Разное

Вопросы воспитания детей: 5 вопросов о воспитании, которые родители задают психологам

5 вопросов о воспитании, которые родители задают психологам

Быть родителем — все время сомневаться. Особенно в себе, собственном выборе и решениях. Это неудивительно: воспитание детей — невероятно сложный процесс, но ему нигде не обучают. Мы собрали пять неоднозначных вопросов, с которыми родители порой не могут разобраться самостоятельно . Вместе с сервисом Забота.Дети разбираемся, где искать ответы и как избавиться от чувства вины.

1. А вдруг я упускаю что-то важное?

Часть жизни многих родителей — все время чувствовать неясное беспокойство. Когда что-то ускользнуло от внимания, когда ребенок отказался есть или получил плохую оценку. Психолог Людмила Петрановская считает, что такая тревога может быть связана с неправильной постановкой границ, когда взрослому тяжело представить себя на месте ребенка. А еще медиа и социальные сети пестрят советами о «правильных» способах воспитания и историями о детях, которые чуть ли не с первых лет учатся читать и говорить по-английски. Это формирует образ «идеального родителя», который в любой ситуации делает правильный выбор и никогда не включает мультики, чтобы успокоить ребенка. И не соответствовать ему — довольно неприятно.

Чтобы чувствовать себя лучше, нужно признать свое право быть неидеальным, а просто хорошим (и счастливым!) родителем. Да, ответственность за развитие ребенка лежит на маме и папе. И уделять внимание нужно не только физической безопасности, но и раскрытию его потенциала и полноценному становлению. Но дети — это отдельные люди, а не продолжение личности родителей. Поэтому корить себя за каждый проступок, вспышку плохого настроения или лени у ребенка, думая, что это обязательно плод ваших упущений, — непродуктивно. Сконцентрируйтесь на том, что можете сделать, а не на том, что потенциально упускаете.

Кажется, что где-то есть идеальные семьи, в которых точно все делают правильно. Но это не так: воспитание детей — сложный и тонкий процесс, где даже самым опытным родителям нужна помощь и профессиональный взгляд со стороны. Хорошая новость в том, что их можно получить. Лучше узнать своего ребенка и найти правильный подход поможет сервис Забота.Дети. Здесь дети проходят тестирование по специальным методикам, разработанным в Центре имени Г. Е. Сухаревой — старейшем в стране учреждении, специализирующемся на ментальном развитии детей и подростков.

После тестирования родители получают подробный разбор личности своего ребенка. А потом обсуждают все детали на консультации с психологом и тьютором. В результате можно получить ответы на важные вопросы:

  • к чему у ребенка есть склонности, а какие занятия будут бесполезными;
  • как лучше мотивировать его учиться;
  • как решить проблемы с поведением.

Если ребенку будет полезна консультация психотерапевта, невролога или психиатра — эксперты Забота. Дети обязательно скажут об этом родителям.

2. Мы с ним слишком строги или чересчур много позволяем?

Нащупать эту грань действительно непросто. С одной стороны, мало какому родителю хочется играть роль вечно придирающегося зануды, который портит веселье правилами поведения. С другой — без ограничений и контроля ребенок может проводить все свободное время за приставкой, а на обед есть чипсы.

Многие родители выбирают путь «дружбы с ребенком». И основания для этого есть: другу можно доверить секреты, с ним хочется проводить время. Но есть у такой стратегии и подводные камни.

Во-первых, психологи предупреждают, что родителям-друзьям сложнее отстаивать свое право на вето. Ребенок не воспринимает запреты, идущие от папы-приятеля или мамы-подружки.

Во-вторых, дружба подразумевает обмен информацией. Стремясь выстроить близкие отношения, родители начинают делиться личными переживаниями или проблемами на работе. Это часто приводит к тому, что ребенок испытывает повышенную тревожность и взваливает на себя ответственность за жизнь родителей.

Баланс между строгостью и поощрениями возможен лишь в отношениях, где родитель находится в более сильной позиции. Чтобы выстроить правильную иерархию, стоит очертить зоны ответственности.

  • Сферы, где ребенок может принимать решения полностью самостоятельно — например, как одеваться или какие канцтовары покупать для школы.
  • Вопросы, по которым можно спорить с родителями и предлагать варианты — например, в какую спортивную секцию записаться или где провести отпуск.
  • Моменты, в которых слово родителя равнозначно закону — например, остаться у друга с ночевкой или сделать пирсинг в ухе.

3. Почему он так ведет себя и совершенно меня не слышит?

Сложная для родителей ситуация — долгие разговоры, обсуждения и раскладывание по полочкам, которые ничего не меняют. Несмотря на логические доводы, обещания награды или даже угрозы, ребенок продолжает плохо учиться, опаздывать с прогулок или разбрасывать вещи. В отчаянии мы думаем, что ребенок делает все нам назло. Но на самом деле дети часто не связывают теоретические обещания с практическими действиями, а уж тем более — свое поведение со счастьем мамы и папы.

Достучаться до ребенка — не однократный разговор, а длительный процесс. Психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует, как сделать так, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал.

Относиться с уважением.

Чтобы дети были внимательнее к словам родителей, нужно делать это в их адрес. Слушать с интересом, а не на автомате, не перебивать, спрашивать разрешения, прежде чем взять личные вещи ребенка.

Использовать я-сообщения вместо критики.

Ни взрослым, ни детям не нравится слушать, как их ругают. Будь то токсичный начальник на работе или мама, которая желает только добра, — внимание людей падает, когда их критикуют. Чтобы слова не воспринимались как уколы, лучше отойти от фраз вроде «Ты постоянно бросаешь свои игрушки где попало!» и заменить их на «Я так устала от уборки твоих игрушек, что у меня не осталось сил на готовку пирога».

Говорить о том, что интересно ребенку.

Не стоит сводить общение к вопросам, какие оценки принес сегодня школьник или почему не доел свой суп. Лучше спросить, узнал ли он что-то интересное и не кажется ли ему, что соцветия брокколи похожи на магический лес.

4. Как мне помочь ему не наделать глупых ошибок?

Если вкратце: никак. Оградить ребенка от всех ошибок — естественное желание родителей. Но гиперопека может принести больше вреда, чем пользы: в суперзаботливой семье вырастет человек, совершенно не готовый к реальной жизни.

Психологи объясняют причины такой категоричности. Во-первых, отрицательный опыт — важная часть развития. Юлия Гиппенрейтер пишет, что ребенок будет взрослеть и становиться сознательнее, когда столкнется с негативными последствиями своего выбора. Разумеется, это не касается вопросов здоровья и безопасности жизни — здесь авторитет родителя должен быть непоколебим.

Во-вторых, принимая решения, ребенок учится прислушиваться к себе. Этот навык поможет ему не чувствовать себя беспомощным в дальнейшей жизни и не ждать «взрослого», которые сделает важный выбор за него.

Родители могут лишь быть рядом с ребенком и помогать ему оценивать исходы разных вариантов. Но не проживать жизнь за него, лишая возможности получить собственные уроки.

5. Мы точно сделали правильный выбор? Что если это вообще «не его»?

Родителям хочется угадать сильную сторону ребенка с первого раза, чтобы не отправить будущего Майкла Джордана играть на фортепиано, а Моцарта — бросать мяч в баскетбольную корзину. Но так получается не всегда. Особенно тяжело определить склонности, когда возникает сопротивление. Ребенок не хочет идти на уроки гитары, потому что ленится, или музыка — это совсем «не его» и не стоит мучиться?

Чтобы не угадывать, а выбирать вектор развития более осознанно, педагоги советуют воспользоваться разными техниками.

Раздувание пламени.

Бывает полезно прекратить пытаться разбудить в ребенке стремление заниматься чем-то, а поощрять его подсознательные импульсы. Отмечать, какие занятия ему особенно нравятся, и превращать их в увлечения. Например, если ребенок отбивает ритм ногой, когда начинает играть музыка, — стоит записаться на пробный урок танцев.

Дух предпринимательства.

В жизни детей много дисциплины и правил, но не всегда достаточно свободы. К тому же, когда за ошибки скорее всего отругают, становится скучно заниматься даже чем-то увлекательным. Поэтому полезно поощрять эксперименты и позитивное отношение к ошибкам — прямо как в запускающемся стартапе, где ценят нешаблонное мышление, а неудачи рассматривают как точки роста.

Знакомство с ментором.

Показывать, а не рассказывать — способ, который работает не только в маркетинге. Ребенок должен откуда-то узнать, что учеба, хобби и увлечения — это не просто хотелка родителей или способ убить время. Они определят качество его дальнейшей жизни. И в этом помогает общение с человеком, который горит своей работой или искренне обожает то, чем занимается. Например, другом семьи — хирургом, мечтающим открыть свою клинику, или коллегой папы — дайвером, который погрузился во все океаны мира.

Педагогические техники могут принести пользу, но не всегда понятно, что сработает с конкретным ребенком. К тому же родители обычно привлекают специалистов при подготовке к ЕГЭ или первым экзаменам. Но во многих случаях сопровождение требуется раньше — на этапе формирования интересов и личности. Понять склонности и интересы вашего ребенка поможет Забота.Дети. Это сервис — часть экосистемы Забота, которая накопила огромный опыт в помощи семьям, пожилым людям, вопросах здоровья и других важных сферах.

Здесь работают не только психологи, но и тьюторы. К этим специалистам стоит обратиться, если у ребенка проблемы с учебой, не хватает мотивации или родители хотят вовремя найти и раскрыть его таланты. Во время личной консультации с родителями тьютор поможет:

  • разобраться в любых вопросах, касающихся школы и дополнительного образования;
  • разработать индивидуальную образовательную программу с учетом психотипа и интересов ребенка;
  • помочь скорректировать поведение;
  • выбрать предметы, на которых стоит сфокусироваться, и понять, от чего можно отказаться, чтобы не перегрузить ребенка.

Возить ребенка куда-то не придется — Забота.Дети проводит тестирование для детей от 10 лет и консультации для родителей удаленно. Работа с Забота.Дети — это всегда живой диалог на основе реальных запросов родителей, а не стандартные заготовки и сценарии. Результаты тестов анализируют и описывают несколько экспертов, поэтому родители получат максимум информации, чтобы принять верное решение для своего ребенка.

ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКА НА ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ

Тест: Общие вопросы воспитания — Богословие в тестах

  • 1. Какое ору­жие вос­пи­та­ния счи­та­ет­ся самым действенным?

    1 слово
    2 личный пример
    3 ремень

    Пра­виль­ный ответ: №2

    Вер­но!


  • 2. Когда, соглас­но пра­во­слав­но­му уче­нию, у чело­ве­ка появ­ля­ет­ся душа?

    1 в момент рождения
    2 в момент зачатия
    3 в момент крещения

    Пра­виль­ный ответ: №2

    Вер­но!


  • 3. Отве­ча­ют ли дети за гре­хи сво­их родителей?

    1 не отвечают
    2 отвечают
    3 это зависит от тяжести грехов

    Пра­виль­ный ответ: №1

    Вер­но!


  • 4.

    Если ребен­ка обви­ня­ют в чем-либо педа­го­ги или вос­пи­та­те­ли, то роди­те­ли должны:

    1 отругать его при педагоге
    2 оставить проступок на совести ребёнка
    3 поговорить с ребенком дома

    Пра­виль­ный ответ: №3

    Вер­но!


  • 5. Что озна­ча­ют сло­ва “Дети долж­ны слу­шать­ся родителей”?

    1 дети должны исполнять все желания родителей
    2 дети должны почитать родителей
    3 дети обязаны любить родителей

    Пра­виль­ный ответ: №2

    Вер­но!


  • 6. До како­го воз­рас­та роди­те­ли име­ют власть над детьми?

    1 всю жизнь
    2 пока не женятся
    3 до совершеннолетия

    Пра­виль­ный ответ: №3

    Вер­но!


  • 7. Что озна­ча­ет запо­ведь “Почи­тай отца тво­е­го и мать”?

    1 заботиться о родителях
    2 поздравлять с христианскими праздниками
    3 жить для родителей

    Пра­виль­ный ответ: №1

    Вер­но!


  • 8. На ком лежит основ­ная ответ­ствен­ность за вос­пи­та­ние детей?

    1 на крёстных
    2 на родителях
    3 на преподавателях воскресной школы

    Пра­виль­ный ответ: №2

    Вер­но!


  • 9. Если чужой ребе­нок пло­хо ведет себя на дет­ской пло­щад­ке, име­е­те ли вы пра­во его отшлепать?

    1 да
    2 нет
    3 зависит от ситуации

    Пра­виль­ный ответ: №2

    Вер­но!


  • 10.

    Если у вас пло­хие отно­ше­ния с бабуш­кой ребен­ка, име­е­те ли вы по зако­ну пра­во запре­тить ей общать­ся с внуком?

    1 да
    2 только в моём присутствии
    3 нет, не имею такого права

    Пра­виль­ный ответ: №3

    Вер­но!


  • 11. Могут ли веру­ю­щие роди­те­ли обра­щать­ся к пси­хо­ло­гу, если у них име­ет­ся про­бле­ма в пове­де­нии ребенка?

    1 могут
    2 не могут

    3 это нежелательно

    Пра­виль­ный ответ: №1

    Вер­но!


  • 12. Явля­ет­ся ли ребе­нок личностью?

    1 является
    2 не является
    3 зависит от поведения ребенка

    Пра­виль­ный ответ: №1

    Вер­но!


  • 13. Детей жела­тель­но чаще:

    1 хвалить
    2 ругать
    3 ругать и хвалить поровну

    Пра­виль­ный ответ: №1

    Вер­но!


  • 14. Мож­но ли давать детям из веру­ю­щих семей читать худо­же­ствен­ную литературу?

    1 нельзя
    2 только если нет духовной
    3 можно

    Пра­виль­ный ответ: №3

    Вер­но!


  • 15. Допус­ка­ет ли пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние физи­че­ское нака­за­ние детей?

    1 не допускает
    2 допускает регулярно
    3 допускает в случае крайней нужды

    Пра­виль­ный ответ: №3

    Вер­но!


Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

    Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.