Разное

Смирнова е о особенности общения с дошкольниками: Электронная библиотека МГППУ : Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие

Содержание

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками

С книгой «Особенности общения с дошкольниками» Смирнова Е.О. можно ознакомиться на следующей странице.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Общение и его роль в развитии ребенка 3

Часть I. Общение ребенка со взрослым 8

Глава 1. Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте 9 Понятие «форма общения» 9

Развитие общения в раннем возрасте 11

Внеситуативное общение дошкольника со взрослым 15

Форма общения и возраст ребенка 20

Диагностика форм общения ребенка со взрослым 23

Занятия, направленные на развитие общения дошкольника со взрослым 27

Формирование познавательного общения 29

Формирование личностного общения 30

Глава 2. Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым 33

Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника 33

Как сделать действие дошкольника осмысленным 36

Ролевая игра как путь развития смысловой сферы 39

Глава 3. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым 42

Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста 42

Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребенка 45

Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения 48

Глава 4. Особенности общения с «трудными» дошкольниками 52

Типичные трудности в общении с дошкольниками 52

Ситуации, выявляющие коммуникативные трудности старших дошкольников 54

Особенности общения с импульсивными детьми 61

Рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы дошкольников 64

Заключение 68 Рекомендуемая литература 73

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками 74

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте 74

Специфика общения дошкольников со сверстниками 74

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 76

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками 82

Глава 2. Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества младших дошкольников 84

Общая характеристика игр и методические рекомендации к их проведению 84

Игры, развивающие общение дошкольников 87

Глава 3. Игры и занятия для детей с трудностями в общении 129

Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников 129

Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников 132

Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам 134

Заключение 145

Рекомендуемая литература 150

Рекомендуемая литература

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для младших дошкольников. — М., 1992.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.

Смирнова Е. О., Калягина Е. А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984.

 

— Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении. Активизации коммуникативной деятельности. Формирование межличностных отношений дошкольников.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками

  • формат doc
  • размер 133.08 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

Содержание:
Введение. Общение и его роль в развитии ребенка.
Общение ребенка со взрослым.
Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте.
Понятие «форма общения».
Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым.
Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника.
Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым.
Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста.

Особенности общения с «трудными» дошкольниками.
Типичные трудности в общении с дошкольниками.
Общение дошкольников со сверстниками.
Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте.
Специфика общения дошкольника со сверстниками.
Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества младших дошкольников.
Общая характеристика игр и методические рекомендации к их проведению.
Игры и занятия для детей с трудностями в общении.
Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников.
Вопросы и задания.
Рекомендуемая литература.

Смотрите также

Презентация

  • формат pptx
  • размер 391.32 КБ
  • добавлен 06 февраля 2011 г.

Презентация. Содержание. Формы межличностного общения. Возникновение термина. Особенности. Компоненты теоретической модели доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения. Доверчивость. Определение и виды псевдодоверия. Стадии доверительного общения. Функции доверительного общения. Источники. 27 слайдов. Российский государственный университет имени Иммануила Канта. Кафедра общей психологии.

  • формат doc
  • размер 3.16 МБ
  • добавлен 21 июня 2010 г.

Учебное пособие. – Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. – 409 с. Данное учебное пособие написано на основе исследований, выполненных отечественными и зарубежными психологами в области психологии общения, и представляет собой изложение основ и закономерностей построения эффективной коммуникации. В приложении дается авторская учебная программа по курсу психологии общения, предлагаются тесты для самоконтроля. Пособие предназначено для студентов и преподава…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 20.26 КБ
  • добавлен 30 мая 2011 г.

Cодержание. Понятие и виды общения. Функции общения. Структура общения. Техника и приемы общения. План изучения учителем общения в учебной группе (классе).

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 124 КБ
  • добавлен 13 октября 2010 г.

Введение. Сущность невербальных средств коммуникации. Роль невербального общения. Классификация основных невербальных средств поведения. Мимика. Визуальное взаимодействие (контакт глаз). Дистанция общения (пространственная организация) Временная организация. Прикосновение, или тактильная коммуникация Жесты Пантомимика Особенности невербального общения в разных странах Этикет невербального общения. заключение 30 стр

Статья

  • формат doc
  • размер 807.56 КБ
  • добавлен 09 января 2010 г.

Лекции по психологии общения по темам: характеристика общения, многоплановый характер общения, роль общения в онтогенезе человека, психология межличностного общения, психология педагогического общения. для студентов педагогических ВУЗов, пед. колледжей. Читались в Краснодарском педагогическом колледже №3, преподаватель психологии Панькова Галина Николаевна.

Реферат

  • формат doc
  • размер 128.5 КБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

22 стр. Содержание Введение Понятие делового общения Виды делового общения Структура и функции общения Коммуникативная функция общения Интерактивная и перцептивная функции общения Специфические особенности делового общения Диалоговое общение Групповые формы делового общения Заключение Библиография

Реферат

  • формат doc
  • размер 31. 43 КБ
  • добавлен 08 марта 2011 г.

Введение. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Связь общения и деятельности. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Процесс общения техника и основные приемы. Заключение. Список литературы.

Реферат

  • формат doc
  • размер 43.01 КБ
  • добавлен 03 июля 2011 г.

Понятие общения и коммуникации. Функциями общения являются. Информационная. Перцептивная. Интерактивная. Виды общения по содержанию, целям, средствам. Виды общения по содержанию. Примеры. Виды общения по целям. Примеры. Виды общения по средствам. Примеры. Деловое общение. Личностное общение. Инструментальное общение. Целевое общение. Используемая литература.

  • формат doc
  • размер 809 КБ
  • добавлен 14 октября 2011 г.

Семиченко В.А. Психология общения.— К.: «Магістр-S» 1998г. — 152с. Теоретическая часть. Функция общения в жизни человека. Структура и виды общения. Общение как психологический фактор развития человека. Взаимоотношения между людьми в процессах общения. Социальная перцепция. Качества, значимые для общения. Техника общения. Межличностные конфликты. Особенности психологического общения. Практическая часть. Методические указания. Обсуждения основн…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 232 КБ
  • добавлен 15 мая 2011 г.

Общение как социально-психологическая категория, его виды. Структура и функции общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Характеристика делового общения: понятие, принципы, функции. Структура делового общения. Признаки делового общения. Конфликт, предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Разновидности конфликтов. Стадии развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Переговоры как разновидность общения. Стратегии ведени…

Элементы субкультуры современных дошкольников

Реферат

Субкультура используется детьми при организации досуга, проявлении инициативы, разрешении конфликтов и т.п.; это очень эффективное средство социализации ребенка в сложном мире людей. В связи с актуальностью и важностью темы было организовано исследование содержания субкультуры современных дошкольников, возможности сохранения ее развивающих функций взрослыми в процессе поддержки использования субкультуры детьми. Проведено очное наблюдение за дошкольниками, беседа с ними, а также опрос (анкетирование) родителей дошкольников и воспитателей детского сада. Всего 127 детей от 3 до 7 лет, а также 50 родителей и 19В опросе приняли участие воспитатели детских садов. Результаты прямо указывают на роль субкультуры в социализации детей, даже в рамках относительно редкого использования элементов субкультуры среди детей. Однако это дает возможность поставить вопрос о зависимости использования элементов субкультуры от социального развития детей и от возрастных особенностей детских взаимодействий. Взрослые способны передавать элементы дошкольной субкультуры как средство самоорганизации и регуляции детского взаимодействия. Однако они почти забыли о своих воспитательных возможностях и не используют их для решения развивающих задач.

Ключевые слова: Детская субкультурадошкольный возраствнутренний мир ребенкасоциализациярегуляция поведениясамостоятельная деятельность

Введение

С конца 80-х годов ХХ века особое внимание стало уделяться изучению субкультуры дошкольников.

Это было вызвано, с одной стороны, желанием больше узнать о мире детства, что особенно важно сейчас, в изменившемся взрослом обществе. С другой стороны, это можно объяснить важностью поиска новых форм и методов обучения и воспитания современных дошкольников. По мнению ряда исследователей (В.В.Абраменкова, И.С.Кон, В.Т.Кудрявцев, Н.Я.Михайленко, М.В.Осорина и др.), особенности внутреннего мира ребенка наиболее полно раскрываются в детской субкультуре и этот факт нельзя не учитывать в воспитательная работа с детьми (Абраменкова, 2000; Воропаева, 2017; Капица, Колядич, 2016; Осорина, 2018; Попкова, 2012; Фельдштейн, 19).98).

В настоящее время в российской и зарубежной науке, изучающей детскую субкультуру, в первую очередь ставится задача сбора данных о ее содержании и уточнении ее видов. Хотя эти исследования носят преимущественно описательный характер, они позволяют сделать вывод о значительном влиянии современной социальной реальности на детскую субкультуру (Абраменкова В.В., Алиева Т. И., Кудрявцев В.Т., Иванова Н.В., Осорина М.В. и др.).

Изменения в общественной жизни привели к изменению содержания элементов детской субкультуры. Исчезли определенные темы (например, сельское хозяйство) и появились новые (персонажи современных мультфильмов, например, Лунтик, Человек-Паук и т. д.). В то же время исследователи отмечают некоторые тенденции, искажающие существование субкультуры.

В упомянутых исследованиях прослеживаются две основные проблемы: нехватка времени и места для использования многих элементов субкультуры и обеднение ее содержания (Бурлакова, Клопотова, Коптева, 2011; Клопотова, 2017; Клопотова, Романова, 2014) Кроме того, исследователи отмечают перенасыщение современной детской субкультуры элементами взрослой культуры (Смирнова, 2015). Это приводит к утрате, вытеснению собственного содержания. И эта «взрослость» детской субкультуры связана с утратой некоторых ее функций (Шмарион, Землянская, 2018).

Таким образом, имеющиеся данные показывают, что детская субкультура нуждается в помощи взрослых, чтобы получить возможность решать свои собственные образовательные и развивающие проблемы.

Постановка проблемы

Поскольку детская субкультура передается дошкольникам двумя путями — старшими детьми и взрослыми, выделяются две наиболее актуальные исследовательские проблемы. Их актуальность определяется тем, что в современной жизни практически отсутствуют дворовые сообщества, где могли бы объединиться дети разного возраста. В детских садах дети группируются по возрасту, а сообщества разновозрастных детей встречаются крайне редко (Воропаева, 2017; Иванова, Виноградова, 2012; Корепанова-Котляр, Соколова, 2017; Меньшикова, 2016; Осорина, 2018; Павленко, 2016). ).

Первая проблема связана с необходимостью выявления элементов субкультуры, которые сообщаются или перестали сообщаться дошкольникам другими детьми. Важность этой проблемы определяется тем, что она выступает средством или способом самостоятельной деятельности детей в процессе донесения элементов субкультуры до младших детей. Используется ли субкультура для организации досуга, проявления инициативы, решения конфликтных ситуаций и т. д., в любом случае ее элементы и их содержание выбирает сам ребенок. При этом правильность их использования также оценивается детьми. Таким образом, можно сказать, что в процессе общения субкультуры от детей к детям ее способность регулировать поведение максимально понятна для детей и принимается практически всеми.

Вторая проблема определяется тем, что отсутствуют данные о том, могут ли взрослые частично компенсировать недостаток информации об элементах субкультуры и их функциях, возникший из-за нарушения ее коммуникации со стороны старших детей. Важно понимать, что постановка этой проблемы не связана со способностью взрослых знакомить детей с разными аспектами действительности, в том числе и с их субкультурой. Акцент делается на способности взрослых транслировать элементы субкультуры и поддерживать их использование детьми в качестве средств и способов самостоятельной деятельности. К сожалению, в настоящее время взрослые используют элементы субкультуры (в основном потешки, загадки и т. п.) для формирования определенных навыков и умений у детей (от памяти до альтруизма).

В настоящее время в литературе отсутствуют данные о том, достаточно ли такое использование субкультуры для интериоризации ее как средства и метода регуляции детского поведения. Возможно, в рамках такого общения регулятивные функции субкультуры скрыты от детей другими воспитательными задачами.

Исследовательские вопросы

В проведенном исследовании была сделана попытка ответить на следующие вопросы:

1. Какие типы дошкольных субкультур преобладают у современных детей: позволяющие организовать досуг (дворовые игры, сборы) или направленные на регуляцию поведения в рамках взаимодействия со сверстниками (примирительные стишки, счетные стишки, дразнилки, «поддевки» — разновидность шуток, используемых русскими детьми).

2. В какой степени взрослые способны передавать элементы дошкольной субкультуры как средство самоорганизации и регуляции детского взаимодействия.

Цель исследования

Одной из целей исследования было выявление современного состояния дошкольной субкультуры. Полученные эмпирические данные позволяют актуализировать проблему целенаправленного лидерства взрослого в освоении субкультуры в современной ситуации развития дошкольника.

Методы исследования

Обсуждаемые результаты получены при неинкорпорированном наблюдении за детьми дошкольного возраста, в беседе с ними об элементах детской субкультуры, а также при опросе (анкетном опросе) родителей дошкольников и воспитателей детских садов (всего 127 детей из от 3 до 7 лет; 50 родителей и 19 воспитателей).

Выводы

Исследования показали, что в настоящее время наблюдается значительное обеднение содержания субкультуры у дошкольников (что отмечается и в других исследованиях) (Бурлакова, Клопотова, Коптева, 2011; Полякова, 2014; Попкова, 2012; Смирнова, 2015). В то же время некоторые ее элементы используются небольшим количеством детей.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что современные дети в среднем знают и используют такие элементы субкультуры, как миротворческие стишки (30 % детей) и дразнилки (25 %), в меньшей степени – счетные стишки (17 % детей). ), поддевки (10%) и оригинальные (не стереотипная игра «трони и беги») дворовые игры (8%).

Важно отметить, что дети разного возраста используют элементы субкультуры, прежде всего, в ситуациях, соответствующих основным задачам того или иного возрастного периода. Так, в младшем возрасте ребенок чаще всего использует элементы субкультуры, регулирующие ситуации общения, — миротворческие стишки и дразнилки. В среднем возрасте счетные рифмы чаще всего используются как решение основного конфликта этого периода: распределения ролей. В старшем возрасте начинает преобладать использование дворовых игр как способа самоорганизации свободного времени. Представляется, что эти результаты прямо указывают на роль субкультуры в социализации детей, даже несмотря на столь низкий процент детей, использующих эти элементы.

Примечательно также, что среди участников не было ни одного старшего дошкольника, использующего дразнилки в ситуациях общения. Но в то же время дети начинают использовать поддевки. К сожалению, полученных данных недостаточно для окончательных выводов. Однако это дает возможность поставить вопрос о зависимости использования элементов субкультуры от социального развития детей и от возрастных особенностей детских взаимодействий.

Анализ результатов бесед с детьми выявил еще одну проблему, требующую тщательного изучения. В современных условиях в процессе взросления дети перестают воспринимать детскую субкультуру как сферу своего изначального бытия, все больше – как требования взрослого.

В связи с этим еще более актуальной становится необходимость изучения второго заявленного исследовательского вопроса.

Анкетирование (опрос) родителей и воспитателей детских садов позволило констатировать, что опрошенные взрослые знали элементы детской субкультуры, являвшиеся предметом изучения. Результаты этого опроса представлены в таблице. 01 .

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

Однако репертуар элементов субкультуры очень беден. Подавляющее большинство родителей запомнили только один миротворческий стишок: «Дружить, дружить, никогда не разрывать друзей…» Репертуар дразнилок, счетных стишков включал от 1 до 3 баллов у взрослых: «Глупый гусь». , «страшный кот» и т.п. А про поддевки мало кто слышал. Более того, их часто путают с тизерами. Больше всего взрослые (матери) помнят дворовые игры: дотронься и беги, китайская скакалка, вышибалы, классики, «Море бурное — раз…» и т. д.

Данные опроса показывают, что взрослые практически не используют потенциал элементов детской субкультуры, редко предлагают детям использовать их во взаимодействии со сверстниками. Результаты этого опроса представлены в таблице. 02 .

Таблица 2 — Посмотреть полный размер >

Итак, очевидно, что тизеры практически не передаются взрослыми. Как правило, использование этого элемента детской субкультуры родители и педагоги расценивают как «неправильное» поведение ребенка: «Нехорошо обзывать». Дошкольников обычно обвиняют в использовании дразнилок.

Взрослые тоже редко используют миротворческие стишки. Преимущественно этот элемент сообщается детям раннего дошкольного возраста. Взрослые побуждают старших дошкольников «просить прощения». Следуя этому требованию, дети считают достаточным сказать «извините», чтобы урегулировать конфликт, тогда как в действительности конфликт обычно остается неурегулированным.

Элементы, наиболее часто передаваемые от взрослых детям, — это счетные стишки и игры. Эти элементы детской субкультуры используются родителями и воспитателями детского сада для регуляции конфликтного взаимодействия дошкольников в группах на прогулке, в классе дополнительного образования, на отдыхе.

Все эти элементы детской субкультуры родом из детства взрослых. Например, командная игра с мячом «Вышибалы»

.

Таким образом, взрослые способны передавать элементы дошкольной субкультуры как средство самоорганизации и регуляции детского взаимодействия. Однако педагоги и родители почти забыли о его воспитательном потенциале и не используют их (примирительные стишки). Более того, они часто изолируют себя от элементов детской субкультуры, которые считают неизвестными, непонятными и неприемлемыми с их точки зрения (поддразнивания, поддевки).

Заключение

В силу ряда объективных причин недостаточно данных о содержании и функциях субкультуры современных дошкольников. Наиболее распространенными причинами этого можно назвать «недоступность» предмета изучения. Тем не менее дошкольники используют и сообщают своим сверстникам различные элементы детской субкультуры, главным образом, как средство регуляции взаимодействия. Это подтверждает значение субкультуры для социализации дошкольников.

Необходимо использовать возможности взрослых – родителей и педагогов – для поддержки детской субкультуры. Это ставит новые проблемы и исследовательские вопросы, связанные со способностью взрослых использовать ресурсы детской субкультуры, не навязывая детям свои правила и нормы взаимодействия.

Ссылки

  1. Абраменкова В. (2000). Социальная психология детства: развитие детских отношений в детской субкультуре. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК».
  2. Бурлакова И., Клопотова Е. и Коптева Т. (2011). Дворовые игры как элемент детской субкультуры. Дошкольное образование, 12, 7-14.
  3. Фельдштейн, Д. (1998). Детство как социально-психологическое явление и особое состояние развития человека. Вопросы психологии, 1, 3-19.
  4. Иванова Н. и Виноградова М. (2012). Детская субкультура как форма социального воспитания современного детства. В. В. Павлов (ред.), ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИИ И ПСИХОЛОГИИ Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции и II этапа Чемпионата по научной аналитике в педагогических науках, психологических науках и I этапа Чемпионата по научной аналитике в филологические науки. (Лондон, 16–21 мая 2012 г.) (стр. 31–33). Лондон
  5. Капица Ф., Колядич Т. (2016). Русский детский фольклор: Учебное пособие. Москва: ЛЕНАНД.
  6. Клопотова Е. и Романова Ю. (2014). Компьютерные игры в жизни современных дошкольников. Дошкольное образование, 7, 7-14.
  7. Клопотова, Э. (2017). К проблеме изучения субкультуры современных дошкольников. Дошкольное воспитание, 1, 87-89.
  8. Корепанова-Котляр И., Соколова М. (2017). Детская площадка как явление детской субкультуры. Вопросы образования, 2, 153-166.
  9. Меньшикова О. (2016). Детская субкультура как средство социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В Научная интеграция Сборник научных трудов (стр. 1027-1029). Астрахань: НИЦ Олимп.
  10. Осорина М. (2018). Тайный мир детей в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург, СПб.: Питер.
  11. Павленко, Е. (2016). Детская субкультура как источник культурно-досуговой деятельности. Успехи современной науки и образования, 1(8), 117-121.
  12. Полякова О. (2016). Детская субкультура и ее значение для развития ребенка. В сборниках конференций НИЦ «Социосфера» (с. 73-75). Пенза: Социосфера.
  13. Попкова Т. (2012) Мир детства как социальная система. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 4-1(18), 147-152.
  14. Шмарион Ю. и Землянская А. (2018). Мультфильмы как фактор, формирующий детскую субкультуру. В кн.: Гуманитаризм в условиях современной социокультурной трансформации, Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 21-26). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
  15. Смирнова, Е. (2015). Современная детская субкультура. Консультативная психология и психотерапия, 23(4), 25–35. https://дх. дои:
  16. Воропаева А. (2017). Детская субкультура в современном образовательном пространстве. В О. Б. Широкий (ред.), Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы (с. 30-33). Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет».

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Общение: Дети дошкольного возраста | Virtual Lab School

Задачи

  • Определить типичные языковые и коммуникативные вехи в дошкольном возрасте.
  • Обсудите роль взрослых в поддержке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
  • Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.

Учиться

«Связь работает для тех, кто на ней работает». Джон Пауэлл

Знать

Дошкольники способны и готовы общаться. Они общаются в основном с помощью языка, но также полагаются на жесты, мимику и поведение. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для детей дошкольного возраста. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, вводя три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: рецептивная речь, выразительная речь и разговорные навыки.

Вехи

Язык и общение развиваются с необычайной скоростью в раннем детстве. Большинство детей лепечет около 6 месяцев, произносят свои первые слова примерно в 1 год, используют комбинированные слова примерно в конце второго года жизни, а к 4 и 5 годам у них уже есть сложный словарный запас и они знают основные правила грамматики. . В дошкольном возрасте дети увеличивают свой словарный запас, используют более длинные и сложные предложения, участвуют в решении проблем и говорят не только о том, что происходит в данный момент. Они говорят о вещах, которые произошли в прошлом, а также о вещах, которые произойдут в будущем. Подумайте, как увлекательно наблюдать за тем, как трехлетний ребенок растет от сложения нескольких слов до ведения замысловатой беседы! Информация в приведенной ниже таблице представляет собой исчерпывающий список языковых и коммуникативных вех, которые дети обычно осваивают в дошкольном возрасте. Краткую версию этой информации, предназначенной для родителей, можно найти в удобном контрольном списке Центров по контролю и профилактике заболеваний. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дошкольники достигают этих вех, и что каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из курсов «Когнитивный и физический», вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как воспитатель дошкольного образования, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания во взаимодействиях, опыте и среде, которую вы создаете для детей дошкольного возраста.

Вехи развития речи и общения в дошкольном учреждении
3 года
  • Поддерживает разговор, используя как минимум два или более двусторонних обмена
  • Задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему»
  • Сообщает, какое действие происходит в книжке с картинками, когда его спрашивают, например, «есть» или «бегать».
  • Говорит имя, когда его спрашивают
  • Говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять большую часть времени
  • Использует предложения, состоящие из трех или четырех слов
Возраст 4 года
  • Говорит предложения, состоящие из 4 и более слов
  • Говорит несколько слов из знакомой песни, сказки или детской песенки
  • Рассказывает по крайней мере об одном случае, произошедшем в течение дня, например: «Я играл в мяч».
  • Отвечает на простые вопросы, например: «Для чего нужен мелок?»
  • Говорит имя и фамилию, когда его спрашивают
  • Знает некоторые основные правила грамматики, например, правильно использует «он» и «она»
Возраст 5
  • Рассказывает историю, включающую как минимум два события, о которых они либо слышали, либо выдумали
  • Отвечает на простые вопросы о книге или истории, прочитанной или рассказанной им
  • Продолжает разговор, используя как минимум три или более двусторонних обмена
  • Использует или распознает простые рифмы (летучая мышь, кошка, мяч, высокий)
  • Может определять общие предметы по использованию (например, вилка — это предмет, которым вы едите)
  • Рассказывает простую историю, используя полные предложения
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Вехи развития. Электронный ресурс доступен по адресу: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508. pdf

Обучение общению — уникальный процесс, специфичный для каждого дошкольника и семьи. Многие аспекты окружения ребенка могут способствовать проблемам с развитием коммуникации. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Как воспитатель дошкольного учреждения, у вас есть возможность сначала поучиться у семьи и подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. The Kids Included Together может быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехи развития и ранняя информация о действиях, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, https://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также указаны возможные тревожные признаки для дошкольников:

Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у дошкольников
Трехлетние дети
  • Текут слюни или очень нечеткая речь
  • Не говорит предложениями
  • Не понимает простых инструкций
  • Не смотрит в глаза
Четырехлетние дети
  • Не могу пересказать любимую сказку
  • Не соответствует команде из 3 частей
  • Не правильно использует «я» и «ты»
  • Говорит неразборчиво
  • Игнорирует других детей или не отвечает людям вне семьи
Пятилетние
  • Имя и фамилию назвать нельзя
  • Не правильно использует множественное число или прошедшее время
  • Не говорит о повседневных делах или переживаниях
  • Не отвечает на людей или отвечает поверхностно

Как общаются дошкольники

Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью детей понимать и понимать язык или то, что говорят другие (рецептивное общение), другие — со способностью детей использовать слова и говорить (выразительное общение), а другие — с их способностью участвовать в языковом обмене со сверстниками или взрослыми (социальная активность). Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в процессе замечательного развития маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет.

Восприимчивая коммуникация относится к способности ребенка слушать и понимать речь. Дети начинают понимать больше слов, более длинные предложения и более сложные вопросы. Они понимают названия большинства вещей в своей повседневной жизни и действий, которые они видят или совершают каждый день. Дети также начинают понимать новые описательные слова, такие как «мягкий», «жесткий» или «гладкий», и слова для эмоций, такие как «безумный», «грустный», «счастливый», «страшный»).

Понимание языка тесно связано с когнитивным развитием маленьких детей. Например, трехлетние дети начинают использовать и понимать вопросы «что», «где» и «почему». К 4 годам дети понимают многие слова, обозначающие цвета, формы и размеры. Понимание языка также тесно связано с грамотностью и ранним развитием математики. В течение четвертого года дети учатся понимать названия букв и звуков, а также названия и значения чисел. Восприимчивый язык необходим для успеха в дошкольном учреждении, поскольку дети должны понимать, как следовать указаниям, и слушать, что говорят учителя, другие значимые в их жизни взрослые или сверстники.

Выразительное общение относится к способности детей выражать себя с помощью слов, жестов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится ясно, когда вы наблюдаете, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста могут также разговаривать сами с собой, когда они заняты сложными задачами, думают вслух или когда они взволнованы. Например, ребенок может говорить сам с собой, когда строит высокую башню из блоков, говоря что-то вроде «Еще один, не упади!», или когда он выполняет новое или сложное задание: «Я собрал большую головоломку все сам!»

Социальная активность включает в себя понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и выражений лица. Разговоры включают как понимание (рецептивное общение), так и выражение (экспрессивное общение). Дошкольники учатся использовать звуки, жесты, мимику и слова на языке (языках) своей семьи, когда взрослые взаимодействуют, разговаривают, читают и поют с ними.

Поддержка общения, языка и грамотности

Навыки эффективного общения являются неотъемлемой частью детского самовыражения, развития социальных отношений и обучения. Основы этих навыков закладываются с рождения и закладываются в течение всех лет раннего детства. Когда вы участвуете и поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении. Общение и языковое развитие лучше всего происходят в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений.

Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания об общении и языковом развитии наряду с вашими наблюдениями за детьми, находящимися под вашим присмотром. Вместе эта информация может создать возможности для партнерства с детьми, чтобы поддерживать их интерес посредством общения. Например, во время еды с дошкольниками вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и добавлять контекст к попыткам общения дошкольников или следить за глазами дошкольника, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем говорить: «Ты глядя на ваш зеленый горошек. Что еще такое зеленое?» Или расскажите о том, кто сидит рядом с ребенком. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? О, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой.

Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений также дает возможность создать среду, в которой маленькие дети нуждаются в том, чтобы стать хорошими коммуникаторами в раннем возрасте. Коммуникативная среда характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:

  • Обучение общению и развитию речи у детей дошкольного возраста
  • Общение с семьями и обучение у них, а также наблюдение и определение стадии развития отдельных дошкольников, а также предложение опыта и занятий, которые могут наилучшим образом способствовать их развитию и обучению
  • Добавление слов и идей, чтобы лучше всего описать понимание дошкольниками опыта
  • Реакция на попытки детей общаться и использование того, что говорят дети
  • Использование новых, сложных и интересных слов в разговоре
  • Следование указаниям, сигналам и предпочтениям детей
  • Разговоры с детьми в течение дня о событиях дня
  • Внедрение языковых игр, песен и стишков в повседневную жизнь и занятия
  • Задавать детям содержательные открытые вопросы об их действиях, интересах, событиях или чувствах
  • Частое чтение детям и предоставление детям возможности заниматься с книгами и печатными материалами
  • Использование альтернативных способов и систем общения, основанных на индивидуальных потребностях детей (например, использование изображений или визуальных подсказок для развития общения)
  • Предоставление ежедневных возможностей участвовать в мероприятиях, которые помогают им осваивать новые навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде
  • Предоставление детям возможности общаться друг с другом с помощью различных видов деятельности.

См.

Видео недоступноНаблюдайте за общением и развитием речи в дошкольном возрасте.

Делать

Понимание основных этапов развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как общаются дошкольники, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии языковых и коммуникативных навыков, а также какие виды обучения запланировать в вашем классе и программе. В своей повседневной работе с детьми дошкольного возраста учтите следующее:

  • Планируйте осмысленно: В своем повседневном общении с детьми вы можете целенаправленно планировать мероприятия, которые позволят вам получать информацию о детях и о том, как они развивают и совершенствуют свои коммуникативные навыки. Например, вы можете наблюдать за тем, как дети общаются со сверстниками или выражают себя во время ежедневной работы в интересующих вас областях в классе, как они следуют указаниям, когда вы ведете их через такие виды деятельности, как кружковое время, или как они общаются во время свободной игры со сверстниками. . Вы должны использовать эту ценную информацию наблюдений для планирования занятий, способствующих дальнейшему развитию детей, или для адаптации целей и занятий для удовлетворения уникальных потребностей в обучении отдельных детей.
  • Будьте внимательны к индивидуальным потребностям детей: Принимая участие в этих наблюдениях, помните, что все дети разные и что иногда дети могут не достигать вех, как ожидалось. Однако, если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите с тренером. Это может быть сложно, но это может иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Инструкторы могут делиться с семьями информацией о типичном развитии и сообщать им, что ваша программа готова помочь. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь начать разговор о ваших проблемах. Вы всегда должны обсуждать с инструктором, тренером или супервайзером способы помочь ребенку прогрессировать в вашем классе.
  • Прислушивайтесь к потребностям и предпочтениям семьи: Если члены семьи обращаются к вам и делятся опасениями по поводу развития своего ребенка, направьте их обсудить свои опасения с инструктором. Инструктор несет ответственность за решение проблем, связанных с развитием, и он или она начинает процесс идентификации или направления ребенка. Семьи с детьми старше 3 лет также могут обратиться в местный школьный округ. Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка, чтобы ребенок мог получить услуги и поддержку, отвечающие его или ее индивидуальным потребностям. Кроме того, педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалисту.

Узнайте об инструментах, которые ваша программа использует для понимания развития каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета возраста и стадии (ASQ). Этот и подобные ему инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим инструктором, руководителем или коучем, чтобы узнать больше об инструментах и ​​процессах, используемых в вашей программе, и о том, к кому обратиться, если у членов семьи возникнут вопросы.

Исследовать

Задания в этом разделе направлены на то, чтобы помочь вам узнать больше о:

  • о том, как общаются дети в вашем классе, и о
  • насколько вы отзывчивы, когда речь идет о развитии детского общения.

Выполните задания и обсудите свои ответы со своим инструктором, инструктором или администратором.

Наблюдение за общением

Наблюдайте за тем, как дети общаются в вашем классе

Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе с вашим инструктором, руководителем или администратором

Контрольный список отзывчивого учителя: развитие навыков общения

Оцените, как вы развиваете коммуникативные навыки в классе.

Применять

Фонологическая осведомленность, или способность идентифицировать и быть чувствительным к тому, как звучит язык, играет большую роль в развитии чтения. Перейдите по ссылке на статью от Reading Rockets о фонологической и фонематической осведомленности: https://www.readingrockets.org/helping/target/phonologicalphonemic.

Затем прочтите и просмотрите Упражнения на фонологическую осведомленность , чтобы узнать, как вы можете помочь детям в вашем классе распознавать звуки языка и становиться чувствительными к ним. Затем потратьте несколько минут на заполнение Контрольного списка для фонологически богатого класса и подумайте, как часто вы развиваете фонологическую осведомленность дошкольников в своем классе.

Если семьи ищут идеи о хороших книгах для дома, вы можете направить их на сайт Common Sense Media Best Books for Families (https://www.commonsensemedia.org/book-lists#). На этом веб-сайте есть списки книг для детей от дошкольного до подросткового возраста.

Деятельность по фонологической осведомленности

Попробуйте выполнить эти задания, чтобы улучшить фонологическую осведомленность в классе.

Контрольный список фонологически богатого класса

Оцените использование вами методов, способствующих фонологической осведомленности в вашем дошкольном классе

Глоссарий

Задержка развития:
Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки. Задержки могут возникнуть в любой области разработки

Вехи развития:
Набор навыков или моделей поведения, которые развиваются у большинства детей в определенном возрасте

Скрининг развития:
Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка. Скрининг могут проводить педиатры, учителя и другие лица, которые хорошо знают как ребенка, так и его развитие

Выразительное общение:
Способность использовать слова для общения с другими

Фонематическая осведомленность:
Информация об устной речи и, в частности, о сегментации звуков, которые используются в речевом общении (Международная ассоциация чтения)

Фонологическая осведомленность:
Чувствительность к звуковой структуре языка (Yopp & Yopp, 2009)

Положительный эффект:
Демонстрация радости, интереса и настороженности при взаимодействии с другими

Частная речь:
Когда дети разговаривают сами с собой

Восприимчивое общение:
Способность понимать произнесенные слова

Продемонстрировать

Правда или ложь? Использование или распознавание простых рифм обычно происходит к 3 годам.

Верно

Ложно

Вы заметили, что 4-летний Кайден способен понять большинство указаний, но не может ответить на вопросы о том, что он делает, с кем играет и т. д. В каком из трех типов общения Кайден сильнее?

Восприимчивое общение

Выразительное общение

Социальная активность

Закончите это утверждение: Если вас беспокоит общение ребенка, вам следует…

предложить родителям пройти обследование ребенка.

скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он обращал пристальное внимание на разговоры, которые он слышит во время кружка.

поговорите со своим инструктором, тренером или руководителем.

подождите и посмотрите, будете ли вы по-прежнему обеспокоены.

Ссылки и ресурсы

Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Изучите знаки, действуйте рано: вехи развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *