Разное

Стихи агнии барто для детей 6 7 лет: Стихи Агнии Барто для детей 6-7 лет

Стихи Агнии Барто для детей 6-7 лет

Белая медведица!
— Во льдах живет она?
— Метель и гололедица
Медведям не страшна?

— Ой, медвежонок маленький!
— Ребенку только год!
— На нем такие валенки,
Что в них не страшен лед.

— Ой, медведь шагает бурый!
— Он одет в тяжелый мех.
Он осанистой фигурой
Может страх нагнать на всех!

Обед! Обед! Несут обед!
Больше ждать терпенья нет:
Не дадут ему обеда,
Он сейчас же съест соседа.

У маленького соболя
Пока еда особая:
Все о нем заботятся
И кормят по часам,
А он такой
Догадливый:
Сосать умеет сам.

***

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.

***

Я занимаюсь боксом,
Я увлекаюсь боксом,
А мама уверяет,
Что дракой я увлекся

— Беда!— вздыхает мама.—
Я так удручена,
Что вырастила сына я
Такого драчуна!

Я маму звал
В боксерский зал,
Она мне отказала.
— Нет,— говорит,— я не могу,
Я убегу из зала!—

И заявила прямо:
— На бокс смотреть противно!
Я говорю ей:— Мама!
Ты мыслишь не спортивно!

Вот предстоит мне первый бой,
Мне так нужна победа,
Противник мой привел с собой
Двух бабушек и деда.

Явилась вся его родня,
Все за него, против меня.

Он видит всю свою семью,
Поддержку чувствует в бою,
А я расстроен! Я сдаю!

А защищать мне нужно честь
Школьников Рязани.

Вдруг вижу — мама,
Мама здесь!
Сидит спокойно в зале,
Сидит в двенадцатом ряду,
А говорила — не приду!

Я вмиг почувствовал подъем —
Сейчас противника побьем!
Вот он при всех ребятах
Запутался в канатах.

— Ну, как я дрался? Смело?—
Я подбегаю к маме.
— Не знаю,— сидела
С закрытыми глазами.

***

Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
— Сначала стену вытирай,-
Учил меня мой дед. —

Ты ототри ее, очисть,
Тогда смелей берись за кисть.

Так и летала кисть моя!
Гремел на небе гром,
А мне казалось — это я
Гремлю своим ведром.

Ну, наконец сарай готов.
Мой дедушка так рад!
Эх, взять бы краски всех цветов
И красить всё подряд!

Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,-
Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь!

***

Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
— Не надену белое —
Плохо отутюжено!

Не надену желтое —
Желтое измятое.
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая!

Бабушка сконфужена —
Гладит после ужина.
Для вожатой платьице
Будет отутюжено.

Есть такие люди —
Им все подай на блюде!

***

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

***
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:

«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля»,

Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.

«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля».
Песенка чудесная —
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.

«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля».

Как песня начинается,
Вся рыба расплывается…
«Тра-ля!»

***

Вид у птичек жалкий,
Мы их не узнали!
Видно, в перепалке
Птицы побывали.

— Хоть бы весточку с пути
Вы прислали, птицы!
— Мы сидели взаперти,—
Говорят синицы.

— Вы не знаете Тараса?
Он гроза второго класса.
Он идет — дрожит весь класс.
Вот каков этот Тарас!

Мы решили не молчать,
А заметку дать в печать,
Поместить его портрет,
Осрамить на целый свет.

Он порвал заметку,
Посадил нас в клетку.
Мы собрали клочья
Порванной заметки
И однажды ночью
Вырвались из клетки.

Молодцы наши синицы —
Улетели из темницы.

Принесли портрет Тараса.
Мы Тараса больше часа
Составляли из кусков.
Посмотрите, он каков!

Драчуна иль тунеядца
Осмеять не побоятся
Наши птицы никогда.
Вновь сейчас они умчатся,
Возвратятся к нам сюда…

***

Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы,-
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.

Нет, мы не ходим в дальний лес:
А вдруг в походе сбавим вес?!
Нам не до птичьих голосов.
Проводим утро у весов.

Нельзя бродить нам по лесам:
Все по часам! Да по весам!
А в дождь — мы сразу под навес.
Ребята ценятся на вес!

И сколько здесь бывает драм:
Сережа сбавил килограмм,
И долго ахал и стонал
Весь медицинский персонал.

Вдруг изменился наш режим:
С утра на речку мы бежим,
Мы обнимаемся, визжим…
Ура! Не вешайте носы —
У нас испортились весы!

***

Вышла Леночка на сцену,
Шум пронесся по рядам.
— От детей,- сказала Лена,-
Я привет вам передам.

Лена в день Восьмого марта
Говорила мамам речь.
Всех растрогал белый фартук,
Банты, локоны до плеч.

Не нарадуются мамы:
— До чего она мила!-
Лучшим номером программы
Эта девочка была.

Как-то в зале райсовета
Депутаты собрались.
Лена, девочка с букетом,
Вышла к ним из-за кулис.

Лена держится так смело,
Всем привет передает,
Ей знакомо это дело:
Выступает третий год.</span>

Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом:
То придет на юбилей,
То на съезд учителей.

Ночью Леночке не спится,
Днем она не пьет, не ест:
«Ой, другую ученицу
Не послали бы на съезд!»

Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу.

Лена, девочка с букетом,
Отстает по всем предметам:
Ну когда учиться ей?
Завтра снова юбилей!

***

Спешил Никита на урок,
Шел не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Никита — взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: — Ой, боюсь!-
И сразу слезы градом.

Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: — Иди спокойно в класс!-
И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.

— Ты потеряешься в лесу,
А я приду — тебя спасу!-
Он предложил Танюшке.

— Ну нет!- ответила она. —
Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.

— Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь!-
Ей предложил Никита.
Не дам тебе пойти ко дну!

— Я и сама не утону!-
Она в ответ сердито.

Она его не поняла…
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.

***

Петя взял «Родную речь»;
На диван решил прилечь.

— Дайте что-нибудь принять…
Витамины, что ли…
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)

Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.

— Что ж, пожалуй, ты права,-
Стонет хитрый малый. —
Отдохну часочка два…
Я такой усталый!

Сунул в шкаф
«Родную речь»,
И гора свалилась
С плеч.

Витамины А, Б, Ц
Катает кошка па крыльце.

***

Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Жарко в кочегарке!
В Африке не жарче!
Бьется пульс машинный,
Видно, что спешим мы…

Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Море в бурю
Волны хмурит,
В черное ненастье
Распевают снасти.

Ишь, какая качка!
Скачешь вроде мячика.
Эй, смотрите с палубы —
За борт не упали бы!

Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Мы — морские черти,
Все море исчертим.

***

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят — иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

***

Каждый может догадаться —
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!

Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: — Это он!

Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица…

Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.

И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:

«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».

Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!

Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,

Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.

Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.

Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.

***

Что я страдаю
Над чистым листом?
Нет, я чертеж
Отложу на потом.

Ведь не приклеена
Я к чертежу?
Сбегаю к Шурке,
Секрет ей скажу.

Нет, я, пожалуй,
Секрет отложу,
Лучше я с книжкой
Часок посижу.

Книжка попалась —
Увесистый том,
Я отложила ее
На потом,

Снова страдаю
Над чистым листом…
Столько забот,
Все дела да дела…

Жалко, я ночь
Отложить не смогла.
Проспала!

***

Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.

Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!

Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.

Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
— Я ужасно близорук!

И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло —
Он сказал, что это хлеб.

Со стола он сдернул скатерть,
Налетел на стул спиной
И спросил про тетю Катю:
— Это шкаф передо мной?

Ничего не видит Дима.
Стул берет — садится мимо
И кричит:— Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!

Я хочу идти к врачу,
Я очки носить хочу!

— Не волнуйся и не плачь,—
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.

Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
— Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!

Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
— Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!

Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.

***

Откуда вы, синицы?
— Летали над столицей…

Пятиклассник шел вразвалку
По бульвару не спеша
И, представьте, бросил палку!
И в кого же?
В малыша!

Это хищнику к лицу,
А порядочная птица
Так не станет относиться
К беззащитному птенцу.

А у реки в любом часу
Всегда лежит девица,
Лежит с бумажкой на носу
И в зеркальце глядится.
Девица загорает,
А бабушка стирает.

— Мы хотим,— сказали птицы,
На других детей взглянуть.—
Вновь вспорхнули со страницы
И опять пустились в путь.

***

Не заснет никак Сережа,
Он разглядывает лежа
Тонконогого оленя
На лужайке вдалеке —
Тонконогого оленя
Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,
Он стоит, подняв рога,
А вокруг темнеют травы,
Расстилаются луга.

Встал Сережа на коленки,
Поглядел на потолок,
Видит — трещинки на стенке,
Удивился он и лег.

Сказал на следующий день,
Когда открыли шторы:
— Я знаю, это был олень,
Но он умчался в горы.

***

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно — мячом!
Уж как мне нагорело!

И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
— Стекло разбить охота?

Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
— Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.

Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.

Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.

Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
— Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну?-
Я не отвечу, я вздохну.

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

***

Мы учимся петь!
Мы теперь по субботам
Не просто поем —
Распеваем по нотам.

Мы много мелодий
Запомнить должны:
И в дальнем походе
Нам песни нужны,
И дома подруги
Поют на досуге…

Есть плавные песни
И есть плясовые.
Сегодня мы в классе
Поем их впервые.

На каждом уроке
Вот так распевать бы!
Есть даже особая песня —
Для свадьбы.

Вот лет через двадцать
Решу я жениться,
Тогда эта песня
И мне пригодится.

***

Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.

Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!

Поглядите, возле вас
В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?

Или в дом влетели птицы
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.

Просим вас: бегите вслед
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.

***

Знают нашего соседа
Все ребята со двора.
Он им даже до обеда
Говорит, что спать пора.

Он на всех глядит сердито,
Все не нравится ему:
— Почему окно открыто?
Мы в Москве, а не в Крыму!

На минуту дверь откроешь —
Говорит он, что сквозняк.
Наш сосед Иван Петрович
Видит все всегда не так.

Нынче день такой хороший,
Тучки в небе ни одной.
Он ворчит:- Надень галоши,
Будет дождик проливной!

Я поправился за лето,
Я прибавил пять кило.
Я и сам заметил это —
Бегать стало тяжело.

— Ах ты, мишка косолапый,-
Мне сказали мама с папой,-
Ты прибавил целый пуд!
— Нет,- сказал Иван Петрович,-
Ваш ребенок слишком худ!

Мы давно твердили маме:
«Книжный шкап купить пора!
На столах и под столами
Книжек целая гора».

У стены с диваном рядом
Новый шкап стоит теперь.
Нам его прислали на дом
И с трудом втащили в дверь.

Так обрадовался папа:
— Стенки крепкие у шкапа,
Он отделан под орех!
Но пришел Иван Петрович —
Как всегда, расстроил всех.

Он сказал, что все не так:
Что со шкапа слезет лак,
Что совсем он не хорош,
Что цена такому грош,
Что пойдет он на дрова
Через месяц или два!

Есть щенок у нас в квартире,
Спит он возле сундука.
Нет, пожалуй, в целом мире
Добродушнее щенка.

Он не пьет еще из блюдца.
В коридоре все смеются:
Соску я ему несу.
— Нет!- кричит Иван Петрович.-
Цепь нужна такому псу!

Но однажды все ребята
Подошли к нему гурьбой,
Подошли к нему ребята
И спросили:- Что с тобой?

Почему ты видишь тучи
Даже в солнечные дни?
Ты очки протри получше —
Может, грязные они?
Может, кто-нибудь назло
Дал неверное стекло?

— Прочь!- сказал Иван Петрович.
Я сейчас вас проучу!
Я,- сказал Иван Петрович,-
Вижу то, что я хочу.

Отошли подальше дети:
— Ой, сосед какой чудак!
Очень плохо жить на свете,
Если видеть все не так.

Стихи для детей 7-8-9 лет. Читайте онлайн с иллюстрациями.

  • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

    Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей и избавиться от волка. Волк и семеро козлят читать Жила-была…

  • Лиса и козел — русская народная сказка

    Сказка о том, как лиса случайно в колодец попала. Сидит, выбраться не может, проходит мимо козел, а лиса этим и воспользовалась! Лиса и козел читать Бежала лиса, на ворон зазевалась — и…

  • Скорый гонец — русская народная сказка

    Сказка рассказывает о том, как однажды старый отец и его три сына расчистили болота и построили мост калиновый.

    Отправлял сыновей старик под мост, чтобы слушать о чем прохожие говорят: добро или худо…

  • Волшебная дудочка — русская народная сказка

    Сказка о том, как мачеха и сводная сестра изжили со свету бедную девушку. Но девушка не умерла, а превратилась в волшебную дудочку и грустной песней рассказала страннику о случившейся беде… (в пересказе…

  • Телефон — Носов Н.Н.

    Интересный и познавательный рассказ про двух друзей, который купили два игрушечных телефона для переговоров друг с другом. Да только Мишка решил разобрать свой аппарат и посмотреть, как он устроен. А собрать, как…

  • Живая шляпа — Носов Н.Н.

    Известная история про двух друзей и котенка, на которого с комода упала шляпа. Мальчишки сначала подумали, что шляпа ожила и очень испугались.

    Но вскоре секрет шляпы был открыт… Рассказ Живая шляпа читать…

  • Тук-тук-тук — Носов Н.Н.

    Рассказ о трех приятелях, которые приехали в пионерлагерь раньше отряда, чтобы подготовить помещение. Все было прекрасно до тех пор, как пришла пора ложиться спать. Послышались странные стуки в дверь, которые сильно напугали…

  • Метро — Носов Н.Н.

    Рассказ о двух братьях, которые приехали с мамой в Москву к тете в гости. Когда взрослые ушли из дома, то мальчики решили тоже посмотреть город и покататься на метро. Да вот только…

  • Совушка — русская народная песенка

    Ах, ты, Совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася!   (Илл. Ю.Васнецова, Ладушки, изд. Росмэн, 2002)

  • Кораблик (сборник Игрушки) — Агния Барто

    Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: — Прокати, капитан!   (Изд. Астрель)

  • Кошка и курочка — русская народная песенка

    Кошка на окошке Рубашку шьёт, Курочка в сапожках Избушку метёт.   (Илл. Ю.Васнецова, Ладушки, изд. Росмэн, 2002)

  • Федорино горе — Чуковский К.И.

    Известное произведение о неряшливой старушке и сбежавшей посуде. Бабушка Федора не жалела тарелок и чашек, била и не мыла их, не чистила кастрюли и сковородки. И посуда ушла от Федоры в лес.…

«Вам еще рано читать эту книгу»: высказываются подростки

Варвара Петрова, 13, премия «Читатель с большой буквы»

Гораздо чаще можно услышать, что еще рано для меня читать конкретную книгу с возрастными ограничениями В 2012 году в России были приняты поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которым издатели должны маркировать книги следующими возрастными категориями: 0+, 6 +, 12+, 16+, 18+. Эта рейтинговая система аналогична системе рейтинга фильмов MPAA в США (PG, PG-13, R) — она указывает, что содержание книги может не подходить для детей младше определенного возраста. Большинство ограничений касаются описаний сексуальности, насилия, курения и тому подобного. Книжный магазин не может законно продать ребенку книгу, если он моложе возраста, указанного в рейтинге; точно так же библиотеки не позволят ему или ей проверить книгу. чем настоящие люди. Моя мама, дающая мне полную свободу действий и считающая, что «читать можно все, что угодно, лишь бы тебе это было интересно», сказала эту фразу (с несколько иной формулировкой) всего два раза — за все время. И, зная, какие книги и фильмы она мне разрешает читать и смотреть, я понял, что это серьезное предупреждение с ее стороны. Сомневаюсь, что это были ругательства, наркотики, секс или однополые отношения, но скорее всего что-то «более взрослое». Что-то, что я не смогу понять с моим многолетним опытом или что может травмировать «впечатлительную юную душу».

Что-то вроде сцен жестокого психологического или физического насилия, например.

Эту фразу я тоже слышал от представителей издательств на книжных ярмарках, но вопрос решился простым: «Ой, а я уже читал Мари-Од Мюрай

О боже! Видите, я не умер от шока. Так что я думаю, что смогу справиться с Witch Child ».

Я только что сказал, что меня часто предупреждают рейтинги книг, но точнее было бы сказать, что я их там видел. Я обращаю на них все меньше и меньше внимания, потому что для меня они просто неприменимы. Я читал много книг с рейтингом «16+» или даже «18+», которые по своему содержанию не соответствовали своим ярлыкам. Иногда бывает и обратная ситуация: представьте себе — я видел книгу, точнее серию, в которой был указан возраст, который мне показался слишком низким. было Секретный ключ Джорджа ко Вселенной и его продолжение Люси и Стивена Хокингов. Может быть, это был не возрастной рейтинг, а список популярных книг, но я помню, что книга предназначалась для детей 7-8 лет. Я не знаю. В двенадцать лет мне лично потребовалось двадцать минут, чтобы понять, как работала машина Тьюринга в последней части [серии].

На самом деле, было бы идеально (хотя, наверное, и нереально), если бы люди, устанавливающие возрастные рамки для книг, указывали свои причины под рейтингом. Конечно, есть книги, в которых сразу видно оправдание, — книги типа 9.0005 Волна Тодда Штрассера. Дизайн обложки, аннотация на обороте и самые первые предложения сразу дают понять, что эта книга не для младших школьников, и «12+» имеет смысл. Но если бы были объяснены причины ограничений, можно было бы разобраться, есть ли в книге что-то, чего лично вам стоит остерегаться. Таким образом, возрастные рейтинги будут более объективными, так как окончательное решение о том, читать ли книгу, будет за вами, а не за оценщиком. С другой стороны, они также были бы более субъективными, поскольку потенциальный читатель обнаружил бы, что все зависит от конкретного оценщика.

Когда я слышу слова «Еще рано тебе читать эту книгу!», я всегда жду объяснения и какой-то конкретики.

Если я не получу его, я готов сделать свои собственные выводы с книгой в руках. Это как что-то из «Алисы в стране чудес »: «Откуда мне знать, смогу ли я прочитать эту книгу? Я прочитаю, а потом узнаю».

Полина Андреева, 13 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI века»

Была одна книга, которую я очень хотела прочитать в детстве. Это была большая, толстая книга с интригующим названием и заманчивой аннотацией на обороте. Когда я спросил родителей: «Можно?», они ответили ровно следующее: «Тебе еще рано читать эту книгу». было Серый дом Мариам Петросян. Я терпеливо ждал и повторил свое «Можно?» по случаю. И, наконец, где-то в прошлом году после очередного запроса я услышал свой долгожданный ответ. С самого начала книги я понял, что был прав, следуя их совету. Это книга, к которой вы должны расти. Это как попробовать зеленую ягоду, не дожидаясь, пока она созреет. Как мне видится, смысл фразы «Тебе еще рано читать эту книгу» не в том, чтобы категорически запретить это — просто может быть, что ты не готов к этому.

Это могло оставить у вас плохое впечатление, но через несколько лет это было бы настоящим переворачиванием страниц, и вы не смогли бы оторваться. Были времена, когда я читал аннотацию и откладывал книгу на потом. Однако в целом, особенно в отношении литературной классики, советы моих родителей помогают мне принять решение.

Да, ждать тяжело, но иногда можно найти альтернативу. Например, в прошлом году мне еще не разрешили прочитать Мастера и Маргариту , но родители предложили мне попробовать другое произведение [Михаила] Булгакова, Записная книжка юного врача (мне понравились обе книги.) Конечно. , перед нами открыто много книг, и любознательный читатель всегда хочет заглянуть в ту, которая закрыта. Мы можем только ждать. Или найти альтернативу…

Анна Клыкова, 13, премия «Читатель с большой буквы»

Никогда не слышала ничего подобного «вам еще рано». Это просто не приходило в голову ни моим родителям, ни моим учителям. Они рациональные люди. Они сами много читают. Если бы мне вдруг сказали, что какая-то книга не подходит для моего возраста, я бы очень удивился. Скорее они что-то порекомендуют, помогут разобраться, если я обращусь за помощью. Но запрещать что-либо? Нет, этого никогда не было.

Нужно ли смотреть возрастной рейтинг книг? Честно говоря, я не знаю. Это однажды вызвало неприятную сцену в книжном магазине. Я выбрал книгу, а мне ее отказались продавать, так как там было написано «16+» или «18+» (сейчас точно не помню). Я возмутился. Попросили предъявить паспорт. У меня еще нет паспорта. Кассир сказал: «Мы не имеем права продавать вам эту книгу». Это было очень больно. К счастью, мама была рядом, и книгу ей продали без проблем. Они поверили ей на слово, когда она сказала, что ей больше 18. Так что я вышел из магазина с книгой в руке.

Почему я не обращаю внимания на возрастные рейтинги? Просто потому, что я не так выбираю книги для себя. Автор, издательство, жанр, качество издания — вот на что я обращаю внимание. Даже реклама не всегда влияет на мой выбор. Например, « Скажи волкам, что я дома, » Кэрол Рики Брант, на мой взгляд, имеет очень неудачную аннотацию, хотя книга великолепна. Да, раз уж мы заговорили о возрастных ограничениях, сразу скажу — это «16+».

Решаю ли я иногда для себя, что еще не время читать ту или иную книгу? Да, бывает. Чтобы решить это, я должен сначала начать читать. Если книга меня не зацепила, посвящена теме, к которой я не имею отношения, или написана сложным языком, я могу отложить ее в сторону. Но я отложу это сам, без чьего-либо давления.

Я сталкивался с людьми, которые плохо меня знают и удивляются, когда узнают, что я читал ту или иную книгу. То есть у взрослых обязательно есть такие впечатления о том, что обычно читают дети в моем возрасте. Довольно часто эти впечатления очень странные или далекие от реальности. Я думаю, что они основывают их на своих собственных воспоминаниях о том, что они читали, когда были подростками. Может быть, они уходят от того, что, по их мнению, нам интересно или нужно и от чего мы должны быть ограждены. Знаете, я никогда не слышал, чтобы взрослые жаловались на книги в школьном списке для чтения. Хотя, если бы у нас были возрастные ограничения на классику, то стихотворение [Александра] Пушкина «Зимний вечер» точно было бы «18+»:

Выпьем, милый друг,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; Теперь, где моя чашка?
Сердце будет веселее.

И никакого осуждения пьянства или описания вреда употребления алкоголя!

Семерикова Анна, 11 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI века»

Мама часто говорит мне, что я читаю слишком продвинутые для своего возраста книги. На данный момент Джейн Эйр . Мама думает, что это взрослый роман для молодых женщин, но мне он очень нравится. К тому же история начинается с детства и отрочества героини, так что это совсем не взрослая книга, а вполне себе подростковая. Мысли и чувства людей, как они растут и становятся взрослыми — подросткам все это очень интересно и они с удовольствием читают об этом. Может быть, мама думает, что мне нехорошо читать все это так рано и что могут быть вещи, которые меня, например, пугают.

Когда мне говорят «еще рано тебе это читать», я все равно проверяю на себе, рано еще или нет. Я прочитаю несколько страниц, а потом решу. Если книга мне нравится, то совершенно неважно, на какой возраст она рассчитана. Так было в третьем классе, с [Александром Пушкиным] 9 лет.0005 «Евгений Онегин» , а в этом году — «Маленькая хозяйка большого дома» [Джек Лондона] . С другой стороны, «Я умею прыгать по лужам » Алана Маршалла мне совершенно не подошла, хоть и была с пометкой «12+», а мне скоро будет двенадцать. Книга слишком детская. Брату нравится, а мне нет. Поэтому я думаю, что при выборе книги важен не возраст, а соответствие между автором, главным героем и читателем, например, в их мыслях и действиях. Книга становится своего рода продолжением жизни, и этим она интересна.

Иногда я читаю книги, которые не «соответствуют возрасту», а наоборот, как книги моих младших братьев. Не только когда я читаю им вслух, но даже просто для себя. Иногда так приятно перечитать « Кривуля » [Фрида Ингулстада, оригинальное название Det spøker på nissegården ], которое мне подарили, когда мне было четыре года, или рассказы о Финдусе и Петсоне [Свена Нордквиста], или о маме, папе, восьми детях и грузовике [Анн-Кэт Вестли]. Они все такие теплые, знакомые и уютные, и вы можете просто расслабиться от всего стресса взрослого мира.

Богдан Иванов, 15 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI века» потому что я никогда не спрашивал. Почему я должен? Если я хотел что-то прочитать, я просто находил это и читал, не беспокоясь о том, было ли это слишком рано, слишком поздно или в самый раз.

На мой взгляд, понять, пора ли читать книгу, можно, только открыв ее и начав читать. Если вы читаете книгу и она вам нравится, значит, пришло время ее прочитать. А если нет, то это не так, и вам следует повторить попытку позже. Возможно, через какое-то время у вас сложится другое впечатление. На самом деле, дело не во времени, а в обстоятельствах. Ваши интересы, мысли, настроение — все это влияет на ваши впечатления от книги. Именно изменения этих факторов связаны с изменениями в вашем отношении к конкретным произведениям. Эти изменения могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Возможно, сегодня слишком рано читать ту или иную книгу; ты просто не в том настроении для этого. Но на следующий день ваши мысли и ваше настроение могут быть совершенно другими — и книга тоже становится другой. И тогда читать это уже не будет «слишком рано» или «слишком поздно». Это правильно.

Полина Зеленова, 16 лет, победитель конкурса «Книжный знаток XXI века» ” которому нет еще и 18!), мой отец читал мне Евгения Онегина на память. Когда я родился, у меня были проблемы со сном, и моя семья не знала, что делать. Решение моей бабушки состояло в том, чтобы прочитать мне «Анну Снегину» [Сергея] Есенина, изысканный «Жираф» [Николая] Гумилева, «Дикий мед» и другие замечательные стихи. Услышав их, я быстро засыпал глубоким спокойным сном. Я не думаю, что сегодняшние возрастные ограничения произвели бы сильное впечатление на мою семью, но если бы определенные агентства знали, что моими колыбельными были «Черный человек» Есенина и «Не выходи из комнаты» [Иосифа] Бродского, среди многих других, я полагаю, что моя родители могут ожидать визита Службы защиты детей.

Несмотря на это, мое более позднее воспитание соответствовало норме. Я читал все обычные детские книги в положенном возрасте: Агнию Барто и Корнея Чуковского, Сергея Михалкова и Сашу Черного и так далее по списку книг, рекомендованных учителями литературы. Хотя были и исключения — как только я научилась читать, я хватала мамины книги, ее классику и современную литературу.

Что дали мне все эти книги, читал ли я их или они читались мне? Они научили меня ценить литературу, выбирать хорошую литературу и читать не только строчки, но и между строк… И теперь, когда я спрашиваю себя, не слишком ли рано я читаю те или иные книги, я абсолютно уверен, что все они пришли ко мне в точное время. Моя мама всегда отвечает на любые вопросы о том, стоит ли мне читать эту книгу или ту в моем возрасте, говоря: «Лучше ей узнать обо всем из хороших книг, чем в каком-то закоулке. А если она чего-то не понимает, я помогу. Для этого есть родители». Я просто не понимаю, при чем здесь все эти посторонние люди, эксперты, возрастные ограничения и прочие ограничения. Если ваши родители прививают любовь к хорошей литературе, вы сами не захотите читать плохую литературу.

Даниил Бронски, 14 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI век»

На мой взгляд, в наши дни трудно защитить детей от информации, которая вредна для них в целом. Даже если полностью запретить книги с такой информацией, ее все равно увидят по телевизору, в новостях без ограничения по возрасту: школьник попал под машину, или террористы отрезают головы, или полиция ворвалась в публичный дом. Выключите телевизор, и дети найдут все то же самое в Интернете. Отключите интернет и одноклассники их просветят. И тем лучше. Нельзя сидеть в пузыре до восемнадцати, думая, что все хорошо и счастливо. Я думаю, что к подростковому возрасту у большинства детей уже есть некоторое представление о темной стороне жизни. Они имеют право принимать самостоятельные решения о том, что им можно читать, а что можно ненадолго отложить, и никто не вправе это ограничивать. Совсем маленькие дети, конечно, читают то, что им дают родители, и это совершенно нормально. Но не давать подростку что-то читать, на мой взгляд, не стоит. Достаточно посоветовать и предостеречь.

Значение слов «Тебе еще рано читать эту книгу» может различаться. Например, когда я был маленьким, я говорил (обычно в шутку), что хочу прочитать «Войну и мир» [Льва Толстого] или «Божественную комедию» [Данте Алигьери] , и моя мама всегда становилась очень серьезной и говорила, что эти книги были слишком взрослыми. Видимо, она имела в виду, что я не смогу оценить всей глубины этих работ, и, может быть, даже была права. Однажды, когда мой одиннадцатилетний брат упомянул, что хочет прочитать книгу Джорджа Р. Р. Мартина « Песнь Льда и Пламени , я указал, что он, вероятно, не до конца понимает содержание книг и для какого возраста они предназначены. Я сказал это, потому что знаю, что в сериале много жестоких убийств и откровенно сексуальных сцен, и в целом он мрачный, а также изобилует сложными и запутанными сюжетными линиями. Это совсем не похоже на подростковые фантастические романы, которые так любит мой брат. Тем не менее, я даже не подумал сказать ему, чтобы он не читал это, я просто предупредил его. У меня нет проблем с тем, чтобы выслушать подобные советы, если они обоснованы.

Возрастные рейтинги — отличный способ сориентировать потенциальных читателей, давая им понять с первого взгляда, чего они могут ожидать от книги. Если он помечен как «16+» или ниже, вы можете читать его без оговорок. «18+» не отпугнет меня от чтения книги, а заставит остановиться и подумать. Более высокий возрастной рейтинг не даром, и может случиться так, что в этой книге есть что-то, что мне не очень нравится, например, кровь и кишки, поэтому мне следует узнать немного больше, прежде чем браться за нее. В принципе удобная система. Обидно, если честно, что эти ярлыки на самом деле являются «ограничениями», а не рекомендациями. Условия отнесения книги к той или иной возрастной группе иногда далеки от разумных. 9На ум приходит 0005 Шакал , настольная игра про пиратов: она получила рейтинг «16+», потому что на игровом поле была иллюстрация… бочки с ромом.

Мария Михеева, 11, победитель конкурса «Книжный знаток XXI века»

Я еще не слышала, чтобы кто-нибудь сказал мне, что «еще рано читать эту книгу». Но лично я считаю, что каждую книгу нужно читать в свое время. Есть даже такое выражение: «Всему свое время». Если вы читаете книгу, из которой выросли, она не будет интересной. Если книга предназначена для детей старшего возраста, у нее может быть общая тема, которую мне трудно понять без жизненного опыта. Обычно я как бы «примеряю книги на размер», и, очевидно, не так-то просто примерить, будучи 11-летней девочкой, опыт 17-летней барышни. Поэтому, когда вы читаете книгу, это больше похоже на сбор информации — вы говорите себе: «Ага, значит, такие вещи случаются».

Думаю, для некоторых детей слова «тебе еще рано» только подбадривают их, и они все равно попытаются это прочитать, думая, что взрослые хотят что-то от них скрыть. Если бы я услышал эти слова от взрослого, я бы понял. Я знаю, что те, кто может сказать мне их, желают мне добра, и я внимательно прислушиваюсь к их советам. Ведь эти слова не являются прямым ограничением и я все равно могу прочитать книгу, если захочу.

Все новые книги отмечены возрастом, и я, конечно, автоматически это замечаю, хотя бы из интереса. Иногда, прочитав книгу, я не согласен с ее оценкой. У меня дома полно книг, изданных в советское время, и у них нет оценок, но ведь таким книгам они и не нужны. Можно смело брать любую книгу и читать ее. Будет интересно и легко понять.

Решал ли я когда-нибудь для себя, что еще слишком рано читать ту или иную книгу? Да, у меня есть. Например, недавно я прочитала Марину Аромштам Марина Аромштам — главный редактор Папмамбука. Когда ангелы отдыхают и хотя у нее рейтинг «12+», я подумал, что было бы лучше прочитать книгу позже. Почему? Не знаю… Прочитала быстро, книга интересная, читается легко. Боюсь, я не совсем понял его основной смысл. Теперь я чувствую какое-то сожаление — если бы я получил книгу позже, она была бы мне понятнее. В конце концов, есть так много интересных книг для каждой возрастной группы, что вы должны успеть прочитать, так что куда спешить?

Евгений Жербин, 14, победитель конкурса «Знаток книги XXI века»

Да, мне часто говорят, что мне рано читать какую-то книгу. Обычно это происходит потому, что книга содержит «немыслимую жестокость и насилие» в описаниях батальных сцен. (Как мы все знаем, нельзя описывать батальные сцены, потому что они обязательно превратят детей в сумасшедших серийных убийц.) В нем может быть «порнография» в поверхностном упоминании сцены в спальне, что, очевидно, мгновенно превратит ребенка в извращенца — и, наконец, «сквернословие», означающее несколько фраз, произнесенных одним из персонажей. Фразы, которые вы, конечно же, никогда не услышите ни на улице, ни где-либо еще.

Я всегда замечаю возрастные ограничения на книги. Более того, при выборе книги это мой главный критерий, а не автор, сюжет или отзывы читателей. Именно возрастной рейтинг определяет, стоит ли читать книгу или нет. Да, рейтинг, а не качество книги. В конце концов, если вы прочитаете плохую книгу, самое худшее, что может случиться, это то, что она вам не понравится, но если вы случайно откроете материал для чтения, на обложке которого стоит цифра выше вашего возраста, психологическая травма, которую вы несомненно будет страдать, в результате будет мучить вас всю оставшуюся жизнь, и никакой психотерапевт не сможет вам помочь. Я так рада, что смогла прочитать Someone to Run With Дэвида Гроссмана до того, как он получил рейтинг «18+». В противном случае пропаганда наркотиков в этой книге неумолимо потянула бы меня на темную сторону. Я хотел бы поблагодарить библиотекарей, которые тайно разрешили мне проверить « Unwind » Нила Шустермана с пометкой «16+» на аккаунте моей мамы, хотя теперь я серьезно обеспокоен своим психическим здоровьем, потому что описание операции по извлечению органов на живой человек почти наверняка повредил мне психически.

Сарказм в сторону, я думаю, что ограничения по возрасту — спорная идея. Удерживать подростков от хороших книг, потому что в этих книгах есть все те же вещи, которые подростки все равно узнают, будь то от одноклассников или в Интернете, довольно глупо.

Дорофеева Мария, 15 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI века»

Наверное, мне повезло — родители никогда не говорили мне: «Рано тебе это читать». Может быть, это было потому, что, когда я был моложе, мои возможности чтения были ограничены домашней библиотекой и электронными книгами, которые мой отец загружал для меня, поэтому меня окружали только книги, которые мои родители считали «подходящими для моего возраста». Когда мне было около 12, я начал читать книги, которые были популярны среди подростков. Моим родителям почти ни одна из них не нравилась, но больше с точки зрения качества (в основном это была популярная художественная литература), чем из соображений возрастных ограничений. Папа терпеливо ждал, пока я пойму, почему они ему не нравятся. И я, наконец, понял.

Сейчас, как в детстве, читаю что хочу, книги выбираю сама. Когда я выбираю книгу, я не обращаю внимания на возрастные ограничения, хотя некоторые недавно изданные книги размещают их прямо на обложке, а не внутри книги, и поэтому они неизбежно бросаются в глаза. В старых книгах из родительской библиотеки тоже были возрастные рекомендации, но они были совсем другими: «для детей младшего школьного возраста», «для детей старшего школьного возраста». Я думаю, что этот формат был скорее предложением, чем ограничением. Если вы оказались с незнакомой книгой на руках, эта записка была хорошей отправной точкой.

Размышляя над этим вопросом, я заметил, что все настольные игры на моей полке также имеют возрастные ограничения, например, «10-99» или «12+». Для настольных игр эти метки обозначают уровень сложности. Если на коробке написано «14+», значит игра достаточно сложная и не подходит для человека без большого игрового опыта. С другой стороны, в случае с книгами маркер является фактическим ограничением: вы можете прочитать его, только когда вам исполнится 14 лет.

Два года назад я прочитал книги Джона Грина с пометкой «16+». Мне сейчас пятнадцать. Прочитала много книг из серии «Не для детей» издательства «Самокат», а также 9 книг Дженнифер Доннелли.0005 Революция . Эти книги имеют пометки «16+» и «18+», которые я заметил на их обложках. Это никак не повлияло на мой выбор, так как в прошлом году мне также нравилось читать книги Мони Нильссон о Цациках («6+») и «Как приручить дракона » Крессиды Коуэлл («6+»).

Не думаю, что я когда-либо думал: о, я не могу читать эту книгу, потому что она изображает взрослую жизнь. На самом деле, есть что-то вроде внутреннего камертона, который позволяет почувствовать, как книги, написанные для взрослых, звучат фальшиво для детей. То есть я не брался за некоторые «взрослые» книги, потому что чувствовал, что они о чем-то совершенно отличном от моей жизни. Или брал книгу, начинал читать и бросал через несколько страниц, потому что чувства героев были слишком далеки от моих, или сеттинг какой-то чужой.

Интересная тема для обсуждения. Можем ли мы сказать, что возрастные рейтинги достаточно условны, ведь есть книги, изначально написанные для взрослых, которые теперь считаются детской литературой? Достаточно ли того, что главный герой был ребенком, чтобы книга считалась детской? Или наоборот: разве это может быть детская книга, если все главные герои взрослые? Является ли возраст главного героя ориентиром для определения возраста потенциальных читателей, то есть должен ли возраст главных героев соответствовать возрасту читателей, или мы должны принимать во внимание читательский опыт и ценить его выше возраста? Почему вся классическая литература имеет пометку «6+» и действительно ли у нас как у читателей достаточно опыта для изучения 9 книг Льва Толстого?0005 Война и мир в десятом классе?

Дворецкая Александра, 14 лет, победитель конкурса «Знаток книги XXI века»

Всем нам рано или поздно вспоминают о своем возрасте. Некоторым говорят, что они слишком молоды, ссылаясь на возрастное ограничение. Другим говорят: «Ну, , ты старый!» По сути, мы все сталкиваемся с различными ограничениями. Мне больше всего любопытно узнать, что такого плохого в книгах с пометкой «18+»? Не могу сказать, что я их не читал. Но, к сожалению, изучив их досконально, я не могу сказать, что узнал что-то особенно новое.

История любви есть в большинстве книг, вне зависимости от возрастных ограничений. Если главных героев, охваченных большой и чистой любовью, семеро, то их чувства друг к другу выражаются в совместной прогулке, держании за руки. Вот если главные герои совершеннолетние — ну не будем судить. И, нет, я не имею в виду 50 оттенков серого , я не читал. В большинстве книг с пометкой «18+» сцены в спальне описываются довольно отстраненно. Хотя размножение — это всего лишь естественный человеческий процесс.

«Кровь и кишки» прекрасно знакомы любому ребенку. И почему на уроках биологии разрешено читать о человеческом теле, включая параграф о размножении? В восьмом классе ученикам 13-14 лет, но информация считается «16+»! Чем ты собираешься нас удивить, расчлененкой? Как будто мы не слышали о том, как изучали человеческое тело в прошлом! Мы рассказали об этом в истории, где узнали еще более дикие вещи.

Наркотики и алкоголь. Любимый предмет любого учителя по охране труда. Пишем рефераты и делаем презентации на эту тему. То есть… в школе можно углублённо изучать, а самостоятельно читать об этом нельзя? Где логика? Это немного странно.

Ненормативная лексика. В нашем мире, к сожалению, слишком много людей используют крепкие выражения. Я против присяги. Но для постановки сцены в художественном произведении, я думаю, можно было бы допустить простые ругательства и «неуместные» жесты.

На возрастные ограничения особого внимания не обращаю. Если мне нравится книга, я ее читаю. Не все темы вызовут восторженный отклик. Например, я прошел «Хорошо быть тихоней» [Стивен Чбоски] только со второй попытки. И все, что в нем есть, это психология и описания вещей, которые довольно распространены в этом мире. Это похоже на ссылку, вбивающую примеры того, что вам не следует делать. Если дети не читают таких книг, не чувствуют ужаса наркотической или алкогольной зависимости, боюсь, это может плохо для них закончиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *