Разное

Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста: Высшее образование БГПУ

Содержание

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Шкуркина Ольга Игоревна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018 2018-07-08

Статья просмотрена: 15872 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51933/ (дата обращения: 01.02.2023).



В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, дошкольники, общее недоразвитие речи.

В последнее время выявлен значительный рост дошкольников, имеющих нарушения речи, в частности, общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР — это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе.

Для дошкольников с ОНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи.

Основным признаком является задержка речевого развития ребенка: лишь к 3 годам появляются первые слова, а в некоторых случаях и к 5 годам. Речь фонетически недостаточно оформлена и имеет аграмматизмы. Так же отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден. Понимание обиходно-разговорной речи, у детей с ОНР, развивается в нормальные сроки, так же как и потребность к игровой, предметной деятельности и эмоционально избирательное отношение к окружающему миру [1].

Характерным признаком является недостаточное развитие экспрессивной речи и низкая речевая активность. Дети критично относятся к своему дефекту, данные нарушения оказывают значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено связью между дефектами речи и другими сторонами психического развития.

Главной закономерностью нарушенного развития является изменение развития личности аномального ребенка в целом. К особенностям развития личности можно отнести: тревожность, низкую самооценку, пониженный фон настроения, ипохондричность, страхи [4]. Данные нарушения возникают вследствие неправильно вида воспитания ребенка и в случаях несоответствующего обучения. Происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника: раздражительность, неусидчивость, повышенная возбудимость, отмечается агрессивность, неуверенность в себе, обидчивость, замкнутость, нестойкость в интересах и трудности в налаживании контакта с окружающими его людьми.

Наблюдается быстрая переключаемость переживаний, несамостоятельность, неадекватное выражение собственных эмоций и чувств.

Ученые в области логопедии, отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи существуют особенности личностного развития [2]. По мнению Р. Е. Левиной, тяжелые речевые нарушения влияют на формирование личности ребенка. Задержка речевого развития и нарушения других компонентов речевой системы влияют на самооценку и самосознание ребенка.

Значительно влияют, на взаимоотношения ребенка с окружающей средой, его личностные и эмоциональные особенности. По причине несформированности средств общения, у дошкольника, возникают неблагоприятные отношения в группе своих сверстников.

Под руководством Г. В. Чиркиной были выполнены исследовательские работы, направленные на изучение особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с ОНР. Результаты этих исследований показали, что особенности речевого развития сочетались с нарушениями коммуникативной функции, которые выразились в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникаций и особенностях поведения [4].

Речевая неполноценность выделяет ребенка из детского коллектива, в дальнейшем психика ребенка будет травмирована, а это влечет к отсутствию потребности в контактах, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму.

Для дошкольников с ОНР характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: органический инфантилизм, импульсивность, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, аффектные вспышки, тревожность и страх.

Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей отмечается личностные особенности и своеобразие формирования поведения. Дошкольники испытываю значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Затруднено социальное развитие ребенка, личностное становление — формирование самосознания и системы «Я» [7].

Большое значение для ребенка с общим недоразвитием речи играют эмоции, они являются важной составляющей процесса познавательной деятельности. Настроение и общее эмоциональное состояние влияют на восприятие окружающего мира ребенка.

Дошкольнику сложно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. В старшем дошкольном возрасте ребенок не будет проявлять инициативу, его эмоции будут невыразительными. В преддошкольном возрасте ребенку сложно регулировать свои эмоции, он зависим от внешних эмоциональных впечатлений и самопроизвольновозникших чувств. Характерны так же эмоциональные реакции на происходящее, эмоции имеют неустойчивый характер.

Нарушения речи влекут за собой нарушения всех сторон процесса общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, вследствие чего, происходит нарушение формирования личности [5].

Дошкольники с ОНР комплексуют и фиксируются на своем дефекте речи. Это проявляется в неуверенности в себе, низкой речевой активности, взаимоотношении с социумом.Кпричинам возникновения этих особенностей можно отнести ближайшее окружение ребенка: взрослые заостряют внимание на речевом нарушении, тем самым, усиливают его переживание и способствуют к возникновению страха вступать в диалог. Для детей с речевыми дефектами характерна устойчивость и интенсивность переживания, а так же эмоциональная фиксация на своих страхах, что отличает от детей с нормальным психофизиологическим развитием.

Главными составляющими самооценки является оценка личностью своих качеств, возможностей и места в социуме. Отношение человека с окружающими его людьми, отношения к неудачам и успехам, его критичность и требовательность к себе, влияет именно самооценка. Нарушения речи имеют негативное влияние на формирование самооценки у детей. Наблюдается неуверенность в себе и своих возможностях. Уровень самооценки дошкольника с ОНР ниже, в отличие от их сверстников, не имеющих дефектов речи [1].

Отмечается трудность в передаче мимических средств основных эмоций: удивления, страха, гнева, радости, печали. Дети не способны правильно предать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Тесная взаимосвязь между собой у эмоционально-волевой сферы и процесса обучения. Если ребенок регулярно находится в сильном напряжении, не проявляет активность, имеет низкую самооценку, испытывает чувство тревоги, то процесс обучения будет на низком уровне. Если не будет оказана своевременная коррекционная помощь, то ребенок психологически не будет готов к школе.

Дошкольники с ОНР, характеризуются специфическими особенностями развития эмоционально-волевой сферы. При успешной коррекции, дошкольники будут использовать свои эмоции как средство общения с окружающими, а это будет способствовать гармоничному развитию личности и наиболее эффективному преодолению нарушений речи.

Литература:

  1. Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.2017. — № 1.
  2. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 1968.
  3. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева.,Т. В.Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада / [Текст] Т. Б. Филичева., Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993.
  5. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов / [Текст] В. М. Шкловский. — М.: Феникс, 2001.
  6. Юрчук, Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / [Текст] Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Юсупова, Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / [Текст] Г. Х. Юсупова. — М.: БИРО,2005.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, общее недоразвитие речи, ребенок, дошкольник, нарушение, эмоция, дефект речи, речевая активность, речевая система, речевое развитие.

Ключевые слова

общее недоразвитие речи, дошкольники, эмоционально-волевая сфера

эмоционально-волевая сфера, дошкольники, общее недоразвитие речи

Похожие статьи

Особенности

развитии эмоциональной сферы детей старшего. ..

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная…

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей

деятельности шестилетних…

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение, деятельность

Особенности

волевой сферы у детей с дизартрией

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возрастаРазвитию личности детей с различными дефектами речи посвящён

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией.

Особенности страхов у

детей дошкольного возраста с общим

общее недоразвитие речи, ребенок, воображение, задание, речевое развитие, нормальное речевое развитие, дошкольный возраст, практический опыт, высокий уровень, речевой дефект.

Проблема отграничения

речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Нейропсихологическая диагностика

общего недоразвития речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Формирование

эмоциональной сферы старших дошкольников

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная деятельность. ..

Особенности

развития связной речи детей с тяжелыми…

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др.

Похожие статьи

Особенности

развитии эмоциональной сферы детей старшего…

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная…

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей

деятельности шестилетних…

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение, деятельность

Особенности

волевой сферы у детей с дизартрией

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возрастаРазвитию личности детей с различными дефектами речи посвящён

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией.

Особенности страхов у

детей дошкольного возраста с общим

общее недоразвитие речи, ребенок, воображение, задание, речевое развитие, нормальное речевое развитие, дошкольный возраст, практический опыт, высокий уровень, речевой дефект.

Проблема отграничения

речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Нейропсихологическая диагностика

общего недоразвития речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Формирование

эмоциональной сферы старших дошкольников

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная деятельность. ..

Особенности

развития связной речи детей с тяжелыми…

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др.

23. Развитие эмоционально – волевой сферы в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые отношения человека к предметам и явлениям. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. В чувствах отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н Леонтьев). В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец). У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий.

Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности. В-третьих, от отношения взрослого В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности. В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели.

Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности. Другая характеристика произвольного действияосознанность, или сознательность. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка. То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие потребности проверять и корректировать свою работу и освоение способов самопроверки. В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

— у детей формируются целеполаганне, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

— развивается способность к волевому усилию;

— складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми.

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения старшеклассников

Реферат

Волевое поведение — сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: Волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и физической деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19).89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают силу и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что механизмы произвольного поведения дошкольника зарождаются и формируются в игре (ролевой, сюжетно-дидактической и двигательной). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли велась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые — дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего используется познавательный термин для дошкольников), коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия. и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Этапы волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели — возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

— приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

— создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

— побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление им права выбора, прогнозирование ее возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

— использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

— способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

— лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

— лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

— индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Ссылки

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте. В Л.С. Выготский, Психология развития. Лекции по психологии. Лекция шестая (стр. 819-827). Москва: Эксмо-Пресс.
  10. Выготский Л.С. (2000). Владение поведением. Выготский Л.С. Психология развития. История развития высших психических функций (стр. 714-727). Москва: Эксмо-Пресс.
  11. Запорожец А.В. (1978). Значение периодов раннего детства для формирования личности ребенка. В А.В. Запорожец, Принцип развития в психологии (стр. 243-267). Москва: Наука.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Развитие волевой сферы у дошкольников на уроке хореографии / июнь / 2020 / Диссертации / CNAA


Статус

Диссертация защищена 26 июня 2020 г.
Утверждено NCAA 30 октября 2020 г.

Резюме

– 0,63 Мб / на румынском
– 0,97 Мб / на русском

Диссертация

ЧЗУ 373.2.015:793.3(043.2)

4,56 Мб/ на русском
205 страниц


Резюме

Мулко Юлия. Развитие волевой сферы у дошкольников на занятиях хореографией. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Кишинев, 2020. Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций (135 страниц основного текста), библиографии (196 источников), 4 приложения, 46 рисунков и 16 таблиц. Результаты исследований опубликованы в 9 научных работах. Ключевые слова: волевая сфера, воля, волевые компоненты, произвольность, дошкольник, занятия хореографией. Задачи научной работы: выявление уровней произвольности, особенностей воли и динамики ее развития у детей на протяжении всего дошкольного возраста с учетом гендерных различий; а также разработка и апробация формирующей программы, направленной на развитие волевых качеств на занятиях хореографией. Задачи исследования: анализ понятийных основ, теоретической литературы и современных научных исследований воли и ее компонентов в дошкольном возрасте; а также условий его развития; оценка волевой деятельности дошкольника и выявление ее особенностей у девочек и мальчиков; сравнительный анализ и динамика волевых компонентов в дошкольном возрасте; разработка формирующей программы на занятиях хореографией, направленной на развитие волевых качеств дошкольника, проверка ее работоспособности; разработка рекомендаций по целенаправленному развитию волевых компонентов в дошкольном возрасте на основе полученных результатов. Научная новизна и оригинальность. Полученные в исследовании новые результаты о динамике развития волевых качеств ребенка дошкольного возраста дополняют и конкретизируют научные знания о механизмах формирования компонентов воли ребенка. В диссертации содержатся инновационные результаты об особенностях формирования воли на занятиях хореографией. Полученные новые результаты о возрастных и половых различиях в формировании произвольности, принятия задания, подчинения правилу и т. д. легли в основу стратегии развития волевых качеств в условиях эксперимента. Решена значимая научная проблема, заключающаяся в выявлении особенностей и динамики воли в дошкольном возрасте, в различном проявлении компонентов воли у девочек и мальчиков этой возрастной группы; а также в разработке формирующей программы на занятиях хореографией, которая позволит эффективно развивать волевые качества личности ребенка. Теоретическая значимость работы заключается в том, что проводится комплексное изучение развития компонентов воли на занятиях хореографией, выявляются специфика и особенности формирования воли в дошкольном возрасте; а также установлены различия в проявлении волевых качеств у девочек и мальчиков. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная модель и разработка формирующей программы на занятиях хореографией, направленной на развитие волевых качеств дошкольника, могут быть применены воспитателями и балетмейстерами для работы с детьми в указанной сфере. Психодиагностические тесты представляют практический интерес при изучении воли дошкольников и могут быть использованы для более детального и структурированного исследования компонентов воли ребенка. Анализ представленности дошкольников в двигательной сфере может быть использован воспитателями для организации и развития двигательной сферы. Внедрение научных результатов. Результаты исследования применены на базе Школы хореографии и танца «EXTREME&MAXIMUM»; а также в рамках консультаций при подборе команды студии. Результаты исследования были использованы для разработки университетских курсов и методических рекомендаций по психологии развития, общей и возрастной психологии и психологии личности в Кишиневском государственном педагогическом университете им. И. Крянгэ. Кроме того, их использовали в деятельности руководителей хореографических студий и дошкольных учреждений. 9СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Официальные рецензенты


Члены Совета

  • Петру Желеску, президент
    доктор хабилитат, профессор, Кишиневский педагогический государственный университет им. Иона Крянгэ
  • Елена Лоси, секретарь
    доктор, доцент, Кишиневский педагогический государственный университет им. Иона Крянгэ
  • Каролина Платон, член
    доктор хабилитат, профессор, Молдавский государственный университет
  • Лариса Синицару, член
    врач, доцент (доцент)
  • Оксана Палади , член
    доктор, доцент (доцент)

  • ,

 Диссертаций

Выполнено 35 диссертаций, в том числе 4 диссертаций на соискание ученой степени доктора хабилитат. (по данной специальности)

На рассмотрении [5] :

  • Снижение агрессивного поведения в дошкольных учреждениях
    23 февраля 2023 г.
  • Развитие чувства психологической безопасности путем активизации личностных ресурсов женщин, подвергшихся насилию в детстве
    27 декабря 2022 г.
  • Снижение воспринимаемого стресса во время подготовки к соревнованиям у спортсменов-подростков с помощью методов релаксации
    11 ноября 2022 г.
  • Развитие волевых качеств у подростков
    27 июня 2022 г.
  • Развитие личности молодых женщин обусловлено агрессивным семейным окружением
    24 июня 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *