Воспитание

Воспитание детей в семье: Воспитание детей в семье – семейная педагогика

Особенности воспитания и развития «особого ребёнка в семье, создание гармоничных взаимоотношений»

№12 (189) декабрь, 2018


Краткое содержание статьи:

Что такое воспитание ребёнка в семье?. Модели семейного воспитания ребёнка с ОВЗ. Рекомендации родителям по воспитанию гармоничной личности.

Занятие для родителей ведёт педагог психолог ГБУ «Тверской КЦСОН» О.В. Рахманина.

«Школа мам» на тему:

«Особенности воспитания и развития «особого ребёнка в семье, создание гармоничных взаимоотношений».

«Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности».

П. Ф. Лесгафта.

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. 

 

Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.

В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи. Таким образом, конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 22 % аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. А 88 % отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания.

Если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным.

К сожалению, чаще всего в семье родители используют формы воспитания – авторитарную и свободную.

Авторитарная  — диктаторская форма воспитания основана на пренебрежении основанных требований ребёнка, его основных потребностей и интересов, не поддерживают самостоятельность, злоупотребляют ограничениями, хотят беспрекословного подчинения своим требованиям. Например: «- Не спорь, делай, что тебе говорят», « Замолчи,  я лучше знаю…», «Отстань, не мешай».

Свободная форма воспитания – предполагает, что ребёнку всё дозволено, он развивается без ограничений и обязанностей. Условия воспитания этой семьи формируют личность, которая не умеет ограничивать свои желания, игнорирует желания и права других людей.

Многие родители думают, что неприятности с детьми происходят «вдруг», но это «вдруг» подготовлено и обусловлено целым рядом обстоятельств, которых они не замечают.

Семьи, воспитывающие «особенных» детей можно разделить на четыре группы:

Первая группа родителей использует в качестве стиля воспитания — гиперопеку. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей — одиночек.

Вторая группа использует стиль воспитания — гипопротекцию, который характеризуется слабым эмоциональным контактом родителей с ребёнком. Такие родители нередко наделением своё чадо теми нежелательными качествами, которые не замечают в себе. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества — эффективная и разумная форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Такой стиль возникает тогда, когда родители верят в успех своего ребёнка и реализацию его способностей, при  развитии самостоятельности ребёнка в процессе реализации особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Взаимоотношения родителей с ребёнком проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребенка,  можно выделить несколько моделей. При первой модели ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Эта модель

«охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе. Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвержения, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями.
У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.  Обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых.

Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой для успешного воспитания его личности.

  •  

View the embedded image gallery online at:
http://www. kdb2tver.ru/tsentr-detskoj-nevrologii-i-mr/shkola-mam/131-060120-1409#sigFreeId4c640d9667

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья:

  1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
  15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

С помощью несложных упражнений можно научить детей управлять своим эмоциональным состоянием, что является важнейшим условием формирования коммуникативных умений.

Игры для родителей и детей

 Упражнение «Способы повышения настроения». Обсудить с ребенком его эмоциональное состояние в данный момент. Если ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, вместе подумать и найти способ как можно повысить самому себе настроение. Постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать кому-либо картинку и т. д.).

 Упражнение «Мимическая гимнастика». Ребенок должен изобразить любое настроение по своему выбору, так, чтобы остальные смогли угадать его. Как усложнение можно изображать то настроение, которое попросит взрослый. Это упражнение развивает способность детей изображать эмоции (радость, удивление, гнев, страх) с помощью мимики, жестов и пантомимики. Родителям следует помнить, что расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда они усвоят представления о «несловесных» средствах выражения эмоций, т. е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Поэтому во время занятий взрослые должны использоваться игры и упражнения, которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Игра «Было — стало». Например, детям дается задание: «Постарайтесь изобразить, как и с каким настроением, вы проснулись, шли сегодня в детский сад, на занятие, прогулку и т. д., а затем покажите свое настроение в данный момент». Затем дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения друг друга.

 Игра «Волшебная палочка». Взрослый с помощью «волшебной палочки» заставляет детей говорить, как говорили бы разные сказочные герои: грустно, весело, испуганно и т. д.

Основные условия, методы и средства воспитания детей в семье

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
                                    ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ .

 

                                              Науменко Т.Н.Учитель начальных классов

 

      Воспитание детей  в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов и поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности.

     Общую для всех семей формулу успешного воспитания дать нельзя. Но на основании обобщения передового опыта по воспитанию детей можно назвать некоторые слагаемые успеха, которые, будучи применимы в каждой конкретной семье с учётом её особенностей, могут обеспечить хорошие результаты воспитания. Особенно влияет на воспитание детей семейная атмосфера. Атмосферу семьи нельзя измерить объективно, выразить в определённых количественных показателях. Атмосфера-это совокупность многих факторов, действующих в семье, способов и приёмов влияния на детей, взаимоотношения между членами семьи. Воспитывает повседневная жизнь семьи с её внутренними и внешними связями, с её окружением, отношением к труду, отдыху, большим и малым событиям в родной стране.

    Атмосфера в семье определяется прежде всего идейно-политической сознательностью родителей и всех старших членов семьи. Если дети знают о трудовых и общественных делах родителей и вместе переживают радость успехов, то тем самым создаётся благоприятная обстановка для воспитания детей.

     Благоприятный нравственный микроклимат в семье обеспечивается также участием всех членов семьи в труде по самообслуживанию и организации быта семьи, когда каждый её член имеет постоянные трудовые обязанности.

Совместная работа вырабатывает у детей чувство ответственности за порученное дело, инициативу, стремление сделать людям приятное и радостное.

    Нравственно-эмоциональный климат семьи создаёт общая духовная культура, царящая в ней: что и как читают родители? Делятся ли впечатлениями о прочитанном? Что их радует и огорчает? Родители должны знать, что читают дети, что из прочитанного их взволновало, обеспокоило, какие ответные поступки вызвали у детей прочитанная книга, увиденный фильм. В семье должно быть совместное обсуждение прочитанных книг,  кинофильмов. В этих беседах родители видят, как формируются убеждения детей, помогают им вырабатывать оценочные суждения в отношении действий и поступков своих сверстников и взрослых людей.

   

Семья может и должна вооружить ребёнка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать его неуязвимым против любого дурного влияния.    Культура использования свободного времени закладывается в семье в совместных прогулках, походах в кино, театры, музеи ,на  выставки, в поездках за город, за грибами, на рыбалку. Нравственному сплочению старших и младших в семье способствует увлечённость всех её членов каким-либо делом. Есть семьи книголюбов, театралов, спортивные семьи, туристские. Совместные занятия с детьми техникой, коллекционированием, цветоводством …обогащают и облагораживают внутрисемейные отношения.

    Духовное общение с детьми-залог успешного решения сложных вопросов формирования личности.

    Благоприятная обстановка в семье создаётся также и тем, что взрослые с большим уважением относятся к учебным и общественным делам своих детей. Интерес старших к школьным делам ученика помогает ему осознать сложность и ответственность того дела, которое он выполняет.

   Духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни. «Общий тон семьи» воздействует на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребёнок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана.

   Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.

   Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей.

    Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям,доверии к их жизненному опыту,их словам,делам,поступкам.

    Далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета.Существуют ложные основания авторитета.

   А в т о р и т е т  п о д а в л е н и я.Особенно страдают им отцы.По каждому поводу такой отец раздражается,сердится,повышает голос,хватается за ремень.При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю,дети вырастают либо забитыми,безвольными,либо самодурами,мстящими за своё подавленное детство.

   А т о р и т е т  ч в а н с т в а. Родители кичатся своими заслугами на каждом шагу,высокомерны в отношениях с другими людьми.Как правило.и дети начинают чваниться перед своими товарищами.При таком авторитете дети вырастают хвастливыми,не умеющими самокритично отнестись к своему

поведению.

   А в т о р и т е т   п е д а н т и з м а-родители держат детей в повиновении на приказах,распоряжениях.В семье не советуются с детьми,не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность,инициативу,постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются их требованиям.

 

   А в т о р и т е т    р е з о н е р с т в а,при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами.По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи,подчас одни и те же.Дети привыкают к ним,не реагируют на них,часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

   А в т о р и т е т  л ю б в и-самый распространённый вид ложного авторитета.Многие родители убеждены:чтобы дети слушались,нужно,чтобы они любили родителей.А как это заслужить?Необходимо показывать детям свою родительскую любовь,считают они.Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова,целуют детей,ласкают.Если ребёнок плохо ест или не слушается,у него тут же спрашивают: «Значит,ты маму не любишь?»

   В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм.Ребёнок скоро начинает понимать,что папу и маму можно легко обмануть,что угодно у них выпросить,стоит для этого показать,как ты их любишь. В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем,циники,расчётливые дельцы.Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

    А в т о р и т е т  д о б р о т ы,где детское послушание покупается добротой родителей,их уступчивостью.мягкостью.Папа и мама выступают перед ребёнком как добряки,которые всё разрешают,ничего для него не жалеют.Родители боятся конфликтов в семье,они за мир даже с большими жертвами.В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями,у них появляются капризы,требования.

   А в т о р и т е т  п о д к у п а –самый безнравственный авторитет.когда послушание ребёнка покупается подарками и различными обещаниями.Родители,не стесняясь,так и говорят:будешь слушаться купим тебе…или пойдём туда-то…

   Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях,где нет слаженности между отцом и матерью,где наметилась конфликтная ситуация.В таких семьях родители задабривают ребёнка с целью перетянуть его на свою сторону.Ребёнок пользуется этим,но постепенно перестаёт уважать и отца ,и мать. Вырастает человек,который ничего не сделает по собственному,внутреннему побуждению,который приучен лавировать,приспосабливаться.

   В чём же должет состоять настоящий родительский авторитет.на каких основаниях строиться?

   Ребёнок должен знать ,где и кем трудятся его родители.Знание.чем заняты родители,неназойливая информация детей о важности данного предприятия или учреждения формируют у них сознательное понимание того,что все профессии важные и нужные,что только труд способен наполнить жизнь человека смыслом.А невзначай,в сердцах оброненное слово отца или матери,вызванное какими-то временными неудачами в работе,может сыграть отрицательную роль в формировании личности их ребёнка.Ведь его представления о мире,его ценностях зависят от взглядов и влияния родителей.Часто дети ничего не знают или мало знают о работе своих родителей.Так ,на вопрос,заданный ученикам : «Где работают твои родители?»,были получены ответы: «Моя мама работает на работе», «Мой папа-начальник».

   Влияние на детей достойного личного примера. авторитет,основанный на активной жизненной гражданской позиции,создают в семье высокий идейно-нравственный климат,в котором процесс воспитания даёт наилучшие плоды.

   Не менее важным фактором в воспитании ребёнка является искренняя любовь к детям в семье со стороны всех членов семьи.Какой же должна быть любовь родителей,чтобы она укрепляла их авторитет,помогала воспитанию?

   Любовь должна быть основана на уважении личности ребёнка,знании его интересов,стремлений,умении вовремя оказать ему помощь,поддержку.дать дружеский совет.А.С.Макаренко учил сочетать высокую требовательность к детям с любовью к ним,выражать через предъявление требований к ребёнку своё уважение к его личности.По мере роста и развития ребёнка требования к нему усложняются.

   Некоторые родители считают,что требовательность может оттолкнуть детей от родителей.но это не так.Всепрощение родителей ложное основание авторитета.

    Значительно помогает в формировании авторитета родителей единство требований к ребёнку со стороны родителей и всех взрослых членов семьи. Единство требований – одно из важных условий успешного воспитания,которое ставит ребёнка в такие условия,когда не выполнить требования нельзя.

    Если же отец не поддерживает требований матери или  отец наказывает.а бабушка потихоньку прощает внука,то создаются условия    ,при которых ребёнок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи,лавирует.юлит,старается уйти от ответственности.В такой семье может вырасти неискренний человек.Поэтому важно.чтобы к ребёнку предъявлялись единые требования со стороны родителей,учителей и других работников школы.Эта единая линия предъявляемых к ребёнку требований будет способствовать воспитанию человека дисциплинированного,ответственного за свои действия и поступки.

    Для становления авторитета родителей небезразлично их отношение в семье к старшему поколению,к своим родителям.В отношениях между тремя поколениями заключён особый смысл.Человек смертен,но бессмертен народ,и его бессмертие – в преемственности поколений.Старшее поколение –носитель духовных ценностей общества. Уважение,почитание старших –закон нашей жизни.Уважать старших надо потому.что они мудрее,духовно богаче.Учить детей с почтением и уважением относиться к дедушкам и бабушкам – это значит внушать им мысль о том,что возвышая человека,нравственность учит беречь и приумножать всё то,что накопил человек за годы своей жизни.Уважение к старшим тем сильнее,чем выше культура человека,воспитанность его чувств.

   Таким образом,основной смысл авторитета старших в семье состоит в том,что родители своими делами и мыслями дают своим детям достойный образец поведения и поступков,рядом с ребёнком находится человек,кем он «дорожит,кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности».

    Ответственность за будущее детей,стремление вырастить их для труда,для добра и чести –это долг родителей перед обществом.Родители ответственны за судьбу ребёнка перед собственной совестью и перед государством.Молодое поколение должно вырасти физически крепким,нравственно здоровым и трудолюбивым.

11 вещей, которые нужны детям от родителей

Воспитание детей — это сложно, но семейная жизнь может быть очень полезной.

Вот несколько советов о том, как воспитывать ребенка.

11 советов по воспитанию детей

1. «Я учусь, наблюдая за тобой. Стань для меня образцом для подражания».

Родители играют очень важную роль в воспитании ребенка.

При хорошем воспитании лучше показать, чем рассказать.

«Быть ​​хорошим образцом для подражания» кажется довольно очевидным. Но это легче сказать, чем сделать. Помните последний раз, когда ваш ребенок нажимал на ваши кнопки, а вы кричали на него?

Если мы не хотим, чтобы наши дети теряли самообладание, когда они чувствовали, что доведены до предела (работа по дому, домашние задания, овощи и т. д.), мы должны смоделировать, как регулировать свои эмоции и спокойно справляться с вещами, которые нас бесят.

Это непросто. Нам, как правило, трудно сохранять спокойствие, когда мы злимся.

Но наши дети смотрят на нас.

Мы должны быть такими, какими хотим видеть наших детей.

2. «Обними и поцелуй меня. Ты не можешь избаловать меня этим».

Дети хотят нашей любви и видят, как мы их показываем.

Любовь не может испортить детей. Только то, что мы делаем или отдаем во имя любви, или, что еще хуже, вместо любви, может сделать это.

Проявление привязанности к детям помогает создать надежную привязанность и позволяет им построить внутреннюю рабочую модель любовных отношений.

Это окажет огромное влияние на их отношение к другим, особенно во взрослом возрасте.

Есть много здоровых способов показать свою любовь.

Вот несколько примеров, которые не избалуют вашего ребенка.

  • Обнимите их и поцелуйте.
  • Проводите время вместе, занимаясь тем, что вам нравится.
  • Разговаривайте с ними и искренне слушайте их.
  • Радуйтесь их успеху.
  • Сопереживайте их переживаниям и не игнорируйте их чувства.

3. «Мой мозг все еще развивается и медленно учится. Но я хочу учиться, если вы будете терпеливо и любезно учить меня».

Практикуйте авторитетный стиль воспитания и применяйте добрую и твердую позитивную дисциплину.

Большинство детей хотят учиться. Они не рождены, чтобы «нажимать на наши кнопки».

Но обучение требует времени.

Помните, как часто ваш малыш падал, прежде чем научился ходить, не шатаясь?

Изучение «человеческих правил» еще сложнее, чем изучение «правил гравитации». Требуется время, чтобы понять, усвоить, усвоить и использовать эту информацию.

Если ребенок не понял это в первые десять раз, когда вы это сказали, это не значит, что он упрямый или волевой. Это означает, что им нужно больше времени и практики. Детям нужно ваше доброе и твердое руководство, чтобы дисциплинировать их, а не наказывать.

Авторитетный стиль воспитания предполагает, что родители предъявляют высокие требования, но при этом проявляют теплоту и отзывчивость. Это лучший стиль воспитания, обнаруженный во многих исследованиях.

4. «Всегда будь рядом со мной, несмотря ни на что».

Станьте надежной базой для вашего ребенка, чтобы он мог исследовать ее и возвращаться к ней. Воспитывайте надежно привязанного ребенка, будучи теплым и отзывчивым родителем.

Надежно привязанные дети более устойчивы, демонстрируют более позитивное поведение​1​, реже бросают школу и имеют лучшее психическое благополучие ​1​ .

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

5. «Поговори со мной. Не говорите просто на со мной».

Разговаривайте по-настоящему и внимательно слушайте.

Мы часто забываем, что общение — это двустороннее взаимодействие.

Поговорите со своим ребенком и обсудите, что у него на уме и что для него важно. Вещи, не важные для взрослых, могут быть очень важны для вашего ребенка.

Если мы прислушаемся к мелочам, которые говорят наши маленькие дети, они придут к нам с большими вещами, когда вырастут.

6. «Иногда я хочу, чтобы меня выслушали без суждений или лекций».

Как и взрослые, дети иногда хотят выговориться. Они хотят быть услышанными и понятыми. Слушайте с открытым разумом и сочувствием.

Родители подростков часто задаются вопросом, почему их дети больше не разговаривают с ними. Одной из причин может быть то, что никому не нравится, когда ему все время читают лекции. Кроме того, никто не хочет быть рядом с кем-то, кто постоянно читает лекции.

7. «Примите, кто я есть. Не сравнивай меня постоянно с другими детьми».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был как можно лучше. Это естественное желание может иногда побуждать родителей сравнивать своих детей с другими.

Исследование, проведенное Гарвардским грантом, показало, что отношения между родителями и детьми, в которых ребенок чувствует заботу и принятие, являются ключом к успеху в жизни ​2​ . Так что склонность к сравнению оказывает детям медвежью услугу.

8. « Позвольте мне поиграть на улице ».

Значение игры для маленьких детей невозможно переоценить. Неструктурированная игра на свежем воздухе еще лучше.

Окружающая среда полна возможностей для развития и обучения. Игры на свежем воздухе обычно позволяют детям иметь больше самостоятельности и развивать независимость. Дети также могут участвовать в сенсорных играх и физической активности, недоступных в закрытых помещениях.

9. «Дайте мне питательную и вкусную еду».

Дети не могут покупать или готовить себе еду. Поэтому они полагаются на нас, чтобы обеспечить то, что им нужно.

У вашего ребенка может быть не такой вкус, как у вас. Когда они отказываются от определенной пищи, может возникнуть соблазн использовать метод «Ешь или голодай».

«Либо ты ешь, либо голодаешь» — это, по сути, морить ребенка голодом, чтобы заставить его иметь такой же вкус, как и вы.

Вместо этого ищите здоровую пищу, которая нравится вашему ребенку.

Существует множество различных видов питательных продуктов. Чтобы найти то, что нравится вашему ребенку, может потребоваться много испытаний и немного творчества, но это выполнимо.

10. «Пожалуйста, доверься мне».

Делать ошибки не всегда плохо. Если мы хотим, чтобы у наших детей был здравый смысл, мы должны позволить им практиковаться в принятии решений и перестать вести себя как родители-вертолеты. Это означает, что они неизбежно будут совершать ошибки.

Это не значит, что мы становимся вседозволенными родителями.

Вместо того, чтобы говорить им, что делать, научите их критическому мышлению. Это один из лучших способов научить детей принимать правильные решения.

Позвольте детям старшего возраста решать вопросы, которые не будут представлять опасность, риск для здоровья или неудобства для других. Ребенок не может научиться ходить, не падая. Они также не могут научиться принимать хорошие решения, не принимая плохих.

11. «Ваша похвала так много значит для меня».

Ободряющие слова могут оказать сильное положительное влияние на молодых людей.

Искренне хвалите и сосредотачивайтесь на их усилиях, а не на их способностях.

Поймайте их, когда ваш ребенок ведет себя позитивно, например, когда он откладывает видеоигры без просьбы.

Если хвалить детей правильно, это может существенно повлиять на самооценку ребенка, его внутреннюю мотивацию и хорошее поведение.


Каталожные номера

  1. 1.

    Эйнсворт, доктор медицины, Блехар М., Уотерс Э., Уолл С. Модели привязанности . Пресса психологии; 1978.

  2. 2.

    Vaillant G. ТРИУМФЫ ОПЫТА: МУЖЧИНЫ ГАРВАРДСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . Издательство Гарвардского университета; 2012.

Обновлено Памелой Ли от 24 апреля 2023 г.

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Семейные распорядки: как и почему они работают

Распорядки: основы

Семейные распорядки излагают  то, как семьи организуют себя , чтобы делать дела, проводить время вместе и веселиться. Распорядок дня помогает членам семьи узнать, кто что должен делать, когда, в каком порядке и как часто.

Распорядок также позволяет вашим детям узнать, что важно для вашей семьи. Например, семейные ритуалы — это рутина для особых вещей, которые ваша семья делает регулярно. Это может укрепить ваши общие убеждения и ценности и создать чувство принадлежности и единства в вашей семье.

Почему распорядок полезен для детей

Распорядок дня может быть полезен для детей по нескольким причинам.

Безопасность, принадлежность и отношения
Распорядок дня может быть частью организованной и предсказуемой домашней обстановки, которая помогает детям и подросткам чувствовать себя в безопасности, в безопасности и под присмотром. И предсказуемая семейная жизнь также может помочь детям справиться с изменениями в развитии, такими как половое созревание, или жизненными событиями, такими как рождение нового ребенка, развод, болезнь или переезд.

Кроме того, распорядок, построенный на развлечениях или совместном времяпрепровождении, укрепляет чувство принадлежности и укрепляет семейные отношения. Например, ваш распорядок дня может включать в себя такие вещи, как совместное чтение сказки перед сном каждый вечер, совместный семейный обед или игра с ребенком перед футбольной тренировкой каждую неделю.

Навыки и ответственность
Работа по дому как часть семейного распорядка помогает детям и подросткам развивать чувство ответственности и некоторые базовые навыки, такие как тайм-менеджмент. Это навыки, которые дети могут использовать в жизни.

А когда дети могут выполнять свои части распорядка с меньшей помощью или контролем, это также помогает им стать более независимыми.

Здоровье и благополучие
Распорядок дня может помочь детям младшего возраста научиться здоровым привычкам, таким как чистка зубов, регулярный прием лекарств, физическая активность или мытье рук после посещения туалета.

Это означает, что распорядок дня может быть полезен для здоровья детей. Например, дети, которые чаще моют руки, с меньшей вероятностью заболеют простудой и другими распространенными заболеваниями.

Кроме того, рутина может уменьшить стресс, а снижение стресса полезно для детской иммунной системы.

Распорядок дня может помочь детям меньше беспокоиться или грустить в трудные времена.

Ежедневные занятия также помогают настроить наши биологические часы. Например, ритуалы перед сном помогают детскому организму «знать», когда пора спать. Это может быть большим подспорьем, когда дети достигают подросткового возраста и их биологические часы начинают меняться.

Почему распорядок полезен для родителей

Распорядок дня требует определенных усилий. Но как только вы их настроите, у них будет много преимуществ:

  • Когда жизнь занята или сложна, рутина может помочь вам чувствовать себя более организованным и контролировать ситуацию, что снижает уровень стресса и беспокойства.
  • Регулярные и последовательные занятия укрепят вашу уверенность в себе как родителя.
  • Распорядок дня поможет вашей семье более эффективно справляться с повседневными делами и высвободить время для других дел.
  • Рутина часто означает, что вам не нужно разрешать споры и принимать решения. Например, если воскресный вечер — это вечер пиццы, никому не нужно спорить о том, что будет на ужин.

Очень легко перепланировать семейную жизнь. У рутины есть много преимуществ, но детям и родителям также полезно иметь свободное время, чтобы играть, отдыхать или заниматься творчеством.

Что делает распорядок дня хорошим?

Хороший распорядок дня подходит вашей семье. Он также имеет 3 ключевые особенности.

Хорошо спланировано
В хорошей рутине каждый понимает свою роль, знает, что ему нужно делать, и считает свою роль разумной и справедливой. Например, ваши дети знают, что каждый вечер после ужина они моют и вытирают посуду по очереди. Когда дети становятся старше, им полезно иметь право голоса в планировании распорядка дня.

Обычный
Хороший распорядок дня становится частью повседневной семейной жизни. Например, вы можете каждое утро вместе идти в школу.

Предсказуемый
В хорошей рутине каждый раз все происходит в одном и том же порядке. Все знают, чего ожидать в этот день. Например, вы всегда стираете школьную форму по выходным, чтобы знать, что она будет готова к утру понедельника.

Распорядок дня для детей с ограниченными возможностями может быть большим подспорьем. Они могут быть даже более важными для детей, которым трудно понять или справиться с изменениями.

Малыши и дошкольники: идеи для распорядка дня

Для малышей и дошкольников вы можете составить распорядок для:

  • подготовки по утрам
  • приема пищи
  • совместного времяпрепровождения, игр и разговоров
  • чтения книг или рассказывать истории
  • принимать ванну и ложиться спать ночью.

У вас также могут быть еженедельные мероприятия для игр или игровой группы, поездок в парк или посещения большой семьи. Ваш ребенок, вероятно, будет с нетерпением ждать этих особых событий каждую неделю.

Дети школьного возраста: идеи для распорядка дня

Для детей школьного возраста вы можете составить распорядок для:

  • подготовки утром и отхода ко сну вечером
  • занятий после школы, таких как хобби или спорт
  • выполнение работы по дому — например, накрытие на обеденный стол, распаковка посудомоечной машины, помощь в стирке или уход за домашними животными
  • выполнение домашней работы.

Для детей школьного возраста вы можете быть более гибкими в распорядке дня во время школьных каникул. Например, вы можете позволить своему ребенку поспать немного позже, устроить дополнительные встречи с друзьями или провести немного больше времени, играя в видеоигры.

Подростки: идеи для повседневных дел

Для подростков у вас могут быть рутины для:

  • утренних сборов или отдыха после возвращения домой из школы
  • стирки или другой работы по дому, например, застилания кроватей и уборки комнат
  • делать домашнее задание
  • делать внеклассные мероприятия, включая хобби или спорт
  • проводить время с семьей
  • отдыхать перед сном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *