Разное

Развитие речи у детей 4 5 лет: признаки задержки речи и коррекция нарушений

Содержание

Развитие речи детей 4-5 лет: проблемы, задания и исправление

Речевое развитие детей 4-5 лет относится к периоду посещения детского сада, когда малыш активно познает окружающий мир, отношения в обществе. Ошибочно мнение, что заниматься с крохой должно только дошкольное учреждение, где его научат рисовать, лепить, правильно разговаривать. Если родители хотят иметь в будущем образованного ребенка, увлекающегося чтением, не имеющего проблем с речью, посвящать время развитию речи в домашних условиях обязательно. Дополнительные занятия помогут подготовить ребенка к школе, облегчат процесс обучения, чтения и письма в дальнейшем.

СодержаниеСвернуть

  • Особенности речи в 4-5 лет
  • Возможные отклонения
  • Причины нарушений
  • Эффективные упражнения и игры
  • Советы родителям и профилактика задержки речевого развития

Особенности речи в 4-5 лет

К 4 годам речь ребенка становится более осознанной, приобретает контекстное значение. Перед тем как выразить мысль, малыш тщательно продумывает сказанное, определяет, когда и что можно говорить. Акт говорения зависит теперь от общества, в котором находится кроха в настоящую минуту времени, от контекста. Уровень говорения повышается в результате изучения и понимания основ родного языка. Малыш осознает, как правильно выразить собственную мысль, как логично построить предложение.

К 4-5 годам у детей изменяется речь, что проявляется в следующих признаках:

  • Язык носит обогащенный характер, пассивный и активный словарный запас постоянно увеличивается.
  • Малыш говорит всё больше предложениями, логично простроенными, богатыми по содержанию.
  • В разговоре кроха оперирует сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями, в высказываниях присутствуют союзы и предлоги, местоимения.
  • Исчезает смягченное произношение согласных звуков, замена свистящих и шипящих.
  • Ребенку становится легче воспринимать на слух звуковую речь.
  • Процесс говорения всё больше носит осмысленный характер.
  • Кроха делает меньше сокращений, пропусков слов, замен и т. д.
  • Малышу нравится петь песенки, рассказывать стихи и сказки, пересказывать рассказы.

Педагоги и логопеды выделяют 10 основных характеристик речи, относящихся к нормам развития, свойственным 4-5 годам:

  1. Активно развивается «словотворчество», кроха придумывает, изобретает собственные слова.
  2. Дети могут называть времена года, животных, их детенышей.
  3. Словарный запас достигает 2000 слов.
  4. В разговоре малыш использует местоимения, существительные, глаголы, наречия, причастия, прилагательные, союзы и предлоги.
  5. Приходит понимание значения предлогов: в, на, за, во, перед и т. д.
  6. Кроха может проговаривать свистящие и шипящие звуки: Ц, Ш, Щ, Ч, С, Ж.
  7. Возникает монологическая речь.
  8. Предложения становятся богаче: от 5 до 9 слов.
  9. Малыш может рассказать небольшой стишок наизусть, пересказать сказку с помощью взрослого.
  10. Проговаривает действия во время игры.

Возможные отклонения

В современных детских садах, как правило, имеются логопеды. Педагог проводит диагностику нарушений речи при поступлении ребенка в детский сад и ежегодно отмечает наличие изменений. При наличии логопеда в дошкольном учреждении родителю стоит сходить на консультацию, проговорить основные моменты относительно развития речи ребенка. Профессионал подскажет, на какие звуки обратить внимание, имеются ли еще проблемы при говорении.

Если нет возможности посетить логопеда, можно определить проблемные звуки в произношении в домашних условиях. Важно, чтобы малыш не догадывался о диагностировании, воспринимал процесс, как игру.

Уровень развития речевого аппарата можно проверить с помощью специальных упражнений. Подойдут для диагностики карточки с животными, насекомыми, предметами мебели, посуды и т. д. Родители играют с ребенком в детский сад или школу, когда взрослый − учитель или воспитатель, а малыш находится на занятии вместе с другими куклами. Педагог показывает карточку, задача крохи назвать нарисованный предмет. При проговаривании слов, взрослый уделяет внимание отдельным звукам, четко ли кроха произносит сонорные, шипящие, свистящие.

Можно поиграть в игру «Кто как говорит?», когда родитель называет животное, малыш пытается его изобразить при помощи голоса: му-му, беее, мяу, гав и т. д. Задача также наблюдать за произношением отдельных звуков, уловить, на чем нужно сделать акцент в развитии речи.

В развитии речи у детей 4-5 лет могут наблюдаться следующие проблемы и отклонения:

  • Пропуск и замена отдельных звуков в слове: Р на Л, Щ на Ш и т. д.
  • Неправильное понимание смысла слов, бедность активного словарного запаса.
  • Ритмические нарушения: заикание, логофобия, протяжность или резкое обрывание звуков.
  • Неверное построение предложений.
  • Крохе тяжело пересказать небольшой рассказ даже при помощи взрослого, выучить небольшой стих.

Отдельно нужно сказать о ЗРР (задержке речевого развития). Диагноз ставится при совокупности нескольких нарушений, отставании по нормам ВОЗ. Если причина кроется в социальных факторах, исправить ситуацию проще. При неврологических проблемах потребуется медицинская и логопедическая помощь.

Причины нарушений

Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.

Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:

  • Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
  • Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
  • Проблемы из области неврологии.
  • Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
  • Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).

Эффективные упражнения и игры

Дети в дошкольном возрасте любят повторять за взрослыми, копировать их. Данную особенность хорошо использовать для развития речи в домашних условиях при работе со скороговорками и чистоговорками. Родитель показывает пример, малыш (так как еще не умеет читать) повторяет. Начинать занятия необходимо всегда с разминки, специальных упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

  1. «Маляр». Ребенок открывает широко рот, как при проговаривании буквы О. С помощью кончика языка пытается покрасить, как кисточкой, потолок (нёбо), пол (область под языком).
  2. «Лошадка». Малыш представляет себя лошадкой, которая поочередно топает правой и левой ножкой, одновременно цокая языком.
  3. «Лопата». Нужно открыть рот высунуть язычок наружу, положить на нижнюю губу и расслабить, чтобы получилась прямая широкая лопата.

Задача упражнений разогреть речевой аппарат перед основной работой, помочь крохе в произношении отдельных звуков, где важна правильная позиция органов. Занятия не стоит проводить более 7 минут, чтобы кроха не устал перед основным действием. Артикуляционную разминку можно использовать несколько раз в день.

После разминки переходят к чистоговоркам и скороговоркам. Важно правильно проводить работу с ними. Сначала медленно проговорить ребенку вслух чистоговорку, выделяя нужный звук и показывая активно ртом, как он возникает. Когда у крохи получилось повторить чисто предложение, можно убыстрять темп, но при этом не терять четкость проговариваемого звука.

Чи-чи-чи − Саша ела калачи,

Ча-ча-ча − я задал ей стрекоча,

Чу-чу-чу − я домой уже хочу.

Ша-ша-ша − наша Маша хороша,

Ше-ше-ше − хорошо мне на душе,

шу-шу-шу − я одежду посушу.

Жу-жу-жу − я на дереве сижу,

Жи-жи-жи − сиди тихо, не жужжи,

Жо-жо-жо − мне сегодня хорошо.

Можно сочинять с ребенком собственные чистоговорки, что позволит не только стимулировать речевую активность, но и повышать словарный запас, развивать мозг малыша.

Работа над скороговорками проводится аналогично, меняя темп, произнося четко заданный звук. Можно выучить с крохой несколько веселых скороговорок.

Дети 4-5 лет обожают логоритмику, когда необходимо выполнять движения под музыку и одновременно следить за процессом говорения. Важно при выполнении заданий следить за четким проговариванием нужных звуков. Ребенок в процессе игры увлекается и забывает об образовательном моменте, что делает занятие увлекательным, интересным. Задача педагога или родителя помогать крохе правильно произносить слова, фразы, предложения, следя за музыкой и движениями.

Если проводить с малышом ежедневные занятия, можно заметить, как ему становится легче общаться в обществе с другими детьми, взрослыми, заниматься в детском саду, учить стихотворения, пересказывать сказки и рассказы.

Советы родителям и профилактика задержки речевого развития

Логопеды дают советы родителям, как предупредить ЗРР в раннем возрасте, стимулировать речевую активность, обогащать словарный запас ребенка.

  • Обязательно начинать общаться с малышом, чем раньше это происходит, тем лучше. Психологи говорят о важности разговора с ребенком во внутриутробном развитии и сразу после рождения с мамой, папой.
  • Нужно читать малышу сказки, даже если взрослому кажется, что крохе не интересно и он ничего не понимает. Уже с полугодовалого возраста советуют во время массажа, прогулки, игр, гимнастики рассказывать детям смешные потешки, петь песенки, читать стишки.
  • Вовремя проходить консультации специалистов (стоматолога, невролога), чтобы заметить на ранней стадии проблему.
  • Покупать ребенку больше познавательных игр: пазлы, кукольный театр, карточки с картинками, кухонные модули. Не оставлять малыша одного с игрушками, играть вместе с ним, активно вовлекать в разговор.
  • Проводить  с крохой артикуляционные разминки, заниматься логоритмикой, даже если нет явных проблем в речи.
  • Пятый год для девочек интересен тем, что появляется активная ролевая игра. Нужно воспользоваться этим, вместе с малышкой играть в детский сад, школу, маму и дочку и т. д.
  • Обогащать внутренний и духовный мир ребенка: посещать музеи, цирк, спектакли.

Главную роль в становлении речи играет семья. Если родители с раннего возраста читают малышу сказки, рассказывают стишки, поют песни, разговаривают о явлениях окружающей среды, у малыша не будет проблем с активным словарным запасом.

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Чем раньше ребёнок учится ясно выражать свои мысли и желания, тем проще ему общаться с окружающими и чувствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. В этой статье рассмотрены особенности речевого развития детей 4-5 лет в средней группе детского сада на примере разных тем.

Речевое развитие у детей 4-5 лет

Важно знать об отличительных особенностях психологического развития данного возраста. Для формирования развития речи детей 4-5 лет необходимо делать следующее:

  • сочетать методические приёмы и логопедические упражнения;
  • совмещать умственную деятельность с ритмикой;
  • организовать в группе предметно-развивающий уголок;
  • создавать дополнительную мотивацию для получения новых знаний.

Психолого-педагогические основы речевого развития детей 4-5 лет

Познание окружающего мира через игры является основной формой деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.

Нельзя забывать! Развить можно только то, что тренируется.

Наиболее грамотно и развёрнуто говорит ребёнок, у которого разговорная практика не ограничивается занятиями в ДОУ.

Задача взрослых — направлять любой вид детской деятельности на тренировку речевого развития. Живой интерес со стороны семьи к событиям, происходящим в жизни ребёнка, является важным инструментом в достижении поставленной цели.

Ребёнок, занятый вместе с родителями чтением и обсуждением книг, совместными творческими действиями, играми с дидактическими игрушками, занимательными прогулками и экскурсиями, домашними хлопотами и пр. получает дополнительную возможность научиться спрашивать и отвечать, благодарить и выражать просьбу, шутить и делиться впечатлениями.

Речь как важный психический процесс

Детское мышление имеет образную природу, поэтому очень важно в работе с малышами сохранять наглядность

Задержка в речевом развитии может стать серьёзной преградой для дальнейшего успешного обучения, получения новых знаний и умений.

Недостаточно развитая речь не даёт взрослому человеку наладить личную жизнь, построить карьеру и занять активную социальную позицию.

Особенности речевого развития дошкольников

В развитии речи детей 4-5 лет наблюдается способность к запоминанию. Ребёнок учится говорить развёрнуто и последовательно, появляется понятие формы, размера и других качеств окружающих предметов. Появляются первые знания о круговороте года, о смене сезонов.

Всё это дарит впечатления, а новые эмоции являются важной мотивацией для умения выражать мысли и чувства.

Интересно! Именно в этот период мозг усваивает в 20 раз больше новых понятий, чем удаётся понять и запомнить взрослому человеку.

Целевые ориентиры речевого развития по ФГОС ДО

Программы ФГОС уделяют особое внимание способности ребёнка четырёх-пяти лет к систематизации и обобщению известных ему понятий. Материалы для консультаций в большом количестве представлены в сборнике «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Ушаковой О. С. и Струниной Е. М.

Доказано! Ребёнок легче справляется с обобщением известных ему понятий.

Полезно, объединяя в общую группу, называть вслух знакомые вещи. Например: «Все должны одеть головные уборы: мама — берет, папа — фуражку, Ярик — бейсболку, а маленькая Катя — чепчик», «В прихожей на полочке стоит обувь: кроссовки, туфли, ботинки, кеды и сапоги».

Изучаемые темы расширяют кругозор, обогащают словарный запас и формируют мировоззрение.

Конспекты тем в средней группе детского сада

Начинать занятие лучше с разминки, чтобы позволить потратить малышам лишнюю энергию и сохранить внимание.

Дети повторяют за воспитателем слова и движения:

«Станем рядышком по кругу, (берутся за руки)

Скажем «здравствуйте» друг другу. (поворачиваются направо, налево кивая головой)

«Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день! (машут правой, потом левой рукой)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

 

План конспект тематических занятий

«Профессии»

Воспитатель просит вспомнить, что было в садике на завтрак, понравилась ли еда. «Кто приготовил её ребятам? Повар? А где повар варил кашу? На кухне? А вы знаете, что необходимо повару для работы?».

Интересно! При этом ответы объединяются в понятия продукты и посуда.

«Ребята, давайте готовить обед. Повторяйте за мной:

Кукле кашу я варю:

В миску молока налью,

Посолю и подслащу

И поставлю на плиту.

Кашу нужно помешать

И можно куклу угощать.

Дел у нас невпроворот,

Надо нам сварить компот.

Только закипит вода,

Бросим фрукты мы туда,

Надо яблоки рубить,

Надо груши накрошить,

Из лимона выжать сок,

Бросить сахарный песок,

По стаканам всё разлить,

А потом всех угостить!»

Потом малыши разбирают выложенные перед ними игрушки по такому принципу:

  • фрукты — овощи,
  • красное — жёлтое — зеленое.

В конце занятия надо спросить, как называется человек, который готовит еду для других.

Интересно! Обсудить, где может понадобиться такой специалист, напомнить о важности этого труда, о том, как важно благодарить тех, кто готовит пищу. Спросить, кто говорит «спасибо» после еды дома.

План по теме «Транспорт»

Воспитатель предлагает отправиться всем вместе в дальние дали. Для этого надо сесть в воображаемые машинки. Дети повторяют за ведущим слова и движения:

«За рулём в машине едем, (крутят руль)

Нажимаем на педаль. (не отрывая от пола пятку, поднимают и опускают носок)

Газ включаем, выключаем, (правая рука)

Пристально мы смотрим вдаль. (левая рука)

Дворники почистят стёкла,

Влево — вправо, красота! (обе руки)

Волосы взъерошит ветер, мы шоферы хоть куда!

Ребята, впереди река! Сможем мы на машине переплыть реку? А на чём мы сможем перебраться на другой берег? Правильно, на лодке!

Лодка по реке плывет,

Веслами рыбак гребёт (гребут)

Бороздим речную гладь,

где же к берегу пристать? (смотрят под козырёк)

Ребята, я вижу пристань, место, где нашей лодочке будет удобно подойти к берегу. И ещё я вижу станцию и поезд, который нас ждёт. Скорее пересаживайтесь в вагоны и поедем дальше:

Паровозик чух-чух-чух, (идут по кругу и крутят руки как колёса паровоза)

Поезд мчится во весь дух,

А колёсики стучат:

Туки-тук нам говорят. (начиная в медленном темпе, постепенно убыстряются, при необходимости повторяя слова ещё раз)

  Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

На пути стоит гора, поезд не пойдёт туда!

Что нам делать? Как продолжить путь?

Ребята, давайте пересядем в самолёт, который перенесёт нас через высокую гору.

В небе высоко летим

И в окошечко глядим

На двух крыльях самолёт

Через гору нас несёт

Очень быстро он летит

Громко в нём мотор гудит.

Внимание! Приземляемся! (все садятся на корточки, потом встают)

Вот мы и дома!»

Важно! Обязательно надо обсудить с ребятами путешествие. Вспомнить, на каком транспорте преодолели разные участки пути, на чём ехать было быстрее, интереснее. Можно провести перекликающееся с темой занятие по рисованию.

 

Развитие речи средняя группа «День защитника Отечества»

Воспитатель рассказывает ребятам о приближающемся празднике «Защитников Отечества».

Объясняет, что всех детей, их мам и бабушек охраняет армия. Благодаря этому Родина надёжно защищена.

Предлагает вместе выучить стихотворение:

«Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья,

Слава армии родной

В день её рождения!»

Интересно! Необходимо упомянуть о большой территории, занимаемой Россией и объяснить, что солдаты несут свою службу на суше, воде и даже в воздухе.

Дальше идет демонстрация слайдов или картинок с изображением разных видов войск. Изображения комментируются:

«Пограничник на границе

Нашу землю бережёт

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ».

«Охраняет наше море

Славный доблестный моряк

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг».

«Наши лётчики — герои

берегут покой страны,

чтоб росли вы, бед не зная,

чтобы не было войны!»

Дальше идёт игра «один-много». Воспитатель — храбрый солдат. Дети — храбрые солдаты и т. д.

После этого дети учатся разбивать слова на слоги. Для этого ладонь правой руки сжимается в кулачок и подносится к подбородку. Во время произнесения каждого слова кулачок соприкасается с подбородком.

Са-мо-лёт, мо-ряк, со-ба-ка, сол-дат, пис-то-лет, ружь-ё.

На заметку! Надо спросить ребят о том, что им запомнилось, вспомнить название разных войск и место их службы. Повторить выученное стихотворение.

Дидактические темы занятий по развитию речи для детей четырех-пяти лет в ДОУ

Развивать речевые навыки, уметь выделять из общей логической цепочки лишнее звено и строить причинно-следственные помогают дидактические занятия.

Развитие речи на тему «Моя семья» — темы занятий:

  • «Папа, мама, я — дружная семья»;
  • «Когда папа был маленький»;
  • «Мамина работа»;
  • «Было у бабушки сорок внучат».

«Народные промыслы. Дымковская игрушка» темы занятий:

  • «Глиняная сказка»;
  • «Народная игрушка»;
  • «Вятские узоры».

Развитие речи «Комнатные растения» темы занятий:

  • «Клумба на подоконнике»;
  • «Зачем кактусу колючки»;
  • «Как комнатные цветы людям помогают».

Развитие речи «Перелетные птицы» темы занятий:

  • «Куда летят журавли»;
  • «Серая шейка»;
  • «Птичка — невеличка».

Развитие речи «Мебель» темы занятий:

  • «Новоселье в кукольном доме»;
  • «Моя комната»;
  • «Где делают мебель».

На заметку! Занятия по развитию речи детей 4-5 лет можно рассматривать как начальное звено в работе по подготовке ребят к школе.

В этот период закладываются основные речевые навыки, помогающие ребёнку успешно осваивать в дальнейшем образовательную программу и не испытывать затруднений, связанных с общением в повседневной жизни.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

От четырех до пяти лет

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

[en Español]

Отказ от ответственности. Основные этапы коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие сроки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.

Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет |
Изучение двух языков | Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

 

  • Понимает слова по порядку, например first , next и last .
  • Понимает слова, обозначающие время, например вчера , сегодня и завтра .
  • Выполняет более длинные указания, например: «Наденьте пижаму, почистите зубы, а затем возьмите книгу».
  • Выполняет указания в классе, например: «Нарисуйте на бумаге круг вокруг того, что вы едите».
  • Слышит и понимает большую часть того, что они слышат дома и в школе.

 

  • Произносит все звуки речи словами. Могут ошибаться со звуками, которые труднее произнести, например, l , s , r , v , z , ch , sh 3th 10903.
  • Отвечает на вопрос «Что ты сказал?»
  • Большую часть времени говорит, не повторяя ни звуков, ни слов.
  • Называет буквы и цифры.
  • Использует предложения, содержащие более 1 слова действия, например jump , play и get . Может совершать ошибки, например: «У Зака ​​две видеоигры, а у меня одна».
  • Рассказывает короткую историю.
  • Поддерживает разговор.
  • Говорит по-разному, в зависимости от слушателя и места. Ваш ребенок может использовать короткие предложения с младшими детьми. Они могут говорить громче снаружи, чем внутри.

Чем я могу помочь?

  • Расскажите о том, где находятся предметы в космосе, используя такие слова, как первое и последнее или правое и левое . Поговорите о противоположностях, например, выше и ниже или большой и маленький .
  • Дайте ребенку подсказки и попросите его угадать предмет.
  • Расскажите о категориях, таких как фрукты, мебель и формы. Рассортируйте товары по категориям. Попросите ребенка сказать вам, какой предмет не принадлежит. Говорите о том, почему это не принадлежит.
  • Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать.
  • Обратите внимание, когда ваш ребенок говорит. Отвечайте, хвалите и поощряйте их, когда они говорят. Привлеките их внимание, прежде чем говорить. Сделайте паузу после разговора и позвольте им ответить на то, что вы сказали.
  • Продолжайте учить ребенка новым словам. Дайте определение словам и помогите ребенку понять их. Например, скажите: «Этот автомобиль находится на шоссе. Это машина. Автобус – это другой вид транспорта. Таковы поезд и самолет».
  • Научите ребенка просить о помощи, когда он не понимает значения слова.
  • Укажите одинаковые или разные объекты. Поговорите о том, что делает их одинаковыми или разными. Может они одного цвета. Возможно, они оба животные. Может быть, один большой, а другой маленький.
  • Разыгрывайте истории. Играйте в дом, доктора и магазин, используя куклы, фигурки и одежду для переодевания. Пусть куклы разговаривают друг с другом.
  • Читайте истории, за которыми легко следить. Помогите ребенку угадать, что будет дальше в этой истории. Разыгрывайте истории или устраивайте кукольные представления. Предложите ребенку нарисовать сцену из сказки. Вы можете сделать то же самое с видео и телешоу. Спросите, кто, что, когда, где или почему вопросы об истории.
  • Сыграйте в игру типа «Я шпион». Опишите то, что вы видите, например: «Я вижу что-то круглое на стене, по которому вы определяете время». Пусть ваш ребенок угадает, что это такое. Пусть ваш ребенок опишет то, что он видит. Это помогает им научиться слушать и использовать слова, чтобы говорить о том, что они видят.
  • Дайте ребенку двухэтапные инструкции, например: «Возьми пальто из шкафа и надень его». Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать. Нарисуйте картинку, которую они описывают. Запишите историю вашего ребенка, как он ее рассказывает. Ваш ребенок научится рассказывать истории и писать.
  • Поиграйте с ребенком в настольные игры. Это поможет им научиться следовать правилам и говорить об игре.
  • Попросите ребенка помочь вам спланировать повседневную деятельность. Например, попросите их составить список покупок для продуктового магазина. Или позвольте им помочь вам спланировать вечеринку по случаю дня рождения. Спросите их мнение, и пусть они делают выбор.
  • Разговаривайте с ребенком на языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Американская ассоциация речи, языка и слуха

Речевые и языковые вехи для 4-летних

В возрасте 4 лет ваш ребенок покидает детство, но смотреть на мир его глазами по-прежнему волшебно. Им может нравиться притворяться: сегодня они повара, а завтра — агенты ФБР. Им может нравиться «помощь» по дому. И они, вероятно, даже демонстрируют некоторую независимость и самообладание (ура!). По мере того, как ваш ребенок достигает каждого нового уровня развития  веха , речь и язык являются частью этого роста. В то время как большая часть языкового развития происходит в период между рождением и 3 годами, в 4 года дети должны развивать новые навыки, которые помогают им совершенствовать свои коммуникативные способности. Вы можете заметить, что ваш дошкольник лучше разговаривает или может объяснить, что он чувствует. Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха разработала контрольный список из 90 162 основных этапов общения, чтобы помочь опекунам понять, как должен развиваться их ребенок. Давайте взглянем на вехи 4-летнего ребенка, а также на то, что вы можете сделать, чтобы поддержать своего малыша на этом пути.

Что должен понимать четырехлетний ребенок?

Рецептивная речь относится к способности человека понимать то, что ему говорят. Это помогает детям понять мир и общение, направленное на них.

Когда ребенку исполнится 4 года, он должен понимать большую часть того, что ему говорят в любой среде. Независимо от того, следуют ли они указаниям в дошкольном учреждении или слушают члена семьи дома, они должны понимать слова и предложения, которые им чаще всего говорят.

Следование указаниям

Четырехлетние вехи включают способность следовать более длинным наборам указаний, чем в прошлом, в частности, около трех-четырех шагов. Если вы скажете своему 4-летнему ребенку: «Сними обувь, положи ее в шкаф, а потом убери куртку», он сможет выполнить эти указания самостоятельно, не забывая ни шага и не спрашивая вас. чтобы повторить это. Точно так же дети в этом возрасте должны начать понимать последовательность и родственные слова. Поэтому, если вы даете указания, используя такие слова, как «первый» или «следующий», они должны быть в состоянии следовать этой последовательности.

Понимание времени

Понятия, основанные на времени, также важны для детей в этом возрасте — подумайте о таких словах, как сегодня , вчера и завтра . Когда они узнают эти понятия, они смогут сами начать использовать эти слова и смогут лучше описывать и сообщать о том, что происходит в их мире.

О чем должен уметь говорить четырехлетний ребенок?

Выразительный язык относится к способности сообщать о своих желаниях, потребностях и мыслях вербально или невербально.

Описание эмоций и чувств

Одним из навыков, который должны начать демонстрировать четырехлетние дети, является способность выражать и называть чувства . Будь то описание чувств персонажа в их книге или использование слов для выражения собственных эмоций, это важная веха, и вы, вероятно, будете рады ее видеть! Может быть трудно угадать, что чувствует ваш ребенок, когда он еще не может четко выразить это словами, и сложно справиться с «серьезным поведением», которое может возникнуть в результате.

Социальные, эмоциональные и академические вопросы

Как помочь детям выразить свои чувства

Эбби Барнс, M.S., CCC-SLP4 МИНУТНОЕ ЧТЕНИЕ

Ответы на вопросы

В том же духе, когда задают вопрос 4-летнему ребенку вопрос, они должны быть в состоянии ответить на него четко и правильно. Это связано с их способностью понимать вопросы, а также с наличием необходимого словарного запаса и грамматических навыков для структурирования ответа.

Участие в разговоре

Чем старше становятся дети, тем взрослее должна звучать их речь. Вехи четырехлетнего возраста включают способность разговаривать с разными людьми, как детьми, так и взрослыми, и поддерживать разговор . Это включает в себя оставление в основном на теме, а также ответы и вопросы, чтобы поддерживать разговор. Четырехлетние дети также большую часть времени должны использовать правильную грамматику.

Когда дети разговаривают с другими, вы можете заметить их желание рассказывать истории. Может быть, это включает в себя рассказ о том, что произошло в парке, или рассказ выдуманной истории о пиратах и ​​принцессах! Примерно в 4 года ваш ребенок должен начать словесно делиться своим воображением с другими.

Социальные, эмоциональные и академические

Как улучшить разговорные навыки вашего ребенка

Эбби Барнс, MS, CCC-SLP6 МИНУТНОЕ ЧТЕНИЕ

Как должна звучать речь 4-летнего ребенка?

Вместе с языковыми навыками растут и артикуляционные способности. Артикуляция относится к способности человека произносить определенные звуки речи.

Вы должны заметить постоянное улучшение способности вашего ребенка произносить все звуки речи в течение четвертого года жизни. Вы можете услышать некоторые ошибки со звуками  /l/ , /s/ , /r/ , /v/, /z/, «ch»,   «sh»,  и «th.»  Например, /s/ может звучать как «th»: thock вместо sock . Или ваш ребенок может заменить звук /r/ на /w/: wace вместо race .

Однако к тому времени, когда ребенку исполнится 5 лет, ошибки с этими звуками (и любыми другими) должны исчезнуть. Поэтому обязательно следите за постоянным улучшением навыков артикуляции. Речь вашего ребенка должна быть легко понятна любому собеседнику, будь то член семьи или незнакомый человек, около 9от 0% до 100% времени. Если нет, то это может быть признаком обращения к логопеду.

У всех нас бывают моменты, когда мы повторяем слово или звук. Однако в целом речь должна выходить гладко.

К 4 годам ребенок не должен большую часть времени повторять звуки или слова. Постоянное повторение звуков и слов может сигнализировать о заикании , что является проблемой для беглости речи. Если ваш дошкольник часто произносит фразы, которые звучат примерно так: «Я п-п-хочу на улицу», стоит поговорить с логопедом.

Когда может понадобиться логопед?

Если ваш ребенок не достигает некоторых из 4-летних вех, не стесняйтесь обращаться к логопеду, также известному как логопед. Раннее вмешательство  важно, когда речь идет о развитии речи и языка, независимо от того, связана ли проблема с рецептивным или выразительным языком, звуками речи или беглостью речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *