Разное

Развитие речи у детей до года: крик, гуление, лепет, первые слова

крик, гуление, лепет, первые слова

Речевое развитие ребёнка до 1 года по месяцам. Рассмотрим все этапы начиная с рождения: крик, гуление, лепет, появление первых слов. Вы узнаете, что является нормой, а что патологией, как можно стимулировать раннее речевое развитие ребёнка.

Речь – это высшая психическая функция, являющаяся основой мышления, а не только средство общения. Она позволяет крохам анализировать и классифицировать свои впечатления об окружающем мире, делать обобщения и выводы. Недаром развитию речи у малышей придают такое значение родители и специалисты.

Содержание статьи:

  1. Этапы речевого развития до года
  2. Нормы развития речи по месяцам
  3. Стимуляция раннего развития речи
  4. Отклонения от нормы

Этапы речевого развития до года

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам этапа. Темпы развития в младенчестве могут незначительно отличаться по времени, но указанная периодизация позволяет отделить норму от патологии.

Этапы речевого развития ребёнка до года:

  1. Стадия крика длится от рождения до 6–8 недель. Крик и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления длится с двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (ребёнок начинает говорить агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). Этап развития сопровождается появлением улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе — так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета длится до 10-11 месяцев. 6-7 месяцев — это срок, когда появляется лепет у ребёнка. Для начала этого этапа характерен простой лепет, состоящий из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящий позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным произнесение различных звуковых комплексов ребёнком, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов
    наступает в конце первого года жизни. На этом этапе ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Первые слова ребёнка состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать «ослик», но если вы попросите дать игрушку, изображающую ослика, он даст.

Один из результатов развития речи на первом году жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Нормы развития речи по месяцам

Описанные выше стадии развития речи младенца имеют более подробное деление для определения нормы или патологии. Показатели нормы могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков. Это касается и мальчиков и девочек.

Развитие речи ребёнка по месяцам в норме:

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит.
    Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого.
    Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. После 9 месяцев в активном словаре ребёнка содержится от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени уже установлена связь между словом и предметом, который оно обозначает. Речь к концу первого года жизни является основным средством общения ребёнка со взрослыми.

В такой последовательности развивается речь малыша. Стоит насторожиться, если он предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. У годовалого ребёнка такие проявления не считаются отклонением от нормы, если при общении используются ещё и слова.

Стимуляция раннего развития речи

Раннее речевое развитие ребёнка напрямую связано с формированием головного мозга во внутриутробном периоде. Поэтому от нормального течения беременности и родов зависит очень многое.

Этап беременности

На развитие мозговых структур ещё не родившегося младенца может повлиять генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода, стрессовые перегрузки матери во время беременности, воздействие никотина и алкоголя, недостаточное питание мамы. Сюда же относится нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов, отрицательный резус-фактор, негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Правильно поступают женщины, которые ещё до рождения младенца читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку.

После рождения младенца

Разговаривайте с новорожденным при кормлении, одевании, гигиенических процедурах. Так ему передаётся смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая значения слов родителей, младенец улавливает эмоциональную окраску речи. Он осознаёт, что обращаются к нему, возникает желание ответить. Правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых дней его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения. Нужно комментировать всё, что происходит вокруг ребёнка.

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности нужно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые малышом звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т. п.

Во втором полугодии для развития нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи в шесть месяцев важно вызывать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Нужно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет». Важно предлагать звукоподражание, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Развитие мелкой моторики также ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок научится ходить, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения (как проверить слух ребёнка), с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития является недостаток в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение своих ошибок.

Симптомы отклонения развития речи младенца от нормы:

  • У ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • Нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • Запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • Гуление и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • Язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • К 9–12 месяцам в речи сохраняется простой однообразный лепет;
  • Ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • У детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • Ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на «тарабарском» языке, понятном только ему одному;
  • К 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова. Они предпочитают вместо них выражать свои желания жестами, мимикой или мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи.

Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников и задержке психоречевого развития. Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом.

Контролировать овладение речью нужно с раннего возраста. В этот период при помощи простых игр со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • Расширение словарного запаса;
  • Исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • Обучение умению правильного построения высказываний;
  • Внимательное отношение к детским вопросам.

Главное помните — необходимо вынуждать малыша говорить. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Рекомендую прочитать

Развитие речи

25 августа 2022

Развитие речи малыша с 1 года до 2 лет

Речь малыша в год активно пополняется новыми словами и фразами, активизируясь к двум годам. Но самое главное — она становится основным средством общения.

Развитие речи

25 августа 2022

Почему малыш в год не говорит

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова. Когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Развитие речи ребенка 1 года жизни

Как запустить речь у ребенка в 1 год? Научные исследования показывают, что появление речи зависит не только от созревания нужных отделов мозга, но и от среды, в которой воспитывается ребенок. Зная особенности малыша, родители могут создать для него нужное окружение и помочь преодолеть сложности с ранним развитием речи.

Особенности речевого развития детей 1 года жизни

В первые месяцы после рождения ребенок внимательно слушает родителей и других окружающих его взрослых. Постепенно он учится различать голоса разных людей, поворачивает голову на звук, когда с ним разговаривают.

Вначале ребенок овладевает произношением гласных звуков, затем, примерно к 4 месяцам, появляются первые согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребенок уже активно имитирует звуки речи взрослых людей. Он начинает лепетать, произносить слоги «па-па», «ма-ма». В 10 месяцев он начинает отзываться на свое имя. К году ребенок начинает произносить простые слова (мама, папа, дай, на).

 

Словарный запас в этом возрасте

Норма речевого развития детей 1 года —словарный запас от 3 до 20 слов. Помимо этого, малыш начинает понимать просьбы что-то дать или показать. В годик он начинает выговаривать простые слова, которые постоянно слышит, затем начинает произносить прилагательные. Для привлечения внимания малыш в этот период использует жесты и звуки.

Сложные сочетания в речи он пропускает, выговаривая слова так, как ему удобно (например, вместо «плохой» он говорит «пахой»).

Ребенок начиная с года больше двигается, перемещается самостоятельно и начинает активно накапливать знания об окружающем мире. Его словарный запас активно пополняется. До полутора лет малыш использует всего 30-40 слов, а к двум годам в его арсенале уже 300-400 слов.

Фонетика

К трем-четырем месяцам малыш начинает издавать осознанные звуки. В это время преобладают гласные, затем к ним постепенно начинают добавляться согласные. Появляются первые слоги (например, «гу»). Начиная с 8 месяцев в речи появляются первые открытые слоги «ба-ба», ма-ма».

Что помогает развивать речь ребенка в 1 год

Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).

Осязание. В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.

Зрение. Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами. Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары). Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.

Слух. Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».

Вкус. Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что чем раньше младенец познакомится с основными вкусами, тем менее привередливым в еде он будет в более старшем возрасте.

Крупная моторика. Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.

Мелкая моторика (движения пальцев рук, кистей). Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:

1. Пение, чтение книг. Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова. Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

  • Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
  • Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
  • Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.

Выводы

Развитие речи — это довольно сложный процесс, который у каждого малыша протекает по-своему.

Если ребенок здоров и нормально развивается, то речь формируется сама собой, при общении с родителями и другими взрослыми людьми. Малыш наблюдает за ними, старается копировать речь и постепенно у него начинает получаться произносить вначале звуки, а затем слова. От родителей требуется создать благоприятную среду для развития.

Если вы понимаете, что ребенок испытывает трудности с речью и его развитие сильно отстает от нормы, то необходимо показать малыша специалисту, чтобы исключить медицинские проблемы и задержку психоречевого развития.

Помните, что каждый ребенок, даже самый маленький — это личность, в которую заложен свой уникальный путь развития. Не нужно торопить его. Ваше доверие и любовь помогут малышу развиваться гармонично и легко.

от рождения до года

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

[en Español]

Отказ от ответственности. Основные этапы коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие сроки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.

Как ваш ребенок слышит и говорит? | От одного до двух лет | От двух до трех лет |
От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

Рождение – 3 месяца

  • Вздрагивает от громких звуков.
  • Молчит или улыбается, когда вы говорите.
  • Кажется, узнал ваш голос. Замолкает, если плачет.

Рождение – 3 месяца

  • Издает воркующие звуки.
  • Крики меняются для разных нужд.
  • Улыбается людям.

4–6 месяцев

  • Смотрит в сторону звуков.
  • Реагирует на изменение тона вашего голоса.
  • Замечает игрушки, которые издают звуки.
  • Обращает внимание на музыку.

4–6 месяцев

  • Воркует и болтает, играя в одиночку или с вами.  
  • Издает бормочущие звуки, похожие на речь, например pa , ba и mi .
  • Хихиканье и смех.
  • Издает звуки, когда счастлив или расстроен.

7 месяцев–1 год

  • Поворачивается и смотрит в сторону звуков.
  • Смотрит, когда ты указываешь.
  • Поворачивается, когда вы зовете их по имени.
  • Понимает такие слова, обозначающие обычные предметы и людей, как чашка , грузовик , сок и папа .
  • Начинает реагировать на простые слова и фразы, такие как «Нет», «Иди сюда» и «Хочешь еще?»
  • Играет с вами в такие игры, как прятки и лепешки.
  • Кратковременно слушает песни и рассказы.

7 месяцев–1 год

  • Лепечет длинные цепочки звуков, например мими упап бабабаба .
  • Использует звуки и жесты, чтобы привлечь и удержать внимание.
  • Указывает на предметы и показывает их другим.
  • Использует такие жесты, как машет на прощание, тянется к «вверх» и качает головой «нет».
  • Имитирует различные звуки речи.
  • Говорит 1 или 2 слова, например привет , собака , папа , мама , или эээ . Это произойдет в районе их первого дня рождения, но звуки могут быть нечеткими.

Чем я могу помочь?

    • Проверьте, слышит ли ваш ребенок. Посмотрите, обращаются ли они к шуму или смотрят на вас, когда вы говорите. Обратите внимание на проблемы с ушами и инфекции и обратитесь к врачу.
    • Ответьте своему ребенку. Посмотрите на них, когда они издают звуки. Поговорите с ними. Имитируйте звуки, которые они издают.
    • Смейтесь, когда они это делают. Имитируйте лица, которые они делают.
    • Научите ребенка имитировать действия, такие как ку-ку, хлопки, воздушные поцелуи и махание руками на прощание. Это учит их ходить по очереди. Мы по очереди, когда мы говорим.
    • Расскажите о том, что вы делаете в течение дня. Говорите что-то вроде «Мама моет тебе голову»; «Вы едите горох»; и «О, этот горох хорош!»
    • Расскажите о том, куда вы идете, что вы там делаете, кого и что вы видите. Скажите что-то вроде: «Мы идем к бабушке. У бабушки есть собака. Ты можешь погладить собаку».
    • Научите животных издавать звуки, например «Корова говорит «муу».
    • Читайте своему ребенку каждый день.
    • Разговаривайте с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Американская ассоциация речи, языка и слуха

Развитие речи: дети от 0 до 8 лет

Развитие речи у детей: что нужно знать

Развитие речи является важной частью развития ребенка .

Поддерживает способность вашего ребенка к общению. Это также поддерживает способность вашего ребенка:

  • выражать и понимать чувства
  • думать и учиться
  • решать проблемы
  • развивать и поддерживать отношения.

Научиться понимать, использовать язык и получать от этого удовольствие первый шаг в обучении грамоте и основа для обучения чтению и письму.

В первые несколько лет дети развивают многие навыки устной речи, которые помогают им научиться читать, когда они идут в школу. И они продолжают развивать языковые навыки на протяжении всего детства и юности.

Как способствовать развитию речи у детей в раннем возрасте

Лучший способ поощрения развития речи вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что ему интересно, махая рукой, болтая или используя слова.

Разговор с ребенком
С самого рождения разговаривайте с ребенком и относитесь к нему как к говорящему. Ключ в том, чтобы использовать много разных слов в разных контекстах . Например, вы можете поговорить с ребенком об апельсиновом шарике и о том, как нарезать апельсин на обед. Это поможет вашему ребенку узнать, что означают слова и как слова работают.

Когда вы закончите говорить, сделайте паузу и дайте ребенку возможность ответить.

Когда ваш ребенок начнет ворковать, булькать, махать руками и показывать пальцем, вы можете отвечайте на попытки вашего ребенка общаться . Например, если ваш ребенок воркует и булькает, вы можете ворковать ему в ответ. Или, если ваш малыш указывает на игрушку, отвечайте так, как будто ваш ребенок говорит: «Можно мне это?» Например, вы можете сказать: «Хочешь кубик?»

Когда ваш ребенок начнет использовать слова, вы можете повторяйте и опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок . Например, если ваш ребенок говорит «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»

И то же самое, когда ваш ребенок начинает составлять предложения. Вы можете ответить и побудить ребенка расширить свои предложения. Например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?»

Когда вы обращаете внимание на своего ребенка и отвечаете ему таким образом, это побуждает его продолжать общение и развивать свои языковые навыки.

Чтение вместе с ребенком
Чтение и совместное использование книг на самые разные темы позволяет вашему ребенку слышать слова, используемые по-разному.

Связать то, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — это хороший способ научить ребенка говорить. Например, можно сказать: «Сегодня мы ходили на детскую площадку, как мальчик из этой книги. Что ты любишь делать на игровой площадке?» Вы также можете поощрять общение, болтая об интересных картинках в книгах, которые вы читали вместе с ребенком.

Когда вы читаете вместе с ребенком вслух, вы можете указывать на слова, произнося их. Это покажет вашему ребенку связь между устными и письменными словами и поможет вашему ребенку понять, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.

Ваша местная библиотека или мобильная библиотека — отличный источник книг.

Если в вашей семье говорят на двух языках, вы можете поощрять языковое развитие вашего ребенка на обоих языках, например, на английском и испанском. К моменту поступления в начальную школу двуязычные дети часто имеют такие же языковые навыки, как и их сверстники.

Речевое развитие: первые восемь лет

Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в развитии речи в возрасте от трех месяцев до восьми лет.

3-12 месяцев
В три месяца ваш малыш, скорее всего, будет ворковать, улыбаться и смеяться. По мере взросления ваш ребенок начнет играть со звуками и общаться с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем.

В возрасте 4–6 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет лепетать. Сначала малыш произносит односложные звуки типа «ба», а затем повторяет их «ба-ба-ба».

За бормотанием следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, как будто он что-то вам говорит, но его «речь» не будет звучать как узнаваемые слова. Первые слова со смыслом часто начинаются примерно в 12 месяцев или около того.

Если ваш ребенок не лепечет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики или детской и семейной медсестрой.

Узнайте больше о развитии языка от 3 до 12 месяцев.

12-18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят свои первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «Папа», ваш ребенок на самом деле зовет папу. В ближайшие несколько месяцев словарный запас вашего ребенка будет расти. Ваш ребенок может понять больше, чем сказать. Они также могут следовать простым инструкциям, таким как «Сесть».

От 18 месяцев до 2 лет
Большинство детей начинают составлять из двух слов короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять большую часть того, что ваш ребенок говорит вам. Незнакомые люди поймут около половины того, что говорит ваш ребенок.

Если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой или другим медицинским работником.

Узнайте больше о развитии речи от 1 до 2 лет.

2-3 года
Ваш ребенок, скорее всего, говорит предложениями из 3-4 слов и начинает лучше произносить слова правильно. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К трем годам незнакомые люди могут понять примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок.

Узнайте больше о языковом развитии от 2 до 3 лет.

3–5 лет
Вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров о мыслях и чувствах вашего ребенка. Ваш ребенок может также спрашивать о вещах, людях и местах, которые не находятся перед ним. Например, «У бабушки дома тоже идет дождь?»

Вероятно, ваш ребенок захочет поговорить на самые разные темы, и его словарный запас будет постоянно расти. Ваш ребенок может продемонстрировать понимание базовой грамматики и начать использовать предложения со словами, такими как «потому что», «если», «так» или «когда». И вы можете рассчитывать на некоторые занимательные истории тоже.

Узнайте больше о развитии речи от 3 до 4 лет и развитии речи от 4 до 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *