Содержание
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность.
Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»
от 8 мес. до 2 лет
Занятия музыкой для детей от 1 года
от 3330
Включает 4 занятия по 45 мин.
от 2520
Включает 4 занятия по 30 мин.
Развернуть другие варианты
от 8 мес. до 2 лет
Монтессори занятия вместе с мамой
от 4320
Включает 4 занятия по 60 мин.
от 7740Включает 8 занятий по 60 мин.
от 5220
Включает 4 занятия по 75 мин.
от 6210
Включает 4 занятия по 90 мин.
Больше вариантов —
на странице занятияРазвернуть другие варианты
Посмотреть все
Режим дня и питания для детей 1 года
Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.
Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.
Здоровье годовалого ребенка
Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.
Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.
Как развивать ребенка в 1 год
Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:
- Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
- Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
- Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.
Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!
Выводы
Время с малышом пролетает очень быстро. За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Основные изменения в развитие годовалого ребенка– это первые слова и первые шаги, развитие навыков общения, исследования мира, самообслуживания.
Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»
-
от 8 мес. до 2 лет
Занятия музыкой для детей от 1 года
от 3330
Включает 4 занятия по 45 мин.
от 2520
Включает 4 занятия по 30 мин.
Развернуть другие варианты
от 8 мес. до 2 лет
Монтессори занятия вместе с мамой
от 4320
Включает 4 занятия по 60 мин.
от 7740
Включает 8 занятий по 60 мин.
от 5220
Включает 4 занятия по 75 мин.
от 6210
Включает 4 занятия по 90 мин.
Больше вариантов —
на странице занятияРазвернуть другие варианты
Посмотреть все
Заключение
Помочь малышу развиваться всесторонне и гармонично могут развивающие занятия. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть группы «Вместе с мамой», которые могут посещать дети от 8 месяцев до 2 лет. Занятия направлены на развитие мелкой моторики (а значит, и речи), концентрации внимания, координации движений, воображения, памяти, зрения, мышления, словарного запаса. Опытный педагог покажет Вам, как работать с тем или иным материалом и поможет заинтересовать ребенка. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»
Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash. comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85. pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
Вехи развития вашего малыша в возрасте 1 года
Объяснение
Все, что вам нужно знать о своем растущем годовалом ребенке
ЮНИСЕФ
Поздравляем, у вас официально родился малыш! Малыши более активны, любопытны и выразительны. В этом возрасте ваш ребенок может начать использовать слова, быть в состоянии самостоятельно стоять и делать несколько шагов. Чтобы помочь вашему малышу учиться и расти, читайте ему книги и поощряйте активные игры.
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 1 года
Некоторые из способов, которыми вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 1 года.
- Вручает вам книгу, когда хочет услышать историю.
- Плачет, когда его родители уходят.
- Смущается незнакомцев.
- Он протянет руку или ногу, чтобы помочь одеться.
- Имеет любимые игрушки.
- Повторяет звуки, чтобы привлечь ваше внимание.
Советы родителям
- Играйте с ним в социальные игры, например, прячьте что-то и уговаривайте его найти это.
- Попытайтесь заставить его помочь одеться, попросив его выставить ногу, встать и т. д.
Основные этапы развития языка и общения в возрасте 1 года
Как ваш малыш выражает свои потребности.
- Использует основные жесты, такие как махание руками и произнесение основных слов, таких как «мама» и «папа».
- Ее лепет больше похож на речь.
- Отвечает на ваши простые запросы.
- Она попытается повторить ваши слова.
Советы для родителей
- Побуждайте малыша говорить «привет» и «до свидания». Хвалите малыша, когда он это делает, так как это может помочь его социально-эмоциональному развитию.
- Хвалите малыша, когда он повторяет слова или пытается заговорить с другими.
- Предложите ей указать на персонажей и предметы, когда вы читаете ей.
Вехи развития мозга в 1 год
Мозг вашего ребенка растет!
- Он копирует движения и жесты.
- Сталкивает предметы друг с другом.
- Пьет из чашки и правильно использует другие предметы.
- Находит спрятанные вещи.
- Он смотрит на нужный предмет, когда ему дают имя.
- Может следовать простым указаниям и отпускает предметы без посторонней помощи.
- Он кладет предметы в контейнеры и может их вынимать.
Советы для родителей
- Поддерживайте и направляйте малыша во время игры.
- Когда вы заметите, что ваш малыш приобретает навыки и может делать некоторые вещи самостоятельно, вы можете постепенно уменьшать свою поддержку, но по-прежнему наблюдайте за ним и направляйте его.
Вехи двигательного и физического развития в возрасте 1 года
Как она будет двигаться в окружающей среде.
- Может сделать несколько шагов без поддержки.
- Садится без поддержки.
- Подтягивается, чтобы встать, и ходит, держась за мебель.
Советы для родителей
- Попробуйте положить малыша на плоскую поверхность, чтобы помочь ему развить крупную моторику, например ползать и двигать руками и ногами.
Пищевые продукты и питание в возрасте 1 года
Как выглядит время приема пищи в возрасте 1 года.
- Ест больше разнообразных продуктов, таких как овощи, приготовленные в мягком виде, и мягкие фрукты.
- Он начинает учиться есть самостоятельно.
- Может тщательно пережевывать пищу.
- Он начинает использовать открытую чашу.
Советы для родителей
- Давайте малышу по полстакана еды четыре-пять раз в день вместе с двумя полезными перекусами.
- Продолжайте кормить грудью, если он хочет.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует поговорить с педиатром, если ваш годовалый ребенок:
- Не ползает.
- Не ищет скрытые объекты.
- Не может стоять без поддержки.
- Не указывает.
- Не говорит простых слов.
- Теряет навыки, которыми когда-то владела.
Верно или неверно?
Загрузка…
Изучение возрастных групп
2 месяца | 4 месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год | 18 месяцев | 2 года
< Назад к вехам воспитания
Вехи развития малыша в возрасте 1 года
После первого дня рождения ребенка темпы его роста начинают замедляться. Ваш малыш сейчас совсем малыш и очень активен. Если ваш малыш еще не ходит, скоро он начнет ходить. Ходьба дает возможность исследовать области, которые раньше были недоступны, и практиковать независимость.
Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли малыш так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут приобретать навыки раньше или позже, чем другие. Малыши, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.
Что может делать годовалый ребенок в этом возрасте?
По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы заметите, что у него развиваются новые захватывающие способности. В то время как дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых может достичь ваш ребенок в этой возрастной группе:
- Ходит самостоятельно к 15 месяцам, затем начинает бегать
- Может остановиться, присесть и снова встать
- Садится на маленькую табуретку или стул
- Поднимается по лестнице, держась за
- Танцы под музыку
- Игры с игрушками «тяни-толкай»
- Может строить башни из блоков
- Бросает мяч сверху
- Собирает пазлы из двух-трех частей
- Делает каракули мелком или карандашом, может имитировать рисование прямой линии или круга
- Кормится в основном пальцами
- Начинает есть ложкой
- Хорошо пьет из чашки
- Может помочь с одеванием и может раздеть простую одежду (например, одежду без пуговиц или молний)
- Появляются первые моляры (задние зубы)
- Спит после обеда
- Может спать от 10 до 12 часов ночью
Что может сказать годовалый ребенок?
Развитие речи очень интересно для родителей, поскольку они наблюдают, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. В то время как каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи в этой возрастной группе:
- Имитирует звуки и звуки животных
- В год говорит от четырех до шести простых слов
- В 18 месяцев говорит от 10 до 15 слов
- В возрасте от 18 до 24 месяцев использует простые фразы или предложения из двух слов (например, «Мама, вставай»)
- К 2 годам говорит 100 и более слов
- Спрашивает: «Что такое…?»
- Использует отрицательные фразы, такие как «Не хочу»
Что понимает годовалый ребенок?
Примерно к 18 месяцам дети начинают понимать символы – взаимосвязь объектов и их значения. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
- Машет на прощание и играет в лепешки
- К 18 месяцам понимает одношаговые вопросы и команды, такие как «Где мяч?»
- К 24 месяцам ребенок понимает двухэтапные вопросы и команды, такие как «Иди в свою комнату и возьми обувь».
- Понимает постоянство объекта (скрытый объект все еще там)
- Лучше понимает причинно-следственную связь
- Любит исследовать ящики и коробки, чтобы увидеть, что внутри
- Притворная игра увеличивается (т. е. может имитировать работу по дому или кормить куклу)
- Узнает свое лицо в зеркале
- Может указывать на части тела (например, нос, волосы, глаза), когда его спрашивают
- Начинает понимать, как пользоваться определенными предметами (например, метла предназначена для подметания пола)
- Может попросить помощи у родителей, указав
Что может видеть годовалый ребенок?
По мере развития зрения у вашего ребенка появляется возможность фокусироваться на людях и предметах и взаимодействовать с ними. Их двигательные навыки и зрительно-моторная координация продолжают укрепляться, и они могут начать видеть игрушки по всей комнате и изучать их функции. Например, они могут сосредоточиться на мяче и начать его пинать или бросать.
Пока дети развиваются, многие вещи их интересуют. Годовалый ребенок может заинтересоваться некоторыми игрушками и предметами, имеющими движущиеся части, и может увлечься тем, как они работают. На этом этапе им будет нравиться смотреть на яркие цвета и картинки в книгах, особенно на знакомые изображения. Поощряйте малыша исследовать новые места и предметы, указывая на предметы по имени.
Сенсорное развитие ребенка в возрасте 1 года: Прикосновение
Ваш ребенок начнет ходить, ползать или ходить, чтобы исследовать свою новую свободу. Хотя для них важно испытать различные текстуры и поверхности в вашем доме, убедитесь, что нет опасных предметов, которые могут им навредить. Будьте осторожны с мелкими предметами, которыми они могут подавиться, поскольку они находятся на стадии класть предметы в рот.
После выполнения этих мер предосторожности позвольте годовалому ребенку побродить и ощупать различные предметы. Вы можете позволить ребенку почувствовать пушистость одеяла или шероховатой бетонной поверхности. Позвольте им раздавить в руке разные продукты, например, чернику, и узнайте, какие продукты на ощупь одинаковы или имеют разную текстуру.
Что мой годовалый ребенок может ощущать на вкус и запах?
В возрасте 1 года ваш ребенок пробует разные продукты и у него развиваются предпочтения в еде. Лучший способ расширить их пищевую палитру — продолжать давать им новые продукты с разными вкусами и запахами. Сначала они могут не съесть его или не полюбить, но продолжайте пробовать. Может потребоваться несколько попыток, прежде чем ребенку понравится новая еда.
Поощряйте малыша исследовать улицу и ощущать различные ароматы, например, сладких цветов и дождя.
Как годовалый ребенок взаимодействует с другими людьми?
Когда дети начинают ходить, они могут проявлять самостоятельность и пытаться ходить дальше от родителей. Тревога разлуки и страх перед незнакомцами могут уменьшиться, а затем вернуться примерно в 18 месяцев. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и будет развиваться по-своему, у вашего ребенка могут быть общие поведенческие черты:
- Играет вместе с другими без взаимодействия, называется параллельной игрой
- Может начать цепляться за родителей примерно в 18 месяцев
- Может начать чаще говорить «нет» командам или потребностям
- Могут быть приступы гнева
- Может использовать одеяло или мягкую игрушку в качестве предмета безопасности вместо родителя
Физический рост ребенка в возрасте 1 года
Ваш врач измерил вес, рост и размер головы (окружности) вашего ребенка с момента рождения и записал их в таблицу роста. Сюда следует обратиться в первую очередь, если у вас есть вопросы о росте вашего ребенка.
Когда вы смотрите на диаграмму роста вместе с врачом, сравнивайте рост вашего ребенка с его собственной моделью роста, а не с ростом других детей. Пока ваш ребенок растет стабильно, причин для беспокойства обычно нет.
Если вас беспокоит вес или рост вашего ребенка, поговорите со своим врачом, который может спросить:
- Ваш ребенок болен? Пара дней плохого самочувствия, особенно в сочетании с рвотой или диареей, может привести к потере веса. Вес вернется, когда ваш малыш почувствует себя лучше.
- Ваш ребенок двигается? Ползание, плавание и ходьба сжигают калории, поэтому при такой мобильности набор веса может быть меньше.
- Вашему малышу больше нравится играть в прятки или ронять ложку на пол, чем есть? Мир — увлекательное место, и ваш почти малыш с каждым днем узнает все больше. Старайтесь не отвлекать ребенка во время еды. Также следите за признаками того, что ваш малыш съел достаточно.
- Вводите ли вы правильные виды продуктов? По мере того, как ваш ребенок будет лучше есть, уделяйте больше внимания текстуре и типам продуктов, которые вы ему даете. Возможно, ваш ребенок потерял интерес к пюреобразному детскому питанию. Вместо этого подавайте мягкую еду для стола и закуски, которые безопасны и забавны.
Как насчет ребенка, который быстро набирает вес?
Родители могут задаться вопросом: могут ли дети слишком сильно набирать вес? Но лишь немногие младенцы и малыши имеют избыточный вес. В таких случаях может помочь совет детского врача.
Никогда не пропускайте кормления. Но следите за признаками вашего ребенка, что он сыт. Убедитесь, что калории вашего ребенка поступают из питательных источников, таких как фрукты, овощи и обогащенные хлопья после 1 года.
Ложитесь на коврик вместе с ребенком и поощряйте его физическую активность, чтобы у вашего малыша было безопасное пространство для передвижения. . Ограничьте время, проводимое в автомобильных креслах, колясках и манежах.
Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это правильно питаться и быть физически активным. У вашего ребенка больше шансов вырасти здоровым, если хорошие привычки для здоровья являются частью образа жизни семьи.
Как долго должен спать мой ребенок?
Малыши все больше и больше осознают свое окружение, поэтому отвлекающие факторы могут отвлекать их перед сном. Простой и последовательный ритуал отхода ко сну — лучший способ уложить сонного малыша в постель. В возрасте от 1 до 2 лет большинству детей требуется около 11–14 часов сна в сутки, включая один или два дневных сна.
В возрасте около 18 месяцев, а иногда и раньше, большинство малышей совмещают два дневных сна в один послеобеденный. Малыш, который борется с утренним сном, вероятно, готов только к дневному сну.
Дополнительные сведения см. в нашем руководстве «Здоровый сон для детей».
Как я могу помочь повысить обучаемость и эмоциональную безопасность моего годовалого ребенка?
Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего годовалого ребенка:
- Дайте ребенку игрушки, которые можно наполнять и опорожнять, и игрушки для воображаемой игры.
- Дайте ребенку простые пазлы из двух-шести элементов и мячи всех размеров.
- Помогите ребенку построить башни из блоков.
- Поощряйте ребенка «помочь» вам по дому.