Разное

Развитие речи у детей 4 5 лет: Речевое развитие детей 4 — 5 лет. Советы родителям. | Консультация (средняя, старшая группа) по теме:

Содержание

Речевое развитие детей 4 — 5 лет. Советы родителям. | Консультация (средняя, старшая группа) по теме:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ  4 _- 5  ЛЕТ.

 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение».  Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.  Могут подбирать к словам антонимы.

Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию.  Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее,  громко — громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений.  Пятилетний возраст — это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.  Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).  

Речевой слух (фонематический слух): Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,  шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р’.

        Родители!

  Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
  • Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
  • Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
  • Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Чем раньше ребёнок учится ясно выражать свои мысли и желания, тем проще ему общаться с окружающими и чувствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. В этой статье рассмотрены особенности речевого развития детей 4-5 лет в средней группе детского сада на примере разных тем.

Речевое развитие у детей 4-5 лет

Важно знать об отличительных особенностях психологического развития данного возраста. Для формирования развития речи детей 4-5 лет необходимо делать следующее:

  • сочетать методические приёмы и логопедические упражнения;
  • совмещать умственную деятельность с ритмикой;
  • организовать в группе предметно-развивающий уголок;
  • создавать дополнительную мотивацию для получения новых знаний.

Психолого-педагогические основы речевого развития детей 4-5 лет

Познание окружающего мира через игры является основной формой деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.

Нельзя забывать! Развить можно только то, что тренируется.

Наиболее грамотно и развёрнуто говорит ребёнок, у которого разговорная практика не ограничивается занятиями в ДОУ.

Задача взрослых — направлять любой вид детской деятельности на тренировку речевого развития. Живой интерес со стороны семьи к событиям, происходящим в жизни ребёнка, является важным инструментом в достижении поставленной цели.

Ребёнок, занятый вместе с родителями чтением и обсуждением книг, совместными творческими действиями, играми с дидактическими игрушками, занимательными прогулками и экскурсиями, домашними хлопотами и пр. получает дополнительную возможность научиться спрашивать и отвечать, благодарить и выражать просьбу, шутить и делиться впечатлениями.

Речь как важный психический процесс

Детское мышление имеет образную природу, поэтому очень важно в работе с малышами сохранять наглядность

Задержка в речевом развитии может стать серьёзной преградой для дальнейшего успешного обучения, получения новых знаний и умений.

Недостаточно развитая речь не даёт взрослому человеку наладить личную жизнь, построить карьеру и занять активную социальную позицию.

Особенности речевого развития дошкольников

В развитии речи детей 4-5 лет наблюдается способность к запоминанию. Ребёнок учится говорить развёрнуто и последовательно, появляется понятие формы, размера и других качеств окружающих предметов. Появляются первые знания о круговороте года, о смене сезонов.

Всё это дарит впечатления, а новые эмоции являются важной мотивацией для умения выражать мысли и чувства.

Интересно! Именно в этот период мозг усваивает в 20 раз больше новых понятий, чем удаётся понять и запомнить взрослому человеку.

Целевые ориентиры речевого развития по ФГОС ДО

Программы ФГОС уделяют особое внимание способности ребёнка четырёх-пяти лет к систематизации и обобщению известных ему понятий. Материалы для консультаций в большом количестве представлены в сборнике «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Ушаковой О.  С. и Струниной Е. М.

Доказано! Ребёнок легче справляется с обобщением известных ему понятий.

Полезно, объединяя в общую группу, называть вслух знакомые вещи. Например: «Все должны одеть головные уборы: мама — берет, папа — фуражку, Ярик — бейсболку, а маленькая Катя — чепчик», «В прихожей на полочке стоит обувь: кроссовки, туфли, ботинки, кеды и сапоги».

Изучаемые темы расширяют кругозор, обогащают словарный запас и формируют мировоззрение.

Конспекты тем в средней группе детского сада

Начинать занятие лучше с разминки, чтобы позволить потратить малышам лишнюю энергию и сохранить внимание.

Дети повторяют за воспитателем слова и движения:

«Станем рядышком по кругу, (берутся за руки)

Скажем «здравствуйте» друг другу. (поворачиваются направо, налево кивая головой)

«Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день! (машут правой, потом левой рукой)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

 

План конспект тематических занятий

«Профессии»

Воспитатель просит вспомнить, что было в садике на завтрак, понравилась ли еда. «Кто приготовил её ребятам? Повар? А где повар варил кашу? На кухне? А вы знаете, что необходимо повару для работы?».

Интересно! При этом ответы объединяются в понятия продукты и посуда.

«Ребята, давайте готовить обед. Повторяйте за мной:

Кукле кашу я варю:

В миску молока налью,

Посолю и подслащу

И поставлю на плиту.

Кашу нужно помешать

И можно куклу угощать.

Дел у нас невпроворот,

Надо нам сварить компот.

Только закипит вода,

Бросим фрукты мы туда,

Надо яблоки рубить,

Надо груши накрошить,

Из лимона выжать сок,

Бросить сахарный песок,

По стаканам всё разлить,

А потом всех угостить!»

Потом малыши разбирают выложенные перед ними игрушки по такому принципу:

  • фрукты — овощи,
  • красное — жёлтое — зеленое.

В конце занятия надо спросить, как называется человек, который готовит еду для других.

Интересно! Обсудить, где может понадобиться такой специалист, напомнить о важности этого труда, о том, как важно благодарить тех, кто готовит пищу.

Спросить, кто говорит «спасибо» после еды дома.

План по теме «Транспорт»

Воспитатель предлагает отправиться всем вместе в дальние дали. Для этого надо сесть в воображаемые машинки. Дети повторяют за ведущим слова и движения:

«За рулём в машине едем, (крутят руль)

Нажимаем на педаль. (не отрывая от пола пятку, поднимают и опускают носок)

Газ включаем, выключаем, (правая рука)

Пристально мы смотрим вдаль. (левая рука)

Дворники почистят стёкла,

Влево — вправо, красота! (обе руки)

Волосы взъерошит ветер, мы шоферы хоть куда!

Ребята, впереди река! Сможем мы на машине переплыть реку? А на чём мы сможем перебраться на другой берег? Правильно, на лодке!

Лодка по реке плывет,

Веслами рыбак гребёт (гребут)

Бороздим речную гладь,

где же к берегу пристать? (смотрят под козырёк)

Ребята, я вижу пристань, место, где нашей лодочке будет удобно подойти к берегу. И ещё я вижу станцию и поезд, который нас ждёт. Скорее пересаживайтесь в вагоны и поедем дальше:

Паровозик чух-чух-чух, (идут по кругу и крутят руки как колёса паровоза)

Поезд мчится во весь дух,

А колёсики стучат:

Туки-тук нам говорят. (начиная в медленном темпе, постепенно убыстряются, при необходимости повторяя слова ещё раз)

  Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

На пути стоит гора, поезд не пойдёт туда!

Что нам делать? Как продолжить путь?

Ребята, давайте пересядем в самолёт, который перенесёт нас через высокую гору.

В небе высоко летим

И в окошечко глядим

На двух крыльях самолёт

Через гору нас несёт

Очень быстро он летит

Громко в нём мотор гудит.

Внимание! Приземляемся! (все садятся на корточки, потом встают)

Вот мы и дома!»

Важно! Обязательно надо обсудить с ребятами путешествие. Вспомнить, на каком транспорте преодолели разные участки пути, на чём ехать было быстрее, интереснее. Можно провести перекликающееся с темой занятие по рисованию.

 

Развитие речи средняя группа «День защитника Отечества»

Воспитатель рассказывает ребятам о приближающемся празднике «Защитников Отечества».

Объясняет, что всех детей, их мам и бабушек охраняет армия. Благодаря этому Родина надёжно защищена.

Предлагает вместе выучить стихотворение:

«Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья,

Слава армии родной

В день её рождения!»

Интересно! Необходимо упомянуть о большой территории, занимаемой Россией и объяснить, что солдаты несут свою службу на суше, воде и даже в воздухе.

Дальше идет демонстрация слайдов или картинок с изображением разных видов войск. Изображения комментируются:

«Пограничник на границе

Нашу землю бережёт

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ».

«Охраняет наше море

Славный доблестный моряк

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг».

«Наши лётчики — герои

берегут покой страны,

чтоб росли вы, бед не зная,

чтобы не было войны!»

Дальше идёт игра «один-много». Воспитатель — храбрый солдат. Дети — храбрые солдаты и т. д.

После этого дети учатся разбивать слова на слоги. Для этого ладонь правой руки сжимается в кулачок и подносится к подбородку. Во время произнесения каждого слова кулачок соприкасается с подбородком.

Са-мо-лёт, мо-ряк, со-ба-ка, сол-дат, пис-то-лет, ружь-ё.

На заметку! Надо спросить ребят о том, что им запомнилось, вспомнить название разных войск и место их службы. Повторить выученное стихотворение.

Дидактические темы занятий по развитию речи для детей четырех-пяти лет в ДОУ

Развивать речевые навыки, уметь выделять из общей логической цепочки лишнее звено и строить причинно-следственные помогают дидактические занятия.

Развитие речи на тему «Моя семья» — темы занятий:

  • «Папа, мама, я — дружная семья»;
  • «Когда папа был маленький»;
  • «Мамина работа»;
  • «Было у бабушки сорок внучат».

«Народные промыслы. Дымковская игрушка» темы занятий:

  • «Глиняная сказка»;
  • «Народная игрушка»;
  • «Вятские узоры».

Развитие речи «Комнатные растения» темы занятий:

  • «Клумба на подоконнике»;
  • «Зачем кактусу колючки»;
  • «Как комнатные цветы людям помогают».

Развитие речи «Перелетные птицы» темы занятий:

  • «Куда летят журавли»;
  • «Серая шейка»;
  • «Птичка — невеличка».

Развитие речи «Мебель» темы занятий:

  • «Новоселье в кукольном доме»;
  • «Моя комната»;
  • «Где делают мебель».

На заметку! Занятия по развитию речи детей 4-5 лет можно рассматривать как начальное звено в работе по подготовке ребят к школе.

В этот период закладываются основные речевые навыки, помогающие ребёнку успешно осваивать в дальнейшем образовательную программу и не испытывать затруднений, связанных с общением в повседневной жизни.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

От четырех до пяти лет

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

[en Español]

Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет |
Изучение двух языков | Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Говоря

 

  • Понимает слова по порядку, такие как first , next и last .
  • Понимает слова, обозначающие время, например вчера , сегодня и завтра .
  • Выполняет более длинные указания, например: «Наденьте пижаму, почистите зубы, а затем возьмите книгу».
  • Выполняет указания в классе, например: «Нарисуйте на бумаге круг вокруг того, что вы едите».
  • Слышит и понимает большую часть того, что слышит дома и в школе.

 

  • Произносит все звуки речи словами. Могут ошибаться со звуками, которые труднее произнести, например, l , s , r , v , z , ch , sh 3 и 9003.
  • Отвечает на вопрос «Что ты сказал?»
  • Большую часть времени говорит, не повторяя ни звуков, ни слов.
  • Называет буквы и цифры.
  • Использует предложения, содержащие более 1 слова действия, например прыгать , играть и получать . Может совершать ошибки, например: «У Зака ​​две видеоигры, а у меня одна».
  • Рассказывает короткую историю.
  • Поддерживает разговор.
  • Говорит по-разному, в зависимости от слушателя и места. Ваш ребенок может использовать короткие предложения с младшими детьми. На улице он может говорить громче, чем внутри.

Чем я могу помочь?

  • Расскажите о том, где находятся предметы в космосе, используя такие слова, как первое и последнее или правое и левое . Поговорите о противоположностях, таких как вверх и вниз или большой и маленький .
  • Дайте ребенку подсказки, и пусть он угадает предмет.
  • Расскажите о категориях, таких как фрукты, мебель и формы. Рассортируйте товары по категориям. Попросите ребенка сказать вам, какой предмет не принадлежит. Говорите о том, почему это не принадлежит.
  • Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать.
  • Обратите внимание, когда ваш ребенок говорит. Отвечайте, хвалите и поощряйте его, когда он говорит. Привлеките его внимание, прежде чем говорить. Сделайте паузу после разговора и позвольте ему ответить на то, что вы сказали.
  • Продолжайте учить ребенка новым словам. Дайте определение словам и помогите ребенку понять их. Например, скажите: «Этот автомобиль находится на шоссе. Это машина. Автобус – это другой вид транспорта. Таковы поезд и самолет».
  • Научите ребенка просить о помощи, когда он не понимает значения слова.
  • Укажите одинаковые или разные объекты. Поговорите о том, что делает их одинаковыми или разными. Может они одного цвета. Возможно, они оба животные. Может быть, один большой, а другой маленький.
  • Разыгрывайте истории. Играйте в дом, доктора и магазин, используя куклы, фигурки и одежду для переодевания. Пусть куклы разговаривают друг с другом.
  • Читайте истории, за которыми легко следить. Помогите ребенку угадать, что будет дальше в этой истории. Разыгрывайте истории или устраивайте кукольные представления. Предложите ребенку нарисовать сцену из сказки. Вы можете сделать то же самое с видео и телешоу. Спросите, кто, что, когда, где или почему вопросы об истории.
  • Сыграйте в игру типа «Я шпион». Опишите то, что вы видите, например: «Я вижу что-то круглое на стене, по которому вы определяете время». Пусть ваш ребенок угадает, что это такое. Пусть ваш ребенок опишет то, что он видит. Это помогает ему научиться слушать и использовать слова, чтобы говорить о том, что он видит.
  • Дайте ребенку двухэтапные инструкции, например: «Возьми пальто из шкафа и надень его». Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать. Нарисуйте картинку, которую он описывает. Запишите историю вашего ребенка, как она ее рассказывает. Ваш ребенок научится рассказывать истории и писать.
  • Поиграйте с ребенком в настольные игры. Это поможет ему научиться следовать правилам и говорить об игре.
  • Попросите ребенка помочь вам спланировать повседневную деятельность. Например, пусть она составит список покупок для продуктового магазина. Или позвольте ей помочь вам спланировать день рождения. Спросите ее мнение, и пусть она делает выбор.
  • Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Развитие рецептивной речи у детей в возрасте 0-5 лет

Вы здесь

Главная

Развитие рецептивной речи у детей в возрасте 0-5 лет

Рута Россет, логопед

9002 Развитие детей , они учатся слушать и понимать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках рецептивной речи, которые дети обычно приобретают на ключевых этапах своего развития.

Рождение

Изучение языка начинается с рождения. Даже новорожденные распознают звуки, которые окружают их. Они прислушиваются к речи близких им людей и вздрагивают или плачут, если раздается неожиданный шум. Громкие звуки будят их, и они замирают в ответ на новые звуки.

0–3 месяца

Младенцы учатся поворачиваться к вам, когда вы говорите, и улыбаться, когда слышат ваш голос. На самом деле, они, похоже, узнают ваш знакомый голос и затихнут, если заплачут. Крошечные дети в возрасте до трех месяцев также прекращают свою активность и внимательно слушают звук незнакомого голоса. Они часто реагируют на утешительные тона, независимо от того, знаком этот голос или нет.

4–6 месяцев

Младенцы начинают реагировать на слово «нет». Они также реагируют на изменения тона вашего голоса и на другие звуки, кроме речи. Например, они могут быть очарованы игрушками и другими предметами, которые издают звуки, могут наслаждаться музыкой и ритмом и с интересом или опасением искать источник всевозможных новых звуков, таких как шум пылесоса или собачий лай.

7-12 месяцев

Период от 7 до 12 месяцев захватывающий и веселый, так как теперь ребенок явно слушает, когда к нему обращаются, оборачивается и смотрит вам в лицо, когда его зовут по имени, и открывает для себя забавные игры, такие как «подглядывание». -а-бу» и «пирожок».

Именно в этот период вы понимаете, что он узнает названия знакомых предметов («папа», «машина», «глаза», «телефон») и начинает реагировать на просьбы («отдай бабушке») и вопросы («больше сока?»).

1-2 года

Теперь ваш ребенок показывает на картинки в книге, когда вы их называете, и может указывать на некоторые части тела, когда вас об этом просят (нос, глаза, живот).

Он также может выполнять простые команды («толкай машину», «не трогай, жарко») и понимает простые вопросы («где кролик?», «что в коробке?»).

Теперь вашему малышу нравится слушать простые истории, и ему нравится, когда вы поете песенки или произносите стишки. Это этап, на котором он/она захочет, чтобы одна и та же история, стишок или игра повторялись много раз.

2–3 года

К настоящему времени ваш малыш будет понимать двухшаговые команды («Возьми носки и положи их в корзину») и понятия или значения, такие как «горячо/холодно», «стоп/иди», «вход/выход», и красиво / противно. Он/она замечает звуки, похожие на звонок телефона или дверного звонка, и может показать пальцем или заволноваться, заставить вас ответить или попытаться сделать это самостоятельно.

3-4 года

Ваш трех- или четырехлетний ребенок понимает простые вопросы «Кто, что и где?» вопросы и может слышать вас, когда вы звоните из другой комнаты. В этом возрасте могут проявиться проблемы со слухом. Если ваш ребенок не отвечает, кажется, что он часто неправильно понимает, или у вас есть какие-либо сомнения, поговорите со своим врачом о проверке слуха для вашего ребенка.

4-5 лет

Дети этого возраста любят истории и могут ответить на простые вопросы о них. Он/она слышит и понимает почти все, что говорят (в пределах разумного) дома, в школе или в детском саду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *