Психолог

Сторонники психологического направления в лечении заикания применяли: Cовременный комплексный подход к преодолению заикания

Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без  видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое.[24]

Итак, неврозоподобное  заикание – это остатки апраксических  нарушений при поражении головного  мозга. Апраксия – нарушение произвольных движений(определенной позы или артикуляции) – ребенок не может выполнить  то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) – это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетических зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заикания.

Главным в неврозоподобном заикании, его  патогенетической основой, является нарушение  темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия).[32]

Итак, в  основе невротического заикания лежит  логофобия – боязнь речи, а неврозоподобного – нарушение темпа речи. Внешне эти виды заикания проявляются одинаково.

Что касается причин возникновения заикания, то можно сделать вывод, что факторов возникновения заикания множество. Это и биологические, и социальные, и психологические факторы. Можно  сказать однозначно, что дети дошкольного  возраста в силу своей эмоциональной  возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий  окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям.

В этот период функция речи, как  самая хрупкая, может пострадать в первую очередь.

Все, описанные  выше, симптомы заикания весьма непостоянны  и изменчивы. Так, для психических  симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение  – они как бы надстраиваются над  физическими симптомами. Их наличие  существенно осложняет общую  картину заикания и затрудняет его  преодоление. Раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает»  психическими симптомами, напоминая  в этом отношении катящийся и  все увеличивающийся в своих  размерах снежный ком. По этой причине  очень важно не ожидать полного  развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его  на самой ранней стадии, до появления  психических симптомов, то есть еще  в дошкольном возрасте. Именно поэтому  так важно было рассмотреть симптоматику заикания.

 

1.3 Методы преодоления  темпо – ритмических нарушений  у заикающихся дошкольников

 

Становлению современного комплексного подхода  к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов  и путей преодоления этого  заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность  этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его  природе.

При анализе  существующих методов преодоления  заикания представляется целесообразным рассматривать их в зависимости  от характера рекомендуемых средств  воздействия на заикающегося – медицинского или педагогического. В одном  случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом – меры воспитания и  обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем – различные  сочетания лечебного и 

педагогического  воздействия.[29]

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени  и формах во все времена, начиная  с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтенгер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени  дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с I века нашей эры до середины ХIХ века, пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствие патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встречаются  также многочисленные указания на необходимость  использования облегчающих и  корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспособлений с ортопедической целью  восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых  упражнений. Впоследствии, специалисты  применяли, при лечении заикания, различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба  ряда зубов, деревянную пластинку в  форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т.д.[29]

Ортопедические  приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания и  рекомендовались как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать  без учета оздоровляющего воздействия  личности врача на больного, бесед  с ним о сущности заболевания  и путях его преодоления, без  создания определенных условия для  благоприятного лечения, поддержания  веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного  участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающегося.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое  расстройство некоторые авторы стали  предавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому  воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем, прежде всего психическое  страдание, поэтому при выборе средств  воздействия на заикающегося, они, прежде всего, учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники  только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали  системы разнообразных и последовательно  усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран  Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического  или лечебного характера при  лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного.

Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического, и медицинского характера.

Однако  многоплановость корригирующего воздействия  на речь заикающегося в прошлом –  это обычно примитивное (с современных  позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это  стремление нельзя отождествлять с  комплексным подходом преодоления  заикания, применяемым в настоящее  время. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки  его применения при заикании мы впервые  встречаем в трудах отечественных  авторов – И.А.Сикорского (1889) и  И.К.Хмелевского (1897). Многоплановость  лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной 

системой преодоления заикания. Эту систему  мы рассмотрим ниже.[17]

Итак, в  литературе по вопросам преодоления  заикания описываются следующие  методы: терапевтические средства, хирургический метод, ортопедические средства, психотерапевтическое воздействие, дидактические приемы воспитания. Изолированное  применение данных методов, как показало время, обедняет лечебное воздействие  на больного. Только комплексное применение данных методов имеет эффективное  воздействие.

 

1.4 Комплексные системы  воздействия при заикании у  детей дошкольного возраста

 

Становлению современного комплексного подхода  к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов  и путей преодоления этого  заболевания.

Указание  на необходимость комплексного воздействия  и попытки его применения встречаются  уже в трудах отечественных авторов  – И. А. Сикорского (1889) и его ученика  И. К. Хмелевского (1897). В лечении заикания они включали систему упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных  форм речи; психотерапевтическое воздействие  в виде создания соответствующих  условий, окружающих заикающегося; медикаментозное  лечение, физиотерапию и двигательные упражнения. Многоплановость лечебного  воздействия по И. А. Сикорскому впервые  стала комплексной системой преодоления  заикания.

[4, 17, 29]

Под современным  комплексным подходом к преодолению  заикания понимается лечебно – педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными  средствами и разными специалистами.[29]

В комплекс лечебно – педагогических мероприятий  для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и 

дополняющих  друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих  расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной  системы и всего организма  в целом; избавление ребенка от неправильного  отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в  виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися.

Опыт  работы с заикающимися позволяет  заключить, что весь лечебно –  педагогический комплекс по характеру  его воздействия условно можно  разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и  коррекционно-воспитательную.

Основной  задачей лечебно – оздоровительной  работы, которую преимущественно  проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной  системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение  отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной  системы, нарушений моторики).

Основной  задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно  проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических  изменений у заикающихся.

До 1930 года логопедическая помощь оказывалась  заикающимся, в основном, подросткам и взрослым. А в 1930 году В. А. Гиляровский  обосновывает положение о том, что  лечить заикание нужно в детском  возрасте. Наиболее подходящей формой организации помощи заикающимся  детям дошкольного возраста, по его  утверждению, является «детская площадка»  или полустационар, так как дети должны ежедневно общаться с родителями и в то же время получать комплексное  лечебное воздействие.

В 1931 году в Москве открываются ясли для  заикающихся детей, где логопедическая работа проводилась Е. Ф. Рау, и полустационар, где работала Н. А. Власова. [4, 17, 26]

Авторами  впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:

  • проведение медико – психолого-педагогического обследования до начала работы;
  • коррекционное воздействие направляется не только на речь заикающегося, но и на состояние всего организма ребенка, а также на его личность;
  • логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;
  • развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

В основу первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау (1959) положено использование коррекционных приемов  в зависимости от разной степени  речевой самостоятельности детей, а именно: от сопряженной формы  речи до спонтанной. Все занятия  с заикающимися детьми распределены по степени нарастающей сложности  на три этапа.

Нарушение фонационного внешнего оформления высказывания

1. Дислалия – это

Выберите один ответ:

a. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

b. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нарушении иннервации речевого аппарата

c. нарушение звукопроизношения при анатомо-физиологических дефектах речевого аппарата

02. Когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о

Выберите один ответ:

a. функциональной дислалии

b. механической дислалии

03. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о

Выберите один ответ:

a. функциональной дислалии

b. механической дислалии

04. К этой форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи

Выберите один ответ:

a. акустико-фонематическая дислалия

b. артикуляторно-фонематическая дислалия

c. артикуляторно-фонетическая дислалия

05. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи

Выберите один ответ:

a. акустико-фонематическая дислалия

b. артикуляторно-фонематическая дислалия

c. артикуляторно-фонетическая дислалия

06. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями

Выберите один ответ:

a. акустико-фонематическая дислалия

b. артикуляторно-фонематическая дислалия

c. артикуляторно-фонетическая дислалия

07. Какой этап соответствует следующей цели: включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс?

Выберите один ответ:

a. подготовительный этап

b. этап формирования первичных произносительных умений и навыков

c. этап формирования коммуникативных умений и навыков

08. Какой этап соответствует следующей цели: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения?

Выберите один ответ:

a. подготовительный этап

b. этап формирования первичных произносительных умений и навыков

c. этап формирования коммуникативных умений и навыков

09. Какой этап соответствует следующей цели: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале?

Выберите один ответ:

a. подготовительный этап

b. этап формирования первичных произносительных умений и навыков

c. этап формирования коммуникативных умений и навыков

10. Ринолалия – это

Выберите один ответ:

a. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

b. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

c. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нарушении иннервации речевого аппарата

11. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией, часто после удаления аденоидных разращений

Выберите один ответ:

a. функциональная открытая ринолалия

b. органическая открытая ринолалия

c. функциональная закрытая ринолалия

d. органическая закрытая ринолалия

12. Образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба, при врожденном расщеплении мягкого или твердого нёба, укорочении мягкого нёба

Выберите один ответ:

a. функциональная открытая ринолалия

b. органическая открытая ринолалия

c. функциональная закрытая ринолалия

d. органической закрытой ринолалии

13. Возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании

Выберите один ответ:

a. функциональная открытая ринолалия

b. органическая открытая ринолалия

c. функциональная закрытая ринолалия

d. органической закрытой ринолалии

14. При данной форме ринолалии должны быть устранены причины непроходимости носовой полости: как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект

Выберите один ответ:

a. функциональная открытая ринолалия

b. органическая открытая ринолалия

c. функциональная закрытая ринолалия

d. органической закрытой ринолалии

15. Дизартрия – это

Выберите один ответ:

a. нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

b. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

c. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

16. Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга

Выберите один ответ:

a. корковая дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. бульбарная дизартрия

d. экстрапирамидная дизартрия

e. мозжечковая дизартрия

17. Возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола

Выберите один ответ:

a. корковая дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. бульбарная дизартрия

d. экстрапирамидная дизартрия

e. мозжечковая дизартрия

18. Представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов черепно-мозговых нервов

Выберите один ответ:

a. корковая дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. бульбарная дизартрия

d. экстрапирамидная дизартрия

e. мозжечковая дизартрия

19. Особенностью данной формы дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков

Выберите один ответ:

a. корковая дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. бульбарная дизартрия

d. экстрапирамидная дизартрия

e. мозжечковая дизартрия

20. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей

Выберите один ответ:

a. корковая дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. бульбарная дизартрия

d. экстрапирамидная дизартрия

e. мозжечковая дизартрия

21. Какому этапу соответствует следующая цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов?

Выберите один ответ:

a. подготовительному

b. этапу формирования первичных коммуникативных произносительных навыков

22. Какому этапу соответствует следующая цель: развитие речевого общения и звукового анализа?

Выберите один ответ:

a. подготовительному

b. этапу формирования первичных коммуникативных произносительных навыков

23. Полное отсутствие голоса – это

Выберите один ответ:

a. афония

b. дисфония

c. фонопедия

d. фонетика

e. мутация

24. Частичные нарушения высоты, силы и тембра – это

Выберите один ответ:

a. афония

b. дисфония

c. фонопедия

d. фонетика

e. мутация

25. Комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося называется …

Выберите один ответ:

a. фонетика

b. фонастения

c. фонопедия

d. афония

e. логопедия

26. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата

Выберите один ответ:

a. органические нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. гипотонусная дисфония (афония)

d. фонастения

e. гипертонусные (спастические) нарушения голоса

27. Патологии голоса, которые не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани

Выберите один ответ:

a. органические нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. гипотонусная дисфония (афония)

d. фонастения

e. гипертонусные (спастические) нарушения голоса

28. Нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате

Выберите один ответ:

a. органические нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. гипотонусная дисфония (афония)

d. фонастения

e. гипертонусные (спастические) нарушения голоса

29. Обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани

Выберите один ответ:

a. органические нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. гипотонусная дисфония (афония)

d. фонастения

e. гипертонусные (спастические) нарушения голоса

30. Связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации

Выберите один ответ:

a. органические нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. гипотонусная дисфония (афония)

d. фонастения

e. Гипертонусные нарушения голоса

31. Заикание — это

Выберите один ответ:

a. нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

b. нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

c. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

d. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва¬ции речевого аппарата

32. При тонических судорогах наблюдается

Выберите один ответ:

a. короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц: «т-ополь»

b. ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц: «то-то-тополь»

33. При клонических судорогах наблюдается

Выберите один ответ:

a. короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц: «т-ополь»

b. ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц: «то-то-тополь»

34. Сторонники применения терапевтических средств в лечении заикания применяли

Выберите один ответ:

a. хирургический метод лечения заикания

b. средства, воздействующие на психику заикающегося

c. системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений

35. Сторонники психологического направления в лечении заикания применяли

Выберите один ответ:

a. хирургический метод лечения заикания

b. средства, воздействующие на психику заикающегося

c. системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений

36. Сторонники дидактических приемов в лечении заикания применяли

Выберите один ответ:

a. хирургический метод лечения заикания

b. средства, воздействующие на психику заикающегося

c. системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений

37. И.А. Сикорский в лечение заикания НЕ включал

Выберите один ответ:

a. гимнастику речи

b. психотерапевтическое лечение

c. фармацевтическое и динамическое лечение

d. хирургические операции

Поведенческие методы лечения заикания у детей и взрослых: обзор

1. Bloodstein O, Ratner NB. Справочник по заиканию. 6-е изд. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Thomson Delmar Learning; 2008. [Google Scholar]

2. Yairi E, Ambrose NG, Paden EP, Throneburg RN. Прогностические факторы стойкости и выздоровления: пути детского заикания. J Коммунальное расстройство. 1996;29(1):51–77. [PubMed] [Google Scholar]

3. Тиссон К., Пакман А., Онслоу М. Язык поведенческих данных Лидкомба для заикания. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(4):1009–1015. [PubMed] [Google Scholar]

4. Bennett EM. Работа с людьми, которые заикаются: подход на протяжении всей жизни. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Пирсон/Меррилл/Прентис Холл; 2006. [Google Scholar]

5. Смит А., Келли Э. Заикание: динамическая многофакторная модель. В: Curlee RF, Siegel GM, редакторы. Природа и лечение заикания: новые направления. 2-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон; 1997. С. 204–217. [Google Scholar]

6. Бломгрен М. Измерение результатов лечения заикания: оценка выше и ниже поверхности. Perspect Fluen Fluen Disord. 2007;17(3):19–23. [Google Scholar]

7. Блумгарт Э., Тран Ю., Крейг А. Социальное тревожное расстройство у заикающихся взрослых. Подавить тревогу. 2010;27(7):687–692. [PubMed] [Google Scholar]

8. Гэйбл Р.М., Хьюз С., Дэниелс Д. Влияние тяжести заикания и участия в терапии на ролевой захват людей, которые заикаются. J Коммунальное расстройство. 2008;41(2):146–158. [PubMed] [Google Scholar]

9. Packman A, Attanasio JS. Теоретические вопросы заикания. Хоув, Восточный Суссекс; Нью-Йорк: Психология Пресс; 2004. [Google Академия]

10. Бломгрен М., Нагараджан С.С., Ли Дж.Н., Ли Т., Алворд Л. Предварительные результаты функционального МРТ-исследования паттернов активации мозга у заикающихся и не заикающихся говорящих во время задания на лексический доступ. J Нарушение беглости речи. 2003;28(4):337–355. викторина 355–336. [PubMed] [Google Scholar]

11. Ingham RJ. Нейровизуализация в коммуникативных науках и расстройствах. Сан-Диего, Калифорния: Паб во множественном числе; 2008. [Google Scholar]

12. Salmelin R, Schnitzler A, Schmitz F, Freund HJ. Чтение отдельных слов у заикающихся в процессе развития и бегло говорящих. Мозг. 2000; 123 (часть 6): 1184–1202. [PubMed] [Академия Google]

13. Беннет Э. Работа с людьми, которые заикаются: подход на протяжении всей жизни. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Пирсон/Меррилл/Прентис Холл; 2006. [Google Scholar]

14. Yairi E, Seery CH. Заикание: основы и клиническое применение. Бостон: Пирсон; 2011. [Google Scholar]

15. Елчич Якшич С., Онслоу М. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Западный Суссекс, Великобритания: Wiley-Blackwell; 2012. [Google Scholar]

16. Боте А.К. Доказательное лечение заикания: эмпирические основы и клиническое применение. Махва, Нью-Джерси: Л. Эрлбаум; 2004. [Google Академия]

17. Гитара Б, Макколи Р.Дж. Лечение заикания: устоявшиеся и новые подходы. 1-е изд. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2010. [Google Scholar]

18. Мартин Р.Р., Куль П., Гарольдсон С. Экспериментальное лечение двух заикающихся детей дошкольного возраста. J Речь Слушать Res. 1972; 15 (4): 743–752. [PubMed] [Google Scholar]

19. Ласан М. Многофакторное лечение детей дошкольного возраста. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Западный Суссекс, Великобритания: Wiley-Blackwell; 2012. С. 171–181. [Академия Google]

20. Эндрюс Г., Крейг А., Фейер А.М., Ходдинотт С., Хоуи П., Нейлсон М. Заикание: обзор результатов исследований и теорий около 1982 г. J Speech Hear Disord. 1983;48(3):226–246. [PubMed] [Google Scholar]

21. Sheehan JG. Заикание; Исследования и Терапия. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1970. [Google Scholar]

22. Starkweather CW. Беглость и заикание. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1987. [Google Scholar]

23. Yaruss JS, Coleman C, Hammer D. Лечение детей дошкольного возраста, страдающих заиканием: описание и предварительная оценка подхода к лечению, ориентированного на семью. Lang Speech Hear Serv Sch. 2006;37(2):118–136. [PubMed] [Академия Google]

24. Миллард С.К., Николас А., Кук FM. Эффективна ли терапия взаимодействия родителей и детей для уменьшения заикания? J Speech Lang Hear Res. 2008;51(3):636–650. [PubMed] [Google Scholar]

25. Миллард С.К., Эдвардс С., Кук FM. Терапия взаимодействия родителей и детей: добавление к доказательствам. Int J Speech Lang Pa. 2009; 11 (1): 61–76. [Google Scholar]

26. Растин Л., Боттерилл В., Келман Э. Оценка и терапия детей раннего возраста с нарушениями беглости: семейное взаимодействие. Сан-Диего: единственный паб. Группа; 1996. [Google Scholar]

27. Контур Э.Г. Заикание: его природа, диагностика и лечение. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон; 2001. [Google Scholar]

28. Conture E, Melnick K. Групповой подход родителей и детей к заиканию у детей дошкольного и школьного возраста. В: Онслоу М., Пакман А., редакторы. Раннее заикание: Справочник по стратегиям вмешательства. Сан-Диего: единственное число; 1999. С. 17–51. [Google Scholar]

29. Richels C, Conture E. Непрямой подход к раннему вмешательству при детском заикании. В: Conture E, Curlee R, редакторы. Заикание и связанные с ним расстройства. 3-е изд. Нью-Йорк: Тиме; 2007. [Google Академия]

30. Franken MC, Kielstra-Van der Schalk CJ, Boelens H. Экспериментальное лечение раннего заикания: предварительное исследование. J Нарушение беглости речи. 2005;30(3):189–199. [PubMed] [Google Scholar]

31. Рид С., Годден А. Экспериментальное лечение с использованием словесных наказаний двух заикающихся дошкольников. J Нарушение беглости речи. 1977; 2: 225–233. [Google Scholar]

32. Харрисон Э., Онслоу М. Программа Лидкомба для заикающихся дошкольников. В: Guitar B, McCauley R, редакторы. Лечение заикания: установленные и возникающие вмешательства. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2009 г.. стр. 118–140. [Google Scholar]

33. Онслоу М., Коста Л., Рю С. Прямое раннее вмешательство при заикании: некоторые предварительные данные. J Расстройство речи, слуха. 1990;55(3):405–416. [PubMed] [Google Scholar]

34. Онслоу М., Эндрюс С., Линкольн М. Контрольное/экспериментальное испытание оперантного лечения раннего заикания. J Речь Слушать Res. 1994;37(6):1244–1259. [PubMed] [Google Scholar]

35. Джонс М., Онслоу М., Харрисон Э., Пакман А. Лечение заикания у детей раннего возраста: прогнозирование времени лечения в программе lidcombe. J Speech Lang Hear R. 2000; 43 (6): 1440–1450. [PubMed] [Академия Google]

36. Джонс М., Онслоу М., Пакман А. и др. Рандомизированное контролируемое исследование программы Lidcombe по раннему вмешательству в лечение заикания. БМЖ. 2005;331(7518):659–661. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Onslow M, Yaruss JS. Различные взгляды на то, что делать с заикающимся дошкольником и почему. Am J Speech Ланг Патол. 2007;16(1):65–68. [PubMed] [Google Scholar]

38. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р.М. Интенсивная модифицирующая терапия заикания: многомерная оценка результатов лечения. J Speech Lang Hear Res. 2005;48(3):509–523. [PubMed] [Google Scholar]

39. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р. Исследование результатов лечения: ответ Райану. J Speech Lang Hear Res. 2006;49:1415–1419. [Google Scholar]

40. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р. Оценка лечения заикания без оценки заикания? Ответ Рейтцесу и Снайдеру. J Speech Lang Hear Res. 2006; 49: 1423–1426. [Google Scholar]

41. Reitzes P, Snyder G. Ответ на «Интенсивная модифицирующая терапия заикания: многомерная оценка результатов лечения» Blomgren, Roy, Callister, and Merrill (2005) J Speech Lang Hear Res. 2006;49(6): 1420–1422. ответ автора 1423–1426. [PubMed] [Google Scholar]

42. Райан BP. Ответ Бломгрену, Рою, Каллистеру и Мерриллу (2005) J Speech Lang Hear Res. 2006;49(6):1412–1414. ответ автора 1415–1419. [PubMed] [Google Scholar]

43. Бломгрен М. Лечение заикания у взрослых: обновленная информация о современных подходах. Язык выступления Семина. 2010;31(4):272–282. [PubMed] [Google Scholar]

44. Ingham RJ. Заикание и поведенческая терапия: текущее состояние и экспериментальные основы. Сан-Диего: College-Hill Press; 1984. [Google Scholar]

45. Данлэп К. Привычки: их создание и уничтожение. Нью-Йорк: Ливерит; 1932. [Google Scholar]

46. Бладштейн О. Заикание как напряжение и фрагментация. В: Эйзенсон Дж, редактор. Заикание: симпозиум. Нью-Йорк: Харпер; 1975. С. 1–96. [Google Scholar]

47. Джонсон В. Заикание. В: Moeller WJD, редактор. Школьники с нарушениями речи. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1967. С. 229–329. [Google Scholar]

48. Шихан Дж. Актуальные проблемы заикания и выздоровления. В: Грегори HH, редактор. Споры о лечении заикания. Балтимор, Мэриленд: University Park Press; 1979. стр. 175–208. [Google Scholar]

49. Ван Рипер К. Лечение заикания. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1973. [Google Scholar]

50. Williams DE. Терапия заикания у детей. В: Трэвис Л.Э., редактор. Справочник по патологии речи и аудиологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1971. стр. 1073–1093. [Google Scholar]

51. Зебровский П.М., Аренас Р.М. Новый взгляд на «Путь Айовы». J Нарушение беглости речи. 2011;36(3):144–157. [PubMed] [Академия Google]

52. Бандура А. Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Psychol Rev. 1977; 84 (2): 191–215. [PubMed] [Google Scholar]

53. Бандура А. Социальные основы мысли и действия. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1986. [Google Scholar]

54. Вольпе Дж. Психотерапия реципрокным торможением. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета; 1958. [Google Scholar]

55. Бломгрен М. Обзор программы успешного лечения заикания. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd; 2012. С. 9.9–113. [Google Scholar]

56. Kraaimaat FW, Vanryckeghem M, Van Dam-Baggen R. Заикание и социальная тревожность. J Нарушение беглости речи. 2002;27(4):319–330. викторина 330–311. [PubMed] [Google Scholar]

57. Menzies RG, O’Brian S, Onslow M, Packman A, St Clare T, Block S. Экспериментальное клиническое исследование пакета когнитивно-поведенческой терапии для лечения хронического заикания. J Speech Lang Hear Res. 2008;51(6):1451–1464. [PubMed] [Google Scholar]

58. Craig AR, Tran Y. Страх речи: хроническая тревога и заикание. Достижения в области психиатрического лечения. 2006; 12:63–68. [Академия Google]

59. Мензис Р.Г., Онслоу М., Пакман А., О’Брайан С. Когнитивно-поведенческая терапия для взрослых, страдающих заиканием: учебное пособие для логопедов. J Нарушение беглости речи. 2009;34(3):187–200. [PubMed] [Google Scholar]

60. Роули Д. Когнитивно-поведенческая терапия. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd; 2012. С. 183–193. [Google Scholar]

61. Howie PM, Tanner S, Andrews G. Краткосрочные и долгосрочные результаты программы интенсивного лечения взрослых заикающихся. J Расстройство речи, слуха. 1981;46(1):104–109. [PubMed] [Google Scholar]

62. Ingham RJ. Оперантная методика терапии заикания. В: Эйзенсон Дж, редактор. Заикание: симпозиум Scond. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1975. [Google Scholar]

63. О’Брайан С., Пакман А., Онслоу М. Программа Кампердауна. В: Guitar B, McCauley R, редакторы. Лечение заикания: установленные и возникающие вмешательства. Филадельфия: Уолтерс Клувер/Липпенкотт Уильямс и Уилкинс; 2010. С. 256–276. [Академия Google]

64. Райан БП. Программированная терапия заикания у детей и взрослых. Спрингфилд, Иллинойс: Томас; 1974. [Google Scholar]

65. Бломгрен М. Университет Юты. Интенсивная клиника терапии заикания. Руководство. Актон, Массачусетс: Учебники Копли Кастона; 2009. [Google Scholar]

66. Боберг Э., Калли Д. Комплексная программа лечения заикания: клиническое руководство. Сан-Диего: College-Hill Press; 1985. [Google Scholar]

67. Кролл Р., Скотт-Сульски Л. Программа Fluency Plus: интеграция процедур формирования беглости речи и когнитивной реструктуризации для заикающихся подростков и взрослых\Guitar B, McCauley R. Лечение заикания: установлено. и Emerging Interventions Philadelphia: Wolters Kluwer/Lippincott Williams & Wilkins; 2010277–311. [Академия Google]

68. Вебстер Р.Л. Программа точного формирования беглости: реконструкция речи для заикающихся. Роанок, Вирджиния: Корпорация развития коммуникаций; 1982. [Google Scholar]

69. О’Брайан С., Онслоу М., Крим А., Пакман А. Программа Кэмпердауна: результаты новой модели лечения пролонгированной речи. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(4):933–946. [PubMed] [Google Scholar]

70. O’Brian S, Packman A, Onslow M. Телемедицина в рамках программы Camperdown для взрослых, страдающих заиканием: первая фаза испытаний. J Speech Lang Hear Res. 2008; 51(1):184–19.5. [PubMed] [Google Scholar]

71. Голдамонд И. Заикание и беглость речи как управляемые классы оперантной реакции. В: Krasner L, Ullmann LP, редакторы. Исследования в области модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон; 1965. [Google Scholar]

72. Webster RL. Эволюция целевой поведенческой терапии заикания. В: Shames GH, Rubin H, редакторы. Заикание тогда и сейчас. Колумбус, Огайо: Merrill Publishing; 1986. С. 397–414. [Google Scholar]

73. Kully D, Langevin M, Lomheim H. Интенсивное лечение заикания у подростков и взрослых. В: Conture EG, Curlee RF, редакторы. Заикание и связанные с ним расстройства речи. 3-е изд. Нью-Йорк: Тиме; 2007. стр. 213–232. [Академия Google]

74. Монтгомери С. С. Лечение заикания: от ступицы к спице. В: Бернштейн Ратнер Н., Тетновски Дж. А., редакторы. Актуальные проблемы исследований и практики заикания. Махвей, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум; 2006. С. 159–204. [Google Scholar]

75. Практические рекомендации по лечению заикания. Отдел специальных интересов по беглости речи и нарушениям беглости речи Американской ассоциации речи, языка и слуха. Приложение АША 1995; 37 (3 Приложение 14): 26–35. Авторы не указаны. [PubMed] [Академия Google]

76. Финн П., Ховард Р., Кубала Р. Самостоятельное восстановление заикания: самовосприятие текущего речевого поведения, отношений и чувств. J Нарушение беглости речи. 2005;30(4):281–305. [PubMed] [Google Scholar]

77. Yaruss JS. Оценка результатов лечения заикающихся взрослых. J Коммунальное расстройство. 2001;34(1–2):163–182. [PubMed] [Google Scholar]

78. Yaruss JS, Quesal RW. Заикание и Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья: обновление. J Коммунальное расстройство. 2004;37(1):35–52. [PubMed] [Академия Google]

79. Кролл Р. Руководство по поддержанию беглости речи: руководство для постоянной практики. 2-е издание. Торонто: Институт Кларка; 1991. [Google Scholar]

80. Breitenfeldt DH, Lorenz DR. Программа успешного управления заиканием (SSMP): для подростков и взрослых заикающихся. 2-е изд. Чейни, Вашингтон: Издательство Восточного Вашингтонского университета; 1999. [Google Scholar]

81. Бломгрен М., Уитчерч М., Мецгер Э. Клиника интенсивного лечения заикания Университета Юты: результаты лечения; Представлено на: 6-м Всемирном конгрессе по расстройствам беглости речи; 5–8 августа 2009 г.; Рио-де-Жанейро, Бразилия. [Google Scholar]

82. Эндрюс Г., Гитара Б., Хоуи П. Метаанализ эффектов лечения заикания. J Расстройство речи, слуха. 1980;45(3):287–307. [PubMed] [Google Scholar]

83. Webster WG, Poulos M. Обеспечение беглости речи: стратегии переноса для программ лечения заикания у взрослых. Тусон, Аризона: Создатели коммуникативных навыков; 1989. [Google Scholar]

84. Ли К., Мэннинг В. Реакции слушателей в зависимости от самоосознания и модификации заикания. J Нарушение беглости речи. 2010;35:110–122. [PubMed] [Академия Google]

85. Healey EC, Gabel RM, Daniels DE, Kawai N. Влияние самораскрытия и несамораскрытия заикания на восприятие слушателями человека, который заикается. J Нарушение беглости речи. 2007;32(1):51–69. [PubMed] [Google Scholar]

86. Maguire G, Franklin D, Vatakis NG, et al. Исследовательское рандомизированное клиническое исследование пагоклона при стойком заикании в развитии: исследование пагоклонирования при стойком заикании в развитии. J Clin Psychopharmacol. 2010;30(1):48–56. [PubMed] [Академия Google]

87. Ramig PR, Ellis JB, Pollard R. Применение SpeechEasy для лечения заикания: введение, предыстория и предварительные наблюдения. В: Guitar B, McCauley R, редакторы. Лечение заикания: установленные и возникающие вмешательства. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2010. С. 312–328. [Google Scholar]

88. Craig AR, Kearns M. Результаты традиционной акупунктурной терапии заикания. J Речь Слушать Res. 1995;38(3):572–578. [PubMed] [Академия Google]

Может ли психотерапия помочь в лечении заикания?

Психотерапия — это общий термин, который охватывает разговор со специалистом в области психического здоровья о проблемах, страхах, неуверенности, мыслях и идеях. Психотерапия может быть в форме психоанализа, когнитивной терапии, поведенческой терапии или гуманистической терапии.

Во время психотерапии заикания человек узнает больше о своих чувствах, эмоциях, настроении и поведении, связанном с заиканием.

Как и при лечении заикания, психологи-консультанты и терапевты используют комбинацию нескольких методов психотерапии. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — один из наиболее распространенных и эффективных подходов, используемых для лечения заикания у детей и взрослых.

Нужна ли людям, страдающим заиканием, психотерапия или психологическое консультирование?

Люди, страдающие заиканием (PWS), могут бояться выступать на публике. Это может произойти из-за негативных эмоций, связанных с воспоминаниями о заикании на публике.

Подобные ситуации могут вызывать неприятные воспоминания и вызывать тревогу, страх и даже стыд.

«Люди будут смеяться надо мной», «люди будут думать обо мне меньше», «они будут думать, что я глупый»… такие мысли могут довольно часто приходить вам в голову, если вы заикаетесь.

Заикание приводит к большему эмоциональному смятению и физическому напряжению говорящего, что делает его более склонным к заиканию.

В качестве альтернативы они могут вести себя как интроверты, стараясь не говорить или избегая общественных собраний.

СПВ часто оказываются в порочном кругу негативных разговоров с самим собой, бесполезных методов преодоления трудностей и эмоциональных потрясений, которые усиливают тревогу при разговоре, а не уменьшают ее. Психотерапия или психологическое консультирование могут помочь человеку, который заикается, справиться с такими проблемами.

Как КПТ может помочь заикающемуся?

В терапии профессионал помогает клиенту исследовать возможные связи между его действиями, мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и физиологическими реакциями. Клиентам может быть легче определить, какие механизмы преодоления являются нездоровыми, и развить новые навыки для управления своим поведением, связанным с заиканием.

Терапевты могут также поощрять клиента «экспериментировать» со своими предположениями и прогнозами, чтобы увидеть, насколько они точны. Например, терапевт может предложить клиенту способы рекламы заикания и дать ему возможность отметить реакцию своих слушателей.

Хороший терапевт никогда не будет решать за клиента или осуждать его. Они будут только чутким слушанием и эмоциональным подтверждением, так что клиент может сделать свои собственные выводы.

Когнитивно-поведенческая терапия направлена ​​на координацию и сотрудничество с клиентом. Идея состоит в том, чтобы избегать споров, дебатов и инструкций. Вместо этого специалист в области психического здоровья предлагает клиенту задавать такие вопросы, как –

  • Какие доказательства подтверждают мое предположение и прогноз?
  • Можно ли взглянуть на происшествие по-другому?
  • Есть ли причина того, что мой прогноз неверен?
  • Действительно ли мои слушатели пытаются принизить меня, или они просто чувствуют себя неловко или неуверенно из-за моего заикания?

Как КПТ может помочь избавиться от бесполезных мыслей и убеждений о заикании?

На протяжении всей жизни мы попадаем во множество «мыслительных ловушек». Это бесполезные шаблоны, которые мы разработали, чтобы найти смысл в нашей борьбе.

Например, вы можете полагать, что заикание полностью под вашим контролем, и вы заикаетесь, когда испытываете страх или тревогу.

Эти бесполезные мысли и убеждения о заикании возникают не только из страха перед заиканием, но и подпитывают социальную тревогу, которая усугубляет заикание.

Когнитивно-поведенческая терапия может помочь вам избавиться от этой бесполезной модели мышления. С каждым сеансом вы сможете определить, проверить и, в конечном счете, не дать мысленной ловушке завладеть вашей уверенностью.

Вот некоторые из бесполезных моделей мышления, которые подростки и взрослые, страдающие заиканием, распознали во время терапии –

Чтение мыслей

Для СПВ довольно часто предполагается, что они знают, что думают другие люди. Мы быстро верим, что люди будут меньше думать о нас, если мы будем заикаться во время разговора.

По правде говоря, мы не можем читать чьи-то мысли. Возможно, вы сможете прочитать их выражения и жесты. Однако ваше суждение о человеке может быть омрачено вашими эмоциями, связанными с подобными обстоятельствами в прошлом.

КПТ может помочь вам отличить предполагаемую реакцию от реальной реакции ваших слушателей.

Катастрофизация

Бывают моменты, когда вы чувствуете, что мир подходит к концу или что случится самое худшее, если вы заикаетесь.

Это случается, когда другие возможности кажутся слишком надуманными. Также возможно, что вы катастрофизируете, потому что считаете, что больше не заслуживаете хороших вещей в жизни.

Психотерапия может помочь вам исследовать различные другие позитивные фантазии и возможности, которые вы, возможно, не в состоянии увидеть сами прямо сейчас.

Выборочная фильтрация

Вы склонны зацикливаться на словах, которые повторяете или блокируете, но забываете о других, которые произнесли плавно. Легче запоминать негативы и преувеличивать их, но постоянно фокусироваться на позитиве не так просто.

Хороший консультант-психолог или терапевт поможет вам развить вашу устойчивость и изучить положительные качества, которые у вас уже есть внутри. С небольшой помощью вы сможете сосредоточиться на положительных аспектах своей речи, восстановить уверенность и закрепить навыки формирования беглости речи, которые вы изучаете на логопедии.

Чрезмерное обобщение

Вы можете делать общие выводы на основе одного события. Например, глядя на ситуацию, вы можете счесть ее «полной неудачей», потому что дважды заикались.

Однако это далеко не так. Возможно, вы свободно говорили на протяжении 90% разговора и заикались только на 8-12 словах. Ваша неграмотность не определяет успех или неудачу разговора.

Может быть, вы не в состоянии воспринять это прямо здесь и сейчас. Тем не менее, при регулярной терапии ваш консультант может помочь вам по-новому взглянуть на подобные ситуации в будущем.

Чего не делает психотерапия (КПТ)?

Терапевты, использующие подход КПТ, не «учат» своих клиентов мыслить более позитивно или быть рациональными. Терапевт не обязан судить о поведении или мыслях своего клиента.

Терапевты здесь не для того, чтобы предлагать своим клиентам готовые решения их проблем. Они здесь, чтобы улучшить навыки решения проблем клиента и устойчивость к жизненным препятствиям.

Терапевты не принимают решения за своих клиентов. Психотерапия направлена ​​на то, чтобы помочь клиенту справиться с ежедневными трудностями. Продолжение когнитивно-поведенческой терапии может помочь клиенту принять новую точку зрения, чтобы конфликты выглядели как вызовы.

CBT помогает клиентам вести более продуктивную и счастливую жизнь. Консультанты могут чутким слушанием, безоговорочной поддержкой и эмоциональным подтверждением, чтобы помочь своим клиентам принимать собственные решения.

Психологи-консультанты, терапевты или психотерапевты не обучают клиентов навыкам беглой речи, упражнениям и методам коррекции заикания. Клиенты могут проходить психотерапию одновременно с сеансами логопедии, чтобы лучше понять вторичное поведение заикания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *