Содержание
Во сколько ребенок начинает держать голову? Физическое развитие
Четкого ответа на вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает держать голову, нет. Все малыши развиваются по-разному, в своем собственном темпе. Однако существуют нормы развития, которые помогают мамам убедиться, что ее кроха развивается правильно и без патологий. Полноценное держание головки происходит в несколько этапов, о которых мы будем говорить. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и когда уже можно оставлять ее без поддержки?
Этапы развития навыка держания головы по возрастам:
Возраст ребенка | Навыки |
6 недель | Малыш напрягает мышцы шеи в лежачем положении. Он начинает держать головку меньше, чем на минуту. Это происходит, когда его заинтересовал предмет или игрушка, на которые хочется посмотреть. |
7-8 недель | Происходят первые попытки удержать головку, однако о самостоятельном держании говорить еще рано. |
От 3 месяцев | Ребенок уже может держать голову, но только в лежачем положении на животе. Может держать голову, когда его держат вертикально. Однако оставлять головку без поддержки — рано. |
Около 4 месяцев | Малыш сам поднимает головку и плечики. |
5 месяцев | Появляется навык поворачивания головы в разные стороны, который сопровождается интересом ко всему окружающему. Появляется необходимость полного обзора происходящего. |
От 4 до 6 месяцев происходит полное формирование всех шейных мышц и позвонка. В этот период шея ребенка может стать полностью окрепшей для самостоятельного поднятия головы. Такой большой промежуток связан с тем, что все детки слишком по разному развиваются, в разных темпах. Считается, что если за это время ребенок так и не начал полноценно поднимать голову, значит в развитие есть какие-то затруднения и нужно обратиться к доктору. Особенно, если за это время даже не было проявлено навыков на ранних этапах поднимания головы, которые происходят с 6 недель.
Как понять, может ли ребенок держать голову?
Родители могут увидеть первые успехи малыша уже около 4 месяцев, когда кроха старается поднимать голову сам, лежа на животе. Он начинает упорно и уверенно держать головку в течение длительного времени. Мама может заметить, что малыш уже не запрокидывает шею назад, когда она его держит вертикально. Передавая ребенка папе, кроха старательно удерживает голову, не наклоняя ее в бок. Теперь он может реагировать на посторонние звуки и картинки, поворачиваясь, чтобы посмотреть, что же там происходит. Все эти моменты и есть развитие навыка держания головы.
Что делать, если ребенок не держит голову?
Не торопитесь выяснять диагноз самостоятельно. Легкие отклонения от норм возможны, так как все развиваются по-разному. Но если в 4 месяца малыш все еще не способен удерживать головку, следует сразу обратиться к педиатру, который решит эту проблему.
У разных врачей могут отличаться мнения по поводу наличия отклонений в развитии у ребенка. Если один врач поставил вам пугающий диагноз, стоит еще раз проконсультироваться, но с другим специалистом, чтобы убедиться в единодушие мнений. Только тогда обращаться к лекарствам и процедурам.
Возможные причины, почему ребенок не держит голову:
- Слабый тонус мышц. Чаще всего такое исправляют курсом укрепляющего массажа.
- Малыш родился недоношенным. Такие дети могут развиваться чуть дольше, чем их сверстники.
- Ребенка слишком мало клали на животик. За счет этого малыш еще не успел как следует «натренировать» свои мышцы шеи и плечиков.
- Недобор веса. Как бы парадоксально не звучало, но детки, которые родились крупнее, чем их ровесники, быстрее поднимают голову. Научных подтверждений этому пока нет, лишь статистика.
- Проблемы с неврологией. Возникают после сложных родов. Решить эту проблему сможет только врач.
- Ребенок держит голову криво или набок. Возможно это Кривошея — проблема, возникающая у деток, которые чаще всего лежат лишь на одном боку. Выравнивается специальным массажем и подушечкой. При подозрении на наличие Кривошеи, важно сразу обратиться к врачу. Чем больше времени ребенок страдает этой проблемой, тем сложнее врачу будет ее нейтрализовать.
Как научить ребенка сидеть? Рекомендации и примеры упражнений.
Развитие маленького человека – это захватывающий процесс, в котором каждый этап достигается благодаря правильному формированию мышечной, психической, эмоциональной сферы. Ребенок растет, учится управлять своим телом и общаться. Постепенность и последовательность – важные аспекты совершенствования личности. Родителям проще отмечать этапы роста младенца по знаковым моментам: научился держать голову, улыбается, садится, начал ходить. Для определения правильности роста можно ориентироваться на общепринятые педиатрические нормы. Поэтому мамы хотят знать хотя бы приблизительно, когда ребенок начинает сидеть, не является ли низкая подвижность младенца отклонением от нормы.
Нужно ли младенцу учиться сидеть
Человек очень много времени проводит сидя: ест, работает, ездит по делам, отдыхает. Правильная осанка помогает исключить боли в спине, снизить нагрузку на внутренние органы. Формирование осанки начинается уже в раннем возрасте. И практически первое сложное действие, которое выполняет младенец – садится. Чтобы сесть, малышу нужно задействовать огромное количество мышц (спины, шеи, рук и ног), сосредоточить внимание, а затем ещё и сохранить равновесие.
Учиться садиться нужно, чтобы:
- исключить ранние проблемы с позвоночным столбом;
- укрепить мышечную системы;
- тренировать вестибулярный аппарат.
Сфера эмоционального развития также зависит от того, во сколько ребенок начинает сидеть. В сидячем положении малыш видит мир под другим углом. Ему открываются новые предметы, которые не заметны с горизонтальной позиции. Катаясь в коляске сидя, ребенок узнает больше нового, быстрее учится говорить, получает глубокий эмоциональный и интеллектуальный опыт.
В каком возрасте ребенок учится садиться
Большинство специалистов отмечает, что садиться дети начинают в период с 5 до 7 месяцев. Нормальным считается самостоятельное умение сидеть в возрасте 7 месяцев. Но стоит учитывать и то, что каждый человек индивидуален. Есть дети, способные научиться сидеть и в 5 месяцев. А также есть те, что с трудом учатся удерживать равновесие сидя в 8 месяцев. Такие дети не проявляют отклонений от нормы.
Поэтому родителям лучше ориентироваться не на возраст малыша, а на его физическое состояние. Проверить, готов ли ребенок садиться, можно несколькими способами:
- Уложить малыша в шезлонг или опереть на подушку. Главное, чтобы его тело находилось под наклоном (угол – примерно 45 градусов). Подать ему две руки, чтобы ребенок мог ухватиться за пальцы. Если, взяв за руки взрослого, малыш делает усилие приподняться – постепенно можно учиться садиться. Также хорошо, если ребенок свободно тянется вверх, когда его за руки приподнимает взрослый.
- Маленький человек готов садиться, если он активно старается изменить свое горизонтальное положение в шезлонге или коляске: приподнимается, помогая себе руками, выкручивается и старается нагнуться вперед.
- Проверить готовность к сидению можно и с помощью игрушек. Несколько новых ярких погремушек развешивается перед лицом ребенка так, чтобы он мог дотянуться до них руками, только приподнявшись. Если малыш приподнимается, хватает игрушки – можно начинать учиться садиться.
Важно! Начинать садиться детям можно не ранее, чем в 4 месяца. Даже самым активным и любознательным. До этого возраста у них совершенно не сформирован грудной изгиб позвоночника. Поэтому, если требуется длительное время переносить младенца, лучше отдать предпочтение слингам или эргорюкзакам, позволяющим принять анатомически правильное положение.
Как правильно учить сидеть
Тренировать мышцы и укреплять скелет малыша можно начинать уже с самого рождения. Родители, заинтересованные в сохранении анатомически правильной осанки у чада, проводят с ним специальные занятия и упражнения, направленные на улучшение работы мышц. Имеет значение питание, которое должно быть полным и сбалансированным, и постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие младенца.
Особенности питания
От питания также может зависеть то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Недостаток кальция, полезных аминокислот, витаминов и минералов приводит к замедлению роста. Авитаминоз значительно ухудшает психофизическое развитие.
В период до 4-6 месяцев дети в основном питаются грудным молоком или молочной смесью. Кормящим мамам нужно тщательно следить за своим рационом, так как все необходимые вещества малышу поступают из материнского молока. Требуется употреблять достаточное количество молочных, рыбных и мясных продуктов, клетчатки и растительных жиров. Детям на искусственном вскармливании подбираются смеси с достаточным содержанием минералов и витаминов.
Если у ребенка в полгода наблюдаются проблемы с ростом, снижено мышечное развитие, педиатры могут посоветовать ввести в прикорм:
- мясные и рыбные консервы;
- каши с высоким содержанием магния, калия, кальция;
- молочные продукты;
- овощные смеси.
Важно! Детское питание должно обязательно соответствовать возрасту. Нельзя давать еду с общего стола, даже если в ней содержится большое количество полезных веществ.
Упражнения
Первые упражнения для младенца направлены на укрепление мышечного скелета. Начинать их делать можно с первых недель жизни, ориентируясь на потребности новорожденного. Все упражнения следует проводить с довольным, спокойным ребенком. Раздраженный, усталый или очень голодный младенец не получит удовольствия от игр. Польза от таких занятий также будет невелика, так как снизится правильность выполнения и повысится мышечный тонус.
Что поможет научиться садиться:
- Упражнения на мяче. Для занятия используется фитбол диаметром около 65 см. На него кладется пеленка, на которую животиком вниз выкладывается чадо. Выполняются покачивания фитбола из стороны в сторону, вперед/назад. Длительность упражнения – от 1 до 10 минут. Проводится занятие только до еды или длительного перерыва после приема пищи.
- «Выгибаем спинку». Упражнение выполняется на пеленальном столике или кровати. Младенец на боку, придерживаем его ноги и мягко проводим пальцами от поясницы до шеи. Рефлекторное выгибание дугой помогает укрепить поясничный отдел. Также повторяется занятие и на другом боку.
- Упражнение «Пальчики». Новорожденный располагается на жесткой горизонтальной поверхности спиной. Манипуляции выполняются со стопами: взрослый берет в ладонь ножку малыша так, чтобы большой палец родителя попадал на основание пальчиков. При легком нажатии пальчики сжимаются. После этого следует провести подушечкой пальца к детскому мизинцу от пятки: пальчики рефлекторно раскроются.
- «Поднимаемся-опускаемся». Упражнение способствует укреплению мышц живота. Ребенок располагается на спине так, чтобы его ножки упирались в живот взрослого. Родитель заводит ладони под спину, шею и голову малыша. Для упражнения медленно поднимается и опускается верхняя часть туловища. Ножки упираются в живот взрослого, могут сгибаться немного в коленях.
- Упражнение «Лягушонок». Регулярное выполнения этого упражнения помогает снизить тонус мышц ног, стимулировать развитие навыков ходьбы и укреплять позвоночный столб. Ребенок располагается на пеленальном столе на спине. Взрослый захватывает руками каждую голень, прикрывая колени. Руками выполняются сгибательно-разгибательные движения ног, как будто малыш приседает. В конце первого этапа согнутые ножки разводятся в стороны, после чего младенца переворачивают на живот. В этом положении новорожденный может самостоятельно развести и согнуть ноги. Для этого родителю достаточно слегка надавить на стопы ладонями.
- Упражнение «Ползаем на животике». Малыш выкладывается на живот: ручки подкладываются в согнутом положении под грудью, ближе к подбородку, ножки сгибаются и разводятся в стороны. Нужно обхватить ладонями голени новорожденного и прижать большие пальцы рук к середине стоп. В этом положении ребенок рефлекторно разгибает ноги и отталкивается от ладоней взрослого, имитируя ползанье.
- «Ходьба». Для реализации упражнения используется рефлекс опоры, благодаря которому дети учатся ходить. Малыша берут под мышки, и, удерживая так, чтобы ноги немного касались опоры, «ведут» над столом. Ребенок перебирает ногами, как будто идет. Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, способствует тренировке равновесия.
- Упражнения для вестибулярного аппарата. Хорошо тренируют вестибулярный аппарат покачивания, движения вперед/назад, круговые перемещения. Их можно выполнять, удерживая ребенка на руках или используя подручные средства: кокон, коляску, шезлонг с различными режимами.
Также используется стратегия активных игр, которые способствуют стимуляции подвижности. Поодаль от малыша располагается игрушка, к которой нужно доползти самостоятельно. Также игрушку можно закрепить на спинке кровати, побуждая ребенка встать к ней, взять и сесть – для игры. Постепенно опускаясь у спинки кровати малыш учится контролировать мышцы ног и спины.
Значительно улучшает физическое развитие массаж. Проводить его может как специалист, если это требуется, так и родители. Регулярное поглаживание не только способствует расслаблению мышц, но и стимулирует психоэмоциональное развитие.
Занятия в воде
Дети очень любят водную среду и в ней с большим удовольствием выполняют различные упражнения. Поэтому, если нужно быстро научить ребенка сидеть, желательно дополнить обычную гимнастику играми в ванной.
Упражнения для младенцев:
- «Зигзаги и восьмерки». Малыша размещают на животике, немного погрузив в воду и придерживая снизу руками. Родитель выполняет движение ребенком вперед, вычерчивая им по поверхности зигзаги, восьмерки и другие фигуры. Упражнение выполняется плавно и аккуратно, чтобы не напугать чадо, не окунуть его случайно лицом в воду.
- «Плавание». В зоне видимости новорожденного на воду выкладывается яркая крупная игрушка. Ребенок должен к ней подплыть. Для страховки малыша под живот придерживает взрослый, направляющий его движения.
- «Качели». Упражнение хорошо подходит для первого знакомства с глубиной воды. Поддерживаемый под мышки ребенок опускается аккуратно в воду по грудь. После чего потихоньку покачивается вперед-назад и в стороны. Выполнение «качелей» помогает снять мышечный тонус, снизить эмоциональную тревожность младенца.
- «Отталкивание». Удерживая ребенка под живот, подводят его на воде к краю ванной. Упираясь ножками в стенку ванной, малыш отталкивается и плывет вперед.
Иногда дети боятся открытых пространств с большим количеством воды. Тогда для получения положительного эффекта от упражнений достаточно использовать и маленькую детскую ванночку, в которую наливается немного жидкости, буквально 5-10 см в высоту.
Что нужно для эмоционального подкрепления
Иногда для того, чтобы ребенок начал сидеть, недостаточно упражнений и занятий. Детям требуется зрительный опыт, развитие сенсорики и тактильных навыков. Малыши, имеющие достаточно знаний об окружающей действительности (зрительных, слуховых, осязательных), стремятся познать новое и с большим интересом учатся.
Психоэмоциональное развитие следует начинать с самого раннего возраста. Упрощает формирование новых нейронных связей использование игровых модулей, бизибордов, развивающих ковриков. Такие игрушки выполняются с учетом разнообразия потребностей младенцев. Предусмотрены тканевые сегменты из материалов, разных по цвету, текстуре, на ощупь. Дополнительные элементы, издающие звуки, помогают совершенствовать слуховое восприятие и расширять кругозор.
Развитие психоэмоциональной сферы способствует более быстрому формированию двигательных навыков. Любознательный и эмоционально развитый ребенок скорее научится садиться, так как ему просто необходимо узнать ещё больше нового и интересного. Такие малыши уже в полгода с удовольствием сидят в стульчиках для кормления, учатся самостоятельно кушать, играть в новом положении.
Меры предосторожности
Не все дети в полгода готовы сидеть. Нормально, если ребенок не садится в 6 месяцев, хотя и проявляет познавательный интерес. Обучать самостоятельному сидению нежелательно малышей, перенесших тяжелые заболевания, подверженных частым простудам. Желательно дождаться полного выздоровления и потом только аккуратно приступать к упражнениям по укреплению позвоночника.
Что делать, если малыш сам не хочет садиться:
- использовать для переноски кенгуру;
- возить в прогулочной коляске с регулируемой спинкой, с наклоном около 45 градусов;
- выкладывать в наклонные шезлонги и стульчики для кормления.
Обычно, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему требуется уже новый опыт: изучение пространства квартиры, постепенно начинается тренировка навыка ходьбы. Поэтому родителям могут понадобиться новые вспомогательные средства: безопасные ходунки для активных детей, модульные манежи.
Приобрести игрушки и детскую мебель можно онлайн. Получайте развернутую консультацию по товарам, необходимым детям, у менеджеров магазина по телефону +375 (29) 652-50-08.
Когда ребенок сможет сидеть, а также 10 способов помочь ему достичь этого рубежа
В течение первого года жизни ваш ребенок преодолеет множество этапов, в том числе сможет самостоятельно сидеть. Но многие родители часто задаются вопросом: «Когда ребенок может сидеть?»
В этой статье вы узнаете, когда ваш ребенок может быть готов сесть, о признаках и стадиях сидения, а также о 10 способах помочь вашему малышу освоить этот увлекательный и важный этап!
Когда ребенок сможет сидеть?
Поднятие головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние и ходьба — все это важные вехи, которые произойдут в первый год жизни вашего ребенка.
Тем не менее, каждый ребенок уникален, поэтому определить точный возраст, когда ваш ребенок будет сидеть, немного сложно.
В среднем дети начинают пытаться сидеть в возрасте от четырех до пяти месяцев. Это сидит с некоторой помощью. В этом возрасте у вашего ребенка должна быть сильная поддержка шеи и возможность хорошо держать голову.
Шести- или семимесячная отметка — это период, когда большинству младенцев лучше всего садиться.
Признаки того, что ваш ребенок готов садиться
Ваш ребенок даст вам несколько подсказок, чтобы вы знали, когда он будет готов начать пытаться сидеть.
Во-первых, они покажут вам, что хорошо владеют головой. Это означает, что они могут самостоятельно держать голову (и они вышли из стадии «болванчика»).
Далее ваш малыш начнет отжиматься лежа на животике, по крайней мере, так это будет выглядеть. После нескольких попыток они могут даже заставить себя сесть.
И наконец, еще один верный признак того, что ваш ребенок готов сидеть, — это когда он может переворачиваться с живота на спину, а затем со спины на живот.
Освоение всех этих этапов развивает мышцы, необходимые для поддержки вашего малыша, когда он, наконец, сядет самостоятельно.
Два этапа сидения
Сидение на штативе
Ваш ребенок проходит через различные этапы сидения, прежде чем овладеет навыком.
Первый этап — тренога. В это время ваш ребенок использует обе руки, чтобы удерживать вес своего тела. Их руки и тело имитируют подставки на штативе (и это восхитительно!).
В этом положении ваш ребенок будет покачиваться. Окружите их большим количеством подушек и одеял, потому что в таком положении они часто падают.
Этот этап может длиться несколько месяцев, но это нормально! Он готовит их к следующему.
Сиденье без поддержки
Это долгожданный момент! На этом этапе ваш ребенок больше не качается и не раскачивается, а уверенно сидит, не используя руки для поддержки.
Когда ваш ребенок может сидеть самостоятельно, это открывает новые возможности. Теперь ваш малыш может исследовать и открывать для себя мир с совершенно другой точки зрения.
Когда ребенок может сидеть: 10 способов помочь
1) Укрепите его мышцы
Помогите ребенку сесть, укрепив и нарастив его мышцы.
Для этого положите ребенка на спину и возьмите его за руки. Аккуратно подтяните их в сидячее положение. Повторите несколько раз.
Убедитесь, что это весело и увлекательно для вашего ребенка. Когда вы тянете их вверх, сделайте глупое лицо или поцелуйте их!
2) Используйте детское сиденье
Детское сиденье (например, кресло Boppy) поможет вашему ребенку сидеть. Это дает им необходимую поддержку, укрепляя мышцы.
Несколько раз в день кладите ребенка в автокресло для игр, чтобы его тело привыкло к этому положению.
3) Прогуляйтесь
Чтобы сменить обстановку, возьмите ребенка на прогулку. Посадите ребенка в коляску и убедитесь, что он правильно пристегнут.
Покажите на предметы, которые вы видите во время ходьбы, чтобы ваш ребенок поворачивался и наклонял голову. Это подготавливает их мышцы и помогает телу приспособиться к сидячему положению.
4) Посидеть с ребенком
Это простое, но приятное занятие по установлению связи с ребенком. Поднимите ребенка к себе на колени в сидячем положении. Используйте это время, чтобы спеть несколько песен или прочитать им книгу.
5) Используйте подушку
Помогите ребенку достичь этого рубежа, используя подушку в качестве опоры.
Если ваш малыш сидит в положении штатива, он может легко опрокинуться. То же самое может произойти, когда они могут сидеть без посторонней помощи в течение нескольких секунд.
Окружите своего ребенка удобными подушками или одеялами для дополнительной поддержки.
6) Играйте в мяч
Катайте мяч вместе с ребенком (для этого вам понадобится дополнительная пара рук!).
Попросите кого-нибудь сесть напротив вас, пока ваш ребенок сидит у вас на коленях. Помогите малышу перекатить мяч другому человеку.
Их мышцы станут сильнее, когда они будут наклоняться вперед, чтобы толкать мяч, что пригодится, когда они научатся сидеть!
7) Разрешить самостоятельную игру
Как бы вы ни хотели всегда играть со своим ребенком, ему нужна самостоятельная игра под присмотром. Если он находится в положении штатива, поместите игрушку перед ребенком и дайте ему попробовать дотянуться до нее.
8) Воспользуйтесь преимуществами времени, проводимого на животе
Время, проводимое на животе, — отличное занятие для укрепления шеи, спины и основных мышц вашего ребенка. К сожалению, некоторые дети не любят лежать на животике. Но с практикой они со временем привыкнут.
Положите ребенка на живот на удобный матрасик для детской кроватки Newton. Пока ваш малыш играет, положите перед ним пару игрушек, чтобы он мог потренироваться тянуться.
Ваш ребенок сядет в мгновение ока, если будет делать это пару раз в день!
9) Практика приносит успех
Постарайтесь не сдаваться и не расстраиваться, если ваш ребенок все еще не сидит в шесть или семь месяцев. Помните, что все дети разные!
Продолжайте заниматься с малышом, выполняя описанные выше действия. Вашему ребенку может понадобиться немного больше времени, чтобы действительно нарастить мышцы.
10) Подарите своему малышу время
Мы рекомендуем дать вашему малышу девять месяцев, чтобы полностью освоить этот этап. Если в это время у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка, обратитесь к педиатру.
Обеспечение безопасности при сидении
Как только ваш малыш освоит все, что нужно для сидения, возможно, пришло время отрегулировать высоту кроватки.
Если ваш малыш может сидеть, а матрас в кроватке расположен слишком высоко, это может быстро стать опасной ситуацией. Например, они могут подтянуться и перевернуться через край кроватки.
Кроме того, держите под рукой дополнительные наматрасники для кроватки, так как теперь ваш ребенок будет больше двигаться в своей кроватке!
Еще одна идея состоит в том, чтобы обезопасить пространство вокруг детской кроватки или места для игр. То, что они могут сидеть неподвижно, не означает, что они не будут двигаться.
Даже если вы уложите ребенка на одеяло, чтобы он играл в гостиной или на заднем дворе, это не значит, что он останется прикованным к четырем углам одеяла.
Сейчас самое время начать защиту от детей, если вы еще этого не сделали. Это означает закрывать розетки, следить за тем, чтобы шнуры не мешали, и держать острые предметы закрытыми или подальше от них.
Признаки задержки развития
Хотя каждый ребенок развивается и растет в своем собственном темпе, есть несколько вещей, за которыми нужно следить. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, немедленно обратитесь к врачу вашего ребенка:
- Скованность мышц
- Не имеет сильного контроля головы
- Не может подносить предметы ко рту
- Работает только одной рукой
Если у вас есть какие-либо другие проблемы, которые вызывают у вас тревогу, не стесняйтесь быстро позвонить педиатру.
Сидеть и спать спокойно
Все дети уникальны и достигают вех в разном возрасте. Лучшее время для того, чтобы дети начали сидеть самостоятельно, это около шести или семи месяцев, но это может занять до девяти месяцев.
Попробуйте воспользоваться нашими 10 способами, чтобы помочь вашему ребенку сесть самостоятельно. Как только ваш ребенок сядет без посторонней помощи, обеспечьте безопасность пространства вокруг него. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.
Когда ваш ребенок осваивает определенные этапы, его тело к концу дня истощается. Вашему малышу нужно безопасное и удобное место, чтобы положить голову на ночь.
Отпразднуйте достижение ребенком этой вехи, подарив ему хороший ночной сон с нашим дышащим матрасом для кроватки!
Когда дети садятся сами и что мы можем сделать, чтобы помочь им?
© 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Большинство детей учатся сидеть самостоятельно в возрасте от 4 до 8 месяцев. Но этот процесс постепенный, и некоторые дети достигают более быстрого прогресса, чем другие. Мы можем ускорить моторное развитие, помогая детям наращивать ключевые мышцы.
Когда дети садятся самостоятельно? Единого, универсального ответа нет.
Во всем мире примерно половина всех младенцев научились самостоятельно сидеть в возрасте 6 месяцев. Но некоторые малыши достигают этого рубежа намного раньше — уже в 4 месяца. А другим малышам требуется гораздо больше времени — 8 месяцев и более.
Почему время так сильно различается?
В какой-то степени время зависит от генетики.
Например, некоторые дети могут рождаться с генетической предрасположенностью к большей физической активности. Как следствие, они получают больше упражнений, и это помогает им быстрее осваивать новые моторные навыки.
Но также очевидно, что окружающая среда имеет значение. Достаточно много!
Например, при исследовании младенцев, живущих в Соединенном Королевстве, исследователи обнаружили, что примерно половина различий во времени сидения была вызвана различиями в окружающей среде. Некоторые дети росли в среде, которая способствовала раннему развитию (Smith et al, 2017).
Так что считается нормальным? Когда родитель должен быть обеспокоен возможностью задержки развития?
Эксперты предлагают следующее практическое правило: если ваш ребенок не начал сидеть в возрасте 9 месяцев, поговорите со своим врачом. Ваш врач может проверить вашего ребенка на наличие проблем. Если что-то пошло не так, раннее вмешательство поможет вашему ребенку вернуться на правильный путь.
Но в 9 месяцах нет ничего волшебного. Если вы видите что-то, что вас беспокоит — если что-то кажется неправильным — не стоит ждать до 9 месяцев. Особенно, если ваш ребенок приближается к 9-месячной отметке и, похоже, ему трудно сидеть с поддержкой. Доверьтесь своим инстинктам и проконсультируйтесь с врачом.
А если вашему малышу больше 9 месяцев? Это не означает, что у вашего ребенка проблемы с развитием. Для многих младенцев более длительный прием — это просто отражение их личных причуд и переживаний. Как мы увидим ниже, дети учатся сидеть раньше, когда у них появляется больше возможностей для практики. И мы можем многое сделать, чтобы помочь им.
Так почему акцент на 9 месяцев? И откуда берутся эти другие цифры? Откуда мы знаем, что типично, а что нормально?
В конечном счете, цифры взяты из научных исследований. Исследователи набирают семьи с маленькими детьми и отслеживают их развитие с течением времени. Родители сообщают, когда их дети достигают определенных моторных вех.
Например, в ходе одного исследования Всемирная организация здравоохранения отследила более 1100 младенцев в шести разных странах.
Каждый месяц исследователи спрашивали родителей об моторном развитии их младенцев. И после того, как все данные были собраны, исследователи обнаружили, что примерно 95% младенцев научились сидеть (без посторонней помощи) в возрасте от 4,3 до 8 месяцев. Около половины всех детей, участвовавших в исследовании, научились самостоятельно сидеть в возрасте 5,9 месяцев (Matorell et al 2006).
Таким образом, эксперты используют такие числа, чтобы делать обобщения о том, чего ожидать. Они не являются числами , которые говорят нам, что «должно» произойти . Это числа, которые говорят нам, что на самом деле произошло … среди младенцев, участвующих в конкретном исследовании.
И вот что интересно: мы можем получить очень разные числа в зависимости от того, куда мы смотрим.
«Нормальный» или «типичный» возраст для сидячей работы не одинаков в каждом округе. Различается. Иногда довольно драматично. И эта вариация сопоставляется с тем, что мы знаем о местных методах воспитания.
Чтобы понять, что я имею в виду, рассмотрим западноафриканскую страну Гану.
Изображение ганской матери и младенца, сделанное Антоном Ивановым
В Гане родители не ждут пассивно, пока их дети экспериментируют с новыми двигательными навыками!
Как и родители во многих других африканских и карибских странах, они активно обучают своих малышей. Например, лица, осуществляющие уход, используют свои руки и поддерживающие предметы, чтобы помочь маленьким детям научиться сидеть в вертикальном положении (Адольф и др. , 2010; Карасик и др., 2015). И результат?
В Гане средний (средний) возраст, в котором дети учатся сидеть самостоятельно, составляет примерно 5,1 месяца. Около 95% младенцев в Гане достигают вехи в возрасте от 3,5 до 6,7 месяцев.
Возьмем для сравнения одну страну в Северной Европе — Норвегию. Родители в Норвегии обычно занимают выжидательную позицию в отношении физического развития. Они не учат своих детей сидеть прямо, и результаты совсем другие:
Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, средний норвежский ребенок не может самостоятельно сидеть примерно до 7 месяцев. И примерно одна треть младенцев не достигла этого рубежа, пока им не исполнилось 8 месяцев (Matorell et al 2006).
Итак, если бы мы использовали данные из Ганы для оценки норвежских младенцев, мы могли бы подумать, что в Норвегии проблемы с развитием. Треть норвежских детей настолько медлительны, что выпадают за пределы того, что мы могли бы назвать «нормальным диапазоном вариаций» в Гане.
Но эти дети страдают от какого-либо заболевания? Они вызваны болезнью, физическим недостатком или когнитивным расстройством?
В большинстве случаев нет. Им просто требуется больше времени — скорее всего, потому, что у них не было таких же возможностей для практики и развития своих моторных навыков.
Как же тогда можно ускорить развитие моторики у младенцев? Как помочь малышу научиться сидеть?
Суть в том, чтобы предоставить вашему ребенку правильный вид физической активности — деятельность, которая признает текущие ограничения вашего ребенка, но также побуждает вашего ребенка раздвигать эти ограничения.
С чего начать? Полезно понять основную проблему, с которой сталкиваются младенцы.
Чтобы сидеть прямо, младенцам необходимо так называемое «управление туловищем». Им необходимо укреплять основные мышцы шеи, туловища и позвоночника. И они развивают эту силу по одному сегменту за раз в определенной последовательности «сверху вниз» (Pin et al 2019). ):
- Во-первых, они укрепляют мышцы шеи.
- Затем они начинают укреплять мышцы верхней (грудной) части туловища.
- Затем, когда у них разовьется сильный грудной отдел, они начинают наращивать мышцы нижней части туловища (поясничного отдела).
Многие родители, кажется, интуитивно понимают эту последовательность. Вы можете увидеть это, когда они держат своих детей вертикально.
Когда ребенок очень мал и слаб, родители обычно держат его за плечи. Но по мере того, как малыш становится сильнее, родители держатся за верхнюю или среднюю часть спины. И когда ребенок почти готов сидеть без поддержки, родители кладут руки на поясницу или бедра.
Итак, если вы обратите внимание на покачивания вашего ребенка, вы быстро почувствуете, где находится ваш ребенок в последовательности. Вы будете чувствовать, какие мышцы уже сильны, а какие нуждаются в кондиционировании.
Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать на каждом этапе процесса.
Шесть советов по обучению детей сидеть прямо
1. Помогите ребенку развить сильные мышцы шеи во время «животика».
Эксперты по безопасности призывают нас укладывать младенцев спать на спину. Эта тактика снижает риск СВДС. Но когда дети бодрствуют и проявляют бдительность, им полезны занятия на животе под наблюдением, особенно если их опекуны делают это веселым социальным опытом.
Такое «время на животе» может ускорить развитие определенных двигательных навыков, таких как ползание. А поскольку время, проведенное на животе, дает детям возможность развить больший контроль над мышцами и силу шеи, это может помочь детям подготовиться к самостоятельному сидению (Kuo et al 2008; Hewitt et al 2020).
Ваш ребенок не любит, когда его кладут на пол? В качестве альтернативы попробуйте лечь и положить ребенка себе на грудь.
2. Помогите ребенку укрепить основные мышцы туловища, проводя больше времени на животе и предоставляя ему возможность кататься.
Переворачивание — это еще один двигательный этап, который может сильно различаться по времени: некоторые дети могут делать это до 3 месяцев. Другим может потребоваться 6 месяцев.
Но всякий раз, когда это происходит, это большой шаг к тому, чтобы быть готовым сесть. Это связано с тем, что перекатывание развивает сильные основные мышцы, которые нужны младенцам, чтобы стабилизировать себя в вертикальном положении.
3. Дайте ребенку почувствовать, каково это сидеть. Станьте живым стулом.
Это распространенный метод в культурах, где родители проявляют активный подход к моторному развитию (Adolph et al 2010). Новорожденных не просто укачивают и носят. Их также размещают вертикально, в сидячем положении, на коленях у тех, кто за ними ухаживает. Взрослый удерживает ребенка на месте и становится своего рода живым стулом, на который ребенок может опереться.
4. Достаточно ли силен ваш ребенок, чтобы держать голову? И в состоянии держать верхнюю часть спины вертикально и устойчиво? Тогда ваш ребенок может быть готов к коротким занятиям по 9 часов под наблюдением.
0207 поддерживает сидящего на полу.Хотите последовать еще одному примеру «активных» культур? Попробуйте усадить ребенка на землю с помощью мебели, подушек или других предметов, чтобы ребенок не опрокинулся (Karasik et al 2015).
Если вы попробуете это, у вашего ребенка уже должны быть сильные мышцы шеи, и вы должны были заметить, что ваш ребенок начинает развивать контроль в верхней части грудной клетки (см. выше).
Не оставляйте ребенка одного. Это то, чем вы и ваш ребенок будете заниматься вместе. И когда вы впервые начнете эти сеансы, они будут очень короткими.
Ваш ребенок учится справляться с гравитацией, учится противодействовать каждому малейшему рывку и наклону. Чтобы оставаться в вертикальном положении, требуется мгновенная регулировка жесткости множества различных мышц. Это настоящий трюк!
Поэтому, когда ваш ребенок отходит от своих опор, неудивительно, что он может оставаться в вертикальном положении всего несколько секунд за раз. Но эти моменты — какими бы мимолетными они ни были — достаточно длинны, чтобы изменить ситуацию. С практикой и упражнениями ваш ребенок разовьет больше силы в мышцах грудного и поясничного отделов и сможет дольше сидеть с поддержкой.
5. Следите за «сидением на штативе» — ранней стадией сидения, когда младенцы опираются на руки.
Теперь «время на животе» лучше называть «время на полу», потому что ваш ребенок может сидеть самостоятельно — по крайней мере, в течение коротких периодов времени. Сначала поза вашего ребенка, вероятно, будет выглядеть скорее согнутой или сгорбленной вперед, и вашему ребенку могут потребоваться обе руки на земле, чтобы оставаться в вертикальном положении.
Но ваш малыш начнет экспериментировать с поднятием одной руки и постепенно научится регулировать равновесие. Вы можете поощрять этот процесс, играя с ребенком лицом к лицу и предлагая ребенку подержать в руках интересные предметы. И это подводит нас к моему последнему предложению…
6.
Поймите, как меняется мир вашего ребенка. Будьте готовы предоставить вашему малышу новые возможности обучения!Сидение без опоры — это больше, чем двигательная веха. Это также является триггером для новых впечатлений от окружающей среды — переживаний, которые могут дать вашему ребенку когнитивный импульс.
Когда дети могут сидеть, не используя руки для сохранения равновесия, им легче дотягиваться до предметов. Им также легче манипулировать объектами и визуально исследовать их, что помогает им узнавать об объектах (Woods and Wilcox, 2013).
Также вероятно, что сидение помогает детям изучать язык. Им легче установить зрительный контакт, и это может стимулировать более личную беседу с их опекунами. Они знакомятся с большим количеством слов и быстрее начинают изучать новый словарный запас (Libertus and Violi, 2016).
Так что будьте готовы подарить ребенку стимулирующее социальное и когнитивное вознаграждение в виде сидения. Не оставляйте ребенка одного в кресле без дела. Поощряйте вашего ребенка исследовать, наблюдать, общаться и учиться.
Дополнительная информация о развитии вашего ребенка
У вас есть другие вопросы о развитии вашего ребенка? Ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science:
- Моторные вехи: как развиваются дети в течение первых двух лет?
- Когда дети начинают ползать и как развивается ползание (иллюстрированное руководство)
- Когда дети начинают ходить и как это развивается?
- Когда младенцы произносят свои первые слова?
- Разговор с младенцами: как зрительный контакт помогает младенцам настроиться
Ссылки
Адольф К.Е., Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда С.С. 2010. Двигательные навыки. В: Борнштейн М.Х., редактор. Справочник по науке о кросс-культурном развитии. Том. 1. Сферы развития разных культур, стр. 61–88. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Гонсалес С.Л., Альварес В., Нельсон Э.Л. 2019. Влияют ли крупная и мелкая моторика на языковые результаты по-разному? Систематический обзор. Фронт Псих. 10:2670.
Хьюитт Л., Керр Э., Стэнли Р.М., Окли А.Д. 2020. Время пребывания на животе и результаты для здоровья младенцев: систематический обзор. Педиатрия. 145(6):e20192168.
Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда С.С., Адольф К.Е. и Борнштейн М.Х. 2015. Места и позы: межкультурное сравнение сидения пятимесячных детей. J Cross Cult Psychol. 46(8):1023-1038.
Куо Ю.Л., Ляо Х.Ф., Чен П.С., Се В.С., Хван А.В. 2008. Влияние положения лежа в состоянии бодрствования на моторное развитие в раннем возрасте. Джей Дев Бехав Педиатр. 29(5):367-76.
Либертус К. и Виоли Д.А. 2016. Сядьте, чтобы поговорить: связь между моторными навыками и развитием речи в младенчестве. Фронт Псих. 7:475.
Марторелл Р., Онис М., Мартинес Дж., Блэк М., Оньянго А., Дьюи К.Г. 2006 г. Исследование ВОЗ по моторному развитию: Окна достижения шести этапов развития крупной моторики. Acta Pediatrica. 95 (S450): 86–95.
Удженоэг-Пас О., Лесеман П.П., Волман М.С. 2015. Исследование в качестве посредника связи между достижением моторных вех и развитием пространственного познания и пространственного языка. Дев Психология. 51(9):1241-53.
Удженоэг-Пас О., Волман М.С., Лесеман П.П. 2012. Умение сидеть и ходить предсказывает развитие продуктивного словарного запаса в возрасте от 16 до 28 месяцев. Младенец Поведение Дев. 35(4):733-6.
Pin TW, Butler PB, Cheung HM, Shum SL. 2019. Взаимосвязь между сегментарным контролем туловища и развитием крупной моторики у типично развивающихся младенцев в возрасте от 4 до 12 месяцев: пилотное исследование. БМС Педиатр. 19(1):425.
Smith L, van Jaarsveld CHM, Llewellyn CH, Filedes A, López Sánchez GF, Wardle J, Fisher A. 2017. Генетическое и экологическое влияние на этапы развития и движение: результаты когортного исследования Близнецов. Res Q Exerc Sport. 88(4):401-407
Валла Л., Слиннинг К., Каллесон Р., Вентцель-Ларсен Т., Рисер К. 2020. Двигательные навыки и последующее развитие коммуникации в раннем детстве: результаты популяционного исследования. Здоровье по уходу за детьми Dev. 46(4):407-413.
Valla L, Wentzel-Larsen T, Hofoss D, Slinning K.