Содержание
«Мишка косолапый» — кто автор?
Уверена, что многие с детства, как и я, знают детский стишок про косолапого Мишку:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка. Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ.
Замечательный, содержательный стишок с описанием сюжета и с действенным окончанием.
Позже я узнала, что у четверостишия есть продолжение, ещё две строчки с решительным выводом:
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Эти дополнительные строчки мне не понравились. Из-за какой-то шишки Мишка лишал себя удовольствия гулять в лесу и собирать шишки (кстати, зачем они ему?).
А ещё позже я узнала, что автором стихотворения считается Агния Барто, и что она его не закончила. Стало понятно, почему две последние строчки мало кто знал, видимо, Агния Львовна сочла эти строчки несовершенными и не стала сочинять дальше.
Я сняла с полки сборник стихов Барто и просмотрела каждую страницу — стихотворения про косолапого Мишку в книжке не было. Посмотрела в Интернете «стихи А.Барто» — там было несколько стишков по разных мишек, но про косолапого не было. Правда, я Интернету доверяю только наполовину, он наполовину полон ошибок.
Предположила, может, у «Мишки косолапого» другой автор?
Стала искать дальше и нашла информацию, что автор стихотворения некий А. Усачёв.
Выяснила, что А.Усачёв — это Андрей Алексеевич Усачёв (род. 5.07. 1958) — русский детский писатель, поэт и драматург, сценарист, радиоведущий. Писал стихи для детей. Выпустил 13 сборников детских стихотворений. К 2019 году опубликовал более 330 книг (вместе с переизданиями).
Вот его стихотворение про косолапого Мишку.
[Сихотворение]
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб…
Оступился Мишка
И об землю — хлоп!
Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд,
Мишка косолапый
Наступил на хвост!
А за ним вдогонку
Пятеро зайчат:
— Мишка косолапый! —
Из кустов кричат.
Подхватил дразнилку
Весь лесной народ.
— Мишка косолапый
По лесу идет!
Бросился к берлоге
Маленький медведь:
— Чем такие ноги —
Лучше умереть!
Спрятался за шкафом
И ревёт ревмя:
— Мишкой косолапым
Дразнят все меня!
Мама удивилась:
— Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа,
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!
Мишка косолапый
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы,
Съел медовый торт.
Вышел из берлоги
И как заорёт:
— Мишка косолапый
По лесу идёт!
Однажды в Интернете я увидела два других продолжения про «Косолапого». Начало у всех было одинаковое, но после слов «топ» (или в «лоб)» шли вариации сюжета — встречи мишки с белочкой, с зайчиком, с пчёлкой с мёдом … все варианты заканчивались тем, что мишка заваливался на зиму спать.
Если допустить, что изначальное четверостишие про «Мишку косолапого» написала всё же Агния Барто (всё может быть!), то у этого стишка такой замечательный ритм и размер, а окончание (из 2-х строчек) не всем нравилось, то не удивительно, что хотелось его дописать и исправить.
В итоге скажу, что интерпретация Усачёвым дальнейшего поступка косолапого мишки мне нравится, типа, смейтесь, смейтесь, а я всё равно буду гулять и собирать.
Вот такой ликбез получился! Закончить своё исследование авторства хочу концовкой собственного сочинения (от имени Мишки):
Шишек вовсе не боюсь,
если стукнет, засмеюсь!
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А.Л.Барто «Я знаю, что надо придумать»» / Открытый урок
Цель: познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто.
Задачи: учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихи А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии; тренировать зрительную память детей.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, портрет Агнии Барто, картинки к стихам А. Л.Барто, листы белой и голубой бумаги, на каждого ребенка пластинки зеленого цвета.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: – Доброе утро! Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними «Здравствуйте!»
Ребята, вы любите стихи. Тогда я приглашаю вас в интересную страну стихов, вставайте за мной и мы отправляемся!
Друг за другом мы пойдем,
В страну стихов мы попадем.
Глаза закрой и покружись,
В стране стихов окажись.
Мы попали в страну стихов Агнии Барто.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами портрет Агнии Львовны Барто. Она писала не только для маленьких, но и для детей постарше. Давайте вместе вспомним стихи. Чтобы вам было легче вспоминать, я буду показывать картинки.
Воспитатель показывает первую картинку.
– Кто это? (Мишка). Почему он грустный? (Ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение.
Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший
– Как нам помочь Мишке? (Пришить лапку.)
Показ картинки зайчик.
– Что случилось с нашим зайкой, мы можем узнать из стихотворения.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок
– Ребята, как помочь зайчику? (вытрем зайчика пушистым полотенцем и посадим на травку под солнышко).
– Ребята, а кто на этой картинке? (Бычок).
Идет бычок качается
Вздыхает на ходу:
– Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Воспитатель показывает следующую картинку, на которой изображен грузовик, катающий кота).
–А какое стихотворение есть про грузовик?
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, –
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Котёнок
Котёнок возится с клубком:
То подползёт к нему тайком,
То на клубок начнёт кидаться,
Толкнёт его, отпрыгнет вбок…
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
– Но вот, ребята, мы и вспомнили стихотворения А. Барто. Эти стихотворения мы учили маленькими, но сейчас мы подросли, и будем учить новое стихотворение.
Физкультминутка
Я иду и ты идешь – раз, два, три (шагаем на месте).
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (хлопаем в ладоши).
Мы идем, и мы поем – раз, два, три (прыжки на месте).
Очень дружно мы живем – раз, два, три (шагаем на месте).
– Теперь сядем за столы ребята.
У А. Барто много замечательных стихов для маленьких детей и детей постарше. «А вы себя к каким детям относите? Коль вы уже большие, придется вам и серьезное стихотворение Агнии Барто прочитать. – Но сначала ответьте, по лету соскучились? Агния Барто нашла способ, как порадовать себя, как зимой лето вернуть. Ее совет мне очень понравился. Послушайте».
Воспитатель читает стихотворение несколько раз. Затем вместе с детьми негромко проговаривает первую часть стихотворения, а вторую часть читает ребенок, который смотрит на окружающих через пластину зеленого цвета.
Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас? (ответы детей). Какие времена года вы еще знаете? Какое время года вы любите больше?
Агния Барто написала стихотворение «Я знаю, что надо придумать»:
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
(Сейчас мы с вами тихо встанем и подойдем к окну, посмотрите через пластик за окно).
Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
Присаживаемся за столы. Вам понравилось стихотворение Агнии Барто? Давайте вместе повторим его.
Кто может рассказать этот стих сам по схеме?
А вы хотите превратить зиму в лето? (Ответы) (Предложить детям разделиться на группы, по разным столам. )
Пальчиковая гимнастика:
Прежде чем работу нашу выполнять,
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре,
Мы к работе приступили.
(Продуктивная деятельность: на столах лежат листы бумаги – зеленая и голубая.)
Ребята, как вы думаете, на каком листе можно нарисовать зиму? А на каком – лето? Почему вы так решили?
Вот сейчас девочки будут рисовать цветочки, а мальчики – снежинки. (Дети берут в руки печатки, приступают к работе. В конце работы положить рядом листы и рассмотреть.) Заключительная часть:
Ребята вам понравилось новое стихотворение?
А кто может рассказать сам стихотворение?
А что еще вам понравилось на занятии?
Скачать публикацию
Косолапый медведь идет через лес, чтобы включить его.
Песня косолапого медведя идет по лесу. У Агнии Барто нет такого стихотворенияОчень нравится и родителям, и детям. Особенно тот момент, когда приходится топать ногой.
Если вы хотите узнать в Интернете, кто написал это стихотворение, скорее всего, вы найдете информацию о том, что существует полная версия этого стихотворения и его автором является детский поэт и писатель Андрей Усачев. Но если открыть Википедию, то мы там прочтем, что Андрей Усачев родился в 1958. Из чего следует, что он никак не мог написать первый вариант этого стихотворения.
Предположительно в оригинале это выглядит так:
Идет по лесу косолапый медведь
Собирает шишки, поет песенку.
Вдруг упала шишка! — Прямо в лоб Мишке.
Медведь рассердился, а ногой — топ!
Я больше не пойду гулять в лес!
Я больше не пойду собирать шишки
У АГНИИ БАРТО НЕТ ТАКИХ СТИХОВ!
Есть много популярных вариантов:
Косолапый медведь ходит по лесу,
Собирает шишки, складывает в сумочку.
Шишка отскочила прямо на лоб медведя!
Медведь разозлился и пнул волчок!
Плюшевый мишка
Прогулка по лесу
Шишки собирает
И кладет в карман.
Внезапно упал комок.
Прямо в лоб медведя…
Сердитый медведь
И ногой — топ!
меня больше не будет
Собери шишки,
Я лежу в берлоге,
Я буду спать спокойно!
Мы дали только 2 варианта. На самом деле их много.
А вот и 3 версии этого стихотворения, написанные профессиональными поэтами:
Он собирает шишки, поет песни.
Вдруг шишка упала прямо на лоб медведя,
Медведь споткнулся и ударился о землю!
Пересмешник свистнул на ветке:
Косолапый медведь наступил на хвост!
А за ним пять зайцев в погоне —
«Косолапый медведь!» крики из кустов.
Весь лесной народ подхватил тизер:
По лесу идет косолапый медведь!
Медвежонок бросился в берлогу-
Лучше умереть, чем такие ноги!
Он спрятался за шкаф и издает рев:
Меня все дразнят косолапым медведем. ..
Мама улыбнулась: «Глупый сын!
Не робей, милый, косолапый! —
Я косолапый, а папа косолапый,
А дедушка Потап неплохой косолапый сделал.
Косолапый медведь страшно загордился,
Я лапы с мылом помыл, медовик съел.
Он вышел из берлоги, и как завопил:
«По лесу идет косолапый медведь!! !»
Судя по тому, что это стихотворение читали еще в детстве наши бабушки и пробабушки, первый автор этого стихотворения жил в 19век. Ведь конфеты с таким названием начали выпускать в промежутке между 1880-1890 годами.
Приглашаем вас продолжить список версий про Косолапого Медведя.
А когда Медведь проснется от зимнего сна, он преподнесет самым оригинальным авторам сюрприз.
Медвежонок
Прогулка по лесу
Собирает шишки,
Поёт песенки.
Внезапно большая шишка
Прямо в лоб медведя,
Медведь рассердился
А ногой — топ!
«Не буду
Собирать шишки.
Посижу на пеньке
Отдохну!»
Медвежонок
Прогулка по лесу
Собирает шишки,
Поёт песенки.
Внезапно упал комок.
Прямо в лоб медведю…
Медведь споткнулся
И на землю — бах!
Свистящий на ветке
Дрозд-пересмешник:
— Плюшевый мишка
Наступил на хвост!
А за ним
Пять кроликов:
— Косолапый медведь! —
Кричат из кустов.
Подобрал тизер
Всем лесным людям.
— Плюшевый мишка
Прогулка по лесу! ..
Бросился в берлогу
Медвежонок:
— Что это за ноги —
Лучше умереть!
Спрятался за шкаф
И рев ревет:
— Косолапый медведь
Меня все дразнят!
Мама удивилась:
— Глупый сын,
Всегда гордился
Форма твоих ног.
Я косолапый
А папа косолапый,
Косолапый славно
А дедушка Потап!
Плюшевый мишка
Я ужасно возгордился.
Я лапы мыл с мылом,
Медовик ел.
Из берлоги
И как кричит:
— Плюшевый мишка
Прогулка по лесу!
Косолапый медведь идет по лесу,
Собирает шишки, поет песенку.
Вдруг Мишке прямо на лоб упала шишка.
Медведь рассердился, а ногой — топ!
Я больше не пойду гулять в лес!
Я больше не буду собирать шишки!
Медвежонок
Прогулка по лесу
Собирает шишки,
Поёт песенки.
Белка озорная
Прыжок-прыжок с ветки,
Я шишку уронил —
Прямо Мишке в лоб.
Сел на траву Мишка
И давай реветь.
Испуганный кочками
Глупый медведь.
«Я не буду
Гулять по лесу
Я больше не буду
Собирать шишки».
Спрятался под деревом
Оно дрожит, как лист.
Глядь — зайчик в лесу
Серый бежит.
Мишке стало стыдно,
Лапа слезы натирает
И в густой малине
С коробкой тело идет.
Четвероногий ёжик
Он спрятался в кустах.
Снова косолапость
Испуганный: «Ах!»
«Я не буду
Гулять в лесу
Мне лучше в берлоге
Я буду спать сладко!»
Мишка
Спит и мечтает.
Спи сладко в берлоге
Будет до весны.
Медвежонок
Прогулка по лесу
Собирает шишки,
Поёт песенки.
Вдруг большая шишка
Прямо в лоб медведю,
Медведь рассердился
А ногой — топ!
Я закопал ком в ветках,
На ветках танцевал.
Поскользнулся и упал в барсучьей норе.
Вышел сонный барсук —
Поворчал на медведя.
Медведь струсил —
Залез на суку
Мышкой спрятался!
Отзывы
Плюшевый мишка
шел по тропинке,
он лапой мух гонял…
… Вдруг появляется коза.
Он «не шевелился»
а позвал в кусты…
Угостил меня малиной
И сказал: — Эх ты…
Ты не любишь ягоды
бродишь тут один. .
Если встретишь волка, будет
тот непобедим.
Я не боюсь волка
У меня есть рога —
будет долго плакать.
Жизнь не дорога?
А я буду тобой
Мишка, защити.
Ты такой хороший,
позволь мне обнять тебя.
Плюшевый мишка
и коза — друзья!
Дружба — это счастье
Уверяю вас.
Спасибо, Люда!
С улыбкой!
Таня.
Ежедневная аудитория портала Proza.ru составляет около 100 тысяч посетителей, которые суммарно просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. Каждый столбец содержит два числа: количество просмотров и количество посетителей.
Плюшевый мишка
Прогулка по лесу
Собирает шишки,
Поёт песенку.
Шишка отскочила.
Прям Мишке в лоб…
Медведь рассердился
И пинать-топ!
Написано два успешных продолжения короткого стихотворения. Первая версия русского детского автора Андрея Усачева под названием «Песня косолапого»:
Медвежонок
Идет по лесу
Собирает шишки,
Поет песенки.
Внезапно упал комок.
Прямо Мишке в лоб…
Медведь споткнулся
И на землю — бац!
Свистнул на ветке
Дрозд-пересмешник:
— Медвежонок
Наступил на хвост!
А за ним
Пять кроликов:
— Косолапый медведь! —
Кричат из кустов.
Подобрал тизер
Все лесные люди:
— Медвежонок
Идем по лесу! ..
Бросился в берлогу
Медвежонок:
— Что это за ноги —
Лучше умереть!
Спрятался за шкаф
И рев ревет:
— Косолапый медведь
Меня все дразнят!
Мама удивилась:
— Глупый сын,
Я всегда гордился
Форма твоих ног.
Я косолапый
А папа косолапый,
Косолапый славно
А дедушка Потап!
Плюшевый мишка
Я ужасно возгордился.
Я помыл лапы с мылом,
Я съел медовик.
Из берлоги
И как кричит:
— МИШКА КОСОЛАПЫ
ИДУ В ЛЕС!
Второй вариант Оксаны Ивановой:
Медвежонок
Прогулка по лесу
Он собирает шишки,
Поет песни.
Белка озорная
Прыжок-прыжок с ветки,
Я уронил кочку —
Прямо Мишке в лоб.
Сел на траву Мишка
И давай рычать —
Испугался кочек
Глупый медведь.
Меня больше не будет
Прогулка по лесу
Меня больше не будет
Собирать шишки.
Спрятался под дерево
Как лист дрожит.
Глядь — зайчик в лесу
Серый бежит.
Мишке стало совестно,
Лапа слезы натирает
И в густой малине
С ящиком тело идет.
Четвероногий ёжик
Он спрятался в кустах.
Снова косолапость
Испуганный: «Ах!»
Меня больше не будет
Прогулка по лесу
Мне лучше в берлоге
Буду спать сладко!
Плюшевый мишка
Сны и сны.
Спи сладко в берлоге
Будет до весны.
Она прожила треть века и только узнала, что есть полная версия поэмы «Мишка дубина». В детстве нам рассказывали о такой народной версии:
Он собирает шишки, поет песенку.
Вдруг Мишке прямо на лоб упала шишка.
Медведь рассердился, а ногой — топ!
Я больше не пойду гулять в лес!
Я больше не буду собирать шишки!
И еще несколько очень похожих фольклорных вариантов (например, последние строчки «Я сяду в машину и пойду спать»). Плюс мамы, папы, бабушки, дедушки, тети и дяди, рассказывая своему ребенку о Мишке Косолапе, могут забывать слова и импровизировать. Например, так:
Косолапый медведь ходит по лесу,
Собирает шишки, складывает в сумочку.
Шишка отскочила прямо на лоб медведя!
Медведь разозлился и пнул волчок!
Медвежонок
Прогулка по лесу
Шишки собирает
И кладет в карман.
Внезапно упал комок.
Прямо в лоб медведю…
Angry Bear
А ногой — топ!
Меня больше не будет
Собери шишки,
Я лежу в берлоге,
Я буду спать спокойно!
Да ведь я сыну такой короткий стишок рассказал на свой лад, главное, чтобы он имитировал движения, ведь из этого стишка получается отличная игра. А вот и полная версия «Медвежьей косолапы» Андрея Усачева, хотя в сети появляются и другие. Еще я нашла стихотворение Оксаны Ивановой. Вот обе «полные» версии:
Косолапый Мишка (полная версия), Андрей Усачев
Плюшевый мишка
Идет по лесу
Собирает шишки,
Поет песни.
Внезапно упал комок.
Прямо в лоб медведю…
Медведь споткнулся
И на землю — бац!
Свистнул на ветке
Дрозд-пересмешник:
— Медвежонок
Наступил на хвост!
А за ним
Пять кроликов:
— Косолапый медведь! —
Кричат из кустов.
Схватил тизер
Всем лесным людям.
— Плюшевый мишка
Прогулка по лесу! ..
Бросился в берлогу
Медвежонок:
— Что это за ноги —
Лучше умереть!
Спрятался за шкаф
И рев ревет:
— Косолапый медведь
Меня все дразнят!
Мама удивилась:
— Глупый сын,
Я всегда гордился
Форма твоих ног.
Я косолапый
А папа косолапый,
Косолапый славно
И дедушка Потап!
Плюшевый мишка
Я ужасно возгордился.
Я помыл лапы с мылом,
Я съел медовик.
Из берлоги
А как кричит:
— Медвежонок
Идти по лесу!
Еще один «Косолапый мишка», автор Оксана Иванова
Медвежонок
Идет по лесу
Собирает шишки,
Поет песенки.
Белка озорная
Прыжок-прыжок с ветки,
Я уронил шишку —
Прямо Мишке в лоб.
Сел на траву Мишка
И давай реветь.
Испуганный кочками
Глупый медведь.
«Не буду
Иди в лес
Меня больше не будет
Собери шишки.
Спрятался под елку
Дрожит как лист.
Глядь — зайчик в лесу
Серый бежит.0003
Четвероногий ёжик
Он спрятался в кустах.
Снова косолапость
Испуганный: «Ах!»
«Не буду
Гулять по лесу
Мне лучше в берлоге
Я буду сладко спать!
Плюшевый мишка
Спит и мечтает.
Спи сладко в берлоге
Будет до весны.
Почему и как человек становится «спасателем» (Нет, это нехорошо)
Женщины-спасительницы часто описывают свои партнера как бомжа или пьяницы, импотента или агрессора. Иногда все эти качества сочетаются в одном человеке.С ухмылкой и грустью в глазах женщина признается, что понимает абсурдность происходящего.При взгляде со стороны ее поведение совершенно нелогичное, но как будто какая-то неведомая сила заставляет ее оставаться в отношениях.В стихотворении Агнии Барто о медведе с оторванной лапой девушка говорит: «Я его все равно не оставлю, потому что он хороший».
«Спасая» мужа, женщина ведет себя как девочка из популярного стишка. Но взрослые мужчины – это не плюшевые мишки или зайчики, которых «бросила хозяйка», они сами способны взять на себя ответственность за свою жизнь.
Почти все женщины-спасительницы имеют похожие детские истории. Когда в детстве наблюдали ссоры, иногда даже драки между родителями. А иногда, забыв о собственной безопасности, вставали между родителями.
В ситуации, когда страшно, психика ребенка создает защиту — иллюзию того, что он может контролировать эту ситуацию. Эта иллюзия уменьшает страх, но нарушает семейную иерархию, делая ребенка сильнее и «больше» родителя. Так происходит парентерификация — смена ролей, когда ребенок становится родителем для родителя и начинает о нем заботиться. Тогда часто на протяжении всей жизни человек ищет того, кого «нужно спасти», и отказывается от управления собственной жизнью, управляя чужой. Только так он чувствует себя «хорошо».
Одна из женщин рассказывает, что когда пьяный муж «врезался в нее кулаками», между ними встала маленькая дочь.
Муж остановился, а женщина подумала: «Какая смелая девочка! Не то, что я была в детстве. Я пряталась под столом, когда отец бил маму, а она ничего не боится». Сама того не замечая, она поддержала безрассудное желание ребенка спасти мать, возможно, даже ценой собственной жизни. Хотя, для маленького ребенка было бы естественно спрятаться в опасной ситуации, проявив инстинкт выживания, заботы о себе. Дочь этой женщины получает сообщение: «Ты хорош, когда спасаешь других, не думай о себе, откажись от своих чувств». Какую судьбу она выберет, когда вырастет?
Многие дети встают между родителями, отказываясь от естественного страха в ситуации опасности.
Они «выключают» страх и постепенно отучаются чувствовать вообще. Дети думают, что могут влиять на поведение родителей, это дает чувство силы и собственного достоинства. А это гораздо приятнее, чем в страхе сидеть под столом.Одному из моих клиентов в детстве «не повезло». Ваза, которую отец «кинул в маму», попала ей в голову. Произошло это потому, что девочка моментально отреагировала на родительский конфликт и встала между родителями, спасая мать. Теперь головные боли – ее постоянные спутники по жизни. Она живет с мужчиной, похожим на ее тиранического отца; женщина периодически ловит летящие в ее сторону предметы. «Я достигла удивительной ловкости в этой области», — саркастически замечает она.
«Я не могу уйти от мужа» — типичная фраза женщин-«спасателей» с последующими вариантами объяснения своего поведения: без меня он напьется; лишить себя жизни; заболеет и умрет. И так далее и тому подобное.
Получается, что женщина ответственна не много и не меньше за жизнь своего мужа. На самом деле она приравнивает себя к божеству. Конечно, расстаться с такой иллюзией непросто. Что еще может дать женщине такое же мощное ощущение своего величия?
Итак, «спасение» приносит очень важные бонусы. Их как минимум три. Во-первых, как уже было сказано, это чувство собственного достоинства. Даже величие. Компенсация утраченного в детстве нарциссического всемогущества.
Во-вторых, повторению модели научились с детства. Повторять всегда легче, чем узнавать новое, к тому же так проявляется лояльность к родительской системе.
И это третья польза от «катапультирования».
На фоне преимуществ игнорируется значимость недостатков. Пока, пока.
Изменения начинаются, когда человек осознает, что минусов в роли «спасателя» больше, чем плюсов. Когда от «спасения» начинаются проблемы в значимой для человека сфере. Для одних это работа, для других здоровье, проблемы с окружающими людьми, дети. Или просто чаша терпения переполняется.
Изменения начинаются, когда женщина начинает сомневаться в истинности родительского послания: «Ты хорош, когда спасаешь других, не думай о себе, отказывайся от своих чувств».
Это долгий и трудный путь, ведь убеждения и привычки формировались годами, они прочно «прописаны» в нейронных связях. Очень важно, чтобы на этом пути у женщины была поддержка в лице друзей, родственников, психолога. Чем больше эта поддержка, тем легче принять новое поведение в свою жизнь. На пути перемен ошибки неизбежны, потому что, осваивая что-то новое, мы склонны ошибаться. Когда мы позволяем себе делать свои ошибки, нам легче принять ошибки других людей. Так формируется толерантность. Когда мы учимся осознавать свои чувства и выражать их, наша чувствительность к чувствам других людей также возрастает. Так формируются эмпатия и эмоциональная компетентность. Это важные навыки для построения близких отношений — выбирать себя с учетом интересов окружающих людей.
При изменении поведения женщины появляются варианты развития отношений с партнером:
Если мужчина заинтересуется этой женщиной, он тоже начнет изменяться. Их отношения могут перейти на новый уровень.