Содержание
Темперамент ребенка — типы темперамента у детей
Задачка со звездочкой. Дано: пара родителей и двое однополых детей. Родители одни и те же, условия и воспитание одинаковые, так почему дети такие разные?
Например, не купили очередную игрушку в магазине. Старший ребенок воспринял это как данность и уже через некоторое время забыл, а младший — кричит и катается по полу из-за отказа родителей.
Родители недоумевают, мол как так, старший сын совсем не такой был.
Разгадка кроется в типе темперамента ребенка, который как раз и проявляется в нетипичных ситуациях. Ответ на нашу задачку: старший ребенок — сангвиник, младший — холерик.
Что такое темперамент? В чём разница между темпераментом и характером?
Темперамент — неизменная врожденная особенность людей, отвечающая за проявление эмоций и энергии.
Темперамент часто путают с характером, но это принципиально разные понятия:
- Характер формируется окружением и обстоятельствами, темперамент — данность от рождения.
- Темперамент проявляется сразу. О том, каким характером обладает малыш, можно узнать через пару лет.
- Темперамент влияет на развитие некоторых черт характера (например, общительность). Но благодаря характеру, можно научиться сдерживать некоторые неблагоприятные проявления темперамента.
- Характер на протяжении жизни может меняться, темперамент —нет.
Типы темперамента у детей
Впервые о темпераменте заговорил Гиппократ. Он выделял четыре типа в зависимости от того, каких «жизненных соков» в человеке больше:
- если крови — сангвиник;
- красно-желтой желчи — холерик;
- слизи — флегматик;
- черной желчи — меланхолик.
И хоть представления о причине возникновения темперамента поменялись, названия, данные Гиппократом, остались.
- Сангвиник. Дети этого типа темперамента будут приставать с разговорами ко всем и по любому поводу. Сангвиникам всегда не сидится на месте. Игры у них чаще активные и сменяются так же быстро, как и настроение маленьких непосед.
- Холерик. Детям-холерикам не подвластны собственные эмоции, которые вырываются из них наружу и всегда заметны окружающим. Холерики так же активны и общительны, как и сангвиники. Любят руководить и направлять.
- Флегматик. Спокойные и уравновешенные флегматики никогда не спешат, они очень медлительны. Решительны — если чем-то увлечены, то будут стараться узнать об этом всё. Им можно доверить кропотливую работу — сделают в лучшем виде. Всегда выполняют поручения. Прежде чем подружиться с кем-то, долго присматриваются.
- Меланхолик. Ранимые и чувствительные дети, часто задумчивы и находятся в грустном настроении. Они нерешительны и безынициативны, новые знакомства даются им с трудом. К новому коллективу привыкают долго.
Для чего определять тип темперамента ребенка?
Почему некоторые дети быстро осваиваются в незнакомой обстановке и находят себе развлечения, а другие не отходят от родителей ни на шаг?
Темперамент руководит типом мышления и выходом эмоций ребенка. Поэтому сангвиники и холерики быстро освоятся на новом месте, а флегматики и меланхолики будут долго адаптироваться.
Родителям стоит определить темперамент ребенка, чтобы понять и принять его. Например, вместо того, чтобы устраивать скандал и торопить ребенка-флегматика из-за долгих сборов прогулку.
В детстве возможно скорректировать проявления темперамента и научить ребенка взаимодействовать с внешним миром в рамках его врожденных особенностей.
Родители, узнав на какие рычаги нужно надавить, смогут заинтересовать ребенка, развить его таланты, рассчитать физические и умственные нагрузки.
Как определить темперамент ребенка?
Чтобы определить тип темперамента ребенка, ответьте на вопросы. Не забудьте отметить у себя варианты ответов.
1. Как ребенок реагирует на замечания воспитателей, родителей?
А. Выслушивает и соглашается с замечаниями, но вскоре благополучно забывает о сказанном замечании.
Б. Бурно реагирует, оправдывается и старается объяснить причины проступка.
В. Слушает с полной невозмутимостью. Признается, что был неправ.
Г. Расстраивается, переживает, может обидеться и заплакать.
2. Дети затеяли командную игру «веселые старты». Характерное поведение для вашего малыша:
А. Держится уверенно, всех поддерживает, подсказывает.
Б. Всех подгоняет, кричит, указывает на ошибки.
В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
Г. Держится неуверенно, очень волнуется. Может отказаться играть.
3. В споре с детьми ваш ребенок:
А. Дает высказаться другим, но отстаивает свое мнение.
Б. Считает верным только свое мнение, остальным не дает сказать, перебивает.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Не решается высказать мнение.
4. Как быстро проявляется усталость у ребенка?
А. Весь день может пробегать. Устает только к вечеру.
Б. Бывает очень активным, а потом может внезапно устать.
В. Не очень подвижен, энергичность средняя. Редко жалуется на усталость.
Г. Быстро утомляется.
5. Какие эмоции испытывает ребенок, если знает, что ему предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)?
А. С нетерпением ожидает новые интересные знакомства.
Б. Проявляет волнение, взбудоражен.
В. Не выказывает беспокойства, кажется безразличным.
Г. Сильно переживает, хочет остаться дома.
6. Особенности речи вашего малыша:
А. Чаще говорит взахлеб, речь живая, эмоциональная и всегда много.
Б. Говорит на повышенных тонах, речь прерывистая и быстрая.
В. Тщательно подбирает слова, говорит размеренно.
Г. Говорит тихо, порой неслышно, позволяет себя перебивать.
7. В детской компании ваш ребенок:
А. Всеми признанный лидер, балагур.
Б. Старается захватить лидерство, раздражается при неудаче.
В. Средние роли.
Г. Прислушивается к большинству.
8. Когда ваш ребенок остается без компании, он…
А. Жалуется на скуку.
Б. Быстро находит, чем заняться.
В. Тихо-мирно играет.
Г. Отлично себя чувствует. Находит себе занятие по душе.
9. Какие игры предпочитает ваш малыш?
А. Подвижные, командные игры.
Б. Шумные с баловством.
В. Логические.
Г. Настольные игры без соревновательного момента, шумные — только с близкими людьми.
10. Ваш ребенок впервые у кого-то в гостях или на приёме у врача. Как он себя ведет?
А. В скором времени адаптируется, с интересом знакомится со всеми, ведет себя оживленно.
Б. Начинает нервничать, находится в возбужденном состоянии.
В. Безмятежно разглядывает новое окружение и обстановку.
Г. Стесняется, держится только рядом с близкими, не идет на контакт.
Подсчитайте количество ответов. Каких больше всего?
Если преобладает вариант «А», темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если больше ответов «Б», вероятнее всего, ваш малыш — холерик, «В» — флегматик и «Г» — меланхолик.
Ребенок-холерик
Ребенок-холерик заполняет собой всё пространство, так как он очень активный и шумный. Быстро загорается идеей, но может бросить начатое, если у него не получается. Часто дети этого типа темперамента быстро и отрывисто говорят, потому что им некогда.
Из-за торопливости на занятиях могут допустить ошибки, хотя знают, правильный ответ.
Положительные стороны холериков: активность, общительность, целеустремленность.
Негативные стороны холериков: излишняя эмоциональность, истеричность, раздражительность, неприятие критики.
Как помочь:
Родителям нужно научить ребенка определять свои эмоции. Из-за того, что эмоции переполняют холерика, он не может с ними справиться. Спрашивайте у ребенка, что он сейчас чувствует, а потом назовите эту эмоцию «ты злишься, малыш», «ты раздосадован, потому что не получилось с первого раза, давай попробуем еще раз». Ребенок научится разбираться в собственных эмоциях и контролировать их.
Ребенок-сангвиник
Дети этого типа темперамента тоже активные и общительные , но, в отличие от холерика, ещё и уравновешенные. Легко находят общий язык со всеми, являются признанными лидерами и заводилами.
Сангвиники часто срывают дисциплину на занятиях.
Положительные стороны сангвиников: жизнерадостность, открытость, разносторонность
Негативные стороны сангвиников: быстрое перескакивание с одного на другое, поверхностность.
Как помочь:
Родителям необходимо научить ребенка доводить начатое до конца. Приучите ребенка планировать свой день. Покажите, что большая цель достигается упорными маленькими шагами. Хвалите ребенка, но пусть похвала будет заслуженной.
Ребенок-флегматик
Эмоциональный затворник, невозмутимый, спокойный и очень добрый. Дети с этим типом темперамента уравновешены, но не умеют делиться с окружающими своими переживаниями.
Медленный темп работы не позволяет им вовремя выполнять задания на занятиях.
Положительные стороны флегматиков: постоянство, целеустремленность, добродушие.
Негативные стороны флегматиков: упрямство, медлительность, безэмоциональность.
Как помочь:
Родителям необходимо научить ребенка проявлять и выражать свои чувства. Можно поручить ребенку заботу о домашнем питомце.
Многих раздражает медлительность малыша. На самом деле так проявляется его сдержанность. В силах родителей развить быстроту реакции ребенка и научить его справляться с некоторыми делами быстрее.
Ребенок-меланхолик
Робкие и застенчивые малыши, которые теряются, когда выпадают из привычной жизни. Они очень ранимы и всегда чересчур переживают. Но, в отличие от холериков, дети-меланхолики не могут вывести свои чувства наружу и очень страдают по этому поводу.
Детям этого темперамента очень трудно сконцентрироваться, поэтому на занятиях они рассеяны.
Положительные стороны меланхоликов: аккуратность, искренность, обязательность, старательность, ответственность.
Негативные стороны меланхоликов: тревожность, замкнутость, нерешительность, медлительность.
Как помочь:
Данный тип детей как никто другой нуждается в одобрении и похвале взрослых. Они очень неуверенны в себе, считают, что у них только недостатки. Задача родителей — научить меланхолика верить в себя и в свой успех.
Темперамент никогда не встречается в чистом виде, однако, приглядевшись к ребенку, вы сможете определить ведущий тип. Придерживайтесь воспитания ребенка по типу темперамента, сглаживая острые углы и оттачивая положительные стороны. А самое главное — любите своего ребенка, и тогда из него вырастет гармоничный и любящий человек.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Темперамент детей дошкольного возраста
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Все это и многое другое следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка. Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.
ХолерикУ детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
СангвиникДля детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но также быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Чувствительность к раздражителям у них понижена,. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
ФлегматикДети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Для них характерна медленная, негромкая, с паузами речь.
МеланхоликДети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Воспитатель группы №8 «Пчелки» Бараненко Т.Н.
Темперамент: что это такое и почему это важно
Темперамент: что это такое?
Темперамент — это то, как дети реагируют на мир.
Вы можете судить о темпераменте вашего ребенка с точки зрения того, насколько много или мало он проявляет этих трех качеств:
- Реактивность: это то, насколько сильно дети реагируют на такие вещи, как захватывающие события или нежелание добиваться своего. Реактивные дети склонны сильно чувствовать вещи.
- Саморегуляция: насколько дети могут контролировать свое поведение, в том числе то, как они выражают свои чувства. Также важно, насколько дети могут контролировать свое внимание и насколько они настойчивы.
- Общительность: так комфортно чувствуют себя дети, когда знакомятся с новыми людьми или получают новый опыт.
Дети рождаются со своим темпераментом, и вы, вероятно, могли описать темперамент своего ребенка с тех пор, как он был младенцем. Например, «Джейд очень покладистая» или «Лука любит рутину».
Различия в темпераментах объясняют, почему ваши дети могут сильно отличаться друг от друга. Например, ваши дети могут быть более или менее реактивными, более или менее саморегулирующимися и более или менее общительными.
Адаптация вашего воспитания к темпераменту вашего ребенка
Вы не можете изменить темперамент вашего ребенка. Ваш ребенок такой, какой он есть, и это здорово.
Но вы можете способствовать развитию своего ребенка, адаптируя свое воспитание к темпераменту вашего ребенка . Вы можете помочь своему ребенку развить положительные стороны его темперамента. И вы можете понять ситуации, которые вашему ребенку могут показаться трудными из-за его темперамента, и помочь ему научиться справляться с такими ситуациями.
Вот несколько идей, как адаптировать воспитание к темпераменту вашего ребенка.
Воспитание более и менее реактивных темпераментов
Более реактивный
Если у вас очень реактивный ребенок, ваш ребенок, вероятно, будет очень веселиться, когда происходит что-то хорошее. Но ваш ребенок также может быть громким и драматичным, когда он чем-то недоволен, например, не добивается своего. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться реагировать более спокойно, например, расслабляясь и используя слова для выражения гнева.
Реактивные дети часто также очень физически активны и им может потребоваться много времени на свежем воздухе. Вы можете помочь своему ребенку развиваться, поощряя его, например, пробовать новые виды спорта. Но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы успокоиться, поэтому отдых перед сном может быть хорошей идеей.
Менее реактивный
С менее реактивным ребенком обычно легко ладить, но он может быть менее напористым. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться постоять за себя. Например, если вы заметили ситуации, в которых ваш ребенок мог бы быть более настойчивым, вы можете научить его по-другому справляться с такими ситуациями.
Также важно следить за тем, чтобы менее реактивные дети не оставались за рамками семейных дискуссий. Например: «Харпер, ты мало что сказала. Вы довольны таким выбором фильма?»
Дети, которые менее реактивны, также могут быть менее физически активными . Вашему менее активному ребенку больше всего понравится множество возможностей использовать свои навыки мелкой моторики, например, заниматься рукоделием или рисовать. Но вам, возможно, придется поощрять физическую активность. Например, сходите в парк, чтобы собрать листья для коллажа. Или убедитесь, что вы оба идете в библиотеку, если можете, вместо того, чтобы ехать за рулем.
Воспитание людей с более или менее саморегулирующимся темпераментом
Более саморегулирующийся
Дети, которым легче контролировать себя, хорошо сохраняют спокойствие, когда испытывают такие эмоции, как разочарование или возбуждение. Они могут быстрее успокоиться после чего-то захватывающего или расстраивающего, и они менее импульсивны.
Ребенок, который очень саморегулируется, также может лучше управлять своим вниманием. Например, они могут продолжать что-то делать, пока это не станет правильным. Они также могут хорошо справляться с неудачами и выполнять такие задачи, как домашняя работа, без особого надзора. Но они могут быть немного перфекционистами, поэтому убедитесь, что они знают, что делать ошибки — это нормально.
Менее саморегулируемый
Если вашему ребенку трудно контролировать свое внимание, ему потребуется много поощрения, чтобы продолжать выполнять сложные задачи. Эти дети могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Они также могут быть очень творческими. Чтобы помочь ребенку сосредоточиться, вы можете попробовать вознаградить его или развлечь, используя игры и творческие занятия.
Воспитание более и менее общительного темперамента
Более общительный
Если вашему ребенку 9 лет0010 очень общительны , им нравится быть среди других людей, играть на свиданиях и заниматься групповыми делами. Но вам не нужно постоянно организовывать игры и занятия для вашего ребенка, потому что для вашего ребенка также важно научиться занимать себя.
Дети с более общительным темпераментом также обычно очень легко адаптируются и легко справляются с изменениями в распорядке дня. Замечательно, если вы можете подарить своему легко адаптирующемуся ребенку много новых впечатлений, но убедитесь, что ваш ребенок по-прежнему проводит с вами время один на один.
Менее общительный
Если ваш ребенок не очень общительный, он, вероятно, довольно хорошо играет сам по себе и, возможно, не нуждается в помощи, чтобы найти себе занятие. Но вам, возможно, придется помочь этому ребенку завести друзей. Если ваш ребенок не чувствует себя комфортно в компании или на вечеринках, например, вы можете попробовать пригласить одного или двух друзей на свидание к вам домой или в парк.
Если ваш менее общительный ребенок плохо адаптируется , ему понравится регулярный распорядок, и он может не справиться с изменениями. Это может облегчить вам планирование вещей в соответствии с распорядком дня вашего ребенка, но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы справиться с изменениями или переходами.
Темперамент вашего ребенка может отличаться от вашего. Некоторые родители считают, что легче понять и заботиться о ребенке, чей темперамент похож на их собственный. Например, если вам нравится предсказуемость, вам может быть легко ухаживать за ребенком, который нуждается в регулярном сне. Но если вам нравится иметь возможность делать что-то в любое время, вам может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что ваш ребенок любит рутину.
Как может измениться темперамент
Темперамент вашего ребенка может измениться по мере взросления. Это происходит потому, что опыт вашего ребенка влияет на то, как он ведет себя в различных ситуациях.
Например, ребенок, который раньше был очень рассеянным в школе, может стать взрослым, способным хорошо концентрироваться на деловых встречах. Это может быть связано с тем, что у них появилось больше мотивации по мере взросления, или потому, что они научились управлять своим отвлечением.
Как понять темперамент вашего ребенка
Как мне лучше понять темперамент моего ребенка?
Некоторые дети «легкие». Они предсказуемы, спокойны и позитивно относятся к новому опыту. Другим детям сложнее, они не могут с легкостью справляться со своими эмоциональными переживаниями и выражениями. Когда личность ребенка не совсем соответствует или не совпадает с личностью других членов семьи, это может стать проблемой для всех. Конечно, ни один ребенок не бывает все время одним, но у каждого свой обычный тип.
Легкость, с которой ребенок приспосабливается к окружающей среде, сильно зависит от его темперамента — приспособляемости и эмоционального стиля. По большей части темперамент является врожденным качеством ребенка, с которым он рождается. Оно несколько видоизменяется (особенно в первые годы жизни) его опытом и взаимодействием с другими людьми, с его окружением и его здоровьем.
К тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, его темперамент уже хорошо определен и совершенно очевиден для тех, кто его знает. Это не то, что может сильно измениться в будущем. Эти врожденные характеристики не имеют ничего общего с вашими собственными родительскими навыками. Тем не менее поведенческая адаптация ребенка школьного возраста во многом зависит от взаимодействия между его темпераментом и вашим, а также от того, как другие реагируют на него — насколько комфортно он вписывается в свое окружение и в окружающих его людей.
Характеристики темперамента
Зная некоторые характеристики темперамента, вы сможете лучше понять своего ребенка, оценить его уникальность и справиться с проблемами несоответствия, которые могут привести к непониманию и конфликтам.
Существует по меньшей мере девять основных характеристик, определяющих темперамент.
Уровень активности : уровень физической активности, движения, беспокойства или беспокойного поведения, которые ребенок демонстрирует в повседневной деятельности (и которые также могут влиять на сон).
Ритмичность или регулярность: наличие или отсутствие регулярного характера основных физических функций, таких как аппетит, сон и режим работы кишечника.Приближение и отстранение : то, как ребенок первоначально реагирует на новый стимул (быстрый и резкий или медленный и нерешительный), будь то люди, ситуации, места, продукты питания, изменения в распорядке дня или другие переходы.
Адаптивность : степень легкости или трудности, с которой ребенок приспосабливается к изменениям или новой ситуации, и насколько хорошо ребенок может изменить свою реакцию.
Интенсивность : уровень энергии, с которой ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.
Настроение : настроение, положительное или отрицательное, или степень приятности или недружелюбия в словах и поведении ребенка.
Продолжительность концентрации внимания : способность концентрироваться или оставаться на задаче, с отвлечением внимания или без него.
Отвлекаемость : легкость, с которой ребенок может быть отвлечен от задачи внешними (обычно визуальными или слуховыми) стимулами.
Сенсорный порог : количество стимуляции, необходимое ребенку для реакции. Некоторые дети реагируют на малейшую стимуляцию, а другим требуется интенсивное воздействие.
Как темперамент влияет на детей и их родителей
У каждого ребенка свой набор девяти характеристик темперамента. Многие, но не все дети, как правило, попадают в одну из трех широких и несколько расплывчато определенных категорий: легкие, медленно разминающиеся или застенчивые, трудные или вызывающие.
Легкомысленный ребенок легко реагирует на окружающий мир. Настроение у него позитивное, напряженность от легкой до умеренной. Он легко адаптируется к новым школам и людям. Когда он сталкивается с фрустрирующей ситуацией, он обычно делает это с относительно небольшим беспокойством. Его родители, вероятно, описывают его как «радость быть рядом». Около 40 процентов детей попадают в эту категорию.
Другой профиль темперамента может выявить несколько медленно согревающегося или застенчивого ребенка, который имеет склонность к умеренному настроению, обычно, но не всегда, к негативному. Он медленно приспосабливается к незнакомому окружению и людям, нерешителен и застенчив, когда заводит новых друзей, и имеет тенденцию отстраняться при встрече с новыми людьми и обстоятельствами.
Столкнувшись с новой ситуацией, у него, скорее всего, возникнут проблемы с тревогой, физическими симптомами или разлукой. Однако со временем он станет более восприимчивым к новым людям и ситуациям, как только он лучше с ними познакомится.Трудный или сложный ребенок склонен реагировать на мир негативно и интенсивно. В младенчестве его можно было отнести к категории суетливых младенцев. В детстве он, возможно, был склонен к истерикам или ему было трудно угодить. Иногда он все еще может быть взрывным, упрямым и настойчивым, и он может плохо приспосабливаться к новым ситуациям. У некоторых детей с трудным темпераментом могут возникнуть проблемы с адаптацией в школе, а их учителя могут жаловаться на проблемы в классе или на игровой площадке. У детей с трудным темпераментом обычно больше проблем с поведением, и они создают большую нагрузку на мать и семью.
Трудный характер важно отличать от других проблем. Например, повторяющиеся или хронические заболевания или эмоциональные и физические стрессы могут вызывать поведенческие трудности, которые на самом деле вовсе не связаны с темпераментом
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.