Разное

Развитие сенсорики у детей 2 3 лет: Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Содержание

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

 

 

Меню сайта

Новости

04 Октября 2022 год

памятка ГАТИ

Архив новостей

Статью подготовила

Воскобойникова Марина Николаевна

воспитатель I младшей группы

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с «живого созерцания»: с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.

д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал

.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

 Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

 

 Дидактические игры

Есть простые дидактические игры на развитие

тактильных ощущений:

  • «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)
  • «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • » Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
  • » Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) 
  • «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • «Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)    

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.


  • «Сравни предметы по высоте»
  • «Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • «Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • «В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • «Дальше — ближе»(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • «Какого цвета не стало?»
  • «Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • «Собери  гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • «Какие цвета использованы?»(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • «Уточним цвет»( учить различать и называть близкие цвета)

 

   

 

 

Сенсорика для малышей 2-3 лет: принципы воспитания

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.


Игра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т. п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.


Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игровые методы формирования представления о цвете

Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.

Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.

Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.

После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.

Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.

Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Формирующая среда и игровые методы

Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.

Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.

Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.

Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.

Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.

Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.

Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.

Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.

Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.

Сенсорные/социальные навыки: от 2 до 12 лет

Сенсорное развитие связано с нашими чувствами (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир. Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми.

Почему важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения. Социальные навыки для детей младшего возраста включают понимание того, как относиться к другим. Делиться игрушкой с другими детьми, извиняться, когда об этом просят, и ходить по очереди — важные навыки для взаимодействия с друзьями и сверстниками. По мере взросления детей социальные взаимодействия становятся более сложными. Навыки более позднего детства включают в себя сотрудничество с запросами взрослых, демонстрацию хорошего спортивного мастерства, участие в групповой игре с соблюдением правил и надлежащее начало разговора.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий мир и пытаться понять его смысл. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Вот общие рекомендации по сенсорному и социальному развитию детей в возрасте от 2 до 12 лет:

2 года

  • Обращается к себе по имени
  • Некоторое зависимое поведение от опекуна, но прилипчивость снижается
  • Возможность играть в одиночку
  • Присутствуют приступы фрустрации (но не более 6 в день или продолжительностью более 10 минут)
  • Может переносить различную одежду (не настаивает только на определенной одежде — например, только рубашки с длинными рукавами, бирки должны быть вырезаны из одежды и т. д.)
  • Ест разнообразную пищу (не ограничиваясь определенным цветом или текстурой)

3 года

  • Имеет некоторые трудности при переключении между видами деятельности (например, играми в помещении и на улице)
  • Участвует в интерактивных играх, по очереди играя с другими

6-8 лет

  • Стремление осваивать новые навыки и выполнять задачи
  • Может делиться с другими и преуспевать в групповых занятиях
  • Способен справляться с групповыми ситуациями (например, стоять в очереди), не реагируя агрессивно на прикосновения
  • Способен оставаться на месте (не ерзать все время)
  • Любит играть на игровой площадке (не кажется испуганным, когда ноги отрываются от земли)
  • Комфортный переход между видами деятельности
  • Кажется организованным в рабочем/игровом пространстве (не всегда теряет вещи)
  • Уровень двигательных навыков аналогичен уровню интеллекта
  • Возможность работы в шумной среде

9-12 лет

  • Считают себя личностями, а также тратят время и энергию на отношения со сверстниками

Занятия, помогающие развитию сенсорики и навыков у маленьких детей

Вы можете помочь своему маленькому ребенку развить сенсорные навыки:

Преднамеренно… Важно предоставить ребенку возможность исследовать различные текстуры, вкусы и запахи. . Добавьте новый продукт в свой список покупок для вашего ребенка, чтобы помочь вам приготовить его на кухне и попробовать во время еды. Совершите прогулку на природе и соберите «сокровища», такие как листья, ветки, цветы и камни. Играйте в «Твистер» или «Саймон говорит», чтобы побудить вашего ребенка принять новое положение тела и головы.

Расскажите об этом… Разговор о том, как предметы пахнут, ощущаются на вкус или на вкус, помогает вашему ребенку лучше познакомиться с различными органами чувств в окружающем мире. Повседневная деятельность полна чувств, нам просто нужно обратить на это внимание! Поговорите о том, каким пушистым кажется полотенце во время купания, какой холодной бывает вода, когда вы моете руки, или как хрустят картофельные чипсы во рту.

Вы можете помочь своему ребенку развить социальные навыки по телефону:

Вовлечение… Подавайте пример! Моделирование хода, соблюдение правил в игре и способ проигрыша, как у спортсмена, могут иметь большое значение для развития у ребенка социальных навыков. Используйте игры, в которых есть центральный инструмент или предмет, например игральные кости или спиннер, чтобы создать естественную структуру для чередования. Намеренно выигрывайте и проигрывайте во время игры, чтобы показать ребенку, как реагировать на разочарование и успех.

Думайте вне дома… С закрытием, отменами и сдвигом в виртуальном направлении, это был сложный год, чтобы предложить детям личное общение с другими. Если позволяют ограничения и состояние здоровья, ищите возможности общаться с детьми того же возраста на игровой площадке, в спортивных командах, а также в церковных или общественных группах. Подумайте о том, чтобы узнать, что ваш местный общественный центр или YMCA предлагает в связи с уходом за детьми или лагерями. Проведение времени с другими детьми важно для развития и укрепления социальных навыков и компетентности.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков. Примечание. Трудотерапия занимается проблемами, связанными с когнитивными, бытовыми, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Развитие сенсорных и социальных навыков: от новорожденных до 2 лет

Что такое сенсорные и социальные навыки?

Сенсорное развитие связано с нашими органами чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир.

Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми. (Для младенцев или детей социальные навыки обычно связаны с поведением в игровых ситуациях.)

Почему так важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения.

Социальные взаимодействия в этом возрасте начинаются с того, как младенец или ребенок относится к родителю или опекуну. Ранние социальные навыки включают вокализацию в ответ на разговор и улыбку взрослого или игривое реагирование на то, что он или она видят себя в зеркале. Эти навыки переходят в сотрудничество с простыми играми или пением песен, предложением объятий и поцелуев и подражанием взрослому поведению.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий их мир и пытаться понять его. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Демонстрирует ли мой ребенок нормальное развитие сенсорных или социальных навыков в соответствии с его возрастом?

3–6 месяцев  
  • Обнимается и расслабляется, когда его берут на руки 
  • Реагирует детскими звуками, когда воспитатели говорят и улыбаются 
  • Опекун может успокоить, когда расстроен 

5-7 месяцев  
  • Знает свое имя и смотрит, когда его зовут

7-12 месяцев  
  • Имеет предпочтения в отношении игрушек и изучает различные игрушки 

12-18 месяцев
  • Любит внимание других и будет действовать, чтобы получить реакцию

15 месяцев
  • Проявляет любовь к привязанности и обнимает/целует знакомых людей

18 месяцев
  • Играет с другими детьми; стремится к общению с другими детьми

Как помочь развитию навыков: Сенсорные упражнения и упражнения, которые помогут вашему ребенку

Вы можете помочь своему ребенку развить сенсорные навыки: 

Позиционирование. .. все развивается у младенца. У нас также есть «позиционное чутье»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидя или лежа на животе). Именно из-за этого позиционного чувства дети любят, когда их укачивают. Чтобы создать для ребенка более разнообразную среду, чередуйте покачивания с раскачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и меняйте положение ребенка — запеленайте в одеяло, вертикально на своем плече или лежащим на животе у вас на коленях. Отправляйтесь на прогулку с ребенком в удобной сумке или рюкзаке для стимуляции.

Массаж…  Для развития осязания или тактильного восприятия сделайте ребенку массаж рук, ног и туловища. Вы можете использовать детский лосьон или масла, если хотите. CHoR предлагает отличные курсы детского массажа. Это занятие отлично подходит для того, чтобы сблизить время с вашим ребенком.

Вы можете помочь своему ребенку развить социальные навыки:

Вовлечение …Пойте простые песенки (например, «Колеса в автобусе»), которые дают ребенку возможность имитировать движения рук или жесты. Используйте зеркало, чтобы строить смешные рожи. Подбрасывайте или катайте маленький мячик вперед и назад, играйте в прятки с тряпкой для отрыжки и предлагайте много объятий и поцелуев.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *