Разное

Сангвиник дошкольник: Методические рекомендации для педагогов «Темперамент дошкольника»

Методические рекомендации для педагогов «Темперамент дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем смысле темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Иван Петрович Павлов подчеркивал, что основой темперамента человека является тип нервной деятельности. От сочетания силы нервных процессов, уравновешенности и подвижности зависит, какой из четырех типов нервной системы будет у ребенка.

Тип нервной системы / темперамент

Свойства нервных процессов

«безудержный» / холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

«живой» / сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

«спокойный» / флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

«слабый» / меланхолик

Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

Иван Павлов подчеркивал, что темперамент, несмотря на врожденный характер, все же поддается педагогическому влиянию. Ведь у детей особенности ВНД (высшая нервная деятельность) проявляются ярче, чем у взрослых, в силу того, что они еще не замаскированы чертами характера, не прикрыты педагогической работой и жизненными установками.
Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.

Если дошкольник холерик…

Как мы видим из таблицы, холерик неуравновешенную, подвижную, но сильную нервную систему, в которой процессы возбуждения преобладают над торможением. Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет, а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая. Маленькие холерики предпочитаются подвижные игры упорядоченным занятиям, в играх стремятся занять главенствующую роль, переделать пространство под себя, организовывают одногруппников и руководят их действиями. Работа с детьми довольна трудна: они чересчур подвижны, импульсивны и вспыльчивы, с трудом придерживаются правил, ссорятся с другими из-за игрушек и обижаются на замечания взрослых.

Маленький холерик после дневной активности с трудом засыпает в сончас, требуя, чтобы ему рассказали сказку или дали поиграть в кровати с заранее припасенной игрушкой, спит спокойно, но быстро проснувшись, опять бросается на покорение мира с прежней активностью.

Рекомендации для воспитателей:

  • разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
  • к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сончаса следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
  • нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
  • при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
  • приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
  • очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

Если дошкольник сангвиник…

Сангвиники – это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.

Основная особенность сангвиников – их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму. Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются. Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.

Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения.

Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.

Рекомендации для воспитателей:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Если дошкольник флегматик…

Малоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система характеризует маленького флегматика. В раннем возрасте ребенок много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко и плачет, и смеется.

После сна остаются длительное время вялыми. Речь у них неторопливая, между предложениями часты паузы.

Перед началом деятельности идет период подготовки и раскачки. Однако приступив к работе, маленький флегматик может заниматься ею длительное время без перерывов, не уставая от однообразных действий.

Привычки ребенка формируются долго, но, однажды сформировавшись, остаются надолго и становятся особо прочными. Все же непривычное и новое малыш воспринимает далеко не сразу. Вот почему поступление в ясли или детский сад сопровождается некоторыми проблемами: флегматик трудно адаптируется к новым обстоятельствам, режиму, с мамой расстается с трудом, с незнакомыми детьми играть не желает. Привыкнув к обстановке, ребенок охотно выполняет режим и правила поведения в группе, справляется с работой любой сложности, а выполняет поручении аккуратно и очень тщательно, пусть и не очень быстро.

Рекомендации для воспитателей:

  • следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
  • нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
  • чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
  • не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
  • нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.

Если дошкольник меланхолик…

 

Маленькие меланхолики – дети со слабой нервной системой – характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Вот почему у них быстро наступает переутомление нервных клеток.

Меланхолик играет один или с тем приятелем, которого хорошо знает, с шумными дошкольниками он не уживается. Обычно в группе его не слышно и не видно. Иногда он может тихо просидеть в уголке весь день, играя с куклой, откликаясь лишь на обращенные к нему просьбы. Обращаясь к взрослому, ребенок говорит тихо, постоянно запинается. Не любит демонстрировать свои умения и знания. Но несмотря на незаметное поведение, его чувства глубоки.

У ребенка сложно формируются навыки и привычки, но, сформировавшись, отличаются надежностью и прочностью. В коллектив дети входят с трудом, адаптация длительная и зачастую сложная. И в то же время дети очень чуткие, отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.

Рекомендации для воспитателей:

  • необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
  • категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
  • следует чаще хвалить малыша;
  • нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
  • следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.

Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами, применять к ним одинаковые меры поощрения и наказания. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.

 

 

Темперамент дошкольника | Статья: | Образовательная социальная сеть

Неоспорим тот факт, что все люди разные. И это касается не только внешности, цвета глаз, волос… Нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Даже вроде бы похожие друг на друга, как две капли воды близнецы, обладают совершенно разными темпераментами. Ещё в младенческом возрасте это становится, очевидно. Различия детей дошкольного возраста особенно  заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно  едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А детском саду, где большое количество детей,  эта разница заметна особенно. Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников, потому что это невыполнимая задача. Да и есть ли в этом какая-то необходимость?  Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главное, что бы воспитатель помог развить ребенку его положительные свойства темперамента, и научить сдерживать отрицательные. И конечно же, подсказать родителям, как нужно поддержать свое чадо, что бы ребенок добился больших успехов не только в дошкольный период, но и в будущем. И  легче находить с ребенком  общий язык. А если родители хотят, что бы их ребенок занимался ещё и в дополнительных кружках или секциях, то несомненно ориентироваться на темперамент своего ребенка. Ведь психологическое  здоровье малыша, очень важно для развития полноценной личности.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Выделяют 4 вида чистого темперамента. Сразу стоит отметить, что темперамента в « чистом виде», как правило, не существует, но вот основной вид темперамента присущ каждому человеку.

И так… существуют  такие виды темперамента как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

По многочисленным наблюдениям, холериков, как правило, немного больше, чем остальных видов темперамента.

Ребенок-сангвиник-  веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило,  такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться  на успехах  ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности.  Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

Ребенок- холерик  — это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет  старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

Ребенок-флегматик  отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум.  Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него  немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких.  Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что  люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности. 

Сангвиник | The Parenting Passageway

Штайнер рассказал о четырех темпераментах, которые он наблюдал у детей, и о том, как использовать их с пользой в классе. Четыре типа: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. Цель состоит в том, чтобы интегрировать все темпераменты к взрослой жизни!

Итак, сегодня речь пойдет о сангвиническом темпераменте. Я люблю детей-сангвиников и считаю, что они так необходимы в социальном кругу класса или группы друзей! Именно они могут соединить все социальные группы и клики внутри группы, вытащить застенчивых детей, объединить детей, которые в противном случае никогда бы не разговаривали друг с другом, и иначе привнести красоту и веселье в комнату!

Сангвинический ребенок часто замечает и наблюдает. Эти дети заметят, если вы выглядите усталым, или если вы носите другую пару сережек, или что на самом деле случилось с маленькой птичкой, которая свила гнездо в кустах за дверью. У них часто бывает миллион наблюдений, и это так весело слушать!

Обратной стороной сангвиника является то, что, несмотря на все их замечание, иногда они могут быть просто равнодушными (ладно, да, и немного поверхностными) в социальном плане, когда они порхают к новому лучшему другу и бросают своего старого друга, как горячую картошку. Иногда им действительно нужна социальная помощь, чтобы понять, что они задевают чьи-то чувства или оставляют после себя след. Это особенно важно в средние и младшие школьные годы, предшествующие смене 15/16 лет. Не позволяйте им просто уйти без какого-либо взгляда на то, что они создают в обществе. Многие дети-сангвиники на первый взгляд кажутся лояльными, потому что именно они помнят дни рождения и выясняют, как обстоят дела у их друзей, но им часто не хватает глубоких навыков, чтобы хорошо разрешать конфликты или восстанавливать отношения в предподростковом или подростковом возрасте, и они нуждаются в некоторой помощи. руководство.

Как упоминалось выше, ребенок-сангвиник часто помнит фестивали, дни рождения и праздники. Они могут быть очень организованными с точки зрения фестивалей и праздничных торжеств и делать все красиво. В других случаях им может понадобиться помощь. Итак, когда ваш сангвиник начинает что-то (ладно, 20 что-то :)), помогите ему довести дело до конца и расставить приоритеты, выбирая «лучшую» идею из множества идей. Легко начать что-то или придумать миллион идей; не всегда так легко довести дело до конца. Вопреки распространенному мнению, сангвиники могут быть глубокими мыслителями. Тем не менее, им нужна помощь, чтобы не просто перейти к следующему делу. Я думаю, что иногда в домашней обстановке нам нужно лучше справляться с нашими сангвиническими детьми, распределяя задания и помогая им завершить и сдать их, особенно начиная с четвертого или пятого класса и, конечно же, в средней и старшей школе.

Сангвиник нуждается в последовательности; будь то соблюдение ритма, завершение проектов или завершение. Это связано с игнорированием импульса перепрыгнуть к следующей вещи, которая была бы более веселой! Начинать дела весело! Если вы поможете им в этом, они вырастут и станут уравновешенными взрослыми.

Мне бы очень хотелось узнать о вашем опыте с сангвиником!

Благословения,
Кэрри

Оценить:

Нравится:

Нравится Загрузка…

Ребенок-сангвиник.

Вальдорфское путешествие

Когда вы представляете типичный, беззаботный, беззаботный образ детского счастья, вы представляете ребенка-сангвиника.

Дети, которые прыгают и бегают больше, чем ходят, которые никогда не останавливаются дольше, чем на мгновение, и которые позитивно прыгают по жизни, — сангвиники. На самом деле темперамент, характерный для детства в целом, — сангвиник.

Элемент, соответствующий сангвинику, — воздух. Сангвиники легкие, счастливые и мимолетные. Они перескакивают с одного занятия на другое, и хотя им нравится заниматься самыми разными делами, чаще всего их энергия и внимание сосредоточены на социальных вопросах. У сангвиников много друзей, и им нравится находиться в окружении самых разных людей. Они могут быть душой вечеринки, хотя могут остаться лишь на короткое время, прежде чем придет время перейти к чему-то новому, потому что для сангвиника разнообразие — это приправа к жизни.

Кто самый сангвиник в классе? Сангвиник — это белокурая кудрявая девочка посреди комнаты, окруженная своими друзьями — группой, в которую входят все в классе.

Она жизнерадостна и почти всегда улыбается. Она порхает от одного друга к другому в счастливой беззаботной манере. Ее непостоянный характер может иногда заставлять ее ранить чувства другого (вероятно, меланхолика), но на самом деле она не имеет этого в виду, и, насколько она понимает, если это не произошло 3 минуты назад, это древняя история.

Она физически активна и счастлива, когда урок включает движение. Когда она двигается, наблюдательный глаз заметит подпрыгивание в ее шаге и тенденцию ходить на носочках. Она любит танцевать, прыгать и играть.

Сангвиник ценит уроки, которые проходят быстро. Она быстро обрабатывает информацию, и хотя обычно она все понимает, прежде чем двигаться дальше, если что-то требует слишком много внимания и энергии, она с радостью пойдет дальше, прежде чем полностью вникнет в тему.

Как учителю лучше всего встретить сангвиника? Прежде всего, распознайте дары сангвиника. Ее счастливый характер может быть благословением в классе и часто может вывести меланхолика из его или ее отчаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *