Разное

Развитие целеустремленности у дошкольников: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier

Статья по теме Воспитание целеустремленности у старших дошкольников с ТНР посредством нейроигр

Воспитание целеустремленности у старших дошкольников с ТНР

посредством нейроигр.

Они могут, потому что думают, что могут.

античный поэт Вергилий

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, становление личности ребенка.

Один из целевых ориентиров ФГОС – это способность ребенка к волевым усилиям, умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Следовательно, сама деятельность тесно связана с воспитанием целеустремленности и направлена на умение ставить цель, определять ее мотивы и планировать реализацию действий для получения результата.

Целеустремленность – это положительное волевое качество человека, направленное на достижение конкретной цели. То есть в основе понятия «воспитание целеустремленности» у детей старшего дошкольного возраста лежит цель, в которой содержится комплекс волевых качеств личности: самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и решительность, проявляющихся посредством деятельности, основанной на познавательных интересах.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности детей, к отказу от вербального общения. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в деятельности детей часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у детей наблюдается негативизм, упрямство. По выражению отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «Самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Лучше всего волевые качества личности дошкольника формируются при использовании ведущих видов деятельности дошкольного образования. Дошкольный возраст отличается от других возрастов специфической ведущей деятельностью – игрой. В разных видах игр проявляются и воспитываются различные волевые качества личности, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наряду с традиционной игровой деятельностью существуют специальные игровые комплексы, которые способствуют развитию произвольной регуляции действий, умению реагировать на действия других, осуществлять самоконтроль – это нейропсихологические игры.

Нейроигры рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

Для детей с ТНР воспитание целеустремленности следует начинать с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, ребенок тренирует и закаляет свою волю.

Нейропсихологические игры — это универсальные упражнения, они эффективны и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение таких упражнений у детей с проблемами в развитии.

Можно использовать следующие игровые упражнения, которые имеют свою конкретную цель:

Многие дети с удовольствием играют в игру «Робот». Ребенок становится роботом и выполняет заданные ему команды. Взрослый подает команду «левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее».

В играх «Нос-пол-потолок», «Земля-вода-воздух-огонь», «Топ-хлоп-хоп» и других важно выполнять движения по словесной инструкции, а не по показу.

Упражнения «Запрещенное движение», «Говори» и другие помогают ребёнку контролировать свою деятельность, двигательную активность, развивают внимание.

— поочередное либо одновременное рисование обеими руками;

— выполнение обеими руками различных действий (например, одна рука гладит себя по голове, другая хлопает по животу и т. д.),

— перенос позы пальцев с одной руки на другую («Заяц-коза», «Окошко» и т.д.) В своей педагогической деятельности выполнение данных упражнений усложняю тем, что дети исключают зрительный контроль, тем самым увеличивается кинестетический контроль.

Играя в нейроигры дети активизируют волевые качества, чтобы закончить начатое, проявляют целеустремленность, усидчивость, настойчивость. Они включаются в деятельность более активно, начинают лучше воспринимать информацию. В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания удерживают алгоритм последовательности действий, доводят начатое дело до конца, получая результат своей работы. Выполнение упражнений доставляет им удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, тем самым повышая работоспособность. Они с радостью делятся новыми навыками со сверстниками и взрослыми, демонстрируя свои новые умения, тем самым повышается их самооценка.

Нейроигры привлекают внимание детей, помогают преодолевать пассивное отношение к занятиям. У педагога появляется возможность установить тесный контакт практически с любым ребенком, робкие дети становятся более раскрепощенными, а агрессивные-более уравновешенными.

Таким образом, применение нейропсихологических игр закладывает фундамент целеустремленности, позволяет усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным. Все это поможет в дальнейшем дошкольникам эффективно справляться не только с учебными заданиями в школе, но и стать успешными в будущем.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468461-statja-po-teme-vospitanie-celeustremlennosti-

Цель вижу! — Азбука воспитания

Актуальное

Все роди­тели в буду­щем хотят видеть сво­его ребёнка спо­соб­ным доби­ваться постав­лен­ных целей. И стре­мятся раз­вить у малыша упор­ство, тер­пе­ние, тру­до­лю­бие, забы­вая о таком каче­стве, как целе­устрем­лён­ность, пола­гая, что эта черта при­суща только взрос­лому чело­веку. Между тем эле­менты целе­устрем­лён­но­сти сле­дует фор­ми­ро­вать уже в дошколь­ном возрасте.

Что же такое целе­устрем­лён­ность? В Тол­ко­вом сло­варе Оже­гова «целе­устрем­лён­ный» трак­ту­ется как «име­ю­щий ясную и опре­де­лён­ную цель, стре­мя­щийся к её достижению».

Для чего она нужна? Во-пер­вых, если есть цель, то любые дей­ствия по её дости­же­нию сопро­вож­да­ются весьма при­ят­ными эмо­ци­ями. Ведь пред­вку­ше­ние полу­че­ния жела­е­мого сопро­вож­да­ется радо­стью, при­под­ня­тым настро­е­нием, вол­ну­ю­щим ожи­да­нием. Во-вто­рых, нали­чие цели акти­ви­зи­рует твор­че­ство и ини­ци­а­тиву, потому как если сред­ства к дости­же­нию цели не нахо­дятся,  то чело­век сам их создаёт. В‑третьих, опыт дости­же­ния цели сти­му­ли­рует раз­ви­тие уве­рен­но­сти в себе, спо­соб­но­сти само­сто­я­тельно стро­ить свою жизнь и решать важ­ные задачи.

Как её вос­пи­тать? В вос­пи­та­нии целе­устрем­лён­но­сти у дошколь­ни­ков выде­ляют два этапа. Пер­вый — под назва­нием «фун­да­мент целе­устрем­лён­но­сти» — соот­вет­ствует воз­расту 5–6 лет. Цель этого этапа — созда­ние мне­ния о себе как о целе­устрем­лён­ном человеке.

На доступ­ном при­мере (сказке, исто­рии, рас­сказе из сво­его соб­ствен­ного опыта) рас­смот­рите ситу­а­цию, когда пер­со­наж ста­вит себе цель и доби­ва­ется её в тече­ние опре­де­лён­ного вре­мени, пре­одо­ле­вая труд­но­сти и пре­пят­ствия. Так вы убьёте сразу двух зай­цев: позна­ко­мите ребёнка с целе­устрем­лён­но­стью как с чер­той харак­тера и осу­ще­ствите так назы­ва­е­мое «образ­ное коди­ро­ва­ние». Такого же резуль­тата можно достиг­нуть, спро­сив у ребёнка, счи­тает ли он себя целе­устрем­лён­ным. Неза­ви­симо от его ответа под­твер­дите, что счи­та­ете его целе­устрем­лён­ным и что его дости­же­ни­ями можно гордиться.

Поскольку для целе­устрем­лён­но­сти акту­ально не только «чего я хочу достиг­нуть», но и «как я могу это сде­лать», то, обсуж­дая с малы­шом сюжет исто­рии, задайте вопрос: «Что именно герой сде­лал, чтобы достиг­нуть цели?» Акцен­ти­руйте вни­ма­ние на поиске пер­со­на­жами путей дости­же­ния цели, в том числе и их обра­ще­ние за помощью.

Для того, чтобы раз­вить у чело­века какую-либо лич­ност­ную черту, лучше всего пока­зать ему, что она у него уже есть. Пред­ло­жите ребёнку само­сто­я­тельно вспом­нить ситу­а­ции, когда ему для дости­же­ния цели при­шлось мно­гое сде­лать или научиться чему-то новому, пре­одо­леть труд­но­сти. Если ребё­нок затруд­ня­ется, помо­гите ему.

Обра­щайте вни­ма­ние ребёнка на то, что стрем­ле­ние к чему-либо есть у всех. Про­сто у раз­ных людей — раз­ные цели. И резуль­тат только тогда радует, когда цель была твоей собственной.

Эмо­ции — важ­ный сти­мул любого раз­ви­тия. Чтобы ребё­нок про­чув­ство­вал гор­дость за свои дости­же­ния, рас­ска­жите о них зна­чи­мым для малыша людям: бабушке, дру­зьям семьи.

Всё это поз­во­лит ребёнку самому счи­тать себя целе­устрем­лён­ным и пола­гать, что целе­устрем­лён­ность при­суща всем людям.

Татьяна Кры­лова,
пре­по­да­ва­тель дошколь­ной педа­го­гики и психологии.

  • Пожертвовать
  • 2.
    1 тыс. 0