Разное

Современное детство: Что такое современное детство? //Психологическая газета

Особенности современного детства – Детский педагог психолог

«Особенности современного детства»

педагог-психолог

МБДОУ ЦРР д/с №11 г. Лобня

Н.В. Парфёнова

 

В психологии развития и в детской (возрастной) психологии главной задачей в настоящее время — время коренных преобразований в области образования, социальной и интеллектуальной жизни — становится выявление тех задач, которые ставит общество перед подрастающим поколением и тех изменений, которые происходят в развитии детей и подростков под влиянием новых социальных ожиданий. Современный этап в развитии Российского общества характеризуется тем, что:

— выдвигаются новые требования к ребенку в системе образования, что приводит к ранней подготовке детей к школе и сокращению характерных для ребенка видов деятельности;     — происходит информатизация окружающей ребенка среды, что сопровождается появлением новых интеллектуальных возможностей ребенка;

— снижается возраст начала школьного обучения, что вызывает у многих детей трудности вхождения в школьную жизнь;

— углубляется расслоение общества, что приводит к неравным возможностям развития детей разных социальных слоев.

Какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.

Как не допустить дальнейшего изменения детства, чтобы не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили поводом написания ряда статей, актуальность которых бесспорна. Такие, например, как статья Обухова Л.Ф., Котляр И.А. «Современный ребенок: шаги к пониманию». В статье обобщаются результаты ряда исследований, представленных на международной конференции «Другое детство» (ноябрь 2009, МГППУ). Детство современного ребенка рассмотрено в контексте социокультурных изменений общества. В качестве иллюстрации для фиксации противоречивых черт современного детства в статье приведены фрагменты эссе «Современный ребенок: какой он?», написанные людьми разных возрастов и не имеющих специального психологического образования.

Показано, что они в целом соответствуют характеристикам современного детства, выделяемым профессиональными психологами. Обращается внимание, что значительное число исследований, представленных на конференции «Другое детство», посвящено изучению детей группы риска. Обсуждаются причины неадекватного поведения девиантных подростков – их личностный эгоцентризм. В статье показано также, что результаты новейших исследований в области одаренного детства позволяют дифференцировать одаренность и строить различные программы для ее поддержки и развития. Приведены статистические данные о процентном соотношении детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Статья завершается постановкой вопросов о норме и вариантах развития внутри нормы и за ее границами. Авторы ставят перед современными психологами задачу изучения нормы развития ребенка с позиции культурно-исторической психологии в современном социокультурном    контексте.
Статья «Современный ребенок: новый тип сознания» Буданцовой А.А. посвящена актуальной проблеме воспитания ребенка в современных социокультурных условиях, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры. В ней акцентируются вопросы обусловленности гармоничного развития личности ребенка воспитанием в современной семье, расширением горизонта его образовательных возможностей.

В своей статье автор отмечает, что важнейшими факторами растущего психологического, духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др.

Автор обращает внимание на то, что в современной российском обществе значительно возрос процент неполных семей. Сейчас развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой и это может стать причиной того, что ребенок не сможет построить гармоничные супружеские отношения в будущем не видя перед собой образца межличностного взаимодействия. Кроме того, типичным для современных семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами).

В статье также говорится о том, что для современных детей характерно воспитание в окружении взрослых и ограниченность общения со сверстниками. Это приводит к  затруднениям в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, дети в некоторой степени лишены возможности приобрести  навыки эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.

Большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, что  лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

Резко возросшая информированность детей вызывает повышенную потребность к восприятию этой, зачастую ненужной, неструктурированной с точки зрения психофизиологичечских возможностей ребенка информации. В отличие от детей прошлого века, у современного ребенка с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. И если ребенок не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять агрессию или недовольство. Повышенная потребность детей к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения они любят смотреть телевизор. Причем их привлекает реклама, т.к. она отличается сжатостью информации и динамизмом.

Тревогу педагогов и родителей вызывает то, что современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий, возникающие трудности развития логического мышления и воображения.

Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено внимание, они не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.

Если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современного ребенка преобладает рефлекс свободы. Он самостоятельно выстраивает стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний.

Современные дети достаточно настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир.

Данные феномены находят подтверждение и в моей практике. Наблюдая за детьми, их родителями и взаимодействием между ними могу отметить, что современные дети менее самостоятельны, не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современные дети очень образованы. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение — проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт.

У них есть проблема разрешения конфликтов. Они застенчивы. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

Я совершенно согласна с автором статьи, что современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а традиционные методы воспитания мало эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля по психолого-педагогическому сопровождению, правовой, медико-социальной поддержке семей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления, культурно-этнической и религиозной принадлежности. При подготовке будущих педагогов следует обратить серьезное внимание и на особенности развития детей с новым типом сознания, свидетельствующие о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Современный мир — это мир индивидуальностей, и у современных детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Литература:

  1. А. А. Буданцова. Журнал «Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. ШолоховаПедагогика и психология» Выпуск № 1 / 2012
  2. Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 5–19.

Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования — 2009. Том 6. № 2

Аннотация

В рамках современной исторической и социокультурной ситуации в обществе анализируется феномен Детства, выявляются факторы, влияющие на его глубинные изменения его содержания. Намечаются направления научных исследований, позволяющих определить оптимальные условия развития современного ребенка.

Ключевые слова: методология педагогики и психологии, психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка, теоретико-методологическое обеспечение процесса образования

Рубрика издания: Методологический семинар

Для цитаты: Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 28–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28199 (дата обращения: 18.05.2023)

Фрагмент статьи

Задачи определения стратегии и программы «возрождения (говоря словами Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева) российской образовательной системы» требуют глубинного понимания специфики современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще и российском обществе, в частности. Это предполагает, во-первых, многоуровневую и многохарактерную оценку реальной исторической ситуации, социокультурной среды, в которой сегодня объективно функционирует и развивается Детство; во-вторых, не просто уточнение и углубление наших знаний о Детстве как особом социальном феномене, его месте в социуме, но и проявлении всех его сущностно значимых особенностей и характеристик в современном мире; в-третьих, выявление специфики самого процесса развития современного Детства, изменений, подвижек, фиксируемых в дифференцированной представленности и на разных его этапах, и на всей дистанции онтогенеза. Мы должны исходить из того, что сейчас практически осуществился переход человечества в исторически новое состояние, которое некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом. Создалась исключительно острая проблемная ситуация в социальной, экономической, культурной, демографической, этнополитической, экологической и других сферах.

Изменились энергетический потенциал общества, расстановка в нем сил. Изменилась система отношений людей в разных сферах и на разных уровнях. Изменились нравственные ориентиры и, что чрезвычайно опасно, — наблюдается рост фундаментализма, национализма, сепаратизма. В результате резких изменений произошла дезориентация людей, которая вызвала массовый социально-психологический стресс, что тяжело сказывается на духовном и физическом здоровье и нации, и каждого человека.

Фельдштейн Давид Иосифович, доктор психологических наук, вице-президент РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4755
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 11276
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Расцвет «современного» детства | История детства: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория детства: очень краткое введениеОчень краткое введениеОчень краткое введениеИзучение детстваРаннее детство и начальное образованиеСоциальная и культурная историяОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория детства: очень краткое введениеОчень краткое введениеОчень краткое введениеИзучение детстваРаннее детство и начальное образованиеСоциальная и культурная историяОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер

Укажите

Мартен, Джеймс, «Расцвет «современного» детства», стр. 9.0032 The History of Childhood: A Very Short Introduction , Very Short Introductions (

New York

, 2018; онлайн-издание, Oxford Academic, 27 сентября 2018 г.), https://doi.org/10.1093/actrade/9780190681388.003.0004 , по состоянию на 18 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория детства: очень краткое введениеОчень краткое введениеОчень краткое введениеИзучение детстваРаннее детство и начальное образованиеСоциальная и культурная историяОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория детства: очень краткое введениеОчень краткое введениеОчень краткое введениеИзучение детстваРаннее детство и начальное образованиеСоциальная и культурная историяОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

К концу девятнадцатого века американцы и западноевропейцы пришли к определенному определению «современного» детства, в котором дети могут ожидать ряда вещей: что их детство и юность продлятся в подростковом возрасте, что их школьное образование будет выходить за рамки базового образования, что многие из социальных и экономических ресурсов их семей будут направлены на их счастье и заботу, и что они будут все больше интегрироваться в развивающуюся культуру потребления. «Возвышение «современного» детства» рассказывает о влиянии рабовладельческого хозяйства и колонизации на детство, работающих детей и эксплуатации детей во время промышленной революции, а также о том, как доступ к образованию стал одной из отличительных черт «современного» детства.

Ключевые слова: класс, смерть, образование, семья, здоровье, промышленная революция, грамотность, бедность, раса, рабство, технология

Предмет

Социальная и культурная история Изучение детства Раннее детство и начальное образование

Серия

Очень краткое введение

Коллекция: Очень краткое знакомство

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Детство — современная западная концепция детства — семья, определение, развитие, дети и взрослые

Детство не всегда определялось и переживалось одинаково во всех обществах. Современная западная концепция детства исторически и культурно специфична. Филипп Арьес (1962) был одним из первых, кто предположил, что детство — это современное открытие. Он утверждал, что в средние века дети, вышедшие из младенчества, считались взрослыми в миниатюре; они одевались как взрослые и разделяли работу и досуг взрослых. Не предполагалось, что у детей есть потребности, отличные от потребностей взрослых, и они не были ограждены от каких-либо аспектов взрослой жизни. Знание половых отношений не считалось для них вредным, а публичные казни представляли собой зрелище, в котором участвовали люди всех возрастов. Однако, утверждая, что понятия детства не существовало до современности, Арьес преувеличивал свои доводы (см. Pollock 1983; Арчард 1993). Суламифь Шахар (1990) предполагает, что средневековые мыслители считали маленьких детей менее развитыми в своих умственных и моральных способностях, чем взрослые. Из собственных свидетельств Арьеса ясно, что дети не всегда выполняли ту же работу, что и взрослые, и что они занимали особое место в обществе.

Дэвид Арчард (1993) проводит здесь полезное различие между концепцией детства и концепцией детства. Концепция детства требует только того, чтобы дети каким-то образом отличались от взрослых; концепция влечет за собой более конкретные представления об особенностях детей. Существование понятия детства в прошлом не означает, что эти люди разделяли современное представление о детстве. Средневековые писатели представляли детство несколько иначе, чем сегодня. Они останавливались на статусе и обязанностях детей, а также на правах, предоставляемых им на разных стадиях зрелости (Шахар 19).90). Детство определялось прежде всего как социальный статус, а не как психологический этап развития. Отношение к детям начало очень медленно меняться в шестнадцатом и семнадцатом веках, затрагивая сначала мальчиков из высших слоев общества, а затем их сестер (Ariès, 1962; Pinchbeck and Hewitt, 1969). К девятнадцатому веку дети из среднего класса были прикованы к дому и школе, но многие дети из рабочего класса продолжали работать и вносить свой вклад в поддержку своих семей (см. Davin 1990; Pinchbeck and Hewitt 19).73). Однако постепенно дети в целом вытеснялись из мира труда взрослых, и период зависимого детства удлинялся.

Как историки, так и антропологи утверждают, что современные западные общества проводят необычайно четкое различие между детством и взрослой жизнью (Ariès, 1962; Benedict, 1938; Mead and Wolfenstein, 1955). Западные дети по закону и условностям исключены из многих аспектов взрослой социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени либо в своих семьях, либо в учреждениях, предназначенных для ухода за ними, их обучения или развлечения отдельно от взрослых. Поэтому они мало контактируют со взрослыми за пределами круга семьи и друзей, за исключением специалистов по уходу за детьми. Многие специальные приспособления, сделанные для детей, служат для того, чтобы подчеркнуть их отличие от взрослых: их одежда, игрушки, игры, песни и книги, даже цвета их спален. С детьми обращаются не просто как с неопытными членами общества, а как с качественно отличными от взрослых.

Детство также рассматривается как процесс развития во взрослую жизнь. В девятнадцатом веке детство стали рассматривать как ряд стадий развития, определяющих характер взрослой личности. И Арчард (1993), и Николас Роуз (1989) отводят решающую роль в настоящее время зарождающейся дисциплине психологии. Роуз утверждает, что, сделав его объектом научного исследования, психология сконструировала или изобрела детство и заявила о своем особом опыте в категоризации детей, измерении их способностей, управлении ими и воспитании их — и с тех пор делает это (Роуз 19).89).

Жизнь в обществе, где детство рассматривается как ряд стадий развития, оказывает на детей особое влияние. Например, школьное обучение организовано как ряд возрастных ступеней, а это означает, что дети не только относительно отделены от взрослых, но и от детей разного возраста. Сами дети усваивают представления о том, что подходит людям их возраста, и могут попытаться на этой основе договориться о конкретных свободах или привилегиях. Такой порядок жизни детей также влияет на то, чего они способны достичь. Утверждалось, что ограничение детей учреждениями с возрастной градацией может помочь построить те самые стадии развития, которые рассматриваются как универсальные черты детства (Skolnick 19).80; Арчард 1993). Для ребенка часто считается неприемлемым вести себя как старший, поэтому термин не по годам развитый стал оскорблением. Возрастная классификация может помочь детям оставаться ребячливыми. Исторические и антропологические данные свидетельствуют о том, что дети в других обществах и в прошлом были гораздо более независимыми и способными позаботиться о себе, чем западные дети сегодня (Jackson, 1982).

Представление о детстве как о фазе развития означает, что детство обычно считается важным в основном с точки зрения его последствий для взрослой жизни. Это, как указывали ряд исследователей, очень ориентировано на взрослых (Leonard 19).90; Торн 1987; Вакслер, 1986). О детях думают как о неполноценных взрослых, чей опыт не заслуживает изучения сам по себе, но только в той мере, в какой он представляет собой обучение для взрослой жизни. Теории развития предполагают, что дети в разном возрасте обладают разными способностями, однако детей часто характеризуют как полные противоположности взрослых: дети зависимы, взрослые независимы; дети играют, взрослые работают; дети эмоциональны, взрослые рациональны. Кроме того, определения как детства, так и взрослой жизни являются гендерными. Модели идеальной взрослой жизни часто на самом деле являются моделями мужественности, так что часто существует соответствие между качествами, которые считаются детскими, и теми, которые считаются женскими, такими как эмоциональность, и, наоборот, теми, которые считаются взрослыми и мужскими, такими как рациональность (Jackson 19).82; Торн 1987).

Определение детства как этапа развития и психологического состояния маскирует тот факт, что это все-таки социальный статус. Поскольку детство определяется как стадия или состояние недееспособности, считается, что дети неспособны осуществлять права взрослых. Ведутся серьезные споры о том, оправдано это предположение или нет, и о том, какие права подходят детям (см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *