Содержание
Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет
Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет нужно выполнять несложные упражнения и делать массаж кистей рук. Специалисты советуют давать детям открывать и закрывать банки, пересыпать крупу из стакана в стакан, учить завязывать узелки. Все эти игры для развития мелкой моторики у детей не отнимут много времени, а пользу окажут неоспоримую, ведь то, как ребенок умеет координировать свои движения, во многом влияет на развитие его речевых и мыслительных центров.
Важнейшую роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр и заданий для развития мелкой моторики заниматься с ребенком с раннего возраста. Развитие мелкой моторики в 4-5 лет влияет на созревание речевых и двигательных зон коры головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Развивая моторику, мы оказываем влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей
Как можно развивать мелкую моторику у ребенка в домашних условиях? Важное место в развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев занимают различные упражнения и игры.
Примеры, как развить мелкую моторику рук у ребенка 4-5 лет:
1. Пересыпание любой крупы из стакана в стакан. Это упражнение развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок освоит его, можно разрешить наливать или переливать воду или другие напитки.
2. Завязывание узелков. Научите ребенка делать узелки. Это также развивает координацию, мелкую моторику и сноровку. Можно начать с толстой веревочки, затем перейти на более тонкую, например шнурок.
3. Открывание и закрывание банок различных размеров. Поставьте перед ребенком банки разных размеров, бутылочки, пузырьки с крышками. Попросите его открывать все крышки и закрывать их снова. Это занятие также направлено на развитие мелкой моторики рук.
5. Бусы. Что необходимо: макароны, длинный шнурок. Как играем: нанизываем макароны на шнурок.
6. Упражнения с пинцетом. Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички», несколько маленьких мисочек. Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
7. Упражнения с прищепками. Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки. Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
8. Дорожки. Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы. Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
10. Картина из бусин. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин. Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
11. Скручивание лент. Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого). Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.
Большинство детей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо. В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет.
Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.Рисование и лепка
Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. Рисование должно быть необычным.
Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.
Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект.
Включите фантазию, покажите ребенку, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.
учитель-дефектолог Поносова О.Н.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал
подборка упражнений для детей 4-6 лет
- 10 упражнений на мелкую моторику для детей 4-6 лет
- Картина из пластилина
- Повтори за мной
- Золушка
- Найди похожую
- Лесные тропинки
- Мороженое
- Накорми птицу
- Наряды для пальчиков
- Угадай, что лежит в мешке
- Рисунки на крупе
Взять в руку стакан для взрослого человека — обычное действие, которое он выполняет автоматически. Но в глазах четырехлетнего ребенка эта задача выглядит несколько сложнее. Она требует скоординированной работы рук, пальцев и головы — развитой мелкой моторики. Поэтому важно развивать ее в детском саду.
В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать и какие упражнения воспитателям можно использовать для работы с детьми до трех лет. С возрастом важно повышать сложность упражнений, но оставлять их такими же веселыми и интересными. Для развития мелкой моторики у детей 4-6 лет рекомендуем использовать следующую подборку упражнений.
Картина из пластилина
Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.
Материалы: пластилин, листики с рисунками.
Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.
Повтори за мной
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.
Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.
Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.
Золушка
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.
Материалы: контейнеры, рис, горох.
Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.
Найди похожую
Цель: развитие внимания и мелкой моторики.
Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.
На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.
Лесные тропинки
Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.
Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.
Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.
Мороженое
Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.
Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.
Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.
Накорми птицу
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.
Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.
Наряды для пальчиков
Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.
Материалы: маленькие цветные резинки для волос.
Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.
Угадай, что лежит в мешке
Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.
Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.
Рисунки на крупе
Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.
Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)
Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.
Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем воспитателям придумывать больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.
Вехи развития ребенка в возрасте от 4 до 5 лет
Автор: Hedy Marks
В этой статье
- Развитие в возрасте от 4 до 5 лет: языковые и когнитивные вехи
- Развитие в возрасте от 4 до 5 лет : Вехи движения и навыки рук и пальцев
- Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: Эмоциональное и социальное развитие
- Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: Как помочь вашему ребенку
- Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: Как помочь вашему ребенку Старое развитие: как обезопасить ребенка
- Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: когда следует беспокоиться
Ваш ребенок растет. Вы заметили, что ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет становится более независимым и уверенным в себе? Если нет, то в следующем году.
Большинство детей этого возраста начинают развивать большую независимость, самоконтроль и творческие способности. Они довольны тем, что играют со своими игрушками в течение более длительного периода времени, стремятся попробовать что-то новое, а когда они расстроены, они лучше выражают свои эмоции.
Хотя дети растут и развиваются в своем собственном темпе, ваш ребенок, скорее всего, достигнет большинства следующих этапов развития до того, как ему исполнится 6 лет.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: языковые и когнитивные вехи
Ваш любознательный и любознательный ребенок лучше поддерживает беседу. Кроме того, словарный запас вашего ребенка растет, как и его мыслительный процесс. Ваш ребенок не только сможет легко и логично отвечать на простые вопросы, но и сможет лучше выражать свои чувства.
Большинство детей в этом возрасте любят петь, рифмовать и составлять слова. Они энергичны, глупы, а временами шумны и неприятны.
Другие языковые и когнитивные вехи, которых ваш ребенок может достичь в следующем году, включают:
- Говорить четко, используя более сложные предложения
- Считать 10 или более предметов
- Правильно называть не менее четырех цветов и трех форм
- Распознавать несколько букв и, возможно, написать свое имя
- Лучше понимать понятие времени и порядок повседневных действий, таких как завтрак утром, обед днем и ужин вечером
- Используйте будущее время, например: «Мы скоро пойдем в парк».
- Улучшайте концентрацию внимания
- Выполняйте команды, состоящие из двух-трех частей. Например: «Отложите книгу, почистите зубы и ложитесь спать».
- Распознавать знакомые словесные знаки, такие как «СТОП»
- Знать их адрес и номер телефона, если их научили
- Понимание повседневных вещей, таких как еда и деньги
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: основные этапы движения и навыки рук и пальцев
старый должен делать. В этом возрасте ваш ребенок должен с легкостью бегать, прыгать, бросать и пинать мяч, карабкаться и раскачиваться.
Другие вехи движения и навыков рук и пальцев, которых ваш ребенок может достичь в следующем году, включают способность:
- Стоять на одной ноге более 9 секунд
- Делать сальто и прыгать
- Ходить вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи
- Легко ходить вперед и назад
- Педаль трехколесного велосипеда и другие формы
- Нарисуйте человека с телом
- Сложите 10 или более блоков
- Используйте вилку и ложку
- Одевайтесь и раздевайтесь, чистите зубы и пользуйтесь туалетом без посторонней помощи
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: эмоциональное и социальное развитие
Теперь ваш эгоцентричный ребенок понимает, что дело не всегда в нем. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей. Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен лучше справляться с конфликтами и контролировать свои эмоции.
Вехи эмоционального и социального развития, которых ваш ребенок может достичь в этом возрасте, включают:
- Любит играть с другими детьми и радовать своих друзей
- Делится и меняет друг друга, по крайней мере большую часть времени, и понимает правила игр
- Понимает и соблюдает правила; тем не менее, ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет все еще будет иногда требовательным и отказываться от сотрудничества.
- Становится более независимым
- Выражает гнев словесно, а не физически (в большинстве случаев)
- Понимает разницу между выдумкой и реальностью
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: как помочь Ваш ребенок
Ежедневно вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:
- Выделите достаточно времени для бега и игр, а также помогите с такими занятиями, как катание на перекладине и обучение качанию.
- Дайте ребенку работу по дому.
- Пусть ваш ребенок выбирает занятия с друзьями, и пусть они решают проблемы, которые возникают между ними.
- Показывайте общеупотребительные слова и символы в книгах или в дороге.
- Читайте своему ребенку каждый день — задавайте вопросы об историях, например: «Как вы думаете, что будет дальше?»
- Предлагайте такие занятия, как рисование, написание писем и выполнение проектов с клеем, ножницами и другими художественными принадлежностями.
- Поговорите со своим ребенком и внимательно выслушайте его — спросите о том, что ему нравится и не нравится, что он беспокоит и что он сегодня делал с друзьями.
- Поработайте с ребенком над тем, как справляться с сильными чувствами, такими как гнев.
Когда дело доходит до телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи рекомендуют:
- Держите технику подальше от спален.
- Ограничьте экранное время до 1 часа в день для просмотра высококачественных программ.
- Поговорите о том, что вы смотрите вместе, и как это применимо к миру.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
По мере того, как дети приобретают новые способности, они могут делать все больше и больше самостоятельно. Это именно то, что вы хотите, но это означает изменение того, как вы обеспечиваете их безопасность.
Вот несколько советов, о которых следует помнить:
- Всегда перевозите ребенка на заднем сиденье автомобиля в автокресле или детском кресле.
- Спросите об оружии и безопасности обращения с ним в домах, куда ходит играть ваш ребенок.
- Не держите дома оружие. Если он у вас есть, держите его незаряженным, запертым и отдельно от пуль. И убедитесь, что дети не могут получить ключ.
- Не позволяйте ребенку играть на улице, в том числе кататься на велосипеде — научите его ограничиваться бордюром.
- Покажите ребенку, как переходить улицу — смотрите в обе стороны и прислушивайтесь к пробкам, — но помогайте ребенку переходить улицу примерно до 10 лет.
- Запишите своего ребенка на уроки плавания, но не позволяйте ребенку плавать одному и всегда внимательно следите за водой и вокруг нее.
- Научите ребенка не играть с зажигалками и спичками и регулярно проверяйте датчики дыма.
- Надевайте шлем при езде на велосипеде, коньках, лыжах и других видах деятельности, при которых падение может привести к травме головы.
Вы также можете начать обучать своего ребенка основам безопасности, например:
- Обращаться за помощью только к определенным взрослым, например, к тем, у кого есть униформа или бейджи с именами.
- Не открывайте дверь в свой дом или квартиру, если вы не со взрослыми.
- Убедитесь, что ваш ребенок знает свое полное имя, адрес и номер телефона.
- Поговорите о том, что делать в чрезвычайной ситуации, например, наберите 911.
И научите ребенка, что доступ к определенным частям тела запрещен. Скажите своему ребенку, что:
- Никто не может попросить вас хранить секреты от родителей.
- Никто не может попросить вас посмотреть или прикоснуться к вашим интимным частям — частям тела, которые прикрывает купальный костюм.
- Никто не может попросить вас посмотреть, потрогать или помочь с его интимными местами.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: когда следует беспокоиться
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.
Возможные признаки задержки развития у детей в возрасте от 4 до 5 лет включают:
- Чрезмерный страх, застенчивость или агрессивность
- Чрезвычайное беспокойство при разлуке с родителем
- Легко отвлекается и не может сосредоточиться одно задание более пяти минут
- Нежелание играть с другими детьми
- Наличие ограниченного круга интересов
- Отсутствие зрительного контакта или реакции на других людей
- Неспособность назвать свое полное имя
- Редко притворяется или фантазирует
- Часто выглядит грустным и несчастным и не выражает широкий спектр эмоций
- Не может построить башню из более чем восьми блоков
- Трудно держать карандаш пользование туалетом
- Проблемы с раздеванием, невозможность почистить зубы или вымыть и высушить руки без посторонней помощи
Кроме того, если ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет то, что когда-то мог делать, сообщите об этом своему детскому врачу. Это может быть признаком нарушения развития. Если у вашего ребенка действительно есть задержка развития, существует множество методов лечения, которые помогут вашему ребенку преодолеть это.
Крупная моторика: от рождения до 5 лет
Что такое крупная моторика?
Развитие крупной моторики задействует крупные мышцы рук, ног и туловища. Крупная моторика важна для повседневной физической активности, такой как ходьба, бег, метание, поднятие тяжестей, удары ногами и т. д. Крупная моторика также является основой для мелкой моторики и связана с осознанием тела, скоростью реакции, балансом и силой. Узнайте больше обо всех этапах развития по возрастам.
Основные этапы развития крупной моторики: Общие рекомендации по физической активности для детей в возрасте от 0 до 5 лет
Новорожденный до 2 месяцев- Поворачивает голову в обе стороны, лежа на спине
- Поднимает голову и может поворачиваться в обе стороны на животе
- Подголовник с регулировкой положения сидя
- Удар ногой обеими ногами и одновременные движения обеими руками на спине
- Регулярно проводит время на животе на полу
- Поднимает голову на одной линии с туловищем, когда его тянут, чтобы сесть
- Отжимания на предплечьях и повороты головы из стороны в сторону на животе
- Хорошо переносит время на животе
- Переворачивается с живота на спину
- Переворачивается со спины на живот
- Подносит ноги ко рту, лежа на спине
- Отжимания на руках с вытянутыми руками на животе
- Повороты по кругу на животе в каждую сторону
- Сидит один
- Тянется к игрушкам, чтобы играть сидя
- ловит себя на потере равновесия в положении сидя
- Ползает на животе
- Передвигается между лежанием и сидением без посторонней помощи
- Ползание на руках и коленях
- Подтягивание в положение стоя с одной ногой вперед
- Круизы по мебели
- Прогулки с двумя руками
- Прогулки с одной рукой
- Стоит в одиночестве несколько секунд
- Поднимается по лестнице
- Встает с пола без поддержки
- Хорошо ходит в одиночку
- Приседает и встает, не держась за опору
- Поднимается по лестнице, опираясь на руки или поручни, чтобы помочь
- Сползает по лестнице (на животе, ногами вперед)
- Может бежать, но легко падает
- Удар ногой по мячу вперед
- Достаточно хорошо ходит и бегает
- Прыжки на месте с отрывом обеих ног от земли
- Самостоятельно ходит вверх и вниз по лестнице
- Удар по мячу любой ногой
- Удержание равновесия на одной ноге в течение нескольких секунд
- Прыжок вперед на 10-24 дюйма
- Ловит большой мяч
- Катается на трехколесном велосипеде
- Может хорошо бегать, прыгать и карабкаться, начинает прыгать
- Мастерски прыгает на одной ноге
- Может делать классики
- Надежно ловит мяч
- Начинает кувыркаться
- Прыжки на разных ногах и через скакалку
- Начинает кататься на коньках и плавать
- Ездит на велосипеде с/без тренировочных колес
- Хорошо лазает
Эта информация представляет собой общее руководство, которое поможет вам определить, развивается ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью. Пожалуйста, имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки со своей скоростью.
Рекомендации по физической активности
Изучая множество различных видов движений, ваш ребенок сможет развить уверенность, мотивацию и физическую компетентность, чтобы вести активный образ жизни.
По данным Американской кардиологической ассоциации, детям в возрасте от шести до семнадцати лет рекомендуется ежедневная доза не менее 60 минут умеренной или интенсивной физической активности. По данным Американской академии педиатрии, младенцам и малышам рекомендуется уделять 180 минут активности в течение дня. Предполагается, что как структурированные, так и неструктурированные игры должны быть включены в течение дня.
В идеале дети должны участвовать в 60-минутной непрерывной деятельности. Тем не менее, как для детей старшего возраста, так и для малышей дневная активность может быть разделена на несколько частей. Например, два 30-минутных сегмента или четыре 15-минутных сегмента для детей по-прежнему полезны. Находитесь ли вы дома или на игровой площадке, вот некоторые занятия, которые при правильном руководстве могут побудить вашего ребенка двигаться: •
В помещении:
- Младенцы/малыши: ползание и ходьба по различным поверхностям, например создание препятствий с помощью подушек и одеял; сидение с опорой туловища на гимнастическом мяче, занятия мама/папа и я (йога, акробатика, плавание)
- Дети: игры в батуте, занятия со скакалкой, йога, танцы, гимнастика, черлидинг
На открытом воздухе:
- Младенцы/малыши: мама/папа и я уроки плавания; водные игры в ведрах или игры на водяных столах; детские качели или горки на игровой площадке; препятствия на различных поверхностях, таких как гравий, трава
- Дети: плавание, водные развлечения, аквапарки, марко-поло, катание на коньках, сноутюбинг, катание на санях, роликах, скейтборде, игровые площадки, катание на самокатах, катание на трехколесных и велосипедных велосипедах, пешие прогулки, прыжки и прыжки в воду, футбол, бейсбол, качели
Наши терапевтические программы также помогут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. От водной терапии до спортивной терапии и многого другого наша команда использует комплексный подход, используя правильную терапию или методы лечения, которые нужны вашему ребенку на правильном этапе его развития. Мы можем помочь вашему ребенку выучить или восстановить навыки, необходимые ему для успешной повседневной деятельности и общения со сверстниками.
Проблемы с достижением этапов развития? Как улучшить общую моторику вашего ребенка
Если у вас есть опасения относительно развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, физиотерапия может оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие крупной моторики у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.
Физиотерапевты могут провести комплексное обследование силы, равновесия, координации и крупной моторики вашего ребенка, чтобы определить препятствия для безопасного движения тела. Мы предлагаем терапевтические мероприятия, которые интересны и соответствуют возрасту ребенка, когнитивному статусу, уровню способностей и интересам.