Разное

Развитие речи у детей 3 4 лет: Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

Развитие речи: способы и пособия-помощники

Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.

Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.

Основные этапы развития речи у дошкольников

Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.

Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:

  • младший возраст 3-4 года,
  • средний возраст 4-5 лет,
  • старший возраст 5-6 лет.

Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.

Младший возраст

В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.

Для этого возраста отлично подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:

  • пересказы текстов,
  • описание игрушек и картинок,
  • составление рассказов,
  • стихотворения,
  • инсценировки сказок,
  • игры на развитие активного словаря,
  • театрализованная деятельность и другие.

В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению.

Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.

Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.

Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал. Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:

  • состав семьи,
  • занятия членов семьи,
  • части тела куклы,
  • дома,
  • чайная посуда и другие темы.

Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.

Средний возраст

В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.

Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». Здесь аналогичный набор игр и упражнений, как и в пособии для младшего возраста, но адаптированный по лексическим темам для средней группы. Помимо описания игрушек и картинок и составления собственных рассказов здесь есть игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, а также вида, времени и наклонения глаголов. Все темы изучаются в игровом формате, что упрощает запоминание. Например, тема «Овощи» разобрана с помощью следующих заданий:

  • описание с использованием овощей, муляжей или картинок;
  • групповая игра «Чудесный мешочек», где ребенок достает овощи и описывает их, а остальные отгадывают;
  • игра «Что растет в огороде», во время которой дети учатся отличать овощи, которые растут в огороде, от фруктов, предметов и других вещей, которым там не место.

Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.

Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О. С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.

Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы. На картинке изображены разные ситуации, а на обороте — ряд заданий для совместного выполнения:

  • беседа по картинке,
  • составление простых предложений,
  • тематические игры.

Старшая группа

В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.

Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:

  • пересказ сказок и текстов,
  • составление рассказов по заданной теме,
  • рассказ о личных впечатлениях,
  • сочинения.

Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.

Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:

  • род, число и падеж существительных;
  • вид, время и наклонение глаголов;
  • словообразование;
  • монологическая речь;
  • понимание смысловой стороны слов;
  • формирование образной речи.

«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.

Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.

Н. Соломатиной и Е.Е. Рукавишниковой — это отличное дополнение к занятиям. Здесь, также как и в предыдущих аналогичных пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, у врача, дома и здания, продукты и другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо переставить местами и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем занимается зайчик.

Фольклор для развития речи

Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.

Каждое занятие включает в себя:

  • загадки,
  • диалоги,
  • стихотворения,
  • дидактические упражнения,
  • интеллектуальные и подвижные игры,
  • описание картинок и др.

Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.

Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.

норма и задержки речевого развития

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем мире, получили запас знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребёнка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

В период с 3 до 4 лет детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Содержание статьи:

  1. Активный и пассивный словарь
  2. Грамматика речи трёхлетних детей
  3. Звукопроизношение
  4. Связная речь
  5. Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
  6. Как определить задержку речевого развития в 3 года
  7. Самостоятельная диагностика задержки речи
  8. Упражнения для профилактики речевого развития

Активный и пассивный словарь

Количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов,доступных к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Речь 3-х летнего ребёнка несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных. Например, «деревья», «рты», «рукава». В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки. Например, «спелая яблоко», «яркая солнце».



Нередко в речи встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде».

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет, является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства, или нет. Хотя надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка.

Норма развития речи ребёнка к окончанию трёх лет:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития в 3 года

Развитие речи ребёнка в 3 года чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Среди таких детей часто можно увидеть гиперактивных ребят.

Симптомы нарушения речевого развития в 3 года:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: звукопроизношение, словарный запас, связную речь и её грамматическое оформление.

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку задержка речи мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.



Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики – наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет в речи.

Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, детским психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.



Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить.

Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • Цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • Открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • Высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • Сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • Поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Развитие экспрессивной речи у детей в возрасте 0–5 лет

Рута Россет, логопед

По мере развития дети учатся говорить и использовать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках выразительной речи, которые обычно достигают дети на ключевых этапах своего развития.

Рождение

Новорожденные издают звуки, которые позволяют другим понять, что они испытывают удовольствие или боль.

0–3 месяца

Ваш ребенок улыбается вам, когда вы появляетесь в его поле зрения. Они часто повторяют один и тот же звук и «воркуют и мурлыкают», когда довольны. Крики различаются, а это означает, что ребенок использует разные крики для разных ситуаций. Например, один крик говорит: «Я голоден», а другой говорит: «У меня болит». В это время вы можете начать интерпретировать и озвучивать эти крики, чтобы ребенок их услышал. Например, «ты хочешь молока» или «у тебя болит животик».

4-6 месяцев

Булькающие звуки или голосовая игра возникают, когда вы играете с ребенком или когда он с удовольствием чем-то занят.

В этом возрасте начинает активно лепетать, и ваш ребенок иногда будет звучать так, как будто он разговаривает. Получайте удовольствие, повторяя звуки вашего ребенка и по очереди разговаривая. Речевое лепетание включает в себя множество звуков, в том числе двугубные (двугубные) звуки: «р», «б», «ш» и «м».

Используя звуки и жесты, ваш ребенок может сказать вам, что он чего-то хочет или хочет что-то сделать. Они могут издавать очень настойчивые звуковые звуки, чтобы подтолкнуть вас к действию.

7-12 месяцев

Звук лепета вашего ребенка меняется. Это потому, что теперь он включает больше согласных, а также долгие и краткие гласные. Они используют речь или другие звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и удержать его.

В это время у вашего ребенка появились первые слова (вероятно, не очень четко произнесенные): т. е. «мама», «пока», «нет». Интерпретируйте эти слова, чтобы ваш ребенок услышал правильное произношение (например, «баба» = «бутылочка»).

1-2 года

Теперь ваш малыш с каждым месяцем накапливает все больше слов. Они даже будут задавать вопросы из двух слов, такие как «где мяч?», «что это?», «больше печенья?», и комбинировать два слова другими способами, чтобы сделать множество утверждений. Слова становятся яснее по мере того, как используется больше начальных согласных.

Снова повторите их высказывания и добавьте одно или два слова для расширения. Например, ответьте «вы хотите больше молока», когда слышите «больше молока» или «больше нет собачки, собачка вышла на улицу» на «нет собачки».

2-3 года

Словарный запас вашего двух-трехлетнего ребенка стремительно растет. У них, кажется, есть слово почти для всего. Высказывания часто состоят из одного, двух или трех слов, и члены семьи обычно могут их понять. Продолжайте добавлять больше информации к высказываниям вашего малыша, так как это помогает развивать как рецептивную, так и выразительную речь.

3-4 года

Предложения становятся длиннее, так как теперь ваш ребенок может составлять четыре или более слов. Они рассказывают о том, что произошло вдали от дома, и им интересно говорить о дошкольном возрасте, друзьях, прогулках и интересных событиях. Речь обычно беглая и четкая, и другие люди могут понять большую часть того, что говорит ваш ребенок.

Дайте ребенку время ответить на ваши вопросы и комментарии. Им может потребоваться больше времени, чтобы сформулировать свои мысли и найти слова для их выражения.

4-5 лет

Ваш ребенок говорит четко и свободно, легким для слуха голосом. Они могут составлять длинные и подробные предложения (например, «Мы пошли в зоопарк, но нам пришлось вернуться домой рано, потому что мама повредила ногу»).

Это общие нормы развития речи. Возрасты и этапы могут пересекаться, и один ребенок может быть быстрее или медленнее, чем другой ребенок в своем развитии общения.

Если вы считаете, что качество общения вашего ребенка или его способность понимать или адекватно выражать свои мысли является проблемой, поговорите со своим врачом, поставщиком услуг по уходу за детьми или обратитесь за консультацией в Ассоциацию дошкольного образования и языка Торонто.

Развитие речи: от 3 до 4 лет Tusla

Домашняя страница  /  Parenting24seven  /  Развитие речи: от 3 до 4 лет

Поделиться этой страницей

Теперь, когда ваш ребенок дошкольник, вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров на самые разные темы. Развитие речи у детей в возрасте 3-4 лет также включает в себя увеличение словарного запаса и более глубокое понимание основных правил грамматики. Вы, безусловно, можете рассчитывать на некоторые занимательные истории!

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Он также учится на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Он по-прежнему будет понимать намного больше слов, чем говорит.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • дополнительные связующие слова, такие как «потому что», «и» или «если»
  • больше номеров
  • имен для групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
  • семейных терминов, таких как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может назвать основные эмоции, такие как «счастливый», «грустный» и «злой».

К четырем годам ваш ребенок может знать один или несколько цветов и некоторые контрастные понятия, такие как «длиннее» и «больше».

Предложения и грамматика в развитии языка

Ваш ребенок может начать0005 используйте более сложные предложения  , которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда», например: «Мне это не нравится, потому что это противно».

Ваш ребенок покажет, что он  понимает основные правила  языка. И часто она строго применяет эти правила ко всем примерам, не понимая, как часто английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал» или «Было много овец» вместо «Было много овец».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать «я», «ты» и «мне». Но он может спутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», он может ответить: «Я не хочу идти».

Ведение разговора

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Ей часто нужно много подсказок, чтобы история развивалась. Например, если вы хотите услышать конец истории, вам, возможно, придется спросить: «А что тогда делал кот?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать вещи и проявлять сочувствие. Он также будет использовать множество вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше о своем мире — так что постарайтесь набраться терпения!

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он может начать разговор, используя такие вопросы, как «Угадай, что?». Он будет говорить на самые разные темы, и его вопросов могут быть более абстрактными и сложными . Например: «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам  большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя ваш ребенок может неправильно произносить некоторые слова. У него могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают определенные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие более чем из двух шагов , если они о знакомых вещах — например, «Выключи телевизор, надень пижаму и ложись в постель» или «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем к угол’.

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев будет понимать вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что он может видеть. Он поймет слегка сложные объяснения , если сам увидит результаты. Например, он поймет такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Почувствуйте, какая теплая от солнца вода в собачьей миске».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «безумный» или «удивленный».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок сможет вести простые переговоры с другими детьми. Например, она сможет рассказать о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему он хочет получить предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

В этом возрасте ваш ребенок начнет  использовать язык в ролевых играх . Например, она может притвориться «мумией» и копировать тон и слова своей матери.

Дети растут и развиваются с разной скоростью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *