Содержание
Конспект занятия по развитию речи «Солнышко» для детей 3–4 лет
Цель: Развивать речь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение детей правильно отвечать на вопрос воспитателя, внимательно слушать;
- Стимулировать активную речь, побуждать детей к повторению за воспитателем отдельных фраз, словосочетаний;
- Формировать представления детей о роли солнца в жизни человека, растений, животных.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат детей, используя упражнение на речевое дыхание: умение постепенно, медленно выдыхать воздух через рот;
- Развивать зрительное восприятие пространства;
- Развивать умение узнавать и называть цвет (желтый, оранжевый, красный), форму (круглый), величину (большой — маленький).
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- Эмоциональную отзывчивость;
- Создавать радостное настроение;
- Удовлетворение от результатов работы;
- Вовлекать детей в игровое взаимодействие, способствовать проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей и воспитателя.
Словарная работа: солнце, туча, лучи, ласковое, яркое, лучистое, золотое, освещает, светит, согревает.
Предварительная работа:
- Наблюдение за небом, рассматривание картинок с изображением солнышка;
- Чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, закличек, отгадывание загадок.
Методические приёмы:
- Организационный момент перед занятием.
- Проблемная ситуация.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы).
- Поощрение, анализ занятия.
Материал и оборудование: Счетные палочки, круги -красные, желтые, оранжевые большие и маленькие, разрезные сюжетные картинки, зонтик
Ход занятия
1. Организационный моментПедагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
2. Основная частьМы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
Педагог: Сегодня особенный день! Почему, как вы думаете?
Ответы детей: (тепло на улице, мама купила игрушку…).
Педагог: Замечательно, но особый он еще и потому, что сегодня первый день весны! Вы заметили весну на улице?
Ответы детей: Да! Снег тает, сосульки висят…
Педагог: Верно, а к нам солнышко заглянуло. Протянем ему ручки, погреемся от солнышка. Скажите, солнышко какое?
Ответы детей: теплое, желтое, круглое, ласковое, нежное, доброе…
Педагог: Где живет солнышко?
Ответы детей: На небе.
Педагог: У всех есть дом и у солнышко тоже.
Игра м/п «Дом»Дети стоят в кругу или врассыпную. Педагог показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)
На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)
За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)
Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)
«Тук-тук-тук — дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)
«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)
Педагог: Что есть у солнышка?
Дети: Лучики.
Педагог: Сколько солнышек на небе?
Дети: Одно.
Педагог: Давайте сделаем солнышку друзей.
Дети выбирают материал и выкладывают солнышко, общаясь при этом и поясняя свои действия. Педагог стимулирует, активизирует их деятельность.
Педагог: Вот сколько друзей у солнышка. Молодцы! Назовите свое солнышко ласково.
Дети: золотце, любимое, красивое…
Педагог: Поиграем с лучиками.
Офтальмологическая гимнастика «Лучик солнца»Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной! (моргают глазами).
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись! (делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца там найду. (отводят глаза влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик, я найду! (смотрят взгляд вправо)
Педагог: Солнышко подарило нам картинки, но они рассыпались. Что же делать?
Дети: Собрать!
Дети собирают картинку. Педагог с каждым индивидуально беседует по содержанию.
Можно предложить детям более опытным рассказать друг другу.Педагог: Молодцы! И солнышко слушало ваши рассказы и мне очень понравилось. Замечательно! Ребята, а что будет, если солнышко спрячется?
Дети: станет темно, грустно, холодно…
Педагог: С солнышком веселее.
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети бегают под музыку в рассыпную. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» — бегут под зонтик и присаживаются на корточки.
Улыбнитесь, если занятие вам было интересным. Что понравилось Саши больше всего? Оли?
Попрощаемся с солнышком. Пока!
Список литературы
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозайка-синтез, 2010.
- Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: методическое пособие под ред. Парамоновай Л.А. — М.,: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой — 6-е изд. испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2010.
развитие речи: 3-4 года | Bebbo
Развитие словарного запаса и речи у детей 3-4 лет
Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых. Он также учится на новом опыте и слушая рассказы, прочитанные вслух. Он все равно понимает гораздо больше слов, чем говорит.
Ваш ребенок научится и будет использовать:
- больше соединяющих слов, таких как «потому что», «и» или «если»
- больше цифр
- названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
- такие родственные связи, как «тетя» или «брат».
Ваш ребенок может называть основные эмоции, например, «счастье», «грусть» и «злость».
К четырем годам ваш ребенок может знать один или несколько цветов и некоторые контрастные понятия, такие как «длиннее» и «больше».
Предложения и грамматика в развитии речи
Ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, включающие такие слова, как «потому что», «поэтому», «если» и «когда» — например, «Мне это не нравится, потому что это больно».
К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать «я», «ты» и «он/она». Но он может сбить с толку использование обратных вопросов. Например, если вы спросите: «Разве ты не хочешь пойти в парк?», Он может ответить: «Я не хочу идти», вместо «Я хочу идти».
Беседа
В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории, которые следуют определенной теме и часто имеют начало и конец. Чтобы история продолжалась, ей часто потребуется много подсказок. Например, если вы хотите услышать конец истории, вам, возможно, придется спросить: «А что же тогда сделал кот?»
Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать вещи и проявлять сочувствие. Он также будет использовать множество вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше о его мире — так что постарайтесь набраться терпения.
Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он может начать разговор, используя такие вопросы, как «Угадайте, что?» Он будет говорить на самые разные темы, и его вопросы могут быть более абстрактными и сложными. Например: «Если дождь продолжится, придется ли нам строить лодку, чтобы добраться до дома бабушки?»
К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка, хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У него все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л» или «р».
Понимание и развитие речи
Когда ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают конкретные слова.
Ваш ребенок будет понимать инструкции, которые содержат более двух шагов, если они касаются знакомых вещей — например, «Выключите телевизор, наденьте пижаму и ложитесь спать».
Кроме того, ваш ребенок большую часть времени будет понимать вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что он может видеть. Он поймет немного сложные объяснения, если сам увидит результаты. Например, он поймет такое объяснение, как «Когда солнце освещает вещи, они нагреваются. Почувствуйте, насколько теплая вода в собачьей миске от пребывания на солнышке».
К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «сумасшедший» или «удивленный».
Игра, общение и развитие речи
К этому моменту ваш ребенок сможет вести простые диалоги с другими детьми. Например, он сможет рассказать о том, кто первым сможет поиграть с игрушкой.
Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему он хочет получить предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».
И в этом возрасте ваш ребенок начнет использовать речь в ролевой игре. Например, он может притвориться «мамой» и копировать тон и слова матери.
Дети растут и развиваются с разной скоростью. Информация в этой статье предлагается только в качестве руководства. Если развитие речи вашего ребенка кажется необычно медленным и вас что-то беспокоит, поговорите со своим врачом или медсестрой. Вы также можете поговорить с логопедом или воспитателем.
3-летних вех для речи | ТерапиВоркс
Раз, два, ТРИ!
В рамках нашей серии речевых и языковых вех мы выделили речевые вехи, которые вы можете ожидать от своего трехлетнего ребенка:
1. Разборчивость: какую часть речи вашего ребенка должен уметь слушатель. Понимаю?
3-летний ребенок должен быть примерно на 75% понятен незнакомому слушателю. Это означает, что вы должны быть в состоянии понять около 75% того, что говорит ваш ребенок. Как их родитель, вы являетесь экспертом в интерпретации речи вашего собственного ребенка. Чтобы получить непредвзятую оценку разборчивости речи вашего ребенка, мы рекомендуем спросить бабушку или дедушку, учителя или друга: «Какую часть речи ____ вы понимаете?»
Если вы заметили, что ваш ребенок говорит быстро или кажется, что слова смешиваются, поработайте над скоростью речи вашего ребенка. Если ваш ребенок еще не понимает понятия «быстро» или «медленно», вы можете использовать животных для обучения этим понятиям. Например, расскажите о том, как быстро бегают гепарды и кролики, а медленно передвигаются черепахи и улитки. Моделирование более медленной речи может быть очень полезным для детей этого возраста. Кроме того, старайтесь не перебивать, чтобы дать ребенку достаточно времени для ответа.
Если ваш ребенок пропускает последний звук в произведениях (например, пи/свинья, хо/хот, фу/еда) или не использует следующие согласные звуки (м, р, б, т, д, н, ч, ш, k, g, f), пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в TherapyWorks за консультацией. Будем рады обсудить речь вашего ребенка и дать рекомендации для домашних занятий.
2. Ответы на вопросы: кто, что, где, почему
В возрасте трех лет дети учатся отвечать на все менее конкретные вопросы. К ним относятся вопросы «кто, где, почему» и «как». Визуальная поддержка, такая как картинки, может быть полезной для детей, когда они учатся отвечать на более сложные вопросы. Задавайте ребенку вопросы, пока вы читаете книжки с картинками. Если ваш ребенок затрудняется ответить на вопрос, дайте ему/ей два варианта ответа. Например, если вопрос звучит так: «Где вы покупаете еду?», вы намекаете им на следующие варианты: «В продуктовом магазине или в библиотеке?» Задавать сложные вопросы, подытоживая свой день, также является отличной идеей. Если вы делаете фотографии на свой телефон, вы можете использовать эти фотографии для дополнительной поддержки. Когда вы начнете работать над ответами на более сложные вопросы, обратите внимание на то, какие типы вопросов являются наиболее сложными для вашего ребенка. Может быть полезно работать над одним типом вопросов за раз.
3. Расширение предложений
Трехлетние дети общаются, используя предложения. В этом возрасте ребенок обычно использует около 1000 слов. Вы можете помочь своему ребенку развить навыки выразительной речи, добавив одно или два слова или словосочетания к тому, что он говорит. Например, если ваш ребенок говорит «грузовик», вы можете смоделировать: «Да! Это грузовик. Это большой красный грузовик. Грамматические навыки детей резко улучшаются в возрасте трех лет. Вот некоторые вехи грамматики, которые вы можете ожидать до 4-го дня рождения вашего ребенка:
- -ing в настоящем времени (т.е. идти)
- in и on употребляются в повседневной речи
- множественное число -s
- неправильные глаголы прошедшего времени (т.е. притяжательный -s (т. е. маминая обувь)
Если ваш ребенок еще не применяет эти правила грамматики, их моделирование в собственной речи может быть очень полезным. Например, при обучении множественному числу -s, преувеличению звука «с» в конце слова. Дети естественным образом усваивают правила грамматики, участвуя в простых разговорах с другими. Просто поговорив с ребенком и дав ему время ответить, вы положительно повлияете на его способность выражать свои мысли и идеи миру.
4. Рецептивная речь
Вы можете улучшить навыки рецептивной речи вашего ребенка или его способность понимать устную речь других, играя в игры, в которых нужно следовать указаниям. Старайтесь включать новые концепции, когда это возможно. Например, вы можете попробовать добавить пространственные понятия, такие как «между» или «рядом с». Вы также можете продолжать улучшать рецептивную речь вашего ребенка, читая новые книги на разные темы. Если у вашего ребенка есть любимая книга, чтение одной и той же книги снова и снова не проблема. Тем не менее, старайтесь добавлять новые книги, когда это возможно, чтобы познакомить вашего ребенка с новыми словами! Вы можете попробовать читать одну новую книгу и одну старую книгу перед сном. Упражнения, связанные с последовательностью, также отлично подходят для развития рецептивной речи.
5. Социальный язык
Развивайте навыки общения на языке, назначая даты игр или посещая парк или общественную игровую площадку. Поскольку большинство трехлетних детей участвуют в ассоциативной игре, вы можете найти игрушки, которые есть у обоих детей, и предложить им играть с ними одновременно. Возможно, каждый ребенок принесет свои деревянные кубики, лего или пластилин.
Если у вас есть какие-либо конкретные вопросы о вехах вашего ребенка в возрасте трех лет (или о чем-то еще), обращайтесь в TherapyWorks.
Share This Post
Вы заинтересованы в услугах для вашего ребенка? Компания TherapyWorks, основанная Мишель Ворт и Эрин Воллмер, предлагает речевую, профессиональную и физическую терапию на дому и с помощью телетерапии.
Похожие сообщения
Что нормально, что следует оценить
Обычный двухлетний ребенок может сказать около 50 слов и говорить предложениями из двух и трех слов. К 3 годам их словарный запас увеличивается примерно до 1000 слов, и они говорят предложениями из трех и четырех слов.
Если ваш малыш не достиг этих вех, у него может быть задержка речи. Вехи развития помогают оценить прогресс вашего ребенка, но это всего лишь общие рекомендации. Дети развиваются в своем темпе.
Если у вашего ребенка задержка речи, это не всегда означает, что что-то не так. Возможно, у вас просто поздний расцвет, который в мгновение ока заговорит вам на ухо. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха или основными неврологическими нарушениями или нарушениями развития.
Многие виды задержки речи можно эффективно устранить. Продолжайте читать, чтобы узнать о признаках задержки речи у малышей, раннем вмешательстве и о том, как вы можете помочь.
Чем отличаются задержки речи и языка
Хотя эти два заболевания часто трудно отличить друг от друга — и их часто называют вместе — существуют некоторые различия между задержкой речи и языка.
Речь — это физический акт воспроизведения звуков и произнесения слов. Малыш с задержкой речи может пытаться, но у него возникают проблемы с формированием правильных звуков для составления слов. Задержка речи не связана с пониманием или невербальной коммуникацией.
Задержка речи связана с пониманием и общением как вербально, так и невербально. Малыш с задержкой речи может издавать правильные звуки и произносить некоторые слова, но он не может составлять осмысленные фразы или предложения. Им может быть трудно понять других.
У детей может быть задержка речевого развития или задержка речи, но иногда эти два состояния совпадают.
Если вы не знаете, какой из них может быть у вашего ребенка, не волнуйтесь. Нет необходимости делать различие, чтобы пройти обследование и начать лечение.
Речевые и языковые навыки начинаются с воркования младенца. По прошествии месяцев кажущаяся бессмысленной болтовня превращается в первое понятное слово.
Задержка речи — это когда малыш еще не освоил типичные этапы развития речи. Дети развиваются в соответствии со своим графиком. Небольшое опоздание с разговором не обязательно означает наличие серьезной проблемы.
Что характерно для 3-летнего ребенка?
Типичный трехлетний ребенок может:
- использовать около 1000 слов
- называть себя по имени, называть других по имени
- использовать существительные, прилагательные и глаголы в предложениях из трех и четырех слов
- образовывать множественное число
- задать вопросы
- рассказать сказку, повторить детскую песенку, спеть песенку
Люди, которые проводят больше всего времени с малышами, как правило, лучше их понимают. От 50 до 90 процентов 3-летних детей могут говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди большую часть времени могли их понять.
Если ребенок не воркует и не издает других звуков в возрасте 2 месяцев, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство детей могут использовать простые слова, такие как «мама» или «папа». Признаки задержки речи у детей старшего возраста:
- Возраст 2: не использует по крайней мере 25 слов
- Возраст 2 1/2: не использует уникальные фразы из двух слов или комбинации существительное-глагол
- Возраст 3: не использует как минимум 200 слов, не спрашивает о вещах по имени, их трудно понять, даже если вы живете с ними
- Любой возраст: не может произнести ранее выученные слова
Задержка речи может означать, что их расписание немного отличается, и они наверстают упущенное. Но речевые или языковые задержки также могут кое-что сказать об общем физическом и интеллектуальном развитии. Вот несколько примеров.
Проблемы со ртом
Задержка речи может указывать на проблемы со ртом, языком или небом. При состоянии, называемом анкилоглоссией (узией языка), язык соединен с дном рта. Это может затруднить создание определенных звуков, в частности:
- D
- L
- R
- S
- T
- Z
- th
Младенцам также может быть трудно сосать грудь.
Речевые и языковые расстройства
У трехлетнего ребенка, который может понимать и невербально общаться, но не может произнести много слов, может наблюдаться задержка речи. Тот, кто может сказать несколько слов, но не может сложить их в понятные фразы, может иметь языковую задержку.
Некоторые речевые и языковые расстройства затрагивают функцию мозга и могут указывать на неспособность к обучению. Одной из причин задержки речи, языка и других нарушений развития являются преждевременные роды.
Детская речевая апраксия — это физическое расстройство, которое затрудняет формирование звуков в правильной последовательности для образования слов. Это не влияет на невербальное общение или понимание языка.
Потеря слуха
Малыш, который плохо слышит или слышит искаженную речь, скорее всего, будет иметь трудности с формированием слов.
Одним из признаков потери слуха является то, что ваш ребенок не узнает человека или предмет, когда вы их называете, но узнает, если вы используете жесты.
Однако признаки потери слуха могут быть очень незаметными. Иногда задержка речи или языка может быть единственным заметным признаком.
Отсутствие стимуляции
Мы учимся говорить, чтобы участвовать в разговоре. Трудно уловить речь, если никто не взаимодействует с вами.
Окружающая среда играет решающую роль в развитии речи и языка. Жестокое обращение, пренебрежение или отсутствие вербальной стимуляции могут помешать ребенку достичь вех развития.
Расстройство аутистического спектра
Речевые и языковые проблемы очень часто наблюдаются при расстройствах аутистического спектра. Другие знаки могут включать:
- повторение фраз (эхолалия) вместо создания фраз
- повторяющееся поведение
- нарушение вербальной и невербальной коммуникации
- нарушение социального взаимодействия
- речевая и языковая регрессия
Неврологические проблемы, необходимые для речевых расстройств
. К ним относятся:
- детский церебральный паралич
- мышечная дистрофия
- черепно-мозговая травма
В случае церебрального паралича потеря слуха или другие нарушения развития также могут повлиять на речь.
Интеллектуальная инвалидность
Речь может быть задержана из-за умственной отсталости. Если ваш ребенок не говорит, это может быть когнитивная проблема, а не неспособность образовывать слова.
Поскольку дети младшего возраста развиваются по-разному, бывает сложно отличить задержку от развития речи или языкового расстройства.
От 10 до 20 процентов детей в возрасте 2 лет поздно начинают говорить, причем мальчики в три раза чаще попадают в эту группу. У большинства на самом деле нет речевого или языкового расстройства, и они обнаруживаются к 3 годам.
Ваш педиатр задаст вопросы о речевых и языковых возможностях вашего малыша, а также о других этапах развития и поведения.
Они осмотрят рот, небо и язык вашего ребенка. Они также могут захотеть проверить слух вашего малыша. Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звук, возможна потеря слуха, из-за которой слова звучат невнятно.
В зависимости от первоначальных результатов педиатр может направить вас к другим специалистам для более тщательного обследования. Среди них могут быть:
- сурдолог
- логопед
- невролог
- службы раннего вмешательства
Логопедия
Первая линия лечения – логопедия. Если речь является единственной задержкой развития, это может быть единственным необходимым лечением.
Превосходный внешний вид. При раннем вмешательстве у вашего ребенка может быть нормальная речь к моменту поступления в школу.
Логопедия также может быть эффективной частью общего плана лечения при наличии другого диагноза. Логопед будет работать непосредственно с вашим ребенком, а также проинструктирует вас, как помочь.
Службы раннего вмешательства
Исследования показывают, что задержка речи и языка в возрасте от 2,5 до 5 лет может привести к трудностям с чтением в начальной школе.
Задержка речи также может привести к проблемам с поведением и социализацией. По диагнозу врача ваш трехлетний ребенок может иметь право на получение услуг раннего вмешательства до того, как он пойдет в школу.
Лечение основного заболевания
Если задержка речи связана с основным заболеванием или возникает при сопутствующем расстройстве, важно также решить эти проблемы. Это может включать:
- помощь при проблемах со слухом
- устранение физических проблем со ртом или языком
- трудотерапия
- физиотерапия
- терапия прикладным анализом поведения (ABA)
- лечение неврологических расстройств
речь вашего малыша:
- Говорите напрямую со своим малышом, даже если просто рассказываете, что вы делаете.
- Используйте жесты и указывайте на объекты, произнося соответствующие слова. Вы можете делать это с частями тела, людьми, игрушками, цветами или вещами, которые вы видите во время прогулки по кварталу.
- Прочтите своему малышу. Говорите о картинках по ходу дела.
- Пойте простые песни, которые легко повторить.
- Разговаривая с ними, будьте максимально внимательны. Будьте терпеливы, когда ваш малыш пытается заговорить с вами.
- Когда кто-то задает вопрос, не отвечайте за него.
- Даже если вы предвосхищаете их потребности, дайте им возможность сказать об этом самим.
- Повторяйте слова правильно, а не прямо критикуйте ошибки.
- Позвольте вашему малышу общаться с детьми, у которых хорошие языковые навыки.
- Задавайте вопросы и делайте выбор, оставляя достаточно времени для ответа.
Вполне может быть, что все в порядке, и ваш ребенок доберется туда в свое время. Но иногда задержка речи может сигнализировать о других проблемах, таких как потеря слуха или другие задержки развития.