Содержание
Домашнее или надомное обучение — в чем разница?
Домашнее обучение
Домашнее обучение — это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию. Синоним — семейное обучение.В России образование можно получить в образовательных организациях или в форме семейного образования и самообразования (Статья 17 Федерального закона «Об образовании»)
Чаще всего семьи переходят на домашнее обучение по трём причинам — недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи. Чтобы забрать ребёнка из школы, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление, а затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.
<<Перелинковка>>
Организация дальнейшего учебного процесса на семейном обучении лежит на родителях. Что, как и когда учить — семья решает сама. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это онлайн-школам. Например, в «Фоксфорде» учатся дети с 1 по 11 класс. Занятия проводятся в режиме реального времени или можно смотреть их в записи. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.
<<Перелинковка2>>
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по скайпу. Зачастую назначаются 2–3 предметника, которые преподают надомнику сразу несколько дисциплин.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (Статья 66 Федерального закона «Об образовании»).
Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.
<<Форма демодоступа>>
Кто может рассчитывать на надомное обучение
Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Надомным обучением нельзя воспользоваться, если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу. Его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.
Алгоритм перехода на надомное обучение
Порядок действий такой:
- Семья получает заключение медико-социальной экспертизы.
- Родители пишут заявление в школу и заключают договор на оказание образовательных услуг.
- Школа издаёт приказ о надомном обучении.
- Школа утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации ребёнка.
К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.
В четвёртом классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа.
Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».
Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути.
Домашнее или надомное обучение: что выбрать
Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.
Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.
Определиться, какой тип обучения, семейное или надомное, всё же подойдёт ребёнку, поможет наглядная таблица.
Домашнее обучение – что это такое
Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время. Для того, чтобы понять что это такое, я предлагаю для начала обратиться к Википедии:
«Термином homeschooling обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах».
При этом понятие не ограничивается лишь тем, что дети учатся дома. У хоумскулинга есть несколько видов:
Анскулинг — это обучение детей без заранее продуманной и четко расписанной программы. Также нет у анскулинга и заранее предопределенных целей и задач. Но при этом, метод не означает, что детей ничему не учат. Это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения.
Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в журнале «Растём без школы». Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами. Он предлагал родителям отказаться от искусственных условий обучения, а использовать для этого реальную жизнь. Джон Холт критиковал школьную систему и писал, что обязательное школьное обучение вредит здоровью и психике детей. В итоге он предложил избавиться от школ и от систематического образования вообще. Адепты теории считают такое обучение естественным, отталкивающимся от потребностей самого ребенка.
Какие формы домашнего обучения бывают?Семейное обучение
Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.
Экстернат
Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.
Надомное обучение
Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.
Нонскулинг — вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.
Домашнее обучение преимущества и недостатки
Аргументы хоумскулеров
— Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.
— В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.
— Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.
— Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.
— Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.
Критика домашнего обучения
— Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.
— Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.
— Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.
— В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы
Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль
Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько. А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.
Составить программу домашнего обучения и перевести ребенка на домашнее обучение вам помогут:
Ссылки по темеМнения специалистов о домашнем обучении
Мифы о школьном обучении
Нешкольное образование
Философия анскулинга
Домашнее обучение
Альтернативная педагогика
Виды хоумскулинга
Где помогают организовать домашнее обучение?Проект “Семейное образование”
Центр Семейного обучения
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Мы в соцсетях
Введение в обучение на дому – Коалиция за ответственное домашнее образование
Обучение на дому – это вариант обучения, который позволяет родителям обучать своих детей дома, а не отправлять их в школу. Сегодня существует множество ресурсов и возможностей, доступных семьям, обучающимся на дому, и в условиях растущего выбора школ домашнее обучение становится все более и более приемлемым для широкой публики. Родители выбирают домашнее обучение по разным причинам. Современное домашнее обучение началось в 1970-е и 1980-е годы, отстаиваемые прогрессивными реформаторами образования, надеющимися высвободить внутренний творческий потенциал детей, и консервативными евангельскими лидерами, обеспокоенными окружающей средой в государственных школах. В настоящее время около двух миллионов детей обучаются на дому, а в начале двадцатого века домашнее обучение становится все более разнообразным как с точки зрения расы и класса, так и с точки зрения мотивации родителей. См. Цифры домашнего обучения и Демографические данные домашнего обучения.
Родители выбирают домашнее обучение по целому ряду причин. Некоторые родители обеспокоены социальной средой или академическим качеством местных государственных школ. Некоторые хотят, чтобы их дети получали образование в соответствии со своими религиозными убеждениями. Некоторые считают, что их дети будут учиться лучше благодаря обучению, ориентированному на детей, за пределами классной комнаты. У некоторых есть дети, над которыми издевались в школе, или у которых есть проблемы со здоровьем или жесткий график тренировок. Все большее число семей пользуются гибкими предложениями домашнего обучения, и многие дети могут обнаружить, что домашнее обучение хорошо подходит для их естественного стиля обучения или личности. Если есть что-то, что можно сказать о родительских мотивах для домашнего обучения, так это то, что они далеко не монолитны. Подробнее см. в разделе «Причины для родителей».
Хотя домашнее обучение является законным на всей территории Соединенных Штатов, уровень надзора за домашним обучением варьируется от штата к штату. Большинство штатов требуют, чтобы родители уведомляли чиновников штата или местных органов образования о своем намерении перейти на домашнее обучение, а в половине штатов в той или иной форме существует требование об оценке. В большинстве штатов есть дни обучения или требования к предметам, а в меньшем количестве штатов есть требования к родительской квалификации и бухгалтерскому учету. В некоторых штатах ничего из вышеперечисленного не требуется. Разрозненный и часто прискорбно неадекватный характер надзора за домашним обучением означает, что существует мало средств защиты интересов детей, обучающихся на дому. Дополнительную информацию см. в разделе Текущая политика.
Исследования показали, что дети, обучающиеся на дому, могут добиться успехов в учебе, особенно при поддержке и ресурсах своих родителей. Многие родители, обучающиеся на дому, целеустремленны и мотивированы и чрезвычайно вовлечены в образование своих детей. Они занимаются самообразованием по ходу дела и ищут ресурсы, репетиторов или классы по тем предметам, которые они, возможно, не в состоянии преподавать сами. Во многих отношениях эти родители являются скорее помощниками или координаторами, чем учителями. Однако, хотя дети, обучающиеся на дому, могут преуспеть в учебе, этот успех не гарантирован. В тех случаях, когда родители, обучающиеся на дому, не мотивированы и не придают большого значения академической успеваемости своих детей, дети, обучающиеся на дому, могут испытывать трудности в учебе или даже не получать никакого образования вообще. Для получения дополнительной информации см. Академические достижения.
Дети, обучающиеся на дому, обычно участвуют во множестве социальных мероприятий, включая кооперативы домашнего обучения, уроки танцев и музыки, церковную и воскресную школу, экскурсионные группы и другие классы, клубы и группы вне дома. Благодаря сетевому потенциалу Интернета и более широкому общественному признанию домашнего обучения возможности, доступные для семей, обучающихся на дому, в последние годы расширились. Если родители приложат усилия, чтобы найти социальную отдушину для своих детей, дети, обучающиеся на дому, могут быть хорошо социализированы и могут хорошо интегрироваться в общество. Напротив, если родители не обеспечивают своим детям достаточных возможностей для удовлетворения их социальных потребностей, дети, обучающиеся на дому, могут быть одинокими, у них разовьются социальные фобии или возникнут трудности с интеграцией в общество. Для получения дополнительной информации см. Домашнее обучение и социализация.
Все больше штатов разрешают детям, обучающимся на дому, записываться в государственную школу на неполный рабочий день, чтобы посещать индивидуальные занятия или участвовать в спортивных соревнованиях и других внеклассных мероприятиях. Некоторые исследования показали, что до 20% учащихся, обучающихся на дому, зачисляются в государственные школы на неполный рабочий день. В некоторых штатах есть государственные школы на дому или государственные или чартерные заочные программы, которые позволяют детям обучаться дома, получая при этом преимущества от зачисления в государственную школу. «Киберчартеры» стали популярными среди некоторых учеников, обучающихся на дому, и ряд чартерных школ разработали программы, по которым дети приходят в настоящую школу на занятия один или два раза в неделю и в остальном получают образование дома. В мире, который становится все более разнообразным с точки зрения образования, домашнее обучение предлагает множество гибких и творческих вариантов.
Отзывы первого поколения учащихся, обучающихся на дому, которым сейчас от 20 до 30 лет, показывают, что те, кто ответственно обучается на дому, часто преуспевают в колледже и в профессиональной жизни, в то время как те, кто подвергался пренебрежению или подвергался жестокому обращению с домашним обучением, часто сталкиваются с перспективами низкооплачиваемой работы, плохой интеграцией и связью со своими сообществами, борьбой с бедностью и зависимостью, которые можно было бы легко предотвратить. Для получения дополнительной информации см. Результаты домашнего обучения и Жестокое обращение и пренебрежение. Качество обучения ребенка на дому почти полностью зависит от стремления родителей обеспечить функциональную, заботливую среду с оптимальными условиями для образования и здорового развития ребенка.
Подробнее о домашнем обучении:
- Что такое домашнее обучение?
- Домашнее обучение в цифрах
- Кто учится на дому?
- Мотивы для домашнего обучения
- Академическая успеваемость
- Что насчет социализации?
- Результаты домашнего обучения
- Что говорят ученые
- История домашнего обучения
- Наши исследования
Что такое домашнее обучение? – ПАРУС Homeschoolers
Принятие решения о домашнем обучении
Домашнее обучение — это серьезное обязательство, и решение о домашнем обучении может показаться непосильным. Выбор домашнего обучения ваших детей должен быть сделан с глубоким пониманием того, что влечет за собой домашнее обучение, видением того, как это может выглядеть для вашей семьи, и общим представлением о том, как это может повлиять на динамику вашего дома. Проведите множество исследований и пообщайтесь с некоторыми учениками, обучающимися на дому, чтобы помочь вам принять обоснованное решение, которое наилучшим образом соответствует потребностям и приоритетам вашей семьи. Имейте в виду, что многие люди имеют очень твердое мнение относительно домашнего обучения.
При поиске в Интернете можно найти множество книг, веб-сайтов, видео и блогов по теме обучения на дому, которые предоставляют общую информацию, а также делятся опытом различных семей, обучающихся на дому.
Прежде чем приступить к обучению на дому, ознакомьтесь с законами и юридическими требованиями в вашем регионе. В Соединенных Штатах обучение на дому разрешено во всех 50 штатах, но требования варьируются от штата к штату. Вы можете проверить действующие законы вашего штата на веб-сайте Ассоциации правовой защиты домашних школ: www.hslda.org/laws
Обучение на дому в Техасе
Техас — прекрасный штат для обучения на дому. Домашние школы в Техасе считаются частными школами и не регулируются государством. На веб-сайте Техасской коалиции домашних школ (THSC) можно найти много информации о домашнем обучении в Техасе. Ассоциация правовой защиты домашних школ (HSLDA) также предлагает отличные ресурсы.
Выход из школы
Независимо от того, зачислен ли ваш ребенок в школу в настоящее время, мы рекомендуем ознакомиться с политикой вашего местного школьного округа в отношении исключения из школы и/или обучения на дому. Когда вы начинаете домашнее обучение, настоятельно рекомендуется официально забрать ваших детей из любой школы, в которой они учатся.
Если учебный год закончился, а ваш ребенок считается зачисленным на следующий год, откажитесь от участия до начала нового учебного года.
Еще раз проверьте свои законы (www.hslda.org/laws), поскольку правила различаются в зависимости от местоположения.
Определите свой стиль обучения и образования
Одним из самых больших преимуществ домашнего обучения является то, что вам не нужно придерживаться какого-то одного метода, программы или учебного плана. Это означает, что вы можете адаптировать учебный опыт каждого вашего ребенка в соответствии с его потребностями и дополнить его индивидуальный стиль обучения. Вы можете использовать контрольный список HSLDA, чтобы определить стиль обучения вашего ребенка.
Существует множество методов домашнего обучения, наиболее популярными из которых являются традиционные, классические, эклектичные, Шарлотты Мейсон и анскулинг. Каждый стиль уникален в философии и технике. Большинство домашних школ используют комбинацию стилей обучения в зависимости от предмета и конкретных потребностей каждого ребенка. Узнайте больше о стилях домашнего обучения на Homeschool.com и найдите один или несколько стилей, которые подходят для вашей семьи.
Выбор учебной программы
Выбор учебной программы — это одновременно и одна из самых увлекательных, и одна из самых сложных частей обучения на дому. Существует множество вариантов учебных программ, начиная от подробных тематических учебных модулей и заканчивая полным набором учебных программ, включающим все материалы по предметам, методические пособия, учебные пособия и расписания. Многие из доступных учебных материалов адаптированы к определенному стилю домашнего обучения, поэтому обязательно убедитесь, что методы соответствуют философии домашнего обучения вашей семьи.
Маловероятно, что вы найдете индивидуальный учебный план, отвечающий всем потребностям всех детей в условиях домашнего обучения. Большинство из нас выбирает комбинацию учебных материалов и расходных материалов, которые охватывают выбранные академические предметы и лучше всего подходят для стилей обучения наших детей. Как домашний школьник, вы можете изменять и дополнять уроки по своему усмотрению. Обзоры Кэти Даффи предлагают подробные описания и обзоры многих вариантов учебных программ и являются отличным ресурсом для использования при выборе учебной программы.
У SAIL есть интернет-форум, специально посвященный учебной программе, где участники могут обсуждать и делиться своим опытом. Члены могут договориться о времени встречи, чтобы ознакомиться с различными учебными программами, книгами и пособиями, а также обсудить различные методологии.
Присоединяйтесь к группе поддержки
Присоединение к местной группе поддержки поможет вам и вашему ребенку добиться успеха в домашнем обучении. Такие группы, как SAIL, обеспечивают поддержку, поддержку и общность как родителей, так и детей.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше обо всех предложениях SAIL!
Сильная сеть домашнего обучения предлагает возможности для обучения и общения, а также общую сеть знаний и опыта, которые вы не можете получить, занимаясь этим в одиночку.