Разное

10 заповедей януша корчака для родителей: 10 заповедей Януша Корчака для родителей, которые хотят воспитать счастливых детей

Содержание

10 заповедей Януша Корчака для родителей, которые хотят воспитать счастливых детей

Семья и дети 14 июня 2019

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, автор произведений «Король Матиуш Первый», «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение».

Его книги считаются классикой педагогики, а судьба — примером самоотверженности, преданности своему делу и любви к детям. В годы Второй мировой войны Корчак работал в «Доме сирот». В 1940 году вместе с воспитанниками был перемещён в Варшавское гетто, где продолжил помогать детям: преподавал, ежедневно добывал для них еду и лекарства.

Януш Корчак с детьми, 1920-е © wikipedia

В августе 1942 года поступил приказ отправить всех воспитанников «Дома сирот» в концентрационный лагерь Треблинка. По словам очевидцев, на станции, во время погрузки в вагоны, один из немецких офицеров узнал писателя, книги которого читал в детстве, и сказал, что тот может быть свободен. Корчак отказался покинуть своих воспитанников.

Он погиб спустя несколько дней в газовой камере вместе с детьми.

Писатель оставил после себя богатое наследие — его труды актуальны до сих пор и легли в основу многих книг по педагогике. Вот несколько важных принципов воспитания детей от Януша Корчака.

Кадр из фильма «Корчак», 1990 © BBC Television Centre
  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай! 
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми.
    Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
  7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка, просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.
  8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Конечно, педагогика не ограничивается десятью правилами. Больше о воспитании детей читайте в статье «Что делать, если ребёнка травят в школе? Советы учителя и психолога».

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Подпишитесь на наш инстаграм, и вы первыми узнаете, что вышел новый пост.

Подпишитесь на канал likeyou в Яндекс.Дзене, чтобы читать посты вместе с новостями.

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять Дом сирот, в котором работал, на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

В третий раз было так. Когда все обитатели Дома сирот уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дети?

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди мерзавцы.

Никого из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и того, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей.

Памятник «Януш Корчак с детьми» в Иерусалиме

Но эти эпизоды настолько характерны для личности «старого доктора», настолько соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что не вызывает сомнений — это было именно так. Януш Корчак — педагог, который отказался покинуть своих детей на пороге газовой камеры. 6 августа 1942 года Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками. Не покинул и погиб вместе со своими воспитанниками — детьми из варшавского Дома сирот, хотя мог бы спастись.

После всего сказанного можно больше ничего не знать о Корчаке. Остается только опубликовать

10 принципов воспитания детей, рекомендованных этим потрясающим человеком:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Худик М.М., психолог УЗ «Гродненский областной эндокринологический диспансер», магистр психологии

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

http://myum.ma/post/6538

Буланашская детская школа искусств | Десять заповедей для родителей выдающегося польского писателя и педагога Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за то, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, это и есть необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнёшь.

4. Не относись к проблемам ребёнка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.  

8. Ребёнок — не тиран, который завладевает твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребёнок — разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», не «своё», не «собственное» дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым… Общаясь с ним — радуйся всегда с полным правом, потому что ребёнок — это твой праздник, который пока с тобой.

 

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Уважайте чистое, ясное,  непорочное святое детство.  Я. Корчак

Здравствуй, читатель. Недавно попала мне в руки книга Бетти Джина Лифтона «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака», позже посмотрела документальный фильм о героическом человеке, враче, писателе, педагоге… Не скрою, с биографией Корчака, его произведениями о воспитании детей я знакома, книга лишь расширила мои представления о внутреннем мире и становлении педагога, о страшных, жестоких и безумных событиях прошлого века. Трагичная судьба и человеческий подвиг Януша Корчака стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно. Да, книгу читала долго, в несколько заходов, не стану ее пересказывать, аннотация к книге точно передает ее содержание.
«Писатель, врач, педагог-реформатор, великий гуманист XX века, Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) известен в России прежде всего как автор замечательной повести «Король Матиуш Первый». Значительно меньше людей знают о его уникальном опыте воспитания детей-сирот, о педагогических идеях, изложенных в книгах «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение». Януш Корчак создал в Польше сиротские приюты-коммуны, со своими детскими парламентом и судом, своей газетой, своими символами и гимном, он защищал права детей в судах для несовершеннолетних. В оккупированной нацистами Варшаве Корчак самоотверженно боролся за жизнь еврейских детей, а когда наступил час трагической развязки, повел их в последнем марше по улицам гетто к поезду, идущему в лагерь смерти. Книга Бетти Джин Лифтон, признанная лучшей биографией Януша Корчака, впервые выходит на русском языке». Напомню заповеди Януша Корчака для родителей. Прочтите, уважаемые взрослые внимательно и вдумчиво, не делаете ли вы ошибок?
  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
И еще предлагаю несколько фактов из биографии Януша Корчака.

Родился Януш Корчак (настоящее имя — Хирш, на польский манер Хенрик Гольдшмидт) в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году. Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец – адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода. Мальчик с детства не отличался особым здоровьем, но благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания, унижения и доносительство. 

Суровость школьной жизни дополнилась для Хенрика проблемами дома – когда ему было 11, у его отца проявилось психическое расстройство. Спасение  от тяжести жизни мальчик находил в чтении и стихосложении. 

Поскольку счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета, 15-летний Хенрик, занялся платным репетиторством. И у же в этом возрасте у юноши проявился педагогический талант, Он легко находил особой подход к ученикам, которые были немногим младше его. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. 

Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов? 

После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медфакультет Варшавского университета. Однако, писать он не бросил. И теперь молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.  

Во время русско-японской войны на фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками.  

В 1910 году Хенрик принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. Спустя несколько лет схожим путем пойдет советский педагог Антон Макаренко. Интересно, что Януш Корчак знал и с интересом изучал систему Макаренко. 

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе — вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. 

По окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот», продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения, впоследствии положившие начало государству Израиль. 

В 1934 году Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей: 

  • Любить ребенка вообще, а не только своего собственного. 
  • Наблюдать ребенка. 
  • Не давить на ребенка. 
  • Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком. 
  • Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком. 

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога. Но главное – Януш Корчак не был готов отказаться от своей Родины – Польши. 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. 

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что. Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых. К этому времени педагогическая и писательская слава Януша Корчака была столь велика, что даже гитлеровцы готовы были освободить его от «лагеря смерти». Но учитель не покинул своих воспитанников, приняв вместе с ними мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка. 

Польский педагог, писатель и врач. Он отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне войны с фашистами.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь…

Памятник «Януш Корчак с детьми» в Иерусалиме. 

Десять заповедей Януша Корчака для родителей:: rubstein — LiveJournal

таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

10 заповедей родителям от человека, который вошел в газовую камеру со своими школьниками

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который трижды отказывался спасти свою жизнь.
Впервые это случилось, когда Януш решил не эмигрировать в Палестину до немецкой оккупации Польши. Он отказался покидать Детский дом накануне страшных событий.
Второй раз — когда отказался бежать из Варшавского гетто.
В третий раз Корчак отказался спасти свою жизнь, когда все обитатели приюта забрались в вагон и увезли их в фашистский лагерь смерти. К Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Царь Матюш Первый»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Теперь ты можешь освободиться.
— А дети?
— Дети должны остаться. Но вы можете оставить машину.
— Вы ошибаетесь. Я не могу.Не все люди сволочи.

Через несколько дней в концлагере Треблинка Януш Корчак вместе с детьми зашел в газовую камеру. По пути к своей и детской смерти Корчак держал ничего не подозревающих двоих младших детей и рассказывал им сказку.

Обычному человеку не нужно больше ничего знать о Януше Корчаке. Просто прочтите 10 заповедей для обучения детей, созданные этим удивительным человеком.

  1. Не ждите, что ваш ребенок осуществит ваши амбиции. Помогите ему стать тем, кем он является, а не тем, кем вы являетесь.
  2. Не ждите, что ваш ребенок вернет все, что вы в него вложили. Ты отдал ему жизнь, как он может тебе отплатить? Он даст жизнь другому, третьему, и это необратимый акт благодарности.
  3. Не изливайте на ребенка свои обиды, чтобы в дальнейшей жизни избежать разочарований. Что посеешь, так и встанет.
  4. Не смотрите свысока на свои детские проблемы.Все в жизни дано в зависимости от того, с чем можно справиться. Будьте уверены, жизнь ребенка не менее сложна, может быть, даже сложнее, чем ваша, поскольку у него нет опыта.
  5. Не позорься!
  6. Не забывайте, что самые важные встречи в жизни — это встречи с детьми. Уделите им больше внимания — мы никогда не узнаем, с кем сталкиваемся в лице ребенка.
  7. Не ругайте себя, если вы не можете что-то сделать для своего ребенка. Просто помните, никогда не делалось достаточно, пока не было сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который захватывает вашу жизнь. Он не только твоя плоть и твоя кровь. Он — драгоценный Святой Грааль, данный вам Жизнью, чтобы вы могли зажечь их творческий огонь. Ребенок — это освобожденная любовь матери и отца, которые не вырастут «своего» или «своего» ребенка, но вырастут душу, данную им для заботы.
  9. Научитесь любить чужого ребенка. Никогда не делайте с чужим ребенком того, чего не сделали бы со своим.
  10. Любите своего ребенка, кем бы он ни был — ни талантливым, ни неудачливым, ни взрослым.Общаясь с ним — радуйтесь, ведь ребенок — это праздник, который до сих пор с вами. Оригинал

Время кофе

Всего просмотров страниц

Архив блога

  • ▼ 2019 г. (3)
    • ▼ Февраль (3)
      • Уличный стиль Недели моды в Нью-Йорке
      • Дженнифер Лопес Новый дом на берегу моря в Малибу
      • Новые стильные предложения от H&M
  • ► 2017 г. (114)
    • ► сентябрь (1)
    • ► август (1)
    • ► июль (1)
    • ► июнь (9)
    • ► Может (14)
    • ► апрель (13)
    • ► Март (32)
    • ► Февраль (22)
    • ► Январь (21)
  • ► 2016 г. (236)
    • ► Декабрь (13)
    • ► Ноябрь (15)
    • ► Октябрь (7)
    • ► сентябрь (9)
    • ► август (15)
    • ► июль (22)
    • ► июнь (20)
    • ► Может (13)
    • ► апрель (19)
    • ► Март (67)
    • ► Февраль (36)

Популярные сообщения

  • Любовные цитаты на День святого Валентина

    ~ Любовь окружает нас, как свет.Нас согревает очарование нашей преданности. ~ Звучит забавно, но да, если бы поцелуй не …

  • Домашние средства от болей, потрескавшихся и вонючих ног

    Трещины на пятках и почерневшие ступни могут случиться с каждым. Обычно обувь, которую вы носите, особенно в жаркий и сухой летний месяц …

  • Корзина для белья превратилась в плантатор для клубники

    Превратите свою корзину для белья в горшок для клубники. Если у вас нет старой корзины, обратитесь в местный благотворительный или долларовый магазин…

  • Дженнифер Лопес создала шесть нарядов за 24 часа

    Дженнифер Лопес продолжает промо-тур сериала «Оттенки синего», что означает новый этап модного марафона. …

  • Креативные идеи и уроки

    Сегодня воскресенье, и вам нечего делать, теперь вы можете использовать свободное время, чтобы заняться чем-то творческим. Вот некоторые интер …

Happy Baby — Няня —

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак сформулировал 10 принципов воспитания детей, которые должны быть известны каждому:

1.Не ждите, что ваш ребенок будет таким же, как вы, или таким, каким вы хотите его видеть. Помогите ему стать не вами, а собой.

2. Не просите ребенка платить за все, что вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отплатить вам? Он даст жизнь другому, третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не изливай своих обид на ребенка, чтобы старости не осталось горького хлеба. Что посеешь, то и встанет.

4. Я не смотрю свысока на его проблемы.Жизнь дана каждому в пределах своих возможностей, и будьте уверены — ему тоже тяжело, не меньше, чем вам, а может быть, и больше, так как у него нет опыта.

5. Не подавай!

6. Не забывайте, что самая важная встреча человека — его встреча с детьми. Уделите им больше внимания — мы никогда не узнаем, кого встретим в ребенке.

7. Не мучай себя, если ты не можешь что-то сделать для своего ребенка, просто помни: с ребенком делается недостаточно, если не делается все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который овладевает всей вашей жизнью, а не только плодом из плоти и крови. Это драгоценная чаша, которую Бог дал вам хранить и развивать в творческом огне. Он освободил любовь матери и отца, которые вырастили не «своего», «своего» ребенка, а душу, отданную для спасения.

9. Уметь любить чужого ребенка. Никогда не делайте с незнакомцем того, чего не хотели бы делать с вашим.

10. Любите своего ребенка за все — бездарное, неудачное, взрослое.Разговаривая с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который все еще с вами.

Януш Корчак

Януш Корчак: краткая биография, фотографии. Биография Януша Корчака: старый доктор и его дети Януш Корчак

Настоящее имя Януша Корчака — Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 года в Варшаве в богатой семье известного юриста.Когда ему было одиннадцать лет, в семье случилось несчастье, которое наложило трагический отпечаток на душу мальчика: у отца развилось психическое заболевание, его положили в больницу, откуда он больше не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что экономическое положение семьи резко ухудшилось. Хенрик вынужден помогать своей матери и сестре; продолжая учиться в гимназии, он зарабатывает репетиторством.

В 1898 году Хенрик окончил русскую гимназию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.С первого года работы под псевдонимом Януш Корчак (названный в честь одного из героев польского писателя Игнация Крашевского) ведет активную журналистскую деятельность. Как неоднократно подчеркивал сам Корчак, его литературный стиль сформирован русской литературой XIX века, особенно творчеством Чехова.

В 1904 году юноша окончил университет и начал работать педиатром в детской больнице. Врачом полевого госпиталя он участвовал в русско-японской войне, а затем снова работал в одной из детских поликлиник — до 1910 года.

В 1905 году был опубликован первый рассказ Корчака «Дитя в гостиной», принесший ему успех и известность. Корчак вступает на путь реформирования неспокойного мира не только как педиатр, но и как писатель, журналист и общественный деятель. Он заявляет: «Реформировать мир — значит реформировать образование».

В 1907 и 1908 гг. Работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют дети-сироты и дети из бедных еврейских семей. Именно тогда Корчак определил свою основную профессию — учитель.Лучшее тому подтверждение — его книги — «Мопсы, Иоски и Срули» (1910), «Юзки, Яска и Фрэнки» (1911). В 1912 году Корчак стал директором реорганизованного Сиротского дома.

Во время Первой мировой войны Корчак был резидентом полевого госпиталя русской армии. Четыре года он бродил по дорогам войны. Весной 1917 г. был откомандирован работать врачом в польские и украинские детские дома, год жил в Киеве.

В годы войны родилась одна из главных педагогических книг Корчака «Как любить ребенка» (1918), ставшая кредо автора.И хотя формально Корчак уходит из медицины, он остается врачом до конца жизни — ведь его ученикам всегда был нужен врач.

В 1918 году Корчак вернулся в Варшаву и стал центром и душой двух детских домов — Нашего дома и Детского дома, где он создал своего рода детскую республику, крохотную ячейку равенства и справедливости. В «Доме детей-сирот» действовали выборная детская диета, товарищеский суд и судебный совет. Дружеский суд в девяноста пяти делах из ста вынесенных оправдательных приговоров; понять и простить — вот его лейтмотив.

Корчак описал и проанализировал свою практическую работу с детьми в книгах. Лучшие из них — «Моменты воспитания» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Шутливая педагогика» (1939). ), «Банкротство маленького Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Волшебник Кайтус» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Луи Пастера» (1938). Также он сотрудничает с журналами, работает редактором созданной им детской газеты (первой в мире), выступает под псевдонимом Old Doctor с образовательными беседами по радио.

Особое место среди книг Корчака занимают дилогии «Король Мэтт Первый» и «Мэтт на необитаемом острове» (1923). Этот шедевр принес Корчаку всемирную известность и занял достойное место среди лучших философских сказок. Притча о благородном мальчике-царе Матиусе I покорила миллионы сердец — как детей, так и взрослых. Маленький стойкий герой, чем-то похожий и на Гамлета, и на Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу.

В 1934 и 1936 гг. По приглашению своих бывших учеников Корчак посещает подмандатную Палестину.Но он отвергает предложение переехать туда.

Когда Гитлер вторгся в Польшу и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 году его арестовали немцы. Корчак провел несколько месяцев в тюрьме, откуда его выкупили бывшие ученики. У всемирно известного писателя появилась возможность покинуть Польшу. Но Корчак вернулся в Детский дом, который уже находился в Варшавском гетто.

Многие люди тщетно пытались убедить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уйти и вернуться.Но Корчак отказался.

5 августа 1942 года воспитанников детского дома отправили в концлагерь в Треблинке. Через несколько дней Корчак вошел в газовую камеру со своими детьми.

Большой камень стоит на месте смерти Корчака в Треблинке. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878 г., Варшава — 6 августа 1942 г., Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал с газетой «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — юрист, автор монографии «Лекции по бракоразводному праву на основе положений Закона Моисея и Талмуда». (1871).

Корчак в своих «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали в честь моего деда, которого звали Гершем», это имя записано в его свидетельстве о рождении.Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его звали Хенрик — по-польски.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жесткая дисциплина, пойти в театр или поехать домой в отпуск можно было только с письменного разрешения дирекции. Обучение велось на русском языке. Уже в первом классе (дети 10-11 лет) преподавали латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжелом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Хенрик начал зарабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он отправился в Швейцарию, чтобы лучше познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В поездке Корчака особенно интересуют школы и детские больницы. В 1903 г. получил степень доктора медицины.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице им. Берсонова и Бауманова, учителем в летних детских лагерях. Он был членом Еврейского благотворительного общества помощи детям-сиротам.

В 1904-1905 гг. Корчак принимал участие в русско-японской войне.

В 1907 году Корчак уехал на год в Берлин, где за свои деньги слушал лекции и практиковался в детских поликлиниках, знакомясь с различными учебными заведениями.

В 1911 году Корчак оставил профессию врача и основал «Детский дом» для еврейских детей на Крохмальной улице, 92, который возглавлял (с перерывом в 1914-18 годах) до конца своей жизни.От благотворителей, которые субсидировали его предприятие, Корчак требовал полной независимости в своей административной и образовательной деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак был на Украине, в частности, в Киеве, где помимо деятельности военного врача занимался устройством приюта для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе школы-интерната «Наш дом» (в Белянах) — детского дома для польских детей, где он также применял новаторские методы обучения.

Корчак вернулся в Варшаву в 1918 году, где он руководит детскими домами, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Малое обозрение» («Малое обозрение», детское приложение к сионистской газете «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его ученики.

В 1899 году Корчак посетил Второй сионистский конгресс в качестве гостя.Восхищаясь Теодором Герцлем, он, однако, не принимал идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, приверженность которой, по его убеждениям, была личным делом каждого.

Он ожидал, как великое чудо, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-1919 годах, посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом к власти Гитлера в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилась еврейская идентичность.Он стал представителем польских несионистов в Еврейском агентстве.

В 1934 и 1936 годах он посетил Подмандатную Палестину, где встретился со многими из своих бывших учеников. Педагогические и социальные принципы движения кибуца произвели на Корчака глубокое впечатление. В письме от 1937 года он писал: «Примерно в мае я еду в Эрез. И ровно на год в Иерусалим. Я должен выучить язык, а потом поеду туда, куда их пригласят . .. Самое сложное решение было.Сегодня я хочу посидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарём иврита … Там самый последний не плюнет в лицо лучшему только за то, что он еврей. «

Отъезду помешала только невозможность оставить своих сирот. В эти годы Корчак собирался написать рассказ о возрождении еврейской родины, о пионерских халуцимах.

В 1940 году вместе с воспитанниками сирот. «Ха-ха, его перевезли в Варшавское гетто, он отверг все предложения нееврейских почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятаться на« арийской »стороне.

В этот период Корчак был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме. Освобожден по просьбе провокатора А. Ганцвайх, который таким образом хотел заслужить авторитет среди евреев.

В гетто Корчак все свои силы отдавал заботе о детях, героически добывая для них еду и лекарства. Ученики Корчака изучали иврит и основы иудаизма, а сам он, видя безразличие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

За несколько недель до Пасхи в 1942 году Корчак провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, он дал детям клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 года поступил приказ о депортации Дома сирот, Корчак вместе со своей помощницей и подругой Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми отправился на станцию, откуда их отправили в товарных вагонах в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв смерть с ними в газовой камере.

В приюте Корчак ввел систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательными для руководства, плебисцит и т. Д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый доктор» в учебных беседах. на радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, работал в суде по делам несовершеннолетних.

Абстрактивно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой религиозной терпимостью и видел в вере источник нравственного очищения.

Корчак начал публиковаться в 1898 году, тогда же он взял себе псевдоним. Его рассказы для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя из гостиной» (1906), «Мопсы, Иоски и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961) », Король Мэтт Первый »(1923) и другие; рассказы, беседы, статьи и дневник 1942 года знакомят читателя со сложным миром детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши в 1900-1939 годах, отражают богатый опыт врача и учителя.

Корчак также владеет более 20 книгами по образованию (главные из них — «Как любить ребенка», 1914 г. и «Право ребенка на уважение», 1929 г.).

Очерки
Книги для детей
* Котореди (1898) — драма
* Дети улицы (улица Дзечи, Варшава 1901)
* Кошалки Опалки (Варшава, 1905)
* Дитя гостиной (Дзецко салон, Варшава 1906) , 2-е издание 1927 г.) — частично автобиографическая.
* Moski, Joski i Srule, Варшава, 1910 г .; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Йозки, Яски и Франки, Варшава 1911
* Слава (Слава, Варшава 1913, исправления 1935 и 1937 гг. )
* Бобо (Варшава 1914)
* Роковая неделя (Феральный тыдзен, 1914 г.) )
* Король Матиус Первый (Krol Macius Pierwszy, Варшава 1923)
* Король Матиус на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Варшава 1923)
* Банкротство Маленького Джека (Bankructwo Malego Dzeka, Варшава 1924)
* Когда я Снова стань маленьким (Kiedy znow bede maly, Варшава 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
* Kaitus-sorcerer (Kajtus czarodziej, Варшава 1935)

Педагогические произведения
* Momenty wy Варшава, 1919, 2-е издание 1924 г.)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Варшава 1919; 2-е издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребенка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Варшава 1929)
* Правила жизнь.Педагогика для детей и взрослых (1930)
* Педагогика-шутка (Pedagogika zartobliwa, Варшава, 1933)

Другие книги
* Дневник (Паметник, Варшава, 1958) — издан посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Варшава, 1935)

Произведения, посвященные Янушу Корчаку
О героизме и мученической смерти Корчака ходят легенды. Его жизни и смерти посвящены многочисленные исследования и труды: воспоминания И. Неверли «Живые узы» (1966, польский язык), стихотворение А. Цейтлина (1898–1973) «Последний путь Януша Корчака» («Janusz Korczaks Lecter Gang », 1970?, Идиш), драма Э.Сильваниус «Корчак и дети» (1958, нем.) И др.

Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одно из лучших своих стихотворений «Каддиш», посвященное Янушу Корчаку.
* Лифтон Б.Дж. «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака ». М .: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское образование, Герард Кан
* Памяти Корчака: Сб. Ст.: (О докторе, учителе и писателе Я. Корчаке, 1878-1942 гг.) / Отв.изд. О. Р. Медведева. М .: Рос. Остров Януша Корчака, 1992. ISBN 5-

  • 5-01-8
    * Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебник … Казань: КГПИ, 1994.
    * Кочнов В.Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М .: Просвещение, 1991.

    Фильмы
    * «Корчак», режиссер А. Вайда, сценарий А. Холланда. Польша-Германия-Великобритания. 1990.

    Мультики
    * «« Расскажи, доктор »» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988

    Режиссер: Аида Зябликова.В мультфильме две сюжетные линии, одна основана на повести Януша Корчака «Король Мэтт Первый», другая рассказывает о реальных событиях Второй мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими учениками и умер вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3-х частей. Психологически это очень сложный мультфильм.

    Театр
    * Спектакль Джеффри Хэтчера «Дети Корчака»

    Опера
    * Детская опера-мюзикл «Король Мэтт I», Лев Конов по сказке Януша Корчака.Премьера состоялась в Москве в 1988 году. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
    * Опера «Король Мэтт Первый» в новой редакции 2009 года.
    Либретто-сценарий и музыка Льва Конова
    * Опера «Сироты Корчака» «. Музыка — Адам Сильверман, либретто Сьюзан Губернат.

    Януш Корчак — всемирно известный педагог, врач и писатель. Во время Второй мировой войны он отправился добровольцем в концлагерь, не бросая своих учеников.

    В результате все дети-сироты, в том числе и он сам, погибли в газовой камере.При этом ему лично неоднократно предлагали свободу, но он наотрез отказывался оставлять детей.

    В удивительных биографиях Януша Корчака вы найдете то, чего нет почти ни в одном известном человеке.

    Биография Януша Корчака

    Настоящее имя Януша Корачака — Херш Хенрик Гольдшмит. Он родился 22 июля 1878 года в Королевстве Польском, входившем в состав Российской империи … Януш вырос в богатой еврейской семье.

    Его отец, Юзеф Гольдшмидт, был успешным юристом. Члены семьи не стремились придерживаться еврейских традиций, чтобы не привлекать к себе слишком много внимания. Родители даже сына звали Хенрик по-польски.

    Детство и юность

    Детство будущего учителя сложно назвать радостным. В Польше отношение к евреям оставляло желать лучшего, в результате чего семья Януша Корацака столкнулась с определенными трудностями.

    Более того, в учебных заведениях в то время учителя были очень резкими и грубыми.Когда мальчик пошел в школу, он на собственном опыте испытал все ужасы педагогического образования.

    Учителям было разрешено жестоко наказывать учеников. Детей постоянно повышали голосом, избивали и даже публично пороли.

    Около 200 лет назад другой выдающийся деятель резко высказался против таких методов воспитания и обучения детей.

    Когда Янушу Корчаку было 11 лет, его отца отправили в клинику, потому что у него обнаружили психическое расстройство.

    Лечение было очень дорогим, в результате чего семья Гольдшмит оказалась в тяжелом финансовом положении.

    Чтение стихов и написание собственных стихов стало для любознательного молодого человека единственным отвлечением от повседневных проблем.

    Учитель 15 лет

    Так как Хенрик был отличником гимназии, в 15 лет он начал заниматься репетиторством. Многие ученики молодого учителя были его ровесниками.

    Однако все внимательно слушали Корчака, так как он умел интересно преподнести даже самый скучный материал.

    Врач, педагог и писатель

    Спустя 3 года Януш Корчак понял, чему больше всего хочет посвятить свою жизнь.


    Януш Корчак

    В статье он спросил читателя: «Придет ли время, когда родители перестанут думать о каких-либо повседневных вещах и развлечениях, а вместо этого, наконец, начнут воспитывать детей?»

    Он подчеркнул идею о том, что ответственность за воспитание ребенка лежит на плечах мам и пап, а не на нянях.

    Редактор издания, в котором был опубликован Корчак, высоко оценил талант Януша. Он предложил молодому парню вести колонку в еженедельнике, на что с радостью согласился.

    Однако в то время он относился к писательству скорее как к работе, чем к работе.

    Вскоре после этого умер отец Корчака, поэтому Янушу пришлось самостоятельно содержать семью. Для этого он решил поступить в Варшавский университет на медицинский факультет.

    Ему казалось, что, став врачом, он поправит свое материальное положение и одновременно поможет многим людям.

    Януш Корчак, несмотря на учебу, не переставал писать. Он написал пьесу «Куда?» О душевнобольном. В нем он поделился собственными переживаниями, вызванными болезнью отца.

    Ник «Януш Корчак»

    Когда Херш Хенрик Гольдшмитт представил на конкурс свою новую пьесу, он сначала подписался под псевдонимом Януш Корчак … С этого момента он стал известен во всем мире под этим именем.

    Подобные вещи случались в жизни многих выдающихся людей, например:

    • Фредди Меркьюри (Фаррух Балсара)

    После получения медицинского образования в 1905 году Януш Корчак начал заниматься медициной.Еще больше он был известен под своим настоящим именем — Хенрик Гольдшмит.

    Война и признание

    В 1905 году началась русско-японская война, которая, благодаря блестящему русскому дипломату, закончилась.

    В это же время 27-летний Корчак был призван военным врачом. На передовой он не только лечил солдат, но и старался их морально поддержать.

    После окончания войны Януш вернулся в Польшу. Для него было большим сюрпризом и неожиданностью, что его работы уже пользовались здесь большой популярностью.

    Несмотря на это, он продолжал работать медиком.

    Детский дом Корчака

    В течение следующих двух лет Янушу Корчаку удалось побывать и. В этих странах он учился по-разному.

    Накопив большой багаж знаний в этой области, он смог усовершенствовать собственные педагогические методы.

    В 1910 году Корчак решает уйти из медицины. Вместо этого он становится главой Дома сирот, построенного для еврейских детей. Благодаря тому, что Януш уже имел определенную известность, ему удалось привлечь для строительства здания.


    Детский дом Корчака действует и по сей день.

    С этого момента началась его профессионально-педагогическая деятельность. Обладая большими познаниями в области педагогики, он попытался разработать собственную систему, которая позволила бы ему воспитать в детях лучшие человеческие качества.

    Следует отметить, что Корчак начал работать в Польше не случайно. Дело в том, что в то время среди поляков процветал антисемитизм, поэтому учитель, в первую очередь, хотел помочь дискриминированным еврейским детям.

    Через 2 года Детский дом был полностью перестроен. Он имел 4 этажа с множеством оборудованных комнат.

    Как полюбить ребенка

    Первые месяцы Януш Корчак и его коллега Стефания Вильчинская работали практически без отдыха и сна. Пришлось полностью перевоспитывать вчерашних беспризорников, что было очень сложно.


    Януш Корчак и его «правая рука» — Стефания Вильчинская перед детским домом в Варшаве

    Параллельно он объяснил другим учителям, которые работали с ним, как поступать с сиротами в различных ситуациях.

    Краеугольным камнем педагогической системы Януша Корчака было нравственное воспитание. Он был одним из первых, кто добился детского самоуправления.

    Януш считал детский дом равноправным сообществом, в котором администрация и судебная система создавались самим коллективом. Совместная работа и общие интересы способствуют взаимопомощи и развивают у человека чувство ответственности.

    Скоро по тому же пути пойдет и знаменитый советский педагог Антон Макаренко.Интересен факт, что Корчак внимательно следил за тем, как Макаренко воспитывал беспризорных детей.

    Когда началась Первая мировая война, Корчака снова призвали на фронт врачом. Затем он начал писать книгу «Как любить ребенка».

    В нем он акцентировал внимание на том, что невозможно любить ребенка, не пытаясь видеть в нем независимую личность. Педагог утверждал, что у детей точно такие же права, как и у взрослых.


    Бывшие воспитанники детского дома на церемонии памяти Януша Корчака у мемориала Яд Вашем.

    После окончания войны Януш Корчак оказался в польской независимой армии. Потом он заболел сыпным тифом и только чудом выжил. Когда советско-польский конфликт наконец закончился, ему разрешили вернуться в школу-интернат.

    Корчак с таким же рвением совершенствовал свою педагогическую систему. Например, он основал в детском доме газету, в которой дети выступали редакторами и журналистами.

    Благодаря этому многие дети научились писать и стремились получить новые знания.

    5 заповедей воспитания

    Помимо проблем, непосредственно связанных с воспитанием самих детей-сирот, Януш Корчак столкнулся с финансовыми трудностями.

    Из-за экономической нестабильности многие меценаты перестали поддерживать приют. Кроме того, в Польше росли антиеврейские настроения.

    Какое-то время учитель даже подумывал переехать с детьми в Палестину, где были большие еврейские поселения. Но это оказалось просто невозможно.

    В 1934 году Корчак сформулировал 5 заповедей для воспитания детей:

    1. Любите любого ребенка, а не только своего.
    2. Понаблюдайте за ребенком.
    3. Не давить на ребенка.
    4. Будьте честны с собой, чтобы быть честным со своим ребенком.
    5. Познай себя, чтобы не иметь преимущества перед беззащитным ребенком.

    В Варшаве Корчак вел радиопрограмму, посвященную воспитанию детей. Выступал под псевдонимом Old Doctor.Его произведения, в которых он рассказывал о своей педагогической системе, пользовались большой популярностью в мире.

    Но на родине Корчак остался незамеченным, так как поляки считали, что еврей не имеет права растить «своих» детей.

    10 заповедей Януша Корчака

    В 1937 году антисемитизм в Польше достиг апогея. Янушу запретили выступать на радио. В тот момент он понял, что ему срочно нужно переехать в Палестину.

    Однако перевезти туда всех детей было практически невозможно.Несмотря на презрение со стороны окружающего его общества, он не хотел уезжать за границу.

    Жизнь на грани разрушения

    С началом Второй мировой войны Януш Корчак продолжал спасать жизни, работая врачом. Когда нацисты захватили Польшу, учитель и его ученики столкнулись с серьезными трудностями.

    Для нацистов евреи были недочеловеками. С ними обращались хуже, чем с s. Однако Корчак все же пытался хоть как-то помочь своим ученикам.

    Под его руководством дети практически полностью себя обеспечивали, и даже шили одежду самостоятельно.

    В 1940 году Януш каким-то чудом смог отвезти школьников в детский лагерь, где они хоть на время могли забыть о бомбардировках и других ужасах войны.

    Однако через несколько месяцев все ребята оказались в Варшавском гетто, а самого Корчака посадили за решетку.

    Стоит отметить, что во время пребывания в гетто он отказался носить повязку со Звездой Давида на руке, хотя каждый еврей был обязан ее носить. Этим учитель вызвал у немецкого руководства особую ненависть.

    После месяца заключения ему разрешили жить в гетто со своими учениками. Когда смерть стала обычным явлением, Корчак решил создать место, где мальчики могли бы провести свои последние часы жизни.


    Корчак со своими учениками в гетто

    Он хотел создать атмосферу, в которой ребенок мог бы хотя бы спокойно умереть.

    Все эти события, произошедшие с Янушем Корчаком и его учениками, подробно описаны в дневнике учителя.

    Во имя детей

    Между тем нацисты начали постепенно истреблять жителей гетто. Это кажется невероятным, но даже в таких кошмарных условиях Януш Корчак продолжал обучать своих учеников.

    Он даже ставил спектакли с участием детей, которые еле держались на ногах. Воспитатель сделал все возможное, чтобы имитировать полноценную жизнь в тех чудовищных обстоятельствах и тем самым вселить в детей надежду на то, что все скоро пройдет.

    Летом 1942 года был издан приказ о депортации всех сирот Корчака. Куда именно должны были быть отправлены дети, не уточнялось, но сама по себе эта новость не предвещала ничего хорошего.

    Почувствовав недоброжелательность, Януш Корчак всячески пытался убедить руководство гетто, что его дети очень трудолюбивы и могут шить военную одежду для немецких солдат.

    Таким образом, он пытался использовать любую возможность, которая могла бы помочь несчастным детям остаться в живых.

    6 августа 1942 года все 192 ребенка из детского дома были депортированы в концлагерь Треблинка. Вместе с ними поехали Корчак, его верная подруга Стефани и еще 8 взрослых.

    Смерть великого учителя

    Здесь следует уточнить один факт. Благодаря тому, что Януш Корчак был всемирно известным человеком, многие известные люди пытались спасти его от смерти. Однако он отклонил все предложения, сказав, что будет со своими учениками до конца.

    Пока детей грузили в товарные вагоны, когда все обитатели Дома сирот уже забрались в вагон поезда, идущего в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
    — Вы писали королю Мэтту? Я читал эту книгу в детстве.Хорошая книга … Ты можешь быть свободным.
    — А как насчет детей?
    — Дети поедут в лагерь. Но вы можете покинуть карету.
    — Вы ошибаетесь. Я не могу. Не все люди мерзавцы.

    Польский историк Эммануэль Рингельблюм, прекрасно знавший, что детей из еврейского приюта отправляют в лагерь смерти, оставил эту память об этом дне:

    Поступил приказ о снятии интерната. Нет, я никогда не забуду это зрелище! Это был не обычный марш к экипажам, это был организованный молчаливый протест против бандитизма! Началось шествие, чего раньше никогда не было.Дети выстроились по четвереньки. Во главе Корчак смотрит вперед и держит за руки двоих детей. Даже вспомогательная полиция стояла по стойке смирно и отдавала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше терпеть — слезы хлынули из глаз, и я закрыл лицо руками.

    Януш Корчак умер со своими детьми в газовой камере концлагеря Треблинка.

    На пути к смерти Корчак держал на руках двоих самых маленьких детей и рассказывал эту историю ничего не подозревающим малышам.


    Кенотаф Януша Корчака на еврейском кладбище в Варшаве
    Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

    В конце я хотел бы выразить сожаление, что такой великий человек, как Януш Корчак, добровольно пошел на смерть, чтобы не оставить своих учеников наедине с тьмой человеконенавистнической идеологии, сегодня не популяризируется в фильмах.

    Если вы спросите молодого человека, знает ли он великого учителя, пошедшего на смерть ради детей, — вряд ли они вам ответят.

    Хорошие примеры почему-то сложно привить людям, а плохие находят все возможности для их распространения. Увы, есть действие!

    Если вам вообще нравятся биографии великих людей и — подписывайтесь на сайт. С нами всегда интересно!

    Понравился пост? Нажмите любую кнопку.

    Януш Корчак (настоящий Хенрик Гольдшмит) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель … Родился 22 июля 1878 года в Варшаве в интеллигентной еврейской семье.

    Школьные годы Корчака прошли в русской гимназии в Варшаве. Здесь царила жесткая дисциплина: пойти в театр или поехать домой на каникулы можно было только с письменного разрешения дирекции. Обучение велось на русском языке. Уже в первом классе (дети 10-11 лет) преподавали латынь, во 2-м — французский и германский языки, в 3-м — греческий.

    В 1889 году у отца Хенрика появились признаки психического заболевания. Теперь отца время от времени помещали в специальные клиники.Его обслуживание в клиниках стоило недешево, и со временем семья оказалась в бедственном положении. С 5-го класса (15-16 лет) Хенрик начал зарабатывать репетиторством.

    В 1898 году Корчак начал заниматься медом. факультет Варшавского института, сразу учится в подпольных вузах. Летом 1899 года он отправился в Швейцарию, чтобы познакомиться с плодами педагогической деятельности Песталоцци. Во время собственной поездки Корчака особенно интересовали школы и детские поликлиники.

    В 1903-1911 годах работал в еврейской детской поликлинике и учителем в летних детских лагерях. Был членом еврейской благотворительной организации «Общество помощи детям-сиротам».

    23 марта 1905 года получил докторскую степень. Он участвовал в русско-японской войне в качестве военного врача.

    В 1907 году Корчак уехал на год в Берлин, где за свой счет слушал лекции и практиковался в детских поликлиниках, знакомился с различными учебными заведениями.Он также проходит стажировку во Франции, посещает детский дом в Великобритании.

    Корчак начал издавать в 18 лет, в 1898 году взял себе псевдоним. Его рассказы для взрослых и детей «Дети улицы» (Dzieci ulicy, 1901), «Hotel Child» (Dziecko salonu, 1904–1905), «Moski, Eski and Srule» (Moski, Joski i Srule, 1910), « Владыка Мацюс 1-й »(Krol Macius Pierwszy, 1923) и др., Рассказы, беседы, статьи и дневник 1942 г. знакомят читателя с непростым миром детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши в 1900-1942 гг., Отражают опыт учителя.

    В 1911 году Корчак оставил профессию врача и основал «Детский дом для еврейских детей в доме № 92 на Крахмальной улице», которым руководил (с перерывом в 1914-1918 годах) до конца своей жизни. поддерживая его создание, Корчак требовал полной независимости в административной и образовательной деятельности.

    В 1914-1918 гг. Корчак был в Киеве, где работал военным врачом и занимался обустройством детского дома для польских детей, написал книгу «Как полюбить ребенка» (Jak kochac dziecko).

    Корчак вернулся в Варшаву в 1918 году, где он руководит детским домом, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском институте и на Высших еврейских педагогических курсах.

    В 1919-1936 годах он участвовал в работе школы-интерната «Наш дом» — детского дома для польских детей, где также использовал новаторские методы обучения.

    В 1926-1932 годах Корчак редактировал еженедельник «Малый пшеглад», детское приложение к газете «Наш пшеглад», в котором активно участвовали его ученики.

    С приходом к власти Гитлера в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское сознание. Он стал представителем Польши в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 годах он посетил Палестину, где встретил многих из своих бывших учеников.

    В 1940 году Корчак вместе с воспитанниками детского дома был переведен в Варшавское гетто. Он отверг все предложения неевреев — почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.В этот период Корчак был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме. Освобожден по просьбе провокатора А. Ганцвайх, желавшего таким образом заработать авторитет среди евреев.

    В гетто Корчак посвятил все свои силы уходу за детьми, доставке для них еды и лекарств. Ученики Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Пасхи в 1942 году Корчак провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, он дал детям клятву быть хорошими евреями и сознательными людьми.

    Когда в августе 1942 года поступил приказ о депортации Дома сирот, Корчак вместе со своей помощницей и подругой Стефани Вильчинска (1886-1942), другими педагогами и около 200 детей отправился на станцию, откуда их отправили. в товарных вагонах до Треблинки. Он отказался от предоставленной в последнюю минуту свободы и решил остаться с детьми 6 августа, скончавшись вместе с ними в газовой камере.

    Ежегодно 23 марта в Польше и Беларуси проводится воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, погибших в гетто.

    В современном мире многие знают это имя — Януш Корчак. Биография известного польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагическая судьба и человеческие подвиги заслуживают более подробного ознакомления с ними.

    Годы детства и учебы в гимназии

    Настоящее имя Корчака — Хирш (по-польски Хенрик) Гольдшмидт. Он родился в 1878 году в еврейской семье в Королевстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи.

    Несмотря на то, что он так и не дожил до глубокой старости, Ю. Корчак успел многое повидать за свою жизнь. Биография не может вкратце передать все события его жизни.

    Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец — юристом. Чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, не особо подчеркивая еврейские традиции себе подобных.

    Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, рассказывают о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем… Однако, благодаря своим знаниям, он поступил в престижную русскую гимназию. Обучение там велось на русском языке, а затем были изучены все основные мертвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, учителя не проявляли интереса к своим ученикам. В гимназии царил суровый порядок, процветали физические наказания и доносы.

    Намного позже Януш Корчак (биография для детей будет представлена ​​в доступной форме и станет широко известной) отметил, что именно тесты в гимназии подтолкнули его к созданию новой гуманистической педагогики.

    Первые трудности

    Корчак Януш многое испытал. Автобиография этого великого человека рассказывает нам о первом испытании в его жизни. Таково было тяжелое психическое заболевание его отца, которое настигло его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи были потрачены на лечение пациента, поэтому молодой Хенрик был вынужден заняться репетиторством, чтобы материально поддержать своих близких.

    Тогда открылся удивительный педагогический талант молодого учителя, Хенрик, как никто другой, умел находить со своими учениками общий язык, спокойно и внимательно выслушивать их и добиваться большего с любовью, чем другие учителя, с помощью стержень.

    Януш Корчак: краткая биография. Призвание и педагог

    В 1898 году по примеру деда, в честь которого он был назван, Хенрик поступил на медицинский факультет. Однако молодой человек живо интересовался не только медициной, но и проблемами современной педагогики. В 18 лет он опубликовал свою первую педагогическую работу под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных родителей в том, что они чем-то занимаются в своей жизни, но не воспитывают детей.Они перекладывают самую важную работу в своей жизни на плечи нянек и воспитателей, которые зачастую просто не справляются со своими обязанностями.

    Рецензии на эту публикацию в газете были настолько положительными, что главный редактор этого номера поручил молодому Хенрику возглавить целую рубрику под тем же названием.

    Позже Корчак (биография этого человека кратко описана нами в этой статье) напишет 22 тома сочинений о воспитании детей.

    Хенрик начал свою практическую преподавательскую деятельность в тот же период.В 1903 году, досконально изучив опыт Песталоцци, он начал работать врачом и педагогом в одной из еврейских детских больниц и присоединился к еврейскому обществу помощи сиротам.

    Формирование профессиональных навыков и открытие «Детского дома»

    Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его с медициной и педагогикой, не искал выгодного места для него самого.

    На какое-то время он стал военным врачом (в это время шла тяжелая русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской Империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу для ознакомления с передовыми идеями в область образования и педиатрии.

    Он пока малоизвестен, но довольно активно пишет и издает, используя для этого свой псевдоним — Януш Корчак.

    Вернувшись на родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, уходит из профессии врача и открывает благотворительное учреждение «Дом сирот».С 1911 года до своей трагической смерти Корчак будет руководить этим учреждением и посвятить все свои усилия воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

    Педагогическая деятельность

    Активная педагогическая деятельность Януша Корчака, биография которого дает нам пример истинной преданности своему делу, сочетается с активным писательством. Постепенно его имя становится широко известным, появляются покровители, которые материально поддерживают его начинания.

    В первые годы упорного труда Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им нелегко справиться с большим количеством сломанных детей, потерявших веру в людей.

    Корчак закладывает основы своего педагогического метода нравственного воспитания. В те же годы он издал книгу для учителей и родителей под названием «Как любить детей?» развитие его эмоционально-волевой сферы.

    A.S. Макаренко стал активным сторонником такой гуманистической педагогики в России. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные произведения Макаренко и высоко ценил его методы работы с детьми.

    Период после распада империи

    После распада Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в настоящее время служит на фронте военным врачом. Однако правительство молодой Польской республики не разрешает писателю вернуться к своим детям, его снова призывают, теперь уже в польские войска, где он переносит тяжелый тиф, после чего чудом остается жив.

    Когда кровавая советско-польская война утихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда с ними не расставаться.

    Всю свою энергию отдаёт педагогической работе. Вместе с детьми он организует и издает газету (а дети сами становятся журналистами), много пишет и издает свои произведения.

    Ведет радиопередачи, читает лекции студентам. Наконец, в 1934 году он формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любить ребенка, наблюдать за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.

    Трагические страницы биографии

    Януш Корчак многое видел и пережил, его биография — тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни учителя. Корчак просил, чтобы его приняли на фронт врачом, но в силу возраста его оставили в Варшаве.

    Немецкие войска быстро продвинулись вперед, и вскоре город оказался под оккупацией.

    Старый врач и учитель сделали все, чтобы его дети не почувствовали тяготы военного времени, но это было не в его силах.Еды катастрофически не хватало, одежды и теплой одежды не было. Для немцев еврейские сироты были объектом прямого уничтожения, поэтому вскоре их переселили в Варшавское гетто. Корчак изо всех сил пытался этому противостоять, но попал в тюрьму. Выйдя из него, он отправился к своим детям в гетто, где ждала его смерть.

    Life feat

    В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не унывать и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался.Однако судьба его детей была предрешена. В 1942 году был получен приказ отправить их в лагерь смерти. Все учителя, в том числе Корчак, были вынуждены ехать с детьми.

    Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая спасти жизнь знаменитого учителя. Однако сам старый врач отказался от столь милосердного решения и разделил судьбу своих детей. Януш Корчак погиб в 1942 году в немецком спецназе

    . .
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *