Разное

Виды темперамента у детей дошкольного возраста: Высшее образование БГПУ

Содержание

Типы темперамента детей и методы воспитания

Консультации Работа с родителями

Зубова Наталья Александровна

Я, Зубова Наталья Александровна, воспитатель детского сада № 165 ОАО «РЖД», работаю в системе дошкольного образовании 16 лет. Согласно федеральным государственным требованиям, программе «Детство» и концепции ОАО «РЖД» в сфере дошкольного образования важным является сохранение психического здоровья, развитие индивидуальных задатков, развитие основных базовых способностей, создание условий для целостного восприятия окружающего мира, реализации прав ребенка. Мы работаем по программе «Детство», где особое значение уделяется здоровье сбережению и для меня эта задача является, несомненно, первостепенной. Я обратила внимание, что если следовать базовой программе без учета индивидуального подхода к детям, ее усвоение происходит не достаточно эффективно.

         На мой взгляд, необходимо не только целенаправленное воздействие в рамках развивающей программы, но и учет индивидуальных особенностей таких как тип темперамента ребенка.

По мнению Л. А. Венгера знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания. Не могу не согласиться с Е.Р. Слабодской, которая утверждала: «Важно и необходимо знать и понимать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) детей для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к детям»Мое образование позволяет мне обратиться к дошкольной педагогике и психологии, и учесть данный аспект при систематизации собственной деятельности.

Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент — это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Говоря о темпера­менте, как правило, подразумевают взрос­лого человека, сформи­ровавшуюся личность. Однако проявления, ха­рактерные для того или иного типа темперамен­та, наблюдаются и у дошкольников. С рож­дения дети отличаются друг от друга своим по­ведением. И все, пото­му что у каждого малы­ша свой темперамент — врожденные свойства нерв­ной системы, которые достаточно четко проявляют­ся в возрасте 5-6 лет.

Для удобства в работе разработала таблицы «Типы темперамента детей и методы воспитания»), а так же «Выбор игр по типу темперамента»

       С их помощью возможно создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Типы темперамента детей и методы воспитания

   Тип темперамента

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Методы воспитания

Дети–сангвиники.

-на положительные стимулы реагируют смехом,

-Их движения очень выразительны, очень живая мимика

-очень легко переходят от сна   к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке

— предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью

— Навыки формируются быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать.

-на отрицательные – не менее громким смехом,

-чувства и интересы этих детей неустойчивы плачем.

— Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, темп быстрый

— любят шумные игры

-необходимо создавать условия, систематического, целенаправленного воспитания

— При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни.

— При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Дети – холерики

— очень активны, энергичны, инициативны.

— очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности

— быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу

-часто меняется настроение

— Эмоции имеют крайнее проявление.

— они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы.

— Навыки у них формируются долго и с трудом перестраиваются.

— Движения детей прерывисты. Дети – холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать.

— часто нарушают хорошо известные им правила

Таких детей необходимо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к более спокойной и равномерной работе

Дети – флегматики

-высокая работоспособность

— умеют делать всё тщательно, кропотливо длительно концентрироваться на выполнении задания

— Навыки и привычки хотя и формируются медленно,

Но зато они очень устойчивы

— легко дисциплинируются в привычной обстановке

-низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно(негромко смеются и тихонько плачут)

— Любую деятельность выполняют медленно, необходимо время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют.

— Навыки и привычки формируются крайне медленно

— Они предпочитают играть одни в спокойные игры, и избегают занятий связанных с двигательными нагрузками.

— Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми.

— давать время на раздумье. Торопить флегматика совершенно бесполезно, он попросту не способен делать что-то быстро. Для таких детей, подготавливаясь к занятиям, необходимо подбирать дополнительные задания, например, найти ответ на поставленный вопрос или на загадку на картинках.

Старайться сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это.

-при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость.

-В неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень.

Дети – меланхолики

-способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства

— отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью

-очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам.

-повышенная чувствительность, увидев нахмуренное лицо взрослого, ребёнок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности.

— Движения и мимика у таких детей обычно вялые

— Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается.

— К общению со сверстниками он не стремиться, предпочитает одиночные игры.

— Речь тихая и невыразительная

-при выполнении заданий необходимо убедить ребёнка в том, что у него всё получиться, так как    

если ребёнок в чём–то потерпит

поражение, больше он ни за что не захочет заняться этим делом;

-необходимо учитывать и их быструю утомляемость, предоставлять определённое время для выполнения задания.

-при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии.

Выбор игр по типу темперамента

Типы темперамента

Задача воспитателей

Выбор игр

Возможные проблемы:

Дети–сангвиники.

Придумывать игры, которые развивают усидчивость, терпение, упорство.

Отрицательные оценки того, что он делает, приведут к тому, что чадо замкнется и «выйдет» из игры. Не настаивайте, чтобы меланхолик соблюдал правила. Пусть играет так, как ему нравится. Все нововведения вносите постепенно, демонстрируя ребенку новые возможности знакомой ему игрушки.

Главная цель педагога– заинтересовать ребенка так, чтобы он не переключался быстро на другие игры

Идеальной игрой для сангвиника будет конструктор, который поможет ребенку открывать в старой игрушке что-то новое. Игрушки-трансформеры также помогут удержать внимание ребенка.

Игрушки, которые учат трудиться и достигать результата. Для самых маленьких — пирамидки, для детей среднего возраста — конструкторы, комплекты для сюжетно-ролевых игр: наборы для доктора или парикмахера, рабочие инструменты и т. п.

Увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает от однообразия и часто меняет надоевшие занятия. Он не способен длительное время удерживать свое внимание на одной игре. Если у сангвиника что-то не получается, он не будет расстраиваться и добиваться поставленной цели. Он поступит проще — сменит цель. Сангвиник не способен бороться, ему не хватает упорства. Он берет только то, что дается ему без труда.

Дети – холерики

Не пропускать момент, когда пора переключать холерика с подвижных игр на спокойные. Иначе он перевозбуждается, и утихомирить такого ребенка очень и очень сложно.

Выбираем игры с внезапной остановкой “стоп”;

занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда педагог советуете построить что-то конкретное и занимается своим делом, все- таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;

Занятия с картинками, лото;

Рисование, лепка, аппликация;

Интеллектуальные и настольные игры

настольный футбол или хоккей должны прийтись ему по нраву

Ребенок-холерик часто нарушает правила игры. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает. Он не любит и не умеет играть в одиночестве. Ему важно, чтобы кто-то видел, как у него хорошо получается. Холерик вспыльчив, он часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и родителями.

Дети – флегматики

Привлекать ребенка к играм, развивающим смекалку, сноровку и ловкость.

Научите его выбирать и предлагать игры самому, высказывать свое мнение.

Надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: “Кто скорее?”, заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: “быстрее оденешься – не опоздаем на прогулку и т. д.”

Поэтому поначалу лучше заинтересовать ребёнка такими подвижными играми, как прятки, жмурки. Или предложить командные игры («вышибалы»). Полезны будут паззлы, познавательные настольные игры, которые пробуждают любопытство к окружающему миру

Флегматик играет в любые игры, которые ему предлагают сверстники или родители, практически он никогда не проявляет живого интереса к игре и не увлекается процессом. Его вообще сложно чем-то увлечь. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению и живет так, как ему навязывают окружающие. В душе флегматик может протестовать против такого положения вещей, но у него не хватает смелости высказать свое мнение и пойти наперекор.

Дети – меланхолики

Все события в жизни ребёнка должны быть проговорены — обсуждайте все: праздники в детском саду, игры, впечатления от прогулки.

Рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре

(кружки творчества, в которых меланхолик тоже оказывается вовлеченным в работу коллектива: театральная деятельность, танцы)

Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях. подвижные спортивные игры с элементами соревнований. Игрушки с «секретом», трансформеры, конструкторы. Разрешайте разбирать игрушки — меланхолики очень любознательны. Хороши для них музыкальные игрушки: свистки, дудочки, барабаны. В небольших количествах оружие — агрессивные игрушки развивают в хрупких меланхоликах уверенность в себе.

Ребенок-меланхолик не любит нововведений. Новую игру он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к изменениям и принять их. Такой малыш не умеет проигрывать. Потерпев поражение, он обязательно закатит концерт. Кроме того, после проигрыша он потеряет к игре всякий интерес и больше не захочет в нее играть.

В гостях у солнышка

ПОСЛОВИЦЫ


Об авторе

Зубова Наталья Александровна

Новые записи автора

Все записи автора

Типы темперамента детей и методы воспитания

Консультация для родителей ДОУ «Темпераменты детей дошкольного возраста»

 

Типы темперамента

Холерик

Желчь существует — она

Необузданным свойственна людям.

Всех и во всём превзойти

Человек подобный стремится;

Много он ест, превосходно растёт,

Ко всему восприимчив,

Великодушен и щедр,

Неизменно стремится к вершинам;

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен,

Смел и несдержан, Строен и хитрости полон,

Сухой он и с ликом шафранным.

 

Салернский кодекс здоровья, xiv в.

 

Слово «Холерик» происходит от латинского chole— желчь.                   

Ключевые слова, которыми можно охарактеризовать типичного холерика, необузданность, быстрота и несдержанность.

Холерик стремится быть везде и при этом лучшим, поэтому очень часто он невольно подавляет собой окружающих. При этом холерик вовсе не злой. В большинстве случаев вспышки ярости сменяются столь же искренним и бурным раскаянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общении с холериком не нужно забывать о том, что он быстро истощается, и такого рода психологическая усталость чаще всего проявляется именно в том, что холерика несколько «заносит».

Общаться с холериком бывает нелегко, но возможно, просто постарайтесь исключить из его жизни монотонность и не воспринимать его «нападки» слишком серьёзно.

Для детей холериков характерны всё те же черты, что и для взрослых, но справляться с ними они ещё не умеют.

Жизнь ребенка- холерика- это вечный поиск новых впечатлений и всеобщего признания.

Это активный, где- то даже шаловливый малыш, который  «ужасно огорчится, если что- нибудь на свете вдруг случится без него». Тысяча дел, которые ему необходимо сделать сию же минуту, частенько мешают ему сосредоточиться.

Как правило у маленьких холериков отмечается недостаточность внимания и явное стремление не доводить  начатое дело до конца, в особенности, если оно требует определенного сосредоточения. При этом в глубине души холерик искренне полагает, что любой имеющийся результат его деятельности достоин похвалы.

Будьте уверены такой малыш никогда и ничего не будет переживать в одиночестве. Если «пир», то «на весь мир», если слёзы, то «тёте Соне», лучше десятку тёть.

Положительные черты: активность, подвижность, уверенность в себе, умение быстро сориентироваться  в сложной ситуации и незнакомой обстановке, решительность, несомненные лидерские качества, умение быть убедительным.

Черты, на которые необходимо обратить внимание: неустойчивое поведение, несдержанность, временами конфликтность и агрессивность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы темперамента

Сангвиник

Каждый сангвиник всегда весельчак

 И шутник по натуре…

Склонностью он обладает к наукам любым

И способен,

Чтоб не случилось, он не легко

Распаляется гневом.

Влюбчив, щедрый, весёлый, смеющийся,

Румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый

 И добрый.

 

Салернский кодекс здоровья, xiv в.

 

Слово сангвиник происходит от латинского sanguist – кровь.

Сангвиник солнечный и жизнерадостный человек, несомненно, украшающий жизнь тех, кто находится рядом  с ним.  Он практически столь же активен и подвижен , как холерик, но вместе с тем более уравновешен. Поскольку жизнь его обычно насыщенна людьми и событиями, ему бывает нелегко испытывать действительно сильные привязанности  и чувства по отношению к другим людям.

Ребёнок сангвиник подвижный и энергичный, лёгкий в общении, улыбчивый и разговорчивый.

Эти дети за пять минут легко и  непринужденно способны обаять всех окружающих детей и взрослых. Новая обстановка, коллектив не представляют для них никаких особенных затруднений. Без новых впечатлений сангвиник  «гаснет» и скучает.

Вместе с тем ,  дети- сангвиники обычно довольно покладисты и послушны, они редко идут на конфликты и легко принимают компромиссные решения. Стремление ребёнка- сангвиника – безусловное познание мира во всех его проявлениях.

Положительные черты: подвижность, общительность, умение легко адаптироваться в любой обстановке, оптимизм и позитивность, неконфликтность, жизнерадостность, отходчивость.

Черты, на которые следует обратить внимание: неумение сдерживать свои обещания или даже просто помнить о них, возможны проблемы с концентрацией внимания, неспособностью сосредоточиться, поверхность восприятия, суждений и эмоций часто отсутствие определённой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы темперамента

 Флегматик

 Флегма лишь скудные силы даёт,

 ширину, малорослость,

Лень порождает она и ленивое крови движенье,

Сну — не занятьям_ свои посвящает

Флегматик досуги…

 

 

Салернский кодекс здоровья, xiv в.

 

 

 

 

Слово «флегматик» происходит от латинского phlegm- флегма.

Флегматик очень неторопливый человек, причём неторопливость эта отмечается абсолютно во всём: в движениях, в речи, восприятии, эмоциях. Это не значит, что флегматик тугодум- он более чем сохранен интеллектуально, вполне способен принимать неожиданные решения и верно оценивать окружающую обстановку, но всё это происходит медленнее, чем у всех остальных.

Это скала, которая будет стоять даже тогда, когда мир вокруг неё будет трещать по швам. Принимать решения он буде довольно долго, но, не сомневайтесь, приняв его, он уже не отступит ни на шаг и пойдёт вперёд, будучи  абсолютно уверенным в правильности своего выбора.

В новой обстановке флегматик скорее всего возьмет себе паузу «на присмотреться» и сделать выводы. Иногда он может казаться не слишком хорошо воспитанным, но такое впечатление складывается только потому, что незнакомые люди и перемена мест вызывают у флегматика определённый дискомфорт.

Ребенок – флегматик всегда всё делает верно, но очень медленно. Этот малыш способен довести до коллапса любого родителя, в попытках сподвигнуть его на какое- нибудь действие. Элементарная задача проснуться утром, позавтракать и выйти из дома требует подлинного самоотречения. Иногда возникает чувство, что малыш буквально «зависает», но это не так, ему просто нужно чуть больше времени на то, чтобы раскачаться и начать действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маленький флегматик довольно консервативен, и ему подчас свойственны  крайние проявления упрямства. В общении он спокойный и ровный, при этом очень постоянный. Ему не легко даются перемены, поэтому адаптация в детском учреждении, на новом месте жительства и т.д. может затянуться. Обычно он не особенно общителен, у него не так много друзей, но уж если ребёнок- флегматик нашел друга, он будет предан ему, чтобы не стряслось.

Флегматику нужно чуть больше времени для усвоения любой информации, но усвоенное он раз запоминает на всю жизнь.

Положительные черты: спокойствие, обязательность, неконфликтность, уверенность, настойчивость, усидчивость,  высокая работоспособность, надёжность, преданность в отношениях.

Черты, на которые необходимо обратить внимание: медлительность, малоподвижность, упрямство и излишняя консервативность, безынициативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Типы темперамента

 Меланхолик

 Только про чёрную желчь мы еще не сказали.

Странных людей порождает она,

Молчаливых и мрачных.

Бодрствуют они, вечно в трудах,

и не предан их разум дремоте.

Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду…

 

 

Салернский кодекс здоровья, xiv в.

 

 

Слово «меланхолик» происходит от  латинского melaschole- чёрная желчь.

Меланхолик — Пьеро на все времена. Любое, даже незначительное событие, оставляет к его душе глубокий след, а если вдруг ничего  на самом деле не происходит, меланхолик легко «додумывает» так и неслучившееся. Жизненную позицию меланхолика никак нельзя назвать активной. Он с удовольствием «спрячется» за кого – то, кто сможет провести его по жизни с наименьшими потерями, и будет слушаться своего проводника беспрекословно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнок – меланхолик обычно тихий, послушный, несколько замкнутый в себе человечек. Он довольно застенчив и нерешителен, любая мелочь легко выводит его из состояния равновесия. Иногда достаточно просто посмотреть строго в его сторону, чтобы вызвать  у него слёзы. Стабильность и спокойствие очень важны для такого малыша ведь его пугает и тревожит практически всё. Он довольно плохо привыкает к новым людям, новой обстановке, теряется, не знает как себя вести. При этом способен зацикливаться на своих неудачах и к уже имеющимся неурядицам додумывать то, чего на самом деле не было. Фразу «у меня ничего никогда не получается» частенько можно услышать от маленького меланхолика.

Ребёнок – меланхолик может производить впечатление несколько медлительного и заторможенного. Это происходит потому, что практически любое напряжение, даже игра, даётся ему с большим трудом. Он быстро устаёт и истощается, внимание его часто рассеяно, он легко отвлекается и часто неспособен, потом собраться обратно.

Положительные черты: высокая эмоциональная чувствительность, способность, безусловно сочувствовать, сопереживать, сострадать, мягкость, послушание, доброжелательность.

Черты, на которые необходимо обратить внимание: излишняя ранимость, застенчивость, неуверенность в себе,  высокая мнительность, замкнутость, низкая активность и работоспособность, неумение быстро сориентироваться в незнакомой обстановке, высокий уровень тревожности.

 

 

 

Уважаемые родители, проведенное тестирование по виду темперамента вашего ребёнка, показало в процентном соотношении полигамное преобладание в характере малыша видов темперамента. Среди двух, трёх видов один наиболее преобладающий (от 50 %), он и является основным генетически заложенным. А остальные виды темперамента (до 26%) являются маневрирующими, т.е. при создании определённых условий для воспитания своего ребёнка, вы можете развивать, либо подавлять симпатизирующий вам вид темперамента.

 

Благодарю за сотрудничество  в обучении и желаю успешного воспитания!

Что такое темперамент? – BabySparks

Вопросы для родителей?

Класс под руководством эксперта находится всего в одном клике

Просмотр классов

Начиная с 9,99 $/мес (оплачивается ежегодно)
Неограниченное количество занятий и занятий в прямом эфире и по запросу
Новые занятия добавляются каждый месяц.

Точно так же, как мы рождаемся с определенным цветом глаз, цветом волос и телосложением, мы также рождаемся с уникальным подходом к миру, реагированием и взаимодействием с ним: нашим темпераментом.

Родители, опекуны, культура и опыт — все это помогает формировать поведение ребенка ( особенно в первые годы его жизни ), но на фундаментальном уровне его темперамент не меняется. Например, высокореактивный ребенок может научиться регулировать свои эмоции, но он, вероятно, всегда будет глубоко чувствовать. Робкий ребенок может научиться справляться с тревогой, но, скорее всего, он будет продолжать чувствовать некоторую нерешительность перед лицом чего-то нового или незнакомого.

Особенности: 
  • Наш темперамент — это наш уникальный способ приближаться к миру, реагировать на него и взаимодействовать с ним.
  • Эти девять характеристик составляют темперамент: уровень активности, биологические ритмы (регулярность еды, сна, выделения), отвлекаемость, приближение/уход в новые ситуации, приспособляемость, настойчивость, интенсивность реакции, чувствительность и настроение.
  • Темперамент можно разделить на три категории. Вот снимок каждого из них: 
  • Простой/гибкий (40% детей):
    • Предсказуем при приеме пищи, сне и мочеиспускании
    • Легкость в новых ситуациях/людях
    • Позитивное настроение
    • От легкой до умеренной при выражении эмоций
  • Трудный или сложный (10% детей)
    • Непредсказуемость в еде, сне и мочеиспускании
    • Медленно адаптируется к новым ситуациям/людям
    • Негативное настроение
    • Интенсивный при выражении эмоций
  • Медленная разминка/осторожность (15% детей)
    • С осторожностью относитесь к новым ситуациям/людям
    • Наблюдать удобнее, чем заниматься
    • Серьезное настроение
    • Мягкий при выражении эмоций
  • Родителям важно помнить, что они не могут изменить темперамент своего ребенка, но они могут помочь ему развить навыки преодоления проблем, связанных с темпераментом.

Классическое исследование темперамента показало, что большинство детей попадают в одну из трех категорий: легкость/гибкость, трудность/вызов и медлительность/осторожность. Примерно 35% детей представляют собой смесь разных темпераментов.

Ниже мы дадим краткий обзор трех типов темперамента, но сначала давайте взглянем на девять характеристик, составляющих темперамент. Каждая из них представляет собой континуум, и большинство детей склоняются к тому или иному концу.

Девять характеристик темперамента

  • Уровень активности – насколько активен ребенок.
  • Биологические ритмы – насколько регулярно ребенок ест, спит и испражняется.
  • Отвлекаемость – насколько легко ребенок отвлекается от деятельности или задачи.
  • Подход и уход – как ребенок склонен подходить к новым ситуациям, людям, местам, еде или изменениям в распорядке дня.
  • Адаптивность – насколько легко ребенок переходит от одного вида деятельности или новой ситуации к другому.
  • Настойчивость – как ребенок реагирует на сложные задания.
  • Интенсивность реакции – как ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.
  • Чувствительность – насколько ребенок чувствителен к сенсорным воздействиям, таким как шум, свет, текстура пищи или прикосновения.
  • Настроение – склонен ли ребенок быть в основном оптимистичным или в основном серьезным.

Три типа темперамента

Эти три категории дают представление о типичном поведении, но темперамент каждого ребенка уникален. Даже маленькие в одной категории могут быть очень разными. Их поведение может варьироваться по интенсивности, и они могут вести себя по-разному на разных стадиях развития.

Легкий или гибкий (около 40% детей)

Легкий или гибкий ребенок обычно:

  • Предсказуем в еде, сне и мочеиспускании
  • Легкость в новых ситуациях, людях, переходах и переменах
  • В хорошем настроении
  • От легкой до умеренной при выражении эмоций

Родители и опекуны легких/покладистых детей обычно описывают их как дружелюбных, счастливых и, ну, в общем, легко! Они чувствуют, что делают хорошую работу.

Трудный или трудный (около 10% детей)

Трудный или трудный ребенок обычно:

  • Непредсказуем в еде, сне и мочеиспускании
  • Медленно адаптируется к новым ситуациям, людям, переходам и изменениям
  • В плохом настроении
  • Интенсивный при выражении эмоций

Родители и опекуны обычно описывают их как трудных в воспитании/заботе, упрямых и настойчивых. Они чувствуют, что делают плохую работу.

Медленно соображает или осторожен (около 15% детей)

Медленно соображается или осторожничает, как правило:

  • Насторожен и медленно адаптируется к новым ситуациям, людям , переходы и изменение
  • Поначалу ему легче наблюдать, чем заниматься (когда он чувствует себя комфортно, он может быть таким же интересным, как и любой другой ребенок)
  • В серьезном настроении
  • Мягкий при выражении эмоций

Родители и опекуны обычно описывают их как застенчивых, боязливых и чувствительных. Они задаются вопросом, что они могут сделать, чтобы немного «закалить» их.

Некоторые темпераменты труднее воспитывать/заботиться о других, но важно помнить, что вы не можете коренным образом изменить темперамент своего ребенка. что ты может сделать , это развить его сильные стороны и научить его навыкам преодоления проблем, связанных с темпераментом. Подробнее о том, как это сделать, можно прочитать здесь.

BabySparks

Темпераменты: определение, примеры и типы

Темпераменты: определение, примеры и типы

Эсер Йылмаз, MS, Ph.D.
Отзыв предоставлен Чики Дэвис, магистром искусств, доктором философии.

Что такое темпераменты? Откройте для себя значение и происхождение этой концепции и изучите ее значение для развития ребенка и нашего поведения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Мы, люди, бывают разных форм и размеров, как физических, так и психологических. Некоторые из нас быстро раздражаются, а других ничто не может беспокоить. Некоторые из нас ищут возможность поболтать с незнакомцем, сидящим рядом с нами во время долгого перелета. Тем не менее, некоторые из нас притворяются спящими, чтобы не разговаривать с соседями. Все, что вы считаете естественным поведением, может показаться совершенно странным или неприятным для кого-то другого.

Как правило, наши поведенческие и эмоциональные наклонности проявляются даже в младенчестве. Возможно, вы замечали это явление у самых маленьких в своей жизни или слышали, как другие называют своих детей, братьев и сестер или других молодых родственников застенчивыми, чувствительными, легкими или трудными. Эти ярлыки — всего лишь несколько примеров темпераментов. В этой статье мы дадим определение темпераментам, обсудим их развитие и исследуем различные типы темпераментов.

Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое темперамент? (Определение)

Темперамент — один из многих факторов, влияющих на наше поведение. Грубо говоря, мы можем определить темперамент как совокупность наших поведенческих тенденций, определяющих наши эмоциональные и поведенческие реакции на то, что происходит вокруг нас. Короче говоря, темперамент — это уникальный склад характера человека.

Итак, что мы подразумеваем под совокупностью тенденций или диспозиционным составом? Наши темпераменты многомерны, состоят из нескольких самостоятельных поведенческих черт, таких как общительность, эмоциональность, реактивность, внимание, настойчивость. У всех нас есть различные склонности к каждой черте, и общая комбинация наших склонностей составляет наш уникальный темперамент.

Возьмем, к примеру, общительность и эмоциональность. Человек может быть застенчивым или общительным, что не зависит от того, чувствительный он или бесстрастный. Как вы понимаете, застенчивый и чувствительный человек может воспринимать ситуацию и реагировать на нее иначе, чем ее застенчивый и бесчувственный друг или общительный и чувствительный кузен. Таким образом, уникальные комбинации наших личностных черт обеспечивают нюансы наших эмоциональных и поведенческих реакций.

Четыре темперамента

В концепции темпераментов нет ничего нового. Фактически, это было впервые предложено отцом медицины Гиппократом в четвертом веке до нашей эры, предполагая, что человеческие поведенческие тенденции и настроения связаны с четырьмя юморами. Конечно, в этом контексте не было ничего смешного в «гуморах», которые для Гиппократа просто обозначали четыре различных типа телесных жидкостей: кровь, желтую желчь, черную желчь и флегму (Меренда, 1987).

Вера Гиппократа в то, что изменения в телесных жидкостях вызывают наше настроение и предрасположенность, может показаться вам смешным. Однако его попытка физиологического объяснения поведенческих различий была шагом в правильном направлении, когда все остальные думали, что наши психические состояния, креативность и неверные решения контролируются или вызываются олимпийскими богами, музами и злыми духами.

Хотя Гиппократ был первым, кто догадался о связи между телесными жидкостями и поведением, именно врач по имени Гален из Пергама во втором веке нашей эры развил и популяризировал концепцию темпераментов. Согласно Галену, оптимальные пропорции этих четырех телесных жидкостей приводят к сбалансированному характеру и внешнему виду (Меренда, 1987). Ведь слово темперамент происходит от латинского слова Temperamentum, что означает смесь правильных пропорций элементов. Тем не менее, Гален считал, что любой дисбаланс этих жидкостей является основной причиной различных эмоций, настроений, поведения и конкретных физических характеристик (Меренда, 19).87). Следовательно, на основе предполагаемого избытка каждой телесной жидкости он развил четыре классических темперамента. Давайте обсудим их.

Темперамент 1: Сангвиник
Сангвиник означает кровь на латыни. Таким образом, как вы уже догадались, сангвинический темперамент был связан с избытком крови. Гален описал людей с сангвиническим темпераментом как оптимистичных, общительных и живых (Dammeyer & Zettler, 2018). Другими словами, люди с сангвиническим темпераментом, как правило, разговорчивы, дружелюбны и беззаботны. Люди также приписывают склонность к творчеству и творческое воображение сангвиническому темпераменту, а также склонность к неорганизованности и склонности к скуке.

Темперамент 2: Флегматик
Флегматичный темперамент ассоциируется, ну, с мокротой — вроде липкой слизи, которую вы кашляете при простуде. Тем не менее, в отличие от того, насколько напряженными и беспокойными вы можете себя чувствовать, когда ваши легкие покрыты мокротой, флегматический темперамент символизирует удовлетворенность, миролюбие и расслабленность (Dammeyer & Zettler, 2018). А поскольку мокрота относительно густая, медленная и липкая, люди думали, что флегматики медленно адаптируются к социальным ситуациям, склонны придерживаться своего распорядка и не желают приветствовать радикальные изменения в своем образе жизни.

Темперамент 3: Холерик
Слово холерик происходит от греческого holerikos, что означает желчь или желтовато-зеленая желчь. Таким образом, холерический темперамент связан с этой блестящей жидкостью, менее плотной, чем кровь. Что это означало для мыслителей древности? По их мнению, люди с холерическим темпераментом были вспыльчивы, раздражительны и быстро реагировали (Dammeyer & Zettler, 2018). Более того, холерики также считались возбудимыми и импульсивными деятелями, которые были более амбициозны, чем другие.

Темперамент 4: Меланхолик
Даже если вы никогда не слышали о трех темпераментах, которые мы обсуждали до сих пор, вы можете быть знакомы с названием четвертого. На самом деле, многие люди используют слова «меланхолик» или «меланхолик», когда говорят о чувстве грусти или мрачности. Тем не менее, меланхоличный темперамент не ограничивается тем, чтобы тихо сидеть в углу и лелеять свои печали.

Меланхолик происходит от греческих слов melan (черный) и khole (желчь), что означает просто черная желчь. В древности люди называли темную и вязкую жидкость, находящуюся в почках и селезенке, черной желчью. Учитывая, что эти органы богаты кровью, они, вероятно, наблюдали темный осадок крови в этих органах после их извлечения из тела животного. Несмотря на это, мыслители того времени приписывали этой неуловимой телесной жидкости такие черты, как сдержанность, тишина, осторожность и аналитический склад ума.

Темпераменты в современной психологии

Мы по-прежнему используем темпераменты для описания поведенческих и эмоциональных склонностей людей. Тем не менее, наше понимание темпераментов прошло долгий путь со времен античности. Психологи определяют темпераменты как «психологические тенденции с внутренними путями развития», которые отражают черты личности пятифакторной модели (McCrae et al., 2000).

Итак, если темпераменты отражают черты «большой пятерки черт личности» или других моделей личности, то взаимозаменяемы ли тогда понятия личность и темперамент? Хотя некоторые отождествляют их или считают темперамент элементом личности, другие признают эти два термина связанными (но разными) понятиями (Strelau, 19).87).

Проще говоря, темперамент — это наши врожденные склонности или наши естественные способы чувствовать и вести себя. Другими словами, темперамент — это совокупность черт, с которыми мы рождаемся. Поэтому мы мало что можем сделать, чтобы изменить свой темперамент. Личность, однако, включает в себя характерные модели поведения и мышления человека, которые могут быть сформированы и сформированы нашими социальными взаимодействиями, образованием, экономическим статусом и другими обстоятельствами и основными событиями на протяжении всей нашей жизни. Следовательно, можно думать, что темперамент отражает «природное» происхождение нашего поведения, тогда как личность включает «воспитание» в то, как мы действуем и думаем. Вот короткое видео, которое объясняет темперамент и личность.

Видео: Темперамент и личность ​

Является ли темперамент генетическим?

Теперь, когда мы упомянули, что темперамент — это наши врожденные поведенческие качества, вам может быть интересно, существует ли генетическая основа нашего поведения. Действительно, я довольно часто задавал себе этот вопрос, когда рос. Я был одним из тех застенчивых детей, которых обычно называли «тихими, как мышь», в то время как мой брат был энергичным, общительным и популярным ребенком. Хотя мы были братьями и сестрами, наши темпераменты были полностью противоположны друг другу во всех аспектах. Однако мой стоический характер в сочетании с медлительностью движений часто глубоко расстраивал мою мать, которая была взрослой версией моего брата. — Ты прямо как твоя бабушка! говорила она мне в те минуты гнева и досады, имея в виду свою свекровь.

Как вы могли догадаться, размышления о различиях темпераментов между мной и моим братом заставили меня поверить в то, что наши поведенческие тенденции не могут быть генетическими. Потому что, если бы они были, у нас были бы схожие характеры, я бы сказал. Итак, я пытался подражать действиям моего брата, чтобы быть больше похожим на него, и в конечном итоге чувствовал себя истощенным и перевозбужденным. Затем я смотрел на сходство между моей матерью и братом и размышлял, действительно ли я похож на свою бабушку. На этот раз я убедился, что темпераменты должны передаваться по наследству. Наконец, став взрослым, я лучше понимаю.

Некоторые ученые утверждают, что генетика отвечает за до 60 процентов наших темпераментных черт, например, в модели личности Большой пятерки. Например, исследования, сравнивающие поведение близнецов, показали, что от 40 до 60 процентов их поведенческих черт были общими (Power & Pluess, 2015). Однако до недавнего времени лежащая в основе генетическая архитектура оставалась в основном неуловимой. Это связано с тем, что гены содержат наследственную информацию о белках (и других физических структурах) в наших клетках и тканях, и связать определенную поведенческую тенденцию с функцией одного или двух белков — непростая задача. Тем не менее, это начало меняться.

Любознательность и открытость опыту — черты, биологическая подоплека которых заинтересовала группу исследователей. Таким образом, они предположили, что за это могут быть ответственны гены, экспрессирующиеся в префронтальной коре — центре когнитивного контроля в мозге. Неотъемлемой частью сигнального пути для правильного функционирования этой области мозга является дофаминовый путь, также известный как схема мотивации. Проанализировав генетические вариации более чем 800 человек, они определили два гена, участвующих в передаче сигналов дофамина: дофаминовый рецептор типа 4 (DDR4) и фермент, расщепляющий дофамин, известный как COMT. Определенные вариации этих генов были связаны с исследовательскими тенденциями и открытостью опыту (DeYoung et al., 2011).

Аналогичные исследования были проведены для характеристики генетических вариаций, лежащих в основе других черт поведения, таких как интроверсия и агрессия (Godar et al., 2016). Тем не менее, биологическая основа темперамента не ограничивается наличием уникальных вариантов генов. Биологи уже давно знают, что влияние окружающей среды (например, недоедание, жестокое обращение с детьми, превосходное воспитание и т. д.) может действовать как выключатели света, которые могут включать или выключать определенные гены. Если эти изменения сохраняются в жизни человека, они могут вызывать полупостоянные изменения состояний активации этих генов, которые мы называем эпигенетическими модификациями. Другими словами, факторы окружающей среды также могут оказывать длительное влияние на черты темперамента. Действительно, были выявлены эпигенетические модификации склонности к риску (Kaminsky et al., 2008).

Если вы хотите узнать немного больше об этой теме, вам может понравиться это видео.

Видео: темперамент, наследственность и гены

Темперамент в развитии ребенка

Если вы уже узнали что-то из этой статьи, возможно, темперамент — это поведенческие черты, с которыми мы рождаемся. Это означает, что мы должны уметь различать разные темпераменты даже у самых молодых людей. На самом деле, если бы вы посетили любой детский сад и какое-то время наблюдали за младенцами и малышами, вы, вероятно, заметили бы разнообразие темпераментов. Некоторые малыши подползут к вам и начнут тыкать вам в ноги, а некоторые будут улыбаться и радостно махать руками с того места, где они сидят, некоторые будут плакать и прятаться за своими воспитателями, как только вы войдете в комнату, а некоторые будут игнорировать ваше присутствие, как будто вы невидимы. Но что означают темпераменты в развитии ребенка?

Каждый ребенок обладает уникальным темпераментом, состоящим из определенной комбинации поведенческих черт. Поэтому у каждого ребенка свой способ взаимодействия с другими людьми и реакция на события и обстоятельства в их окружении. Понимание темперамента ребенка может помочь родителям, учителям и другим опекунам понять сильные и слабые стороны ребенка и его особые потребности, а также позволить взрослым оказать ему соответствующую поддержку. Более того, знание темперамента ребенка также позволяет вам установить реалистичные поведенческие ожидания. Например, если ваш малыш сдержан и медленно привыкает к незнакомцам, он может не захотеть сесть на колени Санты или обнять невестку вашей тети, а принуждение его к другим действиям может вызвать стресс у вас обоих.

Темперамент в развитии ребенка находится в центре внимания исследований с середины двадцатого века. Классическое исследование, проведенное психологами Томасом и Чессом, исследовало несколько качеств темперамента младенцев и наблюдало влияние этих качеств на протяжении многих лет (Thomas & Chess, 1986). В результате они придумали девять основных черт темперамента, которыми до сих пор пользуются детские психологи и педагоги. Давайте обсудим эти девять черт темперамента на примерах.

Примеры темпераментов

  1. Уровень активности: Этот темперамент показывает, насколько человек активен. Например, некоторые люди испытывают потребность постоянно двигаться. Эти высокоактивные люди склонны переходить от одной физической активности к другой. В детстве им может быть трудно усидеть на месте в классе и ерзать с карандашами. Напротив, люди с низкой активностью, как правило, наслаждаются более спокойной деятельностью.
  2. Биологические ритмы: Этот темперамент связан с регулярностью удовлетворения биологических потребностей, таких как прием пищи и сон. Люди с регулярными ритмами, как правило, придерживаются рутины и имеют предсказуемый распорядок дня. С другой стороны, люди с нерегулярным ритмом могут забыть поесть, почувствовать сонливость в течение дня или не чувствовать сонливости после отхода ко сну.
  3. Чувствительность: Чувствительность относится к интенсивности восприятия определенных раздражителей. Например, высокочувствительных людей могут беспокоить многие звуки, текстуры и яркий свет, которые другие даже не замечают.
  4. Интенсивность реакции: Этот темперамент связан с тем, насколько сильно человек реагирует на что-либо. Люди с высокой интенсивностью, как правило, сильно реагируют даже на малейшие ситуации и создают драму. Напротив, люди с низкой интенсивностью реагируют даже на важное событие так, как будто оно не имеет большого значения.
  5. Адаптивность: Адаптивность показывает, может ли человек легко приспособиться к изменениям в окружающей среде. Легко приспосабливаемые люди легко справляются с неожиданными изменениями. Однако медленно адаптирующимся людям может потребоваться дополнительное время, чтобы почувствовать себя комфортно при тех же изменениях.
  6. Приближение/отстранение: Подобно приспособляемости, этот темперамент относится к тому, как люди склонны подходить к новым ситуациям или изменениям. Люди с подходящим стилем могут легко знакомиться с новыми людьми или пробовать новые вещи. Тем не менее, отстраняющиеся люди могут оставаться в стороне, наблюдать и оценивать новую ситуацию или людей, прежде чем присоединиться к ней или начать действовать.
  7. Настойчивость: Эта черта показывает, как долго кто-то готов пытаться выполнять задачу. Настойчивые люди склонны делать все возможное, чтобы добраться до финиша. Люди с низкой настойчивостью могут быть ошеломлены малейшим вызовом и легко сдаются.
  8. Отвлекаемость: Эта черта указывает на то, легко ли человек отвлекается. Люди с высокой отвлекаемостью испытывают трудности с концентрацией внимания на задаче в течение длительного времени. Им также может быть сложно сосредоточиться на задаче, когда вокруг есть отвлекающие факторы. С другой стороны, люди с низкой отвлекаемостью могут быть поглощены тем, что они делают, даже в самых шумных местах.
  9. Настроение: Настроение указывает направление наших чувств. Люди с позитивным настроением, как правило, видят вещи с более яркой точки зрения и в целом кажутся жизнерадостными. Напротив, люди с плохим настроением могут иметь более мрачное отношение.​

Статьи о темпераменте​

Книги о темпераменте

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Нарушения темперамента и поведения у детей
  • Пол и темперамент: в трех первобытных обществах
  • Личность не постоянна: освободитесь от самоограничивающих убеждений и перепишите свою историю
  • 5 моделей личности: руководство по пониманию себя и других и развитию эмоциональной зрелости

Заключительные мысли о темпераменте

Темперамент — это важная поведенческая характеристика, которая делает нас такими, какие мы есть. Поскольку темпераменты — это поведенческие наклонности, с которыми мы рождаемся, мы мало что можем сделать, чтобы изменить их. Тем не менее, знание своего темперамента может помочь нам лучше понять свои сильные и слабые стороны. Точно так же понимание темпераментов наших близких может помочь нам установить реалистичные поведенческие ожидания.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

Ссылки