Разное

Уронила в речку мячик маяковский: Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…

Новости

10 Янв 2023

Презентация издания о храмах святого Александра Невского в Беларуси

8 января в библиотеке состоялась презентация издания «Храмы святого Александра Невского в Беларуси». Издание вышло в свет в 2022 году в издательстве Минской духовной семинарии и приурочено 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, государственного деятеля и полководца.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

10 Янв 2023

Жемчужины белорусской природы

С 10 января в библиотеке организована выставка «Жемчужины белорусской природы», приуроченная ко Всемирному дню заповедников и национальных парков.

Книжные выставки

10 Янв 2023

«Люблю наш край – старонку гэту…»

С 10 января по 14 февраля в зале белорусской литературы (пом. 205) проходит юбилейная выставка «Люблю наш край – старонку гэту…», посвященная 130-летию со дня рождения белорусской поэтессы, заслуженного деятеля культуры БССР Констанции Буйло (1893–1986).

  

Книжные выставки

9 Янв 2023

Концерт-лекция «Навстречу XXI веку»

Приглашаем на цикл концертов-лекций, раскрывающих историю развития классической музыки!

Новости Национальной библиотеки Беларуси

5 Янв 2023

Современная наука: инновации, технологии, приоритеты

С 5 января по 23 февраля в зале периодических изданий (пом. 106) проходит тематическая выставка «Современная наука: инновации, технологии, приоритеты».

Книжные выставки

1 Янв 2023

Мысли и настроения Владимира Солтана

С 1 января по 28 февраля в зале нотных и аудиовизуальных документов (пом. 305) проходит юбилейная выставка «Мысли и настроения Владимира Солтана», приуроченная к 70-летию со дня рождения белорусского композитора, лауреата Государственной премии Беларуси.

Книжные выставки

1 Янв 2023

Песни для всех сердец

C 1 января по 28 февраля в зале нотных и аудиовизуальных документов (пом. 305) проходит юбилейная выставка «Песни для всех сердец», посвященная 100-летию со дня рождения российского композитора, народного артиста СССР Эдуарда Савельевича Колмановского.

Книжные выставки

31 Дек 2022

В Городке ко Дню белорусской письменности могут установить памятник автору поэмы «Тарас на Парнасе»

Городок Витебской области в 2023 году станет столицей юбилейного, 30-го, Дня белорусской письменности, праздника единства печатного слова, истории народа, его славянских корней и традиций письменности.

Новости библиотек

31 Дек 2022

К 110-летию со дня рождения Зои Владимировны Дьяконовой

Зоя Владимировна родилась в Смоленске в семье священника. В 1930 году она окончила 2-ю Смоленскую девятилетку с политико-просветительским уклоном и была принята на должность заведующей избой-читальней Ромненского сельского совета Новосокольнического района Западной области (ныне – Смоленская область). Через полгода девушка была «мобилизована на работу в школу» в деревню Жуково, где преподавательскую деятельность совмещала с должностью старшего пионервожатого.

Портреты: история библиотеки в лицах

30 Дек 2022

Известному белорусскому осетину, художнику-партизану Николаю Гутиеву – 110 лет

В последний день уходящего года, проходившего под знаком Года исторической памяти, есть повод вспомнить и еще об одной дате – юбилее талантливого художника-графика с осетинскими корнями, который из своих прожитых 95 лет 66 посвятил служению белорусской земле, белорусскому искусству.

По страницам белорусского календаря

30 Дек 2022

Рукописи Якуба Брайцева ждали издания на родине более полувека

В начале 1960 года председатель правления Союза писателей БССР П. Бровка получил письмо из Москвы следующего содержания

Новости библиотек

29 Дек 2022

Рождественская встреча авторов публикаций научного сборника «Бібліятэчны веснік»

23 декабря в пресс-центре Национальной библиотеки состоялась рождественская встреча авторов публикаций научного сборника «Бібліятэчны веснік».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

29 Дек 2022

«Мода и время»: 1970-е в БССР

Более 100 фотографий, отражающие тенденции моды 1970-х в БССР, пополнили электронную коллекцию «Мода и время».

Библиотека онлайн

29 Дек 2022

Малая родина автора «Тараса на Парнасе»

Не успели отзвучать поэтические аккорды Дня белорусской письменности в Добруше, как уже провозглашена новая столица литературного праздника. Площадкой для проведения юбилейного ХХХ фестиваля станет Городок, что в Витебской области, который неразрывно связан с автором самой известной национальной приключенческой поэмы ХІХ века Константином Вереницыным.

Новости библиотек

28 Дек 2022

«Чытай уважліва. У кожнай кніжцы ты прысутнічаеш». С женой Алеся Рязанова разговариваем о великом поэте

Строки Алеся Рязанова из «Паэмы раўнавагі» могут быть ключом к копилке, в которой он хранил свое понимание счастья. Он не из тех поэтов, кто высказывается непосредственно или просто – все самое дорогое оставлял себе, а когда говорил, то так, что свои могли понять, а чужие восхищались изумительными словами.

Новости библиотек

27 Дек 2022

С наступающим 2023 годом!

27 декабря в библиотеке прошла праздничная программа для сотрудников «Новогодняя волна».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

27 Дек 2022

Презентация сборника «Время циклонов» Галины Нечаевой

В Гомельской областной библиотеке 22 декабря, в день своего рождения, член Союза писателей Беларуси Галина Нечаева представила свой третий сборник стихов «Время циклонов».

Новости библиотек

26 Дек 2022

Главную тайну Деда Мороза раскрыли… в библиотеке!

26 декабря в библиотеке для детей сотрудников состоялось грандиозное новогоднее представление «Главная тайна Деда Мороза».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

26 Дек 2022

Флагман белорусской литературы: пресс-конференция к 100-летию журнала «Полымя»

19 декабря в Доме прессы прошла пресс-конференция «История и современность белорусской литературы на страницах белорусских журналов», приуроченная к 100-летию журнала «Полымя».

К 100-летию литобъединения «Маладняк»

24 Дек 2022

Выставка к новогодним праздникам «Зимняя панорама»

24 декабря в галерее обзорной площадки открывается художественная выставка «Зимняя панорама», приуроченная к новогодним праздникам.

Художественные выставки

1386. «Наша Таня громко плачет»

«Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик…»
В интерпретации разных поэтов.

Маяковский:

В этом мире
Ничто
Не вечно,
Вот и теперь
Матерись или плачь:
Прямо с берега
Сверзился в речку
Девочки Тани
Мяч.
Слезы хлещут
Из глаз у Тани.
Не реви!
Не будь
Плаксивою девой!
Пойдем за водой —
И мячик достанем.
Левой!
Левой!
Левой!

Гораций:

Громко рыдает Татьяна, горе её безутешно;
Вниз с розопламенных щек слёзы струятся рекой;
Девичьим играм в саду беззаботно она предавалась —
Мяч озорной удержать в тонких перстах не смогла;
Выпрыгнул резвый скакун, по склону вниз устремился,
С края утеса скользнув, упал в бурнопенный поток.
Милая дева, не плачь, утрата твоя исцелима;
Есть повеленье рабам — свежей воды привезти;
Стойки, отважны они, ко всякой работе привычны —
Смело пустятся вплавь, и мячик вернется к тебе.

Блок:

Безутешно рыдает Татьяна,
И слеза, словно кровь, горяча;
Ей припала сердечная рана
От упавшего в речку мяча.

То прерывно вздыхает, то стонет,
Вспоминая былую игру.
Не печалься. Твой мяч не потонет —
Мы достанем его ввечеру.

Крылов:

Девица некая по имени Татьяна,
Умом изрядная и телом без изъяна,
В деревне дни влача,
Не мыслила себе досуга без мяча.
То ножкою поддаст, то ручкою толкнет,
И, заигравшись с ним, не слышит и вполуха.
Господь не уберег, случилася проруха —
Игривый мяч упал в пучину вод.
Рыдает, слезы льет несчастная Татьяна;
А водовоз Кузьма — тот, что всегда вполпьяна, —
Картуз совлек
И тако рек:
«Да полно, барышня! Сия беда — не горе.
Вот Сивку запрягу, и за водою вскоре
Помчуся вскачь.
Багор-то мой остер, ведро мое просторно —
Из речки я умело и проворно
Добуду мяч».
Мораль: не так просты простые водовозы.
Кто знает толк в воде, тот утишает слезы.

Есенин

Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
И ногой пинает мячик — любит странную игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«разреши, душа-Татьяна, тоже пнуть его ногой?»
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.

«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
я его ногою пнула, а теперь не нахожу».
«Не грусти, моя Танюша, видно, мяч пошёл ко дну,
если ты меня полюбишь, я тотчас за ним нырну».

Лермонтов

Белеет мячик одинокий
в тумане речки голубой —
сбежал от Тани недалёкой,
оставил берег свой родной…

Играют волны — ветер свищет,
а Таня плачет и кричит,
она свой мяч упрямо ищет,
за ним по берегу бежит.

Под ним струя светлей лазури,
над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
как будто в бурях есть покой!

Пушкин

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
река глубOка и туманна,
игрушку чудную свою
с моста случайно уронила…
О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь…
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
он в бурной речке не утонет,
ведь мяч — не камень, не бревно,
не погрузИтся он на дно,
его поток бурлящий гонит,
течёт по лугу, через лес
к плотине близлежащей ГЭС.

Японский вариант:

Потеряла лицо Таня-тян
Плачет о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая.

Маяковский. «Я люблю» | цемент

Маяковский – ЛЮБЛЮ
 
 
ОБЫЧНО ТАК
 
Каждый человек имеет право любить,
но что с работой,
доходами,
и прочими вещами,
сердцевина тверже
изо дня в день.
Сердце носит тело,
тело — рубашку.
Но и этого мало!
Кто-то —
идиот! —
нанес манжеты рубашки
и обсыпал грудь крахмалом.
Старение, люди вдруг осознают это.
Женщины размазывают макияж.
Мужчины размахивают руками, как ветряные мельницы, следуя системе упражнений Мюллера.
Но уже слишком поздно.
Кожа размножается морщинами.
Любовь расцветет,
и расцветет –
а потом увянет и увянет.
 
 
МАЛЬЧИКОМ
 
Я был одарен любовью в достаточной мере.

С детства
человека
приучены к труду.
Но я
бежал к берегам Риона
и шатался там,
ни хрена не делая.
Мама сердито упрекнула меня:
«Несчастный мальчик!»
Папа пригрозил, что заденет меня ремнем.
А я,
фальшивой трешкой жил,
играл в Трехкарточный Монте с солдатиками под забором.
Не стесненный рубахой,
Не обремененный сапогами,
Я пропекся в знойном кутаисском зное.
К солнцу я поворачивался то спиной,
то животом –
пока не заболел под ребрами.
Солнце изумлено:
«Я его почти не вижу!
Но и у него
сердечко маленькое.
Он старается изо всех сил!
Где
в этом
менее чем в ярде
есть место —
для меня,
для реки,
для сотни миль скалы?!
 
 
В ЮНОШЕ
 
У молодежи тысячи занятий.
Мы притупляем самые тупые юные умы грамматикой.
Но меня
выбросили из пятого класса.
Так началась моя экскурсия по московским тюрьмам.
В тёплом
буржуазном мирке,
ты растишь кудрявых лириков.
Что вы находите в этих пуделях?
Но я
научил
любить
в клетках Бутырки.
Какое мне дело до твоего Булонского леса?
Или вздыхать при виде моря?
В похоронном бюро, как они это называют,
Я
влюбился в
в замочную скважину камеры 103.
Люди даже не смотрят на
, когда солнце встает или садится.
Они спрашивают: «Чего стоит этот свет, если я не могу его купить или продать?»
Но я бы
отдал бы весь мир
для желтого пятна
, прыгающего на моей стене.
 
 
МОЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Вы знаете французский язык.
Вы делите.
Вы умножаете.
Ты красиво отказываешься.
Так продолжай снижаться!
Но скажи мне одну вещь —
Можно ли заглушить
зданием?
Ты знаешь язык трамваев?
Человеческий птенец
едва вылупился —
и вы суете ему в руки
тетради с упражнениями.
Но я выучил алфавит по дорожным знакам,
листая железные и оловянные страницы.
Они берут мир,
крутят его
кончиками пальцев—
и учат тебя.
Это всего лишь жалкий глобус.
Но я
ребрами выучил географию —
лежа на земле
ночами без крыши.
Мучительные вопросы мучают ваших пыльных историков:
«Борода Барбароссы действительно была рыжей?»
И что?
Вы называете этот пыльный хлам историей —
, а я знаю все истории, которые может рассказать Москва!
Ты берешь Добролюбов
как урок ненавидеть зло—
но фамилия сопротивляется
и скулит от боли.
С детства
Ненавижу толстяков,
которые продают себя
на обед каждый день.
Они научились
красиво сидеть —
заставлять улыбаться дам,
и мысли звенят в головах, как монеты.
Но я
разговаривал
только со зданиями.
Водонапорные башни рассказали мне секреты
и крыши ловили каждое слово
которое я бросал в их решетчатые оконные уши.
А после
болтали
про ночь
и друг другу ночь
с флюгерными языками.
 
 
ВЗРОСЛОСТЬ
 
Взрослые заняты.
У них карманы полны рублей.
Любовь?
Пожалуйста!
Может за сто рублей.
А я,
бездомный
сунул кулаки
в тряпки
в карманы
и слонялся, зоркий.
Ночь.
Ты наденешь свое лучшее платье.
С женами, с вдовами отдыхаешь.
Я
задыхался в объятиях Москвы,
задыхался в кольце бескрайней Садовой дороги.
В сердца,
в предрассветные часы
любовницы тикают.
Восторженные партнеры на ложе любви.
Я поймал
Дикое сердцебиение столиц,
валяется, как площадь Страстей.
Расстегнутый —
Сердце мое почти снаружи —
Я открываюсь солнцу и луже.
Войди со своими страстями!
Поднимитесь со своими любимыми!
Отныне я не властен над своим сердцем.
Я знаю, где живет сердце других.
Он в груди — это всем известно!
Но во мне хоть
анатомия сошла с ума.
Всеобъемлющее сердце —
гул повсюду.
О, сколько их,
сколько весен,
за двадцать лет влилось в меня, воспалилось!
Их неизрасходованное бремя просто невыносимо.
Невыносимо не
как в стихах,
а буквально.
 
 
ЧТО ПРОИЗОШЛО
 
Больше, чем можно,
больше, чем нужно —
как будто
маячит поэтическим бредом во сне —
мой сгусток сердца сросся в массу:
эта масса есть любовь,
эта масса есть ненависть.
Под ношей
ноги мои
шатались —
как ты знаешь,
я
хорошо сложен —
и все же
бреду, придаток сердца,
сгорбившись воловьей ширине плеч.
Набухаю молоком стихов
— не выльется —
нигде, кажется — наливается заново.
Я измучен лирикой —
кормилица мира,
гипербола,
архетип Мопассана.
 
 
ЗВОНЮ
 
Поднял, силач,
и понес, акробат.
Как избиратели созванные на митинг,
как села
в огне
по тревоге звонят-
Звоню:
«И вот!
Смотри!
Бери!»
Когда
такой великан задыхался,
не смотрел —
полный пыли,
грязь,
куча снега —
барышни
метались
от меня как ракеты:
как…»
Я не могу это нести—
и я несу его, свою ношу.
Я хочу его бросить —
и знай
Никогда не брошу.
Мои ребра не выдержат нагрузки.
Грудная клетка скрипит от напряжения.
 
 
ВЫ
 
Вы пришли —
деловито,
за грохотом,
за высотой,
взглянув,
вы увидели лишь маленького мальчика.
Ты взяла,
ты вырвала мое сердце
И просто
пошла с ним играть —
как девчонка с мячиком.
И каждая женщина—
как бы прозревая —
был изумлен, то эта дама
то та девушка.
«Любишь себе подобных?
Но он бросится на тебя!
Должно быть, она укротительница животных.
Должно быть, она из зоопарка!»
Но я ликую.
Пропало —
ярмо!
Забыв себя от радости,
Я скакал,
прыгал, как свадьба чероки:
Мне было так радостно
и так легко.
 
 
НЕВОЗМОЖНО
 
Я не могу сделать это один—
Я не могу нести рояль
(намного меньше —
сундук с сокровищами).
А если не сундук,
если не пианино,
как мне
нести свое найденное сердце.
Банкиры знают:
«Мы безмерно богаты.
Карманов не хватает —
сейф запихнем.
Любимая моя
Я в тебе
спрятал —
Как богатство, заключенное в сталь —
И я хожу вокруг
ликуя, Крез.
И только
если очень захочу,
вынимаю смайл,
полуулыбка
и меньше,
кутить с другими
посреди ночи я потрачу
рублей пятнадцать или около того лирической сдачи.
 
 
ТАК У МЕНЯ
 
Флоты — они тоже текут в порт.
Поезд — тоже мчится к станции.
Но тем более меня влечет и влечет
к тебе
— ибо я люблю!
Скупой рыцарь Пушкина спускается
порыться и порадоваться в своем погребе.
Итак, я
возвращаюсь к тебе, любимый.
Это мое сердце,
и я наслаждаюсь им.
Возвращение домой — это радость.
Люди соскребают грязь,
бреются и умываются.
Итак, я
возвращаюсь к вам —
ибо если
я пойду к вам,
я не пойду домой?
Земля забирает своих созданий.
Мы возвращаемся к месту назначения.
Так что меня
тянет к тебе
неумолимо,
как только мы расстанемся
или не увидимся.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Любовь не смыть
ссорами,
или милями.
Продумано,
проверено,
проверено.
Торжественно вознося мой пестрый стих,
Клянусь —
Люблю
неизменно и верно.
 
 
 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Поиск:

Архив

    Мета

    • Регистрация
    • Вход в систему

    %d блоггерам нравится это:

      Владимир Маяковский | революция | Поэтихроника – BLACKOUT ((поэзия и политика))

       

      Революция


      Поэтихроника

       

      26 февраля. Пьяная смесь, полиция и
      военнослужащих, открыли огонь по людям.

      27-й.

      Блеск на стволе и клинке
      – Рассвет.
      Светло-малиновый и пролонгированный.
      В затхлой казарме
      трезвый
      суровый
      Волынский полк молился.

      Строго
      клянутся
      солдатским богом,
      низкий поклон каждой здоровенной монобровке.
      Кровь вспыхнула, хлынув в висок.
      Со злобой предусмотрительно руки хватают железо.

      И первый,
      тот, кто приказал
      «Расстрелять голодных!» –
      Пуля заткнула ему рот.
      Чужая «Десятка!»
      был обрезан.
      Но не растерявшись
      войска ворвались в город.

      9 часов.

      В нашем обычном месте
      у Военной автошколы
      мы стоим,
      загорожены забором казармы.
      Рассветы,
      разбитые сомнениями,
      предчувствия страха и радости.

      Окно! Из которого
      я вижу –
      где небо рассекает
      на дворцы, неровно,
      восходя,
      орла самодержавия
      чернее прежнего,
      жестокее,
      стремительнее.

      Все сразу –
      человек,
      конного транспорта,
      фонарей,
      домов
      и казарм
      толпы
      стократной
      спешащих на улицы.
      Шаги звенят на тротуаре.
      Шум наших шагов режет все уши.

      А потом неизвестно откуда,
      от пения толпы,
      от гремящей меди гвардейских труб
      нерукотворного…
      светящегося сквозь пыль
      растущего, образ
      светящегося .
      Покраснение.

      Все шире и шире раскрываются крылья.
      Больше, чем вожделенный хлеб,
      Больше, чем вожделенная вода,
      Вот она!
      Граждане, берите оружие!
      «К оружию, граждане!»

      Крылатые знамёна
      горячая лаваголовая
      она вылетела из глотки города.
      Штыкозубая она перегрызла
      двуглавого черного могильника.

      Граждане!
      Сегодня миновала тысяча лет «прошлого».
      Сегодня перестраиваются устои мира.
      Сегодня
      мы перекраиваем нашу ткань, чтобы она соответствовала нашей жизни
      до последнего стежка.

      Граждане!
      Первый день Потопа рабочих.
      Давайте
      и переделаем мир с ног на голову!

      Пусть толпы меняют небо, украшенное драгоценностями!
      Пусть сирены просигнализируют о гневе флота!

      Горе двуликому орлу-недругу!
      Поющие волны.
      Хорошо смазанная толпа.
      Раздавлен квадратами.
      Изгиб в модели «Т»
      на
      опережающих, опережающих пулях.
      Заводские клаксоны разносятся по городу.

      В тумане.
      Улицы-реки создают речной туман.
      Как баржи с грузом, попавшие в зыбь,
      наша баррикада выходит из берегов
      Марсельезой .

      Пылающее ядро ​​первого дня
      пронесся мимо купола Думы.
      Новый рассвет, новые трепетания,
      новые сомнения, бредовые содрогания.

      Что впереди?
      Дефенестрация,
      или тюрьма
      нары
      с опять
      Россия бубонами
      курганами?

      Я заглушаю себя против снайперов.
      Вдвойне,
      в шинели.
      Здания обстреляны и осколки,
      город тск-цк.
      Город начинает гореть.

      Повсюду язык пламени.
      Даже они поднимаются и опускаются,
      В конце концов искры разлетаются.
      На этих улицах
      развевается красный флаг, зовущий,
      зовущий Россию, светящийся.

      Снова!
      Да, опять!
      Ярко свети, красноречивый оратор!
      Схвати лучи
      солнца и луны,
      мстительные пальцы тысячерукого Марата!

      Смерть двуликому орлу-недругу!
      Прорваться через тюрьму
      двери,
      плоть ржавыми когтями расколоть
      черный-орел-хвост-воланы
      сбить, падать, падать полицаи.

      Горящее тело Столицы опускает свой флаг.
      Обыск чердаков и чердаков.
      Момент близок.
      Пересечение Троицкого моста
      Переполненные войска, из казарм.

      Скрипы хрипят от фундаментных костей.
      Сборка.
      Боевые действия.
      Одна секунда! – и лак
      в закате
      из Петропавловской казармы
      пламя огненного революционного флага.

      Смерть двуглавому орлу-недругу!
      Отрубить обе головы
      (чтобы не было воскрешения.)
      Вот оно!
      Падение!
      Цепляться за дело — последняя надежда.
      «Господи,
      Собери эти души на лоне Твоем!»

      Готово!
      Радости достаточно, чтобы тревожить вечность! Теперь
      , что нужно
      от Бога?
      Мы
      причислили себя к лику блаженных.

      Почему не поют?
      Иль
      все души идут под знамя сибирских погребений?
      Мы победили!
      Осанна !
      Слава нам!

      Пока руки остаются на руках, а пальцы на спусковых крючках,
      есть новый порядок жизни.
      Новые заповеди на земных скрижалях,
      с нашего более бледного Синая.

      Мы,
      жителей земли,
      видим всех жителей земли как род.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *