффект разлучения матери и младенца
Как показано в Как спят младенцы , эволюционная биология человеческого ребенка требует, чтобы он был рядом со своей матерью, полагаясь на нее в плане еды, тепла и защиты — всех элементов, необходимых для жизни. их выживание. Близости матери и ребенка способствует связь, которая связывает их вместе — связь привязанности, — и некоторые исследователи предполагают, что эта связь поддерживается тем, что мать и ребенок «творят» и реагируют на «сигналы» — плач, визуальный контакт, прикосновение. . (Парсонс и др., 2010; Фельдман, 2012; Бланден и др., 2011).
Недавние исследования показывают, что эта связь между матерью и ребенком имеет не только практические аспекты (детский плач, мать кормит или обнимает ребенка), но также может наблюдаться с точки зрения физической синхронности матерей и их детей. Когда механизмы, поддерживающие синхронность, нарушаются, последствия можно увидеть и измерить как биологический дисбаланс в паре мать-младенец.
Недавнее исследование (Middlemiss et al 2012.) . вмешательство началось с соответствующих, синхронных, гормональных реакций на стресс (дети плакали перед сном, у них повышался уровень гормона стресса, а также повышался уровень гормона стресса у их матерей). После трех дней «контролируемого плача» младенцы перестали плакать по ночам, а уровень гормона стресса у матерей снизился, однако уровень у детей, несмотря на то, что они больше не плакали, оставался высоким. Это говорит о том, что поведение младенцев изменилось, а их физиология — нет. Реакция младенцев в этом исследовании подтверждает теорию о том, что младенцы, которые проходят обучение сну посредством угасания, могут учиться «сдаваться», а не «успокаиваться» — внешне эти два поведения кажутся одинаковыми, но внутренне физиология младенцев очень отличается. Помимо того, что они были физически отделены от своих матерей, дети, обученные сну, больше не находились в физической синхронности со своими матерями, поскольку их взаимная связь реакции на стресс (поддерживаемая плачем младенцев) была разорвана.
Исследования в этой области все еще находятся в зачаточном состоянии; однако поведенческая синхронность между матерями и младенцами хорошо изучена и связана с поддержанием позитивных отношений между матерью и младенцем и нормальным развитием младенцев. (Middlemiss et al 2012.) Физиологическая синхронность между матерями и младенцами может существовать не только для того, чтобы младенцы были накормлены и чтобы их случайно не бросили; он также может играть важную роль в поддержании отношений между матерью и младенцем и в обеспечении нормального эмоционального, социального и физиологического развития.
Для получения более подробной информации по всем вопросам, связанным с обучением сну, см. наши страницы для практикующих врачей.
Дополнительную информацию для практикующих врачей можно получить здесь
Проблемы со сном – когда контролируемый плач не работает
Звучит просто, но почему технику тренировки сна с контролируемым плачем так сложно применить на практике? Мэнди Герни из клиники сна Милпонд рассказывает, что делать, когда контролируемый плач не работает
Контролируемый плач не работает — ответы на ваши вопросы…
ВОПРОС: Моей дочери шесть месяцев, она никогда не спала всю ночь и отказывается засыпать самостоятельно. Теперь я знаю, что это моя вина, так как мне нравилось укачивать ее, чтобы она заснула у меня на руках, когда она была меньше, однако ничего из того, что я пытаюсь сделать, чтобы улучшить ситуацию, похоже, не работает.
Я пытался контролировать плач, но моя дочь не успокаивается. Она продолжает хватать меня за руки и не перестанет плакать, пока они не будут у нее, а затем подносит их к лицу. Я решил, что вместо того, чтобы гладить ее спину, я буду гладить ее лицо, так как это, похоже, работает лучше для нее. Однако, когда я выхожу из комнаты, она снова начинает кричать. Я знаю, что она устала и хочет спать, но только пока я в комнате.
Иногда, когда она, наконец, засыпает от истощения, ее дневной сон кажется недолгим, как будто она шевелится и замечает, что меня больше нет в комнате, она снова вскакивает, и, в общем-то, на этом все. время сна. Мне просто интересно, что я делаю неправильно, и что я могу сделать, чтобы немного улучшить жизнь моей малышки (а также ее беспокойных мамы и папы). — Кейт
ОТВЕТ: Контролируемый плач — это метод тренировки сна, который учит вашего ребенка спать самостоятельно. В Millpond мы не рекомендуем использовать его до шестимесячного возраста, так как мы считаем, что метод постепенного отступления больше подходит для детей младшего возраста. Контролируемый плач не означает, что вы оставляете ребенка наедине со слезами, вместо этого вы возвращаетесь, чтобы ненадолго проверить его через определенные промежутки времени, чтобы успокоить ребенка и себя. Продолжительность времени между посещениями постепенно увеличивается, пока ваш ребенок не заснет.
Ребенок, который не может устроиться самостоятельно, всегда плохо спит. Чаще всего они просыпаются после короткого цикла сна продолжительностью 30-45 минут. Если вы научите ребенка самостоятельно успокаиваться ночью, это улучшит продолжительность и качество сна.
Суть этой техники заключается в том, чтобы не гладить, не гладить и не менять положение ребенка. Этот тип контакта можно рассматривать как награду за плач, и вместо того, чтобы уменьшить плач, вы можете научить вашего ребенка плакать в течение определенного периода времени, прежде чем вы войдете в него и обнимете или погладите его, тем самым непреднамеренно поощряя его плакать.
Попробуйте этот метод контролируемого плача, чтобы научить ребенка успокаиваться в одиночестве:
Процедура отхода ко сну не должна занимать более 30 минут. Молоко перед сном следует давать внизу перед тем, как начать процедуру отхода ко сну. Упражнение должно быть спокойным/успокаивающим, и оно должно быть последовательным.
Рекомендуемый режим отхода ко сну в 19:30:
19:00: Теплая ванна продолжительностью не более 5-10 минут, только с одной или двумя игрушками. Переоденьтесь в пижаму и расскажите сказку на ночь. Положите ее в кроватку, пожелайте спокойной ночи и выйдите из комнаты.
Если ваш ребенок плачет, когда вы кладете его в кроватку, примените технику контролируемого плача.
- Подождите 5 минут, прежде чем вернуться в комнату. Сделайте чек кратким с минимальным взаимодействием. Не прикасайтесь, не берите ее на руки и не обнимайте. Просто скажите: «Мама/папа здесь, иди спать» и выйдите из комнаты, даже если она все еще плачет.
- Если она все еще плачет через 10 минут, войдите и повторите процедуру.
- Если через 15 минут она все еще плачет, повторите процедуру.
- Повторять каждые 15 минут, пока она не уснет.
- Если она начинает успокаиваться, подождите, чтобы увидеть, начинает ли она засыпать.