Разное

Развитие мелкой моторики у детей 4 5 лет: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

советы родителям и игры для детей

Хорошо развитая мелкая моторика у ребенка 4-5 лет – залог легкого освоения письма в будущем. Чем лучше скоординирована работа пальцев и кистей рук, тем быстрее будут выполняться бытовые действия, аккуратнее получатся рисунки и лепка. В статье даем 18 идей для развития мелкой моторики у детей.

Аудио-версия статьи «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Содержание

Вырезание

Аквамозаика

Аппликации из бумаги

Раскопки

Лабиринты

Путаницы

Клубок

Оригами

«Пластилиновые» развлечения

Шнуровки

Застежки

Попробуй повтори

Ксерокопия

Штриховка

Накорми птицу

Резиночки на пальцах

Тренажер «Винтик»

Геоборд

Четырехлетка уже очень самостоятельный, ему под силу одеться самому, пообедать без помощи взрослых и почистить зубы. В своих играх ребенок в возрасте 4-5 лет активно задействует воображение, а также все делает руками: рисует, сооружает разные конструкции, лепит, переодевает кукол. Многие родители считают, что на таком хорошем этапе освоения повседневных задач игры на развитие мелкой моторики больше не требуются, но это заблуждение. Ребенку еще предстоит освоить тончайшие движения руками, в том числе, подготовить их к письму. Поэтому продолжайте включать в занятия с ребенком игры на моторику, о которых мы расскажем в статье.

Вырезание

В 4 года можно дать ребенку детские ножницы с тупыми концами. Под присмотром взрослых он сможет сам разрезать бумагу и даже картон. Возможно, вы уже в 3 года начали знакомить ребенка с ножницами, как мы советовали в статье «Игры на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет», но теперь вырезание должно принести более осмысленный характер. Ребенок 4-5 лет может уверенно держать ножницы и управлять лезвиями. Предложите ему вырезать разные фигурки или резать по изогнутой линии. Нажмите на кнопку, чтобы скачать шаблоны для вырезания.

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать 15 шаблонов для вырезания

Аквамозаика

Это достаточно новый вид рукоделия. В наборе основа, специальные разноцветные бусины с диаметром примерно 2 мм, пинцет и распылитель для воды. Суть в том, чтобы ребенок собрал рисунок, выкладывая бусины на поверхность, а затем сбрызнул их водой. 

Произойдет безопасная химическая реакция, благодаря чему шарики сливаются в одну объемную картинку. Основная польза для моторики заключается в использовании пинцета. Схожий принцип применяется при выкладывании алмазной мозаики, но они предназначены для более взрослых детей, так как обычно у них более крупные картины.

Аппликации из бумаги

Аппликации – отличное занятия потому, что в процессе выполняется несколько действий, направленных на развитие моторики: работа с ножницами, сгибание бумаги и приклеивание. Можно делать аппликации из цветной бумаги по примерам из интернета, а можно взять готовые шаблоны. Они удобны тем, что в них уже нарисованы детали, которые нужно вырезать, а значит, такие картинки под силу ребенку без привлечения взрослого. По ссылке вы можете скачать шаблоны для простых и объемных аппликаций из бумаги.

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать 10 шаблонов для аппликаций

Еще можно делать аппликации, приклеивая к картинке объемные элементы, например:

Волосы для клоуна. 

Иголки для ежика.

Хвост для павлина.

Домик для улитки.

Шерсть для овечки.

Раскопки

Можно найти в продаже наборы юного археолога. Это небольшой брусок гипса, внутри которого замурованы фигурки, маленькие игрушки, игрушечные драгоценности. Суть в том, что ребенок скрупулезно и методично скребет гипс специальной деревянной палочкой, освобождая сокровища. При этом очень хорошо работают пальцы рук – напрягаются, делают маленькие точные движения.

Можно сделать такую игрушку своими руками. Для этого нужно:

1. Смешать мелкий песок с сухим гипсом в пропорциях 2:1.

2. Постепенно добавлять воду и размешивать, чтобы получилась консистенция сметаны.

3. В силиконовую форму залить немного смеси, положить игрушку, а потом вылить остальное.

4. Оставить форму высыхать при комнатной температуре.

Получается недорогая и увлекательная игра для детей от 4 лет. Чем старше дети, тем меньше песка можно добавлять в смесь, так она будет становиться более жесткой.

Лабиринты

Лабиринты направлены на развитие логики, а также на умение держать карандаш, не отрывая его от бумаги. Во время прохождения лабиринта рука находится в постоянном напряжении, ребенок проводит линию от пункта А в пункт В, стараясь не выйти за границы и не оторвать руку. При тренировки мелкой моторики не обязательно, чтобы лабиринты были сложными. Мы собрали подборку с лабиринтами, скачать их можно по кнопке ниже.

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать 10 лабиринтов

Путаницы

Эти задачки похожи на лабиринты, но путаницы не обязательно проводить карандашом или фломастером. По линиям можно двигать пальцем, чтобы не потерять их из виду. Кстати, такое задание отлично тренирует внимание. Небольшая подборка для скачивания доступна по ссылке:

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать подборку путаниц

Клубок

Вам понадобится длинная нитка, можно взять клубок пряжи или мулине, а также шарик из сухого бассейна. Проделайте в шарике два отверстия на противоположных сторонах с помощью шила. Просуньте через них нитку так, чтобы с одной из сторон можно было завязать узелок, а второй край оставался свободным. Предложите ребенку обмотать шарик нитью, чтобы получился клубок. Это не так просто, как кажется – нить будет соскальзывать с пластикового шарика, потребуется продумывать направление намотки.

Если вы предлагаете игру одному ребенку, получится головоломка. А если принимают участие несколько детей, то это соревнование. Такой конкурс может использоваться вместо классической намотки веревочки на карандаш. Напомним про эту игру: участникам дается по карандашу с прикрепленной ниткой. Их задача – крутить в руках карандаш, чтобы нитка как можно скорее намоталась на него.

Другой вариант – наматывать ленту на деревянную палочку от мороженого, чтобы получилось эскимо.

Оригами

Искусство оригами пришло к нам из Японии, оно очень подходит для детей: тренирует их терпение, усидчивость, воображение, память, а также мелкую моторику. Тесный контакт с геометрическими формами способствует развитию логики и пространственного мышления, а в школе будет проще на уроках математики и черчения. В 4 года ребенок, складывающий оригами, уже легко может понять, что такое вершина, острый или тупой угол. Еще один большой плюс – с помощью оригами можно придумать много игровых сюжетов, а нужно иметь под рукой только листок бумаги.

Нажав на кнопку ниже, можно бесплатно скачать простые схемы оригами, с которых нужно начинать знакомство с техникой.

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать схемы оригами

«Пластилиновые» развлечения

Пластилин – идеальный для развития мелкой моторики материал. Из него можно делать поделки или использовать для рисования в технике пластилинография. Больше нестандартных методов для творчества можно найти в статье «25 необычных техник рисования для детей».

Идеи «пластилиновых» развлечений:

1. Делать из пластилина и спичек разные модели – дома, транспорт.

2. На картонное основание прикреплять кусочки пластилина, формируя фигуры – животных, людей, предметов.

3. Использовать для лепки подручные материалы, в том числе, кухонную утварь – чеснокодавилку, форму для лепки пельменей и вареников, формочки для печенья.

Шнуровки

Шнуровка развивает мелкую моторику и логическое мышление. С ее помощью можно играть в последовательности, изучать цифры или буквы. Кроме того, принцип шнуровки схож с процессом шитья. Поэтому такое занятие с ребенком 4-5 лет поможет в будущем работать с иглой. Игрушку можно сделать своими руками, понадобятся материалы:

  • картонная основа;
  • скотч для ламинирования;
  • нитки мулине;
  • шаблоны;
  • дырокол.

По ссылке ниже представлены бесплатные шаблоны для скачивания:

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать шаблоны

Распечатайте шаблоны, приклейте их к картону и покройте скотчем. С помощью дырокола сделайте отверстия там, где это показано на картинках. Подготовьте цветные нитки мулине. Чтобы было удобнее засовывать их в отверстия, края ниток вымочите в клее ПВА или оберните несколькими слоями скотча. На втором конце нити завяжите большой узел, который не пройдет через дырочку. Задача ребенка – последовательно просовывать нитку в отверстия, чтобы получились стежки. 

Застежки

Детям 4 лет уже пора самостоятельно одеваться и справляться со всеми видами застежек. Но часто дети не умеют или даже не хотят учиться пользоваться застежками на собственной одежде. В таком случае нужно научить их с помощью игр. Варианты тренажеров:

1. Одень матрешку. Сделайте из прочного картона трафареты в виде матрешек. На них нужно по краям прикрепить кусочки ткани, которые имитируют кофточку. Между собой они скрепляются застежками. Ребенку нужно их застегнуть.

2. Деревянные рамки. На самые обычные рамки для фотографий натягиваются кусочки ткани с разными типами застежек.

3. Развивающий текстильный коврик. Это тренажер наподобие бизиборда. В нем на одной плоскости все виды застежек для одежды и обуви.

4. Сортер на пуговицах. К текстильной заготовке прикрепляются пуговицы. Из прочной ткани, например, из фетра делаются фигуры с прорезями. Ребенку нужно прикрепить фигуры на основу с помощью пуговиц. Другой вариант – сортер на липучках. Можно выучить разные геометрические формы, цифры.

5. Гусеница на пуговицах. Делаются заготовки – разноцветные круги из фетра. На одной половине круга прикрепляется пуговица. На другой делается прорезь. Ребенку нужно соединять круги, чтобы получилась гусеница. Можно играть с помощью этого тренажера в последовательности, закреплять цвета.

Какие застежки стоить добавить в упражнения: липучки, магнитные и обычные кнопки, пуговицы, крючки, карабины, молнии, фастекс, шнурки, пряжки от часов, фурнитуру для лямок комбинезонов, петли, запонки и пр.

Попробуй повтори

Это нейропсихологическая игра, которая направлена не только на мелкую моторику, но и на тренировку мозга. Можно взять из колоды только те карточки, которые изображают руки. Но можно также задействовать всю колоду, в том числе, с движениями рук и ног. По очереди берите карты из колоды и повторяйте движения. Скачать карточки можно по ссылке ниже:

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать карточки

В статье «Нейропсихологические игры для детей» мы собрали большую подборку упражнений на память, внимание, логику и мелкую моторику.

Ксерокопия

Поиграем в копировальную машину. Ведущий рисует на бумаге в клеточку узор или предмет, геометрическую форму, а дети должны повторить рисунок, используя те же цвета и такой же масштаб.

В ходе этой игры можно рисовать не только большие фигуры, но и маленькие. Тогда нужно будет сделать несколько копий в ряд. Получится подобие прописи, но для маленьких четырехлетних детей. Выбирайте максимально простые фигуры и в точности соблюдайте рисунок клеток.

Штриховка

Штриховка готовит ребенка к письму и прописям. Рисовать ровные параллельные линии достаточно сложно, особенно если нужно придерживаться небольшого расстояния между ними. Сперва можно предложить ребенку рисовать по пунктирным линиям, затем штриховать самостоятельно. Штриховка может быть простыми линиями или волнами, зигзагами. Простым карандашом или цветными.

Скачать материалы для штриховки можно по ссылке ниже:

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать материалы

Накорми птицу

Игры с крупами отлично развивают мелкую моторику, их можно предлагать малышам от года под контролем взрослых. Ребенку 4-5 лет можно предложить игру «Накорми птицу». Для этого возьмите коробку, например, из-под сока или молока. Шилом просверлите небольшое отверстие, в него должны помещаться крупы. Нарисуйте или распечатайте птичку с открытым клювом. Приклейте ее к коробке так, чтобы клюв находился точно там, где и отверстие.

Теперь дайте ребенку миску с крупами, горохом, семечками. Ему нужно кормить птичку, просовывая зерна в дырочку, то есть в птичий клюв. Главное условие – давать можно по одному зернышку за раз.

Если ребенка заинтересовала идея кормления птиц, не выбрасывайте крупу после игры, а сделайте вместе кормушку. В статье «Как сделать кормушку для птиц своими руками» мы собрали самые лучшие идеи.

Резиночки на пальцах

Еще одна простая игра, которую легко сделать своими руками. Нужны только маленькие разноцветные резинки для волос. Если у вас дочка, то они у вас, скорее всего, уже есть. И карточки с заданиями. Чтобы не распечатывать в цвете, я предлагаю вам скачать черно-белый шаблон руки и рисовать на нем комбинации резиночек разноцветными фломастерами. Скачать шаблон и пример комбинации резиночек можно по ссылке ниже.

Скачать материалы

Есть два варианта, как играть:

1. Вы показываете карточку ребенку, он называет цвета, берет нужные резинки и располагает их на пальцах в требуемом порядке.

2. Вы открываете карточку на несколько секунд, а затем убираете. Ребенок по памяти повторяет комбинацию резиночек.

Игра тренирует память, мелкую моторику, внимание, а также способствует закреплению цветов и названий пальцев. 

Тренажер «Винтик»

Простой самодельный тренажер поможет не только с мелкой моторикой, но и с глазомером, а также с определением большего и меньшего диаметра. Для его изготовления нужны:

  • деревянный брусок;
  • как можно больше пар винт + гайка разных диаметров;
  • инструменты.

Перед ребенком емкость с разными гайками, которые нужно накрутить на винты, торчащие из бруска. Важный момент: необходимо придерживаться правил безопасности, поэтому предложите ребенку надеть защитные строительные очки. Так даже интереснее! Частично закручивать можно руками, но дополнительно дайте воспользоваться инструментами – рожковыми, накидными и разводными ключами.

Геоборд

Второе название тренажера – математический планшет. Его можно купить или сделать самостоятельно. Во втором случае понадобится деревянная основа или квадрат из фанеры. В него нужно вбить гвоздики на одинаковом расстоянии друг от друга. Если вы используете тонкую фанеру, можно взять разноцветные кнопки-гвоздики. Они безопасны, хорошо входят в фанеру и отлично смотрятся.

Для игры с геобордом потребуются разноцветные канцелярские резинки. Их нужно растягивать между штырьками математической доски так, чтобы получались рисунки. Можно таким образом рисовать цифры, буквы, геометрические формы, а можно делать целые рисунки. Нажмите на кнопку ниже, чтобы скачать трафареты для геоборда.

Предыдущее изображение

Следующее изображение

Скачать трафареты

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у ребенка 4-5 лет, помогут малышу совершать более уверенные и скоординированные движения руками и пальцами. Кто знает, возможно в будущем это поможет стать ему пианистом или программистом – и там, и там нужна быстрая работа пальцев и острый ум.

пошаговая инструкция для детей дошкольного возраста, лайфхаки и советы экспертов

О важности развития мелкой моторики нам напоминают реклама детских игрушек, выступления психологов, педагогов, педиатров. Ежедневно ребенок совершает самые разные движения, поэтому развитие мелкой моторики у детей влияет на качество их жизни. Ловкие, гибкие и умелые пальчики напрямую связаны с речью, памятью, вниманием, воображением, усидчивостью, математическим мышлением и успеваемостью в школе. Существует множество способов развития мелкой моторики. Поговорим о самых эффективных. 

Что такое мелкая моторика

Под мелкой моторикой понимают способность выполнять точно и уверенно мелкие движения пальцами рук и ног. Сюда относят множество самых разных движений: захват небольших объектов, вкладывание предметов один в другой, вязание, рисование, лепку. Для моторных навыков детей часто используют более простой термин «ловкость». Недостаточное развитие этого навыка приводит к тому, что ребенок не справляется с самообслуживанием, имеет проблемы в общении со сверстниками и отстает в развитии.

Полезные факты о развитии мелкой моторики

Как происходит развитие мелкой моторикиВначале дети учатся хватать, потом — перекладывать из руки в руку. К трем годам движения детских пальцев становятся похожи на движения взрослого человека.
Что чувствуют пальцыБлагодаря сенсорным возможностям пальцев, человек может определить форму, вес, температуру, твердость, мягкость и шероховатость предметов.
От чего зависит развитие мелкой моторикиОт зрения, мышления, кинетической или двигательной памяти.
На что влияет мелкая моторикаНа уровень развития психических процессов и речи.
Когда нарушается мелкая моторикаПри органических поражениях головного мозга, ДЦП, травмах конечностях, болезнях зрения, аутизме и других проблемах со здоровьем.

11+ способов развития мелкой моторики

Мы собрали советы и практические рекомендации для детей от года до семи лет и самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.

Пошаговая инструкция для детей 1-2 лет

С началом ходьбы дети начинают осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Движения рук выполняются под контролем зрения. В этом возрасте малыши любят дотягиваться до предметов, активно хватают их ладонью, а потом начинают захватывать пальцами. К двум годам ребенок осваивает так называемый пинцетный захват, рисует, держит ложку и кисточку. Вот что ему поможет.

Чистить вареное яйцо

Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.

Класть монеты в копилку

Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.

Бизиборд

Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.

Доставать из крупы мелкие предметы

Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.

это интересно

От милого гуления до витиеватых фраз

Как помочь ребенку развить речь

подробнее

Пошаговая инструкция для детей 2-3 лет

В младшем дошкольном возрасте поведение еще носит непроизвольный характер, однако дети уже сознательно отказываются от помощи взрослых. Малыши пробуют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, застегивать пуговицы, рисовать карандашом и пользоваться столовыми приборами. Происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии. Ребенок активно сопровождает любые свои действия речью.

Игры с нанизыванием

Крохотные пальчики быстро станут умелыми, если малыш научится нанизывать на шнурок крупные бусины, пуговицы или полые макароны.

Помощь на кухне

Мелкую моторику развивают не только игры, но и полезная работа по дому. Попросите ребенка протереть кухонный стол тряпкой, очистить бананы и мандарины от кожуры, взбить вилкой или венчиком яйца для омлета, посолить салат, разложить яйца в лоток, вымыть чашку, тарелку, ложку и вытереть посуду полотенцем. 

Аппликации

В этом возрасте ребенка интересует процесс, а не результат. Детей радует наклеивание коллажей из цветной бумаги, вырезок из журналов, круп, макарон и ваты. Хорошо развивают мелкую моторику насыпные аппликации. Для их изготовления участок будущего шедевра намазывают клеем ПВА, и ребенок насыпает в пределах контура кусочки травы, ткани, бумаги, пенопласт или крупу. Можно делать забавные обрывные аппликации. Взрослый нарезает бумагу длинными полосами, а ребенок рвет ее на одинаковые кусочки. Потом они вместе приклеивают обрывки на лист, создавая неповторимый образ.

Рисование пальчиками

Научите малыша рисовать пальцами. Яркие пятна, оставленные руками, доставляют много удовольствия, а картины получаются ничуть не хуже, чем нарисованные кистью.

Пошаговая инструкция для детей 4-5 лет

Дошкольники этого возраста любят задавать много вопросов обо всем, что они видят. Дети используют более сложные движения, развиваются ловкость и координация движений. Ребенок пытается рисовать круги и линии, учится резать ножницами бумагу, свободно снимает и надевает просторную одежду.

Игры с пинцетом

С помощью пинцета ребенок вынимает мелкие пуговицы из миски и раскладывает их по цвету.

Скручивание лент

Предложите непоседе скрутить пальцами длинную атласную ленту. Чтобы это было легче сделать, на один конец нужно закрепить палочку от мороженого.

Сюжетная лепка

Дети 4-5 лет живут в мире сказок. Им интересно лепить из пластилина животных, любимую игрушку и сказочных персонажей. Для лепки выбирайте материал, который легко разминается, не липнет к детским ладошки и не высыхает.

Пересыпание и переливание

Пересыпание крупы из банки в банку развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок научится это делать аккуратно, можно переходить к переливанию воды из стакана в стакан.

Крышечки

Дети любят манипуляции, поэтому с радостью откручивают и закручивают крышки от банок разных размеров, бутылок и пузырьков.

это интересно

Сенсорное развитие у детей

Лучшие советы для развития чувственного восприятия мира

подробнее

Пошаговая инструкция для детей 6-7 лет

Старшие дошкольники умеют самостоятельно обуваться, одеваться, застегивать пуговицы, молнии и завязывать шнурки. Они выполняют много действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Моторные навыки становятся более разнообразными, сложными, происходит ускоренный рост умственного развития.  

Графические умения

Перед поступлением в школу важно помочь будущим первоклассникам подготовить руку к письму. В 6-7 лет полезно раскрашивать по тонкому контуру, с мелкими деталями, стараясь не выходить за пределы. Хорошо, если ребенок освоит обведение фигур по пунктиру, научится проводить ровные линии в «коридоре» и графическом лабиринте, дорисовывать симметричные изображения. Научите его копировать фигуры на листе в клетку и чистом листе бумаги, штриховать в разных направлениях и тонировать – нажимать на карандаш с разным усилием, чтобы получались тоны разной насыщенности.

Лепка из разных материалов

Для тренировки кистей рук можно использовать самые разные материалы – пластилин, соленое тесто, глину. Прекрасное творческое занятие – создание пластилиновых картин, когда маленький скульптор размазывает пластилин по картону и создает образ, который подсказывает ему фантазия.

Конструирование и моделирование

Мелкую моторику и пространственное мышление развивают металлические, магнитные, пластмассовые и деревянные конструкторы. Сделать более ловкими пальцы помогают игрушечные и взрослые инструменты — отвертка, молоток и пассатижи.

Рукоделие

Девочек стоит научить вязанию, вышивке и шитью. Впрочем, ничего странного, если эти занятия заинтересуют и мальчика – пусть попробует. Чем больше разнообразных навыков приобретет ребенок, тем богаче будет его кругозор.

Как развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психического развития или страдают сразу несколькими недугами. При любой проблеме со здоровьем и детском аутизме развитие мелкой моторики приобретает особое значение. Моторная ловкость не только развивает психические функции, но значительно облегчает повседневную жизнь ребенка-инвалида, помогает ему овладеть навыками письма, рисования и ручного труда. Подбор упражнений и занятий зависит от конкретного заболевания и регуляции мышечного тонуса. 

Манипуляции со шнурками и пуговицами

У детей с ОВЗ, как правило, небольшой опыт практической деятельности. Шнуровка и застегивание пуговиц помогут ребенку не только разработать пальчики, но научат простейшему самообслуживания. Он сможет сам одеваться, шнуровать ботинки. Учиться полезным навыкам можно на обычных предметах одежды, обуви и на игрушках.

Шнуровка обуви поможет ребенку не только разработать пальчики, но и научит простейшему навыку самообслуживания. Фото: pixabay.com

Игры с прищепками

Бельевые прищепки отлично подходят для тренировки пальцев, ладоней, повышения тактильной чувствительности, конструирования и сюжетных игр. Предложите ребенку построить из прищепок и кусков цветного картона солнышко с лучами, хвост у лисы, ушки у зайчика, листья у дерева, перья на хвосте павлина, лепестки цветов, щупальца у осьминога. Прицепляя прищепки на подушечки пальцев, их можно использовать для полезного массажа и самомассажа.

Су-джок терапия

Одна из эффективных методик восточной медицины была разработана в 1986 году профессором из Южной Кореи Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского «су» — «кисть», а «джок» — «стопа». Именно на кистях и стопах располагается множество высокоактивных точек, которые в Корее называют точками соответствия. Су-джок терапия, или специальный массаж акупунктурных точек с помощью шарика и эластичного кольца стимулирует речевые зоны, нормализует мышечный тонус, синхронизирует работу обоих полушарий мозга и развивает тактильную чувствительность.

Лайфхаки и советы экспертов

Елена Зацепина, педагог-практик, директор центра развития и досуга «Умка»: 

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных движений кистями и пальцами рук и ног, которые достигаются за счет включения мышечной, костной и зрительной систем. Большинство взрослых знает, что мелкая моторика — это важно. Но почему? Научно доказано, что развитие мелкой моторики влияет на развитие когнитивных способностей ребенка. Уже на протяжении первых лет жизни малыш постоянно использует точечные движения кистей. Это пуговицы, шнурки, карандаши, пластилин, ножницы, конструкторы и так далее.

Какие практические советы можно дать родителям по развитию мелкой моторики? Самое главное в занятии с малышами — это искренняя радость взрослых людей. Дети очень легко считывают эмоции. Любая тревога родителей по отношению к ребенку — достаточный повод, чтобы получить консультацию и разъяснение у специалистов — педиатров и педагогов.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Зацепина

Какие упражнения и игры существуют для развития мелкой моторики у детей?

Очень важно развивать моторную ловкость у детей. В первую очередь мелкую моторику, но и о крупной не стоит забывать тоже. Занятие, которое малыши очень любят и всегда в него вовлекаются, — пальчиковая гимнастика. С помощью пальцев дети могут рассказывать целые сказки. Пирамидки, прищепки, сортеры, мозаики, бусинки и пайетки — все эти игры помогут развивать мелкую моторику. Прекрасна в этом отношения игра в песок (не уличный, конечно).

Как влияет развитие мелкой моторики на речь ребенка?

Проекция движений кистями рук занимает треть площади двигательной проекции коры головного мозга. Расположен этот центр вблизи участков, отвечающих за развитие речи. Как известно, речь — это высшая психическая функция, развитие которой напрямую связано с развитием интеллекта. Стимулируя моторную зону, мы стимулируем и речевую. Опытные педагоги часто подмечают у детей, которые имеют сложности с речью, памятью, вниманием, моторную неловкость. Так проявляется важная цепочка — влияние развития мелких движений кистями и пальцами на запуск и развитие речи и мышления в целом.

Как определить уровень развития мелкой моторики?

Родители даже без педагогического образования смогут легко определить моторную неловкость. Ребенок плохо захватывает пальчиками, не может нанизывать колечки пирамидки, не может захватить мелкий предмет. Это повод проконсультироваться со специалистом.

Вехи развития мелкой моторики

(с сайта www.childdevelopment.com)

Если у вашего ребенка возникают трудности в какой-либо из этих областей, может помочь трудотерапия. Наши терапевты предлагают индивидуальные и групповые сеансы трудотерапии. Свяжитесь с нами по телефону (716) 885-8318, доб. 4154, чтобы запланировать оценку.

0–6 месяцев

Развитие

  • Рефлекторное схватывание (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват объектов (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват двумя руками (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами

6–12 месяцев

Развитие

  • Тянется, хватает, кладет предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Клещевой захват
  • Поднимает предметы клещевым захватом (большим и одним пальцем)
  • Перекладывает предмет из одной руки в другую
  • Игрушка падает и поднимается

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами

1–2 года

Развитие

  • Строит башню из трех маленьких блоков
  • Надевает четыре кольца на палку
  • Помещает пять штифтов в перфорированную доску
  • Перелистывает две-три страницы за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует движением всей руки, перекладывает руки, делает мазки
  • Самостоятельная подача с минимальной помощью
  • Возможность использовать подпись для общения
  • Подносит ложку ко рту
  • Держит и пьет из чашки самостоятельно

Возможные последствия, если основные этапы не достигнуты

  • Плохое развитие силы кисти и пальцев
  • Отсроченные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания, таких как прием пищи
  • Отложенные навыки манипуляции

2–3 года

Развитие

  • Нити четыре большие бусины
  • Переворачивает отдельные страницы
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и указательным пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве действий
  • Имитирует круговые, вертикальные, горизонтальные штрихи
  • Рисует движением запястья, рисует точки, линии, круговые штрихи
  • Раскатывать, раскатывать, сжимать и вытягивать тесто для лепки
  • Ест без посторонней помощи

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Отсроченные навыки самообслуживания, такие как прием пищи
  • Задержка в развитии навыков письма
  • Отсроченные манипуляции с мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами

3–4 года

Развитие

  • Строит башню из девяти маленьких блоков
  • Копии круг
  • Имитирует крест
  • Работает с глиняным материалом (катает шарики, делает змей, печенье)
  • Использует недоминирующую руку, чтобы помочь и стабилизировать использование предметов
  • Отрезает бумагу ножницами

Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты

  • Задержка в развитии навыков, предшествующих письму
  • Разочарование и/или избегание задач с карандашом
  • Плохой захват карандаша и контроль над карандашом
  • Плохие навыки ухода за собой, такие как прием пищи
  • Отложенные навыки рисования

4–5 лет

Развитие

  • Непрерывное сокращение на линии
  • Копий крест
  • Копии квадратные
  • Записывает имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копирует письма
  • Ручность хорошо зарекомендовала себя
  • Самостоятельно одевается и раздевается

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Трудности с карандашом и обращением с ним
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита Зависимость от опекунов в повседневных делах, таких как одевание
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом

5–6 лет

Развитие

  • Вырезает простые формы
  • Копирует треугольник
  • Цвета внутри линий
  • Использует трехпальцевый захват карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи соответствующие
  • Может рисовать простые картинки

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Трудности в обучении правильному формированию букв
  • Плохой почерк
  • Трудности с демонстрацией академических способностей на бумаге
  • Усталость при выполнении заданий с карандашом
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом

6–7 лет

Развитие

  • Правильно образует большинство букв и цифр
  • Пишет последовательно по строкам
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая устойчивость к письму
  • Может самостоятельно собирать Лего, кнекс и другие блоки
  • Шнурки для галстуков

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Трудности с изложением идей на бумаге
  • Ощущение усталости во время рукописного ввода
  • Трудно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы со сверстниками
  • Возможная фрустрация и/или поведенческие трудности из-за избегания заданий с карандашом

7–8 лет

Развитие

Возможные последствия в случае невыполнения вех

  • Трудности при своевременном выполнении рукописных заданий
  • Ощущение усталости во время рукописного ввода
  • Плохая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности из-за избегания заданий с карандашом

Найдите меня

В Центре слуха и речи Buffalo мы стремимся помочь вам справиться со слухом, речью, общением или образовательными потребностями. Позвоните нам, чтобы поговорить со специалистом или напишите нам сообщение.

Решение начинается здесь!

(716) 885-8318

Есть вопросы? Хотите нам что-то сказать?
Нужен совет?

Напишите нам сообщение!