Содержание
Десять заповедей для родителей от Януша Корчака – Семья и дети – Домашний
- Главная
- Семья и дети
- Десять заповедей для родителей от Януша Корчака
Польский педагог, писатель и общественный деятель любил детей, жил ради них и во время войны погиб в газовой камере вместе со своими воспитанниками…
08 мая 2013
Сиротство – это древняя форма человеческого одиночества, требующая сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов. Увы, нынче подобных гуманистов можно пересчитать по пальцам. Ведь порой даже отношения между самыми вроде бы близкими и родными людьми стали грубее и жестче. А любовь к детям похожа на любовь к собственному имуществу.
В этой связи хотелось бы вспомнить выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. Его имя внесено в святцы мировой педагогики. Из-под его пера вышло огромное количество произведений, в том числе сказки для самых маленьких, а главное – более 20 книг, посвященных воспитанию детей. Среди них есть и своеобразный манифест гуманизма «Как любить ребенка».
Всей своей жизнью Януш Корчак доказал свою любовь и уважение к детям. И не просто к детям, а самым обездоленным – сиротам. В 1914 году он активно участвовал в организации детских приютов на Украине, затем в 1918 после возвращения в Варшаву, продолжил начатое дело и руководил приютами. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был помещен в Варшавское гетто, где стоически боролся за жизнь детей – доставал им еду и медикаменты.
Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его, польского еврея, из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда же в августе 1942 «Дом сирот» был депортирован, Корчак вместе с помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими преподавателями и около 200 детьми отправился в Треблинку (концентрационный лагерь). Там Януш отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться со своими воспитанниками до конца, приняв с ними смерть в газовой камере. Януш Корчак был великим педагогом и гуманистом
В наследство нам он оставил много удивительных, добрых и назидательных книг. В том числе и
-
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
-
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему. Это и есть необратимый закон благодарности.
-
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
-
Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
-
Не унижай!
-
Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
-
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
-
Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребенок – разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», не «свое», не «собственное» дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.
-
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
-
Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым… Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.
- семья
- воспитание
Януш Корчак — 10 заповедей для родителей по воспитанию детей — Реферат #1105216 — Методика правого воспитания
Введение 31. Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака 5
2. Обзор и анализ основных педагогических произведений Януша Корчака 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14
В результате сегодняшней воспитательной системы была утрачена наиважнейшая категория воспитательного процесса – категория любви к ребёнку. Родители, доверяя основные воспитательные задачи государству, и сосредоточившись только на физическом обеспечении своих детей и их будущего, разучились нести основную ответственность за своего ребёнка, и можно сказать, разучились любить ребёнка. Государственные институты, как бездушные модели, не могут и не могли дать ребёнку любовь, а давали лишь её суррогат, построенный на хорошо запрограммированной системе. С разрушением же старой системы образования мы не имеем и этого.
На основании вышеперечисленных причин сегодня действительно уместно говорить о существующем кризисе воспитания в нашем обществе, охватившем воспитание на всех уровнях, начиная с самого главного – семьи, и заканчивая социальными институтами воспитания, такими как школа, образовательные учреждения, армия.
1. Амонашвили Ш. «Смеяться и плакать вместе с детьми»: [Беседы с педагогом-гуманистом Ш.Амонашвили о педагогике и высших авторитетах в педагогике – Я.Корчаке, В.О.Сухомлинском] /Ш.Амонашвили //Смена. – 1999. – №1. – С. 26-27.
3. Брандис Е. Я.Корчак и его книги для детей и о детях /Е.Брандис // Брандис Е. От Эзопа до Джани Родари. – М.: Дет. лит., 1980. – Ч.2: Переводная книга последних десятилетий, 1942-1977. – С.287-290.
4. Демакова И. Как нам научится любить своих учеников: [О пед. идеях Я.Корчака] /И.Демакова //Нар. образование.– 2001.–№7.–С.147– 152.
5. Дижур Б. Счастье быть нужным детям: [О личности и пед. деятельности Я.Корчака] /Б.Дижур //Урал. – 1978. – №12. – С.146-149.
6. Зюзюкин И. Под Знаменем цвета надежды: [О пол. писателе и педагоге Я.Корчаке, 1878-1942] /И.Зюзюкин //Смена. – 1996. – №6. – С.134-140.
7. Корчак Януш. Избранные педагогические произведения /Пер. с пол. К.Э.Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е.С.Рубенчик; Под. ред. и предисл.
9. Корчак Януш. Как любить ребёнка// Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова – Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt
10. Левин А. Януш Корчак – мыслитель и педагог /А.Левин //Памяти Корчака: Сб. ст. – М., 2012. – С.7-17.
11. М.Ф.Шабаевой; [Послесл. И.Неверли]. – М.: Просвещение, 2006. – 470 с.
12. Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн.: [О пол. педагоге Я.Корчаке] /И.Неверли; Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. – 1978. – №3.С.231-239.
13. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. МК-Периодика, 2007, 184 с.
Тема: | Януш Корчак — 10 заповедей для родителей по воспитанию детей |
Артикул: | 1105216 |
Дата написания: | 27.05.2016 |
Тип работы: | Реферат |
Предмет: | Методика правого воспитания |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 67% |
Количество страниц: | 14 |
Советы по воспитанию детей от польского героя Холокоста: NPR
По
Януш Корчак
,
Под редакцией Сандры Джозеф
В новой книге под редакцией Сандры Йозеф собраны труды Януша Корчака, известного польского писателя и педиатра, героя Холокоста. скрыть заголовок
toggle caption
Ни одна книга не заменит
Я хочу, чтобы все поняли, что ни книга, ни врач не заменят собственного чуткого созерцания и осторожности наблюдения. Книги с их готовыми формулами притупили наше зрение и расслабили ум. Живя опытом, исследованиями и мнениями других людей, мы потеряли уверенность в себе и не можем наблюдать сами.
Родители находят уроки не в книгах, а внутри себя. Тогда можно считать, что каждая прочитанная ими книга имеет небольшую дополнительную ценность; и этот тоже выполнит возложенную на него задачу, если сумеет внести свой вклад в донесение этой идеи до дома.
Познай себя, прежде чем пытаться познакомиться с детьми. Осознайте, на что вы сами способны, прежде чем пытаться обрисовать права и обязанности детей. Прежде всего ты должен осознать, что ты тоже ребенок, которого ты должен сначала узнать, воспитать и воспитать.
Рождение ребенка
Как мать вы говорите: «Мой ребенок». Когда, если не во время беременности, вы имеете больше права говорить это? Биение крошечного сердца, не больше косточки персика, повторяет ваш собственный пульс. Ваше дыхание обеспечивает ребенка кислородом. Кровь течет через вас обоих, и ни одна капля крови еще не знает, останется ли она материнской или станет детской. Каждый кусочек хлеба становится материалом для построения ножек ребенка, на которых он будет бегать, кожи, которая его покроет, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором будут бурлить мысли, рук, которыми он будет потянись и улыбка, с которой она будет называть тебя мамочкой.
Как родитель, вы говорите: «Мой ребенок». Нет, ребенок принадлежит совместно матери, отцу, дедушке и бабушке, а также прадедушке и прабабушке. Чье-то далекое «я», дремлющее в нескольких предках, голос, выходящий из истлевшей, давно забытой могилы, вдруг снова заговорил в этом ребенке.
Ребенок — это кусок пергамента, полностью исписанный мельчайшими иероглифами, лишь малую часть которых вы когда-либо сможете расшифровать.
Как родитель, вы говорите: «Она должна… Я хочу, чтобы она…» И вы ищете образец для своего ребенка, и вы ищете жизнь, которую вы хотите, чтобы она имела. Вы игнорируете тот факт, что вокруг вас нет ничего, кроме посредственности и банальности. Люди бродят, суетятся, суетятся из-за мелких проблем, мимолетных стремлений, неодухотворенных целей, несбывшихся надежд, вечной тоски.
Где счастье? Что именно? Ты знаешь путь к нему? Есть те, кто может знать? Справитесь ли вы с задачей? Как можно предвидеть будущее и предложить защиту?
Ребенок подобен бабочке, парящей над бушующим потоком жизни. Как наполнить ее твердостью, не обременяя ее легкостью в полете; как ее закалить, не замочив крылышек? Следует ли предлагать свой пример, помощь, совет и слово? Но что, если она отвергнет их всех?
Просто помните: ребенок, жаждущий советов и указаний, впитает их, переварит и усвоит. Перекормленный моральными правилами ребенок будет страдать от тошноты.
Как родитель, вы говорите: «Кем должен стать ребенок?» Воин или просто рабочий, лидер или один из последователей? Или она просто хочет быть счастливой?
Как родитель вы говорите: «Она должна быть здоровой, так почему же она все время плачет? Почему она такая худая, почему она плохо сосет грудь, почему она не спит, почему она так много спит, почему у нее такая большая голова, почему она сжимает кулаки, почему у нее такая красная кожа, что у нее с пятнами на носу, почему она щурится, икает, чихает, давится, хрипит? Это нормально?»
Вы посмотрите на это маленькое, беспомощное существо, которое не похоже ни на одно из других столь же маленьких и беззубых существ на улице или в парке. Неужели через три-четыре месяца она тоже станет такой, как они?
Только помните: когда ребенку пора начинать ходить? Когда она это сделает. Когда у нее должны начать резаться зубы? Когда они это сделают. Сколько часов должен спать ребенок? Пока ей нужно.
Как родитель, вы скажете: «А ребенок умный?» Если родитель с тревогой задает этот вопрос с самого начала, вскоре родитель начнет предъявлять ребенку требования. Ешьте пищу, даже если вы не голодны и вас тошнит; ложитесь спать, даже если вы не устали и вам придется подождать час, чтобы уснуть. Потому что ты должен, и потому что я хочу, чтобы ты был здоров.
Просто помните: умственные способности различаются, и дети могут быть упрямыми или капризными, уступчивыми или противоречивыми, творческими или подражательными, остроумными или серьезными, конкретными или абстрактными; память может быть исключительной или средней; некоторые — врожденные деспоты, в то время как другие имеют широкий круг интересов.
Как часто родители испытывают разочарование, когда дети не оправдывают ожиданий, и как часто родители испытывают разочарование на каждом этапе своего развития? Родители могут быть их суровыми судьями, а не советчиками и утешителями.
Это не что иное, как ошибка, полная глупость, воображать, что все, что не является выдающимся, поэтому бессмысленно и ничего не стоит. Мы все страдаем синдромом бессмертия. Тот, кто не успел поставить себе памятник на базарной площади, хотел бы, чтобы хотя бы переулок назвали его именем, как вечный рекорд.
Выдержки из Любить каждого ребенка под редакцией Сандры Джозеф. (c) 2007 г., Сандра Джозеф. Перепечатано с разрешения Algonquin Books of Chapel Hill.
Януш Корчак — педагог, он последовал за еврейскими детьми в Варшавское гетто и в депортацию [биография]
Януш Корчак и некоторые из его детей (wordpress.com)
Януш Корчак родился Хенриком Гольдсмитом в Варшава ( тогда часть Российской империи) 22 июля 1878 года в еврейскую семью, которая была довольно хорошо интегрирована и близка к польской культуре. Он был очень привязан к своим родителям и был глубоко потрясен кончиной своего отца, известного адвоката, умершего в 189 г. 6 в результате серьезного психического заболевания.
С тех пор Хенрик должен был содержать свою мать, которая тоже преждевременно умерла от тифа в 1920 году. Своим родителям Корчак посвятил книгу: Sam na sam z Bogiem. Modlitwy tych, ktòrzy sie nie modla ( Лицом к лицу с Богом. Молитвы за тех, кто не молится , 1922). В другом сочинении, «поучительной сказке» Spowiedz motyla (Исповедь бабочки , 1914), он намекнул на свои сложные семейные узы.
Корчак был фигурой, характеризуемой огромной потребностью дарить любовь , а что касается ее получения, то, как указал писатель и эссеист Франческо М. Каталуччио на портрете Корчака, «ему было все равно: улыбка и конец ему хватило крика». Корчак основал приют, для него большую семью, состоящую из сотрудников, помощников и многих бедных детей, потерявших родителей. Другим ключевым решением Корчака было не жениться и не иметь детей, продиктованное горьким соображением: «Раб не имеет права иметь детей. Я, польский еврей под заристской оккупацией (в 1911) выбрал служить детям и их делу » (как он писал в письме Мечиславу Зиберталю от 30 марта 1937 г.).
В 1899 году Корчак-Гольдсмит начал изучать медицину в Варшавском университете, но другим его большим увлечением была литература: он был автором театральных сценариев и драм, подписанных под псевдонимом из Януш Корчак , который был героем популярного польского романа о жизни полководца Яна Собеского. Этот псевдоним (который также служил для сокрытия его еврейского происхождения) стал затем его официальным именем.
В 1901 году Корчак опубликовал свой первый фельетон: Dzieci Ulicy ( Беспризорники ). В 1904 году он опубликовал роман Dziecko Salonu (Дитя салона) , который сделал его знаменитым. Тем временем у него были разные стажировки в Берлине, Париже и Лондоне. В 1909 году он был арестован за свои политические идеи в пользу независимости Польши и в тюрьме познакомился с известным польским социологом-социалистом Людвиком Крживицким . Освободившись, он связался с Обществом помощи детям-сиротам, вошел в его исполнительный орган и занялся созданием образцового приюта для еврейских детей. Это была выбранная им форма политико-социальной приверженности, которая должна была позволить ему спасти многих детей и построить будущее для своей страны, отличное от своего народа, рассеянного по диаспоре.
7 октября 1912 года вместе с воспитателем Стефанией Вильчинской, своей уважаемой коллегой, он открыл приют в 9ул. Крохмальная, 2, посреди еврейского квартала (в Варшаве тогда было 350 000 евреев из 1300 жителей). Это был многолюдный и бедный район, но характеризовался интенсивной культурной жизнью. Например, здесь родился дом писателя Исаака Башевиса Зингера (1904-1991), который когда-то писал: «Мой отчий дом на улице Крохмальной в Варшаве был домом для учебы, трибуналом, молитвенным домом, местом, где были сказки. рассказывали, а также устраивали свадьбы и хасидские банкеты. (…) Я слышал от своего отца, раввина, и моей матери все ответы, которые вера в Бога может дать тем, кто сомневается или ищет истину. В нашем доме и во многих других я понял, что вечные вопросы более актуальны, чем экстренные новости, которые можно прочитать в еврейской газете».
Дом Сироты (Dom Sierot), основанный Корчаком и открытый 27 февраля 1913 года, был настоящим « обществом детей », организованным в соответствии с принципами справедливости, братства, равенства права и обязанности учащихся и педагогов. Были запрещены телесные наказания, как и все насильственные методы, к которым в то время относилось и лишение пищи. Корчак в 1923 г. определил такие исправительные методы как «уголовные наказания». В 1914 он был призван обратно на войну и на некоторое время оставил руководство приютом своему коллеге. С 1915 по 1917 год работал в Украинском детском институте под Киевом. Здесь он завершил свою основную педагогическую работу. Если бы до этого момента он служил в русской армии, то с 1919 года ему пришлось бы носить польскую форму против России. Работал в инфекционной больнице в Лодзи.
Когда Польша восстановила свою независимость, Корчак проявил большую активность в плане инициатив и публикаций. В 1921 декабря он основал Центр летнего отдыха для детей Дома сирот в Гоцлавеке под Варшавой. Он учил детей заниматься садоводством и сельским хозяйством, теоретизируя важность работы для роста. Он также опубликовал много книг для детей: Król Marcius Pierwszy (Король Матиуш I) и Król Marcius na Wyspie Bezludnej (Король Матиуш на необитаемом острове ), обе в 1923 году. Но наибольшего успеха он добился с текстом для взрослых. и дети: Kiedy Znów Będę Mały (Когда я снова стану ребенком) , любимая книга среди других будущих Нобелевских лауреатов по литературе. Чеслав Милош. Это своего рода Питер Пэн (1904), хотя и без отказа от зрелости.
В 1926 году создал журнал для детей как приложение к еврейской газете и начал сотрудничать с радио, где с 1934 года будет вести программу « Маленькие беседы старого доктора » .
В 1929 году он опубликовал свой всемирно известный манифест прав детей: Prawo dziecka do szacunku (Права ребенка на уважение) , текст, которому до сих пор нет равных. Он начал преподавать педагогику в Свободном университете Варшавы и опубликовал «научную книгу» очень продвинутого содержания: «Правила жизни» . В 1931 году он поставил в театре Атенеум сенсационное сатирическое шоу: Senat Szalenców (Сенат безумцев), с участием великого актера Стефана Ярача в роли главного героя, постановку которого послевоенные коммунистические власти разрешили только в 1919 году.78.
В июне 1934 года Корчак отправился в Палестину , чтобы навестить своих бывших выпускников и коллег, поселившихся в кибуце Эйн-Харод. В Израиле выжили некоторые из его воспитанников, спасенные ими, как сиротами, от преступности и уличной жизни. Некоторые из них помнили его в произведениях, написанных после войны, всегда подчеркивая его самоотверженность и глубокое знание потребностей и возможностей детей.
В 1939 г., при вспышке Вторая мировая война , несмотря на несколько предложений поселиться за границей, педагог отказался бросить своих детей. В октябре 1940 года немцы приказали всем варшавским евреям переселиться в гетто , в котором должно было находиться до 400 000 человек. Несмотря на противодействие Корчака, сироты, о которых он заботился, были вынуждены жить в нем. Их поселили в бывшей Коммерческой школе (улица Хлодная, 33), где, несмотря на изоляцию и уединение, дети были достаточно защищены. Корчак снабжал их продовольствием с черного рынка и использовал все свое влияние, чтобы получить извне средства, необходимые для обеспечения выживания детей. с 1941 года детский дом был переведен в старый Клуб купцов (улица Слиска, 9), и условия жизни детей ухудшились.
Сейчас гетто является антикамерой депортации . Почти каждый день проходят облавы. Заболев, Корчак пытается устроить приют для 600 человек, набившихся в его убежище, где, начиная с мая 1942 года, он начал вести свой ночной дневник .