Содержание
Методика Чаплыгина: быстрое чтение, или фокусы с кубиками — Parents.ru
Воспитание
Вслед за Толстым
Складовый метод обучения чтению, который лежит в основе методики Евгения Чаплыгина, не новое изобретение. Такой способ был предложен Львом Николаевичем Толстым. Склады использует для обучения и Николай Зайцев. Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!
«Все буквы знает, – говорят родители, — а читать не умеет». Знакомо? Сам ребенок особо не произносит отдельные фонемы: почти с рождения он «разговаривает» целыми складами: гулит, лепечет. А это значит, что и учиться читать по складам будет гораздо проще. Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога. В русском языке слог может состоять и из одной буквы, и из десяти. Например, в слове «яма» первый слог – «я», в слове «взрыв» – один слог, состоящий из пяти букв, а из восьми букв состоит слог в наречии «вскользь».
Складом называется слияние согласной с гласной (МА, ША), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (БЬ, СЪ…) – не более.
Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.
Чаплыгин vs Зайцев
Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звуко-буквенный анализ не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.
Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.
Но это не все отличия! У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати. Причем, двадцать кубиков объединены попарно в десять (то есть в наборе всего двадцать элементов). Сами сочетания букв не случайны. Это, как пишет автор, результат многолетних трудов и исследований. Какой-то понятной и прямой логики в расстановки букв не найти – это, скорее, сочетание наиболее часто встречающихся складов. Для набора некоторых слов, однако, потребуется поставить двойные кубики торцом, чтобы хватило букв (например, при написании слова «здравствуйте», ведь одинарные буквы «Д» и «З» находятся на одном кубике).
Сделай сам
Конечно, тот факт, что кубики Чаплыгина продаются в готовом виде, делает их привлекательными для многих родителей. Производители выделяют это преимущество, намекая на методику Зайцева, кубики которого нужно склеивать и наполнять. Однако мамы разные бывают, и для некоторых покупка готовых, но недешевых кубиков не является таким уж очевидным плюсом.
Все в сборе
В комплект Чаплыгина входят десять двойных кубиков и десять одинарных. Другими словами, вам потребуется тридцать деревянных кубиков. С одинарными все просто: нужно наклеить или написать маркером или прибором для выжигания на их гранях буквы и пометить для удобства значками. Вверх кубика – значок, а на четырех сторонах – буквы.
Одинарные кубики выглядят так:
* треугольник и Л, М, Й, Ш
* рыбка и М, П, Т, К
* птичка и Р, Д, Б, З
* крестик и С, Ж, Ч, Х
* месяц и Ц, Ф, Г, Щ
* слоненок и Ь (более светлый цвет), В, С, Ъ (светлый)
* машинка и красным О, Е, У, Э
* клубничка и (тоже красным, как и все гласные) А, И, Е, У
* снежинка и О, У, Ю, А
* колечко и Ё, И, Ы, Я.
Двойные кубики придется сколачивать деревянной планкой. Можно просто аккуратно забить недлинные гвозди в деревяшку, посадив на нее два кубика так, чтобы они могли вращаться вокруг своей оси, но при этом быть на минимальном расстоянии один от другого. С нахождением десяти деревяшек могут возникнуть проблемы. Но кто сказал, что будет легко? Подойдут палочки от строительного материала или рейки от старой детской кроватки (главное при этом добиться безопасности для малыша – кубики не должны сниматься с гвоздей, а на дереве не должно быть зазубрин и неровным краев). Двойные кубики помечаются на планке значками – это будет верхом. Так же, как на одинарные, на них любым способом наносятся буквы. Один кубик из двойного с согласными (черные буквы), второй с гласными (красные).
Двойные кубики имеют следующий вид:
Квадрат и буквы М, П, К, Ш; А, И, Е, У. (таких двойных кубиков надо сделать два)
Круг и Н, К, Т, Д; А, О, И, Я (тоже два)
Звездочка и С, Р, Л, Б; А, О, И, Я
Елочка и В, Б, Д, З; А, О, Е, У
Сердечко и Р, Л, С, Н; Е, Ы, У, Ю
Цветок и Б, Ж, Х, Ч; А, И, Е, У
Яблоко и Р, Т, М, Л; Ё, У, Я, Ы
Домик и Ц, Ф, Ч, Г; А, И, Е, У.
Вот и все. В комплект кубиков Чаплыгина входит также «пояснялка» для родителей, которая является готовым вариантом организации занятий.
Поворот кубиков превращает занятие в фокусы. При каждом движении получаются новые склады, а значит и слова. Из двух кубиков можно составить двадцать слов, а из трех – целых пятьсот. Одним движением руки Маша превращается в Мишу. чудеса и привлекают детей. Кто же не любит фокусы?!
Шпаргалка
Книжечка с описанием каждого занятия, безусловно, облегчает мамин труд: не нужно специально готовиться, подбирать нужные кубики и соединять их в слова. Занятия разделены на одиннадцать блоков. Новый блок ознаменовывается добавлением нового кубика или нового способа работы с уже имеющимся материалом. Переход от одного занятия к другому индивидуальный – все зависит от темпа усвоения материала ребенком.
Принцип работы несложен. Мама составляет слово из кубиков, называет его. Предлагает ребенку прочитать слово, составить самому и отыскать такой же склад. Работа начинается с составления первого слова – «мама». Сначала взрослый показывает склад «МА» на двойном кубики с квадратом, называет его и просит ребенка отыскать такой же на других кубиках. Для закрепления можно нарисовать мамин портрет или приклеить фотографию прямо в книжечку. На втором занятии – фокус! – вращая кубики, получаем из слова «мама» слово «папа». Следующее занятие будет строиться на цепочке превращений «мама-Маша-каша». Затем «папа» превращается в «Паша». Далее следует изменение слова «мама» по падежам, то есть изменяется окончание («Мама» — «маме» — «маму»). Так же изменяется слово «папа» и «Паша». Потом вводится буква «И», и появляется «Миша»…
Вроде сложного ничего нет и можно импровизировать и заниматься с малышом самостоятельно? Но сходу подобрать нужные кубики не получается. Поэтому вновь приходится обращаться к методичке. После изменения окончания слова «Миша», составляется слово «пиши» и сразу «пишу». Таким образом, подбираемся к четвертому блоку, на первом занятии которого предстоит показать ребенку «закрытые» слоги и написать кубиками слова «кашка», «Машка», «шишка», «Мишка», «мушка». На втором занятии вводятся буквы Н, Й, Л на двойных кубиках с квадратами и одинарном с треугольником. Получаются слова «манка», «Майка», «шайка», «палка», «пилка».
В пятом блоке поочередно вводятся буквы Д, Т, О, Я. На кубиках с квадратом, кружками и треугольником ребенок прослеживает превращения «каша-наша-Даша» и «Дима-дома-кино», «Петя-Маня-Митя», «Нина-куда-кошка». Конечно, все в игровой форме с веселыми историями. Ход самого занятия можно придумать самостоятельно, исходя из интересов ребенка, а вот последовательность ввода материала пока заменить сложно. Пора показать малышу обратный порядок сочетания звуков на примере слов «Ам-ам», «Умка» «Анка» «Ян», «Янка» «ушки», «окно», «окна».
В седьмом блоке, наконец, присоединяется кубик с рыбкой и читаются слова «мел», «кит», «шум», «кот», «ням», «тук», «дам», «кап» и другие. Для знакомства с буквами С, Р и В понадобиться кубик со звездой и вот уже малыш читает «Саша», «Вика», «киса», «липа», «лапа», «Толя» «Коля», «ваша», «вата», «Саня», «мало», «пила», «сами».
С каждым блоком количество слов увеличивается. В девятом ребенок уже читает слова из трех слогов: было слово «наша», а стало слово «Наташа». Десятый блок прибавляет кубик со слоном, а в одиннадцатом после слов «галка-галька», «мел-мель», «Гулька» и «лебедь» уже можно составлять целую сказку. Кстати, обыгрывать каждое занятие можно очень интересно. .
Однако…
- Не стоит рассчитывать, что обучение чтению решит логопедические проблемы ребенка. Даже так: не решит точно, а вот усугубить может! Неправильно произнося слова и запоминая определенное их звучание, ребенок наживет себе проблемы, которые будет не так-то просто преодолеть. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, логопед посоветует вам привести речь в порядок до того, как закреплять ее обучением чтению (особенно следует обратить внимание на свистящие и шипящие).
- Автор методики обещает, что малыш начнет читать после третьего занятия. Но не гонитесь за быстрым результатом. Старайтесь не обучать, а развивать малыша! Научится ребенок читать в три года или в шесть важно, по сути, только для амбиций родителей на детской площадке. Сам Чаплыгин отмечает, что лучше учить ребенка после трех лет и уж точно тогда, когда он начнет говорить (к этой фразе следует добавить, как минимум, слово «чисто»).
- Обучение «по Чаплыгину» сулит «природную грамотность». Якобы, наблюдая за составлением слов, малыш станет запоминать, как правильно пишутся слова, и в будущем не будет делать ошибок. Сомнительно! Обратим особое внимание на правильность набора слов на кубиках. Есть ли гарантия, что, играя с кубиками самостоятельно, ребенок не наберет слово «малако» или «карова» и не запомнит такое их написание до того, как вы исправите ошибку? Говорить об одинаковом размере всех букв (отсутствие заглавных) не приходиться. «Маша», «Паша» и «Миша» будет до поры до времени записаны так же, как «каша» и «мама» и «папа».
- Не каждому ребенку понравится учиться по кубикам Чаплыгина. Дело, скорее всего, не столько в индивидуальных особенностях малыша (не любит кубики и никогда не любил), сколько в умении и неумении мамы или даже в желании обыграть уроки и заинтересовать кроху. Вот если мама полна энтузиазма, если ей самой интересно показывать фокусы и рассказывать истории, то и малышу ничего не останется, как начать читать.
GettyImages
Кубики Чаплыгина
Автором методики использования динамических кубиков является отец троих детей и педагог по совместительству Чаплыгин Евгений Васильевич. Он считает, что вполне реально научить читать ребенка за три дня при должном интересе, желании и старании. За свою методику Чаплыгин был награжден золотой медалью на Международной выставке «Игры и игрушки».
В набор входят:
- 10 деревянных кубиков с изображением букв на каждой из сторон;
- 10 блоков с парными динамическими кубиками;
- «Шпаргалка-книжка» для родителей.
При этом гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – черным.
В блоках кубики могут вращаться на 360 градусов, поэтому используя два кубика из блоков можно получить 32 слога. Сами блоки и кубики подобраны таким образом, чтобы из получившихся слогов можно было составить большое количество слов. Например, из 3 блоков получится составить более 500 слов. Благодаря многообразию сочетаний из кубиков и блоков можно составлять целые тексты.
Быстрое обучение чтению происходит благодаря тому, что в процессе научения у ребенка включаются все сферы восприятия:
- зрение: ребенок видит буквы и слоги;
- предметно-манипулятивная деятельность: он крутит и вертит кубики во все стороны;
- речь: ребенок произносит буквы, слоги, слова;
- мышление: он сравнивает, пытается делать выводы и запоминать.
Методика Чаплыгина: обучение чтению
Основной постулат успешности приобретения навыков чтения является взаимодействие взрослого с ребенком в игровой форме. Поскольку игровая деятельность является ведущей в детском возрасте, то и усвоение полученного материала происходит более быстро. Занятия по освоению навыка чтения происходят следующим образом:
- Первоначально необходимо установить контакт с ребенком и вызвать у него интерес. Пускай ребенок для начала познакомиться с кубиками: покрутит их в руках, понюхает, погладит.
- Взрослый выступает проводником между ребенком и методиками обучения. Первое время он показывает, как можно составлять слова из кубиков. Поскольку самым часто слышимым и близким словом для любого человека является его собственное имя, то можно начать обучение с составления имени ребенка, затем имени мамы.
- Начинать формирование навыка чтение необходимо с простых слов, которые имеют парные слоги. К таким словам относятся: мама, папа, баба. Один слог из слова ищет взрослый, второй слог он предлагает найти ребенку. Затем они вместе собирают из двух слогов целое слово.
- Поскольку кубики являются динамическими, то есть могут вращаться в любом направлении, родитель может продемонстрировать как из одного слова (например, «мама») можно создать много других слов. Мама – Маша – Саша – Каша — Наша и т.д.
- Затем необходимо обязательно закрепить у ребенка полученные знания. Это можно сделать, читая различные вывески на улице по слогам или разбирая слова из детских сказок на слоги. В помощь родителям могут пойти специальные детские книжки, которые так и называются «читаю по слогам».
Не стоит забывать, что процесс обучения для ребенка должен быть представлен в виде игры, а не восприниматься как вынужденная необходимость. В комплекте идет «Книжка-шпаргалка» с подробным описанием веселых игр, которые смогут заинтересовать ребенка. Сам ребенок также может предложить маме, в какие игры с использованием кубиков он хочет поиграть. В таком случае взрослому важно только поддерживать такой интерес и дать ребенку свободу действий.
Кубики Чаплыгина сделать своими руками будет достаточно сложно. Поскольку они должны быть обязательно изготовлены из дерева. А некоторые из кубиков еще и должны вертеться при этом, что требует специального механизма для закрепления кубиков на специальной подставке.
При использовании любой обучающей методики необходимо помнить, что основная цель, которую преследует взрослый – это не научить каким-либо навыкам (чтению, письму), а сформировать у ребенка интерес к этой области. Тогда он научится сам и читать, и писать при имеющейся поддержке и направлению взрослого.
Методику Чаплыгина часто сравнивают с обучением чтению по кубикам Зайцева. Какую выбрать: кубики Зайцева или кубики Чаплыгина — сказать трудно. Считается, что кубики Чаплыгина, сделанные из дерева более качественные и приятные на ощупь, поэтому нравятся малышам. А кубкики Зайцева, чаще сделанные из картона, менее долговечны, но в то же время рассчитаны на развитие сенсорного восприятия.
Статьи по теме:
Методика Железновых Многие родители, занимающиеся развитием детей с самых первых месяцев после рождения, ломают голову над выбором правильной методики. В нашей статье мы расскажем об удивительной системе раннего обучения, разработанной Сергеем и Екатериной Железновыми. |
Доска Сегена Доски с вырезанными картинками были разработаны французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном для лечения детей с умственными отклонениями. Методика настолько хорошо зарекомендовала себя, что сейчас активно используется для развития малышей раннего возраста. |
ТРИЗ в детском саду ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — особая методика развития личности, направленная на раскрытие творческих потенциалов человека. Применяют ее и в детских садах. Расскажем об этом подробнее. | Игры для малышей 1 года Годовалый возраст малыша — время его активного развития. и доминирующей деятельностью в этом возрасте, конечно, является игра. В нашей статье мы расскажем о том, в какие игры можно поиграть с малышом 1 года, развивая и развлекая его. |
Кубиков Чаплыгина. Кубики Чаплыгина: отзывы
Сегодня существует множество способов быстро научить детей читать. Один из них — динамические кубы Чаплыгина. С их помощью трехлетний ребенок очень скоро начнет читать. В чем уникальность этого руководства и кто его разработал?
Несколько слов о создателе
Автор и разработчик этих кубиков Евгений Иванович Чаплыгин. В конце 2009 года они были представлены на выставке, которая называлась «Мир детства». Именно тогда он рассказал о своем уникальном творении и рассказал, как с его помощью научить детей читать очень быстро. Сам Евгений Васильевич изобретатель и педагог из Белгородской области. Живет в Старом Осколе со своей семьей, в которой воспитываются трое детей. Поэтому проблема обучения детей чтению ему очень знакома. Перед ним также встал вопрос, как облегчить этот процесс. И вот тогда появились динамические кубики Чаплыгина. Их решили подарить тем родителям, которые стремятся как можно быстрее приобщить детей к миру книг. Ведь достаточно всего нескольких уроков – и малыш начинает понимать, как можно складывать слоги из букв, а после слова и даже предложения!
В чем суть помощи развитию?
Кубики Чаплыгина «Читаю легко» — набор из десяти одинарных и десяти двойных кубиков.
Изделие очень приятно держать в руках, так как оно изготовлено из натурального дерева и отличается высоким качеством. Их дизайн также весьма необычен. Двойные кубы имеют такое соединение, которое позволяет им свободно вращаться вокруг своей оси. Благодаря этому появляется прекрасная возможность создавать большое количество вариаций слогов. Для самих букв используется нетоксичная краска, которая не стирается и полностью безопасна для здоровья малыша. Кубики Чаплыгина изготовлены из экологически чистых материалов. Для их изготовления используется хорошее дерево, абсолютно безопасные лаки и краски.
Занятия с детьми раннего возраста
Такой товар привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Их могут приобрести даже родители, у которых есть дети в возрасте до трех лет. Сначала они могут подойти как «строительный материал» для разных игр, в которых используются самые обычные кубики. Из них можно строить дворцы, гаражи и дома, строить пирамиды и башни. В игре малышу можно назвать букву и составить с ней слоги. Не секрет, что в раннем возрасте дети легко воспринимают информацию и быстро ее запоминают. Они быстрее начинают составлять буквы слова, чем в период с 6 до 7 лет. Ведь в это время преподаватели требуют тех или иных знаний. О кубиках Чаплыгина отзывы только положительные. Они позволяют научиться читать во время игры. Детям нравится этот процесс, и они очень быстро запоминают буквы и составляют из них слова.
Особенности комбинации кубиков
«Читаю легко» — динамические кубики Чаплыгина, которые подобраны так, что с ними можно составить много слов. Их всего двадцать: десять одинарных и десять двойных, но только в одном двойном 32 комбинации. С помощью двух таких кубиков можно составить более двух десятков слов, а из трех можно составить около пятисот слов. Все комбинации не случайны, а очень хорошо продуманы автором. Он провел огромное количество экспериментов, прежде чем начал составлять комбинации. Для этого Евгений Иванович тщательно изучил частоту сочетания звуков и букв. Теперь с их помощью можно создавать очень сложные слова. Например, такие как «соковыжималка», «автомобиль», «синтезатор» и «микроволновка» получаются очень быстро без особого труда.
Польза этого руководства для других
Многих родителей волнует вопрос: «Почему на кубиках Чаплыгина сверху символы в виде треугольников, сердечек, кругов и т. д.?» На самом деле этот момент тоже очень хорошо продуман создателем. Малыш, еще не знакомый с цифрами, просто сможет узнать, какие кубики нужно сложить, чтобы получилась словесная схема. Ну а те, кто уже хорошо освоил фигуры, могут попрактиковаться в их применении «на деле». Многие мамы также переживают по поводу того, что перед тем, как их использовать, их нужно сначала склеить, распилить или собрать. Данное руководство не требует какой-либо предварительной подготовки. Их можно использовать сразу. Они похожи на известные кубики Зайцева. Согласные и гласные звуки в них также выделены цветом. Но кубики Чаплыгина отличаются высокой прочностью и надежностью, ведь они изготовлены из древесины высокого качества. Также в комплект входит специальное пособие для родителей, которое поможет им сделать занятия с детьми более интересными и увлекательными.
Учимся читать вместе
Такое занятие очень скоро увлечет любого малыша. Достаточно просто купить кубики Чаплыгина. Отзывы на различных интернет-сайтах лишний раз подтверждают, что родителям не нужны особые навыки и знания, чтобы окунуть будущих читателей в мир книг. В первый день достаточно познакомить детей с методическим пособием. Пусть ребенок хорошо их изучит, возьмет в руки, покрутит. После этого можно предложить собрать ему самое простое слово. Естественно, для любого малыша настоящим достижением будет самостоятельно составить слово «мама». Для этого нужно взять парный кубик, показать ребенку, как сложить первый слог, а после этого дать ему второй кубик и предложить самому найти эти буквы. Все дети будут выполнять такое занятие с большим интересом. Когда задание выполнено, нужно предложить малышу соединить слоги вместе и прочитать слово, которое у него получилось. Надо похвалить начинающего читателя. Ведь это первое слово, которое он смог прочитать самостоятельно. Стоит отметить, что читать не так просто, как кажется, достаточно просто выучить буквы.
Особенности обучения
Весь процесс включает 11 блоков. У каждого есть свои рекомендации, советы и схемы, очень удобные для родителей. Весь материал подается постепенно по принципу усложнения. Но каждое новое занятие становится для малыша все интереснее, все больше вовлекая его в мир книг. Очень важна для детей похвала, поэтому не забывайте об этом. Ребенка надо постоянно подбадривать, если у него что-то не получается. Совместная работа очень скоро принесет хорошие результаты. Малыш сам возьмет любимую книгу, удобно усядется в кресло и начнет водить пальчиком, сам читая знакомые строчки. Единственный нюанс, который есть у кубиков Чаплыгина – это цена, которая колеблется от 1600 до 2200 рублей. Он хоть и достаточно высок, но очень быстро оправдывает желаемый результат.
ТОП-20 лучших игрушек для детей 4-5 лет (самые продаваемые игрушки)
Если в раннем возрасте дети скорее просто обучаются разным навыкам и действиям с предметами, то в возрасте 4-5 лет старая, настоящая детская игра становится очевидной для всех. В игре ребенок всесторонне развивается: физически, эмоционально, интеллектуально. Пятилетний ребенок – это уже дошкольник, которому необходимо научиться логически мыслить, налаживать отношения, соблюдать правила, находить решения различных проблем. Игрушки в этом процессе играют очень важную роль, ведь с их помощью ребенок моделирует будущую «взрослую» реальность, получает необходимый ему опыт и просто получает удовольствие от игрового процесса. В этой статье — рейтинг 20 лучших игрушек для мальчиков и девочек 4-5 лет.
По теме: Влияние игр на развитие детей.
10 игрушек для девочек
- 1. Кукла BABY Born
Девочки довольно рано начинают играть в «дочки-матери». Этого интерактивного малыша можно не только катать в коляске или пеленать. Кукла Бэби Бон «умеет» поливать, есть кашу, писать в горшочке, моргать, шевелить ручками и ножками. Кроме того, вы можете приобрести для куклы различные аксессуары от одежды до подгузников. Играя такой куклой, девочка учится ухаживать за малышом, «тренируя» инстинкт заботы о беспомощном создании. Во время этих игр девочка уже начинает готовиться к главному периоду своей жизни – материнству.
Читаем также: Самые популярные куклы для девочек 2015 года
- 2. Мольберт
Рисование для ребенка 4-5 лет — это не просто способ скоротать время. Это неотъемлемая часть развития и познания мира. Рисование на мольберте позволяет ребенку почувствовать себя настоящим творцом. Вариантов мольбертов великое множество: напольные и настольные, с поверхностью для рисования маркерами, мелками или красками на прикрепленном листе бумаги. Большинство моделей сочетают в себе несколько функций. К рисованию на мольберте нужно приноравливаться, так как оно имеет некоторые нюансы по сравнению с рисованием на горизонтальной поверхности, но дети легко преодолевают все преграды.
- 3. Кубики для обучения чтению
В возрасте 4-5 лет многие дети уже знают буквы, поэтому можно переходить к следующему этапу – обучению чтению. Для таких малышей существуют авторские методики обучения чтению, с помощью которых можно научить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова. В этой теме хорошо зарекомендовали себя кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Оба способа подходят для домашнего обучения, но различаются между собой: на кубиках Зайцева пишутся слоги, а на кубиках Чаплыгина — отдельные буквы.
- 4. Танцевальный коврик
Отличный вариант для безудержного веселья – танцевальная платформа или танцевальный коврик. Игрушка будет хороша как для компании, так и для одиночной игры. Вы можете выбрать танцевальный коврик на любой вкус: на мягкой или жесткой основе, на батарейках или от сети, с возможностью подключения к телевизору или без него. Такая игрушка развивает чувство ритма, быстроту реакции, а также дарит массу позитива и дает хорошую физическую нагрузку, так необходимую современным детям. Ковер — отличный способ занять детей и отвлечь их от компьютера.
- 5. Наборы для рукоделия
Сейчас, когда ручного труда становится все меньше и меньше, девушек просто необходимо приобщить к рукоделию. Наборы для рукоделия удобны тем, что в одной коробке сразу инструкция и все необходимые материалы. В специализированных магазинах можно подобрать набор на любой вкус: плетение браслетов из резинок или бисера, создание аксессуаров для волос, украшений, вышивка крестиком и многое другое. Помимо развития мелкой моторики, занятия рукоделием тренируют усидчивость, аккуратность, развивают умение терпеливо сидеть за кропотливой работой.
- 6. Наборы для сюжетных игр
В ролевой игре ребенок проигрывает ситуации, знакомые ему из «взрослой» жизни. Для девочек есть замечательные игровые наборы на тему домашних дел: кухни, посуда, стирка и глажка, уборка. Отличным вариантом станут наборы для сюжетных игр в профессии: набор доктора, парикмахера, кассового аппарата и детские весы для игры в магазин.
- 7. Настольные игры
Настольные игры всегда пользовались популярностью у детей. Помимо всем известных лото и домино, сейчас существует огромное количество игр, развивающих разные способности.
- 8. Пазлы
Пазлы уже очень давно не теряют своей популярности. Если малыши собирают пазлы из 2-3 элементов, то дети 4-5 лет уже умеют собирать картинки из множества деталей. Сбор пазлов — это медитативное занятие, оно очень успокаивает. Кроме того, в процессе данного занятия развиваются внимание, образное мышление, моторика. Собирание картинок из отдельных частей включает почти все мыслительные операции.
- 9. Наборы для творчества
Конечно, именно творческая составляющая в таких наборах немного хромает, ведь ребенок ничего нового не создает, а действует по инструкции, но, тем не менее, такие наборы очень нравятся детям. Они позволяют не только развивать творческие способности, но и отрабатывать какие-либо навыки и конкретные действия. В зависимости от того, к чему тяготеет ребенок, это могут быть наборы для создания гипсовых фигурок, картин из песка, витражных картин и т. д. В некоторых наборах есть заготовки: фоторамки, копилки, деревянные фигурки для украшения. Отработав определенные навыки на готовом наборе, ребенок может смело приступать к собственным творениям.
- 10. Мягкая игрушка антистресс
Мягкие игрушки со специальным наполнителем «шар» буквально не хочется выпускать из рук. Такие игрушки можно всячески мять и сжимать, они очень мягкие, приятные на ощупь и никогда не теряют форму. Эффект от этой игрушки исключительно положительный: снятие психоэмоционального напряжения, высвобождение эмоций, а кроме того — развитие мелкой моторики.
10 для мальчиков
- 1. Конструктор LEGO
Конструктор — универсальная и очень полезная игрушка. Игры с конструктором способствуют развитию мелкой моторики, воображения, инженерного мышления. Отличным вариантом для мальчика 4-5 лет являются конструкторы Лего и их аналоги. Такие конструкторы выпускаются серийно, поэтому можно выбирать по темам и сюжетам: пираты, рыцари и т. д. Из деталей конструктора можно строить целые города, не ограничиваясь инструкциями производителя. Обычно это занятие не оставляет равнодушными взрослых, поэтому лего-конструированием занимается вся семья.
- 2. Дизайнерский динозавр на радиоуправлении
Конструктор динозавров, который после сборки и установки мотора способен передвигаться сам, уже очень полюбился мальчишкам. В процессе сборки можно пробовать разные комбинации деталей, используя фантазию и воображение. Сама работа с конструктором развивает мелкую моторику и логическое мышление.
- 3. Радиоуправляемая машина
В 4-5 лет мальчик уже способен постигать премудрости дистанционного управления, поэтому машинка на пульте непременно вызовет восторг. Такая игрушка отлично развивает координацию движений, скорость реакции и пространственное мышление.
- 4. Железнодорожный
Несмотря на свой возраст, эта игрушка до сих пор не потеряла своей актуальности. Любому мальчишке будет очень интересно сначала построить железную дорогу, а потом смотреть, как по ней движется поезд. Кстати, обычно игрушки предполагают несколько вариантов схемы движения, поэтому ребенок может развивать конструкторские навыки, выбирая ту или иную схему.
- 5. Автоматическое отслеживание
Любой мальчишка очень любит автогонки, поэтому автотрек обязательно понравится. Играть в такую игрушку можно как компанией, так и в одиночку. Строительство трассы – увлекательное занятие, развивающее конструкторские способности. Игра в команде сопровождается соперничеством, а это очень важный опыт для ребенка: смириться с победой и поражением. Огромный плюс такой игрушки в том, что она может вытеснить компьютерную игру, ведь настоящие гонки намного интереснее.
- 6. Настольный хоккей или футбол
Еще одна отличная альтернатива компьютерным играм – настольный футбол или хоккей. Правила этих игр достаточно просты, а польза просто огромна. Помимо спортивной составляющей – азарта и соревновательности – такие игры развивают вестибулярный аппарат, скорость реакции, моторику.
- 7. Настольные игры для мальчиков
Мальчикам очень интересны логические настольные игры, в которых нужно находить правильные пути, принимать решения, искать выходы из тупиков. Очень подходят для мальчика 4-5 лет игры «Следопыт, Пряничный человечек» и «Пираты в прятки». Эти игры способствуют развитию пространственного, логического мышления, познавательных способностей и даже моторики рук.
- 8. Спортивный уголок
В возрасте 4-5 лет мальчики очень подвижны. Их активность лучше направить в мирное русло, тем более что ребенку самому становится интересно пробовать возможности своего тела: лазить по канату, подтягиваться на турнике, висеть на «шведской стенке». Самое главное сделать спортивный уголок безопасным: надежно закрепить и положить на пол коврики. Как минимум, в спортивном уголке должны быть кольца, веревочная лестница, шведская стенка и турник. Если позволяет бюджет и площадь, уголок можно оборудовать горкой, качелями и прочими «фишками».
- 9. Детский синтезатор
Детский синтезатор — отличная игрушка для приобщения ребенка к музыке. Можно начать играть по номерам (ноты песен, записанных цифрами, можно найти в Интернете), и со временем дойти до нотной грамоты. Плюс синтезатора в том, что он воспроизводит не только звуки фортепиано, но и позволяет использовать другие варианты звучания.
- 10. Твистер
По этой теме: ТОП 10 видов спорта и спортивных развлечений для детей от 0 до 5 лет
Эта веселая игра нравится и взрослым, и детям. Помимо физической активности, которая так необходима каждому, она хорошо способствует развитию координации движений, ловкости, а также развивает социальные навыки.