Разное

Развитие мелкой моторики рук посредством пластилинографии: Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Пока чужое мастерство восхищает — человек совершенствуется.

Вадим Синявский.

Несомненно, многие из нас рождаются с разными талантами и способностями. И хорошо если родители помогают развиваться своим детям не только физически, и всесторонне, но и способствуют дальнейшему развитию талантов: любви к музыке, умению рисовать, прекрасному чтению стихотворений, вокальным данным и пр.

По мере взросления ребенка, большую роль играет развитие речи, навыков самообслуживания, физического развития, но также необходимо в дошкольном возрасте развивать мелкую моторику детей. Давно известно, что развитие мелкой моторики активно способствует психическому развитию дошкольников, речи, мышления, фантазии.

Именно поэтому, работая с дошкольниками раннего возраста, я часто использую относительно новый вид художественной деятельности — пластилинография. На таких занятиях детям нравится работать пальчиками и самим придумывать различные объекты творчества: они лепят разных животных, фрукты и овощи, сказочных персонажей. Кроме того, на занятиях лепки и рисования пластилином у малышей развиваются фантазия, пространственное мышление, умение работать аккуратно с пластилином, а также умение радоваться результатами как своего труда, так и восхищаться картинами и поделками сверстников.

Что же такое пластилинография? Пластилинография или рисование пластилином — это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Понятно, что основным используемым материалом является пластилин, который наносится на плотную основу (картон). Детям вообще нравится лепка, а когда с помощью взрослых можно создавать картины, объемные аппликации, безусловно это повышает творческий потенциал малышей.

В своей работе я использую определенную последовательность выполнения картин из пластилина:

подготавливаю необходимые материалы и инструменты (картон, разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, воду, влажные салфетки)

рассказываю детям, что конкретно у нас должно получиться ( фрукт, цветок, радуга и пр. ) и демонстрирую готовый образец

провожу пальчиковую гимнастику, это необходимо, так как работа с пластилином требует больших усилий и нужно разогреть мышцы рук

непосредственное выполнение работы (при этом я помогаю детям справиться с поставленной задачей, при необходимости)

обсуждаем получившиеся работы, помогаем убрать рабочие места, мытье рук.

Следует отметить, что в процессе создания картин из пластилина, мы в основном используем уже освоенные техники лепки:

раскатывание (при выполнении объемных фигур в работе)

заглаживание (выполнение плоских деталей)

скатывание (для изготовления фруктов, цветка и пр.)

Рисование пластилином я довольна часто использую на занятиях еще и потому, что в процессе лепки, рисования пластилином, малыши могут выразить свои эмоции, снять мышечное напряжение, а это необходимо дошкольникам в повседневной жизни.

Пластилин является и доступным материалом, а также при создании картин, в случае ошибки, ребенок может с легкостью убрать ненужный кусок пластилина и исправить свою работу.

Важно помнить то, что в процессе занятий пластилинографией, воспитателю не стоит ставить перед детьми сложных заданий, чтобы не отбить желание у дошкольников заниматься таким видом творчества.

Освоив простые способы рисования пластилином, можно начать выполнять коллективные работы (например « Звери в лесу» , « Луг», « Фруктовая корзина» и пр.)

Можно сказать, что пластилинография — это универсальное средство развития творческих способностей детей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, подготовки руки к письму.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/213200-plastilinografija-kak-sredstvo-razvitija-melk

Развитие мелкой моторики кисти рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии

«Развитие мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Одной из главных задач в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Научно доказано, что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу головного мозга, на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В настоящее время у многих дошкольников имеется общее моторное отставание, в особенно у детей, которые живут в городах. Еще в недалёком прошлом работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины, что повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму. Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных и творческих способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию. Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» — художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и «графия» — создавать, изображать. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Она проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

С помощью пластилинографии активно развиваются движения пальцев рук, укрепляются мышцы рук, что способствует подготовке руки к письму в школе, осуществляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки: прищипывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывание.

В процессе манипуляций с пластилином идет естественный массаж биологических точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.

Формируется общая умелость рук – движения пальцев становятся согласованнее, движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа обоих полушарий головного мозга.

Пластилинография имеет широкий спектр возможностей для развития творчества детей.

Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

-смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

-взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой.

Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, колпачки от фломастеров, стержни от шариковых ручек, пуговицы и др.) и природный материал (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы). Для инкрустации и украшения детских работ можно использовать разноцветные пайетки в виде звездочек, бабочек, сердечек, кружочков, цветочков и др. Можно использовать разноцветные перышки, бисер, бусинки, фольгу, цветной картон разной фактуры, нитки, гель с блестками и др.

Разнообразие материалов будит фантазию детей, они с удовольствием украшают свои работы, стремятся проявить творчество, индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе материала. Несмотря на то, что дети рисуют картину по образцу воспитателя, работы все – таки получаются разные, дети вносят новизну, проявляя свой творческий подход в изобразительной деятельности.

В технике “пластилинография” можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.

Таким образом, главное значение пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом, а также:

  • у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук,

  • движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируется (этому способствует мышечная нагрузка на них).

  • дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

  • при вдавливании мелких предметов, происходит развитие пинцетного хватания, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Для работы в технике пластилинография важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

У ребенка активно развиваются творческие способности, воображение, фантазия, эстетический вкус, возможность самовыражения в изобразительной деятельности.

Ребенок развивается как полноценная и гармоничная личность.

Использованная литература:

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет// Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2005 г.

Развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства // Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2001 г.

Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись». Методическое пособие, Москва, 2010.

И. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М., «Олма — Пресс», 2001.

Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М., «Эксмо», 2010.

Обучение дошкольников технике рисования пластилином//Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11, 2011.

Г. Н. Давыдова. «Пластилинография для малышей». М., «Скрипторий», 2003.

Г. Н. Давыдова. «Пластилинография. Детский дизайн — 2». М., «Скрипторий», 2008.

.

Развитие мелкой моторики – EIVI Professionals

Синди Горрелл

Рэйчел Дин

В этом развивающем эссе кратко описывается важность развития мелкой моторики рук у детей в возрасте от 0 до 12 месяцев с нарушениями зрения. Хотя руки являются основным органом восприятия, у младенцев с нарушением зрения часто наблюдается значительная задержка в развитии способности функционально использовать руки. Даже в 6 месяцев руки этих младенцев могут быть сжаты в кулаки и удерживаться на уровне плеч. Не могло быть взаимных перебираний пальцев, никакого взаимодействия по средней линии и никакого потягивания за веревку, чтобы активировать игрушку. В этом возрасте зрячий ребенок отрабатывает координацию дотягивания и перекладывания предметов из одной руки в другую. Эта задержка в использовании рук приводит к задержке развития мелкой и крупной моторики.

Как указано в книге «Рекомендации по развитию младенцев с нарушениями зрения », «Младенцы с нарушениями зрения получают пользу от всех значимых ощущений мелкой моторики, включая использование двух рук вместе для исследования и манипуляции. Исследования руками могут расширить представления младенца о том, как связаны два или более объектов, причинно-следственных связях, методах систематического поиска, отношениях часть-целое и осмысленном использовании объектов». (Lueck, Chen, Kekelis, & Hartmann, 2008 г.) Это яркий пример того, насколько важны навыки мелкой моторики для младенцев с нарушениями зрения. Согласно статье Тростера и Брамбринга, «слепые младенцы должны исследовать объект тактильно, прежде чем смогут приспособить положение своих рук к его размеру и форме». (Тростер и Брамбринг, 19 лет.93) Это также говорит о том, насколько важно для младенцев с нарушениями зрения использовать руки и улучшать свои навыки мелкой моторики.

Существует множество упражнений, которые могут способствовать развитию мелкой моторики у детей в возрасте от 0 до 12 месяцев. Например, во время перекуса младенцу на высоком стульчике можно давать любые перекусы, такие как жевательные фрукты или хлопья. Когда младенец берет закуску, он работает над развитием клешневого захвата. Другой пример может иметь место во время игры с полем задач. Родитель может взять пустую коробку из-под салфеток и положить внутрь разные предметы, а затем предложить младенцу вытаскивать по одному предмету и исследовать его тактильно. Предметами могут быть старая ткань, ватные шарики, бусины, маленькие погремушки или фигурки. Эта деятельность также будет способствовать развитию мелкой моторики у младенца. Другим занятием для развития мелкой моторики может быть просто взять старую газету или журнал и предложить ребенку разорвать их на полоски.

Таким образом, в этом сочинении по развитию обсуждается важность развития мелкой моторики рук у детей в возрасте 0–12 месяцев с нарушениями зрения. Такие исследователи, как Brambring and Troster (1993) и Lueck et al (2008), предполагают, насколько важно для младенца с нарушением зрения исследовать окружающую среду и предметы руками. Воздействие повседневной деятельности, требующей манипулирования предметами, поможет младенцам с нарушениями зрения улучшить свои навыки мелкой моторики.

Аманда Холл Люк, округ Колумбия (2008 г.). Рекомендации по развитию младенцев с нарушениями зрения . Луисвилл, Кентукки: American Printing House for the Blind, Inc.

Heinrich Troster, MB (1993). Раннее моторное развитие слепых младенцев. Журнал прикладной психологии развития Том 14

, 83-106.

 

Эта запись была размещена в Развитие двигателя.

Вехи развития мелкой моторики

(с сайта www.childdevelopment.com)

0–6 месяцев

Развитие

  • Рефлекторное схватывание (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват объектов (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват двумя руками (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами

6–12 месяцев

Развитие

  • Тянется, хватает, кладет предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Клещевой захват
  • Подбирает предметы клещевым захватом (большим и одним пальцем)
  • Перекладывает предмет из одной руки в другую
  • Игрушка падает и поднимается

Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты

  • Плохое развитие мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами

1–2 года

Развитие

  • Строит башню из трех маленьких блоков
  • Надевает четыре кольца на палку
  • Помещает пять штифтов в перфорированную доску
  • Перелистывает две-три страницы за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует движением всей руки, перекладывает руки, делает мазки
  • Самостоятельная подача с минимальной помощью
  • Возможность использовать подпись для общения
  • Подносит ложку ко рту
  • Отдельно держит и пьет из чашки

Возможные последствия, если основные этапы не достигнуты

  • Плохое развитие силы кисти и пальцев
  • Отсроченные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания, таких как прием пищи
  • Отложенные навыки манипуляции

2–3 года

Развитие

  • Нити четыре большие бусины
  • Переворачивает отдельные страницы
  • Ножницы с ножницами
  • Удерживает карандаш большим и указательным пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве действий
  • Имитирует круговые, вертикальные, горизонтальные штрихи
  • Рисует движением запястья, делает точки, линии, круговые штрихи
  • Раскатывать, раскатывать, сжимать и вытягивать тесто для лепки
  • Ест без посторонней помощи

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Отсроченные навыки самообслуживания, такие как прием пищи
  • Задержка развития навыков письма
  • Отсроченные манипуляции с мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами

3–4 года

Развитие

  • Строит башню из девяти маленьких блоков
  • Копии кружка
  • Имитирует крест
  • Работает с глиняным материалом (катает шарики, делает змей, печенье)
  • Использует недоминирующую руку, чтобы помочь и стабилизировать использование предметов
  • Отрезает бумагу ножницами

Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты

  • Задержка развития навыков письма
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом
  • Плохой захват карандаша и контроль над карандашом
  • Плохие навыки ухода за собой, такие как прием пищи
  • Отложенные навыки рисования

4–5 лет

Развитие

  • Непрерывное сокращение на линии
  • Копии креста
  • Копии квадратные
  • Записывает имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копирует письма
  • Ручность хорошо установлена ​​
  • Самостоятельно одевается и раздевается

Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты

  • Проблемы с удерживанием карандаша и обращением с ним
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита Зависимость от лиц, обеспечивающих уход, в повседневных делах, таких как одевание
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом

5–6 лет

Развитие

  • Вырезает простые формы
  • Копирует треугольник
  • Цвета внутри линий
  • Использует трехпальцевый захват карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи соответствующие
  • Может рисовать простые картинки

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Трудности в обучении правильному формированию букв
  • Плохой почерк
  • Трудности с демонстрацией академических способностей на бумаге
  • Усталость при выполнении заданий с карандашом
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом

6–7 лет

Развитие

  • Правильно формирует большинство букв и цифр
  • Записывает последовательно на строки
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая устойчивость к письму
  • Может собирать Lego, knex и другие блоки самостоятельно
  • Шнурки для галстуков

Возможные последствия, если вехи не достигнуты

  • Трудности с изложением идей на бумаге
  • Ощущение усталости во время рукописного ввода
  • Трудно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы со сверстниками
  • Возможные расстройства и/или поведенческие трудности из-за избегания заданий с карандашом

7–8 лет

Развитие

Возможные последствия, если не достигнуты вехи

  • Трудности при своевременном выполнении рукописных заданий
  • Испытывает усталость во время рукописного ввода
  • Плохая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности из-за избегания заданий с карандашом

Найдите меня

В Центре слуха и речи Buffalo мы стремимся помочь вам справиться со слухом, речью, общением или образовательными потребностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *