Содержание
Статья по теме Воспитание целеустремленности у старших дошкольников с ТНР посредством нейроигр
Воспитание целеустремленности у старших дошкольников с ТНР
посредством нейроигр.
Они могут, потому что думают, что могут.
античный поэт Вергилий
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, становление личности ребенка.
Один из целевых ориентиров ФГОС – это способность ребенка к волевым усилиям, умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Следовательно, сама деятельность тесно связана с воспитанием целеустремленности и направлена на умение ставить цель, определять ее мотивы и планировать реализацию действий для получения результата.
Целеустремленность – это положительное волевое качество человека, направленное на достижение конкретной цели. То есть в основе понятия «воспитание целеустремленности» у детей старшего дошкольного возраста лежит цель, в которой содержится комплекс волевых качеств личности: самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и решительность, проявляющихся посредством деятельности, основанной на познавательных интересах.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности детей, к отказу от вербального общения. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в деятельности детей часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у детей наблюдается негативизм, упрямство. По выражению отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «Самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.
Лучше всего волевые качества личности дошкольника формируются при использовании ведущих видов деятельности дошкольного образования. Дошкольный возраст отличается от других возрастов специфической ведущей деятельностью – игрой. В разных видах игр проявляются и воспитываются различные волевые качества личности, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наряду с традиционной игровой деятельностью существуют специальные игровые комплексы, которые способствуют развитию произвольной регуляции действий, умению реагировать на действия других, осуществлять самоконтроль – это нейропсихологические игры.
Нейроигры рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.
Для детей с ТНР воспитание целеустремленности следует начинать с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, ребенок тренирует и закаляет свою волю.
Нейропсихологические игры — это универсальные упражнения, они эффективны и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение таких упражнений у детей с проблемами в развитии.
Можно использовать следующие игровые упражнения, которые имеют свою конкретную цель:
Многие дети с удовольствием играют в игру «Робот». Ребенок становится роботом и выполняет заданные ему команды. Взрослый подает команду «левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее».
В играх «Нос-пол-потолок», «Земля-вода-воздух-огонь», «Топ-хлоп-хоп» и других важно выполнять движения по словесной инструкции, а не по показу.
Упражнения «Запрещенное движение», «Говори» и другие помогают ребёнку контролировать свою деятельность, двигательную активность, развивают внимание.
— поочередное либо одновременное рисование обеими руками;
— выполнение обеими руками различных действий (например, одна рука гладит себя по голове, другая хлопает по животу и т. д.),
— перенос позы пальцев с одной руки на другую («Заяц-коза», «Окошко» и т.д.) В своей педагогической деятельности выполнение данных упражнений усложняю тем, что дети исключают зрительный контроль, тем самым увеличивается кинестетический контроль.
Играя в нейроигры дети активизируют волевые качества, чтобы закончить начатое, проявляют целеустремленность, усидчивость, настойчивость. Они включаются в деятельность более активно, начинают лучше воспринимать информацию. В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания удерживают алгоритм последовательности действий, доводят начатое дело до конца, получая результат своей работы. Выполнение упражнений доставляет им удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, тем самым повышая работоспособность. Они с радостью делятся новыми навыками со сверстниками и взрослыми, демонстрируя свои новые умения, тем самым повышается их самооценка.
Нейроигры привлекают внимание детей, помогают преодолевать пассивное отношение к занятиям. У педагога появляется возможность установить тесный контакт практически с любым ребенком, робкие дети становятся более раскрепощенными, а агрессивные-более уравновешенными.
Таким образом, применение нейропсихологических игр закладывает фундамент целеустремленности, позволяет усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным. Все это поможет в дальнейшем дошкольникам эффективно справляться не только с учебными заданиями в школе, но и стать успешными в будущем.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468461-statja-po-teme-vospitanie-celeustremlennosti-
Цель вижу! — Азбука воспитания
Актуальное
Все родители в будущем хотят видеть своего ребёнка способным добиваться поставленных целей. И стремятся развить у малыша упорство, терпение, трудолюбие, забывая о таком качестве, как целеустремлённость, полагая, что эта черта присуща только взрослому человеку. Между тем элементы целеустремлённости следует формировать уже в дошкольном возрасте.
Что же такое целеустремлённость? В Толковом словаре Ожегова «целеустремлённый» трактуется как «имеющий ясную и определённую цель, стремящийся к её достижению».
Для чего она нужна? Во-первых, если есть цель, то любые действия по её достижению сопровождаются весьма приятными эмоциями. Ведь предвкушение получения желаемого сопровождается радостью, приподнятым настроением, волнующим ожиданием. Во-вторых, наличие цели активизирует творчество и инициативу, потому как если средства к достижению цели не находятся, то человек сам их создаёт. В‑третьих, опыт достижения цели стимулирует развитие уверенности в себе, способности самостоятельно строить свою жизнь и решать важные задачи.
Как её воспитать? В воспитании целеустремлённости у дошкольников выделяют два этапа. Первый — под названием «фундамент целеустремлённости» — соответствует возрасту 5–6 лет. Цель этого этапа — создание мнения о себе как о целеустремлённом человеке.
На доступном примере (сказке, истории, рассказе из своего собственного опыта) рассмотрите ситуацию, когда персонаж ставит себе цель и добивается её в течение определённого времени, преодолевая трудности и препятствия. Так вы убьёте сразу двух зайцев: познакомите ребёнка с целеустремлённостью как с чертой характера и осуществите так называемое «образное кодирование». Такого же результата можно достигнуть, спросив у ребёнка, считает ли он себя целеустремлённым. Независимо от его ответа подтвердите, что считаете его целеустремлённым и что его достижениями можно гордиться.
Поскольку для целеустремлённости актуально не только «чего я хочу достигнуть», но и «как я могу это сделать», то, обсуждая с малышом сюжет истории, задайте вопрос: «Что именно герой сделал, чтобы достигнуть цели?» Акцентируйте внимание на поиске персонажами путей достижения цели, в том числе и их обращение за помощью.
Для того, чтобы развить у человека какую-либо личностную черту, лучше всего показать ему, что она у него уже есть. Предложите ребёнку самостоятельно вспомнить ситуации, когда ему для достижения цели пришлось многое сделать или научиться чему-то новому, преодолеть трудности. Если ребёнок затрудняется, помогите ему.
Обращайте внимание ребёнка на то, что стремление к чему-либо есть у всех. Просто у разных людей — разные цели. И результат только тогда радует, когда цель была твоей собственной.
Эмоции — важный стимул любого развития. Чтобы ребёнок прочувствовал гордость за свои достижения, расскажите о них значимым для малыша людям: бабушке, друзьям семьи.
Всё это позволит ребёнку самому считать себя целеустремлённым и полагать, что целеустремлённость присуща всем людям.
Татьяна Крылова,
преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
- Пожертвовать
- 2. 1 тыс. 0
- 0
Как родители могут помочь детям развить чувство цели
(iStock/catalin_grigoriu )
Джеку Бэкону было 16 лет, и он учился в средней школе, когда умерла его мать. Хотя он чувствовал себя «сломанным» из-за ее смерти, он продолжал заниматься в школе и заниматься спортом и притворялся сильным ради своей сестры. Бэкон всегда был мотивированным, целеустремленным учеником и спортсменом. Но через некоторое время после смерти его матери, после периода размышлений, Бэкон почувствовал, что у него вновь появилась целеустремленность.
«Смерть моей матери дала мне более важную цель, помимо самосовершенствования», — сказал он. Бэкон свежим взглядом увидел жертвы, которые принес его отец ради семьи, а также необычайную доброту отчима. Он также чувствовал стремление жить полной и богатой жизнью, как и ожидала от него его мать. «Я хочу стать лучшим спортсменом, лучшим учеником и лучшим человеком, потому что этого хотела от меня моя мама», — сказал Бэкон.
Эти прозрения теперь подпитывают его желание стать лучшей версией себя, чтобы он мог отплатить своему отцу, преуспеть в учебе, отличиться в своем виде спорта — и быть честным человеком. Если когда-то он рассматривал учебу как средство для достижения цели, то сегодня Бэкон считает образование важным для всех аспектов своей жизни. «Я понял, что то, что я делаю, не может быть только для меня — это больше, чем я», — сказал Бэкон.
Цель возникает из веры в то, что мир нуждается в улучшении и что вы можете помочь, по словам Уильяма Деймона из Стэнфордского центра подросткового возраста и автора книги Путь к цели . По словам Деймона, травматические события, подобные тому, что пережил Бэкон, могут вызвать чувство цели, но трагедия не является обязательным условием для развития целеустремленного мировоззрения.
Цель имеет решающее значение, поскольку она связана с самоотверженностью, энергией и стойкостью — «психологическими благами», как сказал Деймон, к которым стремится большинство. «Цель — это главный долгосрочный мотиватор в жизни», — говорит Деймон. В отличие от страсти или амбиций, которые сосредоточены на себе, цель затрагивает потребности всего мира.
Поиск цели в жизни сегодня является более сложной задачей, чем для предыдущих поколений молодых людей, сказал Деймон. То, что раньше было естественным путем, которым можно было посвятить свою жизнь, — вера, брак, долгосрочная карьера и стабильные сообщества — увяло, в результате чего все больше подростков не знают, по какому пути идти и как туда добраться. Согласно исследованию Деймона, только около 20 процентов старшеклассников можно отнести к категории целеустремленных; остальные варьируются между мотивацией, но отсутствием плана, активностью, но отсутствием направления, и отсутствием активности и дальновидности.
Один из способов помочь молодым людям – помочь им определить свое призвание. Родители могут направлять своих детей разными способами.
Действуй, но осторожно . «Вы не можете написать сценарий жизни для своего ребенка», — сказал Дэймон. Как бы трудно это ни было, особенно для конкурентоспособных и опытных родителей, отступить и следовать примеру ребенка — необходимое условие для эффективной помощи. Родительская деспотичность может сработать в краткосрочной перспективе, но, скорее всего, приведет к обратным результатам. Родителям было бы мудро думать о себе как о второстепенной, а не ведущей роли, пишет Деймон.
Обсудите, что для вас значит ваша работа . Дети редко слышат от родителей о том, что движет ими на работе. Будь то помощь другим, самовыражение или обеспечение семьи, работа часто служит более важной цели для взрослых, помимо вознаграждения. Донесение этого сообщения до детей особенно важно, когда так много профессиональной работы является абстрактной и удаленной. «Затуманивание более глубокого смысла работы, — пишет Дэймон, — является питательной средой для апатии и цинизма».0003
Задавайте вдумчивые вопросы и слушайте . Подросткам чаще читают лекции, чем спрашивают об их будущем. Если родители мягко задают наводящие вопросы, они могут вдохновить подростка больше думать о том, куда он направляется. Что для вас самое важное в жизни? Что значит быть хорошим человеком? Какие вещи вас действительно волнуют? Каким вы хотите, чтобы вас запомнили?
Открыть обычный диалог . Ежегодных вопросов и ответов о цели недостаточно, чтобы стимулировать целеустремленное мышление у детей. Взяв за привычку спрашивать мнение своих детей о повседневных событиях, родители развивают свои собственные навыки слушания и предлагают своим детям намекнуть на их ценности. Например, родитель может спросить, что ребенок думает о телешоу, рекламе или новостях. Внимательно слушая и неоднократно спрашивая Почему ? родители могут понять, что действительно важно для ребенка. «Когда мы пробуждаем у детей их собственные зарождающиеся идеи о том, что они считают значимым, мы лучше слышим их первый ропот о цели», — пишет Дэймон.
Присоединяйтесь к своим интересам . Родители не должны бороться со здоровыми интересами своего ребенка. Вместо этого предложите возможности для дальнейшего исследования и предоставьте ресурсы, когда это возможно. Также полезно знакомить детей с другими взрослыми, которые разделяют этот интерес; можно стать наставником. В то же время жизненно важно позволять детям определять свой собственный курс, даже если они переходят к другим занятиям.
Будьте позитивны и делитесь своей мудростью . Оптимистичный настрой и работа над тем, чтобы привить его детям, могут помочь им обрести чувство свободы в своей жизни. Не замалчивая жизненные невзгоды и неудачи, родители должны избегать трактовать каждое несчастье как неизбежную катастрофу. Дети обретают уверенность, когда смотрят на жизненные трудности как на проблемы, которые можно решить, и родители также могут помочь, обсуждая свою собственную практическую мудрость, особенно в отношении работы и отношений.
Используйте диагностические инструменты, чтобы помочь им найти свои сильные стороны . Некоторым детям могут быть полезны тесты, которые помогут им узнать, что у них получается лучше всего. К примеру, тест Clifton StrengthsFinder, составленный группой Gallup Poll, помогает испытуемым определить пять своих сильных сторон из 35 возможных. Другие полезные диагностические средства включают опросник сильного интереса и индикатор типа Майерс-Бриггс.
Пусть работают . Как бы ни было заманчиво нырнуть и «помочь», когда ребенок показывает намек на цель, родители должны держаться на здоровом расстоянии. В своей книге Как воспитать взрослого, Джули Литкотт-Хеймс предостерегает от того, чтобы родители брали на себя и направляли зарождающиеся предпринимательские или благотворительные порывы своих детей. «Помните, если вы строите предприятие, заказываете продаваемые предметы или придумываете способ хранения собираемых предметов… и все, что делает ваш ребенок, — это делает знак или плакат, стоит с улыбкой и берет у людей деньги или пожертвования. предметы, вы вообще не помогли своему ребенку развить ни одну из этих черт». Лучше внимательно наблюдать за тем, что больше всего привлекает ребенка, и задавать вдумчивые вопросы.
Поощряйте их верить, что то, что они делают, имеет значение . Дети должны знать, что все, что они делают, влияет на других, в лучшую или худшую сторону. «Родители должны учить своих детей основному принципу Что бы вы ни делали в этом мире, имеет значение », — пишет Дэймон. Выражая уверенность в своем ребенке и назначая регулярные обязанности, которые влияют на семью, родители учат, что вклад их ребенка имеет значение. Поощрение волонтерской работы, делегирование ответственности за уход за домашними животными и растениями, а также использование повседневных моментов для разговоров о воздействии — вот простые способы, с помощью которых родители могут донести это до детей.
Обсуждая корни своей целеустремленности, Джек Бэкон, которому сейчас 19 лет и он первокурсник Бостонского колледжа, сказал, что то, как его родители воспитали его, научило его тому, что его жизнь имеет значение. «Я всегда подспудно понимал, что буду что-то делать, а не просто идти по жизни», — сказал он. Он очень сосредоточен и намерен улучшить свои оценки, улучшить свои навыки ведения вратаря и стать лучше. «Каждый день для меня очень важен, — сказал Бэкон, — потому что я хочу прогрессировать каждый день».
— Обучение ProSolutions
Целенаправленная игра — это широкий термин, обозначающий, как сделать игру более эффективной для детей. Если организовать правильные виды игр, можно помочь ребенку развиваться. Эта игра может варьироваться от физической активности до умственной деятельности. В любом случае, важно убедиться, что у деятельности есть цель.
Целенаправленная игра развивает у детей многие навыки. Дети развивают более сильный язык, крупную моторику, мелкую моторику, социальные навыки и многое другое. Важные навыки, которые необходимо развивать каждому молодому человеку.
Если вы хотите включить целенаправленную игру со своими малышами.
Книги
Чтение детям и вместе с ними может улучшить их способность понимать язык. Это также помогает их речи. Кроме того, чтение может помочь детям понять важные понятия. Такие понятия, как справляться с эмоциями и улавливать социальные сигналы. Чтение рассказов знакомит детей с идеями, понятиями и уроками, недоступными для обычного разговора.
Музыка
Музыка может способствовать улучшению речи, общей и мелкой моторики. У каждого из нас есть песня, в которой мы знаем все слова, даже если не можем вспомнить, что ели вчера на ужин. То же самое и с маленькими вокруг вас. Если вы когда-нибудь задумывались, почему мы учим алфавит с помощью песен.
Тогда теперь вы знаете.Добавить больше музыки во время детских игр может быть так же просто, как включить песню и дать им потанцевать. Или играть в танцевальные игры, чтобы стимулировать и развивать крупную и мелкую моторику.
Пазлы
Головоломки не только для детей старшего возраста. Большинство детских игрушек — это головоломки. Загадка может состоять в том, чтобы определить, какое животное издает какой звук. Или это может быть то, какая форма блока входит в какое отверстие. Но все они головоломки. А головоломки помогают детям с их способностью выявлять закономерности и решать проблемы.
Хотите верьте, хотите нет, но искусство и ремесла — это будущее общества. Потому что искусство и ремесла развивают инновации. А инновации помогут нам достичь того, куда мы направляемся. Искусство и ремесла учат детей, что нет предела воображению. А декоративно-прикладное искусство развивает их творческие способности. Креативность хороша тем, что помогает им исследовать и думать самостоятельно.
Художественная деятельность дает детям чувство автономии и лидерства. Два качества, которых они могут не получить в других аспектах жизни. Художественные занятия помогают детям понять творческие способности, самостоятельность и лидерские качества. Это навыки, которые они могут применять к другим аспектам жизни по мере своего роста.
Драматическая и социальная игра
Социальная игра помогает детям в вашей жизни понять мир вокруг них. В драматической игре они применяют и испытывают концепции, которые видят.