Содержание
Кадило. Суть вещей – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
КаждениеКаждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Фото Владимира ЕштокинаПеред каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновенияКаждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
Святая Святых в Храме царя Соломона, 1995. Художник Зелий СмеховИ сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век. Фото: http://ruvera.ruЖертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный видФото Ильи СвинковскогоХристиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
Кадило, Византия, VI век. Фото: http://ruvera.ruНа Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
Кадило, Москва, конец XV века. Фото: http://ruvera.ruК нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
КацияФото: http://ruvera.ruКация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
ЛаданЛадан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.
ЛаданНастоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
ЛаданницаЛаданница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом. Фото: http://ruvera.ruСейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконахМозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII в.С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.
Читайте также:
Дары волхвов
Патриарший куколь
Орлец
Миро
Терновый венец Спасителя
Остромирово Евангелие
что означает каждение в храме, что кладут в кадило, чем размахивает священник во время службы
Каждый человек , присутствовавший на христианском богослужении , видел металлический сосуд на цепях и задумывался, а чем размахивает священник во время службы . Это и есть кадило, или кадильница , — один из неотъемлемых атрибутов церковных обрядов. Он служит для курения ладаном .
Содержание
- Что такое кадило
- Происхождение слова
- Значение понятия
- Символическое толкование
- Для чего нужно
- История появления кадильниц
- Первое использование
- Распространение в церкви
- Современное положение
- Разновидности кадил
- Правила использования кадильницы
- Как правильно разжигать
- Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)
- Польза и значение каждения
- Видео
Что такое кадило
Происхождение слова
Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».
Значение понятия
Изначально кадило использовалось в иудаизме как храмовая утварь для курения фимиама . Кадильный дым символизирует сожжение жертвы Богу. По сути кадильник — жертвенник для приношения бескровных жертв (курений из благовоний).
Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.
Символическое толкование
Есть четкие толкования святых отцов относительно того, что означает каждение в храме и кадило. Так, кадило является образом Богородицы, что вместила в себе невместимое — Христа. Огонь кадила воспринимается в образе Бога, раскаленные угли — его человеческая природа. Ладан же — это молитвы людей, приносимые Богу.
Сам процесс окуривания священных предметов означает воздаяние Богу хвалы и чести в виде молитв людских, которые символизирует возносящийся дым. Когда же совершается окуривание человека, — это является формой благословения и снисхождения Святого Духа.
Для чего нужно
В христианстве кадило используется во многих обрядах для каждения на богослужениях и требах. Машет б атюшка в церкви кадильницей, в которой на древесном угле сгорает ладан, — душистая смола деревьев, выделяя через воздушные отверстия благовонный дым — фимиам . Кадильный дым — это благоуханная жертва Богу.
История появления кадильниц
Первое использование
История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.
Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.
Распространение в церкви
Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила — кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.
На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.
Современное положение
Нынешние богослужения и требы не обходятся без кадильниц. Запах, источаемый ладаном, который кладут в кадило в церкви , прочно ассоциируется с религиозным культом.
Современная кадильница — это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).
Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.
Разновидности кадил
На сегодняшний день распространены кадила двух видов: на цепочках и кадильницы с ручкой (кацея, кация или кацья).
Кацея является разновидностью домашнего или келейного кадила и известно еще со времен Древнего Египта. По форме кация представляет собой ковш с ручкой.
Широкое распространение кацея имеет у старообрядцев и в Греческой церкви, используют ее и миряне во время домашних молитв .
Правила использования кадильницы
Как правильно разжигать
Как правило, современные кадильницы представляют собой сосуды с двойными стенками (порой в целях пожарной безопасности) со встроенным электронагревательным элементом . Размещение в сосуде электронагревательного элемента обеспечивает получение тепловой энергии для нагрева ладана без применения открытого огня.
Классический же вариант розжига кадила выглядит так:
- Нагреть до красна древесный уголь на электрической или газовой плите с двух сторон.
- Поместить разогретый уголь в кадильницу (лучше использовать щипцы или большой пинцет).
- Разложить вокруг угля кусочки ладана.
- Закрыть крышкой.
- Размахивать кадилом.
Не следует класть ладан на раскаленные угли, потому что он будет сильно гореть и выделять резкий запах. Нужно подождать, пока угли остынут.
В качестве альтернативы газовой и электроплите можно использовать лампаду со специальным приспособлением «паучок». На металлическую подставку («паучок») помещается уголь, который разжигается от жара пламени лампады. При таком способе розжига угля нужно быть предельно внимательным, так как перемещение фитиля лампады могут привести к ее затуханию.
К слову сказать, воскуривать ладан можно и без кадила, а устраивать его прямо на «паучке».
Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)
Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.
Выделяют два вида каждения:
- полное. При этом виде каждения священник обходит с молитвой и окуривает кадильником весь храм (иконы и росписи стен). Полное каждение возможно только на Вечерни, Утрени и на 6-часе. Сначала полностью кадится алтарь, после — храм;
- малое. Только на Божественной Литургии. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, затем братия и люди в храме.
Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:
«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»
Совершать каждения — одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.
В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.
Польза и значение каждения
Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.
Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.
Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.
Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.
Источник: https://blagvist.com.ua/stati/nauka-o-vliyanii-cerkovnogo-ladana-na-zdorove-cheloveka.html
Видео
Следующее видео подробно расскажет о кадиле, его использовании и значении
‘Тогда священник вознесет их с хлебами начатков для возношения двух агнцев пред Господом; они должны быть посвящены Господу для священника.
И вознесет их священник с хлебом начатков за возношением возношения пред Господом с двумя агнцами: да будут они святыне Господу для священника.
Перейти к: Барнс • Бенсон • BI • Кальвин • Кембридж • Кларк • Дарби • Элликотт • Expositor’s • Exp Dct • Gaebelein • GSB • Gill • Grey • Guzik • Haydock • Hastings • Homiletics • JFB • KD • Kelly • King • Ланге • Макларен • MHC • MHCW • Паркер • Пул • Кафедра • Проповедь • SCO • TTB • WES • TSK
ОБЪЯСНЕНИЕ (АНГЛИЙСКАЯ БИБЛИЯ)
Комментарии Элликотта для англоязычных читателей
(20) И священник помашет ими . . . с двумя агнцами. Во времена Второго Храма это делалось следующим образом: двух агнцев вносили в храм, и священник махал ими вместе или по отдельности еще при жизни. После этого они были убиты, и священник взял каждого за грудь и плечо (см. Левит 7:30-32), положил их рядом с двумя хлебами, подложил под них обе свои руки и взмахнул ими всеми вместе или отдельно к восточной стороне вперед и назад, вверх и вниз. Затем он сжег жир двух агнцев, после чего оставшееся мясо, ставшее достоянием исполняющего обязанности священника, было съедено им и его собратьями-священниками. Из двух хлебов один взял первосвященник, а другой разделили между совершающими священнослужители священниками, которые должны были съесть их в тот же день и половину следующей ночи, как и плоть самых святынь. После того, как эти предписанные жертвы были принесены, каждый человек приносил свою добровольную жертву, которая составляла веселую и гостеприимную трапезу семьи, на которую были приглашены левит, вдова, сирота, бедняк и пришелец.
Комментарий Бенсона
Левит 23:20. Помашите ими — какой-то их частью, во имя целого; и так для двух ягнят в противном случае они были слишком большими и слишком тяжелыми, чтобы махать ими. Для священников, которые имели в своем распоряжении не только грудь и плечо, как в других жертвоприношениях, которые принадлежали священнику, но также и остальное, что принадлежало приносящему; потому что все общество, будучи здесь жертвователями, не могло ни раздать их всем, ни дать некоторым без оскорбления остальных.
Краткий комментарий Мэтью Генри
23:15-22 Праздник Недель проводился в память о даровании закона через пятьдесят дней после исхода из Египта; и ожидали излияния Святого Духа через пятьдесят дней после того, как Христос, наша Пасха, была принесена в жертву за нас. В этот день апостолы представили Богу начатки христианской церкви. К установлению праздника Пятидесятницы добавляется повторение того закона, по которому они должны были оставить остатки своих полей. Те, кто действительно ощущают милость, которую они получили от Бога, будут проявлять милость к бедным без ропота.
Заметки Барнса о Библии
Когда живых существ «махали» Левит 7:30 перед Яхве, сказано, что их водили взад и вперед перед скинией в соответствии с установленной формой.
Джеймисон-Фоссет-Браун Библейский комментарий
17. Вы должны принести из ваших жилищ две лепешки двух десятых лепешек и т. д. — Эти булки были сделаны из «тонкой» или пшеничной муки, количество которых в них было несколько меньше. весом более десяти фунтов. Когда сноп потрясения подал сигнал к началу, два хлеба отпраздновали окончание сезона сбора урожая. Они были первыми плодами того времени, принесенными Господу священником от имени всего народа. (См. Исх 34:22). Хлеб, употребляемый на Пасху, был пресным; представленные в Пятидесятницу были заквашены — различие, которое объясняется тем, что одно было воспоминанием о хлебе, наскоро приготовленном при их отъезде, а другое было данью благодарности Богу за их ежедневную заквашенную пищу.
Комментарий Мэтью Пула
Священник должен махать ими, т. е. какой-то их частью во имя целого, и то же самое в отношении двух ягнят, иначе они были бы слишком большими и тяжелыми, чтобы ими можно было махать. Так что это синекдохическое выражение. Для священников; которые имели себе не только грудь и плечо, как у других, которые принадлежали священнику, но и остальное, что принадлежало жертвователю, потому что все общество, будучи здесь жертвователем, не могло ни раздать всем им, ни дано некоторым без обиды или вреда для остальных.
Изложение всей Библии Гилла
И священники будут возносить их с хлебом начатков,…. Два хлеба называются двумя хлебами возношения, Левит 23:17; которым потрясали двух агнцев мирных жертв; и эти живые, как признают Джарчи и Бен Герсом. Еврейские врачи (z) спорят, клали ли при размахивании агнцев над хлебом или хлеб над агнцами; что некоторые примиряют, замечая, что хлеб был положен рядом с агнцами:
для подношения перед Господом; раскачивались туда и сюда, вверх и вниз и в разные стороны света, показывая, что плоды земные были следствием провиденциальной благости Бога повсюду:
с двумя агнцами; не все вышеупомянутые жертвы или какая-либо часть их возносились вместе с агнцами, но хлебы возношения, и они возносились вместе, как одно возношение Господу:
они должны быть святы Господу за священники; и хлебы, и агнцы были отделены и преданы всецело Господу, чтобы их съели Его священники; мирные жертвы одного человека были легкими святынями, как говорит Ярчи; но мирные жертвы собрания, как и они, являются самыми святыми вещами, и поэтому их должны есть только священники и только мужчины во дворе скинии.
(z) В Torat Cohenim, apud Yalkut in loc.
Женева Учебная Библия
И вознесет их священник с хлебом начатков за потрясающим приношением пред Господом, с двумя агнцами: они будут посвящены Господу для {i} священника.
(i) То есть приносится Господу, а остальное должно быть за священником.
ЭКСЕГЕТИКА (ЯЗЫКИ ОРИГИНАЛА)
Левит 23:20
Библейский комментарий Кейля и Делича к Ветхому Завету
«Священник вознесет их (двух агнцев мирных жертв) вместе с хлебами первых плодов, как приношение возношения перед Иеговой; с двумя агнцами (двумя только что упомянутыми) они ( хлебы) должны быть посвящены Иегове для священника». В случае мирных жертв частных лиц мясо принадлежало по большей части тому, кто его приносил; но здесь, в случае благодарственной жертвы, принесенной собранием, она была отделена для священника. То обстоятельство, что предписывалось не только гораздо более обильное всесожжение, чем в приношении снопа посвящения в начале жатвы (Левит 23:12), но также жертва за грех и мирная жертва, должно быть приписано смыслу самого праздника как праздника благодарения за обильные благословения Божьи, которые только что были собраны. Жертва за грех должна была возбудить чувство и сознание греха со стороны собрания Израиля, что в то же время вкушая свой насущный квасной хлеб, они могут не служить закваске своей ветхой природы, а искать и умолять Господа Бога своего о прощении и очищении своего греха. Через увеличение всесожжения они должны были на практике выразить свою благодарность за благословение жатвы, через усиленное посвящение и освящение всех членов всего человека на служение Господу; в то время как через мирную жертву они вошли в то общение мира с Господом, к которому они были призваны и которым они должны были в конечном счете насладиться через Его благословение в их обещанном наследии. Таким образом, весь годовой урожай был поставлен под милостивое благословение Господа посредством освящения его начала и завершения; и наслаждение их ежедневной пищей также освящалось этим. Ради этой внутренней связи законы волнения-снопа и волнения-хлебов связаны в одно целое; и благодаря этой связи, которая была установлена путем отсчета времени праздника Недели от дня освящения снопа, два праздника соединились во внутреннее единство. Евреи признавали это единство с самых ранних времен и называли праздник Пятидесятницы Азкерет (греч. Ἀσαρθά), потому что он был завершением семи недель (см. Левит 23:36; Иосиф Флавий, Ант. III.10).
(Примечание: связь между праздником Пятидесятницы и дарованием закона, которую первым обнаружил Маймонид († † 1205 г.), чужда не только Моисееву закону, но и всей еврейской древности; и даже Абарбанель категорически отрицает это.)
Ссылки
Левит 23:20 Подстрочный
Левит 23:20 Параллельные тексты
Левит 23:20 NIV
Левит 23:20 NLT
NAS 7Leviticus 23:2009 Leviticus 23:20
Левит 23:20 KJV
Левит 23:20 Библия Apps
Левит 23:20 Parallel
Левит 23:20 Biblia Paralela
Левит 23:20 Китайская Библия
Левит 23:20 Французская Библия
Левит 23:20 Немецкая Библия
Библия Hub грудь будет принадлежать Аарону и сынам его. Затем священник должен сжечь тук на жертвеннике, а грудь животного будет принадлежать Аарону и священникам. И сожжет священник тук на жертвеннике; а грудь будет принадлежать Аарону и сынам его. тук священник сожжет на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его. И сожжет священник тук на жертвеннике, а грудь останется Аарону и сынам его. Священник вознесет тук на жертвенник с дымом, а грудь останется Аарону и сынам его. тук священник сожжет на жертвеннике, а грудь останется Аарону и сынам его.
Левит 7:31
БОГ сказал Моисею: «Скажи народу Израиля. Скажи им: когда вы приносите мирную жертву БОГУ, принесите часть вашей мирной жертвы как особую жертву БОГУ, дар БОГУ в ваших руках. Принесите жир с грудью, а затем помашите грудью перед БОГОМ как подношением потрясения. Священник сожжет тук на жертвеннике; Аарон и его сыновья получают грудь. Дайте правое бедро от ваших Мирных Жертв в качестве Жертвы Пожертвования священнику. Отдайте часть правого бедра сыну Аарона, который принесет кровь и тук Мирной Жертвы в качестве своей доли. Из мирных жертв Израиля даю грудь возношения и бедро воздаяния Аарону священнику и его сыновьям.
Поделиться
Читать всю главу
Тук вознесет священник на жертвенник, а грудь Аарону и сынам его.
Поделиться
Читать всю главу
Затем священник сожжет тук на жертвеннике, но грудь будет принадлежать Аарону и его потомству.
Share
Read Full Chapter
И воскурит священник тук на жертвеннике, а грудь Аарону и сынам его.
Поделиться
Читать всю главу
Затем священник должен сжечь тук на жертвеннике, но грудка животного будет принадлежать Аарону и священникам.
Share
Read Full Chapter
И сожжет священник тук на жертвеннике; а грудь будет принадлежать Аарону и сынам его.
Share
Read Full Chapter
Священник сожжет тук на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и его сыновьям.