Разное

Развитие речи у дошкольников: Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста

Игры на развитие речи для старших дошкольников

1889

Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.

Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.

Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.

  1. “Скажи по-другому”
    Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
    Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.
  2. “Найди каждому домик”
    Задача: научить определять слоговый состав слова.
    В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона.
    Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.
  3. “Посчитай”
    Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
    Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.
  4. “Из простого — сложное”
    Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
    Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
    • у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
    • радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
    • у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
    • хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
    • бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
    • станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.
  5. “Мое слово”
    Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.

    Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон — мой, кошка — моя, дерево — мое, очки — мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой — мяч, мое — одеяло и т. д.).
  6. “Как правильно сказать?”
    Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
    Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
    • Если за окном жара, то день (жаркий).
    • Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
    • Если человеку не везет, то человек (невезучий).
    • Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).
    • Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
    • Если человек делает другим добро, то человек (добрый).
  7. “О чем речь?”
    Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
    Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д.
  8. “Помоги закончить предложение”
    Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
    Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
    Ручей длинный, а река еще (длиннее).
    Ты сильный, а папа еще (сильнее).
    Весна теплая, а лето еще (теплее).
    Город большой, а страна еще (больше).
    Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
    Река глубокая, а озеро еще (глубже).
  9. “Чей нос?”
    Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
    Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр.
  10. “Праздничный ужин”
    Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
    Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”).
    Например:
    • пюре из картофеля — картофельное пюре;
    • сок из ягод — ягодный сок;
    • суп из грибов — грибной суп;
    • соус из чеснока — чесночный соус;
    • котлета из свинины — свиная котлета;
    • салат из овощей — овощной салат.

Также приглашаем вашего ребенка выполнить онлайн-задания для развития речи у нас на сайте в разделе «Речь».

 

Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста — нарушение речи современных дошкольников

<<Лид>>

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.

Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

  • Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.

  • Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.

  • Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.

  • Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.

  • Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.

  • Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.

  • Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.

  • Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.

  • Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

Когда начинать беспокоиться

Будущие нарушения в развитии речи можно выявить уже в первые месяцы жизни. Педиатры определяют задержку речевого развития по следующим признакам:

  • к концу первого месяца жизни ребёнок не кричит, когда испытывает дискомфорт;
  • в четыре месяца не отвечает улыбкой на ласковые слова и взгляды;
  • к пяти месяцам не произносит отдельные звуки, не ищет глазами вещи, на которые ему указывают;
  • в семь месяцев не произносит отдельные слоги;
  • в девять месяцев не говорит простейшие слова из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «ляля»;
  • к десяти месяцам не осваивает речевые жесты — кивок и мотание головой, не машет ручкой на прощание;
  • к году не освоил ни одного слова, не реагирует на простые просьбы: «иди сюда», «дай игрушку»;
  • к двум годам не может указать на предмет, о котором его спрашивают, не различает понятия «большой — маленький».

Диагноз «задержка речевого развития» ставится только детям старше двух лет. Если ребёнку диагностировали ЗРР, ему необходима комплексная поддержка специалистов:

  • Отоларинголог проверит слух: возможно, малыш плохо слышит, поэтому и не учится говорить.

  • Невропатолог установит, нет ли органических повреждений центральной нервной системы и коры мозга. По статистике у 95,5% детей дошкольного возраста с проблемами развития речи также есть проблемы по части неврологии.

  • Психолог выяснит, в каком состоянии находятся психика и интеллект ребёнка, при необходимости направит к логопеду, коррекционному педагогу или психиатру.

  • Логопед проведёт диагностику и подберёт упражнения для развития речи.

Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям с плохо развитой речью труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать. Они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием — им трудно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми — он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе. В запущенном виде нарушения речевого развития могут стать причиной нарушений мышления. Поэтому чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.

Виды речевых отклонений

Отклонения в развитии устной речи делятся на фонационные и системные.

Системные отклонения — алалия и афазия — возникают из-за поражений коры головного мозга при развитии плода, в процессе родов, в результате перенесённой инфекции или инсульта. В этом случае ребёнок не всегда способен понимать смысл слов и правильно повторить их.

Фонационные отклонения более распространены, и их проще исправить. В этом случае ребёнок понимает речь, но ему трудно воспроизводить звуки, выдерживать темп и владеть интонацией.

  • Брадилалия — замедление темпа речи из-за трудностей произношения отдельных звуков.

  • Дизартрия — невнятная речь, вызванная поражением центральной нервной системы, которое мешает развитию речевого аппарата.

  • Дислалия — искажение звуков, связанное с нарушениями нервной системы или особенностями речевого аппарата. Одна из самых распространённых проблем с речью у дошкольников. Частные случаи — картавость, шепелявость.

  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение слогов, нарушение темпа и ритма речи, неверные ударения. Может возникнуть под влиянием сильного стресса, перенесённой инфекции, задержке или наоборот слишком раннем развитии.

  • Ринолалия — гнусавость, возникает при хроническом синусите или из-за аномального строения носовой полости.

  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи. Ребёнок очень частит и захлёбывается словами. Бывает связана с гиперактивностью и другими особенностями психического развития.

Психологи и логопеды делят детей на три условные группы в зависимости от того, насколько сильные нарушения речи у них имеются:

  1. Восприятие в норме, но есть проблемы с воспроизведением отдельных звуков.
  2. Проблемы с восприятием: неразличение некоторых слогов. Такие дети часто путают слоги и глотают окончания слов.
  3. Общее речевое недоразвитие: скудный словарный запас, проблемы с построением высказывания. Таким детям срочно требуется помощь логопеда.

Профилактика проблем с речью дошкольников

Общайтесь.

Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.

Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:

  • грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
  • простыми законченными предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
  • с разными интонациями и темпом;
  • выразительно, содержательно и логично.

Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.

Развивайте мелкую моторику.

Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.

Играйте в коррекционные игры.

Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.

Читайте художественную литературу.

Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.

Коррекция речевых нарушений

Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.

Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.

Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа:

  1. Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
  2. Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
  3. Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
  4. Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.

В каждом детском саду работает логопед, который регулярно проводит с детьми занятия по развитию речи. Для детей, которым требуется более серьёзная поддержка, открыты логопедические садики. Правда, попасть туда можно только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.

Если вашему ребёнку нужна помощь в развитии речи, приглашаем посмотреть наш бесплатный логопедический видеокурс. Забавные персонажи научат вашего малыша правильно выговаривать [р], [л], шипящие и свистящие звуки. За пять коротких занятий-мультфильмов ребёнок освоит эффективные упражнения для развития дыхания, артикуляции, слуха, внимания и просто от души повеселится. Комментарии профессионального логопеда позволят вам отследить прогресс.

Речевое общение — социальный навык, который формируется только при помощи других людей в возрасте от трёх до шести лет. Любые проблемы развития речи у детей нужно выявить и скорректировать в дошкольном возрасте. Это важно не только для успешной учёбы или нормальной социализации, но и потому что потом, когда ребёнок станет старше, может быть поздно.

Дошкольная речь / Советы по развитию речи/языка

  • Речь

    • Помните, что ваш дошкольник может не произносить все звуки речи правильно, и знайте, что часто это нормально! Многие звуки речи считаются «развивающимися позже» (например, / r /, / s /, / l /, «th» и т. Д.) И часто дети не осваивают их до тех пор, пока не перейдут в начальную школу.
    • Как только вы узнаете, над какими звуками речи ваш ребенок в настоящее время работает (см. последний IEP вашего ребенка или спросите его/ее SLP), вы можете помочь отработать их дома различными способами. Вот несколько забавных идей:
      • Sound Scavenger Hunt — Используйте карточки, нацеленные на целевой звук (звуки) вашего ребенка (*см. ссылку «Материалы для домашней практики» на этом веб-сайте, где можно распечатать картинки/карточки) и спрячьте их по всему дому. Затем ваш ребенок может использовать фонарик и ведерко, чтобы собрать все карточки, которые он/она сможет найти, обращая внимание на правильную артикуляцию, когда каждая карточка кладется в ведерко.
      • Mystery Grab Bag — соберите различные предметы домашнего обихода, которые содержат целевой звук (звуки) речи вашего ребенка (например, для звука sp-: ложка, спиннер, игрушечный паук, губка, шпатель и т. д.; для /k/ звук: печенье (настоящее или игрушечное), пирожное (настоящее или игрушечное), расческа, ключ, замок, книга и т. д.) и положите их в большую коробку или пакет. Попросите ребенка залезть в сумку и нащупать предмет; посмотрите, сможет ли ваш ребенок угадать, что представляет собой каждый объект, не глядя!
      • Открытие карты-загадки — Накройте звуковую картинку речи/флэш-карту одеялом/салфеткой/и т.д. и медленно отодвигайте одеяло по частям, пока ваш ребенок угадывает, что может быть изображено.
      • Карточная игра «Звук речи» — игра ведется так же, как и в традиционную детскую игру «Память», но с карточками, нацеленными на целевой звук (звуки) речи вашего ребенка.
      • Speech Sound Bowling — Поместите карточку под каждую игрушечную кеглю для боулинга (или кофейную банку/пластиковую бутылку/и т.д.). По очереди играйте в боулинг и произносите целевое слово под кеглей или сбитыми кеглями.
      • Бросок мешка с фасолью — разложите на полу карточки с речью.
        По очереди подбрасывайте мешок с фасолью и произносите каждое целевое слово по мере того, как оно «ударяется» и переворачивается — это также можно сделать по образцу или в стиле крестиков-ноликов.
      • На стене — прикрепите целевые звуковые карты к стене/шкафу в виде сетки. По очереди бросайте мешок с фасолью в сетку и произносите каждое слово, когда оно «попало».
    • Повторяйте звуковые ошибки ребенка в разговорной речи, моделируя правильную артикуляцию ошибочных звуков. Например, если вы слышите, как ваш ребенок говорит: «Этот попугай был таким большим!», вы можете ответить: «Вы правы, этот sp ider был огромен!», добавив немного акцента на правильное начало sp- слова «паук».
    •  По возможности старайтесь привлечь внимание ребенка и заставить его/ее смотреть вам в лицо, когда вы говорите. Даже без явных указаний дети часто могут уловить множество важных косвенных сигналов о том, как вы используете свой рот для воспроизведения различных звуков речи, просто из естественного разговорного контекста.

     

    Язык 

    • Используйте время, проведенное в продуктовом магазине, для работы над навыками рецептивной/экспрессивной лексики. Дайте ребенку подсказку о предмете в вашем списке, направьте его/ее в правильном направлении и посмотрите, сможет ли он/она понять, какой предмет вы описали (например, нам нужно достать что-то вроде фрукта, красный и круглый). Вы также можете поработать над навыками категоризации/классификации — «разделите» свою корзину на разные разделы (например, фрукты/овощи/мясо, горячие/холодные/комнатной температуры, зеленые/желтые/красные и т. д.). Когда вы перемещаетесь по магазину и совершаете покупки, посмотрите, может ли ваш ребенок помочь определить, в какой «раздел» следует добавить каждый товар.
    • Выберите определенные периоды дня, чтобы использовать «разговор с самим собой» при общении с ребенком. Говоря вслух о том, что вы делаете, когда загружаете посудомоечную машину (например, «Ого, эта чашка очень грязная, мне нужно много мыла для этой. .. Я собираюсь поставить эту миску на нижнюю полку, потому что она очень тяжелая… вода очень горячая, мне нужно сделать ее немного прохладнее» и т. д.), приготовление обедов на следующий день (например, «твоя сестра очень любит индейку бутерброды, так что давайте сделаем для нее большой… о, я забыл купить для вас коробки сока, ребята, завтра нам придется использовать бутылки с водой», составляя планы на выходные и т. д., вы помогаете своему ребенку услышать язык, который обычно ассоциируется с различными видами деятельности/рутинными действиями. Это не только помогает развивать рецептивные/экспрессивные навыки словарного запаса, но и дает вашему ребенку модели правильной грамматики, порядка слов и т. д.
    • Расширьте высказывания вашего ребенка, перефразировав его/ее высказывание, чтобы включить более сложный язык, расширенный словарный запас и т. д. Например, если ваш ребенок говорит «папа, иди работай», вы можете ответить, сказав: «Ты прав». Папа сегодня ушел на работу».
    • Читайте вместе как можно больше. Позвольте вашему ребенку выбрать свою любимую историю (даже если вы чувствуете, что с вас уже достаточно этой истории!) и, когда вы можете, попробуйте представить новую историю здесь и там, которая со временем может стать новой любимой. Повторение знакомых историй помогает детям выучить языковые модели и словарные термины, относящиеся к определенным контекстам/ситуациям. Поощряйте ребенка «читать» вместе с вами, часто делая паузы, чтобы дать ему/ей возможность вставить знакомые слова/фразы, или рассказывая вам свою версию истории, основанную на картинках в книге. Совместное чтение книг также является отличным способом помочь вашему ребенку развить базовые навыки слушания и повысить внимание.
    • Используйте время ТВ/DVD, чтобы работать над прогнозированием и описанием. Во время представления спросите ребенка, что, по его мнению, будет дальше; или вы можете попросить своего ребенка изобразить персонажа из сериала и рассказать вам историю о том, что происходит в сериале или что произойдет в следующем эпизоде.
    • Время в машине может быть временем для работы над различными речевыми/языковыми навыками, такими как маркировка, понятия направления/позиции, белые вопросы и т. д. Попросите ребенка маркировать различные части автомобиля, например, лобовое стекло, радиоприемник, ремни безопасности и т. д., и расскажите о функции каждого объекта. Вы также можете работать над условиями сравнения, говоря о том, какие автомобили едут быстрее/медленнее, какие автомобили выглядят новее/старее, какие грузовики больше/меньше и т. д.
    • Время приема пищи — идеальное время для работы над выполнением указаний и концепций направления/позиции. В зависимости от возраста/уровня навыков вашего ребенка вы можете попросить его/ее помочь вам накрыть на стол, используя одно- и двухэтапные команды, такие как «достаньте вилки из ящика», «сначала поставьте тарелки на стол». а затем иди за салфетками» и т. д. Или вы можете сосредоточиться на концепциях направления/положения (например, внутри, на, под и т. д.), когда накрываете на стол вместе с ребенком. Например, вы можете попросить ребенка положить ложки рядом с тарелками, вилками поверх салфетками, салатником в центре  стола и т. д.

     

    Беглость речи

    • Говорите с ребенком медленно и ровно. Попробуйте вставить несколько продолжительных пауз в естественные разрывы, например, там, где будет стоять точка или запятая, если высказывание нужно будет записать.
    • Увеличьте время ожидания ответа на комментарии/вопросы вашего ребенка. Это поможет снизить общую скорость разговорного обмена и поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно, говоря с уменьшенной скоростью.
    • Не «прыгайте» и не пытайтесь закончить предложения вашего ребенка за него/нее, когда он/она испытывает трудности с речью.
    • Постарайтесь сократить количество вопросов, которые вы непосредственно задаете своему ребенку. Вместо этого попробуйте делать комментарии, которые служат «введением» в темы (например, вместо того, чтобы спрашивать «Что вы делали сегодня в школе?», вы можете сказать: «В информационном бюллетене миссис Смит говорится, что это была первая неделя отдела бабочек. ..» или «Мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал сегодня на уроке рисования!», а затем подождите, как отреагирует ваш ребенок.0010
    • По возможности прекратите делать то, что вы делаете, и полностью сосредоточьтесь на своем ребенке, когда он/она разговаривает с вами. Кроме того, постарайтесь уменьшить фоновый шум, отвлекающие факторы или отвлекающие факторы. У детей часто наблюдаются всплески неразговорной речи, когда они пытаются «соревноваться» за время речи, будь то перебивание другими людьми, фоновый шум телешоу и т. д.
    • Старайтесь не просить вашего ребенка «выступать» перед другими (например, просить его рассказать азбуку во время вечеринки у соседа, попросить его прочитать вслух плакат «Звезда недели» на семейном ужине и т. д.).

    Play

    • Советы по выбору игрушек для развития речи/языка вашего ребенка (по материалам Кэрри Эберт):
    • По возможности выбирайте игрушки без батареек. Игрушки без батареек требуют, чтобы дети создавали свои собственные звуковые эффекты/звуки животных/и т. д. Если у вашего ребенка есть любимая игрушка с батарейками, вы всегда можете вынуть их — вы не хотите, чтобы игрушечная ферма издавала звуки животных, вы хотите, чтобы звуки издавал ваш ребенок. Конечно, есть некоторые исключения, и существует множество отличных игрушек, для которых требуются батарейки — просто не забывайте и о вариантах без батареек!
    • Убедитесь, что у вашего ребенка есть доступ к «базовым» или «традиционным» игрушкам (например, к деревянным или картонным кубикам, конструкторам Lego, игровой кухне/еде, поездам/железнодорожным путям, мистеру Картофельной голове, пластилину Play-Doh/формочкам для печенья, одежда для переодевания и т. д. Эти игрушки, как правило, более «открытые», то есть у них не обязательно есть определенное начало, середина и конец. Они предоставляют детям большую свободу в том, как они используют такие игрушки. и часто поддаются более творческой игре, чем настольные игры, видеоигры и т. д.
    • Постарайтесь не слишком беспокоиться о поле при выборе игрушек для вашего ребенка. На самом деле не должно быть никаких «игрушек для девочек» или «игрушек для мальчиков» — если ваш сын тяготеет к куклам и набору для чаепития, вперед! Если вашей дочери действительно нравится строить железнодорожные пути или играть с супергероями, поощряйте это! Различные типы игрушек, как правило, вызывают разные виды игр и наборы навыков (например, наборы Lego/железнодорожных путей/автомобильных наборов имеют тенденцию —> конструктивные, детские куклы —> творческие, переодевание одежды —> ролевые игры и т. д. ). Ограничение вашего ребенка игрушками «для определенного пола» только ограничивает его или ее доступ к различным типам игр и развитию речи.
    • Убедитесь, что у вашего ребенка есть доступ к «базовым» или «традиционным» игрушкам (например, деревянным или картонным кубикам, конструкторам «Лего», игровой кухне/еде, поездам/железнодорожным путям, голове Мистера Картошки, пластилину/формочкам для печенья, платью одежду и т. д. Эти игрушки, как правило, более «открытые», то есть у них не обязательно есть определенное начало, середина и конец. Они предоставляют детям большую свободу в том, как они используют такие игрушки и часто поддаются более творческой игре, чем настольные игры, видеоигры и т. д.
    • Помните, что меньше значит больше. Часто лучшие игрушки на самом деле вовсе не игрушки. Примеры включают:
      • Старый холодильник/коробки для доставки с окнами и дверями, вырезанными для создания импровизированного домика для игр
      • Подушки и одеяла, превращенные в форты или палатки на заднем дворе 
      • Ведра с водой и кисти для «покраски» дома/забора/гаража/и т.д.
      • Большая корзина, наполненная бобами или рисом, а также пластиковые стаканчики, миски, ложки и т. д. 
      • Старая одежда, кошельки, головные уборы, галстуки, обувь и т. д. для переодевания

    Способы использования…

    (источник: Expressly Speaking)

    • Книги – как использовать книги для поощрения/развития речи
    • Головоломки – Как использовать головоломки для поощрения/развития языка
    • Play-Doh — как использовать пластилин Play-Doh для поощрения/развития речи
    • Мистер или миссис Картофельная Голова – Как использовать Картофельную Голову для поощрения/развития речи
    • Кукольный домик – как использовать кукольный домик для поощрения/развития речи
    • Кухонный набор – Как использовать кухонный набор для поощрения/развития речи
    • Фермерский набор – как использовать фермерский набор для поощрения/развития языка

     

     

     

     

     

     

Речевые и языковые навыки – Skoolzy

Развитие речи и языка относится к навыкам, которые дети используют, чтобы понимать других и общаться с ними. Развитие речи помогает вашему ребенку сообщать о том, что он хочет и что он чувствует. Это также имеет решающее значение для их мыслительного процесса; решение проблем и формирование отношений с другими.

Это важная часть развития ребенка, и большая часть основ языкового развития закладывается в первые 12 месяцев жизни вашего ребенка и развивается быстрыми темпами, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Большинство детей узнают основы к 6 годам.

 

В чем разница между речью и языком?

Речь относится к произнесению звуков, которые превращаются в слова. Примерно в 2 месяца дети впервые начинают ворковать, а в 6 месяцев они обычно начинают лепетать — это они учатся издавать звуки, которые в конечном итоге образуют слова. Это физический акт разговора, даже если мы не понимаем, что они говорят!

Язык, с другой стороны, представляет собой использование слов (устных или письменных) и жестов для общения и понимания других. Язык относится к любой форме общения, будь то устное, письменное или жесты/жесты.

Ваш маленький ребенок может еще не строить полные предложения и даже не говорить связно, но не забывайте об их способности к общению. Они могут передавать свои эмоции и чувства с помощью звуков, мимики, жестов и действий. Улыбка, плач, крик, смех, швыряние вещами, тыканье пальцем и даже истерики — это лишь несколько способов, которыми они пытаются общаться с вами.

Есть много способов, которыми вы можете способствовать раннему развитию речи.

 

Советы по развитию языковых навыков:

  • Регулярно разговаривайте с ребенком на его языке. Это иногда упоминается как parentese или motherse! Это высокий тон голоса, преувеличенно повторяющийся, который хорошо резонирует с ребенком (и, вероятно, так мы и так говорим, когда разговариваем с маленькими детьми)! Это не то же самое, что детский лепет как таковой (который издает звуки, похожие на гу-гу-гага), который менее привлекателен для детей и не способствует тем же языковым преимуществам.
  • Называние часто используемых предметов и действий, чтобы они стали знакомы с повседневными словами,
  • Пойте и читайте ребенку, чтобы настроить его слух на разные звуки. По мере взросления указывайте на картинки в книге и называйте их. Спросите ее, где что находится на странице, например: «Где собачка?» и хвалите ее, когда она указывает на него
  • В ответ на их звуки и жесты — если он поднимает руки, чтобы его взяли на руки — поднимите его и скажите «хотите, чтобы вас взяли на руки?» Если он издает забавные звуки, подражайте его звукам — покажите малышу, что вы цените и понимаете его попытки общения.
  • Задавайте ей вопросы, даже если она пока не может вам ответить. Дайте ей на выбор пару книг, чтобы она прочитала, и подержите обе книги, и посмотрите, как она отреагирует – тянет ли ее больше к одной, чем к другой, указывает ли она на одну? Если это так, скажите что-то вроде; «Вы хотите прочитать это? Хорошо, давай прочитаем!»

 

Хотите узнать больше? Прочтите наши записи в блоге, чтобы узнать больше о пяти основных областях развития ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *