Разное

Развитие сенсорики у детей 2 3 лет: Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

 

 

Меню сайта

Новости

04 Октября 2022 год

памятка ГАТИ

Архив новостей

Статью подготовила

Воскобойникова Марина Николаевна

воспитатель I младшей группы

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с «живого созерцания»: с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.

д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал

.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

 Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

 

 Дидактические игры

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)
  • «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • » Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
  • » Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) 
  • «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • «Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)    

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.


  • «Сравни предметы по высоте»
  • «Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • «Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • «В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • «Дальше — ближе»(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • «Какого цвета не стало?»
  • «Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • «Собери  гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • «Какие цвета использованы?»(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • «Уточним цвет»( учить различать и называть близкие цвета)

 

   

 

 

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – игры и упражнения, принцип Янушко

Своевременное сенсорное воспитание детей 2-3 лет – основной путь к раскрытию способностей. Используют игрушки, побуждающие детей выполнять…

Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет – основной путь к раскрытию заложенных природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств:

  1. Зрения (90% информации).
  2. Слуха (9%)
  3. Остальных чувств (1%):
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:

  • Понятие о цветах и некоторых оттенках.
  • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат).
  • Понимание величины, размера.

Как развивать сенсорику

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Тематический материал:

  • Развитие речи у детей 2 3 лет
  • Тихеева Е И — развитие речи детей

Развивающие игрушки

Используют те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.

Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

  • Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
  • По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
  • Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).

Развивающие настольные игры

Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.

Тематический материал:

  • Развивайка для детей от 3 лет
  • Игрушки для развития мелкой моторики

Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон. Для примера:

  • «Подбери для машинки колеса». Разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно – колеса таких же цветов. Ребенку нужно подобрать колеса к машинке такого же цвета, как и она.
  • «Ёжик собирает грибочки». Нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к иголкам животного грибы.
  • «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами». Малышу дать задание прикреплять на изображение дерева листья или фрукты.
  • «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. п.). Найти и соединить половинки моркови, капусты, машины и пр.

Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое:

  • Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку.
  • Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний.
  • Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот.
  • Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку.
  • Указывают на кубик, мячик, кирпичик.
  • Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.

Принципы методики Янушко

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то всему остальному он научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.

В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе Елены Янушко.

Автор объясняет, что в раннем возрасте внимание носит непроизвольный характер. С детьми не проводят беседы или занятия с обучающими предметами, потому что малышей сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешками, пирамидками, рамками со шнурками, досками Сегена.

Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:

  • Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством предметов, их расположением в пространстве.
  • Слуховое восприятие – знакомство со звуками разного происхождения.
  • Тактильное восприятие – ощупывание предметов из различных материалов, разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.

Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять детям незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

Дидактические упражнения

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

  • Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.
  • Размещение их в соответствующие гнёзда.
  • Собирание мозаики по образцу.
  • Рисунки красками на разные темы.
  • Подражание взрослым в мимике, жестах.
  • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.

Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.

Развитие сенсорных и социальных навыков: от новорожденных до 2 лет

Что такое сенсорные и социальные навыки?

Сенсорное развитие связано с нашими органами чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир.

Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми. (Для младенцев или детей социальные навыки обычно связаны с поведением в игровых ситуациях. )

Почему так важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения.

Социальные взаимодействия в этом возрасте начинаются с того, как младенец или ребенок относится к родителю или опекуну. Ранние социальные навыки включают вокализацию в ответ на разговор и улыбку взрослого или игривое реагирование на то, что он или она видят себя в зеркале. Эти навыки переходят в сотрудничество с простыми играми или пением песен, предложением объятий и поцелуев и подражанием взрослому поведению.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий мир и пытаться понять его. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Демонстрирует ли мой ребенок нормальное развитие сенсорных или социальных навыков в соответствии с его возрастом?

3–6 месяцев  
  • Обнимается и расслабляется, когда его берут на руки 
  • Реагирует детскими звуками, когда воспитатели говорят и улыбаются 
  • Опекун может успокоить, когда расстроен 

5-7 месяцев  
  • Знает свое имя и смотрит, когда его зовут

7-12 месяцев  
  • Имеет предпочтения в отношении игрушек и изучает различные игрушки

12–18 месяцев 
  • Любит внимание других и будет действовать, чтобы получить реакцию 

15 месяцев
  • Проявляет любовь к привязанности и обнимает/целует знакомых людей

18 месяцев
  • Играет с другими детьми; стремится к общению с другими детьми

Как помочь развитию навыков: Сенсорные упражнения и упражнения, которые помогут вашему ребенку 

Вы можете помочь своему ребенку развить сенсорные навыки: 

Позиционирование. .. все развивается у младенца. У нас также есть «позиционное чутье»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидя или лежа на животе). Именно из-за этого позиционного чувства дети любят, когда их укачивают. Чтобы создать для ребенка более разнообразную среду, чередуйте покачивания с раскачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и меняйте положение ребенка — запеленайте в одеяло, вертикально на своем плече или лежащим на животе у вас на коленях. Отправляйтесь на прогулку с ребенком в удобной сумке или рюкзаке для стимуляции.

Массаж…  Для развития осязания или тактильного восприятия сделайте ребенку массаж рук, ног и туловища. Вы можете использовать детский лосьон или масла, если хотите. CHoR предлагает отличные курсы детского массажа. Это занятие отлично подходит для того, чтобы сблизить время с вашим ребенком.

Вы ​​можете помочь ребенку развить социальные навыки:

Вовлечение …Пойте простые песенки (например, «Колеса в автобусе»), которые дают ребенку возможность имитировать движения рук или жесты. Используйте зеркало, чтобы строить смешные рожи. Подбрасывайте или катайте маленький мячик вперед и назад, играйте в прятки с тряпкой для отрыжки и предлагайте много объятий и поцелуев.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Чувства и ваш ребенок в возрасте от 1 до 2 лет

Дети этого возраста быстро взрослеют, как и их понимание окружающего мира. По мере того, как они растут, они будут видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и прикасаться к совершенно новым вещам.

Зрение

В возрасте от 1 до 2 лет зрение вашего ребенка продолжает улучшаться. К 2 годам эти маленькие малыши замечают множество деталей, а восприятие глубины у них хорошо развито.

Ваша роль заключается в предоставлении приятной, стимулирующей визуальной информации. Книги с картинками, красочные игрушки и дети своего возраста — это отличные вещи, на которые малыши могут смотреть и учиться.

Часто берите вашего малыша на прогулку. Парк, продуктовый магазин и дом друга могут предложить интересные и новые достопримечательности.

Слух

Независимо от того, когда малыши произносят свои первые слова, они уже понимают большую часть того, что им говорят до этого. Ваш ребенок должен уметь реагировать на простые команды («Катай мяч маме») и полностью осознавать названия знакомых предметов и членов семьи.

Примерно к 18 месяцам ваш ребенок сможет указывать на некоторые части тела, даже если он еще не может назвать вам их разные названия. Это свидетельствует о том, что слух вашего ребенка функционирует хорошо, а языковые навыки развиваются.

Хотя малыши будут говорить все больше и больше в течение этого года, многие все еще выражают свои желания и идеи невербальными способами. Им нравятся и другие удовольствия от слушания: прослушивание детских песен и музыки, смех и крики с друзьями в парке или чтение сказки на ночь.

Вкус и запах

Благодаря новым языковым навыкам малыши смогут рассказать родителям, какие вкусы им нравятся, а какие нет. Если детям не нравится еда, они не будут ее есть.

Но не расстраивайтесь, если вашему малышу не понравится еда с первого раза, когда вы ее предложите. Исследования показывают, что может потребоваться несколько попыток, прежде чем ребенок примет новую пищу. Просто продолжайте давать возможность пробовать разнообразные продукты, и однажды ваш ребенок удивит вас!

Помогите ребенку обозначать вкусы и запахи, используя описательные слова во время еды или походов в рестораны.

Прикосновение

Хотя малыши могут показаться слишком занятыми, чтобы наслаждаться объятиями или поцелуями, такая привязанность по-прежнему является необходимой частью их жизни. Ваш ребенок переживает и понимает гораздо больше, но ему все еще нужно чувствовать себя любимым и защищенным. Используйте любую возможность, чтобы показать это.

Не забывайте, что маленькие пальчики в этом возрасте будут во всём. Надеюсь, вы уже хорошо защитили свой дом от детей, но взгляните еще раз с точки зрения малыша и уберите небезопасные предметы в недоступное место. Затем вы можете поощрять своего ребенка прикасаться и учиться как можно больше.

Малыши также начинают использовать свои руки, чтобы показать разочарование или привлечь внимание, поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш начнет бить. Хотя это очень распространено, научите ребенка, что руки не предназначены для ударов. Поначалу может быть все, что нужно, чтобы отвлечься; однако может потребоваться использование «тайм-аутов», если удары продолжаются.

Стоит ли мне беспокоиться?

К настоящему моменту вы, вероятно, решили все вопросы, которые беспокоили вас по поводу зрения вашего ребенка, но обязательно обратитесь к врачу, если заметите какие-либо проблемы, в том числе:

  • глаза, которые блуждают внутрь или наружу или не двигаются вместе
  • неспособность видеть или распознавать удаленные предметы или людей
  • постоянные слезотечения, выделения жидкости, корки или покраснение глаз
  • частое косоглазие или чувствительность к свету
  • опущенные веки
  • чрезмерное трение или царапание глаз

Проблемы со слухом могут стать более очевидными по мере появления речи. Некоторые дети говорят раньше или позже других, но должны быть признаки того, что они могут понять простые инструкции, даже если они еще не используют много слов.

Не стесняйтесь сообщать своему врачу о любых проблемах, особенно если вы чувствуете, что ваш ребенок не бормочет или не реагирует на вашу речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *